E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Новости

7 июн 2021

Владимир Иванович Горячих стал лауреатом премии Губернатора за значительный вклад в развитие культуры и искусства Свердловской области

Союз композиторов Свердловской области поздравляет уральского композитора Владимира Ивановича Горячих с присуждением премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за 2020 год.

Владимир Иванович Горячих – один из самых известных композиторов-песенников Урала, лауреат премии им. Соловьева-Седого, Заслуженный деятель искусств РФ, легендарный руководитель Уральского Академического русского народного хора, член Союза композиторов России с 1959 года. Именно он стал лауреатом премии за значительный вклад в развитие культуры и искусства Свердловской области.

Церемония награждения состоялась 28 мая в резиденции губернатора Свердловской области. Евгений Куйвашев вручил девять премий: четырем творческим коллективам, четырем деятелям культуры за отдельные проекты и одну премию за значительный вклад в развитие культуры и искусства области.

Поздравляем Владимира Ивановича с вручением премии!


По информации официального портала Свердловской области све.рф, фотография Кирилла Дедюхина

20 мая 2021

Леонид Иосифович Гуревич и Вячеслав Юрьевич Зуев – лауреаты I премии II Всероссийского открытого конкурса композиторов и хоровых дирижеров имени Виталия Ходоша

22 апреля 2021 года были объявлены имена победителей II Всероссийского открытого конкурса композиторов и хоровых дирижеров имени Виталия Ходоша.

Конкурс носит имя известного российского композитора, заслуженного деятеля искусств России, почетного деятеля Союза композиторов России, профессора Виталия Семеновича Ходоша и направлен на развитие хорового искусства и поддержку и пропаганду творчества молодых российских композиторов в сфере хоровой музыки.

III этап конкурса завершился хоровым концертом в Большом зале Ростовской филармонии, где прозвучали произведения В.С. Ходоша и хоровые сочинения дипломантов и лауреатов конкурса, в том числе и произведения членов Союза композиторов Свердловской области Леонида Иосифовича Гуревича и Вячеслава Юрьевича Зуева. Исполнили сочинения дипломантов и лауреатов II Всероссийского открытого конкурса композиторов и хоровых дирижеров имени Виталия Ходоша Женский хор РГК им. С.В. Рахманинова, Академический хор РГК им. С.В. Рахманинова и Муниципальный камерный хор «Лик» г. Таганрога.

Профессиональное жюри под председательством народного артиста России, заслуженного деятеля искусств России, профессора Эдуарда Борисовича Фертельмейстера высоко отметило работы уральских композиторов. Так Леонид Гуревич стал лауреатом I премии в номинации «Композиция» в категории «Женские хоры» и дипломантом в в номинации «Композиция» в категории «Смешанные хоры», а Вячеслав Зуев — лауреатом I премии в номинации «Композиция» в категории «Смешанные хоры» и обладателем специального диплома «Симпатия хора».

Поздравляем Леонида Иосифовича и Вячеслава Юрьевича с заслуженными наградами!


 

20 мая 2021

Союз композиторов Свердловской области поздравляет уральских композиторов с концертом премьер «Брависсимо, скрипка!»

Не часто в наши дни у нас случаются симфонические концерты, программы которых полностью составлены из произведений современных российских композиторов. Попытаться исправить эту ситуацию призван созданный в городе Казани Центр современной музыки Софии Губайдулиной.

25 апреля с.г. здесь состоялся интереснейший концерт премьер «Брависсимо, скрипка!», программу которого инициировал московский скрипач, лауреат Международных конкурсов, доцент Московской консерватории Станислав Малышев. В его исполнении в сопровождении оркестра Центра современной музыки под руководством Заслуженной артистки РТ Анны Гулишамбаровой прозвучали произведения известных российских композиторов Алексея Рыбникова и Кирилла Уманского (Москва), Леонида Десятникова и Александра Радвиловича (Санкт-Петербург). Отрадно, что в их числе оказались и екатеринбургские композиторы Ольга Викторова («Птицы начинают волноваться за 10 минут до восхода солнца») и Леонид Гуревич («Поэма» и «Каприччио», диптих для с скрипки с оркестром «Корифеям»). Судя по откликам в Интернете, концерт вызвал большой интерес у музыкальной общественности Казани. Немаловажно, что в конце июня предстоит фондовая запись этой программы фирмой «Мелодия» в Москве в Большом зале консерватории.

Поздравляем наших земляков-композиторов с выдающимся успехом и желаем им новых творческих достижений!

4 мая 2021

Евгений Викторович Перевалов – Лауреат III степени Третьего Международного конкурса молодых композиторов и органистов «Байкальская токката»

В конце апреля 2021 года были объявлены имена лауреатов Третьего Международного конкурса молодых композиторов и органистов «Байкальская токката» в номинации «Современные композиторы для органа».

 

Конкурс «Байкальская токката» проводится в двух номинациях – «Современные композиторы для органа» и «Органное исполнительство». Композиторы создают программное произведение для солирующего органа. Программа произведения должна быть связана с историей и культурой сибирского региона. 

 

В конкурсе приняли участие молодые композиторы из Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Костромы, Казани, Уфы, Новосибирска, Томска, КНР, сочинившие произведения для органа по мотивам сибирских легенд, сказаний о Байкале, местных фольклорных источников.

 

Жюри возглавляет композитор, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Заслуженный деятель искусств России и Украины Валерий Григорьевич Кикта.

 

Лауреатами Третьего Международного конкурса молодых композиторов и органистов «Байкальская токката» в номинации «Современные композиторы для органа» стали пять композиторов из России и КНР. Среди них – уральский композитор, член Союза композиторов Свердловской области Евгений Перевалов.

 

Евгений Викторович Перевалов стал Лауреатом III степени, представив конкурсное произведение для органа Пять прелюдий «По следам Золотой Бабы».

 

Произведение Евгения Викторовича, созданное для Третьего Международного конкурса молодых композиторов и органистов «Байкальская токката», предложено для интерпретации участникам номинации «Органное исполнительство». 

 

Также по решению жюри, концертные пьесы, победившие в номинации «Современные композиторы для органа», будут исполнены в декабре 2021 года в Органном зале Иркутской областной филармонии на конкурсных прослушиваниях Третьего Международного конкурса молодых композиторов и органистов «Байкальская токката» (номинация «Органное исполнительство»).

 

Поздравляем Евгения Викторовича с заслуженной наградой!

 

30 апр 2021

Новое издание Татьяны Ивановны Калужниковой «Из тьмы мелодий»

Весной 2021 года увидела свет новая книга музыковеда, профессора, доктора искусствоведения, члена Союза композиторов Свердловской области Татьяны Ивановны Калужниковой. Издание «Из тьмы мелодий» представляет собой монотематический авторский сборник статей, посвященных проблеме спонтанного интонационного самовыражения ребенка.

Также в аудиоприложении к книге представлены малоизвестные детские вокализации. Издание адресовано музыковедам, этномузыкологам, психологам, культурологам, изучающим детскую субкультуру.


Поздравляем Татьяну Ивановну с изданием новой книги и публикуем аннотацию к «Из тьмы мелодий»:

«Весной 2021 г. вышла из печати новая книга докт. иск., проф. Т.И. Калужниковой «Из тьмы мелодий», представляющая собой монотематический авторский сборник статей, где обсуждаются разные грани проблемы спонтанного интонационного самовыражения ребёнка.

Характеристике жанровых признаков вокализаций, бытующих у детей, посвящена работа «По направлению к песне (об организации системы детских вокальных жанров)». Подразделяя изучаемые жанры на автохтонные, самостоятельно создаваемые ребёнком, и заимствованные, воспринимаемые от старших ребят и взрослых, автор предлагает два принципа их классификации ― вертикальный (иерархический) и горизонтальный (неиерархический). Первый ориентирован на выявление таких уровней системы как жанровый класс — жанровый тип — жанровый вид — жанровая группа — жанр — жанровая разновидность, второй направлен на обнаружение межжанровых пересечений, возникающих в интонационной, тембровой, ритмической, звуковысотной, синтаксической, прагматической сферах. Существенно, что детским вокальным жанрам, функционирующим в различных региональных, социальных и национальных контекстах, присущи сходные черты. Вероятно, в значительной мере это обусловлено психофизиологическими факторами, определяющими развитие ребёнка на протяжении онтогенеза.

О наиболее сложном вокальном жанре, типичном для звукового поведения дошкольников, речь идёт в статье «Театр одного “драматурга — режиссёра — актёра” (игровые монологи)». Как правило, монологические высказывания звучат в индивидуальных режиссёрских играх, где ребёнок, выступая одновременно в качестве автора «пьесы», «режиссёра» и «актёра», спонтанно создаёт своеобразный спектакль. Кроме того, они могут сопровождать процесс рисования. В подобных текстах связный сюжет заменяется чередой лаконичных относительно автономных сюжетных мотивов (разных у девочек и мальчиков), воссоздающих жизненные наблюдения «человека играющего», его впечатления от книг, мультфильмов и т.п. Комплекс выразительных средств монологов объединяет пластику тела, мимику, жесты, словесно-слоговые элементы и пение, опирающееся на широкий круг многообразных интонаций. Вопреки индивидуальному характеру дискурса, образцы данного жанра демонстрируют черты диалога и даже полилога, поскольку в них ребёнок общается с воображаемыми участниками игры либо игрушками, произносит за них реплики, изменяя при этом «авторскую» точку зрения.

«Фольклорный текст как “автобиографическое событие” (роль детских впечатлений в творческой самореализации личности)» — так называется работа, в основу которой положен анализ воспоминаний об эмоциональных откликах детей на явления устной культуры. При наличии специфики, свойственной обозначенному процессу у представителей традиционной и профессиональной систем, во всех автобиографических произведениях доминируют два типа событий — оставившие глубокие следы в психике ребёнка и ставшие «судьбоносными» в развёртывании «жизненного сценария» взрослого индивида. Каждый автор высвечивает в многосоставном фольклорном тексте некое ключевое свойство (или «пучок» свойств), оказавшее на него в детские годы наиболее ощутимое воздействие. Есть основания полагать, что чувственно окрашенные впечатления, полученные в начальный период жизни, корреспондируют, хотя и не всегда напрямую, с характером будущей деятельности человека, одновременно выполняя функцию мощных стимулов его разностороннего развития.

Содержанием статьи «В диалоге со звуковым ландшафтом (окружающая фоносфера в вокализациях и представлениях ребёнка)» являются связи звукотворчества и рефлексий детей с аудиальной средой. Окружение инициирует появление в вокальном интонировании ребёнка звукоподражаний. Среди объектов имитаций — пение и речь человека, интонационные реакции зверей и птиц, голоса музыкальных инструментов и других неодушевлённых предметов, ритмы кинетических процессов, технические и батальные «фонограммы». В процессе развития представлений о звучаниях последовательно сменяют друг друга следующие формы: 1) эмоциональное переживание воспринимаемых извне сигналов (младенчество) и их первоначальная дифференциация на полярные по знаку сферы (раннее детство); 2) оформление основных аспектов мифопоэтической картины мира и дуальной организации её символических языков (дошкольный период); 3) разделение мифологического и рационалистического направлений в осмыслении «музыки» мироздания (граница между старшим дошкольным и младшим школьным возрастом); 4) поляризация сакральных и десакрализованных воззрений на акустические явления (характерна для младших школьников). Показательно, что начиная с 5–6 лет сельские и городские дети начинают по-разному трактовать звучания: в селе определяющее значение имеют принципы традиционной культуры, в городе — установки урбанистической системы.

Соотношение двух составляющих спонтанной деятельности детей — вокализаций и изображений — избрано предметом рассмотрения в работе «“Странные сближения” (о взаимных соответствиях спонтанного вокального интонирования и рисования ребёнка)». Обозначенный тандем осмыслен посредством сравнения типологически близких компонентов, составляющих основу для образования полимодального целого. К их числу принадлежат ритм вербально-слогового и изобразительного рядов, линия как контур мелодии и изображения;  тембр голоса и цвет живописного «полотна»; строение звуковой ткани и объём предмета; синтаксис вокализации и  композиция рисунка. Отмечены и другие общие  моменты: наличие гендерной дифференциации, проявление сходства в условиях различных культур, обнаружение параллелей с архаическими формами творчества. Механизмом порождения комплексного вокально-изобразительного текста автор считает ассоциацию явлений разной модальности по сходству эмоционального наполнения, содержания и некоторых структурных показателей.

Завершает книгу статья «“У детей, как у птиц, есть своя утренняя песенка” (младенческие и птичьи вокализации: черты сходства)». Многочисленные аналогии между интонированием малышей и пернатых, содержащиеся в литературе, фольклоре и бытовой речи, восходят к объективным основаниям. Важнейшим из них является подобие звуковой «материи»: в обоих случаях она объединяет спонтанные невербальные голосовые реакции, которые регулируются биологическими, отчасти социальными факторами. Сближению названных сфер способствуют и такие моменты как существование совпадающего набора типовых мелодических структур (своего рода «словарных единиц»), опора на похожие приёмы построения вокализаций, наличие соответствий в семантическом наполнении вокальных текстов и способах их функционирования в системе коммуникации. Отмеченную общность учёные объясняют по-разному — то как результат заимствования законов человеческой речи из сигнализации птиц, то как проявление типологического сродства признаков, обусловленных уровнем эмоционального возбуждения организма и знаком эмоций, то как следствие действия единообразных закономерностей в работе человеческого и птичьего мозга при имитации звуков, речепорождении и пении. Автором подчёркивается плодотворность дальнейшего сравнительного изучения обозначенных явлений, открывающего широкие перспективы в осмыслении генезиса вербальной речи и истоков музыкального мышления.

Содержательно перечисленные тексты объединены понятием «интонирование», которое, вслед за Б.В. Асафьевым, мыслится как триединый процесс создания, воспроизведения и восприятия звучаний. Для исследования привлечены разнообразные материалы, собранные в российских сёлах и городах во второй половине XIX — начале XXI столетий (этнографические сведения, литературные воспоминания о детстве, рисунки, фонограммы и нотации глоссолалий младенцев, игровых монологов, песен и др.).

В методологическом отношении сборник базируется на трёх установках, позволяющих осмыслить разноплановую информацию как определённую целостность. Первая установка состоит в том, что изучение комплексного по своей природе детского поведения, к тому же функционирующего в условиях многообразных социально-культурных контекстов, осуществляется в опоре на интердисциплинарный подход. Суть второй установки заключена в учёте психофизиологических особенностей, характера деятельности, новообразований в сознании и личностном становлении, присущих ребёнку на различных этапах онтогенеза. Наличием особенностей в городском и сельском сегментах детской субкультуры продиктована третья установка на выявление общих и своеобразных моментов в интонационной практике детей села и города.

Хотя в публикации затрагивается довольно широкий круг аспектов акустического самораскрытия ребёнка, по своим концептуальным основаниям её разделы перекликаются между собой. Данным обстоятельством вызвано использование в статьях единого набора терминов, приведённого в глоссарии. Малоизвестные детские вокализации в «живом» звучании представлены в аудиоприложении (на диске CD-ROM).

Издание адресовано музыковедам, этномузыкологам, психологам, культурологам, изучающим детскую субкультуру».

Татьяна Калужникова. ИЗ ТЬМЫ МЕЛОДИЙ. Статьи о детском интонировании. — Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2021. — 448 с., нот., ил., электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-7529-1290-0.

 

 

14 апр 2021

Союз композиторов Свердловской области поздравляет с днем рождения Горячих Владимира Ивановича и Забегина Игоря Владиславовича!

Сегодня, 14 апреля, отмечают свой день рождения два композитора, члены Союза композиторов Свердловской области Владимир Иванович Горячих и Игорь Вячеславович Забегин.

Горячих Владимир Иванович – один из старейших композиторов Урала, известный композитор-песенник, лауреат премии им. В.П. Соловьева-Седого, Заслуженный деятель искусств РФ. Владимир Иванович 22 года руководил Уральским народным хором, с которым объехал почти всю Россию и страны ближнего зарубежья, занимая высокие награды на престижных конкурсах. Сегодня он празднует свое 92-летие.

Забегин Игорь Владиславович – уральский композитор, профессор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, дипломант всероссийских и международных конкурсов. Игорь Владиславович известен не только как композитор, чьи произведения исполняются в самых разных уголках России и мира, но и как талантливый педагог. Он стал творческим наставником для Р. Цыпышева, Е. Притужалова, С. Ходыкина и многих других успешных композиторов. Сегодня Игорю Владиславовичу исполнилось 77 лет.

Поздравляем Владимира Ивановича и Игоря Владиславовича с днем рождения и желаем крепкого здоровья, благополучия и творческого долголетия!

 

29 мар 2021

Концерт, посвященный памяти Анатолия Николаевича Нименского

25 марта 2021 года в Большом зале Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского состоялся памятный вечер, посвященный творчеству Анатолия Николаевича Нименского. Концерт явился третьей, заключительной страницей VI Международного фестиваля современной музыки.

 

В своем вступительном слове ректор консерватории В.Д. Шкарупа, выразив всеобщее чувство скорби и горечи утраты, подчеркнул своеобразие личностного и творческого облика Анатолия Николаевича, которого отличала истинная культура и интеллигентность. Скромность и доброжелательность, умение слышать собеседника, подлинное мастерство – качества Анатолия Николаевича, нашедшие отражение и в его творчестве, и в преподавательской деятельности.

 

Концертную программу вечера открыло произведение А.Н. Нименского в жанре транскрипции: сюита М. Регера в четырех частях в переложении для четырех альтов (2006 г.), которая прозвучала в исполнении Петро Кобилецкого, Евгения Железнякова, Дарьи Волковой и Дмитрия Ильина. Эта музыка с присущей ей искренней экспрессией и барочной интонационностью lamento, изначально создала настрой, соответствующий общей атмосфере мемориального концерта.

 

Второе из прозвучавших произведений – совсем другого рода: фортепианная сюита 1983 года «Уральские предания» (по сказам Бажова), исполненная Арсением Мерзловым. Это сочинение представило собой весьма значимое направление в творчестве композитора, связанное с его интересом к фольклору. К тому же направлению относится прозвучавшая в концерте яркая, поданная слушателям с элементом театрализации пьеса для трех флейт «Перегудки» (1978) в исполнении Натальи Камусиной, Яны Лебедевой, Яны Моревой.

 

«На струнах уральской души. Светлой памяти Анатолия Нименского» –так названо сочинение Ларисы Табачник, явившееся первым творческим откликом на уход композитора. Образные, жанрово-стилевые контрасты этого одночастного квартета были прекрасно переданы Александрой Зиганшиной (скрипка), Валерией Файзулиной (скрипка), Даниилом Смирновым (альт), Елизаветой Латкиной (виолончель).

 

А.Н. Нименский, по личным воспоминаниям ведущей концерта музыковеда Марины Принц, удивительно и увлеченно работая с детьми в школе-десятилетке при консерватории, обладал талантом заинтересовать и увлечь учеников самим процессом творчества, познания нового. Не случайной явилась и детская тема в музыке композитора (в качестве примера было названо сочинение 1986 года «Девять историй для маленьких и взрослых», концерт для детского хора и инструментального ансамбля на стихи Д. Хармса). Эта линия творчества Анатолия Николаевича тоже нашла отражение в концерте: выступили два учащихся Уральской специальной музыкальной школы (класс преподавателя Н.Ю. Голдобиной) Даша Зырянова (2 класс) и Герман Фидлер (4 класс), по очереди исполнившие Сюиту для фортепиано в шести частях «Летний день».

 

В завершении программы концерта прозвучало сочинение, которое было создано композитором в 26 лет: Первый струнный квартет для двух скрипок, альта и виолончели (1976). На сцене вновь появился ансамбль А. Зиганшиной, В. Файзулиной, Д. Смирнова и Е. Латкиной. Это произведение А.Н. Нименского, отмеченное большой экспрессией, одухотворенностью и необыкновенной искренностью, отражающее свойственные молодости поиски собственных и неизведанных путей, в прекрасном исполнении квартета стал заключительной кульминацией концерта и всего фестиваля.

 

 «Слушая музыку Анатолия Нименского, – пишет музыковед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Т.И. Калужникова, – думаю о том, что написана она не просто талантливым человеком, но большим мастером, которому ведомы тайны музыкантского ремесла. Ремесла в том высоком, почти мистическом смысле, владение которым почиталось в древности знаком особой отмеченности, сопричастности иным мирам. Отсвет личности художника всегда ощутим в музыке Анатолия Нименского. В ней угадываются интеллигентность и достоинство автора, органическая неспособность к насилию и жестокости, к пафосу и внешним эффектам. И еще – внутренняя сила, помогающая в суете и злобе дня оставаться самим собой, не черстветь душой, сберегая ее чистоту и мудрость для творчества…».

 

Текст: Наталья Зарубина
Фото: Жанна Скачкова

24 мар 2021

Zoom-лаборатория Александра Пантыкина «Новые идеи для музыкального театра»

16 апреля 2021 года с 12:00 до 14:30 Ассоциация музыкальных театров проводит в Zoom’е авторскую лабораторию, посвященную новым идеям для музыкального театра.

 

Главная задача – познакомить 62 театра Ассоциации музыкальных театров России и стран СНГ с новыми замыслами композиторов и либреттистов, которые еще не были реализованы на профессиональной сцене.

 

Каждый театр формирует свою репертуарную политику и может выбрать из новых идей заинтересовавший его замысел. Дальнейшая совместная работа с творческим коллективом авторов позволит театру создать новый спектакль.

 

Чем отличается эта лаборатория от тех, что были прежде?

 

Первое и главное отличие ее в том, что эта лаборатория идей, замыслов, эскизов произведений для музыкального театра.

 

Второе отличие – презентацию могут сделать как композиторы и либреттисты отдельно, так и пары – композитор-либреттист.

 

Третье отличие – в Zoom’е композитор, либреттист или пара композитор-либреттист показывают презентацию по своим собственным правилам, ad libitum. Единственное требование уложиться в тайминг 10 минут.

 

Четвертое отличие – в Zoom’е помимо авторов участвуют представители театров АМТ, отвечающие за репертуар, а те, кто по тем или иным причинам не смогут принять участие в лаборатории, имеют возможность получить запись этого показа и в любое удобное для себя время познакомится с новыми идеями.

 

К участию в лаборатории приглашаются авторы, имеющие постановки в профессиональных театрах, как отдельные композиторы и либреттисты, так и творческие пары.

 

Со стороны музыки – композиторы, аранжировщики, дирижеры и любые представители музыкальных профессий, могущие представить свой или чужой музыкальный материал.

 

Со стороны либретто – драматурги, поэты, переводчики и любые авторы, которые могут представить замысел.

 

В заявку-презентацию может быть включено только одно произведение, которое еще не было опубликовано.

 

Тайминг презентации 10 минут. В нее могут быть включены любые материалы, раскрывающие и представляющие замысел авторов (музыкальные фрагменты, любые тексты, картинки, или что-то еще, что необходимо авторам для показа своего замысла). Саму презентацию авторы могут сделать в любой удобной и знакомой для себя программе (PowerPoint, KeyNote и т.д.), но выгрузить результат и представить его в видеоформате с расширением .mp4.

 

С 22 марта по 9 апреля принимаются заявки-презентации по адресу nszykova@mail.ru

 

С 9 по 12 апреля организаторами будут отобраны 8 заявок-презентаций для участия в Zoom-лаборатории.

 

14 апреля организаторы сообщают авторам об их участии в Zoom-лаборатории.

 

16 апреля в 12:00 состоится Zoom-лаборатория «Новые идеи для музыкального театра».

 

Результаты Zoom-лаборатории будут представлены руководителям театров на Общем собрании членов Ассоциации Музыкальных Театров и размещены на сайте Ассоциации.

 

Фото: Валентина Ладина

 

10 мар 2021

Ушла из жизни Людмила Алексеевна Лядова

Союз композиторов Свердловской области с прискорбием сообщает, что 10 марта 2021 года ушла из жизни Людмила Алексеевна Лядова, композитор, пианистка, певица, народная артистка РСФСР.

 

Людмила Лядова родилась в Свердловске 29 марта 1925 года в семье потомственных музыкантов. Жизнь ее родителей была связана с Оперным театром и филармонией, поэтому девочку с ранних лет готовили к музыкальной профессии. Она училась сначала в десятилетке при консерватории у знаменитого педагога Берты Соломоновны Маранц, и уже в 11 лет пианистка-вундеркинд играла с симфоническим оркестром филармонии под управлением Марка Павермана. Рано начала сочинять, в итоге Уральскую консерваторию в 1948 году заканчивала по двум специальностям: фортепиано (класс Б.С. Маранц) и композиции (класс В.Н. Трамбицкого).

 

В годы войны она выступала в госпиталях и на других площадках. Именно с тех пор образ аккомпанирующей себе певицы становился всё более узнаваемым и популярным. Конечно, песенный жанр был главным в её творчестве. Лядова написала более 800 песен. Самые известные – «Старый марш» на стихи М. Владимова, «Чудо-песенка», «Барабан» на стихи И. Шаферана, «Вальс Людмила», «Сапожки русские», «Ай-люли». Их исполняли самые известные в СССР певцы Гелена Великанова, Нина Дорда, Капиталина Лазаренко, Тамара Миансарова, Юрий Богатиков, Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон и Эдуард Хиль.

 

Но все-таки, когда свои песни исполняла она сама, это было ни с чем несравнимое фееричное зрелище и огромное удовольствие! Беспредельной силы огневой темперамент, молодежный азарт, витальность и максимальную самоотдачу – она умела транслировать как никто другой. Ее обаяние и энергетика зашкаливали, и даже в самом преклонном возрасте она могла дать фору многим молодым коллегам. Ее уральский характер и неукротимый оптимизм помогали держать себя в хорошей форме, но вмешалась безжалостная пандемия. Людмила Лядова скончалась от осложнений после коронавирусной инфекции, несколько дней не дожив до своего 96-летия.

 

Людмила Алексеевна Лядова была награждена орденами Дружбы (1997), «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней (в 2000 и 2005 годах), орденом Почета (2011).

 

Светлая память о ней сохранится на долгие годы.

 

 

9 мар 2021

В Доме кино пройдет фестиваль ко дню рождения Бориса (Аслан-Гирея) Галати

Завтра, 10 марта, в 18:30 в Доме кино пройдет фестиваль осетинского кино «Урал-Кавказ: связующие нити. Осетинские параллели». Фестиваль приурочен ко дню рождения Бориса Александровича Галаева (Аслан-Гирей Галати) – великого осетинского композитора, этномузыколога, педагога, автора первой осетинской киномузыки к фильмам «Советская Осетия» (1951), «Фатима» (1958), «Искусство, рожденное в горах» (1974).

 

Фестиваль «Урал-Кавказ: связующие нити. Осетинские параллели» откроют премьерные показы двух фильмов – анимационный фильм «Привычка» (реж. Алексей Караев, Екатеринбург) и документальный фильм «Имена. Борис Галаев. Память о самих себе» (реж. Артур Албегов, Владикавказ). Фильмы созданы на Урале и в Осетии при участии членов Общества осетинской культуры им. Аслан-Гирея Галати. 

 

Также на экране будут представлены фрагменты нового полнометражного фильма «Время Бориса Галаева» (реж. Рафаэль Гаспарянц, Владикавказ) и оцифрованной кинохроники «Юбилей композитора Бориса Галаева».

 

В конце вечера прозвучит музыка Бориса Александровича Галаева (Аслан-Гирей Галати). В концерте примут участии председатель Союза композиторов Свердловской области Александр Александрович Пантыкин, а также Алексей Петров (баритон), Леонид Чугунников (баритон) и Елизавета Шубина (фортепиано).

 

«Перед началом, во время и после» гости смогут познакомиться с выставкой «Фильм «Привычка»: от замысла к воплощению», на которой будут представлены авторские эскизы к фильму и фотографии композитора Галати с видами Осетии, сделанные им во время фольклорных экспедиций 1928-1929 гг.

 

И, конечно, угощение от Первой осетинской пироговой «Уалибах», которая предложит зрителям осетинские пироги уалибахи, цахараджины, фыдджины и ещё много разных «ДЖИНов».

 

17:30 – Открытие выставки графики и фоторабот к фильму «Привычка» и ярмарки, сбор гостей и знакомство с осетинской кухней.

 

18:30 – Открытие фестиваля «Урал-Кавказ: связующие нити. Осетинские параллели».

 

Приглашаем всех посетить фестиваль. Вход свободный.

 

Творческий состав

Барыкин Валентин Дмитриевич

Барыкин Валентин Дмитриевич
В.Д.Барыкин – из тех, для кого избранная профессия очень рано стала поводом к серьезным размышлениям. Особый философский склад ума, склонность к рефлексии и самоанализу – эти личные качества неразрывно связаны с его творчеством. Количество созданного им не слишком велико, Барыкина вряд ли можно назвать плодовитым композитором. Ему не свойствены чисто ремесленные экзерсисы, "игра мускулами" ради поддержания профессиональной формы. Каждое новое сочинение появляется как итог пройденного, как отражение накопленного опыта.

Родыгин Евгений Павлович

Родыгин Евгений Павлович
Есть композиторы, сохраняющие на многие годы, а иногда и на всю жизнь, стойкую приверженность к какому-нибудь одному направлению в музыке. В их числе Е.В.Родыгин, вот уже более полувека тесно связанный творческой судьбой со своим излюбленным жанром – песней. Как и многие лучшие песни отечественных авторов, произведения Родыгина тесно переплелись с жизнью современников, повествуя об их многотрудных дорогах, заветных мечтах. Однако, все-таки, слушая родыгинские мелодии, не собьешься, не спутаешь с другими. ... "Есть песни, рассчитанные на разовое впечатление, на "мимолетное" настроение. Я же с детства полюбил красоту мелодии и русской народной песни, и городского романса, и музыки духовых оркестров... Все мелодическое я впитывал в себя и к этой мелодичности стремился...".

Бочаров Владимир Матвеевич

Бочаров Владимир Матвеевич
Член Союза композиторов России с 2004 г. В 2007 г. был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств России».

Белоглазов Григорий Николаевич

Белоглазов Григорий Николаевич
В 1922-27 занимался по классу скрипки в Свердловском музыкальном училище. В 1927-56 дирижёр Свердловского самодеятельного симфонического оркестра. В 1935-40 учился в Уральской консерватории (класс композиции М. П. Фролова), где преподавал с 1939 (с 1958 - доцент). В опере "Охоня" (1954, пост. 1956, 2-я ред. 1957) композитор впервые воплотил в музыке литературные образы Д. Н. Мамина-Сибиряка. Во многих сочинениях использовал элементы уральского музыкального фольклора.

Суворов Дмитрий Владимирович

Суворов Дмитрий Владимирович
Для Суворова обычно наиболее привлекательными всегда являлись две сферы творчества. Первая – крупные симфонически произведения [прежде всего концерты разного типа], где композитору удается сочетать генделевско-моцартовские традиции и элементы техники композиции музыки XX века [алеаторика, сонористические эффекты, "полипластовость"]. Вторая – сочинения, предназначенные для театра: балет, мюзикл, музыкально-драматическая композиция. Иногда эти линии перекрещиваются и тогда образуется сплав, в результате которого музыкальные темы инструментальных сочинений становятся одновременно и героями комедии или своеобразной "оркестровой инсценировки" литературного источника.

Гуревич Леонид Иосифович

Гуревич Леонид Иосифович
Председатель Уральского отделения Союза композиторов РФ, Заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор. Композитор родился и вырос в Баку, основы его профессионального мастерства формировались в Бакинской консерватории в классе выдающегося мастера — Кара Караева, который, в свою очередь, был учеником великого Шостаковича. Но в полной мере дарование Гуревича раскрылось в Екатеринбурге – городе, ставшем для него второй родиной. Именно здесь его творчество, переросшее региональные рамки, получило общественное признание.

Кармазин Евгений Николаевич

Кармазин Евгений Николаевич
Евгений Кармазин - композитор, общественный деятель. Выпускник Уральской консерватории и аспирантуры по классу композиции А. Н. Нименского. Член Союза композиторов РФ, член Союза театральных деятелей РФ. Автор камерных, хоровых и симфонических произведений, двух опер, балета, мюзикла, оратории, музыки к ряду художественных, анимационных и научно-популярных кинофильмов, к двадцати музыкальным и драматическим спектаклям.

Котов Борис Николаевич

Родился 11 марта 1938 года в г. Первоуральске Свердловской области. В 1968 окончил Московскую консерваторию по классу композиции М.И. Чулаки. По окончании консерватории преподавал теорию музыки и композицию в Киргизском институте искусств (г. Фрунзе, ныне Бишкек, 1968—1970). Работал на кафедре теории Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (1970-1973), в музыкальных училищах г. Краснотуринска (1973-1974) и г. Асбеста (1975-1976).

Искендер (Семенов) Евгений Александрович

Родился 25 апреля 1908 г. в Петербурге. Обучался игре на фортепиано у С.В. Алперс. В 1920—1925 гг. выступал как солист-пианист, затем работал аккомпаниатором в Ленинградской филармонии (1925—1930). В 1930—1933 гг. работал дирижером в Ленинграде, Краснодаре, Минске, Витебске, Гомеле, Ашхабаде. С 1933 по 1937 г. — дирижер и заведующий музыкальной частью драматических театров и театров музыкальной комедии (Ленинград, Краснодаре, Ташкент, Иваново, Таганрог). В сезон 1936—1937 гг. — дирижер симфонического оркестра в Таганроге. В 1941 окончил Свердловскую консерваторию по классу композиции М.П. Фролова и В.Н. Трамбицкого. В качестве дипломной работы представил Первую симфонию. В 1945—1946 гг. занимал пост главного дирижера оркестра Свердловского областного радиокомитета. В 1947—1949 гг. был художественным руководителем Дворца культуры им. М. Горького в Свердловске. С 1951 — дирижер театров и симфонических оркестров в Уфе, Алма-Ате, Ленинграде.

Барыкина Лариса Владимировна

Барыкина Лариса Владимировна
Л.В.Барыкина – руководитель музыкально-литературного отдела Екатеринбурского гос. академ. театра оперы и балета, критик музыкального театра, автор более 100 публикаций в центральной, местной и зарубежной печати [Журналы "Балет", "Московский наблюдатель", "Урал", "Витта", " Ballet international / Tanz aktual"], буклетов к спектаклям театра оперы и балета, театров "Щелкунчик", " Провинциальные танцы", "Балет Е.Панфилова". Автор и ведущая телепрограмм СГТРК. Член жюри ряда международных и региональных театральных конкурсов и конкурсов артистов балета. Член Экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска" [1996-1997].

Морозов Николай Александрович

Морозов Николай Александрович
Родился 6 августа 1956 г. в Куйбышеве (ныне Самара) в семье инженеров. С детства проявлял музыкальные способности, учился игре на аккордеоне, самостоятельно освоил гитару, баян, блок-флейту, увлекался импровизацией. Окончил теоретическое отделение Сызранского музыкального училища (1982) и Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского по классу композиции Н. М. Пузея (1987). Во время учебы принимал участие во Всесоюзном конкурсе студентов и аспирантов-композиторов: 1985 г. – вторая премия в номинациях «Камерная музыка» и «Фортепианная музыка»; 1987 – вторая премия в номинации «Симфоническая музыка». После окончания консерватории совмещал учебу в ассистентуре-стажировке с преподавательской деятельностью на кафедре композиции и с должностью заведующего музыкальной частью Театра кукол. В 1989 г. Н. А. Морозов был принят в члены Союза композиторов. В 1993 г. он переезжает в Санкт-Петербург, преподает в Академии театрального искусства (доцент с 2001 г.). С 1998 г. и по настоящее время работает заведующим музыкальной частью Академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова, пишет музыку к спектаклям театров Москвы, Вильнюса, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Челябинска, Ярославля, Петрозаводска и др.

Смирнов Михаил Дмитриевич

Смирнов Михаил Дмитриевич
засл. деятель иск-в РФ (1981), почетный работник высшего профес. образования РФ (1999), чл. СК России (1967), чл.-корр. Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург, 2000). В 1944 окончил Чел. ремесл. уч-ще № 2. Работал слесарем-инструментальщиком, токарем-карусельщиком на ЧТЗ (1944–46). Все эти годы занимался в кружке художеств. самодеятельности ДК ЧТЗ. В 1950 окончил духовое отделение Чел. муз. уч-ща им. П. И. Чайковского, в 1955 – Урал. гос. консерваторию им. М. П. Мусоргского по классу кларнета, в 1961 – по классу композиции. С 1961 живет и работает в Чел.: преподавал теоретич. дисциплины в муз. уч-ще (1961–71); с 1971 преподаватель кафедры оркестрового дирижирования ЧГИИК. С 1981 доцент, с 1995 проф.

Марченко Любовь Васильевна

Родилась 1 июля 1939 г. Окончила Магнитогорское музыкальное училище (1957) и Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского (1962), где обучалась в классе В.Н. Трамбицкого, а после его отъезда в Ленинград – в классе Е.Н. Корчинского. Ее дипломная работа была посвящена творчеству Прокофьева. Уже с 4 курса Л.В. Марченко начинает свою педагогическую деятельность на кафедре теории музыки. В 1961 г. она явилась одним из инициаторов открытия при Уральском отделении СК СССР первой в стране молодежной секции, совместно с музыковедом Н.М. Вильнер готовила программы и вела лекции-концерты этой группы в городах и селах Урала. Перу Л.В. Марченко принадлежит целый ряд публицистических статей о творчестве композиторов Урала и о концертной жизни Свердловска, опубликованных в местных и центральных изданиях. В 1977 году переезжает в Ленинград, преподает в Ленинградском институте искусств и культуры. В настоящее время Л.В. Марченко работает в Музее-квартире Ф. Шаляпина в Санкт-Петербурге.

Мугинштейн Михаил Лейбович

Мугинштейн Михаил Лейбович
Заслуженный деятель искусств России, основатель Центра музыкального театра в Гуманитарном университете, инициатор создания и председатель жюри Российской оперной премии «Casta Diva». В Екатеринбурге большой популярностью пользуется авторский цикл лекций Михаила Мугинштейна «400 лет оперы», уже второе десятилетие он собирает в Доме Актёра благодарную аудиторию.

Якушева Татьяна Юрьевна

Якушева Татьяна Юрьевна
Выпускница кафедры композиции Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (2002 г., класс А. Н. Нименского). Член Союза композиторов с 2004 года.