E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Новости

4 мая 2025

Памяти Шауката Амирова (1947–2023)

Выдающиеся исполнители влияют на судьбу композиторского творчества, а часто определяют и траекторию развития инструмента, устанавливая «планку» его выразительно-технических возможностей в данное время. Примеры в истории музыкальной культуры прошлого и настоящего, в том числе и те, что связаны со сферой исполнительства на народных инструментах, доказывают это. Особенно, когда вспоминается имя Шауката Сабировича Амирова (1947–2023) — выдающегося музыканта, педагога, профессора, преподавателя кафедр народных инструментов двух ведущих консерваторий — Уральской и Казанской, ректора Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского с 2004 по 2011 годы, Народного артиста Российской Федерации, лауреата Всесоюзного, Всероссийского и Международных конкурсов, Лауреата Премии Губернатора Свердловской области.

 

Исполнительская карьера Шауката Амирова, музыканта с мировым именем, своим искусством выдвинувшего балалайку как сольный инструмент на принципиально новый уровень, всегда развивалась в тесном сотрудничестве с современными композиторами. В преддверии приближающейся второй годовщины со дня смерти выдающегося музыканта (он ушел из жизни 4 мая 2023 года), всех состоявшихся концертов и регулярно проводящихся фестивалей в память о нем, всех слов благодарности, сказанных учениками, коллегами, друзьями, почитателями его таланта , а также оценивая масштаб его личности и творчества, возникла потребность вспомнить Шауката Сабировича Амирова на страницах сайта Союза композиторов.

 

«И сердце бьется с балалайкой в такт!..» — так называется книга музыковеда Ларисы Владимировны Вакарь, вышедшая в 2017 году к 70-летию Шауката Амирова. В этой ёмкой фразе — главная парадигма его личности, жизни и творчества. В истории сольного исполнительства на народных инструментах во второй половине XX века сложилась традиция, в рамках которой многие исполнители-виртуозы одновременно являются и композиторами, пишущими для своего инструмента. Такой фигурой был баянист-виртуоз Виктор Гридин (1943–1997), а в настоящее время эту традицию продолжают многие, в их числе Вячеслав Семенов (р. 1946 г.), профессор РАМ им. Гнесиных. Интересно, что Шаукат Амиров связан с этой линией авторов-исполнителей. Он неоднократно выступал с Виктором Гридиным и Государственным ансамблем «Россия», руководимом Людмилой Зыкиной. А с Вячеславом Семеновым в 1988 году играл в дуэте во время большого концертного турне по городам Франции.

 

Огромная часть творческого наследия Шауката Амирова на сегодняшний день зафиксирована в нотном тексте, в так называемых репертуарных сборниках, в течение продолжительного периода выходивших в серии «Из репертуара Шауката Амирова». В этих сборниках опубликованы исполнительские редакции произведений, входивших в концертные программы мастера, сделанные им обработки народных мелодий разных национальных культур. Автором этих исполнительских редакций и переложений является сам Шаукат Амиров. То, насколько эти материалы сегодня востребованы и популярны в современной концертно-исполнительской практике, насколько ярко и убедительно они звучат, не только доказывает их состоятельность для дальнейшей работы, но и характеризует собственный стиль Амирова — композитора, аранжировщика, автора обработок, в которых проявляется столь узнаваемый почерк исполнителя-виртуоза балалайки.

 

Некоторые произведения были созданы не только в сотрудничестве с уральскими композиторами, но и в соавторстве с ними. Такова, например, мелодия, являющаяся в настоящее время «хитом» концертно-конкурсного репертуара у современных исполнителей-народников — обработка татарской народной песни «Апипа» Шауката Амирова — Андрея Бызова, первым исполнителем которой стал Шаукат Амиров. А созданная Андреем Бызовым в 1977 году «Ваталинка» для домры или балалайки и фортепиано, также имеет исполнительскую редакцию Шауката Амирова. О произведениях Андрея Борисовича Бызова, друга и коллеги Шауката Амирова на протяжении всей жизни, еще пойдет речь. Здесь же необходимо сказать о более ранних по времени появления опусах, созданных уральскими композиторами в сотрудничестве с мастером.

 

Как указывает в книге о Шаукате Амирове музыковед Л. Вакарь, планомерное его сотрудничество с уральскими композиторами начинается в 1980-е годы. Среди авторов — челябинский композитор Владимир Веккер (1947–2018). Сотрудничество с ним началось в середине 1970-х годов в Челябинском государственном институте культуры, куда по окончании ассистентуры-стажировки в Уральской консерватории Шауката Амирова приглашают преподавать на кафедре народных инструментов. По мнению исследователей, в своем Концерте для балалайки с оркестром русских народных инструментов (1979 г.) В. Веккер в расчете на исполнительское мастерство и художественные поиски Ш. Амирова применил новые для балалайки технологические приемы — например, «привнес кое-что из гитарного арсенала, а также написал вариацию на флажолетах (по аналогии со скрипичными концертными пьесами), в третьей части концерта придумал широкие, как бы рахманиновские фактурные аккорды — они хорошо подходили для широкой, как у Амирова, руки». Концерт посвящен Шаукату Амирову, который стал его первым исполнителем. В этот же период создана Соната для балалайки и фортепиано, впервые исполненная Ш. Амировым.

 

В середине 1970-х годов началось сотрудничество с композитором Рафаилом Бакировым. Именно его Фантазию на две татарские темы Шаукат Амиров исполнил вместе коллегой-баянистом С. Зиновьевым, выступая в 1974 году на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, жюри которого возглавлял легендарный Утесов. Исполненная Фантазия, которая принесла звание лауреатов II премии среди 80 участников, посвящена Рафаилом Бакировым Шаукату Амирову. Бакиров — композитор-баянист, и, создавая это произведение для балалайки и баяна, он консультировался с балалаечником Амировым по всем штрихам и специфическим особенностям исполнительства на данном инструменте. Рафаил Бакиров (1946–2021) — Заслуженный деятель искусств России и Республики Татарстан, композитор, профессор, преподаватель кафедры народных инструментов Магнитогорской государственной консерватории, автор 20 концертов-фантазий, крупных сочинений для оркестра, множества камерных инструментальных и вокальных сочинений, неоднократно создавал сочинения для Шауката Амирова, первым исполнителем которых он и был. Помимо ранней Фантазии на две татарские темы Р. Бакиров посвятил Ш. Амирову произведения на основе татарского фольклора «Туган тель», «Су буйлап», «Частушка» («Такмаклар»), «Плясовая», «Татарский триптих», «Элегия».

 

Родившийся в Пермском крае композитор Евгений Кичанов (1926–1981), выпускник Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского по классу композиции Б. Д. Гибалина, В. Н. Трамбицкого, Н. М. Хлопкова, который до конца жизни преподавал в Березниковском музыкальном училище — еще одно имя в репертуарном списке Шауката Амирова. Концерт для балалайки с оркестром Е. Кичанова (сочинение 1971 г.) перешел к нему «по наследству» из репертуара Евгения Григорьевича Блинова, профессора, ректора Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, в классе которого Шаукат Сабирович учился в студенческие годы и в ассистентуре-стажировке УГК. Примечательно, что Евгений Кичанов писал свой концерт в сотрудничестве с Евгением Блиновым, исполнительские советы и консультации которого были таковы, что биографы указывают, что данный концерт «написан совместно с балалаечником Е. Блиновым». Та же ситуация творческого сотрудничества композитора с исполнителем-виртуозом, тонким артистом и глубоким знатоком балалайки!

 

И еще целый ряд произведений из репертуара Евгения Григорьевича Блинова, созданных уральскими композиторами в расчете на его исполнительское мастерство, перешли в репертуарный список профессора, народного артиста РФ Ш. С. Амирова. Так, например, Соната для балалайки и фортепиано Николая Михайловича Пузея (1915–2000), написанная им в 1965 году в содружестве с Е. Г. Блиновым и имеющая его исполнительскую редакцию, также затем вошла в концертные программы Ш. С. Амирова. Сегодня с репертуарным списком Шауката Сабировича Амирова можно познакомиться на страницах книги Ларисы Владимировны Вакарь (всего – свыше 100 наименований!), как и с подробным списком фондовых записей, CD, DVD выдающегося артиста, сделанных в разные годы с разными коллективами и соло (всего около 70 единиц).

 

Масштаб творческой личности Шауката Сабировича Амирова настолько велик и значителен, что вряд ли стоит связывать его влияние на композиторское творчество с «отдельно взятым» регионом. Будучи ярким музыкантом, артистом, виртуозом исполнительского искусства игры на балалайке уже со студенческих лет, а затем на протяжении почти полувека, он, безусловно, определял некий «потолок», предельный уровень раскрытия ее художественно-творческих и технических возможностей для современных композиторов, пишущих для данного инструмента. Поэтому помимо имен уральских авторов необходимо назвать ряд других имен. Например, Валерия Петровича Минцева (1946–2022), ставропольского балалаечника и в то же время автора многочисленных часто исполняемых концертных пьес и обработок. Созданная им Фантазия на темы песен Евгения Родыгина написана специально для Шауката Амирова.

 

Источниковедческий аспект данной статьи лишний раз подчеркивает, сколь огромно наследие Шауката Амирова. Дань памяти о великом музыканте требует от нас постоянного обращения к этому наследию. Отрадно отметить, что концертные организации Екатеринбурга, Свердловской области, соседних регионов и республик (Республики Татарстан) ведут эту работу вместе с теми, без кого она была бы невозможна и кого можно назвать подвижниками в деле сохранения и увековечения памяти о профессоре, учителе, исследователе, аранжировщике — Маэстро балалайки Шаукате Амирове. По инициативе и при огромной подготовке мероприятия на всех уровнях Людмилой Александровной Амировой, вдовой артиста, а также при участии учеников, коллег, всех принадлежащих к кругу почитателей его таланта 21 марта 2025 года в Городском Доме музыки состоялся концерт «Балалайка и оркестр», в котором приняли участие камерный оркестр «B-A-C-H» (дирижер — Николай Усенко) и солисты-ученики Шауката Амирова — Артур Гатиятуллин (балалайка) и Алексей Степанов (балалайка).

 

В яркой, продуманно составленной программе концерта «Балалайка и оркестр», ведущей которого стала музыковед, член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области, Лауреат Премии Губернатора Свердловской области Ирина Витальевна Винкевич, сочинения из репертуара Шауката Амирова звучали рядом с произведениями  уральских авторов — Андрея Бызова и Ларисы Табачник, а также с сочинениями отечественных композиторов-классиков — П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова и современных композиторов — Михаила Броннера и Ефрема Подгайца, выдающимся интерпретатором инструментальных сочинений которых был Шаукат Амиров.

 

Во вступительном слове ведущая заметила, что «будет звучать музыка, в которую вложена частичка души Шауката Сабировича Амирова, будет звучать его любимый инструмент, а, значит, его дело продолжается, и это будет, действительно, чудесный вечер, посвященный памяти замечательного человека, талантливого педагога и блистательного артиста».

 

На вечере в Доме музыки, действительно, звучала балалайка, голос которой раньше восхищал всех на концертах Шауката Амирова. Сейчас этот инструмент с редким по красоте тембром работы мастера Семена Налимова, русского «Страдивари балалайки» — в руках ученика Шауката Сабировича Артура Гатиятуллина, лауреата Всероссийских и Международных конкурсов, артиста Свердловской детской филармонии, солиста ансамбля «13 струн», преподавателя Свердловской средней специальной музыкальной школы (колледжа) при Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. В его исполнении прозвучала часть инструментального концерта Михаила Броннера «Время прощать», «Ша, штил» — всемирно известный опус уральского композитора Андрея Бызова, и «Кольцо души-девицы» Александра Шалова — пьеса, которая придавала всегда такую душевность концертным программам Шауката Амирова! Он исполнял ее с тонким чувством и со своей особой интонацией, неизменно посвящая Людмиле Александровне Амировой, доброму гению, ангелу-хранителю своего творчества…

 

Очень важно, что на фестивалях в честь Шауката Амирова и концертах, посвященных его памяти, проходят премьеры самых значительных сочинений. Ведь столько слов еще необходимо сказать об этом человеке, артисте, музыканте, который, по точному выражению музыковеда Марины Принц, постоянной ведущей проектов, связанных с его наследием, словно «спустился к нам из Созвездия балалайки, чтобы показать, на что способен этот великий русский инструмент». Поэтому снова и снова появляются сочинения, посвященные памяти Шауката Амирова. Мировая премьера «Молитвы» Андрея Борисовича Бызова для балалайки и камерного оркестра состоялась 21 марта 2025 года на сцене Городского Дома музыки. Солировал Алексей Степанов — лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, преподаватель Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, солист ансамбля «Урал». «Молитва» Андрея Бызова — это одно из великих посвящений. В нем простота песенной, почти разговорной интонации, чем-то напоминающей знаменитое «Опустела без тебя Земля» (и эта ассоциация очень уместна), в сочетании с торжественностью хоровых молитвенных фонов, идущих у струнного оркестра, как в «Арии» Иоганна Себастьяна Баха из оркестровой сюиты Ре мажор. Последняя простота! И «белая» тональность ля минор, ее прощальная символика. Сочинение, в котором соединилось все: задушевные интонации песни, беседы, речи, берущий за душу плач (интонации балалайки-соло), и идущая от духовной музыки торжественность тянущихся хоровых фонов.

 

Сосредоточенно-внимательная атмосфера, душевное единение всех присутствующих в зале сами по себе стали той необходимой и единственно возможной обстановкой для звучания «Молитвы», которая позволит запомнить этот концерт навсегда. Как и Шауката Амирова, удивительного музыканта, который все свое время посвятил любимому инструменту, искусству музыки и, по точному слову ведущей концерта, «несмотря на то, что его уже два года нет, ощущается, что он по-прежнему с нами — в тех воспоминаниях о жизни, в тех душевных разговорах, где он незримо присутствует».

 

Оксана Марченко, музыковед, член СК РФ и СКСО

29.04.2025 г.

29 мар 2025

Союз композиторов Свердловской области поздравляет Ларису Владимировну Вакарь с юбилеем

Сегодня, 29 марта 2025 года, свое 60-летие празднует Лариса Владимировна Вакарь — Заместитель Министра культуры Свердловской области, музыковед, член Союза композиторов России и Союза театральных деятелей России.



Лариса Владимировна родилась 29 марта 1965 года в Риге (Латвия). После успешного завершения учебы в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского в 1992 году, где она изучала историю и теорию музыки в классе Е. А. Рубахи, Лариса Вакарь погрузилась в мир радио и телевидения. С 1992 по 2004 год она работала редактором радио в творческом объединении «Художественное вещание» Свердловской государственной телерадиокомпании, где создала более 460 авторских передач. С 2005 года её талант раскрылся на общественном телеканале «СОЮЗ», где она записала свыше 60 выпусков еженедельной передачи «Музыка. Время. Человек». Как радио- и тележурналист, музыковед и музыкально-театральный критик Лариса Вакарь работала на значимых культурных мероприятиях Екатеринбурга, Свердловской области и России.

 

С 1999 года Л. В. Вакарь преподавала в Уральской государственной консерватории, где делилась своими знаниями с будущими музыковедами и звукорежиссерами, разрабатывая специальные курсы для них. Также Лариса Владимировна является автором сценария, режиссером и музыкальным редактором документального фильма «Путь к Парнасу» к 75-летию Уральской консерватории (2009).

 

С 2004 по 2006 год она работала в Свердловском государственном театре музыкальной комедии, где осуществила множество международных проектов, включая совместные программы с театрами из Америки и Венгрии. Важно отметить, что при ее участии был подготовлен I Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла имени В. А. Курочкина (2006), который стал традиционным.

 

С 2006 года Л. В. Вакарь работала главным специалистом Управления культуры Администрации города Екатеринбурга, а в 2020 году стала начальником отдела профессионального искусства и художественного образования Министерства культуры Свердловской области, где курировала среднее профессиональное и дополнительное образование детей в сфере культуры, театрально-концертную деятельность, кинопроизводство и кинопоказ, взаимодействие с творческими союзами и деятелями культуры, волонтерство и развитие международных контактов.

 

31 октября 2024 года Указом Губернатора Свердловской области Лариса Владимировна Вакарь была назначена на должность Заместителя Министра культуры Свердловской области.

 

Союз композиторов Свердловской области поздравляет Ларису Владимировну с юбилеем и желает вдохновения, успехов и новых профессиональных свершений!

16 фев 2025

100 лет со дня рождения композитора Евгения Родыгина

Сегодня, 16 февраля 2025 года, исполняется 100 лет со дня рождения композитора Евгения Родыгина.

 

Евгений Павлович Родыгин — один из самых знаменитых уральских композиторов, фронтовик, народный артист РФ, почетный гражданин Свердловской области и Екатеринбурга, автор популярных песен «Уральская рябинушка», «Едут новоселы», «Белым снегом», «Куда бежишь, тропинка, милая» и «Свердловский вальс».

 

Автор более 200 песен, известная часть которых получила всенародное признание, автор произведений для музыкального театра и кинематографа, Евгений Павлович имел славное, героическое военное прошлое, что нашло отражение в его личностной и творческой судьбе и, безусловно, в истории его главного жанра — песни.

 

9 фев 2025

УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ КОМПОЗИТОР ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ГОРЯЧИХ

С прискорбием сообщаем, что 6 февраля 2025 года на 96-м году жизни скончался известный уральский композитор Владимир Иванович Горячих.

 

Владимир Иванович Горячих — известный композитор-песенник Урала, лауреат премии им. Соловьева-Седого, лауреат премии имени Дмитрия Шостаковича, заслуженный деятель искусств России, легендарный руководитель Уральского Академического русского народного хора.

 

Горизонты его художественных исканий простираются от симфонических и крупных хоровых произведений до миниатюр и музыки для детей и юношества. Но все же главный его жанр — песня, причем песня, близкая к фольклору.

 

Владимир Иванович Горячих родился 14 апреля 1929 года в Перми. Первые композиторские опыты В. И. Горячих относятся ко времени учебы в Пермской музыкальной школе по классу фортепиано (преп. И. П. Гладкова). В 1948–1953 гг. обучался в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского в классе композиции Г. Н. Белоглазова.

 

Значительную роль в формировании композитора сыграло изучение народного творчества в фольклорных экспедициях по Уралу и общение с известным музыковедом-фольклористом Л. Л. Христиансеном.

 

По окончании консерватории В. И. Горячих вернулся в Пермь и начал работу в Доме народного творчества, создал Прикамский народных хор Дворца культуры имени Я. М. Свердлова.

 

В 1962 году Владимир Иванович был приглашен в Уральский народный хор, художественным руководителем и дирижером которого он проработал 22 года. Более 20 лет он определял вектор творческого развития хора. Сторонник музыки искренней, музыки чувств, он старался формировать репертуар так, чтобы песня, танец, оркестровая мелодия без хитросплетений и наслоений доходили до каждого. Время, когда В. И. Горячих руководил Уральским народным хором, пожалуй, самое гастрольное за всю историю хора.

 

В 1966 году в Народном театре балета Дворца культуры Уралвагонзавода был поставлен балет-сказ «Уральские самоцветы‎» на музыку В. И. Горячих (либретто и постановка В. Белобородова, дирижер Э. Ревинзон).

 

Музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР Жанна Абрамовна Сокольская говорила о Владимире Ивановиче: «По складу своего дарования Горячих — художник-лирик, сказочник, приверженец реалистического отражения мира, дорожащий возможностью воспевать земные радости, любовь, юмор, шутку, воспевающий романтическую устремленность и светлую мечту‎».

 

В. И. Горячих многие годы являлся председателем областной комиссии по народным хорам при Свердловском хоровом обществе (а затем при Музыкальном обществе Свердловской области), был членом фольклорной комиссии при Союзе композиторов РСФСР. В 1978 году он создал отделение народного хора в Свердловском культурно-просветительском училище, в 1984 году — отделение народных хоров при кафедре хорового дирижирования Уральской консерватории; в 1988 году — организует ансамбль русской народной песни при филиале фирмы «АРС‎», в 1994 году — детский ансамбль песни и танца «Колокольчик» при екатеринбургской музыкальной школе № 6.

 

Песни композитора Владимира Ивановича Горячих до сих пор входят в репертуар ведущих академических народных хоров России (хор имени М. Пятницкого, Уральский и Оренбургский народные хоры) и многих самодеятельных коллективов Урала. Владимир Иванович написал музыку к спектаклям драматических театров Москвы, Свердловска (Екатеринбурга), Перми, Кирова, Магнитогорска, Березников, а также к моноспектаклю В. Рецептера «Гамлет‎» по трагедии В. Шекспира. Авторские вечера композитора проходили в концертных залах Екатеринбурга, Челябинска, Москвы. В 2023 году его «Песня о Екатеринбурге‎» заняла 1-е место в конкурсе на лучшую песню, посвященную 280-летию города.

 

«Удивительный и талантливый композитор, признанный мастер и опытный педагог. Многие известные артисты считают Владимира Ивановича своим учителем, определившим их творческий успех. Особенно ценен его вклад в развитие хорового искусства на Урале. Более 70 лет своей жизни он посвятил музыкальному творчеству, и сегодня Владимир Иванович Горячих — знаковая фигура в истории уральской музыки‎», — поделился воспоминаниями о композиторе Александр Александрович Пантыкин, председатель Союза композиторов Свердловской области.

 

Союз композиторов Свердловской области выражает искренние соболезнования семье, друзьям, коллегам, ученикам и всем, кто знал Владимира Ивановича Горячих. Владимир Иванович навсегда останется в нашей памяти как композитор, тонкий художник, чье творчество объединяет людей и дарит вдохновение. Его музыка будет жить, звучать и трогать сердца еще многие поколения.

 

Прощание с Владимиром Ивановичем состоится в среду 12 февраля в 12:00 в Храме Серафима Саровского по адресу Екатеринбург, ул. Ясная, 3.

19 янв 2025

Очередное отчетное собрание Союза композиторов Свердловской области

17 января 2025 года состоялось очередное отчетное собрание Союза композиторов Свердловской области.

По традиции собрание открыл председатель РОО СКСО Александр Пантыкин. Композитор поприветствовал всех собравшихся, а затем выступил с ежегодным отчетом о мероприятиях, которые составили неповторимый творческий облик 2024 года.

 

В самом начале собрания все члены Союза — композиторы и музыковеды — минутой молчания почтили память скоропостижно ушедшего из жизни в июле 2024 года композитора Максима Баска (1951–2024).

 

Отчет председателя РОО СКСО продемонстрировал огромный потенциал уральской композиторской организации, реализованный в 2024 году во многих успешных проектах, книгах, изданиях, концертах, творческих акциях и заслуженных наградах.

 

Делимся некоторыми событиями 2024 года по отдельным направлениям.

 


 

1. Исполнение музыки уральских композиторов в концертах и на фестиваля.

14 февраля 2024 года — Концерт «Произведения композиторов — выпускников десятилетки разных лет» в Большом зале Уральской специальной музыкальной школы (колледжа), где прозвучали произведения композиторов Алексея Муравлева, Вадим Бибергана, Владислава Казенина, Владислава Забегина, Сергея Сиротина, Анатолия Нименского, Максима Баска, Елены Самариной, Валентина Барыкина, Диниса Курбанова и Андрея Артемова.

 

30 марта 2024 года — I Концерт-фестиваль музыки уральских композиторов «Малахитовая фантазия» в Креативном кластере «Л52», где прозвучали произведения композиторов Маркиана Фролова, Николая Бакалейникова, Владислава Казенина, Евгения Родыгина, Андрея Бызова, Олега Киселева, Евгения Щекалева и Александра Пантыкина.

 

10 апреля 2024 года — Концерт из произведений уральских композиторов в Большом зале Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского в рамках IX Фестиваля современной музыки, где прозвучали произведения композиторов Владимира Кобекина, Алана Кузьмина, Игоря Забегина, Андрея Бызова и Сергея Сиротина.

 


 

2. Авторские концерты уральских композиторов.

2 апреля 2024 года — Авторский концерт композитора Андрея Бызова в Большом зале Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского.

 

15 апреля 2024 года — Концерт камерной музыки композитора Семена Лошакова «Три и рояль» в Большом концертном зале И. З. Маклецкого Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского.

 

17 апреля 2024 года — Концертная программа «Любимые песни», посвященная 95-летию композитора Владимира Горячих, в Концертном зале имени М. В. Лаврова Уральского центра народного искусства имени Е. П. Родыгина.

 

22 апреля 2024 года — Концерт, посвященный 95-летию композитора Владимира Горячих, в Большом концертном зале И. З. Маклецкого Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского.

 

12 мая 2024 года — Юбилейный концерт композитора Татьяны Якушевой «Сочинение на свободную тему» в Малом концертном зале В. И. Турченко Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского.

 

11 ноября 2024 года — Симфония № 5 «Лист» в переложении для двух фортепиано композитора Алана Кузьмина была исполнена в концерте камерной музыки в Челябинской филармонии.

 

12 ноября 2024 года — Концерт «Хармс Оратория» в Доме музыке в Екатеринбурге. В концерте была исполнена музыка композитора Александра Жемчужникова.

 

24 ноября 2024 года — Концерт «Юбилей Адольфа Сакса» в Доме музыки в Екатеринбурге. В исполнении камерного оркестра «B-A-C-H» и саксофониста Алексея Захарова прозвучала музыка композиторов Владимира Кобекина и Анастасии Беспаловой.

 


 

3. Премьеры произведений уральских композиторов.

3.1. Камерно-инструментальная музыка.

12 марта 2024 года — Премьера квинтеттино для флейты, скрипки, альта, виолончели и фортепиано «Байки» композитора Андрея Артемова в Доме Гоголя в Москве в рамках проекта «Музыкальные светотени».

 

1 октября 2024 года — Премьера сочинения для кларнета соло El cant de la Sibilla («Сивиллина песня») композитора Диниса Курбанова в органном зале Тюменской филармонии. Пьеса создана в рамках программы композиторских заказов «Ноты и квоты» Союза композиторов России.

 

3.2. Сочинения для камерного оркестра.

27 октября 2024 года — Премьера пьесы для камерного оркестра «Старый замок (Fantasma spettrale)» композитора Константина Комольцева на концерте-закрытии VIII Международного фестиваля современной музыки «Картинки с выставки».

 

3.3. Сочинения для хора.

20 мая 2024 года — Премьера сочинения композитора Вячеслава Зуева «Аллилуйя» для хора и органа в Оружейной палате Московского кремля в концерте «Пасхальная радость» из цикла «Пасхальные встречи в Кремле». В концерте также прозвучала часть Хорового концерта на текст Псалтири Преподобного Ефрема Сирина «Судный день» композитора Вячеслава Зуева.

 

3.4. Балет.

7 декабря 2024 года — Премьера мистического балета композитора Евгения Притужалова «Илья Муромец и перо Жар-птицы» в театре «Царыцынская опера» (Волгоград).

 


 

В 2024 году ярко развернулась работа Молодежной секции Союза. Здесь целый калейдоскоп событий, акций, концертов, творческих встреч, который говорит о преемственности поколений и активной позиции молодежи.

 


 

4. Молодежная секция.

22 марта 2024 года — Лаборатория-концерт Московского Ансамбля Современной Музыки «МАСМ в МАССЫ 2.0.» в Союзе композиторов Свердловской области.

 

2 мая 2024 года — Композитор Константин Комольцев стал финалистом IV лаборатории мюзикла «Резиденция ТТ» Пермского академического Театра-Театра.

 

6 мая 2024 года — Творческая встреча с композитором Иваном Коловановым в конференц-зале Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского. В рамках встречи прошли авторский показ камерной и симфонической музыки и презентация нотных материалов.

 

29 октября 2024 года — Дело молодых. Концерт Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ) в Большом зале Уральской специальной музыкальной школы (колледжа). В концерте было исполнено сочинение композитора Романа Цыпышева «Размышленьице» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.

 

14 ноября 2024 года — Творческая встреча с композитором Динисом Курбановым в Библиотеке имени В. Г. Белинского.

 

17-18 декабря 2024 года — Форум молодых композиторов и музыковедов Уральского отделения Международной гильдии молодых музыкантов «МолОт» Российского музыкального союза, с участием молодых коллег из Братиславы (Словакия).

 


 

Особо отметим, что музыка уральских композиторов прозвучала на ведущих сценах России.

 


 

5. Исполнение сочинений уральских композиторов на ведущих сценах России.

27 августа 2024 года — Концерт «С Днем рождения, Маэстро!», посвященный 60-летию дирижера Алексея Доркина, в Большом зале Свердловской филармонии. В концерте были исполнены сочинения композиторов Андрея Бызова, Диниса Курбанова, Александра Жемчужникова, Антона Леонтьева.

 

14 сентября 2024 года — Два сочинения композитора Диниса Курбанова — Симфония «Из глубин памяти...» (к 80-летию Хатынской трагедии) и концертная пьеса «Вальс-Трезвон» (к 185-летию со дня рождения М. П. Мусоргского) — прозвучали в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в рамках второго этапа III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» в номинациях «Симфоническое произведение крупной формы» и «Симфоническое произведение малой формы». Сочинения исполнил Московский государственный академический симфонический оркестр. Художественный руководитель — Иван Никифорчин. Дирижер — Народный артист Кабардино-Балкарской Республики Михаил Голиков.

 

10 ноября 2024 года — На сцене Рахманиновского зала Московской консерватории в заключительном гала-концерте Всероссийского профессионального конкурса-фестиваля современных композиторов и поэтов на создание песен для детей «Мелодия детства» прозвучали песни композитора Вячеслава Зуева «Одна Земля на всех» и «Страна, где живет любовь» на стихи Ирины Зуевой.

 


 

Композиторы РОО СКСО по итогам 2024 года были отмечены многими наградами и званиями.

 


 

6. Награды и звания.

Февраль 2024 года — Композитор Андрей Артемов получил II премию в номинации «Струнный квартет» X Международного конкурса молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера.

 

26 февраля 2024 года — Композитор Анна Красильщикова завоевала гран-при I Всероссийского конкурса композиторов «Академия симфонической музыки. Композиторы детям» на премию губернатора Челябинской области с произведением «След волка» по мотивам повести Джека Лондона «Белый клык».

 

Апрель 2024 года — Композитор Иван Колованов стал лауреатом I премии Фестиваля-конкурса композиторского искусства «Теория струн» в номинации «Инструментальная музыка; сочинение для оркестра; малая форма».

 

Май 2024 года — Композитор Максим Басок стал лауреатом II степени VIII Международного конкурса композиторов на создание произведений для хора «Молодая классика» в номинации «Сочинение для однородного хора» за сочинение «По грибы» на слова Ольги Беляевской.

 

Ноябрь 2024 года — Композитор Евгений Перевалов стал лауреатом III степени XI Международного конкурса композиторов и аранжировщиков имени И. О. Дунаевского в номинации «Камерные вокальные сочинения. Вокальный цикл».

 


 

Музыковеды РОО СКСО в 2024 году сделали творческую жизнь Союза яркой и разнообразной.

 


 

7. Музыковеды.

26 февраля 2024 года — Лекция музыковеда Ларисы Барыкиной «35 лет современного танца в России. Имена и события, история и перспективы» в рамках проекта «Танцуем Пушкина в Архангельском театре драмы имени М. В. Ломоносова.

 

Март 2024 года — Издание книги «Свадебный обряд Урала и Приуралья в записях Л. Л. Христиансена», отредактированной и прокомментированной музыковедом Татьяной Калужниковой.

 

Март 2024 года — Издание сборника методических материалов музыкально-исторических чтений, посвященных 300-летию Екатеринбурга. В сборнике представлена статья музыковеда Наталии Иванчук «Вспоминая выдающихся мастеров уральской композиторской школы».

 

16 октября 2024 года — Музыковед Ирина Винкевич приняла участие с докладом «Из истории художественного образования Екатеринбурга. Д. П. Соломирский: меценат, зажегший “прекрасный очаг”» в Всероссийской научно-практической онлайн конференции «Посвящение русской музыке», которая состоялась в конференц-зале Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского.

 

Декабрь 2024 года — Музыковед Борис Бородин выступил на III Международной конференции «Научные чтения в Уральской консерватории» (к 90-летию вуза) с докладом «Идеи Ферруччо Бузони в музыкальном искусстве рубежа XX–XXI веков».

 

Декабрь 2024 года — Музыковед Оксана Марченко осуществила руководство детско-юношескими проектами учащихся ЕДШИ № 11 имени Е. Ф. Светланова, в рамках которых впервые была подготовлена исследовательская работа в формате электронной презентации, посвященная киномузыке уральского композитора Арсения Поповича (1942–2018).

 

7 декабря 2024 года — Всероссийские Фроловские педагогические чтения «Наша история» в Детской музыкальной школе № 1 имени М. П. Фролова. С докладом «Из истории художественного образования Екатеринбурга» выступила музыковед Ирина Винкевич.

 


 

Первое в новом 2025 году прошло в теплой дружеской атмосфере общей заинтересованности, обсуждения существующих проблем, задач и перспектив.

 

Музыковед Ирина Винкевич подняла актуальную тему публикации книги, подготовленной С. М. Фроловой. Композитор Александр Жемчужников высказал пожелание о том, чтобы музыка уральских композиторов звучала не только благодаря усилиям самих авторов, но и в прежних форматах ежегодных фестивалей уральской музыки.

 

Вручение членского билета композитору Антону Леонтьеву. На фото: председатель РОО СКСО Александр Пантыкин и композитор Антон Леонтьев

Также на собрании председатель РОО СКСО Александр Пантыкин вручил членский билет организации композитору Антону Леонтьеву.

 
 

Текст и выборка из отчета: Оксана Марченко, музыковед, член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области, заведующая теоретическим отделом ЕДШИ № 11 имени Е. Ф. Светланова, концертмейстер Уральского хореографического колледжа

 

Редакция и верстка: Наталья Зверева, ответственный секретарь Союза композиторов Свердловской области

29 окт 2024

ПАМЯТИ МАКСИМА АНДРЕЕВИЧА БАСКА

Творческая встреча, посвященная памяти Максима Андреевича Баска, композитора, профессора, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации состоялась в Уральской государственной консерватории 26 октября 2024 года, в день рождения композитора. Встреча была подготовлена членами кафедры теории музыки УГК и проведена по линии студенческого научно-творческого общества. Студенты-музыковеды и композиторы с интересом услышали подробный рассказ о жизни и творческой деятельности Максима Андреевича, подготовленный старшим преподавателем кафедры теории музыки УГК Александром Александровичем Ермаковым, кандидатом искусствоведения, учеником М. А. Баска, защитившим диссертацию под его руководством и долгое время общавшимся с ним. В процессе повествования на видео экране демонстрировались многие фотографии из семейного архива – и те, что уже публиковались, и те, что совсем не известны широкой публике. С них смотрел молодой М. Басок – студент композиторского факультета УГК, затем преподаватель, член ГЭК УГК, композитор на концертной эстраде – и в роли исполнителя, и в роли ведущего, и убеленный сединами профессор, но все с тем же неизменным проницательным и озорным взглядом живого интереса ко всему новому, талантливому, глубокому и интересному.

 

Максим Андреевич Басок – профессор Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области, заслуженный деятель искусств России, лауреат международных конкурсов. Преподавательскую деятельность в Уральской консерватории Максим Андреевич начал еще будучи студентом, и она продолжалась свыше 50 лет. Всех учеников М. А. Баска невозможно перечислить. Через класс полифонии М. Баска прошли все студенты кафедры композиции, теории музыки и специального фортепиано УГК.

 

С воспоминаниями о мастере выступили ученик М. Баска по музыкальной десятилетке композитор Евгений Викторович Перевалов, композитор, профессор кафедры народных инструментов УГК, Заслуженный деятель искусств РФ Андрей Борисович Бызов, музыковеды, члены кафедры теории музыки УГК – кандидат искусствоведения, профессор Марина Викторовна Городилова, кандидат искусствоведения, профессор Людмила Константиновна Шабалина, доктор искусствоведения, профессор Алла Германовна Коробова, доктор искусствоведения, профессор Татьяна Ивановна Калужникова, член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области Оксана Геннадьевна Марченко, студентка и аспирантка М. Баска Анастасия Пыжьянова, студент 2 курса кафедры композиции УГК Артур Олмасов. Все выступавшие отмечали высочайшую культуру Максима Андреевича, широту кругозора, уникальные знания, которыми он щедро делился в общении. И сейчас этот вакуум – жизненный, творческий, человеческий – невозможно ничем заполнить. Встреча, посвященная памяти Максима Андреевича Баска, проходила в читальном зале консерватории – в окружении книг, что символично. Он по-особому любил их с детства и всю жизнь, читал много и делился своими глубокими знаниями со своими учениками и собеседниками. Был интересным автором вокальной и хоровой музыки на тексты разных авторов, перечисление и изучение которых может стать темой отдельного исследования. В разное время в своих сочинениях Максим Андреевич обращался к выдающимся образцам русской поэзии, воплощая в музыке поэтические тексты К. Батюшкова, А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой, Б. Пастернака, Н. Рубцова, Н. Клюева, А. Кушнера и многих других авторов, принадлежащих к элите русской словесности.

 

В программе вечера был создан полномасштабный портрет Максима Баска-композитора, поскольку прозвучали произведения, практически, всех жанров, в которых он работал. Были уникальные фрагменты, например, запись премьеры Фортепианного концерта – дипломной композиторской работы М. Баска в исполнении Симфонического оркестра Свердловской филармонии под управлением Александра Фридлендера и выпускника фортепианного факультета Уральской консерватории Бориса Бородина. Ныне Борис Борисович Бородин – заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, профессор, доктор искусствоведения, автор либретто ко многим театральным сочинениям М. А. Баска, а также очерков, статей, научных работ о творчестве композитора, с которым его связывали долгие годы дружбы.

 

Фортепианный концерт, созданный в 1975 году, к слову, представил всем собравшимся не совсем привычную картину с точки зрения ее соотношения со стилем более поздних произведений композитора: здесь и сонористика, и повышенно диссонантная мелодика, и эксперименты с ритмом – все, что характерно для музыки 20 века. Но узнаются и излюбленные М. Баском мажоро-минорные гармонические детали – то, что будет отличать и другие его сочинения в более поздние периоды, в том числе и детскую музыку. Замечательной иллюстрацией к рассказу о детской музыке Максима Андреевича Баска стала «Колыбельная Дениса» из мюзикла «Денискины рассказы» по В. Драгунскому (автор либретто – Борис Бородин). У композитора был талант создавать лирически проникновенные мелодии, которые сразу становились шлягерами в каждом из сочинений более крупного масштаба (детских операх, мюзиклах, хоровых циклах). Серьезной и новой сферой творчества Максима Баска в 2000-е годы стала духовная музыка. На встрече прозвучало песнопение «Да исправится молитва моя, Господи» из цикла «Песнопения и молитвы» (2009), а также кантата «Рождественская звезда» на стихи Б. Пастернака для смешанного хора в сопровождении органа.  Яркой сферой в течение всей творческой биографии Максима Андреевича Баска был театр. Он руководил Театром «Слоненок», созданным на базе Детского дома в городе Верхняя Пышма. С увлечением разучивал с воспитанниками партии, готовил спектакли в составе творческого коллектива, написал для этого детского театра тетралогию о Слоненке: «Слоненок пошел учиться», «У Слоненка день рождения», «У Слоненка режется клык», «Слоненок-турист». А в самом начале пути композитора было руководство постановками самодеятельного театра при Юридическом институте! Об этом композитор великолепно написал в «Мемуарах-2» в главе «Как я работал режиссером».

 

Так красной нитью через все творчество Максима Андреевича Баска проходит театральная тема, обогатившая уральскую музыку целым рядом детских опер, ярких и разнообразных. Среди них «Денискины рассказы» (1992), «Цветное молоко» (1995), «Аленушкины сказки» (1997), «Калиф-аист» (2001) и многие другие. О театральной музыке композитора на творческой встрече говорилось на примере мюзикла «Беда от нежного сердца» по водевилю В. Соллогуба (1999). А прозвучала в этом разделе беседы фортепианная ансамблевая музыка Максима Баска из цикла «Старинный русский водевиль» (1998), ярко представляя эту часть творчества композитора с его вниманием к стилистике и истории провинциальных театров, любительских постановок и сфере домашнего музицирования. Максимом Андреевичем, помимо уже названного цикла «Старинный русский водевиль» создано большое количество произведений для фортепиано в 4 руки, музыки для фортепианных дуэтов. Важно напомнить, что эта музыка часто звучала с концертной эстрады и в авторском исполнении. Максим Басок дважды становился дипломантом Международного конкурса композиций для фортепианных дуэтов в Японии (Токио, 1997, 1999). Еще об одной детской опере – «Дудочка и кувшинчик» по сказке В. Катаева (2006), либретто которой было написано самим композитором, рассказал его ученик по десятилетке композитор Евгений Викторович Перевалов. И о самой опере, и о том, как она «шагнула» в симфонический жанр, прозвучав в октябре 2014 года на сцене Зала Маклецкого в Свердловском музыкальном училище имени П. И. Чайковского в проекте Союза композиторов Свердловской области «Симфонические сказки» (дирижер программы – Вячеслав Петушков). Практик и теоретик театра, исследователь жанра оперы, автор диссертации «Современная камерная опера. К проблеме специфики жанра» (Киев, 1984), которая и по сей день не утратила своей актуальности, Максим Андреевич прекрасно знал не только методы работы с оперным жанром, но и секреты общения со слушательской аудиторией – детской, юношеской, молодежной, любой другой. Наверное, поэтому ему так многое удавалось и на сцене, и в театре, и в жизни – в живом общении, которое ничем не заменить... В завершении хочется вспомнить Максима Андреевича Баска в роли организатора и ведущего творческого проекта к 80-летию школы десятилетки в концертном сезоне 2023-24 годов. На концертах, состоявшихся в Уральской средней специальной музыкальной школе при Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (А. Валека, 25) – хоровом и камерном – был аншлаг, высокий уровень подготовки, прекрасно составленные программы и интереснейшее слово ведущего… Безусловно, осмысление всей многогранной деятельности Максима Андреевича Баска и его творчества еще предстоит. А здесь и сейчас хотелось бы познакомить всех с тем, как выглядел один год из жизни композитора.

 

Март 2023 – март 2024:

1 марта 2023 года – авторский концерт вокальной и хоровой музыки, посвященный 50-летию преподавательской деятельности М.А. Баска в УГК;
18 ноября 2023 года – концерт хоровой музыки из произведений 7 композиторов-выпускников музыкальной школы-десятилетки, посвященный 80-летию Уральской средней специальной музыкальной школы при Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (авторский проект М. А. Баска, где он выступил организатором и ведущим концертов, в которых приняли участие 7 хоровых коллективов);
13 декабря 2023 года – презентация нового сборника вокальных произведений на кафедре сольного пения УГК;
27 января 2024 года – презентация оперы «Синюшкин колодец» по сказам П.П. Бажова для участия в конкурсе на получение гранта Президента РФ;
14 февраля 2024 года – концерт из фортепианных произведений композиторов-выпускников десятилетки (один из цикла концертов, посвященных юбилею школы);
28 марта 2024 года – «Урал – Свердловск. Музыка эпохи оттепели». Музей Эрнста Неизвестного;
Июнь 2024 года – президентский грант на постановку оперы «Синюшкин колодец» получен!

 

Таким высоким и стремительным был темпоритм жизни Максима Андреевича Баска – проект за проектом, строгий распорядок и пунктуальность, аккуратность в исполнении всего намеченного, чего он требовал и от других, терпеливо воспитывая это качество в своих и не только своих учениках. Именно таким запомнился Максим Андреевич ученикам разных лет, его друзьям и коллегам.

 

 

Текст: Оксана Марченко, музыковед, член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области, заведующая теоретическим отделом ЕДШИ №11 имени Е.Ф. Светланова, концертмейстер Уральского хореографического колледжа

1 окт 2024

В Екатеринбурге возродят Музей звукозаписи

В креативном кластере «Л52» Музея истории Екатеринбурга открывается выставка «Deus ex machina. История звукозаписи».

 

Музей истории Екатеринбурга при поддержке Союза композиторов Свердловской области и его председателя, «дедушки уральского рока» Александра Пантыкина возродил Музей звукозаписи. Со 2 октября на площадке музея в креативном кластере «Л52» начнет работать выставка «Deus ex machina. История звукозаписи», раскрывающая эволюцию аппаратуры и звуковоспроизводящей техники в СССР на протяжении XX века. В основу экспозиции легла коллекция старейшего научного сотрудника Музея радио Бориса Михайловича Кошелева, ушедшего из жизни в январе 2024 года.

 

Выпускник радиотехнического факультета Уральского политехнического института Борис Кошелев работал по основной специальности, преподавал в школе и в институте. Значительную часть жизни он посвятил коллекционированию аудиоаппаратуры и пластинок. Его мечтой было создание в Екатеринбурге Музея звукозаписи. Музей появился, но существовал на общественных началах: отсутствовало свое помещение, были трудности с юридическим оформлением. Руку помощи тогда протянул Союз композиторов Свердловской области и его председатель Александр Пантыкин.

 

В 2024 году коллекцию Кошелева, насчитывающую 345 предметов, передали в фонды Музея истории Екатеринбурга с согласия дочери Бориса Михайловича — Надежды Пушкаревой.

 

«Это довольно известное и без преувеличения уникальное собрание. Поэтому от лица Музея истории Екатеринбурга хочу выразить благодарность всем, кто принял участие в передаче коллекции в наши фонды. Коллекция Бориса Кошелева должа иметь статус общественного достояния, и мы в музее намерены придерживаться этой идеи», — отметил директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарев.

 

Выставка «Deus ex machina. История звукозаписи» знакомит зрителя с небольшой, но весьма показательной частью коллекции. Можно проследить, как менялись технологии и качество воспроизведения звука, а также внешний вид звуковоспроизводящей техники: от первых механических граммофонов до радиол и магнитофонов.

 

Например, посетители выставки смогут познакомиться с деревянным классическим граммофоном His Masters Voice, произведенным в начале XX века в Великобритании. С первым радиоприемником «Рекорд-47», выпущенным во время Великой Отечественной войны. С радиолой «Урал-49», которую выпускал предшественник современного НПО автоматики им. Н.А. Семихатова. Один из самых интересных экспонатов — звукозаписывающий аппарат, предназначенный для нарезания звуковых дорожек самодельных грампластинок на мягком материале, в том числе на рентгеновской пленке. Эту технику радиолюбители называли «музыкой на костях».

 

Выставка будет открыта до 25 мая 2025 года в часы работы креативного кластера «Л52». Вход по билетам на площадку.

 

29 июл 2024

Ушел из жизни Максим Андреевич Басок

Союз композиторов Свердловской области понес огромную и невосполнимую утрату. 28 июля 2024 года ушел из жизни Максим Андреевич Басок — композитор, профессор Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, Заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения.

Максим Андреевич родился 26 октября 1951 года в Свердловске. С ранних лет он проявлял талант и страсть к музыке, обучаясь в средней специальной музыкальной школе при Уральской государственной консерватории на теоретическом отделении, где начал заниматься в кружке композиции сначала под руководством Н.М. Хлопкова, а затем у Л.Б. Никольской. Занятия у Л.Б. Никольской, высоко эрудированного музыканта, ученицы М.О. Штейнберга, продолжались и в Уральской консерватории с 1970 по 1975 год.

Еще будучи студентом, Максим Андреевич начал свою педагогическую деятельность в консерватории. За годы учебы он создал множество произведений различных жанров. Центральным событием его студенческих лет стало исполнение первой камерной оперы «Диалоги за стеной» по Г. Аполлинеру (1973, дирижер Е. Колобов, режиссер Ю. Федосеев), которое получило признание на пленуме Союза композиторов. По окончании консерватории Максим Андреевич был принят на должность преподавателя кафедры теории музыки УГК, однако его деятельность была прервана службой в армии (1975–1976). После демобилизации в 1977 году он поступил в заочную аспирантуру ГМПИ (ныне Российская академия музыки) им. Гнесиных и в 1984 году успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Современная камерная опера. К проблеме специфики жанра» под руководством профессора Ю.Н. Рагса. Среди композиторских премьер конца 1970-х годов наибольший резонанс вызвала постановка второй камерной оперы «Последний лист» по новелле О’Генри (1979, дирижер В. Вишневский, режиссер Ю. Федосеев).

В 1980-е годы Максим Андреевич начал создавать музыку для детей и активно сотрудничать с коллективами, такими как екатеринбургский хор «Аврора» (руководители Н. и В. Булановы) и московский детский хор «Пионерия» (руководитель Г. Струве). В 1982 году он стал членом Союза композиторов. В 1987 году в концертном зале свердловской ДМШ №2, по инициативе ее тогдашнего директора Р.А. Николаева, прошел первый полномасштабный авторский концерт детской музыки Максима Андреевича. В 1989 году вместе с хором «Аврора» он выступил во Всесоюзном Доме композиторов и в столичном Концертном зале имени П.И. Чайковского.

В начале 1990-х годов значительный масштаб приобрела его концертная деятельность, связанная со Свердловской филармонией: авторские вечера и творческие встречи, которых было более 800, проходили в самых разных аудиториях города, области и Урало-Сибирского региона. В 1985 году Максим Андреевич был назначен деканом историко-теоретического факультета, композиторского и заочного отделений консерватории, проработав на этой должности до 2006 года. С 2005 года Максим Андреевич Басок — профессор консерватории. Продолжая дело своего учителя Л.Б. Никольской, он занимался с юными композиторами в десятилетке, где воспитал лауреатов всероссийских и международных конкурсов.

В 1990-е годы центром творчества композитора стал детский музыкальный театр. Он создал ряд детских опер и мюзиклов, успешно исполняемых как профессиональными артистами, так и детьми («Денискины рассказы», «Цветное молоко», «Аленушкины сказки»). Мюзикл «Денискины рассказы» был представлен более 200 раз в концертах Свердловской филармонии и более 150 раз - в Белгородской. Его также ставили в студенческом театре «Театр на Академической» (музыкально-педагогическое училище № 2) и показывали в Московском детском музыкальном театре имени Н. Сац.

В 2003 году композитор был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РФ». Продолжая создавать музыку для детей, он обратился к жанру «взрослой» камерной оперы, написав одноактную оперу «Галочка» по рассказу А. Аверченко, которая была поставлена кафедрой оперной подготовки УГК (2005, дирижер Б. Нодельман, режиссер С. Ключка). В последние годы Максим Андреевич создал ряд крупных хоровых произведений на стихи известных отечественных поэтов — К. Батюшкова, К. Бальмонта, Н. Клюева, Н. Рубцова. Важным этапом композиторской биографии Максима Андреевича Баска явилось прикосновение к традициям православной культуры — создание цикла хоров на канонические тексты православных молитв «Величит душа моя Господа», премьера которого состоялась в декабре 2009 года в Большом зале Уральской консерватории.

Максим Андреевич Басок останется в памяти как выдающийся композитор, педагог и яркий представитель музыкального сообщества, чья жизнь была наполнена страстью к музыке и творческим вдохновением.

Прощание с профессором Максимом Андреевичем Баском состоится 31 июля 2024 года (среда):
12:00 — прощание в фойе Большого зала Уральской консерватории (пр. Ленина, д. 26, этаж 2).
14:00 — отпевание в Храме «Большой Златоуст» (ул. 8 Марта, д. 17А).
15:00 — поминальный обед в кафе «Дебют» (Дом актера, ул. 8 Марта, д. 8).

В память о Максиме Андреевиче предлагаем прочесть «Два этюда о екатеринбургскому композиторе Максиме Баске» музыковеда Бориса Борисовича Бородина — https://vk.com/@-62627500-dva-etuda-o-ekaterinburgskom-kompozitore-maksime-baske

 

27 июл 2024

День рождения композитора Валентина Дмитриевича Барыкина

Сегодня, 27 июля 2024 года, свой юбилей празднует уральский композитор и педагог, член Союза композиторов России Валентин Дмитриевич Барыкин.

Валентин Дмитриевич родился 27 июля 1959 года в Свердловске. В 1966–1977 гг. обучался в средней специальной музыкальной школе-десятилетке при Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского по специальности «Теория музыки». В 1982 году окончил Уральскую консерваторию по классу композиции профессора Н.М. Пузея. С 1982 г. и по сей день (с перерывом на службу в армии) преподает в Свердловском областном музыкальном училище им. П.И. Чай­ковского, ведет классы композиции, полифонии и инструментоведения, а с 2002 г. – разрабатываемый им предмет «Информатика для музыканта».

Кроме насыщенной творческой биографии уральский композитор является активным участником всех мероприятий Союза.

Союз композиторов Свердловской области от всей души поздравляет с юбилеем Валентина Дмитриевича Барыкина и желает вдохновения, успехов и неиссякаемой творческой энергии для реализации новых музыкальных проектов!

24 мая 2024

День рождения композитора Татьяны Викторовны Комаровой

Сегодня, 24 мая 2024 года, свой юбилей празднует Татьяна Викторовна Комарова — композитор, педагог, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент, и.о. заведующего кафедрой музыкальной звукорежиссуры Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, лауреат всероссийских конкурсов, член Союза композиторов России.

Татьяна Викторовна Комарова родилась 24 мая 1954 года в Караганде. Училась в Свердловском музыкальном училище имени П.И. Чайковского на историко-теоретическом отделении (по композиции — в классе О.А. Головиной). В 1979 году окончила Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского по специальности «Композиция» (класс заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Б.Д. Гибалина), в 1988 г. – ассистентуру-стажировку Горьковской государственной консерватории имени М.И. Глинки (класс народного артиста РСФСР, профессора А.А. Нестерова). С 1980 г. ведет преподавательскую деятельность в Уральской государственной консерватории. С 1994 г. по настоящее время преподает на кафедре музыкальной звукорежиссуры.

Татьяна Викторовна одной из первых среди композиторов на Урале начала работать в жанре электроакустической музыки. В 1998 году организовала Екатеринбургскую студию электроакустической музыки, директором которой является и сегодня.

В этот знаменательный день Татьяна Викторовна получила благодарность Союза композиторов России за преданность профессии и значительный вклад в развитие музыкальной культуры Свердловской области и России.

Союз композиторов Свердловской области поздравляет Татьяну Викторовну с юбилеем и желает вдохновения, успехов и неиссякаемой творческой энергии для реализации новых музыкальных проектов!

Творческий состав

Щекалева Юлия Евгеньевна

Щекалева Юлия Евгеньевна
Выпускница Уральской государственной консерватории (2003 г., класс Н.М. Пузея). Стипендиат Министерства культуры Свердловской области и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Автор оркестровых, хоровых и камерных произведений, исполнявшихся в г. Екатеринбурге. Основные произведения: «Эскиз» для оркестра (1995); «Северная легенда» для фортепиано с оркестром (2000); Вариации для струнного оркестра (2001); Соната для фортепиано (1998); «Шорохи и крики» для струнного квартета (1999); Прелюдии для фортепиано (2001); «Триптих» на слова Н. Рубцова (1996); Рождественская кантата (2000); Детские хоры на слова И. Бунина (2003) и Ю. Мориц (2004).

Казенин Владислав Игоревич

Казенин Владислав Игоревич
С 1990 года В.И. Казенин возглавляет Союз композиторов России. Он является членом комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства - председателем комиссии по музыке и хореографии (1990), членом Коллегии Министерства культуры РФ (1990) и Совета при Президенте РФ по культуре и искусству (1996). В.И. Казенин - Народный артист России (1996), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1986), медалью "За трудовое отличие" (1976), медалью имени А.В. Александрова (1988), почетным знаком "За культурное шефство над Вооруженными Силами СССР" (1975). Автор оперетт, мюзиклов, вокальных циклов, музыки к спектаклям драматического театра и кинофильмам.

Марченко Оксана Геннадиевна

Марченко Оксана Геннадиевна
Выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова по специальности «музыковедение». Автор более 50 публикаций разных жанров в центральной и местной печати. В сфере научных интересов Марченко О.Г. находится музыкальная культура Урала: творчество Л.Гуревича, М.Кесаревой, Е.Гиммельфарба, М.Баска, В.Барыкина, Е.Самариной, Е.Перевалова.

Сокольская Жанна Абрамовна

Сокольская Жанна Абрамовна
Кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный деятель искусств России, преподаватель кафедры теории и истории музыки УрГПУ, доцент кафедры современной русской литературы УрГПУ, доцент кафедры культурологии УрГПУ. Член президиума музыкального общества Свердловской области, внештатный корреспондент музыкального вещания Свердловского радио и телевидения, автор и ведущая радиопередач [свыше 500] в циклах: " Композиторы Урала", "Свердловск музыкальный вчера и сегодня", авторской программы "Музыка вокруг нас". Участник и организатор ряда международных, всесоюзных, республиканских и региональных конференций и фестивалей [Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Тбилиси, Ярославль, Казань, Саратов, Самара и др.]. Автор свыше 300 научных и музыкально-критических статей в центральной и местной печати. Организатор, художественный руководитель, ведущая музыкального клуба "Камерата".

Рычкова Евгения Григорьевна

Рычкова Евгения Григорьевна
Родилась 23 марта 1984 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 2002 г. окончила историко-теоретическое отделение Свердловского областного музыкального училища имени П.И. Чайковского, где занималась композицией под руководством В.Д. Барыкина. В 2002–2007 гг. обучалась в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского по классу композиции и инструментовки профессора Л.И. Гуревича. Дипломное сочинение – Концерт для флейты с оркестром в 3 частях (Урал. акад. филарм. орк., дир. Энхе, сол. В. Шукуров). В декабре 2004 г. была удостоена Гран-при в номинации «Композиция» на XIX Всероссийском конкурсе молодых музыкантов в Самаре. В декабре 2007 г. на Всероссийском молодежном композиторском форуме в Екатеринбурге была исполнена кантата «Звоны» на стихи Э. По в эквиритмическом переводе В. Брюсова (хор студентов и инстр. ансамбль УГК под рук. засл. артиста РФ, проф. В. Завадского). Преподавала музыкально-теоретические дисциплины в музыкальной школе при училище им. П.И. Чайковского (2001–2004) и Хоровом колледже (2004–2007). Член Союза композиторов России с 2008 г.

Моралев Олег Аркадьевич

Моралев Олег Аркадьевич
Участник Великой Отечественной войны. В 1955 окончил Моск. конс. по кл, композиции Е. К. Голубева, в 1962—аспирантуру Уральской конс. (рук. В. Н. Трамбицкий).

Басок Максим Андреевич

Басок Максим Андреевич
Творчество М.А.Баска прочно укоренено в традиции. Он не пытается поразить слушателя поиском необычных интонаций, нарочито усложненных гармонических комплексов. Его партитуры практичны, их технические сложности мудро соизмеримы с возможностями исполнителей. При всей непосредственности в них чувствуется созидательный педагогический дух, направляющее и воспитывающее начало, выраженное не прямо, с дидактической безаппеляционностью, а в тактичной художественной форме. Его музыкальной речи присуща определенная театральность, которая проявляется в точных "интонационных жестах".

Марченко Любовь Васильевна

Родилась 1 июля 1939 г. Окончила Магнитогорское музыкальное училище (1957) и Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского (1962), где обучалась в классе В.Н. Трамбицкого, а после его отъезда в Ленинград – в классе Е.Н. Корчинского. Ее дипломная работа была посвящена творчеству Прокофьева. Уже с 4 курса Л.В. Марченко начинает свою педагогическую деятельность на кафедре теории музыки. В 1961 г. она явилась одним из инициаторов открытия при Уральском отделении СК СССР первой в стране молодежной секции, совместно с музыковедом Н.М. Вильнер готовила программы и вела лекции-концерты этой группы в городах и селах Урала. Перу Л.В. Марченко принадлежит целый ряд публицистических статей о творчестве композиторов Урала и о концертной жизни Свердловска, опубликованных в местных и центральных изданиях. В 1977 году переезжает в Ленинград, преподает в Ленинградском институте искусств и культуры. В настоящее время Л.В. Марченко работает в Музее-квартире Ф. Шаляпина в Санкт-Петербурге.

Суворов Дмитрий Владимирович

Суворов Дмитрий Владимирович
Для Суворова обычно наиболее привлекательными всегда являлись две сферы творчества. Первая – крупные симфонически произведения [прежде всего концерты разного типа], где композитору удается сочетать генделевско-моцартовские традиции и элементы техники композиции музыки XX века [алеаторика, сонористические эффекты, "полипластовость"]. Вторая – сочинения, предназначенные для театра: балет, мюзикл, музыкально-драматическая композиция. Иногда эти линии перекрещиваются и тогда образуется сплав, в результате которого музыкальные темы инструментальных сочинений становятся одновременно и героями комедии или своеобразной "оркестровой инсценировки" литературного источника.

Барыкин Валентин Дмитриевич

Барыкин Валентин Дмитриевич
В.Д.Барыкин – из тех, для кого избранная профессия очень рано стала поводом к серьезным размышлениям. Особый философский склад ума, склонность к рефлексии и самоанализу – эти личные качества неразрывно связаны с его творчеством. Количество созданного им не слишком велико, Барыкина вряд ли можно назвать плодовитым композитором. Ему не свойствены чисто ремесленные экзерсисы, "игра мускулами" ради поддержания профессиональной формы. Каждое новое сочинение появляется как итог пройденного, как отражение накопленного опыта.

Лобанова Екатерина Эдуардовна

Лобанова Екатерина Эдуардовна
Одним из самых ярких сочинений автора можно назвать кантату "Разбегаюсь и лечу" для детского хора и камерного оркестра на стихи Юлии Симбирской. Впервые оно было исполнено на концерте кафедры композиции в 2018 году студентами консерватории, а затем, в том же году её исполнил детский хор в сопровождении оркестра студентов в Доме Музыки города Екатеринбурга. В этом сочинении простыми хоровыми и оркестровыми средствами удачно воплощен текст, в котором игровое начало сочетается с детским восприятием окружающего мира.

Кесарева Маргарита Александровна

Кесарева Маргарита Александровна
Если самобытность счесть одним из определяющих качеств художника, то М.Кесарева отмечена этим сполна. Она – композитор уральской не только по месту проживания, но и по самой сути мироощущения и творчества – по "географии души". Музыка Кесаревой как одна большая поэма. Ее герои – личности сильные, неординарные, с высоким строем чувств – многими чертами близки самому автору, в мироощущении которого органично слились архаично-фольклорное и сегодняшнее слышание жизни. Разные "главы" есть в музыкальной поэме М.Кесаревой. Но все они объединены приверженностью к слову и глубинными связями с фольклорными истоками.

Фролов Маркиан Петрович

Фролов Маркиан Петрович
С именем М.П.Фролова – уральского композитора старшего поколения – неразрывно связаны многие стороны развития музыкальной культуры Урала в 30-е годы. Широко образованный музыкант, автор целого ряда значительных произведений разных жанров, М.П.Фролов свое творчество неизменно сочетал с энергичной общественно-музыкальной деятельностью. Он был одним из организаторов и первым ректором Уральской консерватории, первым директором Свердловской филармонии, первым председателем Свердловского отделения Союза композиторов, воспитателем целой плеяды известных уральских композиторов.

Гибалин Борис Дмитриевич

Гибалин Борис Дмитриевич
Знаток музыкального фольклора, тонко понимающий его природу и неисчерпаемые возможности, Гибалин неоднократно обращался к народно-песенному материалу, видя в нем могучий источник для воссоздания картин окружающей его жизни, самобытных характеров. <...> Многие из сочинений Гибалина, создававшиеся вроде бы "на случай", смогли обобщить и передать важные общечеловеческие чувства радости, ликования, торжества, которые не подвластны идеологическим регламентам.

Барыкина Лариса Владимировна

Барыкина Лариса Владимировна
Л.В.Барыкина – руководитель музыкально-литературного отдела Екатеринбурского гос. академ. театра оперы и балета, критик музыкального театра, автор более 100 публикаций в центральной, местной и зарубежной печати [Журналы "Балет", "Московский наблюдатель", "Урал", "Витта", " Ballet international / Tanz aktual"], буклетов к спектаклям театра оперы и балета, театров "Щелкунчик", " Провинциальные танцы", "Балет Е.Панфилова". Автор и ведущая телепрограмм СГТРК. Член жюри ряда международных и региональных театральных конкурсов и конкурсов артистов балета. Член Экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска" [1996-1997].