E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Манжора Борис Георгиевич композитор, музыковед [1921-2002]

Родился 14 мая 1921 года в городе Шадринске Курганской области в семье потомственных железнодорожников. С детства проявлял склонность к музыке. Начал заниматься на тромбоне в самодеятельном духовом оркестре в 1932 г. В 1936 г. поступил в Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, где его педагогами были А. Г. Волков и И. М. Жилинский и консультантом — В. И.Щёлоков. Уже с третьего курса, в 17 лет, был принят в группу тромбонов оркестра Свердловского театра оперы и балета им. А.В. Луначарского. Работал под управлением таких дирижеров, как А. Маргулян (первый на Урале дирижер — лауреат Сталинской премии), Л. Брагинского, А. Людмилина, А. Шморгонера. В 1939 г поступил в Свердловскую консерваторию, но сразу же был призван в армию, в которой прослужил семь лет. Служил на Дальнем Востоке в районе реки Халхин-Гол в артиллерийском полку мотострелковой дивизии, участвовал в вооруженном конфликте с японскими войсками. В 1942-47 гг. служил в Китае и Монголии, руководил музыкальной частью ансамблей песни и пляски 17-й армии и погранвойск в Монголии. В 1945 году участвовал в переходе через хребет Большой Хинган. Восьмой год работал в Монголии инструктором ансамбля погранвойск. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны, советской и монгольской медалями «За победу над Японией» и другими медалями СССР. С 1947 г. продолжил учёбу в Уральской консерватории, совмещая занятия на оркестровом и музыковедческом факультетах. Был учеником музыковеда, доктора искусствоведения В.Д. Конен. Руководителем его дипломной работы «"Аршин мал Алан" Узеира Гаджибекова и некоторые вопросы развития советской музыкальной комедии» был Л.Л. Христиансен. С 1951 г. Б.Г. Манжора работал в Уральской консерватории на оркестровом и теоретическом факультетах, вел курс истории музыки народов СССР и общие курсы гармонии, преподавал в Свердловском музыкальном училище. Был  музыкальным редактором Свердловской киностудии (1951—1952). Занимался изучением и популяризацией народного творчества и профессиональной музыкальной культуры Урала. Руководил джаз-оркестром. С 1950 г. начал печататься в прессе, в 1956 г. был принят в Союз композиторов СССР. Обнаружив в Нижне-Тагильском архиве тринадцать ранее неизвестных автографов В.В.Стасова, Б.Г. Манжора издал их в 1960 году.

 

В 1960 году Б.Г. Манжора, по приглашению Л.Л. Христиансена, возглавившего Саратовскую консерваторию, переезжает в Саратов, где преподаёт в классе тромбон, ведет курсы гармонии, истории музыки (с. 1965 г. – доцент). С 1962 года по 1968 год занимает посты декана, проректора по научной и учебной работе Саратовской консерватории. В 1968 году его приглашают на работу в г. Донецк, в только что организованный музыкально-педагогический институт (ныне — Донецкая государственная музыкальная академия), где он стал проректором, а через короткое время – первым ректором этого учебного заведения, печатался в музыкальной прессе Донецка, Киева. Вернувшись в 1974 г. в Саратов, Б.Г. Манжора до своей кончины (4 ноября 2002 г.) преподавал на кафедрах истории музыки (в 1976-1987 г. был заведующим кафедрой) и духовых инструментов, избирался ответственным секретарём Саратовского отделения Союза композиторов СССР. Был делегатом IV съезда композиторов РСФСР и VI съезда композиторов СССР. В 1990 г. Б.Г. Манжора был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1992 г. он становится членом Союза театральных деятелей России. Более сорока лет продолжалась его исполнительская и просветительская деятельность как тромбониста и музыковеда. В его классе подготовлено более двухсот учеников — тромбонистов, тубистов, музыковедов. Им опубликовано более трёхсот музыковедческих и методических работ, среди которых книги «Саратовский академический театр оперы и балета» (в 2-х томах), «Государственный Уральский русский народный хор», «Методика обучения игре на тромбоне» (Киев, 1976). Среди музыкальных произведений, написанных Б.Г. Манжорой, известность получили произведения для тромбона: «Концертный этюд», «Эскиз», «Концерт для тромбона и фортепиано».18 апреля 2011 г. в Большом зале Саратовской консерватории имени Л. Собинова состоялся мемориальный концерт, посвященный 90-летию профессора Б.Г. Манжоры.

 

Основные научные и научно-методические публикации

Краткие замечания о некоторых школах для тромбона, изданных в советское время // Бюллетень №14 (декабрь 1954 г.). НИО УГК; Творчество В.И. Щелокова. 1955. 144 с. НИО УГК. Каталог Кафедры истории музыки (инв. № 179, 227); Что пишут о музыке молодежные газеты Урала // Сов. музыка. 1956. № 1; «Марк Береговик» // Сов. музыка. 1956. № 7; Симфонические этюды-картины В.Н. Трамбицкого (опыт исследования) // Бюллетень №18 (октябрь 1956 г.). НИО УГК; Песни Евгения Родыгина // Советская музыка. 1957. № 3; Государственный Уральский народный хор. Свердловск, 1958; Уральская музыкальная весна // Сов. музыка. 1958. № 7; Бажов и музыка. Т. 1-2.  1958. Каталог Кафедры истории музыки УГК (инв. № 177, 276-277); П. П. Бажов и музыка // Научно-методические записки Уральской консерватории. Вып. 2. Свердловск, 1959. С. 65-86; Творчество В.И. Щелокова // Научно-методические записки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. Вып. 3: О музыке и музыкантах Урала / Уральс­кая гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. Свердловск: [б. и.], 1959. С. 48-66; Сочинения Г. Топоркова // Сов. музыка, 1959. №2; Из истории роговой музыки в России // Бюллетень №8 (27), ноябрь 1959 г. НИО УГК. Кафедра истории музыкиУГК; Творческий смотр композиторов Свердловска // Сов. музыка. 1960. № 3; Автографы Стасова. // Урал. 1960. №7; Нижне-Тагильские музыканты // Уральский следопыт. 1960. № 3; Рецензия на книгу Б. Дикова и В. Богданова «Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах» // Сов. музыка. 1960. № 8; Об исправлении дефектов в атакировке звука при обучении тромбонистов // Научно-методические записки Саратовской консерватории. Вып. 4. Саратов, 1961; Страницы из музыкального прошлого Нижнего Тагила // Из музыкального прошлого : сборник очерков. Вып. 2 / редактор-составитель Б. С. Штейнпресс. М.: Музыка, 1965; Мелодии над Волгой. // Вестник агентства печати «Новости». 1966. 21 янв.; Звучит над Волгой музыка // Волга. 1966. № 9; Вячеслав Иванович Щелоков // Композиторы Урала: сб. очерков. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1968. С. 27-38; Первые шаги // Донбасс. 1973. № 6; Революционная песня в Донбассе // Народное творчество и этнография / на укр. яз./1975. № 3;  Методика обучения игре на тромбоне. Киев, 1976; Постигая современность // Волга. 1976. № 3; Нужная, полезная книга // Сов. музыка. 1977. № 4; С песней и танцем. Уральский государственный народный хор. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1979; Об эволюции исполнительской манеры Уральского народного хора // Традиционный и современный фольклор Приуралья и Сибири: тезисы докладов Всероссийской музыкально-фольклорной конференции в г. Свердловске 3 - 8 мая 1979 г. / Уральская гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. Москва: [б. и.], 1979; Композиторы и музыковеды Саратова. Саратов, 1982; Голос сердца. Страницы жизни Калининой О.П. Саратов,  1989; Из истории Уральской композиторской организации // Проблемы современной музыкальной культуры: творчество, исполнительство, музыкальная эстетика и педагогика: тезисы докладов. Свердловск, 1989. НИО УГК; Саратовский академический театр оперы и балета. Ч. 1: Солидное артистическое дело. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1996. 328 с. : ил.; В. И. Щелоков // Композиторы Екатеринбурга / в соавт. с Сокольской Ж. Екатеринбург, 1998. С. 108-116; [Воспоминания] // Виктор Николаевич Трамбицкий: Воспоминания, статьи, исследования / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского, Урал. отд. Союза композиторов; [отв. редактор В. П. Костарев]. Екатеринбург: УГК им. М. П. Мусоргского, 2002.

 

Литературные произведения

«Конек-горбунок» — либретто оперы по сказке Ершова; «Энеида» — либретто оперы И. Котляревского.

 

Музыкальные произведения

Два этюда из Школы для раздвижного тромбона. Партия ф-п. Б. Манжора. 1955 г. 5 с. НИО УГК. Кафедра истории музыки (инв. № 87); Концертный этюд для тромбона и фортепиано (1969); Эскиз для тромбона и фортепиано (1971); Концерт для тромбона и фортепиано; Переложения для тромбона, для квартета тромбонов.

 

Библиография

Абрамов О. Борис Манжора // Композиторы и музыковеды Саратова: Сб. статей. М.: Композитор, 2008; Болотин С. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Радуница, 1995. С. 168-169; Шабалина Л. Борис Георгиевич Манжора // Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 122-123.  

Полный список имён