E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Минувших дней очарованье…

Концерт-реконструкция – жанр не совсем обычный в культурной жизни Екатеринбурга. «Реконструкция», «реставрация», «реминисценция», «воспоминание».., данный понятийный ряд можно продолжить, разнопланово отражая формы бытия прошлого в настоящем художественных реалий современности. Именно такое событие привлекло внимание общественность города, которое состоялось 16 октября. На сайтах Союза композиторов Свердловской области, Музея истории Екатеринбурга, Управления культуры города, в информационных телевыпусках мобильно была отражена информация об этом мероприятии, посвящённом 120-летию открытия знаменитого концертного зала, носящего имя его основателя – Ильи Захаровича Маклецкого. По словам ведущей концертной программы Ирины Винкевич, этот вечер оказался посвящён двум праздникам: 120-летию открытия концертного зала и приближающегося юбилея музыкального училища им. П.И. Чайковского, – учебного заведения, которому принадлежит этот уникальный зал. Без преувеличения нужно отметить, что с момента его создания и по сей день он является одним из лучших и знаменитых камерных залов России.

 

Отмечавшаяся всеми корреспондентами соцсетей яркая атмосфера концерта с элементом театрализации, достоверно воссозданными костюмами и даже буфетом в стиле начала 19 века – далеко не единственный элемент стилизации эпохи культурной жизни города. Прежде всего, предшествовал огромный труд организаторов по формированию самой музыкальной программы. Изучение сохранившихся афиш, где были отражены исполнявшиеся произведения тогда, 120 лет назад, и не только на самом вечере открытия зала, привело к включению, в частности, в программу концерта его центрального фортепианного блока из музыки, звучавшей в исполнении американского пианиста польского происхождения Иосифа Гофмана, знаменитого ученика А. Рубинштейна, гастролировавшего в декабре 1900 года в нашем городе.

 

Исторический концерт, состоявшийся 1-го октября 1900 года, по выражению современников, включал практически четыре концерта, объединённых в один праздничный вечер. Главная тема его прослеживалась в особой памяти даты П.И. Чайковского, ведь в 1900 году композитору исполнилось бы 60 лет…Поэтому тогда звучала прежде всего его музыка в сольном и ансамблевом исполнении. В программе концерта 16 октября 2020 прозвучала сцена из оперы «Евгений Онегин» (дуэт и квартет 1-й картины) в исполнении солистов Екатеринбургского театра оперы и балета Заслуженных артистов России: Н. Бабинцевой, Н. Рыжковой, С. Пастуховой, И. Ширяевой; ария Ленского – в исполнении Солиста Екатеринбургского театра оперы и балета Д. Розвиева; романс Чайковского на стихи Д. Ратгауза «Средь мрачны дней» и песня Молодого цыгана из оперы «Алеко» С. Рахманинова - в исполнении Солиста Театра музыкальной комедии Заслуженного артиста России Н. Капленко.

 

Центральная часть программы концерта – своеобразное посвящение И. Гофману, началась необычайно красиво: на фоне портрета пианиста зазвучала запись его исполнения Увертюры к опере Р. Вагнера «Тангейзер» в транскрипции Ф. Листа…А далее внимание слушателей уже обратилось к другому артисту – Валентину Попову, который буквально «подхватил» на «кончике жеста» уже в реальном сценическом звучании остановленную интонацию аудио-записи Гофмана. Замечательный сценический ход! В нем – весь смысл идеи – связь времён продолжается!

 

Фортепианные романтические миниатюры в этот вечер также вдохновенно исполняли: студент 2 курса УГК, Лауреат международных конкурсов Дмитрий Овчинников (Ф. Мендельсон «Песня без слов», П. Чайковский «Характерный танец») и Солист Свердловской государственной филармонии Лауреат международных конкурсов Владислав Чепинога (Ф. Шуберт – Ф. Лист «Приют», П. Чайковский «Размышление», Ф. Шопен «Вальс» As-dur).

 

Хоровое обрамление камерной центральной части концерта, посвященное именам М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, привнесло в общий эмоциональный фон дух большого праздничного концерта. В исполнении Академического хора Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского (художественный руководитель Заслуженный работник культуры РФ А.Н. Павкин) с ярким звучанием двух роялей (В. Попов и Е. Топорков) открыл праздничный концерт Полонез из оперы «Жизнь за царя». Завершением же всей программы стал Хор «Как во горнице-светлице» из оперы «Русалка» А.С. Даргомыжского (дирижёр Наталья Дранникова).

 

В итоге необходимо подчеркнуть, что данное мероприятие осуществилось при поддержке Фонда президентских грантов. Организаторы проекта: Союз композиторов Свердловской области, Музей истории Екатеринбурга, Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского. Напомним, что в рамках данного проекта планируется провести музыкально-историческую реставрацию 3-х знаковых в истории города музыкальных событий, во многом определивших развитие его музыкальной культуры: 1) открытие первого концертного зала на Урале в 1900 году (в настоящее время одного из лучших камерных залов в России по своей акустике), 2) Премьера «Поэмы об Урале» в 1932 г., написанной М.П. Фроловым (он основал и возглавил самые значимые концертные и образовательные музыкальные площадки в г. Екатеринбурге и являлся визионером тех времен) советская классика 3) Первый фестиваль Свердловского рок-клуба в 1986 г. (в год его основания).

 

В настоящий момент отдана в печать книга «Музыкальный Екатеринбург: три эпохи – три концерта», в которую вошло целостное описание истории города через музыкальное творчество. С материалами можно будет ознакомиться на сайтах, а также в музеях города в печатном издании. Презентация издания пройдет на круглом столе с представителями образовательных и просветительских музыкальных учреждений, администрации города, где также будет поднят вопрос о создании в Екатеринбурге музея Музыки.

 

Решая вопрос о вовлечении горожан в свою историю, создания структурированного, адекватного и понятного способа подачи информации об исторических событиях культурной жизни города, проект воплощает новый тип городского мероприятия. Используя новый способ вовлечения, строится таким образом своеобразный вневременной портал между современностью и теми событиями, которые повлияли на исторический облик города. Каждый зритель – участник сможет понять причинно-следственную связь между актуальной культурной средой и тем, что её таковой сформировало.

 

 

Материал подготовлен Натальей Юрьевной Зарубиной

 

Фото Наталия Крюкова

 

 

Творческий состав

Фридлендер Александр Григорьевич

Фридлендер Александр Григорьевич
А.Г.Фридлендер – видный композитор, профессор, музыкально-общественный деятель. В течение многих лет он был дирижером симфонического оркестра Свердловской филармонии. Работая в тесном контакте с М.И.Паверманом – основателем оркестра, А.Г.Фридлендер в немалой степени способствовал росту авторитета этого коллектива в стране. ... Фридлендер осуществил живую связь между культурной средой Свердловска и художественным миром Петербурга-Петрограда-Ленинграда, в котором происходило музыкальное становление композитора. ... Это был музыкант строгого и изысканного художественного вкуса. Его суждения по профессиональным вопросам отличались прямотой и бескомпромиссностью. ... А.Г.Фридлендер был одним из тех, кто стоял у истоков музыкальной культуры Урала и своей многогранной деятельностью способствовал созданию ее прочного фундамента.

Муравлев Алексей Алексеевич

Муравлев Алексей Алексеевич
Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 2 мая 1924 года. Музыкой начал заниматься с трех лет, а в четыре года был представлен А.К. Глазунову, который высоко оценил одаренность ребенка. В 1932 году А.А. Муравлева принимают в Особую группу одаренных детей при Ленинградской консерватории по классу фортепиано к доценту П.Ф. Линде — ученице Ф.М. Блуменфельда. По классу теории музыки и композиции А.А. Муравлев обучался у Г.М. Римского-Корсакова, внука великого композитора.В 1938 году, будущий композитор поступает в Музыкальную школу–десятилетку при Ленинградской консерватории. Его наставником по композиции становится А.П. Гладковский. С 1967 г. А.А. Муравлев свою педагогическую деятельность, сначала в Московском институте культуры (1967-1971, доцент – 1970), затем в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). В 1981 г. — удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР, в 1986 г. — утвержден в ученом звании профессора. К настоящему времени курс композиции в классе Муравлева закончили более 20 человек. Среди них — Г. Ауэрбах, В. Пожидаев (Москва), В. Грунер, Л. Горбунов (Пермь).