E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Проект реставрации концертов – финальный этап

Рецензия на концерт, посвященный М.П. Фролову

Завершение 2020 года ознаменовалось интереснейшими событиями в концертной жизни нашего города. На сцене знаменитого зала им. И.З. Маклецкого Музыкального училища им. П.И. Чайковского, прошли два крупных мероприятия в рамках проекта «Реставрация концертов» при поддержке Фонда президентских грантов. Данный проект реализовался в сотрудничестве нескольких партнеров: Союз композиторов Свердловской области, Музей истории Екатеринбурга, Музыкальное училище (колледж) им. П.И. Чайковского, Музыкальная школа №1 им. М.П. Фролова; цель проекта – сохранение исторической памяти города, информирование жителей о наиболее ярких событиях в сфере музыки. Факт открытия первого концертного зала на Урале в 1900 году (в настоящее время одного из лучших камерных залов в России по своей акустике), а также обращение к личности и творчеству Маркиана Петровича Фролова, основавшего самые значимые концертные и образовательные музыкальные учреждения в г. Свердловске (Екатеринбурге), оцениваются в настоящее время как знаковые события в исторической ретроспективе культурной жизни города, которые позволяют актуализировать начинания столь отдаленные во времени и принадлежащие разным историческим вехам музыкальной жизни столицы Урала. Они взаимосвязаны, прежде всего, общей идеей формирования статуса музыкальной жизни города в комплексном объеме социальных задач – от популяризации классического музыкального наследия до выстраивания и реализации системы профессионального музыкального образования.

 

Концерт 16 октября, посвященный юбилею Зала, и концерт 15 декабря, посвященный творчеству М.П. Фролова, осуществлялись несколько в разных условиях. Онлайн-трансляция, уже ставшая привычной реалией сегодняшнего дня, но для исполнителей и телеоператоров, она неизбежно создает определенные задачи, и, прежде всего, работы телекамеры крупным планом, передающим детально артистизм, эмоции, жесты музыкантов и гостей, присутствующих в зале. Тем не менее, несмотря на онлайн-трансляцию, концерт остается живым, а его мемориальная содержательность, удачно поддержанная размещением на сценическом экране фотографий из семейного архива М.П. Фролова и, бесспорно, интересным словом ведущей концерта Ирины Винкевич, реализовалась в данном случае полностью и успешно.

 

Любая эпоха выдвигает ярких личностей для решения поставленных ею задач, но и та же личность формирует неповторимый, только ей свойственный духовный ореол, оставляя свой след во всеобщей ноосфере…

 

Маркиан Петрович Фролов (1892-1944) многогранно отразил в своей творческой деятельности запрос эпохи строительства нового общества в сфере музыкальной культуры. Уральский период жизни его начался с 1926 года. Позади остались детские годы в Харбине, обучение в двух консерваториях – Санкт-Петербургской (Петроградской) и Киевской. Приглашение же на Урал было воспринято семьей композитора подвижнически, и в дальнейшем Маркиан Петрович сам активно приглашал к сотрудничеству на уральской земле многих музыкантов. В нем все соответствовало духу времени: титаническая энергия в решении административных, организаторских задач на посту первого ректора Уральской государственной консерватории, он организовал и первую музыкальную школу, носящую ныне его имя, которая в грядущем 2021 году отмечает свое 90-летие; его имя связано с открытием филармонии и Союза композиторов Урала в 1939 году, который он возглавлял впоследствии. Результатом его педагогической деятельности стало первое поколение уральских композиторов, в их числе Б.Д. Гибалин, Г.Н. Белоглазов, Н.М. Хлопков; буряты Д.Д. Аюшев, Б.Б. Ямпилов, Ж.А. Батуев стали основателями национальной композиторской школы Бурятской АССР.

 

Свердловская консерватория, созданная в 1934 году, первой в Урало-сибирском регионе стала высшим звеном музыкального образования. В отдаленном от центра крае она реально увенчала ту «трехступенную систему» музыкальных учебных заведений, идею которой разрабатывал Б.Л. Яворский. Будучи учеником Болеслава Леопольдовича Яворского в Киевской консерватории, Маркиан Петрович Фролов сумел ее осуществить на деле. Он не только вычленил из структуры музыкального техникума Свердловска младшее начальное звено, но и помог сформировать все три, преемственно связанные между собой ступени музыкального образования. «Почувствовав огромные потенции города, вдохновленный грандиозным размахом промышленного, научного и культурного строительства, М.П. Фролов с энтузиазмом берет на себя миссию организатора музыкальной инфраструктуры Свердловска. С этого момента появляется высокая цель, и во имя ее осуществления он живет и трудится все последующие годы своей недолгой жизни». (Из материалов книги «Уральская государственная консерватория имени М П. Мусоргского: 75 лет истории»)

 

В композиторском творчестве, не будучи уральцем по рождению, М.П. Фролов начал воплощать «уральскую тему» (кантата «Поэма об Урале», симфоническая картина «Седой Урал»), он с увлечением изучал уральский фольклор и творчески претворял его в своих произведениях. Композиторское творчество М.П. Фролова, разнообразное в жанровом и образно-тематическом плане, существенно обогатилось изучением фольклора других этнических культур. «После соприкосновения с башкирским фольклором новым важным этапом стало создание оперы на основе бурятского эпоса. Сама “бурятская тема” в творчестве М.П. Фролова органично вписывается в контекст отечественной культуры того времени. Республики, вошедшие в состав Советского Союза, находились на разных уровнях музыкального развития и нуждались в поддержке, помощи в развитии национальной культуры…» (Из статьи И. Винкевич «Проблемы изучения творческого наследия М.П. Фролова» в сборнике «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования. Материалы Второй международной Интернет-конференции (г. Екатеринбург, декабрь 2009 года)».

 

Программа концерта, представленная 15 ноября, содержала интересные произведения М.П. Фролова из ранних опусов и уже зрелых сочинений уральского периода жизни композитора. В каждой звучащей музыкальной странице концерта незримо ощущалась пульсация напряженного ритма жизни музыканта-универсала и общественного деятеля.

 

Нужно отметить доминирующее значение в ней фортепианной музыки, что вполне естественно, поскольку фортепиано – это любимый инструмент и композитора, и концертирующего исполнителя М.П. Фролова, ведь он унаследовал в полной мере традиции русской фортепианной школы, обучаясь в классе знаменитой А.Н. Есиповой и позднее – у ее ученицы Н.Н. Поздняковской в Санкт-Петербурге, а также в Киевской консерватории – у Ф. Блуменфельда и И. Турчинского.

 

Из ранних сочинений М.П. Фролова прозвучали несколько произведений для фортепиано. Открыл концерт Андрей Агапов (класс преподавателя В.А. Поповой) произведением 1918 г. «Сказка» ор.5. В исполнении обучающихся музыкальной школы №1 им. М.П. Фролова Марии Кох (класс М.В. Ослонщиковой) и Арины Ивановской (класс Ю.К. Лебедевой) прозвучали две прелюдии для фортепиано, созданные в 1918 году (gis, h). Романтические веяния через тему сказки проявились также в необычном жанре мелодекламации для голоса и фортепиано в исполнении Екатерины Шелякиной (декламация, класс И.А. Ширяевой) и Анастасии Денисовой (фортепиано), сочинении, стилистически отчасти претворившем идею М.П. Мусоргского в вокальном цикле «Детская».

 

Достоинством концертной программы, включающей произведения разного уровня сложности и представляющей все ступени музыкального образования – от начального школьного до высшего звена, стало еще одно выступление. «Классическая сюита» – произведение, относящееся к 1930 г. и ознаменовавшее переход композиторских творческих исканий в сторону классики, в частности, к традициям сюит, партит И.С. Баха. Обучаясь в Киевской консерватории по классу композиции у Р.М. Глиэра, М.П. Фролов в своем обращении к неоклассицистским традициям (преодолевая романтические устремления ранних опусов, идущих от А.Н. Скрябина, Н.К. Метнера) продолжил другую творческую линию своего учителя, изучавшего в свое время курс полифонии в Московской консерватории у С.И. Танеева. Сочетание строгих линий формы, четко выверенных композиционных структур с распевностью мелоса (сарабанда), ритмическая упругость, импульсивность – в Жиге (напоминающая токкатность Прокофьева) – черты нового стиля композитора. «Классическая сюита» прозвучала в совместном исполнении учителя и ученицы: Веры Анатольевны Поповой, исполнившей три части сюиты – Прелюдию, Сарабанду, Жигу, и Анастасии Оленьковой, в ее исполнении прозвучала 4-я часть сюиты – Бурре. Думается, что не многим известен тот факт, что Вера Анатольевна Попова училась у дочери М.П. Фролова – Светланы Маркиановны, а позднее в консерватории – у самой Н.Н. Поздняковской, в классе которой занимался и М.П. Фролов. Мы явились свидетелями живого воплощения традиций, взаимосвязи поколений русской фортепианной школы, чем обязаны прежде всего самой В.А. Поповой, пианистке, имеющей прекрасную сценическую форму, исполнительскую волю и педагогический талант!

 

И еще одно сочинение М.П. Фролова, прозвучавшее в центральной части концерта – это соната для фортепиано (а-moll) в исполнении Валентина Попова. Созданная в 1940 г. в предвоенное время, соната в трех частях отразила пульс времени в «графических» тонах: эпико-героические, отчасти суровые образы 1-й части, элегичность 2-й части Adagio сродни ностальгически-лирическим образам Рахманинова и моторика 3-й части – Allegro, «обнажающая» монотематический замысел с заостренной риторически финальной интонацией вопрос-ответ…

 

Камерно-инструментальный жанр в программе концерта представлен сочинением, рукопись которого относится к 1915 году. Речь идет о струнном квартете «Байка», позднее известном под другими названиями. «Шутка» прозвучала в исполнении квартета Союза композиторов Свердловской области. Произведение интересно своими фольклорными прообразами в духе гротесковой сферы преломления колыбельной А.К. Лядова.

 

Вокально-хоровая часть программы концерта представлена несколькими сочинениями М.П. Фролова. Первые опыты его работы с песней начались еще в Киеве, когда начинающий композитор руководил самодеятельными коллективами. Обработки русских и украинских народных песен, участие в конкурсе на создание Гимна СССР являются яркими примерами вовлеченности композитора и исполнителя в современную жизнь 30-40-х годов.

 

«Гимн стахановцам» (ст. В. Каменского, ор. 16) и «Песня о друзьях» (ст. М. Спирина, ор. 19) исполнил вокальный квартет (руководитель – А. Стариков, партия фортепиано – А. Белозерова). Камерный характер звучания вокального квартета несколько не соответствовал общему тону содержания песен, предполагающего более объемное, монолитное хоровое исполнение.

 

Сочинение 1943 года кантата «Русь», имеющая непростую биографию (оратория «С именем Сталина» – таково первоначальное название этого произведения), после исполнения в рамках творческого вечера в Союзе композиторов в Москве, была рекомендована Н.Я. Мясковским для включения в репертуарный фонд Московской филармонии 1944-1945 гг., но этому не суждено было осуществиться… В программе концерта представлен один из известнейших номеров кантаты – «Песня девушки» в проникновенном исполнении Анастасии Савиной (класс Н.Ю. Бабинцевой, партия фортепиано – А. Иванова).

 

Отдельные фрагменты оперы «Энхэ – Булат-батор» составили заключительный блок концерта. В 1939 г. по совету Р.М. Глиэра композитор М.П. Фролов обратился к сюжету будущей оперы. Выезд с семьей в Улан-Удэ, изучение фольклора и увлеченная работа на новом, еще никем не тронутом материале приводит к успешному результату. Опера «Энхе – Булат-батор» по мотивам национального эпоса закончена в мае 1940 г. В том же году она была показана в Москве на открытии Декады бурят-монгольского искусства. За создание оперы М.П. Фролов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Являясь первой бурятской национальной оперой, этот спектакль по сей день открывает каждый театральный сезон оперного театра в столице Бурятии.

 

В заключительной части концерта ариозо Арюн-гохон и ария Бумал-хана прозвучали в исполнении Полины Аношиной и Ильи Богомолова (класс преподавателя И.А. Ширяевой, партия фортепиано А. Денисова); «Марш баторов» – вокальный ансамбль и дуэт фортепиано – Валентин Попов и Евгений Топорков. Завершили программу Две концертные транскрипции для двух фортепиано (ор. 29): «Танец баторов» и «Танец с луками» в исполнении В. Попова и Е Топоркова.

 

В рамках единичной акции мемориального концерта мы имеем лишь своего рода «эскиз» творческого портрета Маркиана Петровича Фролова. Бесспорно, его личность – одна из культурных доминат уральского региона – в творчестве, в высочайшем уровне профессионализма, в его разносторонней деятельности, со свойственной энергетикой целеустремленной натуры, «содержательной включенности в современность и умением отдать дань историческим реалиям».

 

Материал подготовлен Натальей Юрьевной Зарубиной

Творческий состав

Беспалова Анастасия Алексеевна

Беспалова Анастасия Алексеевна
Анастасия Беспалова - композитор, со своим простым, но в тоже время интересным музыкальным языком. Постоянный участник различных фестивалей в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Лауреат конкурса Мариинского театра на создание оперы по произведения Н.В.Гоголя.

Родыгин Евгений Павлович

Родыгин Евгений Павлович
Есть композиторы, сохраняющие на многие годы, а иногда и на всю жизнь, стойкую приверженность к какому-нибудь одному направлению в музыке. В их числе Е.В.Родыгин, вот уже более полувека тесно связанный творческой судьбой со своим излюбленным жанром – песней. Как и многие лучшие песни отечественных авторов, произведения Родыгина тесно переплелись с жизнью современников, повествуя об их многотрудных дорогах, заветных мечтах. Однако, все-таки, слушая родыгинские мелодии, не собьешься, не спутаешь с другими. ... "Есть песни, рассчитанные на разовое впечатление, на "мимолетное" настроение. Я же с детства полюбил красоту мелодии и русской народной песни, и городского романса, и музыки духовых оркестров... Все мелодическое я впитывал в себя и к этой мелодичности стремился...".