Родился 30 июля 1942 г. в Шанхае (наст. имя – Арсэни Джулиус Бёклер). Игре на фортепиано начал учиться у русского музыканта С.С. Аксакова. После переезда семьи в Свердловск (1954), продолжает музыкальное образование в ДМШ №1 (класс преп. М.В. Липиной), пробует свои силы в композиции. В 1959-м поступает в Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского на теоретико-композиторское отделение, где обучается в классах О.А. Моралёва, затем О.А. Головиной. На государственный экзамен представил фрагменты оперы «Пугачевщина» и поэму для баритона, хора и симфонического оркестра «Буревестник» по стихотворению М. Горького. По окончании училища поступает в Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского в класс Б.Г. Гибалина. В годы учебы работает в качестве пианиста-аккомпаниатора в Свердловской филармонии, организует джазовый коллектив в Окружном доме офицеров (1961), выступает как композитор, аранжировщик и звукорежиссер на Свердловском радио и телевидении, делает инструментовки классических опер и оперетт для свердловских музыкальных театров («Манон Леско» Пуччини, «Дочь мадам Анго» Лекока, «Княгиня чардаша» и «Принцесса цирка» Кальмана). Консерваторию окончил в 1974 г. Дипломными работами стали Симфония в исполнении симфонического оркестра филармонии (дирижер Н. Чунихин) и оратория для баритона, хора и оркестра, исполненная хором студентов консерватории. С 1974 г. А.Н. Попович преподает на джазовом отделении музыкального училища им. П.И. Чайковского специальные предметы – джазовую гармонию, импровизацию, аранжировку и композицию. В 1999 г. удостоен звания «Заслуженный работник культуры РФ». Композитор активно сотрудничает со Свердловской киностудией (написана музыка более чем к 30 художественным и мультипликационным фильмам) и театрами города. В 80-х гг. центральными произведениями стали кантаты «Строки сороковых» на стихи И. Уткина и «Кёльнская яма» на стихи Б. Слуцкого, воплотившие тему Великой Отечественной войны, и Концерт для хора на стихи А. Кольцова. Для сочинений 90-х гг. становится характерным соединение академических традиций с принципами джазового музицирования и элементами рока.
СОЧИНЕНИЯ
Произведения для музыкального театра
1963
|
«Пугачевщина», оп. в 3 д., либр. И. Шепелева
|
п-ра кл.
|
АА
|
|
Оркестровые произведения
1974
|
Симфония № 1 в 2 ч.
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
25’
|
1975
|
Концертино для скр. и симф. орк., 1-ч.
|
п-ра
|
АА
|
12’
|
1977
|
Симфония № 2 в 4 ч.
|
п-ра
|
АА
|
40’
|
1979
|
«Огневушка-поскакушка», сюита для симф. орк. в 6 ч.
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
15’
|
1980
|
«Надежда», поэма для стр., фп и рок-группы
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
12’
|
1991
|
«’m tired» для трубы и симф. орк.
|
п-ра
|
АА
|
7’
|
1992
|
«While the candle Lights» для скр. и симф. орк.
|
п-ра
|
АА
|
8’
|
1993
|
«Minus one», сюита для камер. орк. в 3 ч.
|
п-ра
|
АА
|
12’
|
1995
|
Сюита для флюгельгорна и симфоджазового орк. в 3 ч.
|
п-ра
|
АА
|
14’
|
Вокально-симфонические произведения
1963
|
«Буревестник», поэма на ст. М. Горького для баритона, хора и симф. орк.
|
п-ра; кл.
|
АА
|
12’
|
1974
|
«Человек», орат. на ст. Э. Межелайтиса для баритона, хора и симф. орк. в 7 ч.
|
п-ра; кл.
|
АА
|
23’
|
1985
|
«Строки сороковых», кант. для хора и симф. орк. на ст. И. Уткина в 6 ч.
|
п-ра; кл.
|
АА
|
14’
|
1984
|
Вок. цикл на ст. В. Тушновой для сопр. и симфоджазового орк. в 4 ч.
|
п-ра; кл.
|
АА
|
12’
|
1985
|
«Кельнская яма», кант. для хора и симф. орк. на ст. Б.Слуцкого, 1-ч. (др. назв. «Трагическая кантата»
|
п-ра; кл.
|
АСК (р.а.)
|
14’
|
Хоровые произведения
1988
|
Концерт для хора а’ cappella на ст. А. Кольцова в 8 ч.
|
п-ра
|
// Хрест. для хор. класса / Сост. В. Завадский. Екатеринбург, 1995. С. 64-79; УЧ; ББ (р.)
|
18’
|
Камерно-инструментальные произведения
1978
|
Струнный квартет в 4 ч.
|
п-ра
|
АА
|
22’
|
1979
|
Соната для фп в 3 ч.
|
|
АА
|
10’
|
1985
|
«В джазовых тонах», соната для 2 фп в 3 ч.
|
|
АА
|
14’
|
Камерно-вокальные произведения
1976
|
Вок. цикл на ст. Б. Брехта для баритона и фп в 6 ч.
|
|
АА
|
13’
|
Оркестровые редакции и транскрипции
Спектакли: «Вкус черешни» (М. Дунаевский); «Дочь мадам Анго» (Ш. Лекок); «Манон Леско» (Дж. Пуччини); «Принцесса цирка» и «Княгиня чардаша» (И. Кальман).
Музыка к художественным и мультипликационным фильмам, в т.ч.:
«Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец», сериал «Зайка Петя и его друзья», «Напев», «Осенняя элегия», «Разбойники и музыканты» и др. (всего более 30).
Музыка к спектаклям ТЮЗа, драматического и кукольного театров
Учебно-методические работы
Джазовая импровизация: традиция, стиль, индивидуальность (рук., 1975); Джазовая гармония — сущность и предмет (рук., 1983); Инструментоведение, инструментовка, аранжировка (для эстрадно-джазовых отделений муз. училищ) (рук., 1997).
Библиография
Куцанов В. Арсений Николаевич Попович // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 148-151; Молчанов А. ARRANGER Арсения Поповича // Уральский следопыт. 2003. №7; Он же. Дирижер, композитор, аранжировщик // Клуб. 2010. № 4. С. 16-18; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: история. стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 170-172; Серебрякова Л. Арсений Николаевич Попович // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 177.