E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Пузей Николай Михайлович композитор [1915-2000]

Родился 27 октября 1915 г. в заводском поселке Верхняя Салда Пермской губернии Верхотурского уезда. С 15 лет работал слесарем на местном металлургическом заводе, затем телефонистом на почте и конторщиком на заводе «Стальмост». С 1933 г. учился в Пермском музыкальном техникуме, потом в Свердловском музыкальном училище. В 1936 г. он поступил в Свердловскую консерваторию на композиторское отделение. С началом Великой Отечественной войны Н.М. Пузей был призван на военную службу, в действующей армии прошел всю войну, был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды и медалями. Впоследствии тема войны станет одной из основных в его творчестве. По возвращении с фронта он продолжает обучение в консерватории в классе О.К. Эйгеса, одновременно преподает  теоретические дисциплины в средней специальной музыкальной школе-десятилетке при консерватории (1946–1950). После Постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. об опере «Великая дружба» В Мурадели О.К. Эйгес был необоснованно обвинен в формализме и уволен из консерватории. По этой причине два выпускника О.К. Эйгеса – В.А. Гевиксман и Н.М. Пузей не были допущены к государственному экзамену. Выпускной экзамен Н.М. Пузея все же состоялся в октябре 1948 г. В качестве дипломной работы им был представлен Фортепианный концерт. С 1950 г. Н.М. Пузей начинает свою преподавательскую деятельность в консерватории, продолжавшуюся до конца его дней. В 1956 г. он оканчивает аспирантуру по классу В.Н. Трамбицкого. Во время учебы в аспирантуре он занимался также у известного теоретика И.В. Способина.

Вся последующая творческая жизнь Н.М. Пузея связана с Уральской консерваторией и Уральским отделением Союза композиторов. В консерватории он вел класс композиции, читал лекционный курс гармонии; в 1970 г. был утвержден в ученом звании доцента, в 1982 – профессора; с 1970 по 1992 г. заведовал кафедрой композиции и инструментовки. Среди его учеников по классу композиции такие известные музыканты, как заслуженный деятель искусств РФ Е.С. Щекалёв, В.Д. Барыкин, М.И. Сорокин, В.Г. Трапезников, Н.А. Морозов (С.-Петербург). В классе Н.М. Пузея начинал свою учебу в консерватории А.Н. Нименский (впоследствии заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой композиции и инструментовки УГК). В Союзе композиторов Н.М. Пузей занимал должности председателя правления Уральской организации (1977–1988), секретаря правления СК РСФСР и члена правления СК СССР.

 

Для творческого почерка композитора характерна масштабность мышления, значительность замыслов. Эти качества наиболее ярко проявились в симфонических произведениях, составляющих значительную часть его наследия (четыре симфонии, Концерт-симфония для виолончели с оркестром, два концерта для фортепиано с оркестром, симфонические поэмы и. др.). Военная тема является одной из магистральных в творчестве Н.М. Пузея. Вслед за Ю. Левитанским он мог бы сказать: «Я не участвую в войне, она участвует во мне». Памяти военных лет посвящены произведения различных жанров: Первая симфония, вокально-симфоническая поэма «Мемориал», симфонические поэмы «Легенда-быль» и «Героика», вокальный цикл «Дорога в бессмертие» и «Фронтовые эскизы» для фортепиано. Творческим завещанием Н.М. Пузея можно назвать его оперу «Атлантида», философскую притчу о природе власти, любви и творчества, завершенную им накануне своего 80-летия. На основе оперы композитор создал музыкально-драматическое действо «Гибель Атлантиды», представленное в концертном исполнении в зале Свердловской филармонии (1994). Его последнее крупное произведение – симфоническая картина «Город» – звучит как предостережение против бездушной механистичности технократической цивилизации. Важнейшим качеством музыки Н.М. Пузея является ее почвенность, укорененность в национальной культуре. Композитор внес значительный вклад в формирование репертуара для русских народных инструментов. Русская песенность, нередко в ее эндемическом уральском варианте, становится основой многих его сочинений. Уральская природа была для него неиссякаемым источником вдохновения, а общение с ней – настоятельной потребностью. Даже будучи в весьма преклонном возрасте он не оставлял занятия подледным ловом. Трагический случай на рыбалке оборвал жизнь Н.М. Пузея 17 апреля 2000 г.

 

 Заслуги Н.М. Пузея были отмечены государственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Почетный деятель СК РФ» и званием «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1977).

                            

СОЧИНЕНИЯ

 

Произведения для музыкального театра

1992-1994

«Атлантида», оп. в 3 д., либр. Н. Пузея и К. Арабаджян по мотивам романа А. Беляева «Последний человек из Атлантиды»

п-ра;

кл.

УГК (р.а.; дат. 1994);

УГК (р.а.; дат. 1992)

 

Симфонические произведения

1948

Концерт № 1 для фп с орк. в 3 ч.

п-ра;

кл.:

о.п.

 

УГК (р.а.)

25’

1959

Симфония № 1 в 4 ч.

п-ра;

о.п.

УГК (р.а.)

АСК (р.)

35’

1962

Концерт № 2 для фп с орк. в 3 ч.

п-ра;

кл.

 

УГК (р.а.); АСК (к.р.)

22’

1963

Симф. поэма «Легенда-быль» по мотивам пов. Г. Курочкина «Пик Веры»

п-ра;

о.п.

УГК (р.а.)

АСК (р.)

18’

1964

Симф. поэма «Героика»

п-ра;

о.п.

 

АСК (р.)

16’

1965

Концертино для анс. скр. и фп

кл.

М.: Музфонд СССР, 1965; УГК (р.а.)

 

1972

Симфония № 2 для стр. орк., фп, 2 тромб. и литавр по мотивам ст. В. Тушновой в 6 ч.: «Пролог», «Воспоминания», «Годы», «Буря», «Ровесники», «Эпилог»

п-ра;

 

 

кл.

М.: Сов. комп., 1984; УГК (к.р.); ББ (р.);

УГК (р.а.)

30’

1975

Симфония № 3 для камер. орк., трех баянов, сопр. и ударн. в 3 ч.

п-ра;

о.г.

МКОБ;

УГК (р.)

37’

1981

Симфония № 4 в 4 ч.

п-ра;

о.п.

УГК (р.; к.р.)

АСК (р.)

37’

1988

Концерт для баяна со стр. орк., клавес., фп и литавр, 1-ч.

п-ра

УГК (р.а.); АСК (к.р.); ББ (к.р.)

18’

1990

«Образы», концерт-симф. для виолонч. и симф. орк., 1-ч. (дата на тит. л.: 10–11 мая 1996)

п-ра;

о.п.;

кл.

УГК (р.а.); ББ (к.р.)

35’

1997

«Кукла в бальном платье» из цикла «Кукольный дом» для стр. орк. с фп

п-ра

УГК (р.а.)

 

1999

«Город», симф. карт.

п-ра

 

 

б/д

«Воспоминание», вальс для больш. симф. орк.

о.п.

УГК (р.)

 

б/д

«Данко», симф. поэма по расск. А.М. Горького «Старуха Изергиль»

кл.

УГК (р.а.)

 

 

Вокально-симфонические произведения

1970

«Мемориал», вок.-симф поэма для баса, смеш. и дет. хоров и орк. на ст. Д. Аржанникова

п-ра; кл.;

о.п.

 

АСК (р.а.); УГК (к.р.)

12’

1992

Вокализ D-dur для меццо-сопр. c симф. орк.

п-ра;

кл.;

о.п.

УГК (р.)

 

1993

«Гибель Атлантиды», муз.-драм. действо для солистов, хора и орк.

п-ра;

о.г.

УГК (к.р.)

40’

1998

«С Надеждой – в Новый Век» («С былых времен царя Петра») для баритона, смеш. хора и орк.

п-ра;

кл.

УГК (р.а.)

 

б/д

Вокализ E-dur для меццо-сопр. c симф. орк.

п-ра;

о.п.

УГК (р.а.)

 

 

Хоровые произведения

1977

«Одиночество» для меццо-сопр. и хора а’ cappella на ст. В. Торопыгина.

п-ра

// Хоры комп. РСФСР. Вып. 1: Комп. Урала / Сост. А. Литвина. М.: Сов. комп., 1987. С. 32-37; УГК; УрГПУ

6’

1980

«Пепел» для баса, хора и фп на ст. Г. Сюнькова (вар. для гол. и фп)

п-ра;

кл.

УГК (р.а.; к.р.)

4’

б/д

«Старые солдаты» для муж хора и фп, сл. М. Лисянского,

п-ра

АСК (к.р.)

 

б/д

«Расставание», сл. В. Тушновой, для сол. и хора в сопров. фп

п-ра

АСК (к.р.)

 

б/д

«Мастерок» для сол. и хора, ст. Н. Полянского

п-ра

АСК (к.р.)

 

б/д

«Казненным», сл. А. Гмырева, для смеш. хора a’cappella

п-ра

// Хрест. для хор. кл. / Сост. В. Завадский. Екатеринбург:, 1995. С. 50–51; УЧ (р.)

 

б/д

«Мой Урал» для сол. и хора в сопров. фп, сл. М. Токарева

п-ра

УГК (р.)

 

б/д

«Цвети наша Родина» для смеш. хора а’ cappella, сл. А. Прокофьева

п-ра

УГК (р.а.)

 

 

Камерно-инструментальные произведения

1936-1940

Прелюдии для фп: 5 прелюд., элегия, 6-я прелюд. неоконч.

 

УГК (р.а.)

 

1939

Соната № 1 для фп, 1-ч.

 

 

7’

1941

Прелюдия-поэма C-dur для фп (2-я ред. – 1990 г.)

 

УГК (р.а.)

 

1947

Соната № 2 для фп, 1-ч.

 

УЧ (к.р.)

7’

1949

Баркарола для фп

 

УГК (р.а.)

 

1949

Соната для скр. и фп, 1-ч.

 

УГК (р.; к.р.)

8’

1949

«Размышление» для скр. и фп

(ред. Л. Мирчина – 1978)

 

УГК (р.);

УГК (к.р.)

5’

1949-1973

Концертная фантазия на темы урал. нар. песен для двух фп

 

УГК (р.а.; к.р.)

 

1958

Прелюд.-поэма № 1 для фп

 

УЧ (к.р.)

 

1959

Прелюд.-поэма № 2 для фп

 

УГК (к.р.); УЧ (р.)

 

до 1963

«Плясовой наигрыш» для фп

 

// Сб. фп пьес. М., 1963. С.10-22; ББ; УГК (р.); УЧ

 

1965

«Детские игры» для фп

 

М., 1965; ББ; // Пьесы урал. комп. для фп. Екатеринбург, 1995. С. 45-52 (Маленький вальс); ББ; УГК (р.а.); УЧ; УрГПУ

 

1965

Концертино для скр. и фп

 

М., 1965; ББ; УЧ

 

1967

Стр. кварт. в 3 ч.

п-ра

УГК (р.)

11’

1970

«Мелодия и плясовая» для скр. и фп

 

УГК (к.р.; р. – п. скр.  Ред. Н.А. Шварца)

5’

1970

«Фронтовые эскизы» для фп: «На фронт», «Первый бой», «После боя», «Вперед!», «Вечная слава»

 

УГК (р.а.); АСК (к.р.); ББ (к.р.); № 5. М.: Музфонд СССР

 

 

Соч. для фп: 5 прелюд. Фуга. Вальс. Марш. Adagio. Прелюдия (даты: с 1936 по 1977)

 

УГК (р.а.); УЧ. (к.р.)

 

1978

Поэма и скерцо для 2 фп

 

УГК (р.а.; к.р.); УЧ (р.)

8’

1980

Прелюд.-поэма cis-moll/E-dur для фп

 

УГК (р.а.; к.р.)

 

1980

Прелюд.-поэма a-moll/As-dur для фп

 

УГК (р.а.; к.р.)

 

1983

Соната № 3 для фп, 1-ч.

 

УГК (к.р.)

10’

1987

Квинт. для 2 скр., альта, виолонч. и фп, 1-ч.

п-ра

УГК (р.а.); ББ (к.р.)

18’

1996

Листок из альбома для флейты и арфы

 

УГК (р.а.; к.р.)

 

1997

Новелла № 1 для скр. и фп

 

УГК (р.а.)

 

1997

Новелла для флейты и арфы

 

УГК (р.а.; к.р.)

 

1998

«Далекое» для кларн. и арфы

 

УГК (р.а.; к.р.); ББ (к.н.)

 

1999

«Воспоминание о песне» для гобоя и арфы

 

УГК (р.а.)

 

2000

Мелодия для фп в 4 руки

 

УГК (р.а.)

 

2000

Муз. момент для фп в 4 руки

 

УГК (р.а.)

 

2000

«Улошная», вар. для фп в 4 руки

 

УГК (р.а.)

 

б/д

«Гимн родному городу» для 2 фп

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Прелюд» cis moll для фп

 

АСК (к.р.); ББ; УЧ

 

б/д

«Кукольный дом», шесть пьес для фп: Песня, «Два веселых зайца», «Кукла в

бальном платье», «Тревога в кукольном доме», «Кукла–модница», «Самоуверенный кукол»

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2000; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ

 

б/д

«Музыкальный момент», для фп в 4 руки

 

// Екатеринбург: УрО СКР, 2000; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ

 

б/д

 

 

 

 

б/д

Две новеллы для кларн. [in B] и фп

 

ББ (к.р.); УГК (к.р.)

 

б/д

«На озере», поэма для фп

 

УГК (р.)

 

б/д

Поэма для контрабаса и фп

 

УГК (к.р. Ред. А.И. Кряжева)

 

б/д

«Соловьем залетным» для скр. с фп

 

УГК (р.)

 

б/д

Фуга es-moll для фп

 

УГК (р.)

 

б/д

Поэма для виолонч. и фп

 

УЧ (р.)

 

б/д

Танец для скр. и фп

 

УГК (р.а.)

 

б/д

Вальс Fis-dur для фп

 

УГК (р.а.)

 

б/д

Вальс к ненапис. драме [Д. Аржанникова]: перел. для фп авт.; Андриановский вальс для аккорд.

 

УГК (р.а.; к 1 произв. дана ист. создания; 2 – произв. фрагм.)

 

б/д

«Из Бажова», септ.

 

УГК (р.; партии флейты, гобоя, кларн. 1, кларн. 2, фагота 2, валторны in B)

 

б/д

Маленький вальс fis-moll для фп

 

УГК (р.а.)

 

б/д

Песня для кларн. [in B] и фп

 

УГК (р.)

 

б/д

Прелюд. fis-moll для фп

 

УГК (р.а.)

 

б/д

Прелюд.-поэма c-moll для фп

 

УГК (р.а.)

 

б/д

Прелюд.-поэма E-dur для фп

 

УГК (р.а.)

 

б/д

Юмореска для валтор. и фп

 

УГК (р.а.)

 

 

Камерно-вокальные произведения

1949

«Тебе» для гол. в сопров. фп, сл. Ст. Щипачева

 

УГК (р.а.)

 

1960

«Родина», вок. цикл для низ. муж. гол. и фп на ст. А. Прокофьева, А. Смольникова и М. Лужанина в 3 ч.

 

УГК (р.а.; № 1,2,3)

10’

1964

«Затуманились озера», сл. В. Дружинина

 

// Песни комп. Урала. М., 1964. С.31-35; ББ; УГК; УрГПУ

 

1972

«Без намеков», басни; вок. цикл для гол. с фп на сл. Дм. Аржанникова: 1. «Хорек-редактор»; 2. «Чуткая душа»; 3. «Липкий лист»; 4. «С больной головы»

 

УГК (р.а.); (к.р.)

 

1975

«Что же такое мы», песня на сл. Р. Рождественского

 

 

 

1975

«Дарьина гармонь», песня на сл. В. Соловьева

 

 

 

1978

«Дорога в бессмертие», вок. цикл для сопр. и фп на ст. Е. Хоринской, Н. Мосиенко, А. Прокофьева, Л. Татьяничевой, Н. Тряпкина, Д. Аржанникова: 1. «Лунная дорога»; 2. «Вера» (геологу Вере Флёровой); 3. «Дежурная сестра» (Тане Морозовой); 4. «Ольга» (снайперу Ольге Макковейской); 5. «Зоя» (Зое Космодемьянской); 6. «Алена»; 7. «Шумят над вами рощи и дубравы» (Памяти павших)

 

УГК (р.а.); АСК (к.р.)

25’

1981

«Крылья соколиные», сл. Г. Сюнькова

 

М,: ПК Музфонда ССР, 1985; АСК (к.р.); УГК (к.р.)

 

1982

«Ветер Родины», вок. цикл для сопр. и фп
на ст. Э. Дубровиной в 3 ч.

 

АСК (к.р.)

16’

1985

«Город в час рассвета» для гол. с фп, сл. Г. Сюнькова

 

М.: ПК Музфонда ССР, 1985; УГК

 

1985

«Белый снег» для гол. и фп, сл. Г. Сюнькова

 

//  Песни комп. Урала: для гол. (хора) в сопров. фп (баяна). М.: Сов. комп., 1985. С. 54–58; УрГПУ; АСК (р.а.)

 

1985

«Есть на Урале деревня» для гол. (хора) в сопров. фп (баяна), сл. Г. Сюнькова

 

//  Песни комп. Урала. 1985. С. 37–40; УрГПУ

 

б/д

«Есть на Урале» для гол. и фп, сл. Г.  Сюнькова,

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Серебристые облака» для гол. и фп,  сл. Д. Аржанникова

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Пожелание» для гол. и фп, сл. Д. Аржанникова

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Воспоминание о вальсе», сл. Д. Кравченко

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Из-за тебя» для гол. и фп, сл. Г. Сюнькова,

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Это было вчера», сл. М. Лисянского

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Сказка», сл. А. Филиппова

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Русская равнина», сл. Г. Сюнькова

 

АСК (р.)

 

б/д

«Весенний вальс», сл. Г. Сюнькова

 

АСК (р.)

 

б/д

«Память сердца», сл. В. Елисеева

 

АСК (р.)

 

б/д

«Доброта» для гол. и фп, сл. Л. Татьяничевой

 

АСК (р.)

 

б/д

«Пели две подруги» для жен. дуэта и фп

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Песня вольного края», сл. Е. Трифонова

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Ходят дороги» для дуэта с балалайкой, ст. В. Сляднева

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Ленин шел с корзинкой»,  сл. Е. Александровой

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Нет любви», ст. Р. Каменчаниной

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Будем петь», ст. Н. Тряпкина

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Утро», ст. Е. Трифонова, для выс. гол. и фп

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Хорошо на земле» на ст. В. Сляднева

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Если ты утомишься в пути»,
ст. Д. Смольникова

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Доброта» («Песня о России»), ст. Л. Татьяничевой

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Песня про Ваньку-водовоза»

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Край земли», сл. Г. Сюнькова, для гол. и фп

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Цветы», ст. Н. Рыбалка

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Спокойной ночи, русская земля», сл. А. Прокофьева

 

АСК (р.а.); УГК (р.)

 

б/д

«Дарьина гармонь», сл. В. Соловьева

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Я песню в небо запустил», сл. Г. Лонгфелло (в пер. В. Васильева)

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Моя полынная деревня» (тихая песня) для

гол. с фп, сл. В. Гилева

 

ББ (к.р.)

 

б/д

«Я люблю эту землю до слез» для гол. с фп, сл. А. Прокофьева

 

УГК (р.)

 

б/д

«Белая ночь» для гол. с фп, сл. Г. Сюнькова.

 

УГК (к.р.)

 

б/д

«Весной» для гол. с фп, сл. К. Гамсуна

 

УГК (р.а.)

 

б/д

«Дарьина гармонь» для гол. в сопров. фп, сл. Вл. Соловьева

 

УГК (р.а.)

 

б/д

«Душа моя мрачна» для муж. гол. в сопров. фп, сл. М.Ю. Лермонтова

 

УГК (р.а.)

 

б/д

«Когда за речкой гаснет день» для гол. с фп,  сл. М.Ю. Лермонтова

 

УГК (р.а.)

 

б/д

«Отчего, скажи» для гол. в сопров. фп, сл. А. Кольцова

 

УГК (р.а.)

 

             

 

Произведения для народных инструментов

1965

Соната для балалайки и фп, 1-ч.

 

// М.: Сов. комп.. 1969; АСК (к.р.); ББ; УГК

7’

1967

Соната № 1 для 4-стр. домры и фп

 

УГК (р.а.)

7’

1967

Соната № 2 для домры и фп, 1-ч.

 

АСК (к.р.)

7’

1973-1996

Концерт для балалайки и орк. нар. инстр. в 3 ч. (1 и 2-я ред.)

п-ра;

кл.;

о.г.

УГК (р.а.; к.р.)

20’

1971

Новелла для 4-стр. Домры

 

// Репертуар домриста. Вып. 5. М., 1971; УГК

 

1972

5 обр. урал. нар. песен для баяна

 

УГК (р.а.)

 

1975

Вар. для баяна на тему урал. нар. песни «Матушка-Тура»

 

// Конц. пьесы для баяна. Вып. 30. М.: Сов. комп., 1977; АСК (к.р.- Исп. ред. О. Панькова); УГК

7’

1982

Концертино в форме вар. для балалайки и фп

 

// Урал. хоровод. М.: Сов. комп., 1982. С. 2–20 (ред. В. Медведева); АСК (к.р.); УГК

 

1989

«Посвящение двоим» для домры и баяна

 

ББ (р.); УГК (к.р.)

 

1995

Концерт для домры и готово-выборн. баяна (посв. Тамаре Вольской, Анатолию Трофимову)

 

УГК (р.а.; к.р.)

 

 

«Матушка-Тура», перел.: для трио баянов (1975); для орк. нар. инстр. (инстр-ки В. Медведева – 1975 и Л.  Шкарупы – 1996).

п-ра

 

о.п.

 

 

КНИ; УГК (р.)

УрГОНИ

 

б/д

«Приглашение в мечту» для унисона балалаек с орк. нар. инстр.

п-ра

УГК (р.а.)

 

б/д

Поэма № 2 для домры и фп

 

ББ (к.р.)

 

б/д

Урал. припевки для анс. рус. нар. инстр. [2 баяна, балалайка, береста, брелка, ложки]

п-ра;

о.п.

УГК (р.а.); КНИ

 

б/д

Этюд для домры и баяна

 

УГК (к.р.)

 

б/д

«Приветствие рабочему городу» для орк. нар. инстр.

п-ра;

о.п.

 

УГК (р.)

 

Произведения, записанные на грампластинки и CD

«Одиночество», для меццо-сопр. и хора.

Мелодия, С-10-21409 001, 1984

 

То же, для баритона и хора.

Студия «Урал», UL 98607

Екатеринб. муницип. хор «Доместик», дир. В. Копанев

Поэма для домры и фп

Студия «Урал», UL 96389

 

                      

Научные труды

 Заметки о гармонии Н.А. Римского-Корсакова // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып. 2. Свердловск, 1959. С. 137-182; Формиро­вание и развитие гармонии до И.С. Баха // Там же. Вып. 8. Свердловск, 1973. С. 34-72; Теория и жизнь // Виктор Николаевич Трамбицкий: Воспоминания. Статьи. Исследования. Екатеринбург, 2002; Художник и педагог // Там же.

 

Публикации в СМИ

Мелодии современности // Ур. рабочий. 1973. 13 апр.; Музыка для народа // Ур. рабочий. 1974. 27 апр.; Авторы рассказывают [вок. цикл «Дорога в бессмертие», кварт. 3 и 4-я симф., соната для фп.] // Сов. музыка. 1986. № 3. С. 130–131.

 

Библиография

Вильнер Н.На пути к слушателю // Сов. муз. 1975. №2; Владими­ров А.Почерк мастера // Горьковская правда. 1974. 27 окт.; Головина О. Музыка, опаленная огнем // Веч. Свердл. 1975. 22 марта; Гуреев С.Вере Флеровой посвящается // Комсомолец (Ростов-н/Д.). 1974. 12 дек.; Дробышевская И. На авторских концертах… Н. Пузея  // Сов. музыка. 1985. № 11. С. 30–31; Жарова А. «Звуковой пейзаж» современного мегаполиса // Проблемы города в культурной антропологии: история и современность. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2006. С. 159-163; Зетель И. Компо­зитор, исполнитель, слушатель // Сов. муз. 1972. № 9; Калужникова Т. Атлантида Николая Пузея [к 90-летию урал. композитора (1915–2000)] // Музыка в системе культуры: проблемы исполнительства и музык. педагогики: Сб. ст. Екатеринбург,  2005. Вып. 2. С. 232–251; Она же. Добрый пример учителя // Веч. Свердл. 1980. 21 окт.; Она же. Николай Михайлович Пузей // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 150-159; Она же. Николай Михайлович Пузей // УГК имени М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 93-96; Коваль М. За высокое мастерство // Ур. рабочий. 1963. 19 дек.; Кузьмина Н. Соната для домры Н. Пузея в контексте эволюции домрового репертуара // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 20-24; Лукьянов А. Педагогический потенциал фортепианных произв. екатеринб. композиторов для детей (метод. рекоменд.) // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 41-45; Он же. Яркая страница уральской фортепианной музыки (творческое наследие Н.М. Пузея // Актуальные проблемы муз. и худ. образования: Мат-лы второй междунар. Интернет-конф. Екатеринбург: УрГПУ, 2010, С. 20-24; Марченко Л. На юбилейных вечерах [о Н.М. Пузее] // Сов. музыка. 1976. № 6. С. 135; Мурадели В. У композиторов Урала // Правда. 1958. 24 июля; Назаревский П.Подвиг–вдохновение – радость // Урал. 1968. №2; Петрова Н. Вдохновленные песней // Ур. рабочий. 1973. 15 июля; Певзнер Б. Николай Михайлович Пузей // Композиторы Урала. Свердловск, 1968; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 134–138; Серебрякова Л. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 87-101; Она же. Николай Михайлович Пузей // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 142-146; Сокольская Ж. Героика // Ур. рабочий. 1976. 8 мая; Она же. О времени и о себе // Ур. рабочий. 1974. 13 июня; Она же. По долгу солдата // Урал музыкальный: вчера и сегодня… Екатеринбург:  Изд-во УрГУ, 2008. С. 474-477; Она же.Судьбы женские // Ур. рабочий.  1978. 28 окт.; Сорокин М. Авторский концерт Н.М. Пузея // Тагильский рабочий. 1988. 15 апр.; Хлопкова В. Звучит музыка уральцев // Веч. Свердл. 1972. 20 марта.

Полный список имён