Родился 15 марта 1928 г. в деревне Ляпустино Богдановичского района Свердловской области. С детских лет, испытывая тягу к музыке, пел в школьном хоре, был непременным участником самодеятельных музыкальных коллективов, где освоил игру на народных инструментах. После окончания школы поступил на историко-филологический факультет Уральского государственного университета. Его выступление с исполнением собственных сочинений на смотре художественной самодеятельности было замечено председателем жюри В.И. Щёлоковым, который посоветовал юноше заниматься музыкой профессионально. В 1946 г. Г.Н. Топорков поступил на теоретико-композиторское отделение Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского, где обучался в классе композиции сначала у Б.Д. Гибалина, а затем у Л.Б. Никольской. После успешного окончания училища он продолжил свое образование в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. В течение 1949/50 учебного года занимался на историко-теоретическом факультете, так как после Постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. об опере «Великая дружба» В. Мурадели и начавшейся в связи с этим «борьбы с формализмом» прием на композиторское отделение консерватории был временно закрыт. Лишь на следующий год Г.Н. Топорков был зачислен в класс композиции В.Н. Трамбицкого. В годы учебы им были написаны фортепианная сюита «Думы о Корее», Сюита для скрипки и фортепиано, прелюдии для фортепиано, симфоническая картина «На вечерке», с успехом исполненная на концерте Пленума уральских композиторов (1953). Дипломной работой композитора стала Первая симфония (1955), в которой ярко проявились масштабность мышления, прочная опора на фольклорно-песенное начало и органичность инструментовки – качества, характерные для его последующих симфонических произведений.
В 1955 г. Г.Н. Топорков поступил в аспирантуру в класс В.Н. Трамбицкого, а с 1956 г. началась его преподавательская деятельность в Уральской консерватории, где он вел класс инструментовки до 1977 г. В 1958 г. Г.Н. Топорков был принят в Союз композиторов. Во второй половине 50-х гг. им были созданы Вторая симфония и Концерт для скрипки с оркестром – сочинения, определившие направленность его творческой эволюции в сторону симфонических жанров. Произведения 60-х гг.– Третья и Четвертая симфонии – закрепили за ним репутацию одного из значительнейших симфонистов уральской композиторской школы. В 1966 г. Г.Н. Топорков был избран на пост председателя Уральского отделения Союза композиторов и в течение 10 лет, помимо творчества, занимался ответственной административной работой: организацией и проведением композиторских пленумов, координацией деятельности организации с партийными и правительственными структурами власти. В 1973 г. он был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Среди его сочинений 70-х гг. выделяются лироэпическая Пятая симфония и цикл из 24 прелюдий для фортепиано, ставший последним сочинением композитора. Г.Н. Топорков скоропостижно скончался 7 сентября 1977 г. в Свердловске.
Лучшие симфонические произведения Г.Н. Топоркова по праву вошли в «золотой фонд» отечественной музыкальной культуры. Не случайно на юбилейном филармоническом концерте «70 лет уральской музыки» (27 ноября 2009) прозвучала его Четвертая симфония, ставшая одним из ярчайших художественных событий фестиваля.
Сочинения
Симфонические произведения
1953
|
«На вечерке», симф. карт.
|
п-ра,
о.п.
|
АСК (р.а.)
|
1955
|
Симфония № 1 в 4 ч.
|
п-ра,
о.п.
|
АСК (р.а.)
|
1956
|
Симфония № 2 (неоконч.).
|
п-ра
|
|
1957
|
Концерт для скр. с орк. в 3 ч.
|
п-ра,
кл.;
о.п.
|
АСК (р.а.; к.р.);
М.: Сов. комп., 1972; УГК
|
1961
|
Симфония № 3 в 2 ч.
|
п-ра,
о.п.
|
АСК (р.а.)
|
1968
|
Симфония № 4 в 4 ч.
|
п-ра,
о.п.
|
АСК (р.а.)
|
1971
|
Симфония № 5 в 4 ч.
|
п-ра
|
|
б/д
|
«Думы об Урале», симф. поэма
|
п-ра,
о.п.
|
АСК (р.а.)
|
Вокально-симфонические произведения
1954
|
«Урал», кант. для хора, солистов и орк. на ст. Э. Бояршиновой и Б. Манжоры
|
п-ра
|
|
1967
|
«Песнь о могучем крае» для хора и симф. орк.
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
Хоровые произведения
|
б/д
|
«Присяга» для сол. и муж. хора, ст. В. Богдановича
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Любимый край», поэт. карт. для хора и солистов, ст. Г. Варшавского
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Тропиночка заветная» для нар. жен. хора в сопров. баяна, сл. нар.,
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
Камерно-инструментальные произведения
|
1953
|
«Дума о Корее», сюита для фп
|
|
|
1953
|
Сюита для скр. и фп
|
|
|
1952-62
|
Прелюдии для фп
|
|
// Сб. фп пьес. М., 1963. С. 41-46; УГК; УЧ; АСК (к.р. – 5 прелюдий; р.а. – прелюдия d moll)
|
1977
|
24 прелюдии для фп
|
|
// Пьесы урал. комп. М. : Сов. комп., 1992. С. 69-73 (2 пр.); АСК (к.р.); УГК; УЧ (к.р.№№1-14)
|
б/д
|
«Поэма» для скр. и фп в 3 ч.
|
|
АСК (к.р.)
|
Песни (1965–1977)
|
б/д
|
«Над Уралом», ст. В. Кочкаренко
|
.
|
// Наша песня. Свердловск, 1974; УГК; УрГПУ
|
б/д
|
«Песня о Свердловске», ст. В. Елисеева
|
|
Там же; УГК; УрГПУ; АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Свердловчанки», ст. Л. Сорокина
|
|
Там же; УГК; УрГПУ
|
б/д
|
«Признание в любви», ст. Л. Сорокина (вар-т для гол. и инстр. анс.)
|
|
Там же; УГК; УрГПУ;
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Ты ни о чем меня не спрашивай», ст. Н. Палкина
|
|
Там же; УГК; УрГПУ
|
б/д
|
«Журавли», ст. В. Елисеева
|
|
Там же; УГК; УрГПУ
|
б/д
|
«Счастье синеглазое», ст. В. Елисеева
(инстр-ка Н. Олейникова)
|
п-ра
|
Там же; УГК; УрГПУ;
АСК (р.)
|
б/д
|
«Земля родная», ст. Д. Лившица
|
.
|
//Уральские песни. Свердловск, 1981; УрГПУ
|
б/д
|
«Любава», ст. Э. Вериго
|
|
Там же; // Песни комп. Урала для голоса (хора) в сопров. фп (баяна). М.: Сов. комп., 1985. С. 66; УрГПУ
|
б/д
|
«Тополек», ст. В.Елисеева
|
.
|
// Березовые сны / Сост. И.М. Зинкина. М.: Сов. комп., 1983. С. 5–6; // Песни комп. Урала. М.: Сов. комп., 1985; УрГПУ
|
б/д
|
«Первое свидание», ст. В. Елисеева
|
|
АСК (р.)
|
б/д
|
«В счастье надо верить» для жен. дуэта,
ст. В. Елисеева
|
|
АСК (р.)
|
б/д
|
«Солнце мое», ст. В. Елисеева
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Первое свидание», ст. В. Елисеева
|
|
АСК (р.)
|
б/д
|
«Девчата в солдатских шинелях» для гол. и баяна, сл. Г. Варшавского
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Горный лен», ст. Л. Сорокина
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Небесные девчата», ст. Л. Сорокина для гол. и фп, а также для дуэта и вок. кварт. в сопров. фп
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Наставники», ст. Л. Сорокина
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Уральская Снегурочка», ст. Э. Вериго
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Таежный городок», ст. И. Тарабукина
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Над орлиным уральским раздольем», ст. Л. Сорокина
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Баллада о девушке» («На берегу меж тихих елей»), ст. Е. Клюшниковой
|
|
// Песни, частушки, страдания. Свердловск, 1968. С. 17-20; УГК
|
б/д
|
«Ожидание» («Поровну делим мы даже веснушки…»), ст. Н. Доризо
|
|
// Там же. С. 79-84; УГК
|
б/д
|
«Счастье наше», ст. Г. Варшавского
|
|
// Там же. С. 85-89; УГК
|
б/д
|
«Таежный городок», ст. И. Тарабукина
|
|
// Там же. С. 39-45; УГК
|
б/д
|
« Тополек», ст. В. Елисеева
|
|
// Там же. С. 21-26; УГК
|
Дискография
«Баллада о девушке», с. Ю. Клюшникова
|
//Гос. Урал. рус. нар. хор. Мелодия, 1966; С 1293-94
|
Сол. А. Петрова
|
«Тополек», ст. В. Елисеева
|
//Там же. 1969; С 01673-74
|
Запевает Б. Фролов
|
Симфония № 4
|
//Свердловский сувенир. СМ 04332-6. М.: Мелодия, 1973.
|
Симф. орк. Свердл. гос. филарм., дир. Н. Чунихин
|
Публикации
О песне надо думать // Урал. рабочий. 1968. 8 мая; Педагогика // Виктор Николаевич Трамбицкий. Воспоминания. Статьи. Исследования. Екатеринбург, 2002.
Библиография
Казенин В. Шествие муз началось // Веч. Свердл. 1965. 26 дек.; Манжора Б. Сочинения Г. Топоркова // Советская музыка, 1959. №2; Марченко Л. Геральд Николаевич Топорков // Композиторы Урала. Свердловск, 1968. С. 112-115; Мезрина В. Пишет, как чувствует // Сов. муз. 1969. № 5; Серебрякова Л. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 133-138; Сокольская Ж. Геральд Топорков // Композиторы РФ. Вып. 3. М.: Сов. комп., 1984; Она же. Геральд Николаевич Топорков // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 193-202.