E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Реставрация концертов. Итоги проекта

23 декабря в Музее истории Екатеринбурга состоялась презентация результатов проекта «Реставрация концертов». Напомним, что культурно-просветительский проект был посвящен трем важным этапам развития музыкальной культуры столицы Среднего Урала: открытию зала Маклецкого, деятельности Маркиана Петровича Фролова и Свердловскому рок-клубу. Проект был придуман и реализован Союзом композиторов Свердловской области совместно с Музеем истории Екатеринбурга при поддержке Фонда президентских грантов.

 

Итоги «Реставрации концертов» подвели композитор, председатель Союза композиторов Свердловской области Александр Александрович Пантыкин, директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Юрьевич Каменский, куратор проекта Евгения Сидорова.

 

«Для многих наши концерты стали откровением. Во-первых, немногие знали, что И.З. Маклецкий являлся одним из управляющих Уральским банком, и что он вложил собственные деньги в строительство концертного зала. Во-вторых, немногие знали о М.П. Фролове, как о выдающемся общественном деятеле, что именно он  создал Союз композиторов на Урале, консерваторию, филармонии и детскую музыкальную школу, которая сегодня носит его имя. А музыку этого уникального музыканта и подвижника почти никому не известна. В-третьих, Свердловский рок-клуб – бренд нашего города, и мы не могли обойти его стороной. Таким образом, мы выхватили три эпохи, которые повлияли на развитие музыкальной культуры города. Был поднят целый пласт культуры музыкального Екатеринбурга», – выступил со вступительным словом Александр Александрович Пантыкин. 

 

Евгения Сидорова продолжила представлять результаты проекта в цифрах. Так были созданы 3 карты-путеводителя, разработаны 3 тематических экскурсионных маршрута, реконструированы 3 концерта, издана 1 книга. Зрителями онлайн-трансляций концертов стали более 10 тысяч посетителей, более 20 СМИ опубликовали материалы о проекте.

 

В рамках проекта «Реставрация концертов» были реконструированы концерт по случаю открытия зала Маклецкого, премьерный показ оратории «Поэма об Урале», которую написал М.П. Фролов, и III фестиваль Свердловского рок-клуба. Также одним из этапов реализации проекта стали тематические экскурсии по музыкальному Екатеринбургу разных эпох. 

 

Екатерина Калужникова, научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга, рассказала как проводилось исследование, результатом которого является экскурсия по дореволюционному Екатеринбургу. «История дореволюционного Екатеринбурга мне показалась наиболее интересной темой, потому что для нас дореволюционный Екатеринбург, особенно XVIII века и первая половина XIX века, это история города-завода, которая с культурной жизнью, за исключение художественных промыслов, не ассоциируется. Моей задачей было доказать, что музыка сопровождает город с самых первых дней. Также важно было донести до наших экскурсантов идею, что основными двигателями музыкальной культуры была бизнес-элита – банкиры и предприниматели», – поделилась Екатерина.

 

Музыкальные экскурсии вызвали большой интерес у участников прогулок, поэтому экскурсоводы надеются проводить их и в следующем году. Прогуляться по музыкальному Екатеринбургу можно и самостоятельно. В рамках проекта были подготовлены три карты-путеводителя – по дореволюционному Екатеринбургу, советскому Свердловскую 30-х гг. и Екатеринбургу эпохи перестройки.

 

Авторы проекта «Реставрация концертов» поделились впечатлениями от проведения концертов. Музыковед Ирина Витальевна Винкевич отметила, что все три концерта получились очень разными.

 

О «Воспоминаниях о III фестивале Свердловского рок-клуба» рассказал Александр Александрович Пантыкин: «В основном в разговоре о Свердловском рок-клубе мы говорим о фактах, событиях, людях, и мало углубляемся в само явление. Редко рассматриваем его с точки зрения явления социального, культурологического, исторического. Этот Концерт-воспоминание был попыткой углубиться в самую суть этого сложного явление. Президент Свердловского рок-клуба Николай Грахов предоставил уникальные артефакты – анкету Алексея Балабанова, афиши, прессу того времени, знаменитую газету “ПерекатиПоле”. Разговор велся на серьезном уровне. Музыковеды как-то обходят музыку Свердловского рок-клуба стороной, в основном пишут о жизни музыкантов. У Свердловского рок-клуба нет клавиров, нет партитур. Этой музыки в нотах нет, и поэтому музыковедчески эти произведения отсутствуют в истории музыки».

 

Важной частью встречи стала презентация книги «Музыкальный Екатеринбург в движении времени: три эпохи – три концерта».Идея ее создания возникла во время поиска информации для реставрации концертов. Авторами издания выступили музыковед Ирина Винкевич, профессор Уральской государственной консерватории Людмила Шабалина, журналист и «летописец Свердловского рок-клуба» Дмитрий Карасюк, журналист Светлана Толмачева.

 

Книга «Музыкальный Екатеринбург в движении времени: три эпохи – три концерта» посвящена музыкальной культуре Екатеринбурга-Свердловска в ее важнейших этапах развития на протяжении ХХ века. Жизнь уральской столицы, рассмотренная в широком историческом контексте, представлена во взаимодействии разных сфер – театрально-концертной, учебно-просветительской и творческой, в истории памятников архитектуры и культуры, наполненных звучащей музыкой, в сплетении судеб артистов и дирижеров, преподавателей и композиторов, ученых, меценатов и музыкально-общественных деятелей.

 

Название «Музыкальный Екатеринбург в движении времени: три эпохи – три концерта», на котором настаивала Ирина Винкевич, отражает идею развития культуры.

«Каждая глава книги содержит не только общую характеристику эпохи, процессы становления творческих коллективов, учреждений культуры, музыкально-учебных заведений, но и истории архитектурных памятников, которые представлены с моментов их появления на карте города до сегодняшней их функции в системе культуры. Третьей частью в каждой главе становилось подробное описания концерта той или иной эпохи», – рассказала о книге Ирина Витальевна Винкевич.

 

Издание оформлено архивными фотографиями из Музея истории Екатеринбурга, Объединенного музея писателей Урала, Краеведческого музея, Союза композиторов и личных архивов разных лет. Помимо портретов и пейзажей города, в книге опубликованы уникальные фотографии, найденные в ходе исследования. 

 

Тираж книги будет отправлен в образовательные и музыкальные учреждения Екатеринбурга: музыкальные школы, библиотеки, филармонию, консерваторию, музыкальное училище, колледж. Один из печатных экземпляров будет находиться в Доме Маклецкого. Электронная версия книги уже представлена на сайте проекта музыкаекатеринбурга.рф

 

В завершении презентации авторы проекта подняли вопрос о создании в Екатеринбурге Музея музыки. Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Юрьевич Каменский считает, что новая институция может быть или структурным элементом музыкального кластера, или полноценным музеем. 

 

«Мы понимаем, что в городе есть коллекции, связанные с музыкой: аппаратура и все, что касается воспоминаний. В целом это достойно экспозиционной части отдельного музейного пространства. И сейчас в контексте обсуждения создания разных музеев мы рассматриваем предложение создать музей музыки. Он входит в топ-5 музеев, которые нужны нам. Особенно, учитывая, что Екатеринбург такой музыкальный город», – говорит Сергей Каменский.

 

Александр Пантыкин отметил, что музей должен стать серьезным шагом в исследованиях музыкальной культуры города. «Мне кажется, что уровень рассмотрения культурных явлений должен быть гораздо выше и серьезнее, на уровне научных исследований. Екатеринбург является безусловным лидером культурной жизни как дореволюционной России, так и советского периода. А музыкальная культура Свердловского рок-клуба намного превосходит музыкальную культуры и Москвы, и Петербурга вместе взятых. Этим вопросом надо заниматься, это нужно подтверждать с музыковедческой точки зрения, с точки зрения содержания музыки и рок-поэзии», – добавил Александр Александрович.

 

Создание музея должно проходить в три этапа: сбор коллекции, привлечение заинтересованных лиц, включая композиторов и музыкантов, бюджетирование проекта и подбор здания. Сергей Каменский предполагает, что в качестве здания для музея подходит заброшенная земская школа на Вознесенской горке. Также директор Музея истории Екатеринбурга предложил рассчитать стоимость восстановления объекта в рамках «Школы наследия».

 

Вечер завершился вручением благодарственных писем и книг участникам и партнерам проекта.




 

Творческий состав

Гальперин Михаил Иосифович

Гальперин Михаил Иосифович
Большинство произведений М.И.Гальперина – а работал он в разных жанрах – было посвящено отражению чувств и настроений его современников, раскрытию их богатого духовного мира. Творческая мысль устремлялась и в область песенно-романсовой лирики, и фортепианной миниатюры, и симфонической музыки, и камерно-инструментальных сочинений. Фортепианное творчество М.И.Гальперина, представленное прелюдиями, сюитой старинных жанров, полифоническими пьесами, воспринимается как музыка педагогического репертуара и бытового исполнительства.

Кобекин Владимир Александрович

Кобекин Владимир Александрович
Сугубо современные по интонационному строю произведения Кобекина отличает мелодическая выразительность и пластичность, присутствие неизъяснимо-проникновенного начала, которое составляет лирическую суть праосновы музыки как искусства. ... Идея ограничения выразительных средств представляет творчество композитора в русле минимализма – направления, активно развивающегося в мировом музыкальном искусстве последних десятилетий. Однако кобекинский минимализм – это полнозвучный мир, покоряющий всеохватностью и богатством образов. В сочинениях Кобекина данного направления самобытно отражается интерес композитора к религиозным сюжетам, к жанрам духовной музыки, демонстрируется широта осмысления вопроса.