Родился 14 мая 1921 года в городе Шадринске Курганской области в семье потомственных железнодорожников. С детства проявлял склонность к музыке. Начал заниматься на тромбоне в самодеятельном духовом оркестре в 1932 г. В 1936 г. поступил в Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, где его педагогами были А. Г. Волков и И. М. Жилинский и консультантом — В. И.Щёлоков. Уже с третьего курса, в 17 лет, был принят в группу тромбонов оркестра Свердловского театра оперы и балета им. А.В. Луначарского. Работал под управлением таких дирижеров, как А. Маргулян (первый на Урале дирижер — лауреат Сталинской премии), Л. Брагинского, А. Людмилина, А. Шморгонера. В 1939 г поступил в Свердловскую консерваторию, но сразу же был призван в армию, в которой прослужил семь лет. Служил на Дальнем Востоке в районе реки Халхин-Гол в артиллерийском полку мотострелковой дивизии, участвовал в вооруженном конфликте с японскими войсками. В 1942-47 гг. служил в Китае и Монголии, руководил музыкальной частью ансамблей песни и пляски 17-й армии и погранвойск в Монголии. В 1945 году участвовал в переходе через хребет Большой Хинган. Восьмой год работал в Монголии инструктором ансамбля погранвойск. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны, советской и монгольской медалями «За победу над Японией» и другими медалями СССР. С 1947 г. продолжил учёбу в Уральской консерватории, совмещая занятия на оркестровом и музыковедческом факультетах. Был учеником музыковеда, доктора искусствоведения В.Д. Конен. Руководителем его дипломной работы «"Аршин мал Алан" Узеира Гаджибекова и некоторые вопросы развития советской музыкальной комедии» был Л.Л. Христиансен. С 1951 г. Б.Г. Манжора работал в Уральской консерватории на оркестровом и теоретическом факультетах, вел курс истории музыки народов СССР и общие курсы гармонии, преподавал в Свердловском музыкальном училище. Был музыкальным редактором Свердловской киностудии (1951—1952). Занимался изучением и популяризацией народного творчества и профессиональной музыкальной культуры Урала. Руководил джаз-оркестром. С 1950 г. начал печататься в прессе, в 1956 г. был принят в Союз композиторов СССР. Обнаружив в Нижне-Тагильском архиве тринадцать ранее неизвестных автографов В.В.Стасова, Б.Г. Манжора издал их в 1960 году.
В 1960 году Б.Г. Манжора, по приглашению Л.Л. Христиансена, возглавившего Саратовскую консерваторию, переезжает в Саратов, где преподаёт в классе тромбон, ведет курсы гармонии, истории музыки (с. 1965 г. – доцент). С 1962 года по 1968 год занимает посты декана, проректора по научной и учебной работе Саратовской консерватории. В 1968 году его приглашают на работу в г. Донецк, в только что организованный музыкально-педагогический институт (ныне — Донецкая государственная музыкальная академия), где он стал проректором, а через короткое время – первым ректором этого учебного заведения, печатался в музыкальной прессе Донецка, Киева. Вернувшись в 1974 г. в Саратов, Б.Г. Манжора до своей кончины (4 ноября 2002 г.) преподавал на кафедрах истории музыки (в 1976-1987 г. был заведующим кафедрой) и духовых инструментов, избирался ответственным секретарём Саратовского отделения Союза композиторов СССР. Был делегатом IV съезда композиторов РСФСР и VI съезда композиторов СССР. В 1990 г. Б.Г. Манжора был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1992 г. он становится членом Союза театральных деятелей России. Более сорока лет продолжалась его исполнительская и просветительская деятельность как тромбониста и музыковеда. В его классе подготовлено более двухсот учеников — тромбонистов, тубистов, музыковедов. Им опубликовано более трёхсот музыковедческих и методических работ, среди которых книги «Саратовский академический театр оперы и балета» (в 2-х томах), «Государственный Уральский русский народный хор», «Методика обучения игре на тромбоне» (Киев, 1976). Среди музыкальных произведений, написанных Б.Г. Манжорой, известность получили произведения для тромбона: «Концертный этюд», «Эскиз», «Концерт для тромбона и фортепиано».18 апреля 2011 г. в Большом зале Саратовской консерватории имени Л. Собинова состоялся мемориальный концерт, посвященный 90-летию профессора Б.Г. Манжоры.
Основные научные и научно-методические публикации
Краткие замечания о некоторых школах для тромбона, изданных в советское время // Бюллетень №14 (декабрь 1954 г.). НИО УГК; Творчество В.И. Щелокова. 1955. 144 с. НИО УГК. Каталог Кафедры истории музыки (инв. № 179, 227); Что пишут о музыке молодежные газеты Урала // Сов. музыка. 1956. № 1; «Марк Береговик» // Сов. музыка. 1956. № 7; Симфонические этюды-картины В.Н. Трамбицкого (опыт исследования) // Бюллетень №18 (октябрь 1956 г.). НИО УГК; Песни Евгения Родыгина // Советская музыка. 1957. № 3; Государственный Уральский народный хор. Свердловск, 1958; Уральская музыкальная весна // Сов. музыка. 1958. № 7; Бажов и музыка. Т. 1-2. 1958. Каталог Кафедры истории музыки УГК (инв. № 177, 276-277); П. П. Бажов и музыка // Научно-методические записки Уральской консерватории. Вып. 2. Свердловск, 1959. С. 65-86; Творчество В.И. Щелокова // Научно-методические записки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. Вып. 3: О музыке и музыкантах Урала / Уральская гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. Свердловск: [б. и.], 1959. С. 48-66; Сочинения Г. Топоркова // Сов. музыка, 1959. №2; Из истории роговой музыки в России // Бюллетень №8 (27), ноябрь 1959 г. НИО УГК. Кафедра истории музыкиУГК; Творческий смотр композиторов Свердловска // Сов. музыка. 1960. № 3; Автографы Стасова. // Урал. 1960. №7; Нижне-Тагильские музыканты // Уральский следопыт. 1960. № 3; Рецензия на книгу Б. Дикова и В. Богданова «Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах» // Сов. музыка. 1960. № 8; Об исправлении дефектов в атакировке звука при обучении тромбонистов // Научно-методические записки Саратовской консерватории. Вып. 4. Саратов, 1961; Страницы из музыкального прошлого Нижнего Тагила // Из музыкального прошлого : сборник очерков. Вып. 2 / редактор-составитель Б. С. Штейнпресс. М.: Музыка, 1965; Мелодии над Волгой. // Вестник агентства печати «Новости». 1966. 21 янв.; Звучит над Волгой музыка // Волга. 1966. № 9; Вячеслав Иванович Щелоков // Композиторы Урала: сб. очерков. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1968. С. 27-38; Первые шаги // Донбасс. 1973. № 6; Революционная песня в Донбассе // Народное творчество и этнография / на укр. яз./1975. № 3; Методика обучения игре на тромбоне. Киев, 1976; Постигая современность // Волга. 1976. № 3; Нужная, полезная книга // Сов. музыка. 1977. № 4; С песней и танцем. Уральский государственный народный хор. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1979; Об эволюции исполнительской манеры Уральского народного хора // Традиционный и современный фольклор Приуралья и Сибири: тезисы докладов Всероссийской музыкально-фольклорной конференции в г. Свердловске 3 - 8 мая 1979 г. / Уральская гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. Москва: [б. и.], 1979; Композиторы и музыковеды Саратова. Саратов, 1982; Голос сердца. Страницы жизни Калининой О.П. Саратов, 1989; Из истории Уральской композиторской организации // Проблемы современной музыкальной культуры: творчество, исполнительство, музыкальная эстетика и педагогика: тезисы докладов. Свердловск, 1989. НИО УГК; Саратовский академический театр оперы и балета. Ч. 1: Солидное артистическое дело. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1996. 328 с. : ил.; В. И. Щелоков // Композиторы Екатеринбурга / в соавт. с Сокольской Ж. Екатеринбург, 1998. С. 108-116; [Воспоминания] // Виктор Николаевич Трамбицкий: Воспоминания, статьи, исследования / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского, Урал. отд. Союза композиторов; [отв. редактор В. П. Костарев]. Екатеринбург: УГК им. М. П. Мусоргского, 2002.
Литературные произведения
«Конек-горбунок» — либретто оперы по сказке Ершова; «Энеида» — либретто оперы И. Котляревского.
Музыкальные произведения
Два этюда из Школы для раздвижного тромбона. Партия ф-п. Б. Манжора. 1955 г. 5 с. НИО УГК. Кафедра истории музыки (инв. № 87); Концертный этюд для тромбона и фортепиано (1969); Эскиз для тромбона и фортепиано (1971); Концерт для тромбона и фортепиано; Переложения для тромбона, для квартета тромбонов.
Библиография
Абрамов О. Борис Манжора // Композиторы и музыковеды Саратова: Сб. статей. М.: Композитор, 2008; Болотин С. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Радуница, 1995. С. 168-169; Шабалина Л. Борис Георгиевич Манжора // Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 122-123.