Выдающиеся исполнители влияют на судьбу композиторского творчества, а часто определяют и траекторию развития инструмента, устанавливая «планку» его выразительно-технических возможностей в данное время. Примеры в истории музыкальной культуры прошлого и настоящего, в том числе и те, что связаны со сферой исполнительства на народных инструментах, доказывают это. Особенно, когда вспоминается имя Шауката Сабировича Амирова (1947–2023) — выдающегося музыканта, педагога, профессора, преподавателя кафедр народных инструментов двух ведущих консерваторий — Уральской и Казанской, ректора Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского с 2004 по 2011 годы, Народного артиста Российской Федерации, лауреата Всесоюзного, Всероссийского и Международных конкурсов, Лауреата Премии Губернатора Свердловской области.
Исполнительская карьера Шауката Амирова, музыканта с мировым именем, своим искусством выдвинувшего балалайку как сольный инструмент на принципиально новый уровень, всегда развивалась в тесном сотрудничестве с современными композиторами. В преддверии приближающейся второй годовщины со дня смерти выдающегося музыканта (он ушел из жизни 4 мая 2023 года), всех состоявшихся концертов и регулярно проводящихся фестивалей в память о нем, всех слов благодарности, сказанных учениками, коллегами, друзьями, почитателями его таланта , а также оценивая масштаб его личности и творчества, возникла потребность вспомнить Шауката Сабировича Амирова на страницах сайта Союза композиторов.
«И сердце бьется с балалайкой в такт!..» — так называется книга музыковеда Ларисы Владимировны Вакарь, вышедшая в 2017 году к 70-летию Шауката Амирова. В этой ёмкой фразе — главная парадигма его личности, жизни и творчества. В истории сольного исполнительства на народных инструментах во второй половине XX века сложилась традиция, в рамках которой многие исполнители-виртуозы одновременно являются и композиторами, пишущими для своего инструмента. Такой фигурой был баянист-виртуоз Виктор Гридин (1943–1997), а в настоящее время эту традицию продолжают многие, в их числе Вячеслав Семенов (р. 1946 г.), профессор РАМ им. Гнесиных. Интересно, что Шаукат Амиров связан с этой линией авторов-исполнителей. Он неоднократно выступал с Виктором Гридиным и Государственным ансамблем «Россия», руководимом Людмилой Зыкиной. А с Вячеславом Семеновым в 1988 году играл в дуэте во время большого концертного турне по городам Франции.
Огромная часть творческого наследия Шауката Амирова на сегодняшний день зафиксирована в нотном тексте, в так называемых репертуарных сборниках, в течение продолжительного периода выходивших в серии «Из репертуара Шауката Амирова». В этих сборниках опубликованы исполнительские редакции произведений, входивших в концертные программы мастера, сделанные им обработки народных мелодий разных национальных культур. Автором этих исполнительских редакций и переложений является сам Шаукат Амиров. То, насколько эти материалы сегодня востребованы и популярны в современной концертно-исполнительской практике, насколько ярко и убедительно они звучат, не только доказывает их состоятельность для дальнейшей работы, но и характеризует собственный стиль Амирова — композитора, аранжировщика, автора обработок, в которых проявляется столь узнаваемый почерк исполнителя-виртуоза балалайки.
Некоторые произведения были созданы не только в сотрудничестве с уральскими композиторами, но и в соавторстве с ними. Такова, например, мелодия, являющаяся в настоящее время «хитом» концертно-конкурсного репертуара у современных исполнителей-народников — обработка татарской народной песни «Апипа» Шауката Амирова — Андрея Бызова, первым исполнителем которой стал Шаукат Амиров. А созданная Андреем Бызовым в 1977 году «Ваталинка» для домры или балалайки и фортепиано, также имеет исполнительскую редакцию Шауката Амирова. О произведениях Андрея Борисовича Бызова, друга и коллеги Шауката Амирова на протяжении всей жизни, еще пойдет речь. Здесь же необходимо сказать о более ранних по времени появления опусах, созданных уральскими композиторами в сотрудничестве с мастером.
Как указывает в книге о Шаукате Амирове музыковед Л. Вакарь, планомерное его сотрудничество с уральскими композиторами начинается в 1980-е годы. Среди авторов — челябинский композитор Владимир Веккер (1947–2018). Сотрудничество с ним началось в середине 1970-х годов в Челябинском государственном институте культуры, куда по окончании ассистентуры-стажировки в Уральской консерватории Шауката Амирова приглашают преподавать на кафедре народных инструментов. По мнению исследователей, в своем Концерте для балалайки с оркестром русских народных инструментов (1979 г.) В. Веккер в расчете на исполнительское мастерство и художественные поиски Ш. Амирова применил новые для балалайки технологические приемы — например, «привнес кое-что из гитарного арсенала, а также написал вариацию на флажолетах (по аналогии со скрипичными концертными пьесами), в третьей части концерта придумал широкие, как бы рахманиновские фактурные аккорды — они хорошо подходили для широкой, как у Амирова, руки». Концерт посвящен Шаукату Амирову, который стал его первым исполнителем. В этот же период создана Соната для балалайки и фортепиано, впервые исполненная Ш. Амировым.
В середине 1970-х годов началось сотрудничество с композитором Рафаилом Бакировым. Именно его Фантазию на две татарские темы Шаукат Амиров исполнил вместе коллегой-баянистом С. Зиновьевым, выступая в 1974 году на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, жюри которого возглавлял легендарный Утесов. Исполненная Фантазия, которая принесла звание лауреатов II премии среди 80 участников, посвящена Рафаилом Бакировым Шаукату Амирову. Бакиров — композитор-баянист, и, создавая это произведение для балалайки и баяна, он консультировался с балалаечником Амировым по всем штрихам и специфическим особенностям исполнительства на данном инструменте. Рафаил Бакиров (1946–2021) — Заслуженный деятель искусств России и Республики Татарстан, композитор, профессор, преподаватель кафедры народных инструментов Магнитогорской государственной консерватории, автор 20 концертов-фантазий, крупных сочинений для оркестра, множества камерных инструментальных и вокальных сочинений, неоднократно создавал сочинения для Шауката Амирова, первым исполнителем которых он и был. Помимо ранней Фантазии на две татарские темы Р. Бакиров посвятил Ш. Амирову произведения на основе татарского фольклора «Туган тель», «Су буйлап», «Частушка» («Такмаклар»), «Плясовая», «Татарский триптих», «Элегия».
Родившийся в Пермском крае композитор Евгений Кичанов (1926–1981), выпускник Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского по классу композиции Б. Д. Гибалина, В. Н. Трамбицкого, Н. М. Хлопкова, который до конца жизни преподавал в Березниковском музыкальном училище — еще одно имя в репертуарном списке Шауката Амирова. Концерт для балалайки с оркестром Е. Кичанова (сочинение 1971 г.) перешел к нему «по наследству» из репертуара Евгения Григорьевича Блинова, профессора, ректора Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, в классе которого Шаукат Сабирович учился в студенческие годы и в ассистентуре-стажировке УГК. Примечательно, что Евгений Кичанов писал свой концерт в сотрудничестве с Евгением Блиновым, исполнительские советы и консультации которого были таковы, что биографы указывают, что данный концерт «написан совместно с балалаечником Е. Блиновым». Та же ситуация творческого сотрудничества композитора с исполнителем-виртуозом, тонким артистом и глубоким знатоком балалайки!
И еще целый ряд произведений из репертуара Евгения Григорьевича Блинова, созданных уральскими композиторами в расчете на его исполнительское мастерство, перешли в репертуарный список профессора, народного артиста РФ Ш. С. Амирова. Так, например, Соната для балалайки и фортепиано Николая Михайловича Пузея (1915–2000), написанная им в 1965 году в содружестве с Е. Г. Блиновым и имеющая его исполнительскую редакцию, также затем вошла в концертные программы Ш. С. Амирова. Сегодня с репертуарным списком Шауката Сабировича Амирова можно познакомиться на страницах книги Ларисы Владимировны Вакарь (всего – свыше 100 наименований!), как и с подробным списком фондовых записей, CD, DVD выдающегося артиста, сделанных в разные годы с разными коллективами и соло (всего около 70 единиц).
Масштаб творческой личности Шауката Сабировича Амирова настолько велик и значителен, что вряд ли стоит связывать его влияние на композиторское творчество с «отдельно взятым» регионом. Будучи ярким музыкантом, артистом, виртуозом исполнительского искусства игры на балалайке уже со студенческих лет, а затем на протяжении почти полувека, он, безусловно, определял некий «потолок», предельный уровень раскрытия ее художественно-творческих и технических возможностей для современных композиторов, пишущих для данного инструмента. Поэтому помимо имен уральских авторов необходимо назвать ряд других имен. Например, Валерия Петровича Минцева (1946–2022), ставропольского балалаечника и в то же время автора многочисленных часто исполняемых концертных пьес и обработок. Созданная им Фантазия на темы песен Евгения Родыгина написана специально для Шауката Амирова.
Источниковедческий аспект данной статьи лишний раз подчеркивает, сколь огромно наследие Шауката Амирова. Дань памяти о великом музыканте требует от нас постоянного обращения к этому наследию. Отрадно отметить, что концертные организации Екатеринбурга, Свердловской области, соседних регионов и республик (Республики Татарстан) ведут эту работу вместе с теми, без кого она была бы невозможна и кого можно назвать подвижниками в деле сохранения и увековечения памяти о профессоре, учителе, исследователе, аранжировщике — Маэстро балалайки Шаукате Амирове. По инициативе и при огромной подготовке мероприятия на всех уровнях Людмилой Александровной Амировой, вдовой артиста, а также при участии учеников, коллег, всех принадлежащих к кругу почитателей его таланта 21 марта 2025 года в Городском Доме музыки состоялся концерт «Балалайка и оркестр», в котором приняли участие камерный оркестр «B-A-C-H» (дирижер — Николай Усенко) и солисты-ученики Шауката Амирова — Артур Гатиятуллин (балалайка) и Алексей Степанов (балалайка).
В яркой, продуманно составленной программе концерта «Балалайка и оркестр», ведущей которого стала музыковед, член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области, Лауреат Премии Губернатора Свердловской области Ирина Витальевна Винкевич, сочинения из репертуара Шауката Амирова звучали рядом с произведениями уральских авторов — Андрея Бызова и Ларисы Табачник, а также с сочинениями отечественных композиторов-классиков — П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова и современных композиторов — Михаила Броннера и Ефрема Подгайца, выдающимся интерпретатором инструментальных сочинений которых был Шаукат Амиров.
Во вступительном слове ведущая заметила, что «будет звучать музыка, в которую вложена частичка души Шауката Сабировича Амирова, будет звучать его любимый инструмент, а, значит, его дело продолжается, и это будет, действительно, чудесный вечер, посвященный памяти замечательного человека, талантливого педагога и блистательного артиста».
На вечере в Доме музыки, действительно, звучала балалайка, голос которой раньше восхищал всех на концертах Шауката Амирова. Сейчас этот инструмент с редким по красоте тембром работы мастера Семена Налимова, русского «Страдивари балалайки» — в руках ученика Шауката Сабировича Артура Гатиятуллина, лауреата Всероссийских и Международных конкурсов, артиста Свердловской детской филармонии, солиста ансамбля «13 струн», преподавателя Свердловской средней специальной музыкальной школы (колледжа) при Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. В его исполнении прозвучала часть инструментального концерта Михаила Броннера «Время прощать», «Ша, штил» — всемирно известный опус уральского композитора Андрея Бызова, и «Кольцо души-девицы» Александра Шалова — пьеса, которая придавала всегда такую душевность концертным программам Шауката Амирова! Он исполнял ее с тонким чувством и со своей особой интонацией, неизменно посвящая Людмиле Александровне Амировой, доброму гению, ангелу-хранителю своего творчества…
Очень важно, что на фестивалях в честь Шауката Амирова и концертах, посвященных его памяти, проходят премьеры самых значительных сочинений. Ведь столько слов еще необходимо сказать об этом человеке, артисте, музыканте, который, по точному выражению музыковеда Марины Принц, постоянной ведущей проектов, связанных с его наследием, словно «спустился к нам из Созвездия балалайки, чтобы показать, на что способен этот великий русский инструмент». Поэтому снова и снова появляются сочинения, посвященные памяти Шауката Амирова. Мировая премьера «Молитвы» Андрея Борисовича Бызова для балалайки и камерного оркестра состоялась 21 марта 2025 года на сцене Городского Дома музыки. Солировал Алексей Степанов — лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, преподаватель Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, солист ансамбля «Урал». «Молитва» Андрея Бызова — это одно из великих посвящений. В нем простота песенной, почти разговорной интонации, чем-то напоминающей знаменитое «Опустела без тебя Земля» (и эта ассоциация очень уместна), в сочетании с торжественностью хоровых молитвенных фонов, идущих у струнного оркестра, как в «Арии» Иоганна Себастьяна Баха из оркестровой сюиты Ре мажор. Последняя простота! И «белая» тональность ля минор, ее прощальная символика. Сочинение, в котором соединилось все: задушевные интонации песни, беседы, речи, берущий за душу плач (интонации балалайки-соло), и идущая от духовной музыки торжественность тянущихся хоровых фонов.
Сосредоточенно-внимательная атмосфера, душевное единение всех присутствующих в зале сами по себе стали той необходимой и единственно возможной обстановкой для звучания «Молитвы», которая позволит запомнить этот концерт навсегда. Как и Шауката Амирова, удивительного музыканта, который все свое время посвятил любимому инструменту, искусству музыки и, по точному слову ведущей концерта, «несмотря на то, что его уже два года нет, ощущается, что он по-прежнему с нами — в тех воспоминаниях о жизни, в тех душевных разговорах, где он незримо присутствует».
Оксана Марченко, музыковед, член СК РФ и СКСО
29.04.2025 г.