E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Новости

20 фев 2020

ВО СЛАВУ УРАЛА

17 февраля 2020 года на Отделении музыкального и дополнительного образования Свердловского Областного музыкально-эстетического педагогического колледжа член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области композитор Евгений Перевалов представил свой концертно-творческий проект к 95 – летию патриарха уральской музыки Евгения Павловича Родыгина «Во славу Урала».

В зале среди присутствующих был сын композитора Роман Евгеньевич, а участниками концертной программы стали студенты СОМЭПК, педагоги и учащиеся школы.

Вступительное слово сделала музыковед, член СК РФ и СК СО Оксана Марченко: « Нет слов, Родыгин – это наше все. Несомненно, празднование объявленного в Свердловской области Года Родыгина выйдет далеко и за ее пределы, и за пределы Урала, ведь песенное творчество Евгения Павловича – это общероссийское достояние, а «Уральскую рябинушку» знают во всем мире. Это такой же уральский бренд, как памятники архитектуры, бажовские сказы, заводы с легендарной историей, природно-ландшафтные парки Урала».

Рассказ о композиторе Евгений Перевалов начал с интереснейшего факта в биографии песни «Уральская рябинушка»: о том, как в 2018 году в Свердловск приехали китайские студенты, горящие желанием исполнить этот родыгинский шедевр на китайском языке. Композитор был тронут до глубины души, а в Китае даже сняли художественный фильм, в котором ключевой мелодией является родыгинская «Рябинушка».

Интересно, шаг за шагом Евгений Перевалов перелистал биографию Евгения Родыгина, дополняя каждый из периодов особенными и не всем известными фактами. Ведь многое ему рассказывал сам Евгений Павлович! Поэтому повествование было ярким, артистичным, с живой интонацией беседы, которая по-особому расположила к себе аудиторию и уже не отпускала ее внимание до завершения вечера в музыкальной гостиной.

Всех впечатлил рассказ о Родыгине – фронтовике, прошедшем всю Великую Отечественную войну бойцом музвзвода, заслужившем медаль «За отвагу» и именно на фронте принявшем твердое решение стать профессиональным композитором. А военные фотографии, которые Евгений Перевалов демонстрировал на экране, поведали всем историю родыгинского ранения в самом конце войны, когда с обеими перебитыми ногами он попал в военный госпиталь польского города Лодзь, где, желая всех порадовать музыкой, играл на немецком трофейном аккордеоне. Его привязывали на грудь Родыгину, и в таком положении возили музыканта, как он сам говорил, «на коечном мерседесе».

Вернувшись после войны в Свердловск, Родыгин закончил Уральскую консерваторию, где учился у О.К. Эйгеса, затем у В.Н. Трамбицкого, работал в Уральском народном хоре по приглашению Л.Л. Христиансена. Именно в Свердловске были написаны все шедевры Родыгина.

И не всегда у них была полностью счастливая судьба! Так, например, композитору долгое время вменялось в вину, что главный «хит» «Уральская рябинушка», написанная для Уральского хора, звучит в жанре вальса, что не характерно для «чистого» фольклора, исполняемого данным коллективом. А всеми любимый «Свердловский вальс» в одно время даже запрещали из-за эмиграции автора текста Григория Варшавского в Израиль, а затем в США. Что такое эмиграция для определенных периодов советской истории и каким было отношение к эмигрантам, всем известно.

Самой счастливой, в том числе и для самого Евгения Родыгина, была судьба песни «Едут новоселы». Эта песня о Целине была написана в 1954 году на текст учительницы из Верхней Салды Нины Солохиной, в котором сам Евгений Павлович досочинил две «ударные» строчки припева:

Вьётся дорога длинная,

Здравствуй, земля целинная!

Здравствуй, простор широкий,

Весну и молодость встречай свою!

Благодаря всенародной популярности песни «Едут новоселы», Евгений Родыгин сразу же был принят в Союз композиторов СССР, у него появились квартира, машина и даже медаль «За освоение Целины»!

Верность избранному пути создания песен с яркими, узнаваемыми мелодиями – одна из черт творческой личности Родыгина. Он никогда не стремился к остро современному звучанию, сохраняя свой стиль и свое лицо. И, тем не менее, его песни по-прежнему живут, звучат и волнуют молодое поколение, потому что они написаны искренне, от души. В проекте Евгения Перевалова в исполнении студентов СОМЭПК, учащихся и инструментального ансамбля школы прозвучали «Свердловский вальс» и «Уральская рябинушка». Песня «Белым снегом», признанная Википедией лучшей в творчестве Родыгина, была исполнена Евгением Переваловым в ансамбле со старейшим преподавателем музыкального отделения школы Павлом Ивановичем Чечёткиным (кларнет). А песню «Куда бежишь, тропинка милая?» Е.В. Горазеева спела под баян, который взял в руки Евгений Перевалов, желая, как он сказал, «побывать в роли самого Евгения Павловича».

В заключение вечера прозвучали стихи Оксаны Марченко, посвященные Евгению Павловичу Родыгину.

Больше фото мероприятия


16 фев 2020

95 ЛЕТ ЕВГЕНИЮ РОДЫГИНУ

Дорогие друзья!
Сегодня свой 95-летний Юбилей празднует композитор, чья музыка стала визитной карточкой Урала наравне с малахитом, сказами Бажова, Демидовскими заводами и конструктивизмом.
Евгений Павлович Родыгин - знаковая фигура в истории нашего края. Уже не одно поколение уральцев выросло на его творчестве.
Сегодняшняя дата - знаковый праздник в истории города и одного дня, конечно, не достаточно, чтобы выразить почтение великому мастеру. Поэтому целый год мы будем радовать Вас новостями о мероприятиях, посвящённых творчеству Евгения Павловича. Следите за анонсами на нашем сайте или в социальных сетях Союза.

8 фев 2020

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ АРХИТЕКИ

Тем временем канал архитеки пополнился ещё одной записью. Это запись Камерного концерта в честь прошедшего Юбилея СКСО.
В скором времени будет опубликована запись Конференции "Два века уральской композиторской школы".
Приятного просмотра!
Ссылка на запись

5 фев 2020

ВЫСТАВКА АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ "ЛЬЁТСЯ ПЕСНЯ НАД ГОРОДОМ НАШИМ"

Анонсируем одно из первых мероприятий, посвящённых творчеству Евгения Павловича!
Мероприятие будет интересно исследователям уральской музыкальной культуры и всем любителям творчества великого композитора.

Приглашаем всех принять участие в церемонии открытия выставки архивных документов «Льется песня над городом нашим…», посвященной 95-летию со дня рождения Евгения Павловича Родыгина.

Торжественное открытие выставки запланировано на 12.00 19 февраля 2020 г. в Центре документации общественных организаций Свердловской области по адресу Екатеринбург, ул. Пушкина, 22.

На выставке будут представлены документы из личного фонда Е.П. Родыгина, находящегося в нашем архиве на государственном хранении.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

31 янв 2020

ЗАПИСЬ ИММЕРСИВНОГО КОНЦЕРТА

Дорогие друзья!
Напоминаем о нашем проекте. Архитека - фонд музыкального культурного наследия Свердловской области. Цель создания этого фонда в сохранении той истории, которую пишете Вы - композиторы, музыковеды, педагоги и исполнители.

Например, сейчас на канале Фонда доступна запись Иммерсивного концерта, прошедшего в Доме актёра.
Часть 1, 2
Часть 3 

31 янв 2020

ФОТО С КОНЦЕРТА «СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ»

Прошедший 25 января концерт не только показал, насколько разнообразна музыка композиторов Урала, но и представил нам новых авторов. На одной сцене в этот вечер встретились мастера, уже давно получившие признание, и их ученики, которые только делают первые шаги, однако уже сейчас способны удивить слушателя своим неординарным авторским подходом.

Больше фотографий в социальных сетях Союза композиторов Свердловской области:
ВКонтакте
Facebook

21 янв 2020

КОНЦЕРТ «СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ»

25 января в Концертном зале Маклецкого состоится концерт «Современные музыкальные истории. Композиторы Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского».
Это прекрасная возможность услышать актуальную музыку уральских композиторов и встретиться с коллегами, наставниками, учениками и добрыми друзьями!

12 янв 2020

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ПАНТЫКИНА

Новый год у нас начинается с радостных событий!
Сегодня празднует свой День рождения Председатель Союза композиторов Свердловской области - Александр Александрович Пантыкин.
От всей души поздравляем Александра Александровича!

23 дек 2019

О ТРИУМФАХ УХОДЯЩЕГО ГОДА

18 декабря в Концертном зале Уральского музыкального колледжа с большим успехом прошел концерт-презентация нового сочинения Максима Баска для фортепиано в 4 руки - Сюиты "Дюймовочка" по сказке Х.К.Андерсена в 15 частях.

Исполнили это произведение 4 фортепианных дуэта учащихся 7 и 8 классов УрМК (педагоги - проф. А.Романова и преподаватель В.Попов).
Концерт вела директор колледжа - Эльвира Глебовна Архангельская. 

Поздравляем Максима Андреевича с триумфальным дебютом его "Дюймовочки"!

Также в этом году Максим Андреевич принял участие в целом ряде композиторских конкурсов, что заслуживает отдельного внимания:

В ноябре М.А.Басок стал Дипломантом III Международного конкурса на хоровую обработку народной песни (Челябинск)
В декабре Лауреатом III cтепени II Открытого ( Международного) конкурса хоровых композиций имени В.Теравского в Минске (Беларусь)
А в июне и декабре этого года дважды стал Лауреатстом на Хоровом конкурсе "Хоровая лаборатория - XXI век" в Петербурге. Вместе с ним звания Лауреата этого конкурса был удостоен ещё один член нашего Союза - Вячеслав Юрьевич Зуев. 
Дорогие коллеги, не стесняйтесь делиться с нами своими успехами, мы порадуемся за вас вместе! 

За фотографии благодарим организаторов "Хоровой лаборатории - XXI век".




20 дек 2019

2020 ГОД ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ ЕВГЕНИЯ ПАВЛОВИЧА РОДЫГИНА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Дорогие коллеги,
Спешим обрадовать Вас новостью о том, что предстоящий 2020 год объявлен Годом Евгения Павловича Родыгина в Свердловской области!
В феврале следующего года уральский композитор отметит своё 95-летие.

Очень радостно, что член нашего Союза, чьи песни так известны и любимы уже многие годы, признаётся как культовая фигура не только слушателями и профессиональным сообществом, но и властью. Указ об объявлении символом 2020 года Е.П. Родыгина уже подписан Губернатором Свердловской области.

Действительно хорошие новости в преддверии нового десятилетия!
 

Творческий состав

Проскуряков Авенир Владимирович

Проскуряков Авенир Владимирович
Засл. работник культуры РСФСР (1969). В 1953 окончил Уральскую конс. по кл. вокала (занимался также в кл. ф-п. и композиции). В 1943—1946 музыкант военного орк. В 1946—1949 артист Ансамбля песни и пляски Уральского военного округа. В 1949—1953 преподаватель Свердловской школы музыкантских воспитанников Сов. Армии. С 1953 худож. рук. Тюменской филармонии. С 1966 пред. Тюменской секции Уральской организации Союза композиторов РСФСР. Ведет лекторскую работу, муз. комментатор радио и телевидения, автор статей и рецензий, в т. ч. "Открытое письмо Г. Отсу, Ю. Гуляеву, М. Магомаеву" ("СМ", 1974, № 3), "Тюменские дни музыки" ("СМ", 1974, № 5), "Дни музыки в Тюмени" ("СМ", 1975, № 6).

Басок Максим Андреевич

Басок Максим Андреевич
Творчество М.А.Баска прочно укоренено в традиции. Он не пытается поразить слушателя поиском необычных интонаций, нарочито усложненных гармонических комплексов. Его партитуры практичны, их технические сложности мудро соизмеримы с возможностями исполнителей. При всей непосредственности в них чувствуется созидательный педагогический дух, направляющее и воспитывающее начало, выраженное не прямо, с дидактической безаппеляционностью, а в тактичной художественной форме. Его музыкальной речи присуща определенная театральность, которая проявляется в точных "интонационных жестах".

Штелманис Оливер Карлович

Штелманис Оливер Карлович
Родился 4 мая 1928 г. в семье латышских переселенцев. Окончил Свердловское областное музыкальное училище имени П.И. Чайковского (1957, класс композиции Л.Б. Никольской). Учился в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (1957–1962) у В.Н. Трамбицкого, а после его отъезда в Ленинград – у Л.Б. Никольской. Работал старшим лаборантом кабинета истории музыки УГК (1967–1968), затем ответственным секретарем Уральского отделения Союза композиторов (1968–1970). В творчестве О.К. Штелманиса преобладают камерно-инструментальные произведения. Его фортепианные сочинения исполняли заслуженная артистка РФ Н.Я. Атлас и В.А. Кобекин.

Бочаров Владимир Матвеевич

Бочаров Владимир Матвеевич
Член Союза композиторов России с 2004 г. В 2007 г. был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств России».

Перевалов Евгений Викторович

Перевалов Евгений Викторович
Композитор, аранжировщик, дирижер, музыкальный критик. Окончил музыкальную Десятилетку при УГК в 1988 г. В 1993 г. окончил Уральскую Государственную консерваторию, а в 1995 г. ассистентуру-стажировку при УГК (класс композиции Кесаревой М.А.). В 1996 г. стажировался на семинаре молодых композиторов в ДТК "Иваново" у С. Беринского. В настоящее время преподаёт на отделении дополнительного музыкального образования в Свердловском областном музыкально-педагогическом колледже.

Барыкин Валентин Дмитриевич

Барыкин Валентин Дмитриевич
В.Д.Барыкин – из тех, для кого избранная профессия очень рано стала поводом к серьезным размышлениям. Особый философский склад ума, склонность к рефлексии и самоанализу – эти личные качества неразрывно связаны с его творчеством. Количество созданного им не слишком велико, Барыкина вряд ли можно назвать плодовитым композитором. Ему не свойствены чисто ремесленные экзерсисы, "игра мускулами" ради поддержания профессиональной формы. Каждое новое сочинение появляется как итог пройденного, как отражение накопленного опыта.

Кобекин Владимир Александрович

Кобекин Владимир Александрович
Сугубо современные по интонационному строю произведения Кобекина отличает мелодическая выразительность и пластичность, присутствие неизъяснимо-проникновенного начала, которое составляет лирическую суть праосновы музыки как искусства. ... Идея ограничения выразительных средств представляет творчество композитора в русле минимализма – направления, активно развивающегося в мировом музыкальном искусстве последних десятилетий. Однако кобекинский минимализм – это полнозвучный мир, покоряющий всеохватностью и богатством образов. В сочинениях Кобекина данного направления самобытно отражается интерес композитора к религиозным сюжетам, к жанрам духовной музыки, демонстрируется широта осмысления вопроса.

Фролов Маркиан Петрович

Фролов Маркиан Петрович
С именем М.П.Фролова – уральского композитора старшего поколения – неразрывно связаны многие стороны развития музыкальной культуры Урала в 30-е годы. Широко образованный музыкант, автор целого ряда значительных произведений разных жанров, М.П.Фролов свое творчество неизменно сочетал с энергичной общественно-музыкальной деятельностью. Он был одним из организаторов и первым ректором Уральской консерватории, первым директором Свердловской филармонии, первым председателем Свердловского отделения Союза композиторов, воспитателем целой плеяды известных уральских композиторов.

Искендер (Семенов) Евгений Александрович

Родился 25 апреля 1908 г. в Петербурге. Обучался игре на фортепиано у С.В. Алперс. В 1920—1925 гг. выступал как солист-пианист, затем работал аккомпаниатором в Ленинградской филармонии (1925—1930). В 1930—1933 гг. работал дирижером в Ленинграде, Краснодаре, Минске, Витебске, Гомеле, Ашхабаде. С 1933 по 1937 г. — дирижер и заведующий музыкальной частью драматических театров и театров музыкальной комедии (Ленинград, Краснодаре, Ташкент, Иваново, Таганрог). В сезон 1936—1937 гг. — дирижер симфонического оркестра в Таганроге. В 1941 окончил Свердловскую консерваторию по классу композиции М.П. Фролова и В.Н. Трамбицкого. В качестве дипломной работы представил Первую симфонию. В 1945—1946 гг. занимал пост главного дирижера оркестра Свердловского областного радиокомитета. В 1947—1949 гг. был художественным руководителем Дворца культуры им. М. Горького в Свердловске. С 1951 — дирижер театров и симфонических оркестров в Уфе, Алма-Ате, Ленинграде.

Трапезников Владислав Георгиевич

Трапезников Владислав Георгиевич
Оглядываясь на творческую жизнь Трапезникова, можно заметить, что его композиторская деятельность почти постоянно переплетается то с участием в хоре, то с руководством вокальными ансамблями, то с инструментальным исполнительством. ... Творчество В.Трапезникова – одна из заметных страниц в музыкальной культуре Нижнего Тагила. Его произведения звучат в авторских концертах композитора, в программах фестивалей " Тагильская весна" на сценах музыкального училища, детских музыкальных школ, театров города.

Зетель Исаак Зусманович

Зетель Исаак Зусманович
Исаак Зусманович Зетель внес значительный вклад в музыкальную культуру Урала, в создание уральской фортепианной школы. Нет ни одного крупного города на Урале, где бы ни работали его ученики - ведущие педагоги музыкальных училищ и школ, солисты филармоний, преподаватели и концертмейстеры музыкальных вузов. В летописи фортепианной кафедры УГК И. З. Зетель - одна из наиболее ярких и значительных личностей.

Мотов Анатолий Павлович

Мотов Анатолий Павлович
Родился 15 марта 1939 г. в г. Зеленогорске Ростовской области. Окончил Куйбышевское музыкальное училище (1959) и Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского по классу композиции Л.Б. Никольской (1977). Дипломными работами были Симфония и кантата «Звенья» на стихи Л. Лавлинского. По окончании консерватории работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в музыкальных училищах Абакана, Куйбышева (ныне Самара) и Якутска. Член Союза композиторов с 1979 г. В 1981 г. возвращается в Свердловск, преподает в Уральской консерватории (кафедра теории музыки), школе-интернате музыкантских воспитанников и в ДМШ № 12 (класс композиции), с «поездами искусств» совершает творческие поездки по отдаленным района Свердловской области. В начале 90-х гг. А.П. Мотов занимает должность директора Уральского отделения Музфонда РСФСР, активно пропагандирует творчество уральских авторов. Наиболее значительным произведением композитора стала опера «Заявочный знак», посвященная событиям истории Урала XVIII столетия (либретто Ю. Конецкого). Концертное исполнение оперы состоялось в зале Свердловского академического театра драмы в 1999 г. В премьере участвовали Демидовский концертный оркестр, дир. Д. Суворов и ведущие солисты оперного театра (А. Жилкин, А. Могилин, С. Майструк).

Ниренбург Олег Яковлевич

Ниренбург Олег Яковлевич
"Музыка, на мой взгляд, являясь одной из самых поэтических форм общения, имеет своей задачей объединение и сплочение людей на основе идеалов, составляющих сущность гуманизма как мировоззрения. Для меня этот взгляд является своего рода программой и лежит в основе таких вопросов: как, зачем и о чем писать. Некоторые композиторы и музыкальные критики считают, что современная музыка [вернее, некоторая часть ее], построенная на шумовых эффектах, крикливая, дребезжащая, режущая слух, является отражением нашей эпохи с ее экономическими потрясениями и вихрями политических страстей. Это неверно. В действительности такая музыка отражает лишь худшие стороны нашего времени. Она отражает лишь суетное, мелкое и бесперспективное, она вызывает отрицательные эмоции и пробуждает разрушительные силы."

Родыгин Евгений Павлович

Родыгин Евгений Павлович
Есть композиторы, сохраняющие на многие годы, а иногда и на всю жизнь, стойкую приверженность к какому-нибудь одному направлению в музыке. В их числе Е.В.Родыгин, вот уже более полувека тесно связанный творческой судьбой со своим излюбленным жанром – песней. Как и многие лучшие песни отечественных авторов, произведения Родыгина тесно переплелись с жизнью современников, повествуя об их многотрудных дорогах, заветных мечтах. Однако, все-таки, слушая родыгинские мелодии, не собьешься, не спутаешь с другими. ... "Есть песни, рассчитанные на разовое впечатление, на "мимолетное" настроение. Я же с детства полюбил красоту мелодии и русской народной песни, и городского романса, и музыки духовых оркестров... Все мелодическое я впитывал в себя и к этой мелодичности стремился...".

Арсеева Ирина Васильевна

Арсеева Ирина Васильевна
И.В.Арсеева относится к компзиторам, знающим и длящим традицию. Среди ее излюбленных жанров – вокальная лирика, хоровые и инструментальные миниатюры, камерные оперы. Именно здесь наиболее адекватно реализуются присущие автору психологическая заостренность, склонность к созерцанию, желание отгородиться от враждебной и даже пугающей действительности.