E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

«Игра в классики» — авторский концерт Александра Пантыкина

Текст: Наталия Иванчук, музыковед, музыкальный критик, журналист, преподаватель; член Союза композиторов Свердловской области.
Фото: Алексей Патентный, Евгений Волович, Ирина Забара.

 

28 марта 2023 года в Уральской специальной музыкальной школе (колледже), более известной меломанам Екатеринбурга как десятилетка, состоялся авторский концерт Александра Пантыкина.

 

Формально он был посвящен знаковой дате в биографии композитора, его 65-летию, но, по сути, получился совсем неформальным, без официоза и торжественных речей. Только ведущая — Эльвира Архангельская и сам герой вечера, обстоятельно комментирующий все, что имеет отношение к программе концерта, в свободной, непринужденной манере «играли» на сцене, и это в полной мере соответствовало задумке мероприятия. Думается, среди публики, было немало тех, кто ждал от вечера именно ощущения праздника — легкого, весеннего, радостного, ведь этих эмоций нам порой так не хватает в повседневной жизни. А еще — атмосферы игры, кажется, совсем забытой и ассоциирующейся для многих из нас лишь с миром детства.

 

Между тем, самого Александра Пантыкина, пожалуй, можно отнести к «игровому» типу личности, фантазийному, театральному, с богатым воображением и всегда умеющему удивлять и дарить яркие, позитивные эмоции. Как-то довелось услышать: «Сан Саныч — это человек-праздник». И здесь нет никакого преувеличения. Даже, казалось бы, мелочь — значки и магнитики, которые дарили всем зрителям перед началом концерта, но и этот нюанс может добавить настроения! Ну и, конечно же, сама аура обаяния, эмпатии, неизменно исходящая от этого человека, его доминирующая оптимистическая нота, отношение к слушателю как к другу — все это является прологом к успеху творческого вечера. Не случайно, автор, приветствуя публику, сказал, что практически 90 процентов людей, находящихся в зале, это его друзья и единомышленники.

 

Естественно, самое главное на подобном вечере — музыка, «игра в классики», как было заявлено, игра со стилями — от венских классиков до рок-культуры ХХ-ХХI века — такова палитра представленных направлений. Получается, что четыре века музыки, преломленные сквозь призму творческого воображения композитора, оригинально сплелись в одном концерте.

 

«Похищение Европы» для струнного оркестра — пьеса, написанная в 1997 году, открывала концерт: тонкая, изысканная миниатюра, отличающаяся классической ясностью и стройностью, прозрачностью фактуры. Оркестр «В-А-С-H» под управлением Николая Усенко как всегда был на высоте. Вообще, хочется отметить особые творческие и дружеские отношения композитора с этим коллективом, которые формировались и развивались годами. Руководитель оркестра и его музыканты, являясь искренними поклонниками творчества Александра Пантыкина, неоднократно включали его произведения в свои программы. Высокий профессиональный уровень оркестра «В-А-С-H», самоотдача, с которой работают музыканты, плюс их открытость всему новому, конечно, по-особому ценится в композиторской среде и счастье, что есть в нашем городе такой коллектив.

 

Оркестр «В-А-С-H» под управлением Николая Усенко. Фото: Алексей Патентный

 

Многие с интересом ожидали исполнения одного из популярных сочинений Александра Пантыкинаконцерта для фортепиано и струнного оркестра «Неy, Jude». Название произведения обращает нас к известной песне группы «Битлз», написанной в 1968 году Полом Маккартни специально для сына Джона Леннона, который находился в подавленном состоянии после развода родителей, и эта песня была призвана его по-дружески поддержать. Интересно, что сразу же после премьеры композиция оказалась на высших ступеньках рейтингов в хит-парадах, да и сегодня она остается одной из самых очаровательных, настоящей классикой в легком жанре. А для Александра Пантыкина мелодия песни стала благодатным материалом для трехчастного концерта. В первой части легко угадываются аллюзии на стиль Гайдна и Моцарта, во второй части мы слышим отзвуки Мендельсона и Шопена, а в третьей царит стилистика ХХ века, Прокофьев и Шостакович, музыка динамичная, острохарактерная, порой по-театральному броская.

 

Мария Лебедева. Фото: Алексей Патентный

 

Можно вспомнить, что это сочинение не раз звучало в Екатеринбурге в исполнении разных музыкантов. По случаю же своего юбилейного вечера автор пригласил в качестве солистки Марию Лебедеву, пианистку из Москвы, лауреата различных международных конкурсов, выпускницу аспирантуры Московской консерватории (класс профессора А. Севидова). Как объяснил композитор, на выбор именно этой исполнительницы повлияло то, что Мария успешно реализует себя не только как классическая, но и джазовая пианистка. Стихия импровизации — качество, органично присущее музыке этого концерта, в полной мере оказалось подвластно и исполнительской манере М. Лебедевой, впрочем, так же, как и умение «играть со стилями». Незаурядная пианистка, безусловно, запомнится слушателям, а для композитора ее мастерство — прекрасный повод задуматься о новых сочинениях для фортепиано.

 

Мария Лебедева и оркестр «B-A-C-H». Фото: Алексей Патентный

 

В программе вечера была и премьера — Концерт для фагота и струнного оркестра «Возвращение». У этого сочинения есть и своя предыстория, которая переносит нас в студенческие годы Александра Пантыкина. Тогда, в конце 80-х, он под руководством своего педагога Анатолия Николаевича Нименского работал над созданием Сонаты для фагота и фортепиано. В рамках учебного процесса Соната однажды была исполнена и, казалось, она так и останется просто студенческой работой. Однако прошло немало лет и уже известный мастер Александр Пантыкин решает вернуться к забытому сочинению, детально переработав его на новый лад. Отсюда и символическое название — «Возвращение». Но возвращаясь, автор в то же время идет дальше, он варьирует свой изначальный замысел, значительно усложняет партитуру, поэтому Соната превращается в Концерт для фагота и струнного оркестра.

 

Как известно, произведений для фагота написано совсем немного, в том числе и современными авторами, поэтому всегда любопытно и познавательно услышать музыку для этого инструмента, тем более в прекрасном исполнении Михаила Шикова, лауреата международных конкурсов, концертмейстера группы фаготов Уральского филармонического оркестра, доцента Уральской консерватории. Кстати, исполнитель сыграл большую роль в возникновении самого замысла композитора, можно сказать, что подтолкнул его к созданию Концерта, ведь репертуарный «голод» — самая что ни на есть веская причина серьезного творческого разговора. Таким образом, «звезды сошлись», и мы познакомились с новым сочинением, которое, без всякого сомнения, станет репертуарным.

 

Михаил Шиков и оркестр «B-A-C-H». Фото: Алексей Патентный

 

Замечательным завершением концерта стало «Поппури из песен Свердловского рок-клуба». Конечно, многие помнят его поистине легендарную историю, ее яркие, самобытные страницы и, конечно, живет в сердцах музыка той эпохи —дерзкая, «непричесанная», подчас невероятно пронзительная. В этой своеобразной фантазии была, прежде всего, ностальгическая нота, особенно сильная, когда мы услышали, пожалуй, самую популярную мелодию 80-х — «Я хочу быть с тобой» группы «Наутилус Помпилиус». И в то же время возникало ощущение вневременной притягательности этих композиций, которые и сегодня звучат свежо и обаятельно. Ну а что касается главного действующего лица этого вечера, то из «классика» он удивительным образом превратился в того самого «дедушку уральского рока», о котором знают сегодня все.

 

Оркестр «B-A-C-H» под управлением Николая Усенко и Александр Пантыкин. Фото: Алексей Пантентный

 

Александр Пантыкин — человек с невероятной энергетикой, причем он заряжает ей всех, кто попадает в поле его общения, поэтому, у него так много единомышленников и творческих соратников. И еще он успевает столько, сколько «обычному», среднестатистическому человеку не успеть и за целую жизнь — море проектов, премьеры, культурные акции, поездки по всей стране, «Живой театр», Союз композиторов, общественная деятельность. А если уж перечислять все «знаки отличия» Сан Саныча, то нужно делать отдельную публикацию, впрочем, вряд ли это нужно; популярность, как мы понимаем, зависит совсем от других вещей — способности быть харизматичным, ярким, открытым людям, не бояться быть самим собой, являть миру различные грани своего таланта. И еще очень важное качество — стремиться сделать этот мир хоть немного лучше. Думается, все перечисленное совершенно точно относится к композитору Александру Пантыкину, поэтому столько людей ждет встречи с ним и его творчеством.

 

Александр Пантыкин, Мария Лебедева, Михаил Шиков. Фото: Ирина Забара

Творческий состав

Суворов Дмитрий Владимирович

Суворов Дмитрий Владимирович
Для Суворова обычно наиболее привлекательными всегда являлись две сферы творчества. Первая – крупные симфонически произведения [прежде всего концерты разного типа], где композитору удается сочетать генделевско-моцартовские традиции и элементы техники композиции музыки XX века [алеаторика, сонористические эффекты, "полипластовость"]. Вторая – сочинения, предназначенные для театра: балет, мюзикл, музыкально-драматическая композиция. Иногда эти линии перекрещиваются и тогда образуется сплав, в результате которого музыкальные темы инструментальных сочинений становятся одновременно и героями комедии или своеобразной "оркестровой инсценировки" литературного источника.

Патраманский Сергей Петрович

Патраманский Сергей Петрович
Родился 6 ноября 1964 года. Окончил Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург) по классу композиции профессора А. Н. Нименского, при ней же прошел ассистентуру-стажировку (1991 и 1993).