Родился 27 октября 1915 г. в заводском поселке Верхняя Салда Пермской губернии Верхотурского уезда. С 15 лет работал слесарем на местном металлургическом заводе, затем телефонистом на почте и конторщиком на заводе «Стальмост». С 1933 г. учился в Пермском музыкальном техникуме, потом в Свердловском музыкальном училище. В 1936 г. он поступил в Свердловскую консерваторию на композиторское отделение. С началом Великой Отечественной войны Н.М. Пузей был призван на военную службу, в действующей армии прошел всю войну, был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды и медалями. Впоследствии тема войны станет одной из основных в его творчестве. По возвращении с фронта он продолжает обучение в консерватории в классе О.К. Эйгеса, одновременно преподает теоретические дисциплины в средней специальной музыкальной школе-десятилетке при консерватории (1946–1950). После Постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. об опере «Великая дружба» В Мурадели О.К. Эйгес был необоснованно обвинен в формализме и уволен из консерватории. По этой причине два выпускника О.К. Эйгеса – В.А. Гевиксман и Н.М. Пузей не были допущены к государственному экзамену. Выпускной экзамен Н.М. Пузея все же состоялся в октябре 1948 г. В качестве дипломной работы им был представлен Фортепианный концерт. С 1950 г. Н.М. Пузей начинает свою преподавательскую деятельность в консерватории, продолжавшуюся до конца его дней. В 1956 г. он оканчивает аспирантуру по классу В.Н. Трамбицкого. Во время учебы в аспирантуре он занимался также у известного теоретика И.В. Способина.
Вся последующая творческая жизнь Н.М. Пузея связана с Уральской консерваторией и Уральским отделением Союза композиторов. В консерватории он вел класс композиции, читал лекционный курс гармонии; в 1970 г. был утвержден в ученом звании доцента, в 1982 – профессора; с 1970 по 1992 г. заведовал кафедрой композиции и инструментовки. Среди его учеников по классу композиции такие известные музыканты, как заслуженный деятель искусств РФ Е.С. Щекалёв, В.Д. Барыкин, М.И. Сорокин, В.Г. Трапезников, Н.А. Морозов (С.-Петербург). В классе Н.М. Пузея начинал свою учебу в консерватории А.Н. Нименский (впоследствии заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой композиции и инструментовки УГК). В Союзе композиторов Н.М. Пузей занимал должности председателя правления Уральской организации (1977–1988), секретаря правления СК РСФСР и члена правления СК СССР.
Для творческого почерка композитора характерна масштабность мышления, значительность замыслов. Эти качества наиболее ярко проявились в симфонических произведениях, составляющих значительную часть его наследия (четыре симфонии, Концерт-симфония для виолончели с оркестром, два концерта для фортепиано с оркестром, симфонические поэмы и. др.). Военная тема является одной из магистральных в творчестве Н.М. Пузея. Вслед за Ю. Левитанским он мог бы сказать: «Я не участвую в войне, она участвует во мне». Памяти военных лет посвящены произведения различных жанров: Первая симфония, вокально-симфоническая поэма «Мемориал», симфонические поэмы «Легенда-быль» и «Героика», вокальный цикл «Дорога в бессмертие» и «Фронтовые эскизы» для фортепиано. Творческим завещанием Н.М. Пузея можно назвать его оперу «Атлантида», философскую притчу о природе власти, любви и творчества, завершенную им накануне своего 80-летия. На основе оперы композитор создал музыкально-драматическое действо «Гибель Атлантиды», представленное в концертном исполнении в зале Свердловской филармонии (1994). Его последнее крупное произведение – симфоническая картина «Город» – звучит как предостережение против бездушной механистичности технократической цивилизации. Важнейшим качеством музыки Н.М. Пузея является ее почвенность, укорененность в национальной культуре. Композитор внес значительный вклад в формирование репертуара для русских народных инструментов. Русская песенность, нередко в ее эндемическом уральском варианте, становится основой многих его сочинений. Уральская природа была для него неиссякаемым источником вдохновения, а общение с ней – настоятельной потребностью. Даже будучи в весьма преклонном возрасте он не оставлял занятия подледным ловом. Трагический случай на рыбалке оборвал жизнь Н.М. Пузея 17 апреля 2000 г.
Заслуги Н.М. Пузея были отмечены государственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Почетный деятель СК РФ» и званием «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1977).
СОЧИНЕНИЯ
Произведения для музыкального театра
1992-1994
|
«Атлантида», оп. в 3 д., либр. Н. Пузея и К. Арабаджян по мотивам романа А. Беляева «Последний человек из Атлантиды»
|
п-ра;
кл.
|
УГК (р.а.; дат. 1994);
УГК (р.а.; дат. 1992)
|
|
Симфонические произведения
1948
|
Концерт № 1 для фп с орк. в 3 ч.
|
п-ра;
кл.:
о.п.
|
УГК (р.а.)
|
25’
|
1959
|
Симфония № 1 в 4 ч.
|
п-ра;
о.п.
|
УГК (р.а.)
АСК (р.)
|
35’
|
1962
|
Концерт № 2 для фп с орк. в 3 ч.
|
п-ра;
кл.
|
УГК (р.а.); АСК (к.р.)
|
22’
|
1963
|
Симф. поэма «Легенда-быль» по мотивам пов. Г. Курочкина «Пик Веры»
|
п-ра;
о.п.
|
УГК (р.а.)
АСК (р.)
|
18’
|
1964
|
Симф. поэма «Героика»
|
п-ра;
о.п.
|
АСК (р.)
|
16’
|
1965
|
Концертино для анс. скр. и фп
|
кл.
|
М.: Музфонд СССР, 1965; УГК (р.а.)
|
|
1972
|
Симфония № 2 для стр. орк., фп, 2 тромб. и литавр по мотивам ст. В. Тушновой в 6 ч.: «Пролог», «Воспоминания», «Годы», «Буря», «Ровесники», «Эпилог»
|
п-ра;
кл.
|
М.: Сов. комп., 1984; УГК (к.р.); ББ (р.);
УГК (р.а.)
|
30’
|
1975
|
Симфония № 3 для камер. орк., трех баянов, сопр. и ударн. в 3 ч.
|
п-ра;
о.г.
|
МКОБ;
УГК (р.)
|
37’
|
1981
|
Симфония № 4 в 4 ч.
|
п-ра;
о.п.
|
УГК (р.; к.р.)
АСК (р.)
|
37’
|
1988
|
Концерт для баяна со стр. орк., клавес., фп и литавр, 1-ч.
|
п-ра
|
УГК (р.а.); АСК (к.р.); ББ (к.р.)
|
18’
|
1990
|
«Образы», концерт-симф. для виолонч. и симф. орк., 1-ч. (дата на тит. л.: 10–11 мая 1996)
|
п-ра;
о.п.;
кл.
|
УГК (р.а.); ББ (к.р.)
|
35’
|
1997
|
«Кукла в бальном платье» из цикла «Кукольный дом» для стр. орк. с фп
|
п-ра
|
УГК (р.а.)
|
|
1999
|
«Город», симф. карт.
|
п-ра
|
|
|
б/д
|
«Воспоминание», вальс для больш. симф. орк.
|
о.п.
|
УГК (р.)
|
|
б/д
|
«Данко», симф. поэма по расск. А.М. Горького «Старуха Изергиль»
|
кл.
|
УГК (р.а.)
|
|
Вокально-симфонические произведения
1970
|
«Мемориал», вок.-симф поэма для баса, смеш. и дет. хоров и орк. на ст. Д. Аржанникова
|
п-ра; кл.;
о.п.
|
АСК (р.а.); УГК (к.р.)
|
12’
|
1992
|
Вокализ D-dur для меццо-сопр. c симф. орк.
|
п-ра;
кл.;
о.п.
|
УГК (р.)
|
|
1993
|
«Гибель Атлантиды», муз.-драм. действо для солистов, хора и орк.
|
п-ра;
о.г.
|
УГК (к.р.)
|
40’
|
1998
|
«С Надеждой – в Новый Век» («С былых времен царя Петра») для баритона, смеш. хора и орк.
|
п-ра;
кл.
|
УГК (р.а.)
|
|
б/д
|
Вокализ E-dur для меццо-сопр. c симф. орк.
|
п-ра;
о.п.
|
УГК (р.а.)
|
|
Хоровые произведения
1977
|
«Одиночество» для меццо-сопр. и хора а’ cappella на ст. В. Торопыгина.
|
п-ра
|
// Хоры комп. РСФСР. Вып. 1: Комп. Урала / Сост. А. Литвина. М.: Сов. комп., 1987. С. 32-37; УГК; УрГПУ
|
6’
|
1980
|
«Пепел» для баса, хора и фп на ст. Г. Сюнькова (вар. для гол. и фп)
|
п-ра;
кл.
|
УГК (р.а.; к.р.)
|
4’
|
б/д
|
«Старые солдаты» для муж хора и фп, сл. М. Лисянского,
|
п-ра
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Расставание», сл. В. Тушновой, для сол. и хора в сопров. фп
|
п-ра
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Мастерок» для сол. и хора, ст. Н. Полянского
|
п-ра
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Казненным», сл. А. Гмырева, для смеш. хора a’cappella
|
п-ра
|
// Хрест. для хор. кл. / Сост. В. Завадский. Екатеринбург:, 1995. С. 50–51; УЧ (р.)
|
|
б/д
|
«Мой Урал» для сол. и хора в сопров. фп, сл. М. Токарева
|
п-ра
|
УГК (р.)
|
|
б/д
|
«Цвети наша Родина» для смеш. хора а’ cappella, сл. А. Прокофьева
|
п-ра
|
УГК (р.а.)
|
|
Камерно-инструментальные произведения
1936-1940
|
Прелюдии для фп: 5 прелюд., элегия, 6-я прелюд. неоконч.
|
|
УГК (р.а.)
|
|
1939
|
Соната № 1 для фп, 1-ч.
|
|
|
7’
|
1941
|
Прелюдия-поэма C-dur для фп (2-я ред. – 1990 г.)
|
|
УГК (р.а.)
|
|
1947
|
Соната № 2 для фп, 1-ч.
|
|
УЧ (к.р.)
|
7’
|
1949
|
Баркарола для фп
|
|
УГК (р.а.)
|
|
1949
|
Соната для скр. и фп, 1-ч.
|
|
УГК (р.; к.р.)
|
8’
|
1949
|
«Размышление» для скр. и фп
(ред. Л. Мирчина – 1978)
|
|
УГК (р.);
УГК (к.р.)
|
5’
|
1949-1973
|
Концертная фантазия на темы урал. нар. песен для двух фп
|
|
УГК (р.а.; к.р.)
|
|
1958
|
Прелюд.-поэма № 1 для фп
|
|
УЧ (к.р.)
|
|
1959
|
Прелюд.-поэма № 2 для фп
|
|
УГК (к.р.); УЧ (р.)
|
|
до 1963
|
«Плясовой наигрыш» для фп
|
|
// Сб. фп пьес. М., 1963. С.10-22; ББ; УГК (р.); УЧ
|
|
1965
|
«Детские игры» для фп
|
|
М., 1965; ББ; // Пьесы урал. комп. для фп. Екатеринбург, 1995. С. 45-52 (Маленький вальс); ББ; УГК (р.а.); УЧ; УрГПУ
|
|
1965
|
Концертино для скр. и фп
|
|
М., 1965; ББ; УЧ
|
|
1967
|
Стр. кварт. в 3 ч.
|
п-ра
|
УГК (р.)
|
11’
|
1970
|
«Мелодия и плясовая» для скр. и фп
|
|
УГК (к.р.; р. – п. скр. Ред. Н.А. Шварца)
|
5’
|
1970
|
«Фронтовые эскизы» для фп: «На фронт», «Первый бой», «После боя», «Вперед!», «Вечная слава»
|
|
УГК (р.а.); АСК (к.р.); ББ (к.р.); № 5. М.: Музфонд СССР
|
|
|
Соч. для фп: 5 прелюд. Фуга. Вальс. Марш. Adagio. Прелюдия (даты: с 1936 по 1977)
|
|
УГК (р.а.); УЧ. (к.р.)
|
|
1978
|
Поэма и скерцо для 2 фп
|
|
УГК (р.а.; к.р.); УЧ (р.)
|
8’
|
1980
|
Прелюд.-поэма cis-moll/E-dur для фп
|
|
УГК (р.а.; к.р.)
|
|
1980
|
Прелюд.-поэма a-moll/As-dur для фп
|
|
УГК (р.а.; к.р.)
|
|
1983
|
Соната № 3 для фп, 1-ч.
|
|
УГК (к.р.)
|
10’
|
1987
|
Квинт. для 2 скр., альта, виолонч. и фп, 1-ч.
|
п-ра
|
УГК (р.а.); ББ (к.р.)
|
18’
|
1996
|
Листок из альбома для флейты и арфы
|
|
УГК (р.а.; к.р.)
|
|
1997
|
Новелла № 1 для скр. и фп
|
|
УГК (р.а.)
|
|
1997
|
Новелла для флейты и арфы
|
|
УГК (р.а.; к.р.)
|
|
1998
|
«Далекое» для кларн. и арфы
|
|
УГК (р.а.; к.р.); ББ (к.н.)
|
|
1999
|
«Воспоминание о песне» для гобоя и арфы
|
|
УГК (р.а.)
|
|
2000
|
Мелодия для фп в 4 руки
|
|
УГК (р.а.)
|
|
2000
|
Муз. момент для фп в 4 руки
|
|
УГК (р.а.)
|
|
2000
|
«Улошная», вар. для фп в 4 руки
|
|
УГК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Гимн родному городу» для 2 фп
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Прелюд» cis moll для фп
|
|
АСК (к.р.); ББ; УЧ
|
|
б/д
|
«Кукольный дом», шесть пьес для фп: Песня, «Два веселых зайца», «Кукла в
бальном платье», «Тревога в кукольном доме», «Кукла–модница», «Самоуверенный кукол»
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2000; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ
|
|
б/д
|
«Музыкальный момент», для фп в 4 руки
|
|
// Екатеринбург: УрО СКР, 2000; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ
|
|
б/д
|
|
|
|
|
б/д
|
Две новеллы для кларн. [in B] и фп
|
|
ББ (к.р.); УГК (к.р.)
|
|
б/д
|
«На озере», поэма для фп
|
|
УГК (р.)
|
|
б/д
|
Поэма для контрабаса и фп
|
|
УГК (к.р. Ред. А.И. Кряжева)
|
|
б/д
|
«Соловьем залетным» для скр. с фп
|
|
УГК (р.)
|
|
б/д
|
Фуга es-moll для фп
|
|
УГК (р.)
|
|
б/д
|
Поэма для виолонч. и фп
|
|
УЧ (р.)
|
|
б/д
|
Танец для скр. и фп
|
|
УГК (р.а.)
|
|
б/д
|
Вальс Fis-dur для фп
|
|
УГК (р.а.)
|
|
б/д
|
Вальс к ненапис. драме [Д. Аржанникова]: перел. для фп авт.; Андриановский вальс для аккорд.
|
|
УГК (р.а.; к 1 произв. дана ист. создания; 2 – произв. фрагм.)
|
|
б/д
|
«Из Бажова», септ.
|
|
УГК (р.; партии флейты, гобоя, кларн. 1, кларн. 2, фагота 2, валторны in B)
|
|
б/д
|
Маленький вальс fis-moll для фп
|
|
УГК (р.а.)
|
|
б/д
|
Песня для кларн. [in B] и фп
|
|
УГК (р.)
|
|
б/д
|
Прелюд. fis-moll для фп
|
|
УГК (р.а.)
|
|
б/д
|
Прелюд.-поэма c-moll для фп
|
|
УГК (р.а.)
|
|
б/д
|
Прелюд.-поэма E-dur для фп
|
|
УГК (р.а.)
|
|
б/д
|
Юмореска для валтор. и фп
|
|
УГК (р.а.)
|
|
Камерно-вокальные произведения
1949
|
«Тебе» для гол. в сопров. фп, сл. Ст. Щипачева
|
|
УГК (р.а.)
|
|
1960
|
«Родина», вок. цикл для низ. муж. гол. и фп на ст. А. Прокофьева, А. Смольникова и М. Лужанина в 3 ч.
|
|
УГК (р.а.; № 1,2,3)
|
10’
|
1964
|
«Затуманились озера», сл. В. Дружинина
|
|
// Песни комп. Урала. М., 1964. С.31-35; ББ; УГК; УрГПУ
|
|
1972
|
«Без намеков», басни; вок. цикл для гол. с фп на сл. Дм. Аржанникова: 1. «Хорек-редактор»; 2. «Чуткая душа»; 3. «Липкий лист»; 4. «С больной головы»
|
|
УГК (р.а.); (к.р.)
|
|
1975
|
«Что же такое мы», песня на сл. Р. Рождественского
|
|
|
|
1975
|
«Дарьина гармонь», песня на сл. В. Соловьева
|
|
|
|
1978
|
«Дорога в бессмертие», вок. цикл для сопр. и фп на ст. Е. Хоринской, Н. Мосиенко, А. Прокофьева, Л. Татьяничевой, Н. Тряпкина, Д. Аржанникова: 1. «Лунная дорога»; 2. «Вера» (геологу Вере Флёровой); 3. «Дежурная сестра» (Тане Морозовой); 4. «Ольга» (снайперу Ольге Макковейской); 5. «Зоя» (Зое Космодемьянской); 6. «Алена»; 7. «Шумят над вами рощи и дубравы» (Памяти павших)
|
|
УГК (р.а.); АСК (к.р.)
|
25’
|
1981
|
«Крылья соколиные», сл. Г. Сюнькова
|
|
М,: ПК Музфонда ССР, 1985; АСК (к.р.); УГК (к.р.)
|
|
1982
|
«Ветер Родины», вок. цикл для сопр. и фп на ст. Э. Дубровиной в 3 ч.
|
|
АСК (к.р.)
|
16’
|
1985
|
«Город в час рассвета» для гол. с фп, сл. Г. Сюнькова
|
|
М.: ПК Музфонда ССР, 1985; УГК
|
|
1985
|
«Белый снег» для гол. и фп, сл. Г. Сюнькова
|
|
// Песни комп. Урала: для гол. (хора) в сопров. фп (баяна). М.: Сов. комп., 1985. С. 54–58; УрГПУ; АСК (р.а.)
|
|
1985
|
«Есть на Урале деревня» для гол. (хора) в сопров. фп (баяна), сл. Г. Сюнькова
|
|
// Песни комп. Урала. 1985. С. 37–40; УрГПУ
|
|
б/д
|
«Есть на Урале» для гол. и фп, сл. Г. Сюнькова,
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Серебристые облака» для гол. и фп, сл. Д. Аржанникова
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Пожелание» для гол. и фп, сл. Д. Аржанникова
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Воспоминание о вальсе», сл. Д. Кравченко
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Из-за тебя» для гол. и фп, сл. Г. Сюнькова,
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Это было вчера», сл. М. Лисянского
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Сказка», сл. А. Филиппова
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Русская равнина», сл. Г. Сюнькова
|
|
АСК (р.)
|
|
б/д
|
«Весенний вальс», сл. Г. Сюнькова
|
|
АСК (р.)
|
|
б/д
|
«Память сердца», сл. В. Елисеева
|
|
АСК (р.)
|
|
б/д
|
«Доброта» для гол. и фп, сл. Л. Татьяничевой
|
|
АСК (р.)
|
|
б/д
|
«Пели две подруги» для жен. дуэта и фп
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Песня вольного края», сл. Е. Трифонова
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Ходят дороги» для дуэта с балалайкой, ст. В. Сляднева
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Ленин шел с корзинкой», сл. Е. Александровой
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Нет любви», ст. Р. Каменчаниной
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Будем петь», ст. Н. Тряпкина
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Утро», ст. Е. Трифонова, для выс. гол. и фп
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Хорошо на земле» на ст. В. Сляднева
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Если ты утомишься в пути», ст. Д. Смольникова
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Доброта» («Песня о России»), ст. Л. Татьяничевой
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Песня про Ваньку-водовоза»
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Край земли», сл. Г. Сюнькова, для гол. и фп
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Цветы», ст. Н. Рыбалка
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Спокойной ночи, русская земля», сл. А. Прокофьева
|
|
АСК (р.а.); УГК (р.)
|
|
б/д
|
«Дарьина гармонь», сл. В. Соловьева
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Я песню в небо запустил», сл. Г. Лонгфелло (в пер. В. Васильева)
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Моя полынная деревня» (тихая песня) для
гол. с фп, сл. В. Гилева
|
|
ББ (к.р.)
|
|
б/д
|
«Я люблю эту землю до слез» для гол. с фп, сл. А. Прокофьева
|
|
УГК (р.)
|
|
б/д
|
«Белая ночь» для гол. с фп, сл. Г. Сюнькова.
|
|
УГК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Весной» для гол. с фп, сл. К. Гамсуна
|
|
УГК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Дарьина гармонь» для гол. в сопров. фп, сл. Вл. Соловьева
|
|
УГК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Душа моя мрачна» для муж. гол. в сопров. фп, сл. М.Ю. Лермонтова
|
|
УГК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Когда за речкой гаснет день» для гол. с фп, сл. М.Ю. Лермонтова
|
|
УГК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Отчего, скажи» для гол. в сопров. фп, сл. А. Кольцова
|
|
УГК (р.а.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Произведения для народных инструментов
1965
|
Соната для балалайки и фп, 1-ч.
|
|
// М.: Сов. комп.. 1969; АСК (к.р.); ББ; УГК
|
7’
|
1967
|
Соната № 1 для 4-стр. домры и фп
|
|
УГК (р.а.)
|
7’
|
1967
|
Соната № 2 для домры и фп, 1-ч.
|
|
АСК (к.р.)
|
7’
|
1973-1996
|
Концерт для балалайки и орк. нар. инстр. в 3 ч. (1 и 2-я ред.)
|
п-ра;
кл.;
о.г.
|
УГК (р.а.; к.р.)
|
20’
|
1971
|
Новелла для 4-стр. Домры
|
|
// Репертуар домриста. Вып. 5. М., 1971; УГК
|
|
1972
|
5 обр. урал. нар. песен для баяна
|
|
УГК (р.а.)
|
|
1975
|
Вар. для баяна на тему урал. нар. песни «Матушка-Тура»
|
|
// Конц. пьесы для баяна. Вып. 30. М.: Сов. комп., 1977; АСК (к.р.- Исп. ред. О. Панькова); УГК
|
7’
|
1982
|
Концертино в форме вар. для балалайки и фп
|
|
// Урал. хоровод. М.: Сов. комп., 1982. С. 2–20 (ред. В. Медведева); АСК (к.р.); УГК
|
|
1989
|
«Посвящение двоим» для домры и баяна
|
|
ББ (р.); УГК (к.р.)
|
|
1995
|
Концерт для домры и готово-выборн. баяна (посв. Тамаре Вольской, Анатолию Трофимову)
|
|
УГК (р.а.; к.р.)
|
|
|
«Матушка-Тура», перел.: для трио баянов (1975); для орк. нар. инстр. (инстр-ки В. Медведева – 1975 и Л. Шкарупы – 1996).
|
п-ра
о.п.
|
КНИ; УГК (р.)
УрГОНИ
|
|
б/д
|
«Приглашение в мечту» для унисона балалаек с орк. нар. инстр.
|
п-ра
|
УГК (р.а.)
|
|
б/д
|
Поэма № 2 для домры и фп
|
|
ББ (к.р.)
|
|
б/д
|
Урал. припевки для анс. рус. нар. инстр. [2 баяна, балалайка, береста, брелка, ложки]
|
п-ра;
о.п.
|
УГК (р.а.); КНИ
|
|
б/д
|
Этюд для домры и баяна
|
|
УГК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Приветствие рабочему городу» для орк. нар. инстр.
|
п-ра;
о.п.
|
УГК (р.)
|
|
Произведения, записанные на грампластинки и CD
«Одиночество», для меццо-сопр. и хора.
|
Мелодия, С-10-21409 001, 1984
|
|
То же, для баритона и хора.
|
Студия «Урал», UL 98607
|
Екатеринб. муницип. хор «Доместик», дир. В. Копанев
|
Поэма для домры и фп
|
Студия «Урал», UL 96389
|
|
Научные труды
Заметки о гармонии Н.А. Римского-Корсакова // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып. 2. Свердловск, 1959. С. 137-182; Формирование и развитие гармонии до И.С. Баха // Там же. Вып. 8. Свердловск, 1973. С. 34-72; Теория и жизнь // Виктор Николаевич Трамбицкий: Воспоминания. Статьи. Исследования. Екатеринбург, 2002; Художник и педагог // Там же.
Публикации в СМИ
Мелодии современности // Ур. рабочий. 1973. 13 апр.; Музыка для народа // Ур. рабочий. 1974. 27 апр.; Авторы рассказывают [вок. цикл «Дорога в бессмертие», кварт. 3 и 4-я симф., соната для фп.] // Сов. музыка. 1986. № 3. С. 130–131.
Библиография
Вильнер Н.На пути к слушателю // Сов. муз. 1975. №2; Владимиров А.Почерк мастера // Горьковская правда. 1974. 27 окт.; Головина О. Музыка, опаленная огнем // Веч. Свердл. 1975. 22 марта; Гуреев С.Вере Флеровой посвящается // Комсомолец (Ростов-н/Д.). 1974. 12 дек.; Дробышевская И. На авторских концертах… Н. Пузея // Сов. музыка. 1985. № 11. С. 30–31; Жарова А. «Звуковой пейзаж» современного мегаполиса // Проблемы города в культурной антропологии: история и современность. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2006. С. 159-163; Зетель И. Композитор, исполнитель, слушатель // Сов. муз. 1972. № 9; Калужникова Т. Атлантида Николая Пузея [к 90-летию урал. композитора (1915–2000)] // Музыка в системе культуры: проблемы исполнительства и музык. педагогики: Сб. ст. Екатеринбург, 2005. Вып. 2. С. 232–251; Она же. Добрый пример учителя // Веч. Свердл. 1980. 21 окт.; Она же. Николай Михайлович Пузей // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 150-159; Она же. Николай Михайлович Пузей // УГК имени М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 93-96; Коваль М. За высокое мастерство // Ур. рабочий. 1963. 19 дек.; Кузьмина Н. Соната для домры Н. Пузея в контексте эволюции домрового репертуара // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 20-24; Лукьянов А. Педагогический потенциал фортепианных произв. екатеринб. композиторов для детей (метод. рекоменд.) // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 41-45; Он же. Яркая страница уральской фортепианной музыки (творческое наследие Н.М. Пузея // Актуальные проблемы муз. и худ. образования: Мат-лы второй междунар. Интернет-конф. Екатеринбург: УрГПУ, 2010, С. 20-24; Марченко Л. На юбилейных вечерах [о Н.М. Пузее] // Сов. музыка. 1976. № 6. С. 135; Мурадели В. У композиторов Урала // Правда. 1958. 24 июля; Назаревский П.Подвиг–вдохновение – радость // Урал. 1968. №2; Петрова Н. Вдохновленные песней // Ур. рабочий. 1973. 15 июля; Певзнер Б. Николай Михайлович Пузей // Композиторы Урала. Свердловск, 1968; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 134–138; Серебрякова Л. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 87-101; Она же. Николай Михайлович Пузей // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 142-146; Сокольская Ж. Героика // Ур. рабочий. 1976. 8 мая; Она же. О времени и о себе // Ур. рабочий. 1974. 13 июня; Она же. По долгу солдата // Урал музыкальный: вчера и сегодня… Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2008. С. 474-477; Она же.Судьбы женские // Ур. рабочий. 1978. 28 окт.; Сорокин М. Авторский концерт Н.М. Пузея // Тагильский рабочий. 1988. 15 апр.; Хлопкова В. Звучит музыка уральцев // Веч. Свердл. 1972. 20 марта.