Творческий состав
Портрет Ольги Викторовой может быть написан в различной манере, поскольку, постоянно экспериментируя в творчестве, она успела овладеть большинством композиторских техник. Сочиняя порой сложную для восприятия "элитарную" музыку, О.Викторова тем не менее не приемлет какого бы то ни было снобизма в искусстве. Как истинный профессионал, она считает, что должна уметь все: написать оперу, симфонию или, например, эстрадную пьесу, музыку к спектаклю, песню.
Композитор, аранжировщик, дирижер, музыкальный критик. Окончил музыкальную Десятилетку при УГК в 1988 г. В 1993 г. окончил Уральскую Государственную консерваторию, а в 1995 г. — ассистентуру-стажировку при УГК (класс композиции Кесаревой М.А.). В 1996 г. стажировался на семинаре молодых композиторов в ДТК «Иваново» у С. Беринского. В течение 13 лет преподавал музыкально-теоретические дисциплины на отделении «музыкальное исусство эстрады» Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского. В настоящее время концертмейстер Уральского хореографического колледжа.
Анастасия Беспалова - композитор, со своим простым, но в тоже время интересным музыкальным языком. Постоянный участник различных фестивалей в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Лауреат конкурса Мариинского театра на создание оперы по произведения Н.В.Гоголя.
А.Г.Фридлендер – видный композитор, профессор, музыкально-общественный деятель. В течение многих лет он был дирижером симфонического оркестра Свердловской филармонии. Работая в тесном контакте с М.И.Паверманом – основателем оркестра, А.Г.Фридлендер в немалой степени способствовал росту авторитета этого коллектива в стране. ... Фридлендер осуществил живую связь между культурной средой Свердловска и художественным миром Петербурга-Петрограда-Ленинграда, в котором происходило музыкальное становление композитора. ... Это был музыкант строгого и изысканного художественного вкуса. Его суждения по профессиональным вопросам отличались прямотой и бескомпромиссностью. ... А.Г.Фридлендер был одним из тех, кто стоял у истоков музыкальной культуры Урала и своей многогранной деятельностью способствовал созданию ее прочного фундамента.
Композитор, тромбонист, педагог.
Родился 6 ноября 1964 года. Окончил Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург) по классу композиции профессора А. Н. Нименского, при ней же прошел ассистентуру-стажировку (1991 и 1993).
Участник Великой Отечественной войны. В 1955 окончил Моск. конс. по кл, композиции Е. К. Голубева, в 1962—аспирантуру Уральской конс. (рук. В. Н. Трамбицкий).
Сочинения В.И.Щелокова – одного из ведущих композиторов Урала, широко известны в нашей стране. В его творческом наследии – программные симфонические поэмы, сочинения для трубы, виолончели, кларнета и фортепиано, музыка к спектаклям, песни. При всем разнообразии художественных интересов композитора ведущую линию в его творчестве прочертила стойкая привязанность к любимому инструменту – трубе. С совершенной определенностью можно сказать, что в мировом музыкальном искусстве не было и нет композитора, который бы так значительно обогатил репертуар для трубы сольными и концертными сочинениями, как это удалось В.И.Щелокову. ... Щелоков не скупился на проявление чувств. Его музыка лишена холодноватого интеллектуализма, рассудочности. <...> Ему удалось создать сочинения, где угадывается безбрежность просторов земли русской, свежесть ее ветров, неповторимое сочетание суровой мужественности, волевого напора и светлого лиризма.
Талантливый и широко образованный музыкант, великолепный педагог, автор сочинений, развивающих традиции русской классики, – такой вспоминают О.А.Головину ее коллеги и ученики. Многие ее произведения – балет, опера, романсы – могут сегодня достойно представлять уральскую музыкальную культуру на филармонических сценах и в педагогической практике.
Родился 19 апреля 1901 г. в Овруче Житомирской губернии. Окончил научно-теоретический факультет Киевской консерватории по классу A. А. Альшванга (1927) и аспирантуру Московской консерватории (1932-1935). Преподавал теорию, затем историю музыки в муз. училищах им. Н. Д. Леонтовича в Киеве и им. Гнесиных в Москве, в Московской (1934-35), Свердловской (1935-39) и Киевской (1939-40) консерваториях. Руководил научной работой в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину (1940-1941). С 1945 работал в Киеве: заведовал кафедрой истории русской музыки в Киевской консерватории, был старшим научным сотрудником Института искусствознания, фольклора и этнографии АН УССР. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Музыка в жизни и творчестве Леси Украинки». Умер в Киеве 10 апреля 1952 г. В годы работы в Свердловске вел широкую культурно-просветительскую работу, стал организатором и первым деканом историко-теоретического факультета Свердловской консерватории, в 1939 г. был принят в Уральское отделение Союза композиторов.
Кайгородова (Киселёва) Ольга Игоревна, родилась 4 января 1986 года в г. Чебоксары, республика Чувашия. В 1987 году переехала в г. Нижняя Салда Свердловской области. В 1993 году поступила в 1 класс Гимназии и Детской школы искусств г. Нижняя Салда на фортепианное отделение. Первоначально обучалась у Краиловой Светланы Сергеевны, с 1997 г. – у Новоселовой Нины Константиновны.
Родился в г. Карпинске Свердловской области в 1970г. Композитор. После окончания средней школы поступил в Карпинский машиностроительный техникум. Окончил его в 1990 г. по специальности «Горная электромеханика». В 1993 г. поступил в Уральскую Государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского (УГК) на специальность «Дирижирование академическим хором». С 1996 года занимался по композиции у профессора Кесаревой М.А. (факультатив). С 2000г. стал преподавателем «Детской школы искусств №12» и « Екатеринбургской детской музыкальной школы №16». Ученики многократно становились лауреатами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов по музыкальной композиции. Челябинск). В 2011 году был награжден Почётной грамотой Министерства Культуры РФ, а в 2017 - Грамотой СК России за значительный вклад в развитие современного отечественного музыкального искусства.
Радостное приятие бытия – вот эмоциональная доминанта ее творчества, преимущественно связанного со словом, движением, жестом. ... В настоящее время "возраст души" все заметнее стал влиять на эмоциональную температуру ее музыки. Все чаще в ней звучат мотивы философских размышлений о смысле жизни. Однако порой, как и прежде, в эти настроения вторгаются юмор и смех. Асбест.
В 1971 окончила отд. истории музыки Уральской конс. В 1965—1971 преподаватель в Дет. муз. школе, в Муз. училище. С 1971 редактор Комитета по телевидению и радиовещанию Свердловского облисполкома. Автор статей по проблемам сов. музыки, очерков (творческие портреты В. Трамбицкого, В. Щелокова и др.), о молодых композиторах, радио- и телепередач.
Есть немного людей, чей "микрокосм" абсолютно созвучен их "макрокосму", – краю, где они родились и выросли. Именно таков Н.М.Пузей. Всякая попытка определить его человеческий облик в категориях официальной лексики ["ведущий", "выдающийся" и др.] чревата опасностью не только впасть в трюизмы, но и не сказать самого главного, существенного. ... Музыкальные впечатления от уральского горнозаводского музыкального быта, полученные еще в детстве, обусловили тяготение композитора к фольклорным истокам. Пузей принадлежит к числу музыкантов, осваивающих народное искусство не по песенным сборникам или фонозаписям, а в его живом бытовании. ... Какой бы ни была конкретная тема того или иного произведения Пузея, все его творчество глубоко лирично и по тому строю чувств, который в нем запечатлен, и по своему стилю. Одно из наиболее привлекательных ее качеств – богатейший мелодизм, восходящий, с одной стороны, к народно-песенным истокам, с другой – воплощпющий характерную для современного музыкального мышления тенденцию к линеарности. Мелос наполняет всю фактуру в сочинениях Пузея, сообщая им свободу и органичность в развертывании музыкальной мысли.
Т.Комарова одной из первых среди композиторов на Урале в 1990 году начала работать в жанре электроакустической музыки. Сейчас Т.Комарова руководит Студией электроакустической музыки при консерватории, создает электронные композиции, которые, как и ее наиболее значительные сочинения, выполненные акустическими средствами, привлекают своей поэтической образностью, мелодичностью, изысканностью средств, лаконизмом и стройностью формы, особым ощущением звукового пространства и времени.
Родился 20 ноября 1991 года в г. Верхняя Пышма (Свердловская область). Регулярно заниматься музыкой начал с 4 лет. Закончил ДШИ (г. Верхняя Пышма) по классам фортепиано и гитары. С 2006 по 2010 гг. учился на теоретико-композиторском отделении в Уральском музыкальном колледже при УГК им. Мусоргского (класс композиции А. Н. Нименского), который закончил в 2010 году. Во время обучения в музыкальном колледже были созданы произведения различных жанров, среди которых наиболее значительными можно считать «Сонату» для кларнета, виолончели и фортепиано, «Каприччио» для струнного оркестра, вокальный цикл для баритона и струнного оркестра «Сигирийские затворники» и «Регби-2» для септета труб.
Родился 6 августа 1956 г. в Куйбышеве (ныне Самара) в семье инженеров. С детства проявлял музыкальные способности, учился игре на аккордеоне, самостоятельно освоил гитару, баян, блок-флейту, увлекался импровизацией. Окончил теоретическое отделение Сызранского музыкального училища (1982) и Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского по классу композиции Н. М. Пузея (1987). Во время учебы принимал участие во Всесоюзном конкурсе студентов и аспирантов-композиторов: 1985 г. – вторая премия в номинациях «Камерная музыка» и «Фортепианная музыка»; 1987 – вторая премия в номинации «Симфоническая музыка». После окончания консерватории совмещал учебу в ассистентуре-стажировке с преподавательской деятельностью на кафедре композиции и с должностью заведующего музыкальной частью Театра кукол. В 1989 г. Н. А. Морозов был принят в члены Союза композиторов. В 1993 г. он переезжает в Санкт-Петербург, преподает в Академии театрального искусства (доцент с 2001 г.). С 1998 г. и по настоящее время работает заведующим музыкальной частью Академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова, пишет музыку к спектаклям театров Москвы, Вильнюса, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Челябинска, Ярославля, Петрозаводска и др.
Главный специалист по театральному и исполнительскому искусству Управления культуры г. Екатеринбурга. Выпускница Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Работала преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ, экскурсоводом Дома-музея П.И.Чайковского в Клину, преподавателем курса "Общественная история художественной и музыкальной культуры" в Свердловском горном институте, на кафедре звукорежиссуры Уральской консерватории.
Родился 14 мая 1921 года в городе Шадринске Курганской области в семье потомственных железнодорожников. Начал заниматься на тромбоне в самодеятельном духовом оркестре в 1932 г. В 1936 г. поступил в Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, где его педагогами были А. Г. Волков и И. М. Жилинский и консультантом — В. И.Щёлоков. Уже с третьего курса, в 17 лет, был принят в группу тромбонов оркестра Свердловского театра оперы и балета им. А.В. Луначарского. В 1990 г. Б.Г. Манжора был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1992 г. он становится членом Союза театральных деятелей России. Более сорока лет продолжалась его исполнительская и просветительская деятельность как тромбониста и музыковеда. В его классе подготовлено более двухсот учеников — тромбонистов, тубистов, музыковедов. Им опубликовано более трёхсот музыковедческих и методических работ, среди которых книги «Саратовский академический театр оперы и балета» (в 2-х томах), «Государственный Уральский русский народный хор», «Методика обучения игре на тромбоне» (Киев, 1976). Среди музыкальных произведений, написанных Б.Г. Манжорой, известность получили произведения для тромбона: «Концертный этюд», «Эскиз», «Концерт для тромбона и фортепиано».18 апреля 2011 г. в Большом зале Саратовской консерватории имени Л. Собинова состоялся мемориальный концерт, посвященный 90-летию профессора Б.Г. Манжоры.
Творчество А.Н.Поповича неразрывно связано с его личностью, характером, отношением к жизни. Каждое его произведение – будь то симфония или хоровая поэма, мультфильм или джазовая пьеса: во всем слышится серьезный, скрупулезный подход к выбору как материала, так и средств выразительности. Какой бы ни был избран жанр, всегда чувствуется суровость и лаконичность высказывания, строгость и "чистота стиля", глубина, необычайная нежность и доброта, свойственные автору, а также и особый "поповический" юмор. ... Музыка Арсения Поповича заставляет думать, размышлять, спорить.
Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 2 мая 1924 года. Музыкой начал заниматься с трех лет, а в четыре года был представлен А.К. Глазунову, который высоко оценил одаренность ребенка. В 1932 году А.А. Муравлева принимают в Особую группу одаренных детей при Ленинградской консерватории по классу фортепиано к доценту П.Ф. Линде — ученице Ф.М. Блуменфельда. По классу теории музыки и композиции А.А. Муравлев обучался у Г.М. Римского-Корсакова, внука великого композитора.В 1938 году, будущий композитор поступает в Музыкальную школу–десятилетку при Ленинградской консерватории. Его наставником по композиции становится А.П. Гладковский. С 1967 г. А.А. Муравлев свою педагогическую деятельность, сначала в Московском институте культуры (1967-1971, доцент – 1970), затем в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). В 1981 г. — удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР, в 1986 г. — утвержден в ученом звании профессора. К настоящему времени курс композиции в классе Муравлева закончили более 20 человек. Среди них — Г. Ауэрбах, В. Пожидаев (Москва), В. Грунер, Л. Горбунов (Пермь).
Соприкасаясь с сочинениями Г.Топоркова, ставшими уже уральской классикой, понимаешь, что музыка эта не выдумана, не "высижена" в тиши кабинета, а создана как искреннее излияние из глубины сердца. Такие сочинения могли появиться у художника, испытавшего с самого раннего детства необоримое стремление мыслить и высказываться звуками как самым естественным образом. Хотя в профессиональную музыку Топорков пришел довольно поздно, однако, вероятно, как и Глинка, будущий выдающийся симфонист Урала, почувствовав с раннего возраста влечение к музыке как "единственную и пламенную страсть", мог бы о себе сказать: "музыка – душа моя".
Родился 30 июля 1988 г. в Свердловске (Екатеринбург). Музыкой начал заниматься в 15 лет. С 2006 по 2009 гг. учился в Уральском государственом педагогическом университете на факультете музыкального образования. В 2008 г. поступил в Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского на теоретико-композиторское отделение, где начал занимался сочинением под руководством В.Д. Барыкина. В 2017 г. окончил Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского (кафедра композиции и оркестровки, класс профессора А.Н. Нименского). За годы обучения дважды становился лауреатом международных конкурсов, а также принимал активное участие в организации фестивалей и концертов современной академической музыки. С момента окончания консерватории и по сегодняшний день ведет активную творческую и педагогическую деятельность.
Если самобытность счесть одним из определяющих качеств художника, то М.Кесарева отмечена этим сполна. Она – композитор уральской не только по месту проживания, но и по самой сути мироощущения и творчества – по "географии души". Музыка Кесаревой как одна большая поэма. Ее герои – личности сильные, неординарные, с высоким строем чувств – многими чертами близки самому автору, в мироощущении которого органично слились архаично-фольклорное и сегодняшнее слышание жизни. Разные "главы" есть в музыкальной поэме М.Кесаревой. Но все они объединены приверженностью к слову и глубинными связями с фольклорными истоками.