E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Новости

29 мар 2021

Концерт, посвященный памяти Анатолия Николаевича Нименского

25 марта 2021 года в Большом зале Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского состоялся памятный вечер, посвященный творчеству Анатолия Николаевича Нименского. Концерт явился третьей, заключительной страницей VI Международного фестиваля современной музыки.

 

В своем вступительном слове ректор консерватории В.Д. Шкарупа, выразив всеобщее чувство скорби и горечи утраты, подчеркнул своеобразие личностного и творческого облика Анатолия Николаевича, которого отличала истинная культура и интеллигентность. Скромность и доброжелательность, умение слышать собеседника, подлинное мастерство – качества Анатолия Николаевича, нашедшие отражение и в его творчестве, и в преподавательской деятельности.

 

Концертную программу вечера открыло произведение А.Н. Нименского в жанре транскрипции: сюита М. Регера в четырех частях в переложении для четырех альтов (2006 г.), которая прозвучала в исполнении Петро Кобилецкого, Евгения Железнякова, Дарьи Волковой и Дмитрия Ильина. Эта музыка с присущей ей искренней экспрессией и барочной интонационностью lamento, изначально создала настрой, соответствующий общей атмосфере мемориального концерта.

 

Второе из прозвучавших произведений – совсем другого рода: фортепианная сюита 1983 года «Уральские предания» (по сказам Бажова), исполненная Арсением Мерзловым. Это сочинение представило собой весьма значимое направление в творчестве композитора, связанное с его интересом к фольклору. К тому же направлению относится прозвучавшая в концерте яркая, поданная слушателям с элементом театрализации пьеса для трех флейт «Перегудки» (1978) в исполнении Натальи Камусиной, Яны Лебедевой, Яны Моревой.

 

«На струнах уральской души. Светлой памяти Анатолия Нименского» –так названо сочинение Ларисы Табачник, явившееся первым творческим откликом на уход композитора. Образные, жанрово-стилевые контрасты этого одночастного квартета были прекрасно переданы Александрой Зиганшиной (скрипка), Валерией Файзулиной (скрипка), Даниилом Смирновым (альт), Елизаветой Латкиной (виолончель).

 

А.Н. Нименский, по личным воспоминаниям ведущей концерта музыковеда Марины Принц, удивительно и увлеченно работая с детьми в школе-десятилетке при консерватории, обладал талантом заинтересовать и увлечь учеников самим процессом творчества, познания нового. Не случайной явилась и детская тема в музыке композитора (в качестве примера было названо сочинение 1986 года «Девять историй для маленьких и взрослых», концерт для детского хора и инструментального ансамбля на стихи Д. Хармса). Эта линия творчества Анатолия Николаевича тоже нашла отражение в концерте: выступили два учащихся Уральской специальной музыкальной школы (класс преподавателя Н.Ю. Голдобиной) Даша Зырянова (2 класс) и Герман Фидлер (4 класс), по очереди исполнившие Сюиту для фортепиано в шести частях «Летний день».

 

В завершении программы концерта прозвучало сочинение, которое было создано композитором в 26 лет: Первый струнный квартет для двух скрипок, альта и виолончели (1976). На сцене вновь появился ансамбль А. Зиганшиной, В. Файзулиной, Д. Смирнова и Е. Латкиной. Это произведение А.Н. Нименского, отмеченное большой экспрессией, одухотворенностью и необыкновенной искренностью, отражающее свойственные молодости поиски собственных и неизведанных путей, в прекрасном исполнении квартета стал заключительной кульминацией концерта и всего фестиваля.

 

 «Слушая музыку Анатолия Нименского, – пишет музыковед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Т.И. Калужникова, – думаю о том, что написана она не просто талантливым человеком, но большим мастером, которому ведомы тайны музыкантского ремесла. Ремесла в том высоком, почти мистическом смысле, владение которым почиталось в древности знаком особой отмеченности, сопричастности иным мирам. Отсвет личности художника всегда ощутим в музыке Анатолия Нименского. В ней угадываются интеллигентность и достоинство автора, органическая неспособность к насилию и жестокости, к пафосу и внешним эффектам. И еще – внутренняя сила, помогающая в суете и злобе дня оставаться самим собой, не черстветь душой, сберегая ее чистоту и мудрость для творчества…».

 

Текст: Наталья Зарубина
Фото: Жанна Скачкова

24 мар 2021

Zoom-лаборатория Александра Пантыкина «Новые идеи для музыкального театра»

16 апреля 2021 года с 12:00 до 14:30 Ассоциация музыкальных театров проводит в Zoom’е авторскую лабораторию, посвященную новым идеям для музыкального театра.

 

Главная задача – познакомить 62 театра Ассоциации музыкальных театров России и стран СНГ с новыми замыслами композиторов и либреттистов, которые еще не были реализованы на профессиональной сцене.

 

Каждый театр формирует свою репертуарную политику и может выбрать из новых идей заинтересовавший его замысел. Дальнейшая совместная работа с творческим коллективом авторов позволит театру создать новый спектакль.

 

Чем отличается эта лаборатория от тех, что были прежде?

 

Первое и главное отличие ее в том, что эта лаборатория идей, замыслов, эскизов произведений для музыкального театра.

 

Второе отличие – презентацию могут сделать как композиторы и либреттисты отдельно, так и пары – композитор-либреттист.

 

Третье отличие – в Zoom’е композитор, либреттист или пара композитор-либреттист показывают презентацию по своим собственным правилам, ad libitum. Единственное требование уложиться в тайминг 10 минут.

 

Четвертое отличие – в Zoom’е помимо авторов участвуют представители театров АМТ, отвечающие за репертуар, а те, кто по тем или иным причинам не смогут принять участие в лаборатории, имеют возможность получить запись этого показа и в любое удобное для себя время познакомится с новыми идеями.

 

К участию в лаборатории приглашаются авторы, имеющие постановки в профессиональных театрах, как отдельные композиторы и либреттисты, так и творческие пары.

 

Со стороны музыки – композиторы, аранжировщики, дирижеры и любые представители музыкальных профессий, могущие представить свой или чужой музыкальный материал.

 

Со стороны либретто – драматурги, поэты, переводчики и любые авторы, которые могут представить замысел.

 

В заявку-презентацию может быть включено только одно произведение, которое еще не было опубликовано.

 

Тайминг презентации 10 минут. В нее могут быть включены любые материалы, раскрывающие и представляющие замысел авторов (музыкальные фрагменты, любые тексты, картинки, или что-то еще, что необходимо авторам для показа своего замысла). Саму презентацию авторы могут сделать в любой удобной и знакомой для себя программе (PowerPoint, KeyNote и т.д.), но выгрузить результат и представить его в видеоформате с расширением .mp4.

 

С 22 марта по 9 апреля принимаются заявки-презентации по адресу nszykova@mail.ru

 

С 9 по 12 апреля организаторами будут отобраны 8 заявок-презентаций для участия в Zoom-лаборатории.

 

14 апреля организаторы сообщают авторам об их участии в Zoom-лаборатории.

 

16 апреля в 12:00 состоится Zoom-лаборатория «Новые идеи для музыкального театра».

 

Результаты Zoom-лаборатории будут представлены руководителям театров на Общем собрании членов Ассоциации Музыкальных Театров и размещены на сайте Ассоциации.

 

Фото: Валентина Ладина

 

10 мар 2021

Ушла из жизни Людмила Алексеевна Лядова

Союз композиторов Свердловской области с прискорбием сообщает, что 10 марта 2021 года ушла из жизни Людмила Алексеевна Лядова, композитор, пианистка, певица, народная артистка РСФСР.

 

Людмила Лядова родилась в Свердловске 29 марта 1925 года в семье потомственных музыкантов. Жизнь ее родителей была связана с Оперным театром и филармонией, поэтому девочку с ранних лет готовили к музыкальной профессии. Она училась сначала в десятилетке при консерватории у знаменитого педагога Берты Соломоновны Маранц, и уже в 11 лет пианистка-вундеркинд играла с симфоническим оркестром филармонии под управлением Марка Павермана. Рано начала сочинять, в итоге Уральскую консерваторию в 1948 году заканчивала по двум специальностям: фортепиано (класс Б.С. Маранц) и композиции (класс В.Н. Трамбицкого).

 

В годы войны она выступала в госпиталях и на других площадках. Именно с тех пор образ аккомпанирующей себе певицы становился всё более узнаваемым и популярным. Конечно, песенный жанр был главным в её творчестве. Лядова написала более 800 песен. Самые известные – «Старый марш» на стихи М. Владимова, «Чудо-песенка», «Барабан» на стихи И. Шаферана, «Вальс Людмила», «Сапожки русские», «Ай-люли». Их исполняли самые известные в СССР певцы Гелена Великанова, Нина Дорда, Капиталина Лазаренко, Тамара Миансарова, Юрий Богатиков, Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон и Эдуард Хиль.

 

Но все-таки, когда свои песни исполняла она сама, это было ни с чем несравнимое фееричное зрелище и огромное удовольствие! Беспредельной силы огневой темперамент, молодежный азарт, витальность и максимальную самоотдачу – она умела транслировать как никто другой. Ее обаяние и энергетика зашкаливали, и даже в самом преклонном возрасте она могла дать фору многим молодым коллегам. Ее уральский характер и неукротимый оптимизм помогали держать себя в хорошей форме, но вмешалась безжалостная пандемия. Людмила Лядова скончалась от осложнений после коронавирусной инфекции, несколько дней не дожив до своего 96-летия.

 

Людмила Алексеевна Лядова была награждена орденами Дружбы (1997), «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней (в 2000 и 2005 годах), орденом Почета (2011).

 

Светлая память о ней сохранится на долгие годы.

 

 

9 мар 2021

В Доме кино пройдет фестиваль ко дню рождения Бориса (Аслан-Гирея) Галати

Завтра, 10 марта, в 18:30 в Доме кино пройдет фестиваль осетинского кино «Урал-Кавказ: связующие нити. Осетинские параллели». Фестиваль приурочен ко дню рождения Бориса Александровича Галаева (Аслан-Гирей Галати) – великого осетинского композитора, этномузыколога, педагога, автора первой осетинской киномузыки к фильмам «Советская Осетия» (1951), «Фатима» (1958), «Искусство, рожденное в горах» (1974).

 

Фестиваль «Урал-Кавказ: связующие нити. Осетинские параллели» откроют премьерные показы двух фильмов – анимационный фильм «Привычка» (реж. Алексей Караев, Екатеринбург) и документальный фильм «Имена. Борис Галаев. Память о самих себе» (реж. Артур Албегов, Владикавказ). Фильмы созданы на Урале и в Осетии при участии членов Общества осетинской культуры им. Аслан-Гирея Галати. 

 

Также на экране будут представлены фрагменты нового полнометражного фильма «Время Бориса Галаева» (реж. Рафаэль Гаспарянц, Владикавказ) и оцифрованной кинохроники «Юбилей композитора Бориса Галаева».

 

В конце вечера прозвучит музыка Бориса Александровича Галаева (Аслан-Гирей Галати). В концерте примут участии председатель Союза композиторов Свердловской области Александр Александрович Пантыкин, а также Алексей Петров (баритон), Леонид Чугунников (баритон) и Елизавета Шубина (фортепиано).

 

«Перед началом, во время и после» гости смогут познакомиться с выставкой «Фильм «Привычка»: от замысла к воплощению», на которой будут представлены авторские эскизы к фильму и фотографии композитора Галати с видами Осетии, сделанные им во время фольклорных экспедиций 1928-1929 гг.

 

И, конечно, угощение от Первой осетинской пироговой «Уалибах», которая предложит зрителям осетинские пироги уалибахи, цахараджины, фыдджины и ещё много разных «ДЖИНов».

 

17:30 – Открытие выставки графики и фоторабот к фильму «Привычка» и ярмарки, сбор гостей и знакомство с осетинской кухней.

 

18:30 – Открытие фестиваля «Урал-Кавказ: связующие нити. Осетинские параллели».

 

Приглашаем всех посетить фестиваль. Вход свободный.

 

7 мар 2021

Сергей Иванович Сиротин: Музыка – мой добрый свет...
Вчера, 6 марта, исполнилось 80 лет со дня рождения композитора Сергея Ивановича Сиротина. В память об известном уральском композиторе наследники Сергея Ивановича запустили сайт, посвященный его творчеству.

Сергей Иванович Сиротин – известный уральских композитор и аранжировщик, заслуженный деятель искусств РФ, доцент (2009), лауреат всероссийских конкурсов песни (1980, 2003). Член Союза композиторов с 1974 года. Сергей Иванович работал ответственным секретарем Уральского отделения Союза композиторов России (1977–1982), заместителем начальника Управления культуры Свердловского облисполкома (1982–1984), художественным руководителем Уральского народного хора (1984–1987), заведующим музыкальной частью Свердловского академического театра драмы (1987–2001). С 2007 г. преподавал на кафедре музыкально-компьютерных технологий Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Большое внимание композитор уделял музыке для детей. На протяжении 22 лет Сергей Иванович Сиротин остается самым исполняемым композитором Межрегионального детско-юношеского конкурса на лучшее исполнение музыки уральских композиторов «Музыкальные звездочки».

Сайт «Композитор Сергей Сиротин — Творчество и биография» посвящен творческому пути уральского композитора и его произведениям. На сайте опубликованы воспоминания самого Сергея Ивановича Сиротина, его семьи, коллег, друзей, музыкантов и учеников. Особую важность представляет аудиобиблиотека произведений композитора: в нее вошли аудиозаписи сочинений и аранжировок, ноты и клавиры Сергея Ивановича Сиротина.

Также на сайте представлены фотографии из личного архива семьи композитора и видеосюжеты, записи концертных выступлений, интервью и музыка Сергея Ивановича.

Подробнее с творчеством Сергея Ивановича Сиротина можно по ссылке https://sirotin-music.ru/
 
 

12 фев 2021

Евгению Степановичу Щекалёву вручена Премия главы митрополии в области культуры и искусства за 2020 год

Вчера, 11 февраля 2021 года, в культурно-просветительском центре «Царский» состоялась торжественная церемония награждения Премией главы митрополии в области культуры и искусства за 2020 год. Награду лауреатам вручил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.

 

Лауреатами Премии главы митрополии в области культуры и искусства за 2020 год стали шесть деятелей литературы и искусства, среди которых композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России, лауреат всероссийских и международных конкурсов, лауреат телефестивалей «Песня Года», лауреат премии Губернатора Евгений Степанович Щекалёв.

 

Участникам церемонии были вручены памятный знак лауреата премии на муаровой ленте и диплом. В ответном слове лауреаты поблагодарили Высокопреосвященных владык за внимание к деятелям культуры, отметили значение для них премии и важность духовно-нравственных ценностей в своем творчестве.

 

Напомним, премия призвана отметить вклад деятелей литературы и искусства в сохранение и развитие духовно-нравственных традиций русской культуры.

 

Поздравляем Евгения Степановича Щекалёва с вручением награды!

 

23 янв 2021

Нотный сборник «Неизвестные песни Евгения Родыгина» – новое издание Союза композиторов Свердловской области

2020 год был объявлен в Свердловской области Годом Евгения Павловича Родыгина. А в конце декабря 2020 года увидело свет новое издание Союза композиторов Свердловской области – нотный сборник «Неизвестные песни Евгения Родыгина».

Евгений Павлович Родыгин – один из самых знаменитых уральских композиторов, фронтовик, народный артист РФ, Почётный гражданин Свердловской области и Екатеринбурга, автор популярных песен «Уральская рябинушка», «Едут новосёлы», «Белым снегом», «Куда бежишь, тропинка, милая» и «Свердловский вальс».

16 февраля 2020 года Евгению Павловичу Родыгину исполнилось 95 лет… Он ушёл из жизни 19 июля 2020 года, являясь автором более 200 песен, известная часть которых получила всенародное признание, а также как автор произведений для музыкального театра и кинематографа. Евгений Павлович имел славное, героическое военное прошлое, что нашло отражение в его личностной и творческой судьбе и, безусловно, в истории его главного жанра – песни.

Благодаря нотному сборнику «Неизвестные песни Евгения Родыгина», рукописи, сохранившиеся в архиве Союза композиторов Свердловской области, станут достоянием общественности, найдут новых исполнителей и слушателей. Они обретут иную жизнь, займут достойное место в исполнительском репертуаре, станут объектом творческого осмысления и переосмысления в композиторской, исполнительской, музыковедческой практике. А это значит – песни будут жить, украшая наше современное бытие интонацией Е.П. Родыгина.

В нотный сборник вошли 60 песен композитора, не издаваемые ранее официально. Редактором и составителем издания выступил композитор, председатель Союза композиторов Свердловской области Александр Александрович Пантыкин. Сборник «Неизвестные песни Евгения Родыгина» адресован профессиональным музыкантам и широкому кругу любителей музыки.

 

22 янв 2021

«Музыка уральских композиторов в структуре дополнительного образования» – новый сборник ЕДШИ № 11 имени Е.Ф. Светланова к юбилею Союза композиторов Свердловской области

Изданный ЕДШИ № 11 имени Е.Ф. Светланова сборник заслуживает особого внимания, прежде всего, как убедительный результат творческой инициативы педагогов и обучающихся школы. А если учесть, что и проведение научно-практической конференции учащихся (21 мая 2019 г.), и подготовка сборника к изданию совпали и были скорректированы условиями мировой пандемии COVID-19 (дистанционное обучение), то становится очевидным, что значение сборника выходит за границы публикации собственно методического издания, связанного с конкретной датой и учебным процессом, и приобретает более глубокий содержательный смысл. Безусловно, сборник стал далеко не рядовым событием уже в силу того, что, как указано в аннотации к нему, это издание представляет собой «первый и пока единственный в нашем регионе опыт теоретического осмысления музыки уральских композиторов в структуре дополнительного образования учащимися детской школы искусств. В сборнике раскрыты 18 монографических тем, посвященных творчеству уральских композиторов, музыковедов, балетмейстеров, исполнителей-инструменталистов, чьи имена стали гордостью культуры Уральского региона». Надо отметить, что основой данного сборника являются выступления участников научно-практической конференции учащихся, состоявшейся 21 мая 2019 года в Екатеринбургской детской школе искусств № 11 имени Е.Ф. Светланова, посвященной 80-летию Союза композиторов Свердловской области.

 

Редактором сборника стала директор ЕДШИ №11 имени Е.Ф. Светланова Любовь Григорьевна Чепайкина, уже в течение ряда лет оказывающая большую поддержку всестороннему изучению творчества уральских композиторов в своей школе. Автором и руководителем детско-юношеского проекта к юбилею СК СО выступила музыковед Оксана Марченко, член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области, заведующая теоретическим отделом ЕДШИ № 11 имени Е.Ф. Светланова. Под ее руководством учащимися были подготовлены статьи об истории Уральской композиторской организации, ее основателях, продолжателях, а также представителях нынешнего творческого состава. Целый ряд статей посвящен Евгению Павловичу Родыгину (1925 – 2020), под чьим именем прошел 2020 год в Свердловской области.

 

Все статьи сборника расположены согласно музыкально-исторической перспективе – от основателей до сегодняшнего дня, в связи с чем возникает стройная картина исторической преемственности и развития традиций в уральской музыке. Учащиеся под руководством преподавателя О.Г. Марченко, опиравшиеся на работы ведущих музыковедов-исследователей уральской региональной тематики, среди которых Л.В. Барыкина, С.Е. Беляев, Б.Б. Бородин, И.В. Винкевич, Н.Н. Иванчук, Т.И. Калужникова, Л.В. Романова, Л.А. Серебрякова, Ж.А. Сокольская, Л.К. Шабалина, привнесли на страницы своих статей многие их идеи и концепции. Такое глубокое знакомство учащихся с музыковедческой литературой по уральской проблематике само по себе заслуживает похвалы, поддержки, а также продолжения, которое, возможно, выразится в новых творческих проектах и открытиях.

 

Ряд статей учащихся содержат в себе открытия. Написанная учащимся Вадимом Плуталовым, Лауреатом стипендии «Талантливые дети – талантливый город», в соавторстве с О.Г. Марченко статья «Живые традиции учителей – лучший рецепт музыки будущего» – это первая аналитическая статья о композиторе Евгении Перевалове, юбиляре Года-2020 (р.1970). В этом сборнике находится и первая объемная публикация о музыковеде Жанне Абрамовне Сокольской (1932 – 2019), всю жизнь посвятившей изучению уральской темы. Статья написана учащейся 7 класса Дианой Сисанбаевой в соавторстве с О.Г. Марченко, в завершение статьи поместившей свои стихи памяти Жанны Сокольской, впервые прочитанные на панихиде 27 марта 2019 года.

 

В статье самой О.Г. Марченко – «Бажовская тема в музыке уральских композиторов и новая песня о Бажове» – затронута тема взаимодействия уральской музыки и уральской хореографии, а также приведены ценные исторические факты о творчестве выдающегося балетмейстера А.П. Поличкина (1910 – 1999), о претворении бажовской тематики в его хореографических постановках.

 

Большой интерес представляют помещенные в сборнике воспоминания композитора Евгения Перевалова о своем педагоге по композиции, профессоре Уральской консерватории Маргарите Александровне Кесаревой (1936 – 2017), яркой представительнице поколения уральских «шестидесятников».

 

Тема преемственности в уральской музыке – одна из определяющих в проблематике данного сборника – раскрывается в целом ряде публикаций, в первую очередь, в статье «Программная симфоническая музыка для детей в XXI веке. «Дудочка и кувшинчик» Максима Баска в оркестровке Евгения Перевалова». Первоначально созданная М. Баском детская опера «Дудочка и кувшинчик» превратилась в произведение нового жанра – симфоническую сказку – именно в их совместном с учеником по десятилетке Е. Переваловым творчестве. В этом виде она прозвучала в проекте СК СО «Симфонические сказки», представленном екатеринбургской публике 28 октября 2014 года на сцене зала Маклецкого.

 

Вступительная статья к сборнику статей «Музыка уральских композиторов в структуре дополнительного образования» написана Заслуженным деятелем искусств РФ, профессором, заведующей кафедрой истории музыки Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского Любовью Алексеевной Серебряковой. В своей статье «На пути к творчеству» она отметила огромную увлеченность учащихся ЕДШИ № 11 исследуемыми темами, «близкое знакомство с самой уральской музыкой, понимание ее специфики, образности и языка, а также индивидуальных авторских стиле композиторов».

 

Появление сборника статей учащихся Екатеринбургской детской школы искусств № 11 имени Е.Ф. Светланова – событие глубоко знаковое и оптимистичное. Впечатляет не только сам факт знакомства большого числа учащихся с уральской музыкой, но и искренняя их заинтересованность в ее изучении, увлеченность историей и днем сегодняшним музыкальной культуры Екатеринбурга и шире – Уральского региона в целом.

 

Материал подготовлен Пешковой Галиной Николаевной, кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского

18 янв 2021

ПАМЯТИ АНАТОЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА НИМЕНСКОГО, композитора, члена СК РФ и СК Свердловской области, профессора, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации (1950–2020)

А. Нименский. НСО УГК. 1969.По-разному можно почтить память ушедшего незаурядного человека, который глубоко проявил себя в разнообразных сферах музыкального творчества, в профессионально-композиторской педагогике, в руководстве Уральским отделением Союза композиторов и кафедрой композиции Уральской государственной консерватории. Его наследию уже посвящены и будут посвящаться музыковедческие статьи, а со временем о нем, несомненно, будет составлена монография. Но здесь и сейчас, подчиняясь свежему чувству от его внезапного ухода 27 ноября 2020 года, мы предлагаем непосредственные отклики его соучеников по музыкальной школе-десятилетке и консерватории, которые дадут возможность ощутить Анатолия Нименского как человека – а это, согласитесь, не менее драгоценно.

 

Из самых светлых, мудрых и талантливых людей

 

В.Д. Биберган, А. Нестеров, А. Нименский. 1973.

 

Середина 60-х годов 20 века. В 8-й класс десятилетки при консерватории посреди учебного года принимают  пять талантливых ребят – музыкантских воспитанников, которые до этого учились и жили в интернате. В числе  поступивших – невысокого роста голубоглазый Толик Нименских. (Этот уральский вариант фамилии значительно позже изменится на Нименский.)  Он держится скромно, но обращает на себя внимание какой-то внутренней интеллигентностью и цельностью натуры. В нём ощущалась сила характера и, вместе с тем, доброе и очень светлое восприятие жизни, хотя Толик упоминал, что рос в неполной семье, и, по-видимому, его детство было нелегким. Я сама только начала учиться в десятилетке с этого года в фортепьянном классе Нины Павловны Холоденко, и мы оказались с Толиком «на новеньких»... Помню его улыбку и  слова одобрения и участия.

 

Он дружил с другим поступившим в десятилетку бывшим музыкантским воспитанником – флейтистом Серёжей Фокиным.  Мы общались втроём,  насколько позволяло время.  Сергей поступил в Московскую консерваторию, а затем в Государственный оркестр кинематографии.  Где-то в 80-м году Сергей приехал в Свердловск, и мы снова встретились втроем... Обмениваемся жизненными и музыкальными впечатлениями.  Сергей очень много рассказывает о Москве и оркестре, я уже работаю в десятилетке, веду разные классы, в том числе и теоретиков.  Толя ведёт наши встречи, он полон музыкальными проектами, у него появились явные лидерские качества. Конечно же, вспоминаем десятилетку и учителей: и важное, и забавное, и незабываемое.  Толя благодарен им не только за учебное, но и за человеческое «обучение». Он очень тонко чувствовал не только музыкальную, но и душевную гармонию личности...

 

И ещё одно воспоминание... Не помню где и как, но ближе к моему отьезду в Америку, Толя играет для меня «американскую» часть своей фортепьянной сюиты: он поёт «В Калифорнию, сеньоры!» и далее – инструментальная интерпретация «жаркой золотой лихорадки» как своего рода напутствие. Это незабываемо, и когда в 2000 году я впервые оказываюсь в Сан-Франциско, то немедленно вспоминаю Толю, одного из самых светлых, мудрых и талантливых людей, которых я знала...

Вера Шахрай, музыковед

 


На вес золота

 

А.Н. Нименский. 1973.

С Толей Нименским мы познакомились в музыкальной школе-десятилетке. Я поступила в 8-й класс, он учился в 9-ом. Уже тогда он отличался от сверстников своей серьезностью, неторопливостью, основательностью. Его лучистые синие глаза смотрели так внимательно, будто вглядывались тебе в душу...

 

Потом мы поступили в консерваторию, и в 1971 году, на третьем курсе, Толя пишет вокальный цикл на стихи А. Вознесенского «Антимиры». Это было сочинение уже зрелого композитора. Особенно меня покорил монолог «Тишины хочу, тишины... Нервы, что ли, обожжены?».  Искренняя, рефлексирующая, глубокая, – эта музыка приоткрывала ранимую душу самого Толи.

 

Шли годы. Подрастали Толины дети. Он улыбался: «Я им дал царские имена – Павел и Екатерина!» Детей он очень любил. И пошутить, посмеяться любил. Так, среди всей его исключительно серьезной, «взрослой» музыки появились «Шесть историй» (для солистов, хора и ф-но)  на стихи Д. Хармса. Их блистательно, мастерски обыгрывая сюжеты, исполнял солист филармонии, засл. артист РФ Юрий Яковлев. Абсолютным хитом был «Хорёк». Наши юные слушатели уходили с концертов, дружно напевая эту веселую песенку. И невдомек им было, что у Хармса в конце папа подстрелил хорька и сделал из него чучело... Конечно, это никак не устраивало доброго и ранимого Толю. И финальные строфы стихотворения он в песню не взял...

 

Мне было обидно, что Толя, особенно в последние годы, сочиняет мало и медленно. Зато каждое его произведение всегда было на вес золота! И в каждом была частица его чистой и нежной души...

Ирина Сендерова, музыковед

 

Зёрна будущих талантов

 

После защиты в общежитии УГК. 1973 

Со дня поступления в школу-десятилетку при УГК в 1964 году началась наша с Толиком ученическая дружба, которая продолжалась далее все школьные годы и годы учебы в консерватории.

 

Скромный, с неторопливыми жестами и речью, всегда готовый к творческому общению, по-человечески отзывчивый и щедрый в проявлениях своего музыкального дара, он создал немало замечательных произведений, занявших достойное место в музыкальной жизни Урала и России.

 

Лично я, как преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Краснотурьинского музыкального училища (ныне Краснотурьинского колледжа искусств) с 1973 года, особенно благодарна Анатолию Николаевичу  за посещение нашего училища для творческого общения с преподавателями ДМШ и ДШИ, за профессиональные рекомендации студентам, увлекающимся композицией, за щедрые подарки с записью своих сочинений, среди которых особенно впечатлило прослушивание Концерта для альта памяти Г.И. Тери.

 

Главным результатом этой встречи явился «творческий бум» среди наших студентов в области сочинения музыки. Лучшие из них участвовали в конкурсах разных уровней (в том числе международных) и получали высокие награды (это были студенты исполнительских специальностей). Так благодаря Анатолию Николаевичу проросли и расцветают «зернышки талантов» молодого поколения.

 

Не угаснет память об Анатолии Нименском – прекрасном человеке, друге и настоящем таланте на долгие годы!

Наталья Киреева (Жданович), музыковед

 

«На Байкал хотелось бы приехать…»

 

Пять лет моего консерваторского студенчества (с 1968 по 1973 г.) всегда, а теперь, с возрастом –  особенно, вспоминаются мне как лучшие годы моей жизни. Это было время, наполненное жаждой открытий, общением с нашими замечательными учителями. Время увлеченности жизнью с ее напряженным метроритмом, ощущения бесконечности радостного бытия.

 

В нашей группе было два мальчика – Александр Нестеров и Анатолий Нименский, оба – композиторы. Толя вызывал у нас уважение благодаря своему характеру, в котором сочетались доброта, мягкость, внимательность, умение выслушать и понять – с неизбывным чувством юмора, остротой ума, прямотой высказываний.

 

Помню, как тогда, в конце шестидесятых, мы открывали для себя западную музыку XX века, не всегда понимая и принимая ее. А вот у Анатолия  именно в тот период возник особый интерес к новым тенденциям в области музыкального искусства, композиторского языка. Этот интерес был поддержан и приумножен в классе композиции В.Д. Бибергана. Вспоминаются в связи с этим слова Толи: «Что Чайковский? Уже давно знаком и понятен. А вот Стравинский!»

 

Окончив УГК в 1973 году, по распределению и по собственному желанию я уехала жить и работать в столицу Бурятии – город Улан-Удэ. В музыкальном училище имени П.И. Чайковского (ныне колледже искусств) я преподаю музыкально-теоретические предметы. С Толей мы долго не встречались, но перезванивались, обсуждая возможность обучения моих студентов в его классе композиции. В 1994 году в УГК в класс А. Нименского поступила наша выпускница Екатерина Олёрская, ставшая успешным и исполняемым композитором Бурятии. А в 1997 году к нему пришла еще одна наша студентка – Оксана Будунова, живущая сейчас в Москве.

 

Наша последняя встреча с Анатолием произошла в год восьмидесятилетнего юбилея УГК, когда я приехала с выступлением на научно-практическую конференцию. Какими же искренними и восторженными были его чувства, когда я вошла в его кабинет! За то недолгое время общения многое было сказано друг другу и даже намечена его поездка в Бурятию. Толя говорил, что в Монголии, уроженцы которой у него обучались, он побывал, а вот в Бурятию, на Байкал, хотелось бы приехать…

 

В моей жизни было много встреч и расставаний, неожиданных поворотов, судьбоносных событий. Самыми счастливыми из них были моменты  общения с Анатолием Нименским. Светлая память о нем останется в сердце до конца дней.

Людмила Абашеева (Петровская), музыковед

 

Жив, пока помним

 

Известие о том, что нет Анатолия Нименского, с которым я училась в одной группе и на одном факультете, потрясло меня до глубины души. Мы были знакомы очень много лет – 52 года! Как принято говорить, мой однокашник был очень интересным человеком и композитором. Он был руководителем молодежной секции СК, в которую я входила, его всегда отличала скромность и большое трудолюбие.

 

Помню, как готовились к выпускному экзамену. Толя писал симфонию, а у меня была оратория «Медвежий Ров». Я не случайно о ней упоминаю, так как оратория была почти готова и разучивалась хором в Асбесте и в консерватории солистами. Но не было вступления. Я очень хорошо чувствовала, что такое для композитора проблема финала. Однако у меня получилась проблема вступления. Про это я рассказала Толе. Он сел за рояль и тут же наиграл вступление, каким оно, на его взгляд, должно быть. И он помог мне! Я этого никогда не забуду.

 

Вспоминаю нашу совместную подготовку к первому госэкзамену, которым стала философия. Мы оба тогда были загружены своими дипломными работами, и нам потребовалась помощь. В гостях у Толи нас приветливо встретила его мама, накормила пельменями. Бывший при этом композитор Виктор Усович, пока мы уплетали еду, настойчиво рассказывал нам о каждом вопросе по философии в билетах, просто подтягивал нас. Но, к сожалению, нам попались вопросы по научному коммунизму…

 

Мы редко виделись, жили в разных городах. Но при встрече я всегда могла поделиться с ним, как с родным братом, своими мыслями, переживаниями и всегда находила с его стороны отклик и сочувствие! Он искренне сопереживал, и казалось, что и у него были такие же жизненные события. Иногда мы встречались на концертах во время исполнения наших сочинений. Так, в зале им. Маклецкого в абонементе «Из сокровищницы инструментальной музыки» звучали произведения для ансамблей флейт. У Толи была фольклорная сценка «Перегудки», яркая, колоритная, по достоинству оценённая слушателями. Когда исполнялась моя музыка, нередко присутствовал и Толя, чуткий и внимательный, по-настоящему добрый человек. Жаль, что мы недостаточно общались.

 

Помню и нашу последнюю встречу на моем концерте в консерватории, 12 ноября 2019 года. Прощаясь с Толей, я сказала: «Живем теперь в разных государствах, когда ещё встретимся?» Теперь скорблю, горюю…                                     

 

В народе говорят, что человек жив, пока его помнят. Для меня, как и для всех, Толя жив! Но как больно терять друзей. Это невосполнимая утрата. Пусть земля его родного Урала будет ему пухом! А музыка его пусть звучит!

Лариса Табачник, композитор

 

Как птица, мне ответит эхо

 

Празднование окончания УГК. 01.07.1973

 

Умолк вчера неповторимый голос,

И нас покинул собеседник рощ.

Он превратился в жизнь дающий колос

Или в тончайший, им воспетый дождь.

И все цветы, что только есть на свете,

Навстречу этой смерти расцвели.

Но сразу стало тихо на планете,

Носящей имя скромное… Земли.

 

А. Ахматова

 

 

Моё откровение посвящено человеку, которого знаю более полувека, близкого по духу и представлениям о жизни, другу, коллеге. Сблизила нас музыка, Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского. Это были золотые, счастливейшие годы жизни, 1968–1973, г. Свердловск. Мы, теоретики и композиторы, встретились в одном времени, в одной группе, на первом курсе. Пять лет вместе, а затем вся жизнь встреч и пересечений, дорогих сердцу и сохранившихся навсегда.

 

Во время вступительных экзаменов первый, кто подошёл ко мне, был хрупкий юноша со светлыми глазами и доброй улыбкой: «Толик» – представился он мне. Так навсегда и остался для меня Толиком, этот удивительно чистый и красивый человек. Его интеллигентность и воспитанность отпечатывались сразу и притягивали людей. Наш «звездный» курс (так называли нас даже преподаватели) был интересным коллективом и всегда находился в центре учебной и музыкальной жизни консерватории, всегда на подъёме, всегда в деятельности. И это неудивительно: в консерватории царил удивительный дух, всё работало, кипело, двигалось. Масса концертов, конференций, семинаров, встреч с выдающимися музыкантами, постановки опер, конкурсы. Именно при нас была создана молодежная секция Уральского отделения Союза композиторов России, в которую входили студенты композиторского факультета: М. Басок, Е. Щекалёв, А. Нестеров, А. Нименский, – а также музыковеды: Э. Касымова, Г. Антонова и я. Председатель Уральского отделения Союза композиторов Г.Н. Топорков торжественно вручил удостоверение о том, что «Савушкина Тамара является ответственным секретарём молодежной секции композиторов и музыковедов Уральского отделения Союза композиторов». Членские удостоверения получили все, гордость не скрывали. Но мало кто помнит, что идея организации этой секции возникла как желание быть в курсе деятельности наших композиторов-преподавателей и получать глубокую информацию об их деятельности, изучать современную музыку. Автором идеи был Толя Нименский. Особенно запомнилась встреча с Эдисоном Денисовым, «живым» автором сложнейшего по технике произведения «Солнце инков». В отличие от нас, Толя слышал и понимал музыку так, что я себя чувствовала неполноценным специалистом. Какие аргументации я могла привести? А он на равных беседовал с Денисовым, убивая нас своей осведомлённостью.

 

 Ещё одним очень важным направлением деятельности консерватории, свидетельствующим о духе творчества и необыкновенной заинтересованности студентов, стала работа научного студенческого общества. Это был настоящий прорыв в учебе, мы получили возможность научной деятельности, участия в межвузовских конференциях. Куратором НСО была В.Н. Хлопкова. Инициатива всячески поддерживалась.

 

Наверное, такую атмосферу во многом создавали наши преподаватели, и в первую очередь З.А. Визель. Он стал куратором курса и принимал активное участие в нашей жизни. Первым событием, определившим наше знакомство, было создание остросюжетного фильма на наш собственный сценарий и в нашем исполнении. Мы ловили шпионов (их играли Толя и Саша Нестеров), остальные были сотрудниками НИИ, хранившими государственные тайны. Главным оператором был Зигфрид Айзикович. Этот фильм на протяжении всех 50 лет нашей истории периодически демонстрировался во время встреч моего курса.

 

Мы все очень дружили, после занятий ходили в гости к нашим преподавателям. Это очень раскрепощало нас и открывало истинные способности. Именно эти традиции гостевых посиделок впоследствии мы продолжили в своей взрослой, преподавательской жизни, опекая уже своих учеников.

 

Однажды в Свердловске состоялась премьера 14 симфонии Д.Д. Шостаковича. Играл Большой симфонический оркестр филармонии, дирижировал А.Г. Фридлендер. Ждали приезда композитора. Толя добился своими путями через Н.М. Пузея приглашения  студентов на генеральную репетицию. Мало того, добыл рукописный экземпляр партитуры симфонии. Мы внимательно, насколько это было возможно, пытались следить по партитуре, но возможным это стало опять благодаря Анатолию. Он нас не только спасал, но и в одном месте симфонии яростно зашептал: «Монограмма, смотрите, DSCH!» После репетиции мы еще долго переворачивали страницы и выискивали эти заветные буквы имени и фамилии Шостаковича. А потом смотрели партитуры квартетов, обобщали информацию и пришли к пониманию автобиографичности творчества Шостаковича. И это всё о нём.

 

У Анатолия было своё видение музыки, свой взгляд на произведение. Этому он учил и нас, своих однокурсников. Всегда выражал мнение афористично и очень ярко, и, наверное, это было самое дорогое. Наши взгляды были всегда в согласии. Если спорили, то доброжелательно, без обид – и его талант был очевиден. С ним интересно было беседовать, с ним интересно было дружить. Это подтверждают и мои ученики, которые продолжали учебу в УГК, в классе Нименского.  Он жил интенсивной, наполненной до краёв событиями, жизнью. Истинный деятель, творец, с чем бы он ни соприкасался, всегда достигал великолепного результата: яркие премьеры произведений, успехи учеников, победы на конкурсах, совершенство музыкально-просветительской деятельности и высочайший авторитет личности.

 

Невозможно согласиться со смертью друга и принять её. Он ушёл, но осталось его творчество, осталась память. Мы все когда-нибудь уйдем, оставляя дела свои, всё, что радовало, о чем болело сердце. «А душа взметнётся ввысь – туда, где быть ей суждено». Нам надо смириться и с благодарностью жить дальше, помня и храня память.

 

И все цветы, что только есть на свете,

Навстречу этой смерти расцвели.

Но сразу стало тихо на планете,

Носящей имя скромное… Земли.

Тамара Савушкина, музыковед

 

«Всему пора…»

 

Л.Н. Табачник, Л.В. Романова, А.Н.Нименский. 2019

 

Моё общение с Анатолием Николаевичем Нименским прошло три этапа: учебно-консерваторский (1971–1973), приватно-групповой (1974–2010) и коллегиально-консерваторский (2011–2019). Содержательность их в динамике оказалась внешне парадоксальной.

 

Два года учебы в одной группе на последних курсах консерватории должны были бы дать наибольший материал для личных контактов и наблюдений, однако этого не произошло. Среди студенток-музыковедов оба композитора – Толя Нименский и Саша Нестеров, осенённые именем своего мэтра В. Д. Бибергана, – воспринимались как заведомые таланты и отчасти инопланетяне. Оба были для меня «вещи в себе», хотя по-разному: Саша – с оттенком горделивости, заложенной уже в его броской внешности, а Толя – с оттенком интровертности, естественной для его скромного облика и все же чрезмерной. Только после окончания консерватории, в нечастых встречах группы, разъехавшейся по городам и весям, выявилась привязанность Толика к товарищам.

 

Рассматривая многочисленные фотографии из своего архива, уже на первой весёлой посиделке после получения дипломов вижу теплоту его отношения к девчонкам-сокурсницам, чувство – возможно, и потребность –родственной компании. Кажется, он внутренне раскрепощался «под сенью девушек в цвету». И в дальнейшем, когда бы инициаторы не объявляли встречу (как правило, по случаю приезда самой географически удалённой однокашницы, Люси Петровской-Абашеевой, осевшей в Улан-Удэ), он неизменно являлся по указанному адресу и вносил свою лепту радости и дружества. Однако, сделавшись атрибутом группы, не превращался ни в верховода, ни в тамаду, оставаясь немногословным излучателем доброжелательности.

 

Трудясь в Свердловске, на кафедре композиции в консерватории, Толик становился солиднее, в том числе благодаря заведённым усам и бородке, которые ему очень шли и придавали вид классического русского интеллигента. Увы, со временем он раньше, чем следовало, начал стареть. Глубокие морщины и обильная седина уже в 1990-х делали его гораздо старше биологического возраста; тем не менее, при случайных встречах ответы на традиционные вопросы о жизни оказывались многозначительно скупы, как вершины айсберга: некие болезни, некие домашние проблемы… И это были естественная сдержанность и тактичность в условиях беглых контактов. Лишь однажды, когда мы с ним возвращались с какой-то встречи, Толик разговорился, но не о себе, а о проблемах в нашем Союзе композиторов (впрочем, касавшихся его как председателя) и более того – о современном композиторском мышлении, о выдвижении фактуры и фактурного тематизма, его роли в драматургии произведения. И это звучало как доверительное размышление о лично-сущностном.

 

С творчеством Толика знакомиться почти не доводилось, а сам он о нём совершенно не распространялся, по-моему, опасаясь восприятия информации в качестве рекламы. Но изредка слышанные мной в филармонии опусы Нименского впечатляли самобытной креативностью вкупе с изощрённым профессионализмом. Так, на одном из концертов меня покорил его струнный концерт «Канты»; хвалы автор воспринял со спокойной улыбкой, сославшись на то, что это уже далеко не премьера.

 

Последний этап нашего общения был, к сожалению, непродолжительным, но наиболее содержательным. К тому времени Анатолий Николаевич уже более 20 лет (с 1989 г.) возглавлял кафедру композиции, что, наряду с контроверзами в Союзе композиторов, было причиной психосоматических перегрузок и стрессов. Помню его реакцию на вопрос о весе дипломатии при руководстве кафедрой:

 

– Уу!.. – если бы не дипломатия, разве продержался бы столько лет на заведовании… давно бы уж…

 

И невербальные знаки пояснили недосказанное.

 

2010-е годы для кафедры стали чрезвычайно сложными: постепенно исчезали не только конкурс, но и просто абитуриенты на композиторскую специальность. «Подшёрсток» с композиторского отделения десятилетки-колледжа тоже исчез вместе с отделением. Это были самые тяжкие проблемы. Появились студенты, которые на истории музыки не могли отличить не просто персональные стили композиторов-классиков, но стили контрастных эпох. Приходилось назначать пересдачи; кто-то подтягивался, кто-то – нет. Толик страдал, объяснял ситуацию: учить некого, но технологически научить можно. Убедившись, что мои способности к компромиссам ограничены, втихую договаривался с коллегами, чьи способности были безграничны. Но наших отношений это не портило, при всей неизбежности огорчений.

 

Любые просьбы с моей стороны выполнялись безотказно. Заметка в консерваторскую газету о юбилее коллеги-композитора – пожалуйста, в лучших тонах. Проверка нотных примеров из симфонии Топоркова для книги о В. М. Мезриной – аналогично. Всегда как приятный сюрприз – внимание и высказывание лестных впечатлений от моих статей в «Музыкальной академии», в сборнике о Пузее, от той самой книги о В. М. Мезриной, и это грело душу.

 

В кратком, но очень любимом мною курсе «Музыка уральских композиторов» своё место занимала персона композитора Нименского, в связи с чем расширилось представление о его творчестве. На лекциях звучали оригинальный и глубокий Концерт-реквием памяти Г. И. Тери, многоликие «Канты», неофольклорные «Игральные вечерки», обозначавшие разные векторы не очень обширного, но высококачественного наследия. Увы, с интенсивностью его пополнения были серьёзные проблемы, обусловленные ухудшением здоровья, натиском производственных требований, домашними неурядицами.

 

Спустя некоторое время после майской расправы на Ученом совете я увидела Толика, спешившего мне навстречу по лестнице:

 

– Это абсурд! Этого не должно было быть! Можно сколько угодно критиковать, но не таким же образом! Я ничего подобного не ожидал, проголосовал, разумеется, «за» и ушел по делу. Был уверен, что все в порядке… Люди должны же понимать!..

 

Последний раз мы виделись осенью, 12 ноября 2019 года, когда в консерватории была намечена камерная творческая встреча с нашей сокурсницей композитором Ларисой Наумовной Табачник. В холле одиноко сидел Толик, и мы вместе стали ждать её появления. Толик был угнетён и подавлен, последующие организационные казусы ввели всех в шок, и общее настроение пришлось поднимать самой героине встречи, что она реализовала с присущим ей чувством юмора и творческим энтузиазмом. Повеселел и Толик, хотя внутренний дискомфорт его не оставлял. Заключительные фотокадры, сделанные студентами, зафиксировали финал нашего общения.

 

Вместе с уходом товарища юности и жизни неотвратимо уходит «частичка бытия», все больше оголяя заветную земляничную поляну. Но – «Недаром – нет!» – промчалися полвека, и сердечное место Толика, как и композитора Анатолия Нименского, останется за ним. Пока и нам не скажут: «Пора!»

Лариса Романова, музыковед

 

Воспоминаниями об А.Н. Нименском с редакцией Культура-Урала.РФ поделились: В.Д. Шахрай (Бостон), И.Г. Сендерова (Тель-Авив),  Н.Ю. Киреева (Краснотурьинск), Л.Н. Табачник  (Акко), Л.И. Абашеева (Улан-Удэ), Т.И. Савушкина (Озёрск), Л.В. Романова (Екатеринбург). Материалы собраны Л.В. Романовой, ею же предоставлены фотографии из личного архива.

 

12 янв 2021

День рождения Председателя Союза композиторов Свердловской области Александра Александровича Пантыкина

Сегодня свой День рождения празднует Председатель Союза композиторов Свердловской области Александр Александрович Пантыкин!

Поздравляем Александра Александровича с Днем рождения! От всей души желаем благополучия, успехов и новых творческих свершений.

Фото ©Евгений Волович, 2016

 

 

Творческий состав

Кичанов Евгений Павлович

Кичанов Евгений Павлович
Член Союза композиторов СССР (1951 г.). После школы работал на заводе. В 1941 г. поступил в Свердловское музыкальное училище; по окончании работал в нём преподавателем. Окончил Уральскую консерваторию. Написанные в тот период струнная симфония и первый концерт для балалайки с оркестром сделали имя композитора известным. В 1965 г. переехал в г. Березники и до конца жизни преподавал в Березниковском музыкальном училище.

Морозов Николай Александрович

Морозов Николай Александрович
Родился 6 августа 1956 г. в Куйбышеве (ныне Самара) в семье инженеров. С детства проявлял музыкальные способности, учился игре на аккордеоне, самостоятельно освоил гитару, баян, блок-флейту, увлекался импровизацией. Окончил теоретическое отделение Сызранского музыкального училища (1982) и Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского по классу композиции Н. М. Пузея (1987). Во время учебы принимал участие во Всесоюзном конкурсе студентов и аспирантов-композиторов: 1985 г. – вторая премия в номинациях «Камерная музыка» и «Фортепианная музыка»; 1987 – вторая премия в номинации «Симфоническая музыка». После окончания консерватории совмещал учебу в ассистентуре-стажировке с преподавательской деятельностью на кафедре композиции и с должностью заведующего музыкальной частью Театра кукол. В 1989 г. Н. А. Морозов был принят в члены Союза композиторов. В 1993 г. он переезжает в Санкт-Петербург, преподает в Академии театрального искусства (доцент с 2001 г.). С 1998 г. и по настоящее время работает заведующим музыкальной частью Академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова, пишет музыку к спектаклям театров Москвы, Вильнюса, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Челябинска, Ярославля, Петрозаводска и др.

Проскуряков Авенир Владимирович

Проскуряков Авенир Владимирович
Засл. работник культуры РСФСР (1969). В 1953 окончил Уральскую конс. по кл. вокала (занимался также в кл. ф-п. и композиции). В 1943—1946 музыкант военного орк. В 1946—1949 артист Ансамбля песни и пляски Уральского военного округа. В 1949—1953 преподаватель Свердловской школы музыкантских воспитанников Сов. Армии. С 1953 худож. рук. Тюменской филармонии. С 1966 пред. Тюменской секции Уральской организации Союза композиторов РСФСР. Ведет лекторскую работу, муз. комментатор радио и телевидения, автор статей и рецензий, в т. ч. "Открытое письмо Г. Отсу, Ю. Гуляеву, М. Магомаеву" ("СМ", 1974, № 3), "Тюменские дни музыки" ("СМ", 1974, № 5), "Дни музыки в Тюмени" ("СМ", 1975, № 6).

Фридлендер Александр Григорьевич

Фридлендер Александр Григорьевич
А.Г.Фридлендер – видный композитор, профессор, музыкально-общественный деятель. В течение многих лет он был дирижером симфонического оркестра Свердловской филармонии. Работая в тесном контакте с М.И.Паверманом – основателем оркестра, А.Г.Фридлендер в немалой степени способствовал росту авторитета этого коллектива в стране. ... Фридлендер осуществил живую связь между культурной средой Свердловска и художественным миром Петербурга-Петрограда-Ленинграда, в котором происходило музыкальное становление композитора. ... Это был музыкант строгого и изысканного художественного вкуса. Его суждения по профессиональным вопросам отличались прямотой и бескомпромиссностью. ... А.Г.Фридлендер был одним из тех, кто стоял у истоков музыкальной культуры Урала и своей многогранной деятельностью способствовал созданию ее прочного фундамента.

Щелоков Вячеслав Иванович

Щелоков Вячеслав Иванович
Сочинения В.И.Щелокова – одного из ведущих композиторов Урала, широко известны в нашей стране. В его творческом наследии – программные симфонические поэмы, сочинения для трубы, виолончели, кларнета и фортепиано, музыка к спектаклям, песни. При всем разнообразии художественных интересов композитора ведущую линию в его творчестве прочертила стойкая привязанность к любимому инструменту – трубе. С совершенной определенностью можно сказать, что в мировом музыкальном искусстве не было и нет композитора, который бы так значительно обогатил репертуар для трубы сольными и концертными сочинениями, как это удалось В.И.Щелокову. ... Щелоков не скупился на проявление чувств. Его музыка лишена холодноватого интеллектуализма, рассудочности. <...> Ему удалось создать сочинения, где угадывается безбрежность просторов земли русской, свежесть ее ветров, неповторимое сочетание суровой мужественности, волевого напора и светлого лиризма.

Серебрякова Любовь Алексеевна

Серебрякова Любовь Алексеевна
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Дома-музея П.И.Чайковского в Клину, доцент, зав. кафедрой социально-гуманитарных наук УГК. Участник международных конференций, симпозиумов, фестивалей [Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Брегенц – Австрия, Фрайбург и Локкум – Германия]. Член СТД России.

Лаптев Валентин Александрович

Лаптев Валентин Александрович
Доверительность и естественность высказывания абсолютно во всех жанрах – от песни до развернутого инструментального сочинения, – такова характерная примета художественного почерка Лаптева. "Направленность музыки на самого широкого слушателя" для него служила отражением внутреннего убеждения о назначении искусства в жизни, утверждением своей эстетической позиции, его личных представлений о " нормальном режиме взаимодействия" композитора и публики.

Беспалова Анастасия Алексеевна

Беспалова Анастасия Алексеевна
Анастасия Беспалова - композитор, со своим простым, но в тоже время интересным музыкальным языком. Постоянный участник различных фестивалей в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Лауреат конкурса Мариинского театра на создание оперы по произведения Н.В.Гоголя.

Кобекин Владимир Александрович

Кобекин Владимир Александрович
Сугубо современные по интонационному строю произведения Кобекина отличает мелодическая выразительность и пластичность, присутствие неизъяснимо-проникновенного начала, которое составляет лирическую суть праосновы музыки как искусства. ... Идея ограничения выразительных средств представляет творчество композитора в русле минимализма – направления, активно развивающегося в мировом музыкальном искусстве последних десятилетий. Однако кобекинский минимализм – это полнозвучный мир, покоряющий всеохватностью и богатством образов. В сочинениях Кобекина данного направления самобытно отражается интерес композитора к религиозным сюжетам, к жанрам духовной музыки, демонстрируется широта осмысления вопроса.

Басок Максим Андреевич

Басок Максим Андреевич
Творчество М.А.Баска прочно укоренено в традиции. Он не пытается поразить слушателя поиском необычных интонаций, нарочито усложненных гармонических комплексов. Его партитуры практичны, их технические сложности мудро соизмеримы с возможностями исполнителей. При всей непосредственности в них чувствуется созидательный педагогический дух, направляющее и воспитывающее начало, выраженное не прямо, с дидактической безаппеляционностью, а в тактичной художественной форме. Его музыкальной речи присуща определенная театральность, которая проявляется в точных "интонационных жестах".

Цыпышев Роман Борисович

Цыпышев Роман Борисович
Роман Борисович Цыпышев, композитор, г.Екатеринбург. Окончил Специальную музыкальную школу при Южно-Уральском институте искусств им. П.И. Чайковского (2008 г.) 2008-2012 гг. – Уральский музыкальный колледж при УГК им. М.П.Мусоргского, композиция. Выпускник композиторского отделения Уральской государственной консерватории им.Мусоргского (класс профессора УГК Игоря Владиславовича Забегина). Мультивокалист. Записи своих вокальных и хоровых сочинений осуществляет самостоятельно. Исполнитель собственных сочинений. Редактор музыкального интернет-журнала и скоропечатни нот «Романтин».

Топорков Геральд Николаевич

Топорков Геральд Николаевич
Соприкасаясь с сочинениями Г.Топоркова, ставшими уже уральской классикой, понимаешь, что музыка эта не выдумана, не "высижена" в тиши кабинета, а создана как искреннее излияние из глубины сердца. Такие сочинения могли появиться у художника, испытавшего с самого раннего детства необоримое стремление мыслить и высказываться звуками как самым естественным образом. Хотя в профессиональную музыку Топорков пришел довольно поздно, однако, вероятно, как и Глинка, будущий выдающийся симфонист Урала, почувствовав с раннего возраста влечение к музыке как "единственную и пламенную страсть", мог бы о себе сказать: "музыка – душа моя".

Мотов Анатолий Павлович

Мотов Анатолий Павлович
Родился 15 марта 1939 г. в г. Зеленогорске Ростовской области. Окончил Куйбышевское музыкальное училище (1959) и Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского по классу композиции Л.Б. Никольской (1977). Дипломными работами были Симфония и кантата «Звенья» на стихи Л. Лавлинского. По окончании консерватории работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в музыкальных училищах Абакана, Куйбышева (ныне Самара) и Якутска. Член Союза композиторов с 1979 г. В 1981 г. возвращается в Свердловск, преподает в Уральской консерватории (кафедра теории музыки), школе-интернате музыкантских воспитанников и в ДМШ № 12 (класс композиции), с «поездами искусств» совершает творческие поездки по отдаленным района Свердловской области. В начале 90-х гг. А.П. Мотов занимает должность директора Уральского отделения Музфонда РСФСР, активно пропагандирует творчество уральских авторов. Наиболее значительным произведением композитора стала опера «Заявочный знак», посвященная событиям истории Урала XVIII столетия (либретто Ю. Конецкого). Концертное исполнение оперы состоялось в зале Свердловского академического театра драмы в 1999 г. В премьере участвовали Демидовский концертный оркестр, дир. Д. Суворов и ведущие солисты оперного театра (А. Жилкин, А. Могилин, С. Майструк).

Биберган Вадим Давидович

Биберган Вадим Давидович
Народный артист РФ (2007). В 1960 году окончил Уральскую государственную консерваторию им. Мусоргского по классу фортепиано (педагог Н. Позняковская), в 1961 году — по классу композиции (педагог В. Трамбицкий); в 1967 году — аспирантуру Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова (педагог Д. Шостакович). Преподавал в Уральской государственной консерватории, с 1978 года преподает инструментовку в Ленинградском институте культуры (ныне — Университет культуры и искусств).

Зуев Вячеслав Юрьевич

Зуев Вячеслав Юрьевич
Родился в г. Карпинске Свердловской области в 1970г. Композитор. После окончания средней школы поступил в Карпинский машиностроительный техникум. Окончил его в 1990 г. по специальности «Горная электромеханика». В 1993 г. поступил в Уральскую Государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского (УГК) на специальность «Дирижирование академическим хором». С 1996 года занимался по композиции у профессора Кесаревой М.А. (факультатив). С 2000г. стал преподавателем «Детской школы искусств №12» и « Екатеринбургской детской музыкальной школы №16». Ученики многократно становились лауреатами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов по музыкальной композиции. Челябинск). В 2011 году был награжден Почётной грамотой Министерства Культуры РФ, а в 2017 - Грамотой СК России за значительный вклад в развитие современного отечественного музыкального искусства.