Весной 2021 года увидела свет новая книга музыковеда, профессора, доктора искусствоведения, члена Союза композиторов Свердловской области Татьяны Ивановны Калужниковой. Издание «Из тьмы мелодий» представляет собой монотематический авторский сборник статей, посвященных проблеме спонтанного интонационного самовыражения ребенка.
Также в аудиоприложении к книге представлены малоизвестные детские вокализации. Издание адресовано музыковедам, этномузыкологам, психологам, культурологам, изучающим детскую субкультуру.
Поздравляем Татьяну Ивановну с изданием новой книги и публикуем аннотацию к «Из тьмы мелодий»:
«Весной 2021 г. вышла из печати новая книга докт. иск., проф. Т.И. Калужниковой «Из тьмы мелодий», представляющая собой монотематический авторский сборник статей, где обсуждаются разные грани проблемы спонтанного интонационного самовыражения ребёнка.
Характеристике жанровых признаков вокализаций, бытующих у детей, посвящена работа «По направлению к песне (об организации системы детских вокальных жанров)». Подразделяя изучаемые жанры на автохтонные, самостоятельно создаваемые ребёнком, и заимствованные, воспринимаемые от старших ребят и взрослых, автор предлагает два принципа их классификации ― вертикальный (иерархический) и горизонтальный (неиерархический). Первый ориентирован на выявление таких уровней системы как жанровый класс — жанровый тип — жанровый вид — жанровая группа — жанр — жанровая разновидность, второй направлен на обнаружение межжанровых пересечений, возникающих в интонационной, тембровой, ритмической, звуковысотной, синтаксической, прагматической сферах. Существенно, что детским вокальным жанрам, функционирующим в различных региональных, социальных и национальных контекстах, присущи сходные черты. Вероятно, в значительной мере это обусловлено психофизиологическими факторами, определяющими развитие ребёнка на протяжении онтогенеза.
О наиболее сложном вокальном жанре, типичном для звукового поведения дошкольников, речь идёт в статье «Театр одного “драматурга — режиссёра — актёра” (игровые монологи)». Как правило, монологические высказывания звучат в индивидуальных режиссёрских играх, где ребёнок, выступая одновременно в качестве автора «пьесы», «режиссёра» и «актёра», спонтанно создаёт своеобразный спектакль. Кроме того, они могут сопровождать процесс рисования. В подобных текстах связный сюжет заменяется чередой лаконичных относительно автономных сюжетных мотивов (разных у девочек и мальчиков), воссоздающих жизненные наблюдения «человека играющего», его впечатления от книг, мультфильмов и т.п. Комплекс выразительных средств монологов объединяет пластику тела, мимику, жесты, словесно-слоговые элементы и пение, опирающееся на широкий круг многообразных интонаций. Вопреки индивидуальному характеру дискурса, образцы данного жанра демонстрируют черты диалога и даже полилога, поскольку в них ребёнок общается с воображаемыми участниками игры либо игрушками, произносит за них реплики, изменяя при этом «авторскую» точку зрения.
«Фольклорный текст как “автобиографическое событие” (роль детских впечатлений в творческой самореализации личности)» — так называется работа, в основу которой положен анализ воспоминаний об эмоциональных откликах детей на явления устной культуры. При наличии специфики, свойственной обозначенному процессу у представителей традиционной и профессиональной систем, во всех автобиографических произведениях доминируют два типа событий — оставившие глубокие следы в психике ребёнка и ставшие «судьбоносными» в развёртывании «жизненного сценария» взрослого индивида. Каждый автор высвечивает в многосоставном фольклорном тексте некое ключевое свойство (или «пучок» свойств), оказавшее на него в детские годы наиболее ощутимое воздействие. Есть основания полагать, что чувственно окрашенные впечатления, полученные в начальный период жизни, корреспондируют, хотя и не всегда напрямую, с характером будущей деятельности человека, одновременно выполняя функцию мощных стимулов его разностороннего развития.
Содержанием статьи «В диалоге со звуковым ландшафтом (окружающая фоносфера в вокализациях и представлениях ребёнка)» являются связи звукотворчества и рефлексий детей с аудиальной средой. Окружение инициирует появление в вокальном интонировании ребёнка звукоподражаний. Среди объектов имитаций — пение и речь человека, интонационные реакции зверей и птиц, голоса музыкальных инструментов и других неодушевлённых предметов, ритмы кинетических процессов, технические и батальные «фонограммы». В процессе развития представлений о звучаниях последовательно сменяют друг друга следующие формы: 1) эмоциональное переживание воспринимаемых извне сигналов (младенчество) и их первоначальная дифференциация на полярные по знаку сферы (раннее детство); 2) оформление основных аспектов мифопоэтической картины мира и дуальной организации её символических языков (дошкольный период); 3) разделение мифологического и рационалистического направлений в осмыслении «музыки» мироздания (граница между старшим дошкольным и младшим школьным возрастом); 4) поляризация сакральных и десакрализованных воззрений на акустические явления (характерна для младших школьников). Показательно, что начиная с 5–6 лет сельские и городские дети начинают по-разному трактовать звучания: в селе определяющее значение имеют принципы традиционной культуры, в городе — установки урбанистической системы.
Соотношение двух составляющих спонтанной деятельности детей — вокализаций и изображений — избрано предметом рассмотрения в работе «“Странные сближения” (о взаимных соответствиях спонтанного вокального интонирования и рисования ребёнка)». Обозначенный тандем осмыслен посредством сравнения типологически близких компонентов, составляющих основу для образования полимодального целого. К их числу принадлежат ритм вербально-слогового и изобразительного рядов, линия как контур мелодии и изображения; тембр голоса и цвет живописного «полотна»; строение звуковой ткани и объём предмета; синтаксис вокализации и композиция рисунка. Отмечены и другие общие моменты: наличие гендерной дифференциации, проявление сходства в условиях различных культур, обнаружение параллелей с архаическими формами творчества. Механизмом порождения комплексного вокально-изобразительного текста автор считает ассоциацию явлений разной модальности по сходству эмоционального наполнения, содержания и некоторых структурных показателей.
Завершает книгу статья «“У детей, как у птиц, есть своя утренняя песенка” (младенческие и птичьи вокализации: черты сходства)». Многочисленные аналогии между интонированием малышей и пернатых, содержащиеся в литературе, фольклоре и бытовой речи, восходят к объективным основаниям. Важнейшим из них является подобие звуковой «материи»: в обоих случаях она объединяет спонтанные невербальные голосовые реакции, которые регулируются биологическими, отчасти социальными факторами. Сближению названных сфер способствуют и такие моменты как существование совпадающего набора типовых мелодических структур (своего рода «словарных единиц»), опора на похожие приёмы построения вокализаций, наличие соответствий в семантическом наполнении вокальных текстов и способах их функционирования в системе коммуникации. Отмеченную общность учёные объясняют по-разному — то как результат заимствования законов человеческой речи из сигнализации птиц, то как проявление типологического сродства признаков, обусловленных уровнем эмоционального возбуждения организма и знаком эмоций, то как следствие действия единообразных закономерностей в работе человеческого и птичьего мозга при имитации звуков, речепорождении и пении. Автором подчёркивается плодотворность дальнейшего сравнительного изучения обозначенных явлений, открывающего широкие перспективы в осмыслении генезиса вербальной речи и истоков музыкального мышления.
Содержательно перечисленные тексты объединены понятием «интонирование», которое, вслед за Б.В. Асафьевым, мыслится как триединый процесс создания, воспроизведения и восприятия звучаний. Для исследования привлечены разнообразные материалы, собранные в российских сёлах и городах во второй половине XIX — начале XXI столетий (этнографические сведения, литературные воспоминания о детстве, рисунки, фонограммы и нотации глоссолалий младенцев, игровых монологов, песен и др.).
В методологическом отношении сборник базируется на трёх установках, позволяющих осмыслить разноплановую информацию как определённую целостность. Первая установка состоит в том, что изучение комплексного по своей природе детского поведения, к тому же функционирующего в условиях многообразных социально-культурных контекстов, осуществляется в опоре на интердисциплинарный подход. Суть второй установки заключена в учёте психофизиологических особенностей, характера деятельности, новообразований в сознании и личностном становлении, присущих ребёнку на различных этапах онтогенеза. Наличием особенностей в городском и сельском сегментах детской субкультуры продиктована третья установка на выявление общих и своеобразных моментов в интонационной практике детей села и города.
Хотя в публикации затрагивается довольно широкий круг аспектов акустического самораскрытия ребёнка, по своим концептуальным основаниям её разделы перекликаются между собой. Данным обстоятельством вызвано использование в статьях единого набора терминов, приведённого в глоссарии. Малоизвестные детские вокализации в «живом» звучании представлены в аудиоприложении (на диске CD-ROM).
Издание адресовано музыковедам, этномузыкологам, психологам, культурологам, изучающим детскую субкультуру».
Татьяна Калужникова. ИЗ ТЬМЫ МЕЛОДИЙ. Статьи о детском интонировании. — Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2021. — 448 с., нот., ил., электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-7529-1290-0.