Родилась 21 мая 1936 г. в Екатеринбурге. Окончила Свердловское музыкальное училище по классу композиции у О.А. Моралёва (1957) и Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского по классу В.Н. Трамбицкого (1962). Здесь же началась и по сей день продолжается ее деятельность – сначала в качестве преподавателя, затем доцента (1974), а с 1996 г. – профессора кафедры композиции. В ее классе по специальности в разные годы обучались А. Басок, Т. Густомесова, А. Желтышева, С. Мальцева, нынешний член Уральского отделения СК Е. Перевалов, председатель Омско-Зауральской композиторской организации К.Л. Брысов. Еще в консерваторские годы М.А. Кесарева активно включилась в работу молодежной секции композиторов, которая объединила композиторов, музыковедов и исполнителей, пропагандировавших музыку молодых. В 1967 г. была принята в Союз композиторов СССР. Регулярно участвовала в семинарах, проводимых в Доме творчества Иваново под руководством Н.И. Пейко. В сочинениях 60–70-х гг. определяется главная стилистическая константа ее музыки – творческое претворение уральского фольклора (вокально-инструментальный цикл «Горе мое», удостоенный в 1968 г. третьей премии на Всесоюзном смотре молодых композиторов, оратория «Светлое озеро», «Наговорная легенда» и др.). Параллельно творческой и педагогической работе М.А. Кесарева занимается собиранием и изучением богатейшего горнозаводского фольклора, проводит на Свердловском телевидении цикл фольклорных передач «Уральские посиделки», накапливает материал к сборнику «Песни заводов Урала», работу над которым, совместно с музыковедом Т.И. Калужниковой, завершит в 2001 г.[1] Учителями в освоении народного музыкального наследия композитор считает своего консерваторского педагога Л.Л. Христиансена и профессора Московской консерватории известного фольклориста Е.В. Гиппиуса, обратившего ее внимание на фольклор коренных народностей Урала – хантов и манси. Центральное сочинение 80-х г. – вокальный цикл «Уральские наговоры» – знаменует новый этап постижения композитором глубинных пластов фольклора, отмеченный стремлением передать таинственную силу народных поверий. В октябре 1986 г. М.А. Кесаревой была вручена медаль «За трудовую доблесть». Творческим отчетом за прошедшие десятилетия стал ее авторский концерт в Малом зале Московской консерватории (октябрь 1989).
Поездки в Дом творчества «Дилижан» (Армения) подарили М.А. Кесаревой возможность общения с такими выдающимися музыкантами как А. Тертерян, А. Бабаджанян, Г. Канчели. Она открывает для себя обаяние Востока. Постепенно, к 90-м гг., в круг ее интересов входят японская средневековая поэзия, культура буддизма, индийские медитативные практики, якутские языческие ритуалы, в занятиях со студентами-монголами расширяется знакомство с монгольской ладовой системой. Этот путь приведет ее к созданию таких произведений как «Четыре откровения» для флейты соло, «Камлание» для виолончели и фортепиано, к поездке на Международный съезд ритуальной восточной музыки (1997, Фолсбург, США). Но русское фольклорное направление все же остается ведущим, о чем свидетельствуют кантата «Похвала земле русской», «Уральские заклички» для сопрано и оркестра народных инструментов и др. Эта линия разрабатывается и в произведениях для детей, внешним поводом к написанию которых стало введение М.А. Кесаревой в состав Комиссии Союза композиторов РСФСР по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. С 1995 по 2000 г. она ежегодно выступала в различных городах России в рамках фестиваля «Композиторы России – детям». В апреле 1999 г. М.А. Кесарева была награждена орденом Дружбы народов.
Начиная с 2002 г. композитор обращается к инструментальной музыке для различных составов (для фортепианного ансамбля, флейты, струнного квартета, ударных инструментов). Многие их этих произведений были опубликованы в рамках издательских проектов УрОСКР и активно вошли в концертный и учебно-педагогический репертуар. Но главным своим сочинением последнего десятилетия она считает хоровые фрески «Пустая охота» и «Тихая рыбалка» (на слова народных промысловых наговоров), которые еще ждут своей премьеры. Продолжается и научно-методическая работа: к изданию подготовлено учебное пособие для студентов-композиторов «Хрестоматия хоровых обработок уральских народных песен». В дни юбилея Уральской консерватории (ноябрь 2009) М.А. Кесаревой была вручена награда Российской геральдической палаты – орден «За вклад в просвещение».
СОЧИНЕНИЯ
Симфонические произведения
1962
|
Симфониетта в 4 ч.
|
п-ра; о.п.
|
АСК (р.а.)
|
26’
|
1967
|
«Поэма-кантилена» для камер. орк.
|
п-ра;
о.п.
|
АСК (р.а.)
|
10’
|
1974
|
«Ермаковы лебеди», симф. поэма
|
п-ра
|
|
8’
|
Вокально-симфонические произведения
1972
|
«Светлое озеро», орат. в 8 ч. для хора, сол. и симф. орк. по мотивам произв. Д. Мамина-Сибиряка, сл. Г. Колотушкиной
|
п-ра;
кл.;
о.п.;
х.п.
|
АСК (р.)
УГК (р.)
|
25’
|
1990
|
«Похвала земле русской», кантата для меццо-сопр., дисканта и жен. хора на текст «Слова о погибели Рускыя земли»
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
12’
|
Хоровые произведения
1972
|
Хоры для детей. Цикл по мотивам урал. дет. игрищ в 4 ч., сл. нар.
|
п-ра
|
М.: Сов. комп., 1973; АСК (р.)
|
7’
|
1974
|
«Подберезовичек» («Как в лесочек я пошла…») для дуэта в сопров. фп, сл. И. Тарабукина
|
|
// Хоры сов. комп. в сопр. фп Вып. 6. – М., 1974, С. 47-50; ББ; УГК
|
|
1979
|
«Голубая змейка», сюита для дет. хора и фп в 3 ч. на ст. Г. Колотушкиной.
|
п-ра
|
М.: Сов. комп., 1980; ББ; УГК
|
9’
|
1981
|
«Чудьи курганы», 2 поэмы памяти П. Бажова для хора a cappella на ст. Г. Колотушкиной
|
п-ра;
х.п.
|
М.: Сов. комп., 1982; АСК; ББ; УГК
|
20’
|
1980
|
«Мансийские были», цикл для хора a cappella в 6 ч. на ст. Ю. Шесталова
|
п-ра
|
Там же
|
16’
|
1986
|
«Зелен чад», поэма для хора a cappella, сл. нар.
|
п-ра
|
М.: Сов. комп., 1990
|
8’
|
1996
|
«Уральские детские игрища» для дет. хора и фп
|
п-ра
|
АСК (р.)
|
15’
|
1997
|
«Как Вася-утеночек по бережку гулял...», сб. обр. урал. игровых песен для дет. хора, фп и анс. нар. инстр. (в соавт. с Т. Калужниковой и В. Медведевым)
|
п-ра
|
Екатеринбург, 1998
|
18’
|
2001-2002
|
«Пустая охота» и «Тихая рыбалка», хор. фрески на сл. нар. промысл. наговоров
|
п-ра
|
|
|
2008
|
Обработки урал. нар. песен для хор. анс.
|
п-ра
|
|
|
б/д
|
«Песни любви», кант. для меццо-сопр., жен. хора и симф. орк., сл. нар.
|
п-ра
|
АСК (р.)
|
|
б/д
|
«Пионеры поют», сл. М. Предтеченской, для дет. хора и фп
|
кл.
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Два брата», сатир. песня для сол., хора и фп
|
|
АСК (р.)
|
|
б/д
|
«Бедовушка», сл. А. Федорова, для жен. дуэта или хора в сопров. фп
|
|
АСК (р.)
|
|
Камерно-инструментальные произведения
1970
|
«Детская игра», пьеса для гобоя и фп
|
|
УЧ (р.)
|
|
1971
|
Пять пьес для дерев. дух. инстр.
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
15’
|
1972
|
Шесть пьес для дерев. дух. инстр. (2-я ред. цикла – 1971).
|
п-ра
|
М.: Сов. комп., 1976
|
18’
|
1974
|
Три пьесы для гобоя и фп: «Курочка моховая», Хоровод «Золотой олень», «Коршун-коршунок»
|
п-ра
|
//Пьесы для гобоя и фп/ Сост. и ред. А. Любимова М.: Сов. комп., 1980; УЧ
|
10’
|
1975
|
Пьесы для гобоя и фп по мотивам урал. песен Невьян. р-на
|
|
УЧ (р.)
|
|
1976
|
«Колыбельная» для гобоя и фп
|
|
УЧ (р.)
|
|
1979
|
«Уральская тетрадь», цикл пьес для фп в 5 ч.
|
п-ра
|
М.: Сов. комп., 1982; АСК (р.а.)
|
14’
|
1980
|
«Подголосочные вариации» для флейты, фагота и фп
|
п-ра
|
//Пьесы для дух. анс. Вып. 3. М.: Сов. комп., 1981; ББ
|
10’
|
1982
|
Три пьесы для гобоя и фп
|
|
АСК (р.)
|
6’
|
1984
|
«Две картины» для квинт. дерев. дух. инстр.
|
п-ра
|
|
8’
|
1986
|
Две пьесы для балалайки и фп: «Приисковые страдания», «Переборы, переплясы»
|
|
ББ (р.а.)
|
|
1987
|
Три пьесы для гобоя и фп
|
|
|
5’
|
1987
|
«Диалоги» для виолонч. и фп в 3 ч.
|
|
|
16’
|
1988
|
«Булатов камень», поэма для фп
|
|
ББ (к.р.)
|
8’
|
1988
|
«Фантастическая фреска» для 2 фп
|
|
ББ (р.)
|
7’
|
1989
|
«Уральская концертная кадриль» для 2 фп
|
|
|
10’
|
1989
|
Альбом для юношества, цикл пьес для фп в 5 ч.: «Игра», «Монгольская песенка»,
«Неведомая птица», «Веселый этюд», «Колыбельная»
|
|
М.: Сов. комп., 1993; ББ (р.); УГК
|
12’
|
1990
|
«Унисоны» для скр. и фп
|
|
|
5’
|
|
«Веселый этюд» для фп
|
|
//Пьесы урал. комп. М.: Сов. комп., 1992. С. 13-18
|
|
1994
|
«Четыре откровения» для флейты соло: «Откровение распустившегося цветка», «Неведомая птица», «Утро в монгольской степи», «Медитация молодого ламы»
|
|
Екатеринбург: УрО СКР, 2007; АСК; ББ; УГК; УЧ
|
13’
|
1995
|
«Камлание» для виолонч. и фп
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2006; ББ (р.а.); УЧ
|
13’
|
|
Две пьесы для фп: «Ласточка», «Старинная шкатулка»
|
|
//Детям о детях. Екатеринбург, 1995; АСК; ББ; УЧ
|
|
1996
|
Струнный квартет в 2 ч.
|
п-ра
|
|
10’
|
1997
|
Две конц. пьесы («Медведь-камень», «Раскачалася рябина») для фп в 4 руки
|
|
|
8’
|
2000
|
«Уральская кадриль», «Зимняя ночь», муз. акварель для фп в 4 р.
|
|
Екатеринбург, УрО СКР, 2000; АСК (р.а.); ББ; УГК
|
|
2002
|
«Две музыкальные мантры», конц. произв. для флейты соло
|
|
Екатеринбург, УрО СКР, 2003; АСК; ББ; УГК; УЧ
|
|
2003
|
«Уголок Буканушки», цикл для флейты и фп в 12 ч.
|
|
Екатеринбург, УрО СКР, 2005; АСК; УГК
|
|
2004
|
Две пьесы для флейты и фп: «Лесная горлинка», «Весенний рожок»
|
|
Екатеринбург, УрО СКР, 2004; АСК; ББ; УГК; УЧ
|
|
2005
|
Пьесы для вибраф., ксил. и ударн. инстр. в сопров. фптр. для вибрафона, ксилофона и ударных интов фольклора ередач "льклораальный цикл "роводимых в Доме творчнества
|
п-ра
|
//Музыкальный хоровод. М.: Комп., 2005
|
|
2006
|
«Медведь-камень», фреска для 2 фп
|
|
|
|
|
«Камлание», конц. ритуал для виолонч. и фп (2-я ред.)
|
|
Екатеринбург, УрО СКР, 2006; АСК; ББ; УГК
|
|
2008
|
«Вогульский мотив» для кварт. дерев. дух. инстр.
|
п-ра
|
|
|
|
«Медитация» для стр. кварт.
|
|
Екатеринбург, УрО СКР, 2008; АСК (к.р.); ББ
|
|
б/д
|
Пять пьес для юношества для фп
|
|
АСК (р.)
|
|
б/д
|
Поэма для виолонч. и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Башкирский напев» для гобоя, альта и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
Музыка для детей: пьесы для унисона стр. инстр. в сопров. фп: «Старинная шарманка», «Песнопение»
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
|
Камерно-вокальные произведения
1965
|
«Сибирский цикл» для меццо-сопр. и фп в 4 ч. на ст. С. Кузнецовой
|
|
|
14’
|
1969
|
«Горе мое», вок. цикл для меццо-сопр., гобоя, фагота и фп в 6 ч., сл. нар.
|
п-ра;
кл.
|
М.: Сов. комп., 1971; АСК (р.); ББ; УГК
|
30’
|
1973
|
«Наговорная легенда» для меццо-сопр. и фп на ст. Г. Колотушкиной
|
|
М.: Сов. комп., 1974; ББ
|
12’
|
1980
|
«Уральские бытовые наговоры», вок. цикл для драм. сопр. и фп в 3 ч., сл. нар. (2-я ред. – 1996)
|
|
АСК (р.)
|
17’
|
1980
|
«Девять рубаи О. Хайяма», вок. цикл для баритона, флейты, ударн. и фп
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
24’
|
1982
|
«Сказ» для меццо-сопр. и фп на ст. Г. Колотушкиной
|
|
|
7’
|
1985
|
Два ансамбля для гол., гобоя и фп на ст. В. Назина.
|
|
|
7’
|
1985
|
«Тропинка в горах», вок. цикл для сопр., флейты, альта, ударн. и фп на ст. средневек. япон. поэтов
|
п-ра
|
|
22’
|
1999
|
«Уральские заклички» для меццо-сопр. и орк. нар. инстр.
|
п-ра
о.п.
|
УрГОНИ (р.)
|
|
б/д
|
«Сосульки», сл. И. Тарабукина, для муж. дуэта и орк. нар. инстр.
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Зря я милого любила», страдания-частушки Березовских приисков, для муж. и жен. гол. в сопров. 2 балалаек и баяна
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Ох, уж эта бабка», сл. Г. Сурсякова, для 3 сол. в сопров. баяна и балалайки
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Вольху-молодяку», сл. нар., для гол. и фп
|
|
АСК (р.)
|
|
б/д
|
«Как это медведь», сл. нар., для гол. и фп
|
|
АСК (р.)
|
|
б/д
|
«Дуда моя дуда, сл. Г. Сурсякова, для гол., гобоя (рожка) и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Лодки ушли», сл. С. Матвеева, для муж. дуэта и фп, а также для дуэта в сопров. орк. нар. инстр. (инстр-ка Н. Олейникова)
|
п-ра; кл.
|
АСК (р.)
|
|
б/д
|
«То не ветка к земле клонится» для вок. дуэта в сопров. анс. рус. нар. инстр., сл. нар. (инстр-ка Н. Олейникова)
|
п-ра
|
АСК (р.)
|
|
б/д
|
Две песни из сюиты «По мотивам старинных урал. песен: «Сиротиночка», «Курочка моховая»
|
|
АСК (р.а.)
|
|
Песни, романсы
1966
|
Песни для солистов, хора и фп на ст. М. Найдича и И. Тарабукина
|
п-ра
|
Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1968
|
10’
|
1969
|
«Скорбные песни», два романса на ст. С. Кузнецовой
|
п-ра
|
|
7’
|
1970
|
Песни для Уральского нар. хора, сл. нар.
|
|
Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1974
|
18’
|
1974
|
«Доярочки» («Дорожкою знакомою») для дуэта, сл. В. Елисеева
|
|
// Наша песня. Свердловск, 1974
|
|
б/д
|
«Тузик, кролик и барашек», сл. Г. Веговой, для гол. и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Награда», сл. Ю. Матасова, для гол. и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Сердце слышит», сл. М. Найдича
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Так Лениным велено», сл. Л. Куклина
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
Две детские песни: «Лиса», «Зайчата» для гол. и фп
|
|
АСК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Весенняя сказка», сл. О. Фокиной для баритона и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Несу печаль по бережку», сл. С. Кузнецовой
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«А тебя в этом городе нет», сл. Г. Регистана
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Тонкоствольный клен», сл. М. Танка
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Баллада о витязях», сл. В. Назина, для баритона и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Сказка начинается», сл. В. Трофимова, для гол. и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Песенка о Кукошке, о Бамбошке», сл. В. Трофимова, для гол. и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Как хорошо встречать любимых», сл. И. Тарабукина
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Как пойду я на гулянье», сл. Г. Сюнькова, для жен. дуэта в сопров. фп (баяна)
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Рябинка тонкая, березка белая», сл. И. Тарабукина, для баритона и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Солнце проливное», сл. Г. Веговой, для выс. жен. гол и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«О поле солдатском», сл. В. Назина, для баса и фп
|
|
АСК (р.)
|
|
б/д
|
«Уж как пряла, пряла я», сл. Г. Сурсякова для сопр. и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
В октябрьскую ночь», сл. А. Шамова
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
«Убежать бы мне в юность», сл. Н. Домовитова
|
|
АСК (р.а.)
|
|
Произведения для народных инструментов
1976
|
«Горе мое», цикл для меццо-сопр. и орк. рус. нар. инстр. в 6 ч., сл. нар. (2-я ред.)
|
п-ра
|
|
30’
|
1991
|
«Уральская концертная кадриль», перел. для орк. нар. инстр.
|
п-ра
|
ББ (р.); УрГОНИ
|
12’
|
1991
|
Три конц. пьесы для балалайки и фп
|
|
|
8’
|
б/д
|
«Острожная песня» для орк. нар. инстр.
|
о.п.
|
УГК (р.)
|
|
б/д
|
«Уж ты мать моя, мамынька» для орк. нар. инстр.
|
о.п.
|
УГК (р.)
|
|
Произведения, записанные на грампластинки
«Горе мое», вок-инстр. цикл
|
//Свердловский сувенир. СМ 04332-6. М.: Мелодия, 1973
|
Г. Ланк (вок.), В. Феденко (гобой), В. Мидюшко (фагот), Г. Сербиненко (фп)
|
Песни для Урал. нар. хора
|
Мелодия, С-20-09060, 1973
|
Урал. нар. хор
|
«Камлание» для виолонч. и фп
|
// Камер. музыка урал. комп. CD 2. Ст. «Урал», 2007
|
С. Пешков (виолонч.), Н. Архипова (фп)
|
Публикации
«Народное искусство — основа для удивительных художественных открытий» (беседа с Н. Мальтер) // Музыка России. Вып. 8. М., 1989. С. 309-320; Как Вася-утеночек по бережку гулял… Уральские игровые песни для дет. музицирования: Сб. нар. игр и песен. Екатеринбург, 1998 (в соавт. с Т.И. Калужниковой, В.В. Медведевым); Уральская заговорная поэзия // Проблемы современной музыкальной культуры: рубеж веков: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1999; Песни старого Урала: Сб. нар. песен с муз.-этногр. исслед. Екатеринбург, 2001 (в соавт. с Т.И. Калужниковой). Сер. «Библиотека уральского фольклора». Т. 2.
Библиография
Вильнер Н. На пути к слушателю // Сов. муз. 1975. № 9; Она же. Очарованная Уралом // Музыка России. Вып. 3. М., 1980; Горбовец Л. Фортепианные дуэты композиторов Урала. Екатеринбург: НМК повышения квалификации УГК, 1997. С. 154; Загайнова О. Мифопоэтический универсум произведений М. Кесаревой // Проблемы современной музыкальной культуры: рубеж веков: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1999. С. 28-31; Ивановская О. Фортепианная музыка уральских композиторов для детей // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 36-41; Калужникова Т. «Будьте, мои слова, крепки, лепки...» (о творчестве М. Кесаревой) // Муз. жизнь. 1987. № 11; Она же. М.А. Кесарева // Композиторы Екатеринбурга: Сб. статей. Екатеринбург, 1998; Она же. Отсвет древней поэзии (о творчестве М. Кесаревой) // Сов. музыка. 1988. № 4; Калужникова Т., Халецкая О. Мифопоэтический универсум сочинений Маргариты Кесаревой // Региональное композиторское творчество в контексте современного музыкознания: Мат-лы науч.-практ. конф. пятого пленума Челяб. отд. СК России. Челябинск, 2005; Макоха Т. Методические рекомендации (вступ. ст.) // Пьесы урал. композиторов. Екатеринбург: Ярмарка-пресс, 1995. С. 2-9; Мезрина В. По страницам уральского фольклора // Сов. муз. 1972. № 5; Мезрина В. Маргарита Александровна Кесарева // Композиторы Урала. Вып. 2. 1980; Осинцева Т.Похвала земле русской // Урал. газета. 1999. №7; Она же. Хвала родному краю (рубрика «О ком говорят») // Век. 2000. № 18; Она же. На берегу очень длинной реки (беседа с проф. УГК, комп. М. Кесаревой // Восточный экспресс. 2002. 29 янв.; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 142-154; Романова Л. Музыка уральских композиторов в культурологических координатах // Актуальные проблемы муз. и худ. образ.: Мат-лы второй междунар. Интернет-конф. Екатеринбург, 2010. С. 27-34; Сафиуллина С. Трактовка полифонии в творчестве современных композиторов Екатеринбурга // Краеведение и художественная культура Урала: Творчество, исполнительство, образование. Магнитогорск, 2008. С. 351; Серебрякова Л. Маргарита Александровна Кесарева // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 163-165; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 139-152; Шуликова О. Некоторые аспекты музыкального мифотворчества Маргариты Кесаревой // Музыка в системе культуры. Вып. 3: Теоретические и исторические проблемы музыкознания / УГК им. М.П. Мусоргского. Екатеринбург, 2008; Она же. Тема Урала в творчестве Маргариты Кесаревой // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 51-58; Она же. Фольклор в творчестве Маргариты Кесаревой // Краеведение и художественная культура Урала: Творчество, исполнительство, образование. Магнитогорск, 2008. С. 325-327; Усанова Е. Фольклорный генезис цикла для флейты и фортепиано «Уголок Буканушки» Маргариты Кесаревой // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 58-61.
[1] Песни старого Урала: Сб. нар. песен с муз.-этногр. исслед. Екатеринбург, 2001 (Сер. «Библиотека уральского фольклора». Т. 2). На его издание был получен грант Президента РФ.