E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Новости

23 июля 2018

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВЕЗДОЧКИ 2018

Дорогие наши Звёздочки, педагоги и родители! 

С радостью сообщаем, что в этом году Союз композиторов проводит юбилейный Десятый межрегиональный детско-юношеский фестиваль-конкурс на лучшее исполнение музыки уральских композиторов «Музыкальные звездочки-2018»! 
Ждём ваши заявки с 1 сентября до 1 ноября на электронной почте scomposers@mail.ru

Дополнительная информация появится позже на нашем сайте музыкальныезвездочки.рф
Телефон для справок: 8 (343) 350 67 85 

До встречи, наши маленькие артисты!

 

9 июля 2018

УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ ВЫДАЮЩИЙСЯ МУЗЫКАНТ СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ ПЕШКОВ

Музыкальная культура Урала понесла невосполнимую утрату – ушёл из жизни выдающийся музыкант, заслуженный артист России виолончелист Сергей Фёдорович Пешков. Вся его недолгая жизнь была посвящена беззаветному служению искусству. Его блистательному исполнительскому мастерству аплодировали во многих странах мира. Его сотрудничество с уральскими композиторами было чрезвычайно плодотворным – Сергей Фёдорович был первым исполнителем новых сочинений екатеринбургских авторов, редактировал их произведения для виолончели, оставил целый ряд записей, которые следует признать эталонными. Его яркая творческая деятельность навсегда останется значительной страницей в истории отечественной культуры.

 

Союз композиторов Свердловской области глубоко скорбит по поводу смерти замечательного артиста, талантливого и светлого человека – Сергея Фёдоровича Пешкова и выражает искреннее соболезнование родным и близким покойного.   

 

27 июня 2018

КШИШТОВ ПЕНДЕРЕЦКИЙ: «ВАЖНО, ЧТО МУЗЫКА ПОСТОЯННО ВО МНЕ ЗВУЧИТ…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В это не верилось, но воистину чудо произошло – величайший композитор современности Кшиштоф Пендерецкий снова в Екатеринбурге. В 2010 году маэстро впервые приехал в наш город, совсем для него незнакомый.  «Я вообще не представлял, куда еду», - говорил тогда на пресс-конференции пан Кшиштоф. А ещё 8 лет назад он сетовал на то, что график его гастролей спланирован на многие годы вперёд. Впрочем,  знаменитый композитор и дирижёр был немало воодушевлён профессиональным уровнем Уральского филармонического оркестра, поэтому у поклонников музыканта теплилась надежда -  а вдруг всё же получится договориться с господином Пендерецким о новых гастролях в Екатеринбурге?

 

К счастью, в  напряженном графике музыканта нашлось место для творческого путешествия в столицу Урала, и 20 июня 2018 года состоялся его авторский концерт. Не следует забывать и то, что в этом году Кшиштофу Пендерецкому исполняется 85 лет. Но,  несмотря на солидный возраст,  он в отличной форме, полон самых разных планов и даже сказал, что будет рад увидеть новый концертный зал Свердловской филармонии, который, как утверждают  в высоких кругах,  планируется построить в скором  времени. Во время же нынешней поездки польский композитор посетил  несколько музеев и храмов города и остался доволен  знакомством с достопримечательностями  Екатеринбурга. Вообще,  маэстро удивительно современен, мобилен и чувствует себя комфортно в любой точке земного шара.

 

Не перечесть всех званий и титулов, которых был удостоен этот  человек, «самый великий из ныне живущих композиторов», так в начале ХХI века стали называть Кшиштофа Пендерецкого. Однако ещё раз убеждаешься в известной истине – чем влиятельнее, значительнее масштаб личности, тем естественнее она являет себя миру и окружающим. Пан Кшиштоф привлекает своей открытостью, доброжелательностью, поэтому общаться с композитором доставляет истинное удовольствие, и он сам искренне к этому расположен.  Композитор приезжает не только для того, чтоб встать за пульт и продирижировать собственными сочинениями. Для него важен и непосредственный диалог со слушателем. Как и 8 лет назад, маэстро встречался с прессой, представителями культурной элиты, членами польского общества «Полярос» в Екатеринбурге.  Причём таких встреч, ещё до концерта, было две, ведь интерес к личности и творчеству Кшиштофа Пендерецкого огромный. Общались на русском, польском, английском. Самым активным участником беседы стала супруга композитора, пани Эльжбета. Как заметил сам пан Кшиштоф, она его самый верный помощник и творческий советник, и вот уже на протяжении 52 лет они вместе идут по жизни. Добавлю ещё, что она является вдохновителем и бессменным организатором Бетховенского пасхального фестиваля, который уже много лет проходит в Варшаве.

 

Конечно, и после концерта состоялась встреча композитора с публикой, прямо в фойе концертного зала филармонии и каждый желающий смог задать вопрос и получить автограф знаменитого музыканта. Вообще, маэстро спрашивают о многом и, как ни странно, один из самых популярных вопросов касается вовсе не творчества, а хобби пана Кшиштофа, и оно действительно заслуживает особого внимания. Это дендрология, садоводство; у композитора в его доме под Краковом есть уникальная коллекция из 1800 деревьев, привезённых  со всего мира.  Для композитора это очень важно – иметь такой островок природы, тишины, отдохновения от житейских бурь. Но помимо этого, хобби композитора даёт толчок к новым творческим идеям. Так, например, его 8 симфония возникла под впечатлением цветения сада; «симфония деревьев», как сам её назвал пан Кшиштоф – это непосредственный отклик на жизнь природы во всех её красках. Часто поклонники Пендерецкого интересуются тем, как он относится к творчеству современных композиторов и здесь, надо сказать, маэстро весьма критичен. Он справедливо полагает, что фигур равных Прокофьеву, Стравинскому и Шостаковичу сейчас просто нет и потому прогресс в композиторском творчестве вряд ли возможен. Очень много серости, безликости, однообразия. И даже культовые личности, такие, например, как Пьер Булез, недавно ушедший из жизни, вызывают у польского мастера довольно скептическое отношение. При этом собственные достижения оцениваются им очень скромно: «Я просто занимаюсь любимым делом – пишу музыку» , - так чаще всего высказывается композитор.  Но именно в творчестве и раскрывается подлинная самобытность личности этого потрясающего художника современности -  его ни с кем не спутаешь, музыкальный язык Пендерецкого всегда узнаваем. Знатокам музыки, безусловно, известно об эволюции творчества польского композитора – от авангарда до «нового возрождения», как он сам это понимает, или иначе говоря, традиции, трактуемой широко, сочетающей в себе разные стилистические направления. Он солидарен с немецким гением Паулем Хиндемитом, который ещё в начале 50-х годов прошлого века говорил о несостоятельности и даже опасности чисто технократического пути развития музыки и советовал сосредоточить поиски музыкантов на внутренней, духовной сфере.

 

Кшиштоф Пендерецкий, без преувеличения, уникальный художник. Он едва ли не единственный сегодня из крупных современных композиторов, кто пишет симфонии, за исключением, пожалуй, замечательного грузинского мастера Гии Канчели.  Что же касается тематики, то польского композитора волнуют проблемы глобальные, осмысливаемые им с философской и религиозной точки зрения. И так было с первых шагов его творчества, вспомним, например, одно из самых знаменитых сочинений раннего периода  - «Трен памяти жертв Хиросимы» - обнажённый, пронзительный крик души, заставляющий прочувствовать всю катастрофичность современного мира. Ещё в 50-е годы прошлого века большое влияние на Пендерецкого оказал Кароль Войтыла, впоследствии ставший папой Римским Иоанном Павлом II. Познакомились они, когда Кароль Войтыла был простым священником и играл в театре, а пан Кшиштоф писал музыку для спектаклей этого театра. Ещё привлекали начинающего композитора стихи, которые создавал будущий папа Римский. Но главное заключалось в воздействии самой личности проповедника и мыслителя на окружающих; одарённость его натуры, глубина суждений никого не оставляли равнодушными. Человек-эпоха – именно таким он остался в памяти композитора.  Потрясённый до глубины души смертью Иоанна Павла II, Пендерецкий в 2005 году пишет «Чакону» для струнного оркестра и чуть позже вводит её в окончательную редакцию своего «Польского реквиема». Потрясающе выразительно, на высокой трагической ноте звучит эта музыка в фильме Анджея Вайды «Катынь». Если же говорить в целом о «Польском реквиеме», то он, прежде всего, наполнен размышлением о судьбе польского народа, и в особенности, его трагических страниц в истории. Отсюда и своеобразие произведения, в котором наряду с каноническими частями, исполняемыми на латыни, звучит и номер на польском языке «Święty Boże». Примечательно, что это сочинение создавалось автором на протяжении 25 лет (с 1980 по 2005), было несколько редакций. А самое первое исполнение состоялось в 1984 году в Штутгарте под управлением Мстислава Ростроповича, близкого друга Пендерецкого.

 

Осмысление картины мира через библейские заповеди привело к созданию композитором в 1965 году грандиозного произведения «Страсти по Луке». Интересно, что глубоко почитаемый Пендерецким Дмитрий Шостакович, ознакомившись с партитурой этого произведения, выразил неподдельное восхищение мастерством своего польского коллеги, и до сих пор его высокая оценка воспринимается паном Кшиштофом как бесценный дар. При этом композитор не рискнул осуществить премьеру произведения в социалистической Польше, где, с одной стороны не было столь воинственной антирелигиозной пропаганды, как в СССР, но всё же обращение к религиозной тематике требовало определённой смелости. Поэтому премьера прошла в западной Германии, а через некоторое время о шедевре Пендерецкого  узнал весь мир. Кстати, в 2016 году состоялось исполнение «Страстей по Луке» в Москве, в «Новой опере», имевшее огромный успех.

 

Польский композитор любит приезжать в Россию, и иногда это происходит чуть ли не каждый год. Одна из причин – высокий профессиональный уровень музыкантов, с которыми осуществимы самые смелые творческие замыслы. Вот и Уральский филармонический оркестр вновь, как и 8 лет назад, удостоился самой лестной похвалы маэстро. На концерте 20 июня в зале филармонии мы услышали три произведения Пендерецкого – симфонию №4 «Парижскую», Гимн святому Адальберту для смешанного хора и оркестра, «Слава святому Даниилу, князю Московскому» - гимн для хора, духовых инструментов и контрабаса. Симфония была написана по заказу Министерства культуры Франции к 200-летию Великой французской революции в 1989 году. Пендерецкий решает осмыслить заявленную тему посредством глубокой философской медитации. Конечно, его замысел гораздо шире, он выходит за рамки обозначенной темы, и мы вместе с композитором размышляем о трагическом одиночестве современного человека,  его нравственных, духовных исканиях и невольно возникают  ассоциации с Шостаковичем, и это не случайно, ведь мир его музыки всегда был так близок Кшиштофу Пендерецкому.  Замечу, что оркестр филармонии превосходно справился со сложнейшей партитурой польского композитора. Что касается двух других исполненных произведений, то они воссоздают католическую и православную традиции, которые так органично сочетаются в творчестве польского мастера.  Святой Адальберт – небесный покровитель Польши и первый христианский мученик. Его особенно почитают католики в восточноевропейских странах – Польше, Чехии, Венгрии. В России также с благоговением относятся к этому святому. Известно, что он погиб на территории нынешней Калининградской области и к 1000-летию его смерти, в 1997 году,  там установили крест. Произведение Пендерецкого необычайно выразительно, эмоционально насыщенно, певуче, он, несомненно, прекрасно чувствует возможности человеческих голосов и чётко выстраивает хоровую драматургию. Второе сочинение для хора -  «Слава святому Даниилу, князю Московскому», особенно популярно в России, оно очень яркое, праздничное, типично концертное, написано было к торжественной дате – 850-летию Москвы. Логично, что именно оно завершало этот замечательный вечер и, кстати, фрагмент гимна музыканты повторили на бис. Публика стоя приветствовала композитора, и это не были «дежурные» аплодисменты,  слушателям хотелось искренне и горячо выразить своё восхищение талантом этого удивительного человека и музыканта. Казалось, что звучит третий гимн, состоящий из оваций зала.

 

Уже после концерта Кшиштоф Пендерецкий поблагодарил зрителей за чудесный приём, отметил очень тёплую, сердечную атмосферу и сказал, что есть места, куда хочется приехать снова. Екатеринбург стал для композитора близким по духу и хочется надеяться, что нас ещё ждут здесь встречи с великим мастером.

 

Вице-президент «Полярос», музыковед Наталия Иванчук

8 июня 2018

Губернатор Евгений Куйвашев вручил свердловчанам знаки отличия Свердловской области

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев вручил уральцам государственные награды Российской Федерации, а также знаки отличия и почетные звания Свердловской области. Глава региона отметил: всех награжденных объединяет искренняя преданность делу, которому они служат, ответственность и профессионализм, необходимые для качественных преобразований и выхода Свердловской области в тройку российских лидеров.

 

Знаком отличия «За заслуги перед Свердловской областью» третьей степени награжден композитор, член Союза композиторов с 1959 года, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ГОРЯЧИХ.

 

Поздравляем Владимира Ивановича с высокой наградой и желаем крепкого здоровья, счастья, благополучия, процветания.

28 марта 2018

"ЗВУКОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ" Ольги Райзер

2 АПРЕЛЯ 2018, пн

В 18:30

"ЖИВОЙ ТЕАТР"

Екатеринбург, ул. Малышева, 58 а

 

Всемирный центр композитора и Союз композиторов Свердловской области представляют концертную программу «Звуковые перспективы» - смелый и оригинальный опыт, проходящий под лозунгом «Россия – Германия».

 

Приезд из Визбадена флейтистки Ольги Райзер давно ожидался любителями музыки Екатеринбурга. В прошлом выпускница Уральской государственной

консерватории им. Мусоргского, она уже много лет живет в Германии, постоянно концертирует и обращает на себя внимание не только из ряда вон выходящей техникой игры, но также оригинальными программами и глубиной интерпретаций.

В дуэте с лауреатом Всероссийского конкурса, профессором УГК пианисткой Еленой Лукьяновой Ольга Райзер выступает уже второе десятилетие. Их творческое сотрудничество заслужило прекрасные отзывы как немецкой, так и российской прессы.

2 апреля вниманию екатеринбургских слушателей будет представлена программа из произведений российских и зарубежных композиторов 20-21 веков. Безусловно, она во многом станет открытием как для профессионалов, так и для любителей музыки нашего города.

 

Концерт ведет музыковед Марина Принц

 

Концерт состоится 2 апреля 2018 года, начало в 18:30,

в Резиденции "ЖИВОГО ТЕАТРА" по адресу Екатеринбург, ул. Малышева, 58 а

 

Цена билета 500 руб.

Справки по телефону (343) 207 63 13

 

 

21 марта 2018

«Концерт для фортепиано с оркестром» Михаила Сорокина будет исполнен оркестром B-A-C-H

 

ДОМ МУЗЫКИ

27 МАРТА (вт.)

19.00  

 

БАРОККО & КЛАССИКИ

Камерный оркестр B-A-C-H

27 марта на одной сцене в исполнении камерного оркестра «В-А-С-Н» и солиста - лауреата международного конкурса Ильи Саламатина (рояль) ‑ прозвучат творения великих гениев барокко А. Вивальди, Г. Телемана и нашего современника - композитора Михаила Сорокина. Концерт для фортепиано с оркестром М.Сорокина (2016 г.) будет ВПЕРВЫЕ исполнен для широкой аудитории. Зрители услышат два произведения автора: «Сюита в старинном стиле» и «Концерт для фортепиано с оркестром».

Изысканная программа под названием «Барокко & классики» станет премьерой выступления Ильи Саламатина с оркестром. Продолжит «музыкальный список» в рамках уже набравшего популярность проекта «Солисты и оркестр». Истинный гурман познает с музыкой великолепие европейской культуры: многовековой классики и достойных современных произведений.

Музыка композиторов-современников звучит не столь часто в наши дни, чего не скажешь о музыке Михаила Сорокина. В исполнении оркестра «В-А-С-Н» музыкальная сказка «Золотая птица» этого композитора стала любимым произведением взрослых и детей, а авторская фантазия «Аэлита» прочно вошла в репертуар оркестра.

 

Михаил Иванович Сорокин - член Союза композиторов России. Дипломант V Международного конкурса композиторов им. С.Прокофьева (г. Санкт-Петербург, 2009 г).

 

Программа концерта:

А. Вивальди, Увертюра к опере "Баязет" 

Г. Ф. Телеман, Концерт для 2-х валторн, струнных & bassocontinuo

М. Сорокин, Сюита в старинном стиле, Концерт для фортепиано с оркестром

 

Дирижер Николай Усенко

Музыковед Ирина Заволжанская

15 марта 2018

К 90-летию со дня рождения композитора Геральда Топоркова

15 марта, в 18:30 в Союзе композиторов Свердловской области  состоялась творческая встреча, посвященная 90-летию со дня рождения уральского композитора Геральда Николаевича Топоркова «К юбилею мастера». Инициатором и организатором встречи выступил студент кафедры композиции Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского Сергей Ходыкин. На собрании присутствовали члены регионального отделения Союза композиторов, среди них – учёный, фольклорист Т.И.Калужникова, композиторы И.В.Забегин, В.Д.Барыкин, В.И.Горячих, М.И.Сорокин, Р.Б.Цыпышев, председатель Союза композиторов А.А.Пантыкин, а так же студенты и выпускники Уральской консерватории.

Важнейшим событием вечера стало прослушивание Четвёртой симфонии Геральда Топоркова, представленной в записи. Все присутствующие, многие из которых лично знали Геральда Николаевича, имели возможность послушать сочинение с партитурой, существующей в единственном экземпляре и взятой из архива Союза Композиторов специально по этому случаю. Кроме того, Сергеем Ходыкиным были исполнены фортепианные сочинения композитора.

Вслед за показом музыки последовало обсуждение, коллеги композитора поделились воспоминаниями о нём. Собрание прошло в камерной, уютной обстановке.

 

Важно отметить, что за последний год творческие собрания в Союзе композиторов по случаю показа новой музыки и памятных дат стали проводиться чаще, что вызывает все больший интерес членов Союза Композиторов Свердловской области к возобновлению регулярных композиторских встреч с коллегами разных поколений. Так же замечательно, что молодому поколению композиторов небезразлична история композиторского наследия Уральского региона.  

 

Геральд Николаевич Топорков родился 15 марта 1928 г. В деревне Ляпустино Богдановичского района Свердловской области. Лучшие симфонические произведения Г.Н. Топоркова по праву вошли в «золотой фонд» отечественной музыкальной культуры. Не случайно на юбилейном филармоническом концерте «70 лет уральской музыки» (27 ноября 2009) прозвучала его Четвертая симфония, ставшая одним из ярчайших художественных событий  фестиваля.

 

Автор обзорного отзыва – Роман Цыпышев, композитор, председатель молодежного отделения Свердловского Союза композиторов (УралМолОт),

Фото – Александр Пантыкин

 

 

 

13 февр. 2018

ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД ВЕРЫ МИХАЙЛОВНЫ МЕЗРИНОЙ, ИЗВЕСТНОГО УРАЛЬСКОГО МУЗЫКОВЕДА

Завершается юбилейный год Веры Михайловны Мезриной – известного уральского музыковеда, преподавателя Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского и свердловской Средней специальной школы-десятилетки при УГК (ныне – Уральский музыкальный колледж), лектора Свердловской государственной филармонии, члена Союза композиторов РСФСР. В честь ее 90-летия Л.В. Романовой  был создан монографический сборник,   состоящий из трех основных разделов: первый посвящен профессиональной деятельности В. М. Мезриной как педагога и как музыкального просветителя, здесь главную информацию доносят воспоминания ее учеников и коллег; второй раздел отведен творческому наследию В. М. Мезриной, куда вошли ее научные и критические статьи, а также либретто к произведениям К. А. Кацман; третий, наиболее личный, включает мемуары самой В. М. Мезриной о ее семье, о ее жизни. Книга адресована как профессиональным музыкантам, так и любителям музыки и музыкального краеведения.

 

ВЕРА МИХАЙЛОВНА МЕЗРИНА. Деятельность. Творческое наследие. Мемуары (к 90-летнему юбилею)  / автор проекта и редактор-составитель Л. В. Романова. – Екатеринбург: изд-во «СВ-96», 2017. – 526 с. 

 

 

Из отзывов на книгу

 

Книга масштабная, разноплановая и «разноголосая». Меня, как оперного композитора, особенно привлек раздел о либретто, тоже различных, спорных. Интересны мемуары с яркой индивидуальностью авторов, великолепны фотографии. Такой объем не каждому по силам.

М.А. Басок

 

Как только получил книгу – не мог оторваться, она все время была передо мной. Какой объем информации и как все выверено, каждое слово! Ни одного «пустого места». О блестящем оформлении я уже и не говорю. Грандиозная книга!

А.Н. Нименский

 

Книга великолепна! Во-первых, она исключительно продумана и выстроена. Во-вторых, собран разнообразный интереснейший материал, что стоило просто неимоверных трудов. В-третьих, статьи редактора – аналитически глубокие и очень точные. Наконец, она прекрасно, с большим вкусом и чуткостью оформлена. По объему краеведческого и исследовательского материала – это основа докторской диссертации. По качеству и значению эту грандиозную книгу надо выдвигать на губернаторскую премию.

Л.П. Синявская

 

Книга достойная – сделана с уважением, с душой, интересные статьи, качественные фото – все это дает не только возможность еще раз оценить масштаб личности Веры Михайловны, у которой многие из нас учились и всю жизнь хранят воспоминания о дорогом учителе, но книга еще дает и срез состояния музыкальной культуры Урала того времени, позволяет вспомнить многих ее подвижников. Понятно, что это результат тщательной работы над изданием, огромное спасибо и респект.

В.Д. Биберган

 

В книге впечатляет не только то, ЧТО стоит за самим текстом, но, в первую очередь, то, КАК можно было «начать и кончить» такой труд. Герой, т.е. Вера Михайловна, засверкала разными гранями: складывается портрет учителя, музыканта, профессионала высокой пробы, ЛИЧНОСТИ. Удачно расположен материал – читать интересно, познавательно, полезно. Многочисленные рецензии на концерты, пленумы, спектакли – своего рода календарь событий, справочный материал, для историка – золотая жила. Замечательно интересна статья о либретто: полноценное научное исследование с прилагаемым научным аппаратом, ссылками. С наслаждением читала мемуары выпускников, друзей. Невероятно украшают книгу воспоминания самой В.М. – как Книга Жизни, написанная одаренным человеком.

И.Н. Визель

 

Книга восхитительна по многим параметрам, а главное – сделана тщательно и честно. Не отрываясь сижу с ней – всё невероятно трогательно и любовно по отношению к Вере Михайловне. Теперь, когда все «пишут», выходит столько небрежности и фальши, приблизительности и вранья, что на этом фоне (и не только поэтому) книга выделяется именно тщательностью и ответственностью. Это настоящий исторический труд, труд «Пимена»-Романовой, который сделан по самому высокому классу. И это подвиг.

В.А. Пальмова

 

Книга замечательна прежде всего тем, что посвящена человеку, которого безгранично люблю и  уважаю, с которым много работал, а потому с особой радостью нашел в ней некоторые памятные эпизоды. То, что дорогой мне образ В.М. Мезриной многостороннее воссоздан в ее деятельности и человеческой сущности, просто проливает бальзам на душу. Шикарно оформление, к тому же созвучное содержанию. Книга, безусловно, событие, равное событию, каким была сама В.М. Мезрина. Большая благодарность создателям! 

Б.Г. Нодельман

 

В книге объединен достойный авторский коллектив, собран и организован огромный материал и на этой основе создана объемная картина разносторонней деятельности В.М. Мезриной, которая выступает по меньшей мере в четырех ипостасях крупного плана и еще в нескольких дополнительных. Воспоминания учеников, коллег, друзей позволяют по достоинству оценить ее вклад в каждой области деятельности. Но по сути книга шире названия: это яркое свидетельство музыкальной жизни Свердловска и Урала на протяжении чуть ли не половины прошлого столетия. Полагаю, что музыкальная общественность и коллеги по достоинству оценят и отметят этот труд.

З.А. Визель

 

В этой книге встретились две удивительно резонирующие друг другу личности – её героиня и автор. Высокий уровень общей и профессиональной культуры, органичная интеллигентность, редкое качество «самостоянья», стремление во всех ситуациях соответствовать «гамбургскому счёту» – всё это в равной мере свойственно и Вере Михайловне – учителю, и Ларисе Владимировне – её ученице. Книга написана эмоционально, проникновенно, она полна любви и душевного тепла. Но в то же время ей свойственна точность, даже скрупулёзность в изложении фактов и оценке событий, в отражении граней деятельности и анализе творческого наследия неординарного музыканта-музыковеда-педагога, которые отличают по-настоящему серьёзное научное исследование. Пронзительные по своей искренности и литературному изяществу мемуары В. М. Мезриной и тёплые воспоминания её благодарных воспитанников довершают образ этой незаурядной женщины, предстающей на страницах издания живой, умной, обаятельной, талантливой. Какой все мы её помним.

Т.И. Калужникова 

10 февр. 2018

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С КОМПОЗИТОРОМ ВАЛЕНТИНОМ БАРЫКИНЫМ

9 февраля 2018 г. в Союзе композиторов Свердловской области состоялась творческая встреча с Валентином Дмитриевичем Барыкиным. Были прослушаны и обсуждены новые произведения композитора, объединенные идеей музыкальной «колокольности». Валентин Дмитриевич рассказал об истории создания и германской премьере пьесы «Колокола – пилигримы» (вариации на тему Владимира Фогеля для фортепиано и большого ансамбля), показал фото и поделился впечатлениями от Бетховенского фестиваля в Бонне.

http://www.rccr-projects.de/cms/?p=1489&lang=ru

 

 

Была прослушана запись российской премьеры пьесы (Москва, «Студия новой музыки»)

http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=151682

 

 Затем Валентин Барыкин познакомил собравшихся с новым произведением для фортепиано. В авторском исполнении прозвучала пьеса «Над вечным покоем», написанная по мотивам картины И.Левитана. И музыка, и творческие проблемы, затронутые автором,  вызвали неподдельный интерес коллег, особенно молодых. Было задано немало вопросов, обсуждение шло заинтересованно и неформально.

 

2 февр. 2018

Концерт из произведений уральских композиторов "СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИИ"

3 февраля 2018 в 17.00

Зал Маклецкого

 

Концерт СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИИ

 

3 февраля 2018 года в Большом концертном зале Свердловского музыкального училища  - зале Маклецкого - состоится концерт "СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИИ". Концерт проходит в рамках V открытого межрегионального фестиваля-конкурса исполнителей произведений композиторов Большого Урала.

 В программе концерта прозвучат произведения композиторов Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского - преподавателей, выпускников, студентов, а также произведения признанных мастеров уральской композиторской школы: Сергея Сиротина, Максима Баска, Валентина Лаптева, Татьяны Якушевой, Анны Тихомировой, Семена Лошакова, Алексея Черняка, Максима Чугунникова, Егора Осинцева, Андрея Агапова.

 Творчество уральских композиторов будет представлено различными жанрами. Хоровые коллективы и вокальные ансамбли будут чередоваться с инструменталистами - солистами, ансамблями. Завершит концерт выступление камерного оркестра.

Вход свободный

 

 

Творческий состав

Кичанов Евгений Павлович

Кичанов Евгений Павлович
Член Союза композиторов СССР (1951 г.). После школы работал на заводе. В 1941 г. поступил в Свердловское музыкальное училище; по окончании работал в нём преподавателем. Окончил Уральскую консерваторию. Написанные в тот период струнная симфония и первый концерт для балалайки с оркестром сделали имя композитора известным. В 1965 г. переехал в г. Березники и до конца жизни преподавал в Березниковском музыкальном училище.

Трамбицкий Виктор Николаевич

Трамбицкий Виктор Николаевич
Художественное мировоззрение Трамбицкого сформировалось в первые десятилетия XX века в контексте идей эпохи, предшествовавшей Октябрьской социалистической революции. Он ценил в искусстве идейную значительность замысла, глубину, благородство чувств и мыслей. Высокие этико-нравственные идеалы, которые композитор воспевал в своем творчестве, были присущи и его личности. Создание образов современников, литературных и исторических героев, которые бы заставили сопереживать воплощенному в операх, камерных и симфонических произведениях, – так можно определить главную цель творческих устремлений Трамбицкого. Индивидуальная система выразительных средств, выработанная Трамбицким, придавала своеобразие и неповторимость его почерку, отражавшему многогранность его дарования, – талант живописца, наличие цветного слуха. По словам Ю.Тюлина, музыкальный стиль Трамбицкого "чужд нарочитого оригинальничания и в то же время свободен от оков изжитого академизма, которые нередко стесняют полет фантазии композиторов старшего поколения".

Левит Владимир Аврельевич

Левит Владимир Аврельевич
Окончил Тбилисскую конс. в 1957 по кл. скр. Л. Н. Шиукашвили, в 1964 по кл. композиции Д. А. Торадзе. В 1972 окончил Уральскую конс. по кл. оперно-симф. дирижирования М. И. Павермана. Артист оркестра Оперной студии в Тбилиси (1954—1955), оркестра Груз. радиокомитета (1955—1956), оркестра Тбилисского т-ра оперы и балета (1956—1958). В 1957—1960 преподаватель муз. школы № 3 в Тбилиси. С 1973 преподаватель кафедры оперно-симф. дирижирования Уральской конс.

Штелманис Оливер Карлович

Штелманис Оливер Карлович
Родился 4 мая 1928 г. в семье латышских переселенцев. Окончил Свердловское областное музыкальное училище имени П.И. Чайковского (1957, класс композиции Л.Б. Никольской). Учился в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (1957–1962) у В.Н. Трамбицкого, а после его отъезда в Ленинград – у Л.Б. Никольской. Работал старшим лаборантом кабинета истории музыки УГК (1967–1968), затем ответственным секретарем Уральского отделения Союза композиторов (1968–1970). В творчестве О.К. Штелманиса преобладают камерно-инструментальные произведения. Его фортепианные сочинения исполняли заслуженная артистка РФ Н.Я. Атлас и В.А. Кобекин.

Арсеева Ирина Васильевна

Арсеева Ирина Васильевна
И.В.Арсеева относится к компзиторам, знающим и длящим традицию. Среди ее излюбленных жанров – вокальная лирика, хоровые и инструментальные миниатюры, камерные оперы. Именно здесь наиболее адекватно реализуются присущие автору психологическая заостренность, склонность к созерцанию, желание отгородиться от враждебной и даже пугающей действительности.

Басок Максим Андреевич

Басок Максим Андреевич
Творчество М.А.Баска прочно укоренено в традиции. Он не пытается поразить слушателя поиском необычных интонаций, нарочито усложненных гармонических комплексов. Его партитуры практичны, их технические сложности мудро соизмеримы с возможностями исполнителей. При всей непосредственности в них чувствуется созидательный педагогический дух, направляющее и воспитывающее начало, выраженное не прямо, с дидактической безаппеляционностью, а в тактичной художественной форме. Его музыкальной речи присуща определенная театральность, которая проявляется в точных "интонационных жестах".

Патраманский Сергей Петрович

Патраманский Сергей Петрович
Родился 6 ноября 1964 года. Окончил Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург) по классу композиции профессора А. Н. Нименского, при ней же прошел ассистентуру-стажировку (1991 и 1993).

Певзнер Борис Ильич

Певзнер Борис Ильич
род. 9 мая 1910 в Могилеве. Музыковед. Засл. деят. иск. РСФСР (1968). В 1932 окончил Ленингр. конс. по кл. ф-п. И. М. Рензина, там же радиоотделение. В 1928—1932 зам. зав. отд. массовой работы Дома коммунистич. воспитания молодежи в Ленинграде. В 1932—1937 муз. редактор, в 1938—1942 худож. рук. Свердловского радиокомитета. В 1937—1941 пианист и лектор Свердловской филармонии. В 1939—1942 и с 1945 преподаватель Уральской конс. (с 1969 проф., с 1958 зав. кафедрой кам. музыки, с 1965 проректор по науч. и учебной работе, с 1973 проф.-консультант). С 1962 зам. пред. Уральского отд. Союза композиторов РСФСР.

Бызов Андрей Борисович

Бызов Андрей Борисович
Профессор Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, Заслуженный деятель искусств РФ. Музыка А. Бызова привлекает активным, жизнелюбивым тоном высказывания, сочным юмором, светлой лиричностью, творческим воплощением элементов фольклора.

Сорокин Михаил Иванович

Сорокин Михаил Иванович
Надо отметить, что техника композиции в сочинениях Сорокина достаточно традиционна. Художнические поиски композитора направлены, прежде всего, на разработку новых для него тем и образов. Большое внимание Сорокин уделяет поиску новых колористических эффектов, необычных тембровых сочетаний в инструментовке. ... Как считает Сорокин, композитору очень важно найти "своих" исполнителей, что чрезвычайно трудно. ... " Каждую ноту я должен пропустить через себя. А она прежде всего проверяется в общении со слушателями. И здесь главный критерий – искренность."

Фомина Нина Владимировна

Фомина Нина Владимировна
В 1971 окончила отд. истории музыки Уральской конс. В 1965—1971 преподаватель в Дет. муз. школе, в Муз. училище. С 1971 редактор Комитета по телевидению и радиовещанию Свердловского облисполкома. Автор статей по проблемам сов. музыки, очерков (творческие портреты В. Трамбицкого, В. Щелокова и др.), о молодых композиторах, радио- и телепередач.

Викторова Ольга Владимировна

Викторова Ольга Владимировна
Портрет Ольги Викторовой может быть написан в различной манере, поскольку, постоянно экспериментируя в творчестве, она успела овладеть большинством композиторских техник. Сочиняя порой сложную для восприятия "элитарную" музыку, О.Викторова тем не менее не приемлет какого бы то ни было снобизма в искусстве. Как истинный профессионал, она считает, что должна уметь все: написать оперу, симфонию или, например, эстрадную пьесу, музыку к спектаклю, песню.

Вильнер Наталья Моисеевна

Вильнер Наталья Моисеевна
Н.М.Вильнер совмещает различные виды музыковедческой деятельности: 25 лет педагогической работы; более 40 лет – автор и ведущая музыкальных программ на сцене филармонии и театров, а также передач радио и телевидения [более 400] в циклах: " Мы в филармонии", "О дирижерском искусстве", "Вокалисты мира", "К 400-летию оперы" и др. Музыкальный критик [статьи о современных композиторах и оперном искусстве в центральной местной печати – журналы "Советская музыка", " Музыкальная академия", альманах "Музыка России", "Урал", газеты "Уральский рабочий" и "Вечерний Екатеринбург"].

Родыгин Евгений Павлович

Родыгин Евгений Павлович
Есть композиторы, сохраняющие на многие годы, а иногда и на всю жизнь, стойкую приверженность к какому-нибудь одному направлению в музыке. В их числе Е.В.Родыгин, вот уже более полувека тесно связанный творческой судьбой со своим излюбленным жанром – песней. Как и многие лучшие песни отечественных авторов, произведения Родыгина тесно переплелись с жизнью современников, повествуя об их многотрудных дорогах, заветных мечтах. Однако, все-таки, слушая родыгинские мелодии, не собьешься, не спутаешь с другими. ... "Есть песни, рассчитанные на разовое впечатление, на "мимолетное" настроение. Я же с детства полюбил красоту мелодии и русской народной песни, и городского романса, и музыки духовых оркестров... Все мелодическое я впитывал в себя и к этой мелодичности стремился...".

Гибалин Борис Дмитриевич

Гибалин Борис Дмитриевич
Знаток музыкального фольклора, тонко понимающий его природу и неисчерпаемые возможности, Гибалин неоднократно обращался к народно-песенному материалу, видя в нем могучий источник для воссоздания картин окружающей его жизни, самобытных характеров. <...> Многие из сочинений Гибалина, создававшиеся вроде бы "на случай", смогли обобщить и передать важные общечеловеческие чувства радости, ликования, торжества, которые не подвластны идеологическим регламентам.