E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Ушел из жизни композитор Сергей Иванович Сиротин

Союз композиторов Свердловской области с прискорбием сообщает, что 15 ноября 2014 года на 74-м году после продолжительной болезни ушел из жизни Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, композитор Сергей Иванович Сиротин. Выражаем искреннее соболезнование родным, близким и коллегам. Светлая память..

 

Сергей Сиротин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ СИРОТИН

(1941 – 2014)

 

Ушёл из жизни замечательный русский композитор Сергей Иванович Сиротин. Ещё вчера, 14 ноября на юбилейном концерте Союза композиторов Свердловской области благодарная публика так тепло и восторженно принимала его лирические романсы, и приходилось лишь сожалеть, что недомогание не позволило автору лично получить и признательность слушателей, и Благодарственное письмо Министерства культуры Свердловской области. И кто тогда мог предположить, что эта скромная ведомственная награда окажется последней в его жизни?

Судьба (теперь уже можно так говорить) Сергея Ивановича Сиротина неразрывно связана с Уралом, Свердловском, Екатеринбургом. Его профессиональное становление прошло в Свердловской средней специальной музыкальной школе и Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, которую он окончил сначала по классу фортепиано проф. М.Г. Богомаз (1964), а затем – по классу композиции Б.Д. Гибалина (1971). С 1966 по 1971 год он работал преподавателем специального фортепиано и теоретических дисциплин в музыкальном училище г. Нижнего Тагила. Именно тогда этот стройный, обаятельный человек в неизменных очках, делающих его в чём-то неуловимо похожим на Шурика из фильмов Гайдая, вошёл в мою жизнь. Теперь, по прошествии времени я понимаю, что столь любимый учащимися молодой педагог был великолепным образцом того знаменательного поколения, которое вошло в историю страны под именем «шестидесятников». Музыка занимала всё его время. Помимо учебных дисциплин, он руководил композиторским кружком, проводил со студентами «внеклассные мероприятия», где знакомил неофитов с опусами Шенберга, Пендерецкого, Слонимского, Там велись горячие споры о музыке «живой и мёртвой», читались сообщения о додекафонной технике. Я помню его прекрасные выступления в качестве пианиста (например, с Сонатой Г. Свиридова). Последний училищный год мне посчастливилось учиться в его классе, часто бывать у него дома. Не ограничиваясь профессиональной стороной, он запросто вводил меня в круг своих художественных предпочтений: давал на прочтение «Воронежские тетради» полузапрещённого тогда Мандельштама, рассказы Л. Андреева, романы Гамсуна, стихи Ли Бо. Незабываемым для меня событием стал его выпускной экзамене по композиции в зале Свердловской филармонии, где впервые прозвучала симфоническая сюита «Хороводы» — сочинение, достойное представлять музыку Урала в самых престижных концертных залах.

Вернувшись в Свердловск, Сергей Иванович преподавал на кафедре теории музыки УГК (1971 – 1977), работал ответственным секретарем Уральского отделения Союза композиторов России (1977–1982), заместителем начальника Управления культуры Свердловского облисполкома (1982–1984), художественным руководителем Уральского народного хора (1984–1987), заведующим музыкальной частью Свердловского академического театра драмы (1987–2001). Но главным для него всегда оставалось композиторское творчество. Театралы Свердловска хорошо помнят его оперетту «Царица и велосипед», поставленную в Академическом театре музыкальной комедии (1984), где одну из главных ролей великолепно сыграла его жена – Элла Прийменко. Хоровые произведения С.И. Сиротина входят в репертуар ведущих коллективов страны, его музыка для оркестра народных инструментов исполняется Уральским государственным оркестром русских народных инструментов, Академическим народным оркестром им. Н.П. Осипова. Авторские пьесы и транскрипции С.И. Сиротина для камерного оркестра в интерпретации оркестров «BACH», «Arcetto» (Екатеринбург) и «La Primavera» (Казань) неоднократно звучали в гастрольных концертах этих коллективов по России и за рубежом (Англия, Италия, Швейцария, Корея), записаны на компакт-диски оркестром «La Primavera» (2006). По заказу Уральского филармонического оркестра композитор выполнил ряд крупных аранжировочных работ, которые были также исполнены симфоническими оркестрами Казани, Самары, Ижевска и Челябинска. Его сюита «Путешествие по Азии» украсила культурную программу саммита ШОС в Екатеринбурге (2009). Большое место в творчестве Сиротина занимает демократичный жанр песни, в котором он неоднократно становился лауреатом Всероссийских конкурсов. В 1996 году ему было присвоено почётное звание заслуженного деятеля искусств России.

Помимо несомненного высокого профессионализма, музыка Сиротина отличается редкими для современного музыканта академического направления качествами – искренностью, светлым лиризмом, мелодическим обаянием. Это особенно ярко проявляется в его произведениях для детей и юношества, в пьесах педагогического репертуара, которые дети с удовольствием исполняют. Поэтому практически во всех детских конкурсах, проводимых Союзом композиторов, его сочинения занимали и занимают лидирующие позиции. Несмотря на добротную традиционность творчества, Сергей Иванович всегда был открыт для всего нового и не переставал учиться. Одним из первых композиторов Екатеринбурга он овладел компьютером, что позволило ему в 2007 году возобновить преподавательскую деятельность в качестве профессора кафедры музыкально-компьютерных технологий Российского государственного профессионально-педагогического университета. Его мастерство аранжировщика снискало заслуженное уважение у профессионалов. Не могу не отметить также его высокий моральный авторитет среди коллег, принципиальность в конфликтных ситуациях.  

Безвременная смерть С.И. Сиротина стала невосполнимой потерей для всей музыкальной культуры Уральского региона. Но, к счастью, жизнь настоящего художника не заканчивается с его физическим уходом. Когда под его фамилией после тире появляется ещё одна, окончательная дата, то вступают в действие истинные законы, определяющие подлинное значение его творчества, независимо от тех несовершенных знаков признания – почётных званий и должностей,- которых он был (или не был) когда-то удостоен. Суд времени неумолим, но, в конечном счёте, справедлив. И, думается, что лучшие страницы его музыки способны выдержать суровое испытание временем.

Для меня же он навсегда останется тем талантливым, молодым, увлечённым Наставником, за встречу с которым я благодарен Судьбе.

 

Б.Б. Бородин     

15 ноя 2014

Творческий состав

Барыкин Валентин Дмитриевич

Барыкин Валентин Дмитриевич
В.Д.Барыкин – из тех, для кого избранная профессия очень рано стала поводом к серьезным размышлениям. Особый философский склад ума, склонность к рефлексии и самоанализу – эти личные качества неразрывно связаны с его творчеством. Количество созданного им не слишком велико, Барыкина вряд ли можно назвать плодовитым композитором. Ему не свойствены чисто ремесленные экзерсисы, "игра мускулами" ради поддержания профессиональной формы. Каждое новое сочинение появляется как итог пройденного, как отражение накопленного опыта.

Белоглазов Григорий Николаевич

Белоглазов Григорий Николаевич
В 1922-27 занимался по классу скрипки в Свердловском музыкальном училище. В 1927-56 дирижёр Свердловского самодеятельного симфонического оркестра. В 1935-40 учился в Уральской консерватории (класс композиции М. П. Фролова), где преподавал с 1939 (с 1958 - доцент). В опере "Охоня" (1954, пост. 1956, 2-я ред. 1957) композитор впервые воплотил в музыке литературные образы Д. Н. Мамина-Сибиряка. Во многих сочинениях использовал элементы уральского музыкального фольклора.