Родилась в 1954 г. в г. Караганде. Училась в Свердловском музыкальном училище им. П.И. Чайковского на историко-теоретическом отделении (по композиции – в классе О.А. Головиной). В 1979 г. окончила Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского по специальности «Композиция» (класс засл. деят. искусств РСФСР, проф. Б.Д. Гибалина), в 1988 г. – ассистентуру-стажировку Горьковской государственной консерватории им. М.И. Глинки (класс нар. арт. РСФСР, проф. А.А. Нестерова). В 80-х гг. вела активную просветительскую деятельность (концерты в школах, детских домах и т.д.), участвовала в концертах УрО СК СССР (Свердловск) и Верхневолжской организации СК СССР (Нижний Новгород). С 1980 г. ведет преподавательскую деятельность в Уральской государственной консерватории, сначала на кафедре композиции, с 90-х гг. – на кафедре музыкальной информатики и психологии. С 1994 г. по настоящее время преподает на кафедре музыкальной звукорежиссуры. Разработала и внедрила в учебный процесс Уральской консерватории предметы: «Компьютерный нотный набор и верстка», «Электронная и компьютерная музыка», «Основы звукового синтеза и программирования». В 1996–1999 гг. разработала концепцию дополнительной специализации «Электронная и компьютерная музыка».
Лауреат всесоюзных конкурсов молодых композиторов 1985 и 1987 гг. (2-я степень в номинациях вокальной и хоровой музыки). Автор симфонических, хоровых, камерных инструментальных и вокальных сочинений. С 1990 г. основная сфера творческих интересов – электроакустическая музыка. Была одним из основателей Студии электроакустической музыки в Екатеринбурге (В. Волков, Т. Комарова, С. Литвинов, С. Сидельников, В. Галактионов, С. Котовский). В 1998 г. организовала Екатеринбургскую Студию электроакустической музыки, известную под аббревиатурой YEAMS. Вплоть до настоящего времени является ее директором.
Член Союза композиторов России с 1990 г. С 1993 г. член Российской Ассоциации электроакустической музыки (президент – нар. арт. РФ, композитор Э.Н. Артемьев), являющейся ассоциированным членом Международной Конфедерации электроакустической музыки. Организатор российских и международных и фестивалей, а также концертов электронной музыки, мастер-классов, семинаров и воркшопов российских и зарубежных специалистов по технологическим и эстетическим вопросам электроакустической музыки в Екатеринбурге. Участник международных фестивалей и проектов в России (Москва, С.-Петербург) и за рубежом (Австрия, Италия, Франция, Германия). С 2002 г. является членом Совета Международной сетевой программы центров и студий электроакустической музыки Европы и России IT NetWork.
В 2006 г. была удостоена медали и звания «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
СОЧИНЕНИЯ
Симфонические произведения
1979
|
Поэма для симф. орк.
|
п-ра
|
АА
|
15’
|
1989
|
Поэма для симф. орк.
|
п-ра
|
АА
|
20’
|
Вокально-симфонические произведения
1978
|
«Уральские свадебные напевы», кант. для сол., хора и симф. орк, сл. нар.
|
п-ра кл.
|
УГК (р.)
|
17’
|
Камерно-инструментальные произведения
1982
|
«Дилогия» для домры и фп
|
|
1-я ред.: Муз. изд. проекты, УГК, 1997.; 2-я ред. (мультимед. изд. с CD) Екатеринбург, 2010; УГК; УЧ
|
8’
|
1987
|
Струнный квартет в 4 ч.
|
п-ра
|
АА
|
37’
|
1997
|
«Диафония» для стр. кварт. в 2 ч.
|
п-ра
|
АА
|
12’
|
Камерно-вокальные произведения
1973
|
Вок. цикл на ст. Ф.Г. Лорки для меццо-сопр. и фп в 6 ч.
|
|
АА
|
14’
|
1978
|
«Пять планет», вок. цикл на ст. М. Маркарян (пер. Д. Самойлова) для сопр. и фп в 5 ч.
|
|
АА
|
17’
|
1981
|
«Немного о снегопаде и любви», 4 прелюдии для сопр. и фп на ст. В. Луйк (пер. Э. Тамм).
|
|
АА
|
15’
|
Хоровые произведения
1985
|
«Красные листья», цикл для жен. хора а’ cappella на ст. В. Луйк и М. Гриезане в 6 ч.
|
п-ра
|
Мультимед. изд. с CD. Екатеринбург, 2010; УГК; УЧ
|
21’
|
1986
|
«Слово Земле», поэма для хора а’ cappella на ст. С. Щипачева.
|
|
АА
|
14’
|
Музыка театра и кино
1982
|
«Веселые медвежата», дет. муз. спектакль. Сцен. Л. Поливановой
|
|
|
42’
|
1983
|
«Про белку и лису», муз. к спектаклю Свердл. телев.
|
|
|
12’
|
1992
|
Сцены из оп. Я. Пери «Эвридика», версия для сол., хора и электрон. инстр.
|
п-ра фрагм.
м. з.
|
|
47’
|
1994
|
«Улыбки Парижа», муз. к спектаклю по мотивам водев. Э. Лабиша «Пощечина» и «Мизантроп»
|
кл. м. з.
|
|
65’
|
1996
|
Музыка к худ. фильму «Парижский чудак, или Искуситель правды», реж. В. Лаптев.
|
м. з.
|
|
46’
|
Электроакустическая музыка
1992
|
«Взгляд Девы Марии», прелюдия для электр. Инстр.
|
м. з.
|
|
4’37’’
|
1995
|
«Reflections», композ. для синтезат. и комп.
|
м. з.
|
|
12’02’’
|
1995
|
«Sensation» (посв. 25-летию Студии GMEB, г. Бурж, Франция), миниатюра для синтезат. и комп.
|
м. з.
|
|
2’
|
1995
|
«Осенние отражения», трипт. для гол. и электрон. инстр., на ст. В. Луйк
|
м. з.
|
|
9’37’’
|
2002
|
AncientSun для электрон. инстр., MIDI-контроллеров и tape
|
|
|
12’
|
2003
|
Richtpunkt для сакс. и tape
|
|
|
7’
|
2005
|
«Play!» для электрон. инстр., комп. и MIDI-контроллеров
|
|
|
10’24’’
|
2006
|
«Досье искусственного интеллекта» для tape, комп. и 2 touch-панелей Kaoss PAD
|
|
|
11’17”
|
2007
|
«Гранулярные колокола» (Musique concrete)
|
|
|
60’
|
2007
|
«Семейное счастье» (Musique Concrete)
|
|
|
60’
|
2007
|
«Импровизация» для сакс., бубна, трубы, тарелки и 2 touch-панелей Kaoss PAD
|
|
|
15’27”
|
Песни на стихи отечественных поэтов (около 30), в т.ч.:
1985
|
«Убежденность», ст. В. Луйк
|
|
АА
|
3’
|
1985
|
«Двое», ст. В. Шефнера
|
|
АА
|
3’
|
Музыка для детей
1974
|
«Хоровод», мал. песни для детей на сл. англ. и чеш. дет. песенок в пер. С. Маршака в 9 ч.
|
|
АА
|
8’
|
1983
|
Четыре миниатюры для дет. хора, ст. В. Левина, В. Глущенко, сл. нар.
|
п-ра кл.
|
АА
|
4’
|
1996
|
«МАЛюсЕНЬКИЕ ПЬЕСчинКИ», 4 дет. пьесы для фп в джаз. Стиле
|
|
АА
|
4’
|
Дискография
«Красные листья», цикл для жен. хора. Исп. хор препод. детской хоровой школы №1 под рук В. Буланова / Мелодия, С-10 30029 001, 1985; «Осенние отражения» для жен. гол. и электр. инстр. (Т. Сасовских – вокал) /CD “Electroacoustic Music on the Ural” (vol. I), DD, 2001; Sensation для электрон. инстр. – CD “Electroacoustic Music on the Ural” (vol. I), DD, 2001; “AncientSun” для пленки, электрон. инстр. и MIDI-контроллера – CD “Electroacoustic Music on the Ural” (vol.2), DD, 2003.
Научныетруды
The new Music Technology and academic musical education: Тез. докл. на междунар. конф. «Music Technology and Post Modernism in Russia, Europe and the Americas». Bellagio, 1994; The Electroacoustic Music Studio of Yekaterinburg // Leonardo Music Journal. Vol. 6. New York, 1996; Развитие электроакустической музыки на Урале: Тез. докл. на междунар. конф. «Электроника. Музыка. Свет» / НИИ «Прометей». Казань, 1996; Электроакустическая музыка. Критерии. Специфика: Тез. докл. на междунар. конф. «Дни Термена в Санкт-Петербурге» / СПб. гос. консерв. СПб., 1996; Электронная музыка на Урале: тез. // Электроника. Музыка. Свет: Сб. докл. междунар. конф. Казань.: НИИ «Прометей», 1996; Курс «Электронная и компьютерная музыка» в учебном плане специальности «Композиция»// Сб. тез. докл. науч.-практ. конф. «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности». Екатеринбург: УрГПУ, 1999; Понятие «электроакустическая музыка» в спецкурсе «Электронная и компьютерная музыка»// Мат-лы науч.-практ. конф. «Муз.-эст. образ. в социокультурном развитии личности». Т.2. Екатеринбург: УрГПУ, 2000; О классическом содержании понятия «компьютерная музыка» // Екатеринбург: УрГПУ, 2001; Конкретная музыка как феномен музыкального искусства. Екатеринбург: Учеб.-метод. центр УрГУ, 2002; В.А. Бояршинов // УГК им. М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009; А.А. Иванова // Там же; Л.А. Медведев // Там же; Л.В. Вакарь // Там же; Д.В. Тиунов // Там же; Е.Г. Цигель // Там же; В.В. Келлер // Там же; Н.В. Сумина // Там же; М.Р. Хаматов // Там же.
Библиография
Долинская Е. Молодые: достижения, поиски, проблемы // Музыкальная жизнь. 1981. № 4; Вакарь Л. 15 лет электроакустики на Урале // Звукорежиссер. 2006. № 3; Она же. Из российских регионов. Екатеринбург. Студия электроакустической музыки // Музыкальная академия. 1998. № 3–4; Она же. Кабинет электронной музыки Уральской государственной консерватории // УГК им. М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009; Она же. Т.В. Комарова // Там же. С. 550-552; Она же. Татьяна Викторовна Комарова // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998; Егорова Т. Фестиваль, который знают и любят // Российская музыкальная газета. 2006. № 1–2; Каляева Л.Ей музыка подвластна // Ур. рабочий. 1973. 12 мая; Константинова Т. Разрушение стереотипа // Музыкальная жизнь. 1991. № 11-12; Коробова А., Городилова М. Об электронной музыке и не только о ней // Урал. 1997. № 1; Они же. Там, где живое и мертвое // Подробности. 1996. 13 авг.; Они же. Электроника для музыкантов // Музыкальная академия. 1992. № 4; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 209-212; Румянцев О. Скрипка Паганини – Intel Inside? // Компьютермен. 1997. № 5; Сафиуллина С. Трактовка полифонии в творчестве современных композиторов Екатеринбурга // Краеведение и художественная культура Урала: Творчество, исполнительство, образование. Магнитогорск, 2008. С. 353; Серебрякова Л. Татьяна Викторовна Комарова // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 196-198; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 278-284; Черных А. Звук как зеркало будущего // Макс. 1998. № 1; Электроакустическую музыку нужно принимать с открытой душой // Обл. газета. 2005. 20 дек.; SpitsynY. The Electric rainbow coalition: a Festival of Electroacoustic music / Computer Music Journal. 2004. Vol. 28, N. 1 / MIT Press.