E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Кесарева Маргарита Александровна композитор [1936-2017]

Родилась 21 мая 1936 г. в Екатеринбурге. Окончила Свердловское музыкальное училище по классу композиции у О.А.  Моралёва (1957) и Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского по классу В.Н. Трамбицкого (1962). Здесь же началась и по сей день продолжается ее деятельность – сначала в качестве преподавателя, затем доцента (1974), а с 1996 г. – профессора кафедры композиции. В ее классе по специальности в разные годы обучались А. Басок, Т. Густомесова, А. Желтышева, С. Мальцева, нынешний член Уральского отделения СК Е. Перевалов, председатель Омско-Зауральской композиторской организации К.Л. Брысов. Еще в консерваторские годы  М.А. Кесарева активно включилась в работу молодежной секции композиторов, которая объединила композиторов, музыковедов и исполнителей, пропагандировавших музыку молодых. В 1967 г. была принята в Союз композиторов СССР. Регулярно участвовала в семинарах, проводимых в Доме творчества Иваново под руководством Н.И. Пейко. В сочинениях 60–70-х гг. определяется главная стилистическая константа ее музыки – творческое претворение уральского фольклора (вокально-инструментальный цикл «Горе мое», удостоенный в 1968 г. третьей премии на Всесоюзном смотре молодых композиторов, оратория «Светлое озеро», «Наговорная легенда» и др.). Параллельно творческой и педагогической работе М.А. Кесарева занимается собиранием и изучением богатейшего горнозаводского фольклора, проводит на Свердловском телевидении цикл фольклорных передач «Уральские посиделки», накапливает материал к сборнику «Песни заводов Урала», работу над которым, совместно с музыковедом Т.И. Калужниковой, завершит в 2001 г.[1] Учителями в освоении народного музыкального наследия композитор считает своего консерваторского педагога Л.Л. Христиансена и профессора Московской консерватории известного фольклориста Е.В. Гиппиуса, обратившего ее внимание на фольклор коренных народностей Урала – хантов и манси. Центральное сочинение 80-х г. – вокальный цикл «Уральские наговоры» – знаменует новый этап постижения композитором глубинных пластов фольклора, отмеченный стремлением передать таинственную силу народных поверий. В октябре 1986 г. М.А. Кесаревой была вручена медаль «За трудовую доблесть». Творческим отчетом за прошедшие десятилетия стал ее авторский концерт в Малом зале Московской консерватории (октябрь 1989).

 

Поездки в Дом творчества «Дилижан» (Армения) подарили М.А. Кесаревой возможность общения с такими выдающимися музыкантами как А. Тертерян, А. Бабаджанян, Г. Канчели. Она открывает для себя обаяние Востока. Постепенно, к 90-м гг., в круг ее интересов входят японская средневековая поэзия, культура буддизма, индийские медитативные практики, якутские языческие ритуалы, в занятиях со студентами-монголами расширяется знакомство с монгольской ладовой системой. Этот путь приведет ее к созданию таких произведений как «Четыре откровения» для флейты соло, «Камлание» для виолончели и фортепиано, к поездке на Международный съезд ритуальной восточной музыки (1997, Фолсбург, США). Но русское фольклорное направление все же остается ведущим, о чем свидетельствуют кантата «Похвала земле русской», «Уральские заклички» для сопрано и оркестра народных инструментов и др. Эта линия разрабатывается и в произведениях для детей, внешним поводом к написанию которых стало введение М.А. Кесаревой в состав Комиссии Союза композиторов РСФСР по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. С 1995 по 2000 г. она ежегодно выступала в различных городах России в рамках фестиваля «Композиторы России – детям». В апреле 1999 г. М.А. Кесарева была награждена орденом Дружбы народов.

 

Начиная с 2002 г. композитор обращается к инструментальной музыке для различных составов (для фортепианного ансамбля, флейты, струнного квартета, ударных инструментов). Многие их этих произведений были опубликованы в рамках издательских проектов УрОСКР и активно вошли в концертный и учебно-педагогический репертуар. Но главным своим сочинением последнего десятилетия она считает хоровые фрески «Пустая охота» и «Тихая рыбалка» (на слова народных промысловых наговоров), которые еще ждут своей премьеры. Продолжается и научно-методическая работа: к изданию подготовлено учебное пособие для студентов-композиторов «Хрестоматия хоровых обработок уральских народных песен». В дни юбилея Уральской консерватории (ноябрь 2009) М.А. Кесаревой была вручена награда Российской геральдической палаты – орден «За вклад в просвещение».     

                                       

СОЧИНЕНИЯ

Симфонические произведения

1962

Симфониетта в 4 ч.

п-ра; о.п.

АСК (р.а.)

26’

1967

«Поэма-кантилена» для камер. орк.

п-ра;

о.п.

АСК (р.а.)

10’

1974

«Ермаковы лебеди», симф. поэма

п-ра

 

8’

Вокально-симфонические произведения

1972

«Светлое озеро», орат. в 8 ч. для хора, сол. и симф. орк. по мотивам произв. Д. Мамина-Сибиряка, сл. Г. Колотушкиной

п-ра;

кл.;

о.п.;

х.п.

АСК (р.)

 

 

УГК (р.)

25’

1990

«Похвала земле русской», кантата для меццо-сопр., дисканта и жен. хора на текст «Слова о погибели Рускыя земли»

п-ра

ББ (к.р.)

12’

 

Хоровые произведения

1972

Хоры для детей. Цикл по мотивам урал. дет. игрищ в 4 ч., сл. нар.

п-ра

М.: Сов. комп., 1973; АСК (р.)

7’

1974

«Подберезовичек» («Как в лесочек я пошла…») для дуэта в сопров. фп,  сл. И. Тарабукина

 

// Хоры сов. комп. в сопр. фп Вып. 6. – М., 1974, С. 47-50; ББ; УГК

 

1979

«Голубая змейка», сюита для дет. хора и фп в 3 ч. на ст. Г. Колотушкиной.

п-ра

М.: Сов. комп., 1980; ББ; УГК

9’

1981

«Чудьи курганы», 2 поэмы памяти П. Бажова для хора a cappella на ст. Г. Колотушкиной

п-ра;

х.п.

М.: Сов. комп., 1982; АСК; ББ; УГК

20’

1980

«Мансийские были», цикл для хора a cappella в 6 ч. на ст. Ю. Шесталова

п-ра

Там же

16’

1986

«Зелен чад», поэма для хора a cappella, сл. нар.

п-ра

М.: Сов. комп., 1990

8’

1996

«Уральские детские игрища» для дет. хора и фп

п-ра

АСК (р.)

15’

1997

«Как Вася-утеночек по бережку гулял...», сб. обр. урал. игровых песен для дет. хора, фп и анс. нар. инстр. (в соавт. с Т. Калуж­никовой и В. Медведевым)

п-ра

Екатеринбург, 1998

18’

2001-2002

«Пустая охота» и «Тихая рыбалка», хор. фрески на сл. нар. промысл. наговоров

п-ра

 

 

2008

Обработки урал. нар. песен для хор. анс.

п-ра

 

 

б/д

«Песни любви», кант. для меццо-сопр., жен. хора и симф. орк., сл. нар.

п-ра

АСК (р.)

 

б/д

«Пионеры поют», сл. М. Предтеченской, для дет. хора и фп

кл.

АСК (р.а.)

 

б/д

«Два брата», сатир. песня для сол., хора и фп

 

АСК (р.)

 

б/д

«Бедовушка», сл. А. Федорова, для жен. дуэта или хора в сопров. фп

 

АСК (р.)

 

 

Камерно-инструментальные произведения

1970

«Детская игра», пьеса для гобоя и фп

 

УЧ (р.)

 

1971

Пять пьес для дерев. дух. инстр.

п-ра

АСК (р.а.)

15’

1972

Шесть пьес для дерев. дух. инстр. (2-я ред. цикла – 1971).

п-ра

М.: Сов. комп., 1976

18’

1974

Три пьесы для гобоя и фп: «Курочка моховая», Хоровод «Золотой олень», «Коршун-коршунок»

п-ра

//Пьесы для гобоя и фп/ Сост. и ред. А. Любимова М.: Сов. комп., 1980; УЧ

10’

1975

Пьесы для гобоя и фп по мотивам урал. песен Невьян. р-на

 

УЧ (р.)

 

1976

«Колыбельная» для гобоя и фп

 

УЧ (р.)

 

1979

«Уральская тетрадь», цикл пьес для фп в 5 ч.

п-ра

М.: Сов. комп., 1982; АСК (р.а.)

14’

1980

«Подголосочные вариации» для флейты, фагота и фп

п-ра

//Пьесы для дух. анс. Вып. 3. М.: Сов. комп., 1981; ББ

10’

1982

Три пьесы для гобоя и фп

 

АСК (р.)

6’

1984

«Две картины» для квинт. дерев. дух. инстр.

п-ра

 

8’

1986

Две пьесы для балалайки и фп: «Приисковые страдания», «Переборы, переплясы»

 

ББ (р.а.)

 

1987

Три пьесы для гобоя и фп

 

 

5’

1987

«Диалоги» для виолонч. и фп в 3 ч.

 

 

16’

1988

«Булатов камень», поэма для фп

 

ББ (к.р.)

8’

1988

«Фантастическая фреска» для 2 фп

 

ББ (р.)

7’

1989

«Уральская концертная кадриль» для 2 фп

 

 

10’

1989

Альбом для юношества, цикл пьес для фп в 5 ч.: «Игра», «Монгольская песенка»,

«Неведомая птица», «Веселый этюд», «Колыбельная»

 

М.: Сов. комп., 1993; ББ (р.); УГК

12’

1990

«Унисоны» для скр. и фп

 

 

5’

 

«Веселый этюд» для фп

 

//Пьесы урал. комп. М.: Сов. комп., 1992. С. 13-18

 

1994

«Четыре откровения» для флейты соло: «Откровение распустившегося цветка», «Неведомая птица», «Утро в монгольской степи», «Медитация молодого ламы»

 

Екатеринбург: УрО СКР, 2007; АСК; ББ; УГК; УЧ

13’

1995

«Камлание» для виолонч. и фп

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2006; ББ (р.а.); УЧ

13’

 

Две  пьесы для фп: «Ласточка», «Старинная шкатулка»

 

//Детям о детях. Екатеринбург, 1995; АСК; ББ; УЧ

 

1996

Струнный квартет в 2 ч.

п-ра

 

10’

1997

Две конц. пьесы («Медведь-камень»,
«Раскачалася рябина») для фп в 4 руки

 

 

8’

2000

 «Уральская кадриль», «Зимняя ночь», муз. акварель для фп в 4 р.

 

Екатеринбург, УрО СКР, 2000; АСК (р.а.); ББ; УГК

 

2002

«Две музыкальные мантры», конц. произв. для флейты соло

 

Екатеринбург, УрО СКР, 2003; АСК; ББ; УГК; УЧ

 

2003

«Уголок Буканушки», цикл для флейты и фп в 12 ч.

 

Екатеринбург, УрО СКР, 2005; АСК; УГК

 

2004

Две пьесы для флейты и фп: «Лесная горлинка», «Весенний рожок»

 

Екатеринбург, УрО СКР, 2004; АСК; ББ; УГК; УЧ

 

2005

Пьесы для вибраф., ксил. и ударн. инстр. в сопров. фптр.  для вибрафона, ксилофона и ударных интов фольклора ередач "льклораальный цикл "роводимых в Доме творчнества

п-ра

//Музыкальный хоровод. М.: Комп., 2005

 

2006

«Медведь-камень», фреска для 2 фп

 

 

 

 

«Камлание», конц. ритуал для виолонч. и фп (2-я ред.)

 

Екатеринбург, УрО СКР, 2006; АСК; ББ; УГК

 

2008

«Вогульский мотив» для кварт. дерев. дух. инстр.

п-ра

 

 

 

«Медитация» для стр. кварт.

 

Екатеринбург, УрО СКР, 2008; АСК (к.р.); ББ

 

б/д

Пять пьес для юношества для фп

 

АСК (р.)

 

б/д

Поэма для виолонч. и фп

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Башкирский напев» для гобоя, альта и фп

 

АСК (р.а.)

 

б/д

Музыка для детей: пьесы для унисона стр. инстр. в сопров. фп: «Старинная шарманка», «Песнопение»

п-ра

ББ (к.р.)

 

 

Камерно-вокальные произведения

1965

«Сибирский цикл» для меццо-сопр. и фп
в 4 ч. на ст. С. Кузнецовой

 

 

14’

1969

«Горе мое», вок. цикл для меццо-сопр., гобоя, фагота и фп в 6 ч., сл. нар.

п-ра;

кл.

М.: Сов. комп., 1971; АСК (р.); ББ; УГК

30’

1973

«Наговорная легенда» для меццо-сопр. и
фп на ст. Г. Колотушкиной

 

М.: Сов. комп., 1974; ББ

12’

1980

«Уральские бытовые наговоры», вок. цикл для драм. сопр. и фп в 3 ч., сл. нар. (2-я ред. – 1996)

 

АСК (р.)

17’

1980

«Девять рубаи О. Хайяма», вок. цикл для баритона, флейты, ударн. и фп

п-ра

АСК (р.а.)

24’

1982

«Сказ» для меццо-сопр. и фп
на ст. Г. Колотушкиной

 

 

7’

1985

Два ансамбля для гол., гобоя и фп
на ст. В. Назина.

 

 

7’

1985

«Тропинка в горах», вок. цикл для сопр., флейты, альта, ударн. и фп на ст. средневек. япон. поэтов

п-ра

 

22’

1999

«Уральские заклички» для меццо-сопр. и орк. нар. инстр.

п-ра

о.п.

УрГОНИ (р.)

 

б/д

«Сосульки», сл. И. Тарабукина, для муж. дуэта и орк. нар. инстр.

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Зря я милого любила», страдания-частушки Березовских приисков, для муж. и жен. гол. в сопров. 2 балалаек и баяна

п-ра

АСК (р.а.)

 

б/д

«Ох, уж эта бабка», сл. Г. Сурсякова, для 3 сол. в сопров. баяна и балалайки

п-ра

АСК (р.а.)

 

б/д

«Вольху-молодяку», сл. нар., для гол. и фп

 

АСК (р.)

 

б/д

«Как это медведь», сл. нар., для гол. и фп

 

АСК (р.)

 

б/д

«Дуда моя дуда, сл. Г. Сурсякова, для гол., гобоя (рожка) и фп

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Лодки ушли», сл. С. Матвеева, для муж. дуэта и фп, а также для дуэта в сопров. орк. нар. инстр. (инстр-ка Н. Олейникова)

п-ра; кл.

АСК (р.)

 

б/д

«То не ветка к земле клонится» для вок. дуэта в сопров. анс. рус. нар. инстр., сл. нар. (инстр-ка Н. Олейникова)

п-ра

АСК (р.)

 

б/д

Две песни из сюиты «По мотивам старинных урал. песен: «Сиротиночка», «Курочка моховая»

 

АСК (р.а.)

 

 

Песни, романсы

1966

Песни для солистов, хора и фп на ст. М. Найдича и И. Тарабукина

п-ра

Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1968

10’

1969

«Скорбные песни», два романса на ст. С. Кузнецовой

п-ра

 

7’

1970

Песни для Уральского нар. хора, сл. нар.

 

Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1974

18’

1974

«Доярочки» («Дорожкою знакомою») для дуэта, сл. В. Елисеева

 

// Наша песня.  Свердловск, 1974

 

б/д

«Тузик, кролик и барашек», сл. Г. Веговой, для гол. и фп

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Награда», сл. Ю. Матасова, для гол. и фп

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Сердце слышит», сл. М. Найдича

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Так Лениным велено», сл. Л. Куклина

 

АСК (р.а.)

 

б/д

Две детские песни: «Лиса», «Зайчата» для гол. и фп

 

АСК (к.р.)

 

б/д

«Весенняя сказка», сл. О. Фокиной для баритона и фп

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Несу печаль по бережку», сл. С. Кузнецовой

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«А тебя в этом городе нет», сл. Г. Регистана

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Тонкоствольный клен», сл. М. Танка

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Баллада о витязях», сл. В. Назина, для баритона и фп

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Сказка начинается», сл. В. Трофимова, для гол. и фп

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Песенка о Кукошке, о Бамбошке», сл. В. Трофимова, для гол. и фп

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Как хорошо встречать любимых», сл. И. Тарабукина

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Как пойду я на гулянье», сл. Г. Сюнькова, для жен. дуэта в сопров. фп (баяна)

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Рябинка тонкая, березка белая», сл. И. Тарабукина, для баритона и фп

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Солнце проливное», сл. Г. Веговой, для выс. жен. гол и фп

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«О поле солдатском», сл. В. Назина, для баса и фп

 

АСК (р.)

 

б/д

«Уж как пряла, пряла я», сл. Г. Сурсякова для сопр. и фп

 

АСК (р.а.)

 

б/д

В октябрьскую ночь», сл. А. Шамова

 

АСК (р.а.)

 

б/д

«Убежать бы мне в юность», сл. Н. Домовитова

 

АСК (р.а.)

 

 

Произведения для народных инструментов

1976

«Горе мое», цикл для меццо-сопр. и орк. рус. нар. инстр. в 6 ч., сл. нар. (2-я ред.)

п-ра

 

30’

1991

«Уральская концертная кадриль», перел. для орк. нар. инстр.

п-ра

ББ (р.); УрГОНИ

12’

1991

Три конц. пьесы для балалайки и фп

 

 

8’

б/д

«Острожная песня» для орк. нар. инстр.

о.п.

УГК (р.)

 

б/д

«Уж ты мать моя, мамынька» для орк. нар. инстр.

о.п.

УГК (р.)

 

Произведения, записанные на грампластинки

«Горе мое», вок-инстр. цикл

//Свердловский сувенир. СМ 04332-6. М.: Мелодия, 1973

Г. Ланк (вок.), В. Феденко (гобой), В. Мидюшко (фагот), Г. Сербиненко (фп)

Песни для Урал. нар. хора

Мелодия, С-20-09060, 1973

Урал. нар. хор

«Камлание» для виолонч. и фп

// Камер. музыка урал. комп. CD 2. Ст. «Урал», 2007

С. Пешков (виолонч.), Н. Архипова (фп)

 

Публикации

«Народное искусство — основа для удивительных художественных открытий» (беседа с Н. Мальтер)  // Музыка России. Вып. 8. М., 1989. С. 309-320; Как Вася-утеночек по бережку гулял… Уральские игровые песни для дет. музицирования: Сб. нар. игр и песен. Екатеринбург, 1998  (в соавт. с Т.И. Калужниковой, В.В. Медведевым); Уральская заговорная поэзия // Проблемы современной музыкальной культуры: рубеж веков: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1999; Песни старого Урала: Сб. нар. песен с муз.-этногр. исслед. Екатеринбург, 2001 (в соавт. с Т.И. Калужниковой). Сер. «Библиотека уральского фольклора».  Т. 2.

 

Библиография

Вильнер Н. На пути к слу­шателю // Сов. муз. 1975. № 9; Она же. Очарованная Уралом // Музыка России. Вып. 3. М., 1980; Горбовец Л. Фортепианные дуэты композиторов Урала. Екатеринбург: НМК повышения квалификации УГК, 1997. С. 154; Загайнова О. Мифопоэтический универсум произведений М. Кесаревой // Проблемы современной музыкальной культуры: рубеж веков: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1999. С. 28-31; Ивановская О. Фортепианная музыка уральских композиторов для детей // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 36-41; Калужникова Т. «Будьте, мои слова, крепки,  лепки...» (о творчестве  М. Кесаревой)   //  Муз. жизнь. 1987. № 11; Она же. М.А. Кесарева // Композиторы Екатеринбурга: Сб. статей. Екатеринбург, 1998; Она же. Отсвет древней поэзии (о творчестве М. Кесаревой)  // Сов. музыка. 1988. № 4; Калужникова Т., Халецкая О. Мифопоэтический универсум сочинений Маргариты Кесаревой // Региональное композиторское творчество в контексте современного музыкознания: Мат-лы науч.-практ. конф. пятого пленума Челяб. отд. СК России. Челябинск, 2005; Макоха Т. Методические рекомендации (вступ. ст.) // Пьесы урал. композиторов. Екатеринбург: Ярмарка-пресс, 1995. С. 2-9; Мезрина В. По страницам уральского фольк­лора // Сов. муз. 1972. № 5; Мезрина В. Маргарита Александровна Кесарева // Компо­зиторы Урала. Вып. 2. 1980; Осинцева Т.Похвала земле русской // Урал. газета. 1999. №7; Она же. Хвала родному краю (рубрика «О ком говорят») // Век. 2000.  № 18; Она же. На берегу очень длинной реки (беседа с проф. УГК, комп. М. Кесаревой // Восточный экспресс. 2002. 29 янв.; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 142-154; Романова Л. Музыка уральских композиторов в культурологических координатах // Актуальные проблемы муз. и худ. образ.: Мат-лы второй междунар. Интернет-конф. Екатеринбург, 2010. С. 27-34; Сафиуллина С. Трактовка полифонии в творчестве современных композиторов Екатеринбурга // Краеведение и художественная культура Урала: Творчество, исполнительство, образование. Магнитогорск, 2008. С. 351; Серебрякова Л. Маргарита Александровна Кесарева // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 163-165; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 139-152; Шуликова О. Некоторые аспекты музыкального мифотворчества Маргариты Кесаревой // Музыка в системе культуры. Вып. 3: Теоретические и исторические проблемы музыкознания / УГК им. М.П. Мусоргского. Екатеринбург, 2008; Она же. Тема Урала в творчестве Маргариты Кесаревой // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 51-58; Она же. Фольклор в творчестве Маргариты Кесаревой // Краеведение и художественная культура Урала: Творчество, исполнительство, образование. Магнитогорск, 2008. С. 325-327; Усанова Е. Фольклорный генезис цикла для флейты и фортепиано «Уголок Буканушки» Маргариты Кесаревой // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 58-61.

 



[1] Песни старого Урала: Сб. нар. песен с муз.-этногр. исслед. Екатеринбург, 2001 (Сер. «Библиотека уральского фольклора». Т. 2). На его издание был получен грант Президента РФ. 

Полный список имён