E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Новости

30 июн 2025

«Как поймать Крысолова» – новый мюзикл от нового творческого объединения

Молодое творческое объединение «kREC.er» представляет свой первый проект – аудиоспектакль «Как поймать Крысолова».

Представьте себе обычный такой сказочный мир. Телефонов и телевизоров нет. Зато есть автомобили. Вроде бы есть волшебство. Но даже оно бессильно против строгих родителей, готовых отдать свою дочь замуж в шестнадцать лет. В городах водятся крысы. А где есть крысы, там должны быть и Крысоловы.

Главная героиня – девушка Аля. Её любят все дети Города. Потому что она весёлая, отлично играет в футбол и всегда защищает от праведного гнева взрослых. А ещё она настоящая волшебница. Правда, сама об этом даже не подозревает. Продаёт шляпки в магазине своей мамы и даже не думает о том, чем бы она хотела заниматься на самом деле.

Так бы и текла размеренная жизнь Города, если бы не слухи о страшном Крысолове, который похищает детей. А тут как раз в гости к Але приезжает жених – по странному совпадению он тоже крысолов…

При создании мюзикла авторы вдохновлялись не только легендой о Крысолове. Изначально мюзикл назывался «Ходячий замок». Но, к сожалению, наследники автора Дианы Уинн Джонс не дали разрешение на использование идеи книги. От «Ходячего замка» остался магазин шляпок и, пожалуй, строгая мама главной героини.

Для записи аудиоспектакля объединились самые разные люди – студенты музыкального училища, театрального института, выпускники консерватории, артисты театра «Верона» и другие. Своё объединение мы назвали «kREC.er». В планах у нас уже есть новый большой проект, совсем не похожий на «Крысолова».

Над спектаклем работали:
Авторы:
Композитор, художественный руководитель – Екатерина Лобанова
Либретто – Надежда Овчинникова (в либретто включены стихи Екатерины Лобановой и Натальи Дашевской)
Режиссёр – Юлия Банных
В ролях:
Рассказчик – Никита Дидковский
Аля – Марина Сибирская
Вероника Сергеевна – Анна Денисова
Александр – Александр Шадрин
Жучок – Мария Злоказова
Матвей – Анна Петухова
Соня – Екатерина Лобанова
Лис – Игорь Кисляк
Лесная кошка – Наталья Цаплина
Музыканты:
Партия скрипки – Екатерина Панкратьева
Партия гитары – Дмитрий Моторин

Скоро можно будет послушать на всех музыкальных платформах.

Аудиоспектакль записан при поддержке Союза композиторов Свердловской области.

 

Подробнее: vk.com/art.kreker

15 июн 2025

Балерины Уральского хореографического колледжа исполняют музыку уральских композиторов!

Итоговый экзамен по фортепиано в Уральском хореографическом колледже в этом году запомнится не только самим студентам, но и преподавателям, и всем гостям, пришедшим 6 июня 2025 года в обычный  балетный зал в основном здании УХК на Циолковского, 59. Юные балерины в этот вечер не танцевали, но играли на рояле, причем весьма успешно. Но вместо привычных этюдов и сонат, как положено на любом экзамене, они представили публике неожиданно яркую программу, исполнив произведения уральских композиторов. В общей сложности прозвучала музыка пяти авторов: Андрея Бызова, Максима Баска, Евгения Перевалова, Ларисы Табачник, Анны Красильщиковой.

 

Мероприятие называлось по-спортивному интригующе — «7:0 в пользу музыки: уральские композиторы — детям», а полный зал слушателей обещал захватывающее зрелище, ведь собрались, практически, все учащиеся, их родители и преподаватели — «поболеть за своих»! Напряжение, свойственное экзаменационному дню, смешивалось с волнением от необычного формата выступления. Ведь будущие танцовщицы, чья жизнь посвящена преимущественно грации и пластике, в этот раз продемонстрировали свои музыкальные исполнительские способности в игре на рояле. Но не только. Перед исполнением каждого произведения студентки кратко, но содержательно рассказывали о жизни и творчестве уральских композиторов. Слушатели узнали интересные факты о Максиме Баске и Андрее Бызове, а также о других авторах, чьи сочинения вошли в программу этого экзамена-концерта. Этот необычный подход позволил не только оценить исполнительское фортепианное мастерство балерин, но и расширить кругозор аудитории, познакомив ее с наследием уральской композиторской школы.

 

Музыка Андрея Борисовича Бызова была представлена фортепианными прелюдиями в исполнении учащихся Софьи Виноградовой и Алисы Шабановой (преподаватель — Елена Никифоровна Лоскутова), а также пьесой «Прогулка под дождем» в исполнении фортепианного ансамбля Эвелины Поздняковой и Виктории Сировской (преподаватель — Светлана Евгеньевна Крыжановская).

 

Ученица Екатерины Юрьевны Денисовой Александра Гузеева со спортивным задором и подчерткуто акцентно-ритмично, что важно для балерин при движении на сцене, сыграла пьесу «Два зеленых огонька» Максима Андреевича Баска, фортепианная транскрипция которой была сделана специально для этого концерта Евгением Переваловым, учеником М. Баска в знак памяти об учителе, создававшем всю жизнь яркую музыку для детей.

 

Фортепианный цикл Евгения Викторовича Перевалова «Цветы мая», который уже прочно вошел в педагогический репертуар многих екатеринбургских музыкальных школ и детских школ искусств, часто исполняется на конкурсах, на этом вечере прозвучал со стихотворными эпиграфами к каждой пьесе, которые очень удачно были найдены в русской поэтической классике ведущей вечера — преподавателем Екатериной Юрьевной Денисовой. Ее ученицы сыграли фортепианный цикл Евгения Перевалова полностью: «Яблоню» — Виктория Минякова, «Черемуху» — Софья Трубина, а «Сирень» — Веста Анисимова.

 

Музыка Ларисы Наумовны Табачник, в настоящее время живущей в Израиле, по-прежнему продолжает звучать на уральской земле и очень нравится юным артистам — об этом думалось, слушая ее Прелюдию ля минор в исполнении учащейся колледжа Дарьи Рубцовой (преподаватель — Ольга Александровна Шутова).

 

А завершили фортепианную программу юные балерины, вновь свернув на танцевальную стезю, потому что, безусловно, именно исполнение танцевальной музыки для них более привычно, естественно — не только на сцене, но и на фортепиано. А потому этот «танцевальный» финал вечера стал настоящей кульминацией. Две пьесы Анны Геннадьевны Красильщиковой – «Менуэт» и «Школьный вальс» — прозвучали соответственно в исполнении Юлии Ушениной и Анастасии Казаковой (преподаватель — Ольга Юрьевна Перфильева).

 

В конце всех ждал настоящий сюрприз – по просьбе ведущей концерта со своими сочинениями выступили пришедшие на эту встречу уральские композиторы — Андрей Бызов и Евгений Перевалов. Три свои популярнейшие пьесы из музыки для детей исполнил Андрей Бызов: «Мой знакомый бультерьер», «Поезд на Голливуд» и «Танец». А Евгений Перевалов удивил публику спонтанно сложившейся импровизацией, где резкие квартовые звучания музыкальных сигналов на спортивных матчах сменяются вдохновенной лирической мелодией с элементами ностальгии, словно напоминая всем еще раз, что настала пора выпускных вечеров — волнительных и прекрасных.

 

Остается лишь добавить, что идея этого замечательного мероприятия принадлежит заведующей ПЦК «Фортепиано» Уральского хореографического колледжа, советнику директора УХК по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями, Почетному работнику общего образования РФ Денисовой Екатерине Юрьевне.

 

Выступление балерин стало ярким подтверждением многогранности талантов студентов Уральского хореографического колледжа, а также многообразия форм работы преподавателей с обучающимися в этом уважаемом учебном заведении. Этот эксперимент, несомненно, заслуживает повторения и может стать традицией, популяризирующей как уральскую композиторскую школу, так и таланты будущих звезд балета.

 

Оксана Марченко,

музыковед, член СК РФ и СКСО,

концертмейстер Уральского хореографического колледжа,

12.06.2025 г. 

 

1 июн 2025

Союз композиторов Свердловской области поздравляет Елену Николаевну Самарину с юбилеем

Сегодня, 1 июня 2026 года, свое 70-летие празднует композитор, лауреат всероссийский и международных конкурсов, член Союза композиторов России Елена Николаевна Самарина.

 

Елена Николаевна родилась 1 июня 1955 года в Курской области. В 1974 году окончила среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку при Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского по классу фортепиано (преподаватель Н. П. Холоденко), куда в этом же году поступила на факультет композиции в класс Л. Б. Никольской.

 

Дипломной работой Елены Николаевны стал Первый фортепианный концерт, исполненный в 1979 году в зале Свердловской филармонии самим автором и Уральским академическим филармоническим оркестром под руководством А. Чистякова. По окончании консерватории Е. Самарина стала преподавателем на кафедре теории музыки. В 1983 году Елена Николаевна проходила ассистентуру-стажировку в Институте имени Гнесиных в классе Н. И. Пейко.

 

С 1988 года Елена Николаевна Самарина является членом Союза композиторов. Значительное место среди ее сочинений занимают опусы для фортепиано и фортепианных ансамблей. Она нередко выступает в качестве пианиста со своими произведениями. В вокальных жанрах представлено фольклорное направление ее творчества. В Екатеринбургском академическом театре оперы и балета много лет с успехом шел ее балет для детей по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева».



Недавно в издательстве «Композитор Санкт-Петербург» вышел сборник «Глинка в 4, 6 и 8 рук. Диалоги для двух роялей», куда вошла Фантазия на тему «Попутной песни» Михаила Глинки для двух фортепиано в 6 рук авторства Елены Николаевны Самариной. Подробнее об издании: https://compozitor.spb.ru/catalog/ansambli-v-4-ruki/glinka-v-4-6-i-8-ruk-dialogi-dlya-dvukh-royaley/ 

 

Союз композиторов Свердловской области поздравляет Елену Николаевну с юбилеем и желает вдохновения, творческих успехов и новых музыкальных свершений!

21 мая 2025

Лаборатория-форум духовой музыки «INHALE-EXHALE». Прием заявок

Продолжается прием заявок композиторов на участие в I Международной лаборатории-форуме духовой музыки для композиторов и исполнителей «INHALE-EXHALE», реализуемой в рамках Второго Всероссийского духового форума в Екатеринбурге.

 

Сроки проведения — май – октябрь 2025 года.

 

Лаборатория пройдет в несколько этапов:

1. Прием заявок и отбор участников.

2. Дистанционная образовательная часть и работа над созданием новых сочинений для духового оркестра или ансамбля.

3. Очная часть: мастер-классы, семинары, лекции, творческие встречи от ведущих композиторов, музыковедов и исполнителей из России, стран СНГ и Европы.

4. Финал: концерты новой духовой музыки на площадке «КЦ «Урал» при участии Уральского государственного духового оркестра и приглашенных солистов.

 

«INHALE-EXHALE» станет уникальной площадкой для сотворчества трех групп: профессиональных композиторов, духовых оркестров и солистов-духовиков.

 

Организаторы проекта: АНО «Институт творческих инициатив» и Уральское отделение Гильдии молодых музыкантов «МолОт» Российского музыкального союза («УралМолОт»).

Партнеры: Культурный центр «Урал», СГОДНТ и Уральский государственный духовой оркестр, Академия исполнительских искусств в Братиславе (Словакия), Союз композиторов Свердловской области,

«Духовое общество имени Валерия Халилова», ЕДМШ № 12 имени С. С. Прокофьева.

 

Автор и руководитель проекта – Евгений Притужалов, композитор, дирижер Уральского государственного духового оркестра, руководитель Уральского отделения Гильдии молодых музыкантов «МолОт» Российского музыкального союза («УралМолОт»).

 

Подать заявку на участие можно на сайте до 25 мая (включительно).

Сайт: https://inhaleexhale-ru.webflow.io/

 

По материалам организаторов.

4 мая 2025

Памяти Шауката Амирова (1947–2023)

Выдающиеся исполнители влияют на судьбу композиторского творчества, а часто определяют и траекторию развития инструмента, устанавливая «планку» его выразительно-технических возможностей в данное время. Примеры в истории музыкальной культуры прошлого и настоящего, в том числе и те, что связаны со сферой исполнительства на народных инструментах, доказывают это. Особенно, когда вспоминается имя Шауката Сабировича Амирова (1947–2023) — выдающегося музыканта, педагога, профессора, преподавателя кафедр народных инструментов двух ведущих консерваторий — Уральской и Казанской, ректора Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского с 2004 по 2011 годы, Народного артиста Российской Федерации, лауреата Всесоюзного, Всероссийского и Международных конкурсов, Лауреата Премии Губернатора Свердловской области.

 

Исполнительская карьера Шауката Амирова, музыканта с мировым именем, своим искусством выдвинувшего балалайку как сольный инструмент на принципиально новый уровень, всегда развивалась в тесном сотрудничестве с современными композиторами. В преддверии приближающейся второй годовщины со дня смерти выдающегося музыканта (он ушел из жизни 4 мая 2023 года), всех состоявшихся концертов и регулярно проводящихся фестивалей в память о нем, всех слов благодарности, сказанных учениками, коллегами, друзьями, почитателями его таланта , а также оценивая масштаб его личности и творчества, возникла потребность вспомнить Шауката Сабировича Амирова на страницах сайта Союза композиторов.

 

«И сердце бьется с балалайкой в такт!..» — так называется книга музыковеда Ларисы Владимировны Вакарь, вышедшая в 2017 году к 70-летию Шауката Амирова. В этой ёмкой фразе — главная парадигма его личности, жизни и творчества. В истории сольного исполнительства на народных инструментах во второй половине XX века сложилась традиция, в рамках которой многие исполнители-виртуозы одновременно являются и композиторами, пишущими для своего инструмента. Такой фигурой был баянист-виртуоз Виктор Гридин (1943–1997), а в настоящее время эту традицию продолжают многие, в их числе Вячеслав Семенов (р. 1946 г.), профессор РАМ им. Гнесиных. Интересно, что Шаукат Амиров связан с этой линией авторов-исполнителей. Он неоднократно выступал с Виктором Гридиным и Государственным ансамблем «Россия», руководимом Людмилой Зыкиной. А с Вячеславом Семеновым в 1988 году играл в дуэте во время большого концертного турне по городам Франции.

 

Огромная часть творческого наследия Шауката Амирова на сегодняшний день зафиксирована в нотном тексте, в так называемых репертуарных сборниках, в течение продолжительного периода выходивших в серии «Из репертуара Шауката Амирова». В этих сборниках опубликованы исполнительские редакции произведений, входивших в концертные программы мастера, сделанные им обработки народных мелодий разных национальных культур. Автором этих исполнительских редакций и переложений является сам Шаукат Амиров. То, насколько эти материалы сегодня востребованы и популярны в современной концертно-исполнительской практике, насколько ярко и убедительно они звучат, не только доказывает их состоятельность для дальнейшей работы, но и характеризует собственный стиль Амирова — автора обработок, в которых проявляется столь узнаваемый почерк исполнителя-виртуоза балалайки.

 

Некоторые произведения были созданы не только в сотрудничестве с уральскими композиторами, но и в соавторстве с ними. Такова, например, мелодия, являющаяся в настоящее время «хитом» концертно-конкурсного репертуара у современных исполнителей-народников — обработка татарской народной песни «Апипа» Шауката Амирова — Андрея Бызова, первым исполнителем которой стал Шаукат Амиров. А созданная Андреем Бызовым в 1977 году «Ваталинка» для домры или балалайки и фортепиано, также имеет исполнительскую редакцию Шауката Амирова. О произведениях Андрея Борисовича Бызова, друга и коллеги Шауката Амирова на протяжении всей жизни, еще пойдет речь. Здесь же необходимо сказать о более ранних по времени появления опусах, созданных уральскими композиторами в сотрудничестве с мастером.

 

Как указывает в книге о Шаукате Амирове музыковед Л. Вакарь, планомерное его сотрудничество с уральскими композиторами начинается в 1980-е годы. Среди авторов — челябинский композитор Владимир Веккер (1947–2018). Сотрудничество с ним началось в середине 1970-х годов в Челябинском государственном институте культуры, куда по окончании ассистентуры-стажировки в Уральской консерватории Шауката Амирова приглашают преподавать на кафедре народных инструментов. По мнению исследователей, в своем Концерте для балалайки с оркестром русских народных инструментов (1979 г.) В. Веккер в расчете на исполнительское мастерство и художественные поиски Ш. Амирова применил новые для балалайки технологические приемы — например, «привнес кое-что из гитарного арсенала, а также написал вариацию на флажолетах (по аналогии со скрипичными концертными пьесами), в третьей части концерта придумал широкие, как бы рахманиновские фактурные аккорды — они хорошо подходили для широкой, как у Амирова, руки». Концерт посвящен Шаукату Амирову, который стал его первым исполнителем. В этот же период создана Соната для балалайки и фортепиано, впервые исполненная Ш. Амировым.

 

В середине 1970-х годов началось сотрудничество с композитором Рафаилом Бакировым. Именно его Фантазию на две татарские темы Шаукат Амиров исполнил вместе коллегой-баянистом С. Зиновьевым, выступая в 1974 году на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, жюри которого возглавлял легендарный Утесов. Исполненная Фантазия, которая принесла звание лауреатов II премии среди 80 участников, посвящена Рафаилом Бакировым Шаукату Амирову. Бакиров — композитор-баянист, и, создавая это произведение для балалайки и баяна, он консультировался с балалаечником Амировым по всем штрихам и специфическим особенностям исполнительства на данном инструменте. Рафаил Бакиров (1946–2021) — Заслуженный деятель искусств России и Республики Татарстан, композитор, профессор, преподаватель кафедры народных инструментов Магнитогорской государственной консерватории, автор 20 концертов-фантазий, крупных сочинений для оркестра, множества камерных инструментальных и вокальных сочинений, неоднократно создавал сочинения для Шауката Амирова, первым исполнителем которых он и был. Помимо ранней Фантазии на две татарские темы Р. Бакиров посвятил Ш. Амирову произведения на основе татарского фольклора «Туган тель», «Су буйлап», «Частушка» («Такмаклар»), «Плясовая», «Татарский триптих», «Элегия».

 

Родившийся в Пермском крае композитор Евгений Кичанов (1926–1981), выпускник Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского по классу композиции Б. Д. Гибалина, В. Н. Трамбицкого, Н. М. Хлопкова, который до конца жизни преподавал в Березниковском музыкальном училище — еще одно имя в репертуарном списке Шауката Амирова. Концерт для балалайки с оркестром Е. Кичанова (сочинение 1971 г.) перешел к нему «по наследству» из репертуара Евгения Григорьевича Блинова, профессора, ректора Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, в классе которого Шаукат Сабирович учился в студенческие годы и в ассистентуре-стажировке УГК. Примечательно, что Евгений Кичанов писал свой концерт в сотрудничестве с Евгением Блиновым, исполнительские советы и консультации которого были таковы, что биографы указывают, что данный концерт «написан совместно с балалаечником Е. Блиновым». Та же ситуация творческого сотрудничества композитора с исполнителем-виртуозом, тонким артистом и глубоким знатоком балалайки!

 

И еще целый ряд произведений из репертуара Евгения Григорьевича Блинова, созданных уральскими композиторами в расчете на его исполнительское мастерство, перешли в репертуарный список профессора, народного артиста РФ Ш. С. Амирова. Так, например, Соната для балалайки и фортепиано Николая Михайловича Пузея (1915–2000), написанная им в 1965 году в содружестве с Е. Г. Блиновым и имеющая его исполнительскую редакцию, также затем вошла в концертные программы Ш. С. Амирова. Сегодня с репертуарным списком Шауката Сабировича Амирова можно познакомиться на страницах книги Ларисы Владимировны Вакарь (всего – свыше 100 наименований!), как и с подробным списком фондовых записей, CD, DVD выдающегося артиста, сделанных в разные годы с разными коллективами и соло (всего около 70 единиц).

 

Масштаб творческой личности Шауката Сабировича Амирова настолько велик и значителен, что вряд ли стоит связывать его влияние на композиторское творчество с «отдельно взятым» регионом. Будучи ярким музыкантом, артистом, виртуозом исполнительского искусства игры на балалайке уже со студенческих лет, а затем на протяжении почти полувека, он, безусловно, определял некий «потолок», предельный уровень раскрытия ее художественно-творческих и технических возможностей для современных композиторов, пишущих для данного инструмента. Поэтому помимо имен уральских авторов необходимо назвать ряд других имен. Например, Валерия Петровича Минцева (1946–2022), ставропольского балалаечника и в то же время автора многочисленных часто исполняемых концертных пьес и обработок. Созданная им Фантазия на темы песен Евгения Родыгина написана специально для Шауката Амирова.

 

Источниковедческий аспект данной статьи лишний раз подчеркивает, сколь огромно наследие Шауката Амирова. Дань памяти о великом музыканте требует от нас постоянного обращения к этому наследию. Отрадно отметить, что концертные организации Екатеринбурга, Свердловской области, соседних регионов и республик (Республики Татарстан) ведут эту работу вместе с теми, без кого она была бы невозможна и кого можно назвать подвижниками в деле сохранения и увековечения памяти о профессоре, учителе, исследователе, аранжировщике — Маэстро балалайки Шаукате Амирове. По инициативе и при огромной подготовке мероприятия на всех уровнях Людмилой Александровной Амировой, вдовой артиста, а также при участии учеников, коллег, всех принадлежащих к кругу почитателей его таланта 21 марта 2025 года в Городском Доме музыки состоялся концерт «Балалайка и оркестр», в котором приняли участие камерный оркестр «B-A-C-H» (дирижер — Николай Усенко) и солисты-ученики Шауката Амирова — Артур Гатиятуллин (балалайка) и Алексей Степанов (балалайка).

 

В яркой, продуманно составленной программе концерта «Балалайка и оркестр», ведущей которого стала музыковед, член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области, Лауреат Премии Губернатора Свердловской области Ирина Витальевна Винкевич, сочинения из репертуара Шауката Амирова звучали рядом с произведениями  уральских авторов — Андрея Бызова и Ларисы Табачник, а также с сочинениями отечественных композиторов-классиков — П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова и современных композиторов — Михаила Броннера и Ефрема Подгайца, выдающимся интерпретатором инструментальных сочинений которых был Шаукат Амиров.

 

Во вступительном слове ведущая заметила, что «будет звучать музыка, в которую вложена частичка души Шауката Сабировича Амирова, будет звучать его любимый инструмент, а, значит, его дело продолжается, и это будет, действительно, чудесный вечер, посвященный памяти замечательного человека, талантливого педагога и блистательного артиста».

 

На вечере в Доме музыки, действительно, звучала балалайка, голос которой раньше восхищал всех на концертах Шауката Амирова. Сейчас этот инструмент с редким по красоте тембром работы мастера Семена Налимова, русского «Страдивари балалайки» — в руках ученика Шауката Сабировича Артура Гатиятуллина, лауреата Всероссийских и Международных конкурсов, артиста Свердловской детской филармонии, солиста ансамбля «13 струн», преподавателя Свердловской средней специальной музыкальной школы (колледжа) при Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. В его исполнении прозвучала часть инструментального концерта Михаила Броннера «Время прощать», «Ша, штил» — всемирно известный опус уральского композитора Андрея Бызова, и «Кольцо души-девицы» Александра Шалова — пьеса, которая придавала всегда такую душевность концертным программам Шауката Амирова! Он исполнял ее с тонким чувством и со своей особой интонацией, неизменно посвящая Людмиле Александровне Амировой, доброму гению, ангелу-хранителю своего творчества…

 

Очень важно, что на фестивалях в честь Шауката Амирова и концертах, посвященных его памяти, проходят премьеры самых значительных сочинений. Ведь столько слов еще необходимо сказать об этом человеке, артисте, музыканте, который, по точному выражению музыковеда Марины Принц, постоянной ведущей проектов, связанных с его наследием, словно «спустился к нам из Созвездия балалайки, чтобы показать, на что способен этот великий русский инструмент». Поэтому снова и снова появляются сочинения, посвященные памяти Шауката Амирова. Мировая премьера «Молитвы» Андрея Борисовича Бызова для балалайки и камерного оркестра состоялась 21 марта 2025 года на сцене Городского Дома музыки. Солировал Алексей Степанов — лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, преподаватель Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, солист ансамбля «Урал». «Молитва» Андрея Бызова — это одно из великих посвящений. В нем простота песенной, почти разговорной интонации, чем-то напоминающей знаменитое «Опустела без тебя Земля» (и эта ассоциация очень уместна), в сочетании с торжественностью хоровых молитвенных фонов, идущих у струнного оркестра, как в «Арии» Иоганна Себастьяна Баха из оркестровой сюиты Ре мажор. Последняя простота! И «белая» тональность ля минор, ее прощальная символика. Сочинение, в котором соединилось все: задушевные интонации песни, беседы, речи, берущий за душу плач (интонации балалайки-соло), и идущая от духовной музыки торжественность тянущихся хоровых фонов.

 

Сосредоточенно-внимательная атмосфера, душевное единение всех присутствующих в зале сами по себе стали той необходимой и единственно возможной обстановкой для звучания «Молитвы», которая позволит запомнить этот концерт навсегда. Как и Шауката Амирова, удивительного музыканта, который все свое время посвятил любимому инструменту, искусству музыки и, по точному слову ведущей концерта, «несмотря на то, что его уже два года нет, ощущается, что он по-прежнему с нами — в тех воспоминаниях о жизни, в тех душевных разговорах, где он незримо присутствует».

 

Оксана Марченко, музыковед, член СК РФ и СКСО

29.04.2025 г.

29 мар 2025

Союз композиторов Свердловской области поздравляет Ларису Владимировну Вакарь с юбилеем

Сегодня, 29 марта 2025 года, свое 60-летие празднует Лариса Владимировна Вакарь — Заместитель Министра культуры Свердловской области, музыковед, член Союза композиторов России и Союза театральных деятелей России.



Лариса Владимировна родилась 29 марта 1965 года в Риге (Латвия). После успешного завершения учебы в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского в 1992 году, где она изучала историю и теорию музыки в классе Е. А. Рубахи, Лариса Вакарь погрузилась в мир радио и телевидения. С 1992 по 2004 год она работала редактором радио в творческом объединении «Художественное вещание» Свердловской государственной телерадиокомпании, где создала более 460 авторских передач. С 2005 года её талант раскрылся на общественном телеканале «СОЮЗ», где она записала свыше 60 выпусков еженедельной передачи «Музыка. Время. Человек». Как радио- и тележурналист, музыковед и музыкально-театральный критик Лариса Вакарь работала на значимых культурных мероприятиях Екатеринбурга, Свердловской области и России.

 

С 1999 года Л. В. Вакарь преподавала в Уральской государственной консерватории, где делилась своими знаниями с будущими музыковедами и звукорежиссерами, разрабатывая специальные курсы для них. Также Лариса Владимировна является автором сценария, режиссером и музыкальным редактором документального фильма «Путь к Парнасу» к 75-летию Уральской консерватории (2009).

 

С 2004 по 2006 год она работала в Свердловском государственном театре музыкальной комедии, где осуществила множество международных проектов, включая совместные программы с театрами из Америки и Венгрии. Важно отметить, что при ее участии был подготовлен I Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла имени В. А. Курочкина (2006), который стал традиционным.

 

С 2006 года Л. В. Вакарь работала главным специалистом Управления культуры Администрации города Екатеринбурга, а в 2020 году стала начальником отдела профессионального искусства и художественного образования Министерства культуры Свердловской области, где курировала среднее профессиональное и дополнительное образование детей в сфере культуры, театрально-концертную деятельность, кинопроизводство и кинопоказ, взаимодействие с творческими союзами и деятелями культуры, волонтерство и развитие международных контактов.

 

31 октября 2024 года Указом Губернатора Свердловской области Лариса Владимировна Вакарь была назначена на должность Заместителя Министра культуры Свердловской области.

 

Союз композиторов Свердловской области поздравляет Ларису Владимировну с юбилеем и желает вдохновения, успехов и новых профессиональных свершений!

16 фев 2025

100 лет со дня рождения композитора Евгения Родыгина

Сегодня, 16 февраля 2025 года, исполняется 100 лет со дня рождения композитора Евгения Родыгина.

 

Евгений Павлович Родыгин — один из самых знаменитых уральских композиторов, фронтовик, народный артист РФ, почетный гражданин Свердловской области и Екатеринбурга, автор популярных песен «Уральская рябинушка», «Едут новоселы», «Белым снегом», «Куда бежишь, тропинка, милая» и «Свердловский вальс».

 

Автор более 200 песен, известная часть которых получила всенародное признание, автор произведений для музыкального театра и кинематографа, Евгений Павлович имел славное, героическое военное прошлое, что нашло отражение в его личностной и творческой судьбе и, безусловно, в истории его главного жанра — песни.

 

9 фев 2025

УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ КОМПОЗИТОР ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ГОРЯЧИХ

С прискорбием сообщаем, что 6 февраля 2025 года на 96-м году жизни скончался известный уральский композитор Владимир Иванович Горячих.

 

Владимир Иванович Горячих — известный композитор-песенник Урала, лауреат премии им. Соловьева-Седого, лауреат премии имени Дмитрия Шостаковича, заслуженный деятель искусств России, легендарный руководитель Уральского Академического русского народного хора.

 

Горизонты его художественных исканий простираются от симфонических и крупных хоровых произведений до миниатюр и музыки для детей и юношества. Но все же главный его жанр — песня, причем песня, близкая к фольклору.

 

Владимир Иванович Горячих родился 14 апреля 1929 года в Перми. Первые композиторские опыты В. И. Горячих относятся ко времени учебы в Пермской музыкальной школе по классу фортепиано (преп. И. П. Гладкова). В 1948–1953 гг. обучался в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского в классе композиции Г. Н. Белоглазова.

 

Значительную роль в формировании композитора сыграло изучение народного творчества в фольклорных экспедициях по Уралу и общение с известным музыковедом-фольклористом Л. Л. Христиансеном.

 

По окончании консерватории В. И. Горячих вернулся в Пермь и начал работу в Доме народного творчества, создал Прикамский народных хор Дворца культуры имени Я. М. Свердлова.

 

В 1962 году Владимир Иванович был приглашен в Уральский народный хор, художественным руководителем и дирижером которого он проработал 22 года. Более 20 лет он определял вектор творческого развития хора. Сторонник музыки искренней, музыки чувств, он старался формировать репертуар так, чтобы песня, танец, оркестровая мелодия без хитросплетений и наслоений доходили до каждого. Время, когда В. И. Горячих руководил Уральским народным хором, пожалуй, самое гастрольное за всю историю хора.

 

В 1966 году в Народном театре балета Дворца культуры Уралвагонзавода был поставлен балет-сказ «Уральские самоцветы‎» на музыку В. И. Горячих (либретто и постановка В. Белобородова, дирижер Э. Ревинзон).

 

Музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР Жанна Абрамовна Сокольская говорила о Владимире Ивановиче: «По складу своего дарования Горячих — художник-лирик, сказочник, приверженец реалистического отражения мира, дорожащий возможностью воспевать земные радости, любовь, юмор, шутку, воспевающий романтическую устремленность и светлую мечту‎».

 

В. И. Горячих многие годы являлся председателем областной комиссии по народным хорам при Свердловском хоровом обществе (а затем при Музыкальном обществе Свердловской области), был членом фольклорной комиссии при Союзе композиторов РСФСР. В 1978 году он создал отделение народного хора в Свердловском культурно-просветительском училище, в 1984 году — отделение народных хоров при кафедре хорового дирижирования Уральской консерватории; в 1988 году — организует ансамбль русской народной песни при филиале фирмы «АРС‎», в 1994 году — детский ансамбль песни и танца «Колокольчик» при екатеринбургской музыкальной школе № 6.

 

Песни композитора Владимира Ивановича Горячих до сих пор входят в репертуар ведущих академических народных хоров России (хор имени М. Пятницкого, Уральский и Оренбургский народные хоры) и многих самодеятельных коллективов Урала. Владимир Иванович написал музыку к спектаклям драматических театров Москвы, Свердловска (Екатеринбурга), Перми, Кирова, Магнитогорска, Березников, а также к моноспектаклю В. Рецептера «Гамлет‎» по трагедии В. Шекспира. Авторские вечера композитора проходили в концертных залах Екатеринбурга, Челябинска, Москвы. В 2023 году его «Песня о Екатеринбурге‎» заняла 1-е место в конкурсе на лучшую песню, посвященную 280-летию города.

 

«Удивительный и талантливый композитор, признанный мастер и опытный педагог. Многие известные артисты считают Владимира Ивановича своим учителем, определившим их творческий успех. Особенно ценен его вклад в развитие хорового искусства на Урале. Более 70 лет своей жизни он посвятил музыкальному творчеству, и сегодня Владимир Иванович Горячих — знаковая фигура в истории уральской музыки‎», — поделился воспоминаниями о композиторе Александр Александрович Пантыкин, председатель Союза композиторов Свердловской области.

 

Союз композиторов Свердловской области выражает искренние соболезнования семье, друзьям, коллегам, ученикам и всем, кто знал Владимира Ивановича Горячих. Владимир Иванович навсегда останется в нашей памяти как композитор, тонкий художник, чье творчество объединяет людей и дарит вдохновение. Его музыка будет жить, звучать и трогать сердца еще многие поколения.

 

Прощание с Владимиром Ивановичем состоится в среду 12 февраля в 12:00 в Храме Серафима Саровского по адресу Екатеринбург, ул. Ясная, 3.

19 янв 2025

Очередное отчетное собрание Союза композиторов Свердловской области

17 января 2025 года состоялось очередное отчетное собрание Союза композиторов Свердловской области.

По традиции собрание открыл председатель РОО СКСО Александр Пантыкин. Композитор поприветствовал всех собравшихся, а затем выступил с ежегодным отчетом о мероприятиях, которые составили неповторимый творческий облик 2024 года.

 

В самом начале собрания все члены Союза — композиторы и музыковеды — минутой молчания почтили память скоропостижно ушедшего из жизни в июле 2024 года композитора Максима Баска (1951–2024).

 

Отчет председателя РОО СКСО продемонстрировал огромный потенциал уральской композиторской организации, реализованный в 2024 году во многих успешных проектах, книгах, изданиях, концертах, творческих акциях и заслуженных наградах.

 

Делимся некоторыми событиями 2024 года по отдельным направлениям.

 


 

1. Исполнение музыки уральских композиторов в концертах и на фестиваля.

14 февраля 2024 года — Концерт «Произведения композиторов — выпускников десятилетки разных лет» в Большом зале Уральской специальной музыкальной школы (колледжа), где прозвучали произведения композиторов Алексея Муравлева, Вадим Бибергана, Владислава Казенина, Владислава Забегина, Сергея Сиротина, Анатолия Нименского, Максима Баска, Елены Самариной, Валентина Барыкина, Диниса Курбанова и Андрея Артемова.

 

30 марта 2024 года — I Концерт-фестиваль музыки уральских композиторов «Малахитовая фантазия» в Креативном кластере «Л52», где прозвучали произведения композиторов Маркиана Фролова, Николая Бакалейникова, Владислава Казенина, Евгения Родыгина, Андрея Бызова, Олега Киселева, Евгения Щекалева и Александра Пантыкина.

 

10 апреля 2024 года — Концерт из произведений уральских композиторов в Большом зале Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского в рамках IX Фестиваля современной музыки, где прозвучали произведения композиторов Владимира Кобекина, Алана Кузьмина, Игоря Забегина, Андрея Бызова и Сергея Сиротина.

 


 

2. Авторские концерты уральских композиторов.

2 апреля 2024 года — Авторский концерт композитора Андрея Бызова в Большом зале Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского.

 

15 апреля 2024 года — Концерт камерной музыки композитора Семена Лошакова «Три и рояль» в Большом концертном зале И. З. Маклецкого Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского.

 

17 апреля 2024 года — Концертная программа «Любимые песни», посвященная 95-летию композитора Владимира Горячих, в Концертном зале имени М. В. Лаврова Уральского центра народного искусства имени Е. П. Родыгина.

 

22 апреля 2024 года — Концерт, посвященный 95-летию композитора Владимира Горячих, в Большом концертном зале И. З. Маклецкого Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского.

 

12 мая 2024 года — Юбилейный концерт композитора Татьяны Якушевой «Сочинение на свободную тему» в Малом концертном зале В. И. Турченко Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского.

 

11 ноября 2024 года — Симфония № 5 «Лист» в переложении для двух фортепиано композитора Алана Кузьмина была исполнена в концерте камерной музыки в Челябинской филармонии.

 

12 ноября 2024 года — Концерт «Хармс Оратория» в Доме музыке в Екатеринбурге. В концерте была исполнена музыка композитора Александра Жемчужникова.

 

24 ноября 2024 года — Концерт «Юбилей Адольфа Сакса» в Доме музыки в Екатеринбурге. В исполнении камерного оркестра «B-A-C-H» и саксофониста Алексея Захарова прозвучала музыка композиторов Владимира Кобекина и Анастасии Беспаловой.

 


 

3. Премьеры произведений уральских композиторов.

3.1. Камерно-инструментальная музыка.

12 марта 2024 года — Премьера квинтеттино для флейты, скрипки, альта, виолончели и фортепиано «Байки» композитора Андрея Артемова в Доме Гоголя в Москве в рамках проекта «Музыкальные светотени».

 

1 октября 2024 года — Премьера сочинения для кларнета соло El cant de la Sibilla («Сивиллина песня») композитора Диниса Курбанова в органном зале Тюменской филармонии. Пьеса создана в рамках программы композиторских заказов «Ноты и квоты» Союза композиторов России.

 

3.2. Сочинения для камерного оркестра.

27 октября 2024 года — Премьера пьесы для камерного оркестра «Старый замок (Fantasma spettrale)» композитора Константина Комольцева на концерте-закрытии VIII Международного фестиваля современной музыки «Картинки с выставки».

 

3.3. Сочинения для хора.

20 мая 2024 года — Премьера сочинения композитора Вячеслава Зуева «Аллилуйя» для хора и органа в Оружейной палате Московского кремля в концерте «Пасхальная радость» из цикла «Пасхальные встречи в Кремле». В концерте также прозвучала часть Хорового концерта на текст Псалтири Преподобного Ефрема Сирина «Судный день» композитора Вячеслава Зуева.

 

3.4. Балет.

7 декабря 2024 года — Премьера мистического балета композитора Евгения Притужалова «Илья Муромец и перо Жар-птицы» в театре «Царыцынская опера» (Волгоград).

 


 

В 2024 году ярко развернулась работа Молодежной секции Союза. Здесь целый калейдоскоп событий, акций, концертов, творческих встреч, который говорит о преемственности поколений и активной позиции молодежи.

 


 

4. Молодежная секция.

22 марта 2024 года — Лаборатория-концерт Московского Ансамбля Современной Музыки «МАСМ в МАССЫ 2.0.» в Союзе композиторов Свердловской области.

 

2 мая 2024 года — Композитор Константин Комольцев стал финалистом IV лаборатории мюзикла «Резиденция ТТ» Пермского академического Театра-Театра.

 

6 мая 2024 года — Творческая встреча с композитором Иваном Коловановым в конференц-зале Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского. В рамках встречи прошли авторский показ камерной и симфонической музыки и презентация нотных материалов.

 

29 октября 2024 года — Дело молодых. Концерт Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ) в Большом зале Уральской специальной музыкальной школы (колледжа). В концерте было исполнено сочинение композитора Романа Цыпышева «Размышленьице» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.

 

14 ноября 2024 года — Творческая встреча с композитором Динисом Курбановым в Библиотеке имени В. Г. Белинского.

 

17-18 декабря 2024 года — Форум молодых композиторов и музыковедов Уральского отделения Международной гильдии молодых музыкантов «МолОт» Российского музыкального союза, с участием молодых коллег из Братиславы (Словакия).

 


 

Особо отметим, что музыка уральских композиторов прозвучала на ведущих сценах России.

 


 

5. Исполнение сочинений уральских композиторов на ведущих сценах России.

27 августа 2024 года — Концерт «С Днем рождения, Маэстро!», посвященный 60-летию дирижера Алексея Доркина, в Большом зале Свердловской филармонии. В концерте были исполнены сочинения композиторов Андрея Бызова, Диниса Курбанова, Александра Жемчужникова, Антона Леонтьева.

 

14 сентября 2024 года — Два сочинения композитора Диниса Курбанова — Симфония «Из глубин памяти...» (к 80-летию Хатынской трагедии) и концертная пьеса «Вальс-Трезвон» (к 185-летию со дня рождения М. П. Мусоргского) — прозвучали в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в рамках второго этапа III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» в номинациях «Симфоническое произведение крупной формы» и «Симфоническое произведение малой формы». Сочинения исполнил Московский государственный академический симфонический оркестр. Художественный руководитель — Иван Никифорчин. Дирижер — Народный артист Кабардино-Балкарской Республики Михаил Голиков.

 

10 ноября 2024 года — На сцене Рахманиновского зала Московской консерватории в заключительном гала-концерте Всероссийского профессионального конкурса-фестиваля современных композиторов и поэтов на создание песен для детей «Мелодия детства» прозвучали песни композитора Вячеслава Зуева «Одна Земля на всех» и «Страна, где живет любовь» на стихи Ирины Зуевой.

 


 

Композиторы РОО СКСО по итогам 2024 года были отмечены многими наградами и званиями.

 


 

6. Награды и звания.

Февраль 2024 года — Композитор Андрей Артемов получил II премию в номинации «Струнный квартет» X Международного конкурса молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера.

 

26 февраля 2024 года — Композитор Анна Красильщикова завоевала гран-при I Всероссийского конкурса композиторов «Академия симфонической музыки. Композиторы детям» на премию губернатора Челябинской области с произведением «След волка» по мотивам повести Джека Лондона «Белый клык».

 

Апрель 2024 года — Композитор Иван Колованов стал лауреатом I премии Фестиваля-конкурса композиторского искусства «Теория струн» в номинации «Инструментальная музыка; сочинение для оркестра; малая форма».

 

Май 2024 года — Композитор Максим Басок стал лауреатом II степени VIII Международного конкурса композиторов на создание произведений для хора «Молодая классика» в номинации «Сочинение для однородного хора» за сочинение «По грибы» на слова Ольги Беляевской.

 

Ноябрь 2024 года — Композитор Евгений Перевалов стал лауреатом III степени XI Международного конкурса композиторов и аранжировщиков имени И. О. Дунаевского в номинации «Камерные вокальные сочинения. Вокальный цикл».

 


 

Музыковеды РОО СКСО в 2024 году сделали творческую жизнь Союза яркой и разнообразной.

 


 

7. Музыковеды.

26 февраля 2024 года — Лекция музыковеда Ларисы Барыкиной «35 лет современного танца в России. Имена и события, история и перспективы» в рамках проекта «Танцуем Пушкина в Архангельском театре драмы имени М. В. Ломоносова.

 

Март 2024 года — Издание книги «Свадебный обряд Урала и Приуралья в записях Л. Л. Христиансена», отредактированной и прокомментированной музыковедом Татьяной Калужниковой.

 

Март 2024 года — Издание сборника методических материалов музыкально-исторических чтений, посвященных 300-летию Екатеринбурга. В сборнике представлена статья музыковеда Наталии Иванчук «Вспоминая выдающихся мастеров уральской композиторской школы».

 

16 октября 2024 года — Музыковед Ирина Винкевич приняла участие с докладом «Из истории художественного образования Екатеринбурга. Д. П. Соломирский: меценат, зажегший “прекрасный очаг”» в Всероссийской научно-практической онлайн конференции «Посвящение русской музыке», которая состоялась в конференц-зале Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского.

 

Декабрь 2024 года — Музыковед Борис Бородин выступил на III Международной конференции «Научные чтения в Уральской консерватории» (к 90-летию вуза) с докладом «Идеи Ферруччо Бузони в музыкальном искусстве рубежа XX–XXI веков».

 

Декабрь 2024 года — Музыковед Оксана Марченко осуществила руководство детско-юношескими проектами учащихся ЕДШИ № 11 имени Е. Ф. Светланова, в рамках которых впервые была подготовлена исследовательская работа в формате электронной презентации, посвященная киномузыке уральского композитора Арсения Поповича (1942–2018).

 

7 декабря 2024 года — Всероссийские Фроловские педагогические чтения «Наша история» в Детской музыкальной школе № 1 имени М. П. Фролова. С докладом «Из истории художественного образования Екатеринбурга» выступила музыковед Ирина Винкевич.

 


 

Первое в новом 2025 году прошло в теплой дружеской атмосфере общей заинтересованности, обсуждения существующих проблем, задач и перспектив.

 

Музыковед Ирина Винкевич подняла актуальную тему публикации книги, подготовленной С. М. Фроловой. Композитор Александр Жемчужников высказал пожелание о том, чтобы музыка уральских композиторов звучала не только благодаря усилиям самих авторов, но и в прежних форматах ежегодных фестивалей уральской музыки.

 

Вручение членского билета композитору Антону Леонтьеву. На фото: председатель РОО СКСО Александр Пантыкин и композитор Антон Леонтьев

Также на собрании председатель РОО СКСО Александр Пантыкин вручил членский билет организации композитору Антону Леонтьеву.

 
 

Текст и выборка из отчета: Оксана Марченко, музыковед, член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области, заведующая теоретическим отделом ЕДШИ № 11 имени Е. Ф. Светланова, концертмейстер Уральского хореографического колледжа

 

Редакция и верстка: Наталья Зверева, ответственный секретарь Союза композиторов Свердловской области

29 окт 2024

ПАМЯТИ МАКСИМА АНДРЕЕВИЧА БАСКА

Творческая встреча, посвященная памяти Максима Андреевича Баска, композитора, профессора, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации состоялась в Уральской государственной консерватории 26 октября 2024 года, в день рождения композитора. Встреча была подготовлена членами кафедры теории музыки УГК и проведена по линии студенческого научно-творческого общества. Студенты-музыковеды и композиторы с интересом услышали подробный рассказ о жизни и творческой деятельности Максима Андреевича, подготовленный старшим преподавателем кафедры теории музыки УГК Александром Александровичем Ермаковым, кандидатом искусствоведения, учеником М. А. Баска, защитившим диссертацию под его руководством и долгое время общавшимся с ним. В процессе повествования на видео экране демонстрировались многие фотографии из семейного архива – и те, что уже публиковались, и те, что совсем не известны широкой публике. С них смотрел молодой М. Басок – студент композиторского факультета УГК, затем преподаватель, член ГЭК УГК, композитор на концертной эстраде – и в роли исполнителя, и в роли ведущего, и убеленный сединами профессор, но все с тем же неизменным проницательным и озорным взглядом живого интереса ко всему новому, талантливому, глубокому и интересному.

 

Максим Андреевич Басок – профессор Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области, заслуженный деятель искусств России, лауреат международных конкурсов. Преподавательскую деятельность в Уральской консерватории Максим Андреевич начал еще будучи студентом, и она продолжалась свыше 50 лет. Всех учеников М. А. Баска невозможно перечислить. Через класс полифонии М. Баска прошли все студенты кафедры композиции, теории музыки и специального фортепиано УГК.

 

С воспоминаниями о мастере выступили ученик М. Баска по музыкальной десятилетке композитор Евгений Викторович Перевалов, композитор, профессор кафедры народных инструментов УГК, Заслуженный деятель искусств РФ Андрей Борисович Бызов, музыковеды, члены кафедры теории музыки УГК – кандидат искусствоведения, профессор Марина Викторовна Городилова, кандидат искусствоведения, профессор Людмила Константиновна Шабалина, доктор искусствоведения, профессор Алла Германовна Коробова, доктор искусствоведения, профессор Татьяна Ивановна Калужникова, член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области Оксана Геннадьевна Марченко, студентка и аспирантка М. Баска Анастасия Пыжьянова, студент 2 курса кафедры композиции УГК Артур Олмасов. Все выступавшие отмечали высочайшую культуру Максима Андреевича, широту кругозора, уникальные знания, которыми он щедро делился в общении. И сейчас этот вакуум – жизненный, творческий, человеческий – невозможно ничем заполнить. Встреча, посвященная памяти Максима Андреевича Баска, проходила в читальном зале консерватории – в окружении книг, что символично. Он по-особому любил их с детства и всю жизнь, читал много и делился своими глубокими знаниями со своими учениками и собеседниками. Был интересным автором вокальной и хоровой музыки на тексты разных авторов, перечисление и изучение которых может стать темой отдельного исследования. В разное время в своих сочинениях Максим Андреевич обращался к выдающимся образцам русской поэзии, воплощая в музыке поэтические тексты К. Батюшкова, А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой, Б. Пастернака, Н. Рубцова, Н. Клюева, А. Кушнера и многих других авторов, принадлежащих к элите русской словесности.

 

В программе вечера был создан полномасштабный портрет Максима Баска-композитора, поскольку прозвучали произведения, практически, всех жанров, в которых он работал. Были уникальные фрагменты, например, запись премьеры Фортепианного концерта – дипломной композиторской работы М. Баска в исполнении Симфонического оркестра Свердловской филармонии под управлением Александра Фридлендера и выпускника фортепианного факультета Уральской консерватории Бориса Бородина. Ныне Борис Борисович Бородин – заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, профессор, доктор искусствоведения, автор либретто ко многим театральным сочинениям М. А. Баска, а также очерков, статей, научных работ о творчестве композитора, с которым его связывали долгие годы дружбы.

 

Фортепианный концерт, созданный в 1975 году, к слову, представил всем собравшимся не совсем привычную картину с точки зрения ее соотношения со стилем более поздних произведений композитора: здесь и сонористика, и повышенно диссонантная мелодика, и эксперименты с ритмом – все, что характерно для музыки 20 века. Но узнаются и излюбленные М. Баском мажоро-минорные гармонические детали – то, что будет отличать и другие его сочинения в более поздние периоды, в том числе и детскую музыку. Замечательной иллюстрацией к рассказу о детской музыке Максима Андреевича Баска стала «Колыбельная Дениса» из мюзикла «Денискины рассказы» по В. Драгунскому (автор либретто – Борис Бородин). У композитора был талант создавать лирически проникновенные мелодии, которые сразу становились шлягерами в каждом из сочинений более крупного масштаба (детских операх, мюзиклах, хоровых циклах). Серьезной и новой сферой творчества Максима Баска в 2000-е годы стала духовная музыка. На встрече прозвучало песнопение «Да исправится молитва моя, Господи» из цикла «Песнопения и молитвы» (2009), а также кантата «Рождественская звезда» на стихи Б. Пастернака для смешанного хора в сопровождении органа.  Яркой сферой в течение всей творческой биографии Максима Андреевича Баска был театр. Он руководил Театром «Слоненок», созданным на базе Детского дома в городе Верхняя Пышма. С увлечением разучивал с воспитанниками партии, готовил спектакли в составе творческого коллектива, написал для этого детского театра тетралогию о Слоненке: «Слоненок пошел учиться», «У Слоненка день рождения», «У Слоненка режется клык», «Слоненок-турист». А в самом начале пути композитора было руководство постановками самодеятельного театра при Юридическом институте! Об этом композитор великолепно написал в «Мемуарах-2» в главе «Как я работал режиссером».

 

Так красной нитью через все творчество Максима Андреевича Баска проходит театральная тема, обогатившая уральскую музыку целым рядом детских опер, ярких и разнообразных. Среди них «Денискины рассказы» (1992), «Цветное молоко» (1995), «Аленушкины сказки» (1997), «Калиф-аист» (2001) и многие другие. О театральной музыке композитора на творческой встрече говорилось на примере мюзикла «Беда от нежного сердца» по водевилю В. Соллогуба (1999). А прозвучала в этом разделе беседы фортепианная ансамблевая музыка Максима Баска из цикла «Старинный русский водевиль» (1998), ярко представляя эту часть творчества композитора с его вниманием к стилистике и истории провинциальных театров, любительских постановок и сфере домашнего музицирования. Максимом Андреевичем, помимо уже названного цикла «Старинный русский водевиль» создано большое количество произведений для фортепиано в 4 руки, музыки для фортепианных дуэтов. Важно напомнить, что эта музыка часто звучала с концертной эстрады и в авторском исполнении. Максим Басок дважды становился дипломантом Международного конкурса композиций для фортепианных дуэтов в Японии (Токио, 1997, 1999). Еще об одной детской опере – «Дудочка и кувшинчик» по сказке В. Катаева (2006), либретто которой было написано самим композитором, рассказал его ученик по десятилетке композитор Евгений Викторович Перевалов. И о самой опере, и о том, как она «шагнула» в симфонический жанр, прозвучав в октябре 2014 года на сцене Зала Маклецкого в Свердловском музыкальном училище имени П. И. Чайковского в проекте Союза композиторов Свердловской области «Симфонические сказки» (дирижер программы – Вячеслав Петушков). Практик и теоретик театра, исследователь жанра оперы, автор диссертации «Современная камерная опера. К проблеме специфики жанра» (Киев, 1984), которая и по сей день не утратила своей актуальности, Максим Андреевич прекрасно знал не только методы работы с оперным жанром, но и секреты общения со слушательской аудиторией – детской, юношеской, молодежной, любой другой. Наверное, поэтому ему так многое удавалось и на сцене, и в театре, и в жизни – в живом общении, которое ничем не заменить... В завершении хочется вспомнить Максима Андреевича Баска в роли организатора и ведущего творческого проекта к 80-летию школы десятилетки в концертном сезоне 2023-24 годов. На концертах, состоявшихся в Уральской средней специальной музыкальной школе при Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (А. Валека, 25) – хоровом и камерном – был аншлаг, высокий уровень подготовки, прекрасно составленные программы и интереснейшее слово ведущего… Безусловно, осмысление всей многогранной деятельности Максима Андреевича Баска и его творчества еще предстоит. А здесь и сейчас хотелось бы познакомить всех с тем, как выглядел один год из жизни композитора.

 

Март 2023 – март 2024:

1 марта 2023 года – авторский концерт вокальной и хоровой музыки, посвященный 50-летию преподавательской деятельности М.А. Баска в УГК;
18 ноября 2023 года – концерт хоровой музыки из произведений 7 композиторов-выпускников музыкальной школы-десятилетки, посвященный 80-летию Уральской средней специальной музыкальной школы при Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (авторский проект М. А. Баска, где он выступил организатором и ведущим концертов, в которых приняли участие 7 хоровых коллективов);
13 декабря 2023 года – презентация нового сборника вокальных произведений на кафедре сольного пения УГК;
27 января 2024 года – презентация оперы «Синюшкин колодец» по сказам П.П. Бажова для участия в конкурсе на получение гранта Президента РФ;
14 февраля 2024 года – концерт из фортепианных произведений композиторов-выпускников десятилетки (один из цикла концертов, посвященных юбилею школы);
28 марта 2024 года – «Урал – Свердловск. Музыка эпохи оттепели». Музей Эрнста Неизвестного;
Июнь 2024 года – президентский грант на постановку оперы «Синюшкин колодец» получен!

 

Таким высоким и стремительным был темпоритм жизни Максима Андреевича Баска – проект за проектом, строгий распорядок и пунктуальность, аккуратность в исполнении всего намеченного, чего он требовал и от других, терпеливо воспитывая это качество в своих и не только своих учениках. Именно таким запомнился Максим Андреевич ученикам разных лет, его друзьям и коллегам.

 

 

Текст: Оксана Марченко, музыковед, член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области, заведующая теоретическим отделом ЕДШИ №11 имени Е.Ф. Светланова, концертмейстер Уральского хореографического колледжа

Творческий состав

Головина Ольга Акимовна

Головина Ольга Акимовна
Талантливый и широко образованный музыкант, великолепный педагог, автор сочинений, развивающих традиции русской классики, – такой вспоминают О.А.Головину ее коллеги и ученики. Многие ее произведения – балет, опера, романсы – могут сегодня достойно представлять уральскую музыкальную культуру на филармонических сценах и в педагогической практике.

Мотов Анатолий Павлович

Мотов Анатолий Павлович
Родился 15 марта 1939 г. в г. Зеленогорске Ростовской области. Окончил Куйбышевское музыкальное училище (1959) и Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского по классу композиции Л.Б. Никольской (1977). Дипломными работами были Симфония и кантата «Звенья» на стихи Л. Лавлинского. По окончании консерватории работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в музыкальных училищах Абакана, Куйбышева (ныне Самара) и Якутска. Член Союза композиторов с 1979 г. В 1981 г. возвращается в Свердловск, преподает в Уральской консерватории (кафедра теории музыки), школе-интернате музыкантских воспитанников и в ДМШ № 12 (класс композиции), с «поездами искусств» совершает творческие поездки по отдаленным района Свердловской области. В начале 90-х гг. А.П. Мотов занимает должность директора Уральского отделения Музфонда РСФСР, активно пропагандирует творчество уральских авторов. Наиболее значительным произведением композитора стала опера «Заявочный знак», посвященная событиям истории Урала XVIII столетия (либретто Ю. Конецкого). Концертное исполнение оперы состоялось в зале Свердловского академического театра драмы в 1999 г. В премьере участвовали Демидовский концертный оркестр, дир. Д. Суворов и ведущие солисты оперного театра (А. Жилкин, А. Могилин, С. Майструк).

Суворов Дмитрий Владимирович

Суворов Дмитрий Владимирович
Для Суворова обычно наиболее привлекательными всегда являлись две сферы творчества. Первая – крупные симфонически произведения [прежде всего концерты разного типа], где композитору удается сочетать генделевско-моцартовские традиции и элементы техники композиции музыки XX века [алеаторика, сонористические эффекты, "полипластовость"]. Вторая – сочинения, предназначенные для театра: балет, мюзикл, музыкально-драматическая композиция. Иногда эти линии перекрещиваются и тогда образуется сплав, в результате которого музыкальные темы инструментальных сочинений становятся одновременно и героями комедии или своеобразной "оркестровой инсценировки" литературного источника.

Щелоков Вячеслав Иванович

Щелоков Вячеслав Иванович
Сочинения В.И.Щелокова – одного из ведущих композиторов Урала, широко известны в нашей стране. В его творческом наследии – программные симфонические поэмы, сочинения для трубы, виолончели, кларнета и фортепиано, музыка к спектаклям, песни. При всем разнообразии художественных интересов композитора ведущую линию в его творчестве прочертила стойкая привязанность к любимому инструменту – трубе. С совершенной определенностью можно сказать, что в мировом музыкальном искусстве не было и нет композитора, который бы так значительно обогатил репертуар для трубы сольными и концертными сочинениями, как это удалось В.И.Щелокову. ... Щелоков не скупился на проявление чувств. Его музыка лишена холодноватого интеллектуализма, рассудочности. <...> Ему удалось создать сочинения, где угадывается безбрежность просторов земли русской, свежесть ее ветров, неповторимое сочетание суровой мужественности, волевого напора и светлого лиризма.

Табачник Лариса Наумовна

Табачник Лариса Наумовна
Радостное приятие бытия – вот эмоциональная доминанта ее творчества, преимущественно связанного со словом, движением, жестом. ... В настоящее время "возраст души" все заметнее стал влиять на эмоциональную температуру ее музыки. Все чаще в ней звучат мотивы философских размышлений о смысле жизни. Однако порой, как и прежде, в эти настроения вторгаются юмор и смех. Асбест.

Золтс Петр Петрович

Золтс Петр Петрович
род. 4 (16) июля 1892 в м. Нитаурэ Рижского у. (Латвия). Композитор. Учился игре на скрипке, ф-п. и органе в Рижском муз. училище. В 1917 сдал экстерном экзамены по кл. ф-п. и органа в Моск. конс. В 1921 преподаватель по кл. органа и проректор Харьковского муз. техникума. В 1922 возвратился в Латвию, преподавал в г. Виндаве (Вентепилс), затем в Добеле и Митаве (Иелгаве). В 1940—1941 ст. инспектор, нач. отдела муз. учреждений Упр. по делам искусств при СНК ЛатвССР. С 1954 живет в Тюмени. С 1956 преподаватель игры на ф-п. в муз. школе и муз. училище. Автор ф-п. пьес, произв. для органа, романсов, органных произв. крупной форм.

Марченко Оксана Геннадиевна

Марченко Оксана Геннадиевна
Выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова по специальности «музыковедение». Автор более 50 публикаций разных жанров в центральной и местной печати. В сфере научных интересов Марченко О.Г. находится музыкальная культура Урала: творчество Л.Гуревича, М.Кесаревой, Е.Гиммельфарба, М.Баска, В.Барыкина, Е.Самариной, Е.Перевалова.

Золотарев Василий Андреевич

Золотарев Василий Андреевич
Настоящая фамилия Куюмжи. Родился 24 февраля (7 марта) 1870 г. (по официальным документам 1873 г.) в Таганроге. В 1949 г. В.А. Золотарев был удостоен почетного звания Народный артист Белорусской ССР. В следующем году он получил Государственную премию СССР за балет «Князь-озеро». Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Гуревич Леонид Иосифович

Гуревич Леонид Иосифович
Председатель Уральского отделения Союза композиторов РФ, Заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор. Композитор родился и вырос в Баку, основы его профессионального мастерства формировались в Бакинской консерватории в классе выдающегося мастера — Кара Караева, который, в свою очередь, был учеником великого Шостаковича. Но в полной мере дарование Гуревича раскрылось в Екатеринбурге – городе, ставшем для него второй родиной. Именно здесь его творчество, переросшее региональные рамки, получило общественное признание.

Певзнер Борис Ильич

Певзнер Борис Ильич
род. 9 мая 1910 в Могилеве. Музыковед. Засл. деят. иск. РСФСР (1968). В 1932 окончил Ленингр. конс. по кл. ф-п. И. М. Рензина, там же радиоотделение. В 1928—1932 зам. зав. отд. массовой работы Дома коммунистич. воспитания молодежи в Ленинграде. В 1932—1937 муз. редактор, в 1938—1942 худож. рук. Свердловского радиокомитета. В 1937—1941 пианист и лектор Свердловской филармонии. В 1939—1942 и с 1945 преподаватель Уральской конс. (с 1969 проф., с 1958 зав. кафедрой кам. музыки, с 1965 проректор по науч. и учебной работе, с 1973 проф.-консультант). С 1962 зам. пред. Уральского отд. Союза композиторов РСФСР.

Трапезников Владислав Георгиевич

Трапезников Владислав Георгиевич
Оглядываясь на творческую жизнь Трапезникова, можно заметить, что его композиторская деятельность почти постоянно переплетается то с участием в хоре, то с руководством вокальными ансамблями, то с инструментальным исполнительством. ... Творчество В.Трапезникова – одна из заметных страниц в музыкальной культуре Нижнего Тагила. Его произведения звучат в авторских концертах композитора, в программах фестивалей " Тагильская весна" на сценах музыкального училища, детских музыкальных школ, театров города.

Кармазин Евгений Николаевич

Кармазин Евгений Николаевич
Евгений Кармазин - композитор, общественный деятель. Выпускник Уральской консерватории и аспирантуры по классу композиции А. Н. Нименского. Член Союза композиторов РФ, член Союза театральных деятелей РФ. Автор камерных, хоровых и симфонических произведений, двух опер, балета, мюзикла, оратории, музыки к ряду художественных, анимационных и научно-популярных кинофильмов, к двадцати музыкальным и драматическим спектаклям.

Искендер (Семенов) Евгений Александрович

Родился 25 апреля 1908 г. в Петербурге. Обучался игре на фортепиано у С.В. Алперс. В 1920—1925 гг. выступал как солист-пианист, затем работал аккомпаниатором в Ленинградской филармонии (1925—1930). В 1930—1933 гг. работал дирижером в Ленинграде, Краснодаре, Минске, Витебске, Гомеле, Ашхабаде. С 1933 по 1937 г. — дирижер и заведующий музыкальной частью драматических театров и театров музыкальной комедии (Ленинград, Краснодаре, Ташкент, Иваново, Таганрог). В сезон 1936—1937 гг. — дирижер симфонического оркестра в Таганроге. В 1941 окончил Свердловскую консерваторию по классу композиции М.П. Фролова и В.Н. Трамбицкого. В качестве дипломной работы представил Первую симфонию. В 1945—1946 гг. занимал пост главного дирижера оркестра Свердловского областного радиокомитета. В 1947—1949 гг. был художественным руководителем Дворца культуры им. М. Горького в Свердловске. С 1951 — дирижер театров и симфонических оркестров в Уфе, Алма-Ате, Ленинграде.

Кесарева Маргарита Александровна

Кесарева Маргарита Александровна
Если самобытность счесть одним из определяющих качеств художника, то М.Кесарева отмечена этим сполна. Она – композитор уральской не только по месту проживания, но и по самой сути мироощущения и творчества – по "географии души". Музыка Кесаревой как одна большая поэма. Ее герои – личности сильные, неординарные, с высоким строем чувств – многими чертами близки самому автору, в мироощущении которого органично слились архаично-фольклорное и сегодняшнее слышание жизни. Разные "главы" есть в музыкальной поэме М.Кесаревой. Но все они объединены приверженностью к слову и глубинными связями с фольклорными истоками.

Леонтьев Антон Вадимович

Леонтьев Антон Вадимович
Образование: Екатеринбургский музыкальный колледж (десятилетка) 2000-2005 класс проф. Нименского А.Н.; Уральская государственная консерватория 2005-2010 класс проф. Нименского А.Н.