E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ НИМЕНСКИЙ

Союз композиторов Свердловской области понес огромную потерю. Ушел из жизни Анатолий Николаевич Нименский – известный российский композитор, педагог, профессор Уральской государственной консерватории, Заслуженный деятель искусств РФ.
 
Он родился 7 августа 1950 г. в Екатеринбурге. С пяти лет начал регулярно заниматься музыкой. Учился в музыкальной школе по классу фортепиано, затем в Свердловской школе музыкантских воспитанников по классу трубы, с 1965 года – в специальной музыкальной школе-десятилетке при Уральской консерватории на теоретическом отделении. С 1968 по 1973 годы его учебы в Уральской консерватории по классу композиции сначала у Н.М. Пузея, затем у В.Д. Бибергана.
Студентом консерватории он начинает отдавать все свое время двум главным занятиям своей жизни: сочиняет музыку и начинает преподавать. В качестве дипломной работы композитор представил «Драматическую фреску» для симфонического оркестра и кантату «Себежские песни». Эти сочинения были исполнены оркестром Свердловской филармонии (дир. А.Г. Фридлендер) и хором консерватории (рук. Т.С. Матвеева). В 1980 году Нименского принимают в Союз композиторов СССР. В 1982–1989 гг. входил в состав правления Уральской композиторской организации, а главное – руководил творческим объединением молодых композиторов и музыковедов Уральского региона, из которого впоследствии вышло немало уральских авторов. Неоднократно был делегатом съездов Союза композиторов СССР и съездов СК России. В 1989 г. был избран на должность заведующего кафедрой композиции УГК. В 1995–2001 гг. дважды избирался на пост председателя Уральского отделения Союза композиторов России.
 
Музыка А.Н. Нименского отличается собственным стилем, тонким претворением фольклора. В разные годы композитор много сотрудничал с различными театральными коллективами Свердловска, Челябинска, Москвы, а также со Свердловской киностудией, работал с известными режиссерами – Д. Астраханом, Р. Виндерманом, К. Стрежневым. Излюбленным жанром композитора стал жанр концерта, который представлен в его творчестве хоровыми («Игральные вечерки», Концерт для хора а’cappella) и инструментальными партитурами («Канты», Концерт-реквием памяти Г. Тери). Значительное место среди инструментальных опусов занимают сочинения для ансамблей духовых («Хороводы» для трех труб и трех тромбонов, «Пасторальная сюита» для трех валторн). Музыка А.Н. Нименского звучала во многих городах России и за рубежом (Германия, Монголия, Финляндия, Чехия, Швеция, Япония). Его оркестровые сочинения исполнялись под управлением таких известных дирижеров, как М. Паверман, А. Фридлендер, А. Чистяков, А. Борейко, Е. Бражник, Д. Лисс. Его хоровые партитуры входят в репертуар Камерного хора Московской консерватории, Уральского камерного хора (Пермь), Концертного хора Мужского хорового лицея (Екатеринбург). Ноты его сочинений печатались в центральных издательствах. В 1998 г. А.Н. Нименский стал обладателем Гран-при конкурса «Музыкальное приношение Екатеринбургу» (за создание «Юбиляций» для симфонического оркестра). Его композиторский труд был не раз отмечен. В 2000 году он стал стипендиатом Президента РФ в номинации «Выдающиеся деятели культуры и искусства». В 2002 – ему присуждена премия губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства». В 2010 – удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». В 2020 – лауреат премии главы Екатеринбургской митрополии в области культуры и искусства.
 
За годы преподавания воспитал десятки профессиональных композиторов, наверное, можно говорить о его композиторской школе Нименского. Среди его учеников: Х. Билегжаргал (Монголия), О. Пайбердин, А. Пантыкин, А. Красильщикова, С. Патраманский, Е. Кармазин…
 
В 1998 г. по инициативе А.Н. Нименского официально открыто композиторское отделение в Екатеринбургском музыкальном лицее при УГК. Трудно переоценить степень влияния Нименского, композитора, педагога и человека в профессиональной среде. Его уважали к его мнению всегда прислушивались. Бескомпромиссность и отсутствие конформизма были его отличительными чертами. При этом чувство юмора, интеллектуальный блеск, легкость в общении делали его необычайно привлекательным и популярным как в среде студентов, так и среди коллег.
А.Н. Нименский оставил яркий след в музыкальной жизни города, в профессиональной композиторской среде. Память о нем сохранится в сердцах всех, кто имел счастье с ним работать, общаться или учиться у него.

О времени и месте прощания с Анатолием Николаевичем Нименским будет сообщено позднее.

 

Творческий состав

Морозов Николай Александрович

Морозов Николай Александрович
Родился 6 августа 1956 г. в Куйбышеве (ныне Самара) в семье инженеров. С детства проявлял музыкальные способности, учился игре на аккордеоне, самостоятельно освоил гитару, баян, блок-флейту, увлекался импровизацией. Окончил теоретическое отделение Сызранского музыкального училища (1982) и Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского по классу композиции Н. М. Пузея (1987). Во время учебы принимал участие во Всесоюзном конкурсе студентов и аспирантов-композиторов: 1985 г. – вторая премия в номинациях «Камерная музыка» и «Фортепианная музыка»; 1987 – вторая премия в номинации «Симфоническая музыка». После окончания консерватории совмещал учебу в ассистентуре-стажировке с преподавательской деятельностью на кафедре композиции и с должностью заведующего музыкальной частью Театра кукол. В 1989 г. Н. А. Морозов был принят в члены Союза композиторов. В 1993 г. он переезжает в Санкт-Петербург, преподает в Академии театрального искусства (доцент с 2001 г.). С 1998 г. и по настоящее время работает заведующим музыкальной частью Академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова, пишет музыку к спектаклям театров Москвы, Вильнюса, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Челябинска, Ярославля, Петрозаводска и др.

Пузей Николай Михайлович

Пузей Николай Михайлович
Есть немного людей, чей "микрокосм" абсолютно созвучен их "макрокосму", – краю, где они родились и выросли. Именно таков Н.М.Пузей. Всякая попытка определить его человеческий облик в категориях официальной лексики ["ведущий", "выдающийся" и др.] чревата опасностью не только впасть в трюизмы, но и не сказать самого главного, существенного. ... Музыкальные впечатления от уральского горнозаводского музыкального быта, полученные еще в детстве, обусловили тяготение композитора к фольклорным истокам. Пузей принадлежит к числу музыкантов, осваивающих народное искусство не по песенным сборникам или фонозаписям, а в его живом бытовании. ... Какой бы ни была конкретная тема того или иного произведения Пузея, все его творчество глубоко лирично и по тому строю чувств, который в нем запечатлен, и по своему стилю. Одно из наиболее привлекательных ее качеств – богатейший мелодизм, восходящий, с одной стороны, к народно-песенным истокам, с другой – воплощпющий характерную для современного музыкального мышления тенденцию к линеарности. Мелос наполняет всю фактуру в сочинениях Пузея, сообщая им свободу и органичность в развертывании музыкальной мысли.