E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

«Говорит и показывает дедушка уральского рока Александр Пантыкин»

В Музее истории Екатеринбурга состоялся показ концерта-реконструкции III фестиваля Свердловского рок-клуба

В субботу, 5 декабря, в большом зале Музея истории Екатеринбурга, как и анонсировалось, состоялась онлайн трансляция концерта-реконструкции событий 1988 года под названием «Воспоминания о III фестивале Свердловского рок-клуба». Действие проводилось в рамках проекта «Реставрация концертов», организованного Союзом композиторов при поддержке Фонда президентских грантов. Вдохновителем и модератором мероприятия выступил композитор Александр Александрович Пантыкин. На площадке ему помогали бессменный президент Свердловского рок-клуба Николай Александрович Грахов, музыкант Михаил Викторович Перов — в 1980-х годах участник группы «Трек», а также квартет Союза композиторов Свердловской области под управлением Евгения Кузнецова.

— Говорит и показывает «дедушка уральского рока» Александр Пантыкин. Мы начинаем концерт-реставрацию III фестиваля Свердловского рок-клуба, — приветствовал всех Александр Александрович, начиная концерт.

Первой сыграли композицию из репертуара группы «Урфин Джюс» – «Полный круг», слова к которой сочинил в свое время Илья Валерьевич Кормильцев.

«Воспоминания» продолжались около двух часов. Разговоры о том, как создавался Свердловский рок-клуб, чередовались с записями выступлений уральских групп тех лет. В том числе, «Наутилуса Помпилиуса», «Агаты Кристи», «Чайфа» и др. С кинохроникой и серией мини-фильмов, подготовленных участниками событий специально для онлайн-трансляции, в частности, использовались редкие видеодокументы Кирилла Юрьевича Котельникова и Олега Александрович Раковича.

Также была показана документальная короткометражка, отснятая в ноябре этого года Александром Александровичем Пантыкиным и Владимиром Владимировичем Шахриным в Доме культуры имени Максима Горького. Это интервью о том, как в этом месте был записан первый альбом группы «Чайф» — «Субботним вечером в Свердловске».

Уникальную версию песни «Рыба-молот», из репертуара музыкальной студии «Сонанс», исполнил Михаил Викторович Перов.

— Безусловно, сегодняшний концерт — это ностальгия. Это была значимая часть нашей жизни, часть, которой было отдано очень много сил, — отметил после концерта музыкант, общаясь с журналистами.

— После третьего фестиваля состоялся еще один – IV-й, а в 1991 Свердловский рок-клуб был закрыт. Причина проста — появились новые формы работы с группами. Но Свердловский рок-клуб остался легендой. Такой же, как питерский рок-клуб или московская рок-лаборатория. Они воспитали целое поколение музыкантов в стране, — сказал в завершении трансляции Николай Александрович Грахов.

После этих слов прозвучала очень тонкая и пронзительная песня в исполнении самого Александра Александровича Пантыкина на слова Ильи Валерьевича Кормильцева «Чего это стоило мне».

P.S. Ранее в рамках проекта «Реставрация концертов» в Екатеринбурге прошел концерт, посвященный открытию в 1900 году одного из лучших залов Екатеринбурга – «залу Маклецкого» – залу, который построил уральский банкир и меценат Илья Захарович Маклецкий. Этот зал до сих пор остается одним из лучших с точки зрения акустики среди камерных концертных залов в России.

15 декабря будет реконструирован концерт 1934 года, посвященный советскому композитору и пианисту Маркиану Петровичу Фролову, уникальному общественному деятелю, который основал на Урале консерваторию, филармонию и Союз композиторов.

Музей истории Екатеринбурга выступает в проекте «Реставрация концертов» партнером Союза композиторов Свердловской области, помогая восстанавливать исторические факты, детали и контекст событий прошлого времени.

Фото Вика Булатова, МИЕ
Фото Георгий Сапожников, Портал «Культура Екатеринбурга»
 

Творческий состав

Искендер (Семенов) Евгений Александрович

Родился 25 апреля 1908 г. в Петербурге. Обучался игре на фортепиано у С.В. Алперс. В 1920—1925 гг. выступал как солист-пианист, затем работал аккомпаниатором в Ленинградской филармонии (1925—1930). В 1930—1933 гг. работал дирижером в Ленинграде, Краснодаре, Минске, Витебске, Гомеле, Ашхабаде. С 1933 по 1937 г. — дирижер и заведующий музыкальной частью драматических театров и театров музыкальной комедии (Ленинград, Краснодаре, Ташкент, Иваново, Таганрог). В сезон 1936—1937 гг. — дирижер симфонического оркестра в Таганроге. В 1941 окончил Свердловскую консерваторию по классу композиции М.П. Фролова и В.Н. Трамбицкого. В качестве дипломной работы представил Первую симфонию. В 1945—1946 гг. занимал пост главного дирижера оркестра Свердловского областного радиокомитета. В 1947—1949 гг. был художественным руководителем Дворца культуры им. М. Горького в Свердловске. С 1951 — дирижер театров и симфонических оркестров в Уфе, Алма-Ате, Ленинграде.

Христиансен Лев Львович

Христиансен Лев Львович
Родился 28 февраля (12 марта) 1910 г. в Пскове в семье служащего. В детстве и юности семья много переезжала: он жил с родителями в Хвалынске, Аткарске, Саратове, Красноармейске, Покровске (ныне Энгельс). В 1929 году Л.Л. Христиансен поступил в Саратовский музыкальный техникум и, окончив его в 1932-м, преподавал там же, был заведующим отдела народных инструментов. В 1938 он окончил историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу М.С. Пикелиса. В 1939 г. вступил в члены ВКП(б), работал начальником Отдела музыкальных учреждений Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР (1939-1941), затем управляющим и художественным руководителем Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. В 1941-1947 гг. руководил различными концертными организациями, в том числе был художественным руководителем филармонии в Свердловске. В 1943 г. организовал Уральский народный хор, художественным руководителем которого оставался до 1959 г. Участниками этого коллектива стали народные певцы - носители живых песенных традиций из сел Измоденово, Покровское, Катарач Свердловской области, привнесшие в репертуар хора песни своего края в их подлинном виде. Уральский народный хор начал активную гастрольную деятельность и в августе 1951 года триумфально выступил на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. В 1956 г. Л.Л. Христиансен был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР.