Рецензия на концерт, посвященный М.П. Фролову
Завершение 2020 года ознаменовалось интереснейшими событиями в концертной жизни нашего города. На сцене знаменитого зала им. И.З. Маклецкого Музыкального училища им. П.И. Чайковского, прошли два крупных мероприятия в рамках проекта «Реставрация концертов» при поддержке Фонда президентских грантов. Данный проект реализовался в сотрудничестве нескольких партнеров: Союз композиторов Свердловской области, Музей истории Екатеринбурга, Музыкальное училище (колледж) им. П.И. Чайковского, Музыкальная школа №1 им. М.П. Фролова; цель проекта – сохранение исторической памяти города, информирование жителей о наиболее ярких событиях в сфере музыки. Факт открытия первого концертного зала на Урале в 1900 году (в настоящее время одного из лучших камерных залов в России по своей акустике), а также обращение к личности и творчеству Маркиана Петровича Фролова, основавшего самые значимые концертные и образовательные музыкальные учреждения в г. Свердловске (Екатеринбурге), оцениваются в настоящее время как знаковые события в исторической ретроспективе культурной жизни города, которые позволяют актуализировать начинания столь отдаленные во времени и принадлежащие разным историческим вехам музыкальной жизни столицы Урала. Они взаимосвязаны, прежде всего, общей идеей формирования статуса музыкальной жизни города в комплексном объеме социальных задач – от популяризации классического музыкального наследия до выстраивания и реализации системы профессионального музыкального образования.
Концерт 16 октября, посвященный юбилею Зала, и концерт 15 декабря, посвященный творчеству М.П. Фролова, осуществлялись несколько в разных условиях. Онлайн-трансляция, уже ставшая привычной реалией сегодняшнего дня, но для исполнителей и телеоператоров, она неизбежно создает определенные задачи, и, прежде всего, работы телекамеры крупным планом, передающим детально артистизм, эмоции, жесты музыкантов и гостей, присутствующих в зале. Тем не менее, несмотря на онлайн-трансляцию, концерт остается живым, а его мемориальная содержательность, удачно поддержанная размещением на сценическом экране фотографий из семейного архива М.П. Фролова и, бесспорно, интересным словом ведущей концерта Ирины Винкевич, реализовалась в данном случае полностью и успешно.
Любая эпоха выдвигает ярких личностей для решения поставленных ею задач, но и та же личность формирует неповторимый, только ей свойственный духовный ореол, оставляя свой след во всеобщей ноосфере…
Маркиан Петрович Фролов (1892-1944) многогранно отразил в своей творческой деятельности запрос эпохи строительства нового общества в сфере музыкальной культуры. Уральский период жизни его начался с 1926 года. Позади остались детские годы в Харбине, обучение в двух консерваториях – Санкт-Петербургской (Петроградской) и Киевской. Приглашение же на Урал было воспринято семьей композитора подвижнически, и в дальнейшем Маркиан Петрович сам активно приглашал к сотрудничеству на уральской земле многих музыкантов. В нем все соответствовало духу времени: титаническая энергия в решении административных, организаторских задач на посту первого ректора Уральской государственной консерватории, он организовал и первую музыкальную школу, носящую ныне его имя, которая в грядущем 2021 году отмечает свое 90-летие; его имя связано с открытием филармонии и Союза композиторов Урала в 1939 году, который он возглавлял впоследствии. Результатом его педагогической деятельности стало первое поколение уральских композиторов, в их числе Б.Д. Гибалин, Г.Н. Белоглазов, Н.М. Хлопков; буряты Д.Д. Аюшев, Б.Б. Ямпилов, Ж.А. Батуев стали основателями национальной композиторской школы Бурятской АССР.
Свердловская консерватория, созданная в 1934 году, первой в Урало-сибирском регионе стала высшим звеном музыкального образования. В отдаленном от центра крае она реально увенчала ту «трехступенную систему» музыкальных учебных заведений, идею которой разрабатывал Б.Л. Яворский. Будучи учеником Болеслава Леопольдовича Яворского в Киевской консерватории, Маркиан Петрович Фролов сумел ее осуществить на деле. Он не только вычленил из структуры музыкального техникума Свердловска младшее начальное звено, но и помог сформировать все три, преемственно связанные между собой ступени музыкального образования. «Почувствовав огромные потенции города, вдохновленный грандиозным размахом промышленного, научного и культурного строительства, М.П. Фролов с энтузиазмом берет на себя миссию организатора музыкальной инфраструктуры Свердловска. С этого момента появляется высокая цель, и во имя ее осуществления он живет и трудится все последующие годы своей недолгой жизни». (Из материалов книги «Уральская государственная консерватория имени М П. Мусоргского: 75 лет истории»)
В композиторском творчестве, не будучи уральцем по рождению, М.П. Фролов начал воплощать «уральскую тему» (кантата «Поэма об Урале», симфоническая картина «Седой Урал»), он с увлечением изучал уральский фольклор и творчески претворял его в своих произведениях. Композиторское творчество М.П. Фролова, разнообразное в жанровом и образно-тематическом плане, существенно обогатилось изучением фольклора других этнических культур. «После соприкосновения с башкирским фольклором новым важным этапом стало создание оперы на основе бурятского эпоса. Сама “бурятская тема” в творчестве М.П. Фролова органично вписывается в контекст отечественной культуры того времени. Республики, вошедшие в состав Советского Союза, находились на разных уровнях музыкального развития и нуждались в поддержке, помощи в развитии национальной культуры…» (Из статьи И. Винкевич «Проблемы изучения творческого наследия М.П. Фролова» в сборнике «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования. Материалы Второй международной Интернет-конференции (г. Екатеринбург, декабрь 2009 года)».
Программа концерта, представленная 15 ноября, содержала интересные произведения М.П. Фролова из ранних опусов и уже зрелых сочинений уральского периода жизни композитора. В каждой звучащей музыкальной странице концерта незримо ощущалась пульсация напряженного ритма жизни музыканта-универсала и общественного деятеля.
Нужно отметить доминирующее значение в ней фортепианной музыки, что вполне естественно, поскольку фортепиано – это любимый инструмент и композитора, и концертирующего исполнителя М.П. Фролова, ведь он унаследовал в полной мере традиции русской фортепианной школы, обучаясь в классе знаменитой А.Н. Есиповой и позднее – у ее ученицы Н.Н. Поздняковской в Санкт-Петербурге, а также в Киевской консерватории – у Ф. Блуменфельда и И. Турчинского.
Из ранних сочинений М.П. Фролова прозвучали несколько произведений для фортепиано. Открыл концерт Андрей Агапов (класс преподавателя В.А. Поповой) произведением 1918 г. «Сказка» ор.5. В исполнении обучающихся музыкальной школы №1 им. М.П. Фролова Марии Кох (класс М.В. Ослонщиковой) и Арины Ивановской (класс Ю.К. Лебедевой) прозвучали две прелюдии для фортепиано, созданные в 1918 году (gis, h). Романтические веяния через тему сказки проявились также в необычном жанре мелодекламации для голоса и фортепиано в исполнении Екатерины Шелякиной (декламация, класс И.А. Ширяевой) и Анастасии Денисовой (фортепиано), сочинении, стилистически отчасти претворившем идею М.П. Мусоргского в вокальном цикле «Детская».
Достоинством концертной программы, включающей произведения разного уровня сложности и представляющей все ступени музыкального образования – от начального школьного до высшего звена, стало еще одно выступление. «Классическая сюита» – произведение, относящееся к 1930 г. и ознаменовавшее переход композиторских творческих исканий в сторону классики, в частности, к традициям сюит, партит И.С. Баха. Обучаясь в Киевской консерватории по классу композиции у Р.М. Глиэра, М.П. Фролов в своем обращении к неоклассицистским традициям (преодолевая романтические устремления ранних опусов, идущих от А.Н. Скрябина, Н.К. Метнера) продолжил другую творческую линию своего учителя, изучавшего в свое время курс полифонии в Московской консерватории у С.И. Танеева. Сочетание строгих линий формы, четко выверенных композиционных структур с распевностью мелоса (сарабанда), ритмическая упругость, импульсивность – в Жиге (напоминающая токкатность Прокофьева) – черты нового стиля композитора. «Классическая сюита» прозвучала в совместном исполнении учителя и ученицы: Веры Анатольевны Поповой, исполнившей три части сюиты – Прелюдию, Сарабанду, Жигу, и Анастасии Оленьковой, в ее исполнении прозвучала 4-я часть сюиты – Бурре. Думается, что не многим известен тот факт, что Вера Анатольевна Попова училась у дочери М.П. Фролова – Светланы Маркиановны, а позднее в консерватории – у самой Н.Н. Поздняковской, в классе которой занимался и М.П. Фролов. Мы явились свидетелями живого воплощения традиций, взаимосвязи поколений русской фортепианной школы, чем обязаны прежде всего самой В.А. Поповой, пианистке, имеющей прекрасную сценическую форму, исполнительскую волю и педагогический талант!
И еще одно сочинение М.П. Фролова, прозвучавшее в центральной части концерта – это соната для фортепиано (а-moll) в исполнении Валентина Попова. Созданная в 1940 г. в предвоенное время, соната в трех частях отразила пульс времени в «графических» тонах: эпико-героические, отчасти суровые образы 1-й части, элегичность 2-й части Adagio сродни ностальгически-лирическим образам Рахманинова и моторика 3-й части – Allegro, «обнажающая» монотематический замысел с заостренной риторически финальной интонацией вопрос-ответ…
Камерно-инструментальный жанр в программе концерта представлен сочинением, рукопись которого относится к 1915 году. Речь идет о струнном квартете «Байка», позднее известном под другими названиями. «Шутка» прозвучала в исполнении квартета Союза композиторов Свердловской области. Произведение интересно своими фольклорными прообразами в духе гротесковой сферы преломления колыбельной А.К. Лядова.
Вокально-хоровая часть программы концерта представлена несколькими сочинениями М.П. Фролова. Первые опыты его работы с песней начались еще в Киеве, когда начинающий композитор руководил самодеятельными коллективами. Обработки русских и украинских народных песен, участие в конкурсе на создание Гимна СССР являются яркими примерами вовлеченности композитора и исполнителя в современную жизнь 30-40-х годов.
«Гимн стахановцам» (ст. В. Каменского, ор. 16) и «Песня о друзьях» (ст. М. Спирина, ор. 19) исполнил вокальный квартет (руководитель – А. Стариков, партия фортепиано – А. Белозерова). Камерный характер звучания вокального квартета несколько не соответствовал общему тону содержания песен, предполагающего более объемное, монолитное хоровое исполнение.
Сочинение 1943 года кантата «Русь», имеющая непростую биографию (оратория «С именем Сталина» – таково первоначальное название этого произведения), после исполнения в рамках творческого вечера в Союзе композиторов в Москве, была рекомендована Н.Я. Мясковским для включения в репертуарный фонд Московской филармонии 1944-1945 гг., но этому не суждено было осуществиться… В программе концерта представлен один из известнейших номеров кантаты – «Песня девушки» в проникновенном исполнении Анастасии Савиной (класс Н.Ю. Бабинцевой, партия фортепиано – А. Иванова).
Отдельные фрагменты оперы «Энхэ – Булат-батор» составили заключительный блок концерта. В 1939 г. по совету Р.М. Глиэра композитор М.П. Фролов обратился к сюжету будущей оперы. Выезд с семьей в Улан-Удэ, изучение фольклора и увлеченная работа на новом, еще никем не тронутом материале приводит к успешному результату. Опера «Энхе – Булат-батор» по мотивам национального эпоса закончена в мае 1940 г. В том же году она была показана в Москве на открытии Декады бурят-монгольского искусства. За создание оперы М.П. Фролов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Являясь первой бурятской национальной оперой, этот спектакль по сей день открывает каждый театральный сезон оперного театра в столице Бурятии.
В заключительной части концерта ариозо Арюн-гохон и ария Бумал-хана прозвучали в исполнении Полины Аношиной и Ильи Богомолова (класс преподавателя И.А. Ширяевой, партия фортепиано А. Денисова); «Марш баторов» – вокальный ансамбль и дуэт фортепиано – Валентин Попов и Евгений Топорков. Завершили программу Две концертные транскрипции для двух фортепиано (ор. 29): «Танец баторов» и «Танец с луками» в исполнении В. Попова и Е Топоркова.
В рамках единичной акции мемориального концерта мы имеем лишь своего рода «эскиз» творческого портрета Маркиана Петровича Фролова. Бесспорно, его личность – одна из культурных доминат уральского региона – в творчестве, в высочайшем уровне профессионализма, в его разносторонней деятельности, со свойственной энергетикой целеустремленной натуры, «содержательной включенности в современность и умением отдать дань историческим реалиям».
Материал подготовлен Натальей Юрьевной Зарубиной