E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Концерт, посвященный памяти Анатолия Николаевича Нименского

25 марта 2021 года в Большом зале Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского состоялся памятный вечер, посвященный творчеству Анатолия Николаевича Нименского. Концерт явился третьей, заключительной страницей VI Международного фестиваля современной музыки.

 

В своем вступительном слове ректор консерватории В.Д. Шкарупа, выразив всеобщее чувство скорби и горечи утраты, подчеркнул своеобразие личностного и творческого облика Анатолия Николаевича, которого отличала истинная культура и интеллигентность. Скромность и доброжелательность, умение слышать собеседника, подлинное мастерство – качества Анатолия Николаевича, нашедшие отражение и в его творчестве, и в преподавательской деятельности.

 

Концертную программу вечера открыло произведение А.Н. Нименского в жанре транскрипции: сюита М. Регера в четырех частях в переложении для четырех альтов (2006 г.), которая прозвучала в исполнении Петро Кобилецкого, Евгения Железнякова, Дарьи Волковой и Дмитрия Ильина. Эта музыка с присущей ей искренней экспрессией и барочной интонационностью lamento, изначально создала настрой, соответствующий общей атмосфере мемориального концерта.

 

Второе из прозвучавших произведений – совсем другого рода: фортепианная сюита 1983 года «Уральские предания» (по сказам Бажова), исполненная Арсением Мерзловым. Это сочинение представило собой весьма значимое направление в творчестве композитора, связанное с его интересом к фольклору. К тому же направлению относится прозвучавшая в концерте яркая, поданная слушателям с элементом театрализации пьеса для трех флейт «Перегудки» (1978) в исполнении Натальи Камусиной, Яны Лебедевой, Яны Моревой.

 

«На струнах уральской души. Светлой памяти Анатолия Нименского» –так названо сочинение Ларисы Табачник, явившееся первым творческим откликом на уход композитора. Образные, жанрово-стилевые контрасты этого одночастного квартета были прекрасно переданы Александрой Зиганшиной (скрипка), Валерией Файзулиной (скрипка), Даниилом Смирновым (альт), Елизаветой Латкиной (виолончель).

 

А.Н. Нименский, по личным воспоминаниям ведущей концерта музыковеда Марины Принц, удивительно и увлеченно работая с детьми в школе-десятилетке при консерватории, обладал талантом заинтересовать и увлечь учеников самим процессом творчества, познания нового. Не случайной явилась и детская тема в музыке композитора (в качестве примера было названо сочинение 1986 года «Девять историй для маленьких и взрослых», концерт для детского хора и инструментального ансамбля на стихи Д. Хармса). Эта линия творчества Анатолия Николаевича тоже нашла отражение в концерте: выступили два учащихся Уральской специальной музыкальной школы (класс преподавателя Н.Ю. Голдобиной) Даша Зырянова (2 класс) и Герман Фидлер (4 класс), по очереди исполнившие Сюиту для фортепиано в шести частях «Летний день».

 

В завершении программы концерта прозвучало сочинение, которое было создано композитором в 26 лет: Первый струнный квартет для двух скрипок, альта и виолончели (1976). На сцене вновь появился ансамбль А. Зиганшиной, В. Файзулиной, Д. Смирнова и Е. Латкиной. Это произведение А.Н. Нименского, отмеченное большой экспрессией, одухотворенностью и необыкновенной искренностью, отражающее свойственные молодости поиски собственных и неизведанных путей, в прекрасном исполнении квартета стал заключительной кульминацией концерта и всего фестиваля.

 

 «Слушая музыку Анатолия Нименского, – пишет музыковед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Т.И. Калужникова, – думаю о том, что написана она не просто талантливым человеком, но большим мастером, которому ведомы тайны музыкантского ремесла. Ремесла в том высоком, почти мистическом смысле, владение которым почиталось в древности знаком особой отмеченности, сопричастности иным мирам. Отсвет личности художника всегда ощутим в музыке Анатолия Нименского. В ней угадываются интеллигентность и достоинство автора, органическая неспособность к насилию и жестокости, к пафосу и внешним эффектам. И еще – внутренняя сила, помогающая в суете и злобе дня оставаться самим собой, не черстветь душой, сберегая ее чистоту и мудрость для творчества…».

 

Текст: Наталья Зарубина
Фото: Жанна Скачкова

Творческий состав

Забегин Игорь Владиславович

Забегин Игорь Владиславович
Разнообразие звукописи и колорита, лаконизм и выразительность интонации, скрытый мелодизм всей фактуры – таким предстает стиль автора в сочинениях поры его творческой зрелости. Его произведениям присущ драматизм "чувства жизни" и концепций, "прикрытый" разными "экранами остранения", эмоциональная глубина, но вместе с тем сдержанность и интеллектуализм высказывания.

Лошаков Семён Александрович

Лошаков Семён  Александрович
Родился 19 апреля 1991 года в городе Свердловске. В 2007-м году после успешного окончания музыкальной школы поступил в СОМУ им. П.И. Чайковского на отделение теории музыки. Все четыре года параллельно с основными дисциплинами занимался композицией под руководством В.Д. Барыкина. В 2011 году с отличием окончил училище и поступил в УГК им. М.П. Мусоргского на кафедру композиции и инструментовки в класс профессора, кандидата искусствоведения Л.И. Гуревича. На государственный экзамен представил 3 симфонических сочинения: сюиту из балета «Кот в сапогах» для большого симфонического оркестра (2015), Симфония и Концерт для фортепиано, струнных и ударных (2016). Все три сочинения (помимо камерной программы) прозвучали в разные годы в Свердловской государственной филармонии под управлением А. Доркина.