E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

НОВАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА

Поздравляем нашего уважаемого музыковеда, члена "Союза композиторов" Урала, ТАТЬЯНУ ИВАНОВНУ КАЛУЖНИКОВУ с выходом нового научного труда "ВОКАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПТИЦ. ОПЫТ СРАВНЕНИЯ". В своей аннотации музыковед пишет следующее 

Голосовому поведению младенцев и птиц свойственно исключительное интонационное богатство и разнообразие, что само по себе вкупе с невербальным характером обозначенных феноменов даёт определённые основания для их сравнения. Но самое поразительное заключается в наличии у этих феноменов сходных черт, таких как «словари» типовых единиц мелодики, принципы координации семантики сигналов с их структурой, взаимные соответствия в механизмах общения и др.

Предпринятое автором сравнительное изучение обозначенных областей в интердисциплинарном поле музыкознания, биоакустики и психологии на базе аудио- и нотных материалов привело к выводу о наличии структурных совпадений в мелодике младенческих и птичьих сигналов. В ходе исследования из комплекса звучаний по ряду признаков были выделены и систематизированы мельчайшие синтаксические единицы вокализаций. Весь массив обнаруженных стереотипных мелооборотов удалось соотнести с восемью моделями (мелодемами), к числу которых принадлежат крик, восхождение, нисхождение, волна, зигзаг, маятник, скачок, репетиция. Типологически родственными компонентами изучаемых «словарей» являются также звукоподражания и ансамблевое интонирование.

По всей видимости, глубинной причиной отмеченного сходства является близость генетических механизмов человеческой речи и пения птиц. Эта закономерность была открыта участниками масштабного международного научного проекта, которые выявили около 50 совпадающих генов, устанавливающих связи между корой мозга и вокальным трактом и изменяющих свою активность в тот период, когда ребёнок учится говорить, а птица – петь.

Симптоматично, что мелодические формулы, аналогичные тем, что представлены в младенческих и птичьих голосовых сигналах: фанфарная, опевающая, ступенчатая, качельная, или маятниковая, – зафиксированы в фольклоре разных народов и композиторском творчестве различных исторических периодов, в том числе современном. Из сказанного следует, что в данном случае мы имеем дело с универсалиями, регулирующими организацию мелоса во многих, притом напрямую не связанных друг с другом акустических сферах.

Семантике сравниваемых звуковых сигналов также свойственны некоторые сходные закономерности. Можно констатировать, что мелодические единицы демонстрируют в изучаемых материалах широкозонный характер значений, и лишь в ансамбле с тембром, регистром, громкостью, темпом, ритмом они наполняются определённой информацией в основном психосоматического свойства. Три сегмента составляют «план содержания» рассматриваемых вокализаций. К ним принадлежат комплексы физиологического / «социального» дискомфорта, физиологического / «социального» комфорта и промежуточного между ними «нейтрального» состояния. Единственной акустической сферой, которой присуща относительная стабильность в координации структурного и семантического аспектов, является группа реакций дискомфорта, базирующихся в основном на мелодемах крика, иногда – репетиции. В конкретизации смыслового облика мелодических структур важную роль в обоих случаях играет направленность интонирования – центробежная (дистантная) либо центростремительная (контактная). Для сигналов первого типа, как правило, отличающихся напряжённостью, характерны энергетически насыщенные средства выразительности, тогда как оборотам второго типа, отражающим среднюю или слабую «температуру» эмоций, свойственно привлечение приёмов умеренной и низкой динамической наполненности.

Рассматривая сферу голосовой коммуникации младенцев и птиц, автор учитывает комплексный характер рассматриваемых невербальных систем

общения, где звучание взаимодействует с пластикой тела, позами, мимикой и т. п. В онтогенетической эволюции акустической активности детей и пернатых прослеживается общая направленность, связанная с переходом от кратких ранних реакций к развёрнутым глоссолалиям у младенцев, от простейших позывов к сложноорганизованным песням у птиц. Существенно, что при формировании аудиального поведенческого поля в обоих случаях наблюдается сочетание врождённых и приобретённых элементов. Благодаря контактам детей и пернатых со своим окружением у них складываются дуэтные (диалогические) и групповые формы общения. Сближению младенческих и птичьих вокализаций способствуют также тождество их ведущих функций (ситуативной и сигнализационной) и существование в условиях аналогичных контекстов (бытового, ритуализированного и игрового).

Приведённые факты и сформулированные выводы дают основание считать осмысление заявленной темы не только правомерным, но и продуктивным. Представляется, что работа в этом направлении будет способствовать решению сложнейшей проблемы эволюционных параллелизмов в развитии интонирования, разностороннее исследование которой видится перспективной задачей будущих интердисциплинарных изысканий.

Калужникова Т.И.

Калужникова Т.И.

Вокализация детей и птиц.

 

13 ноя 2018

Творческий состав

Зильберман Яков Ильич

Зильберман Яков Ильич
Зильберман Яков Ильич родился в 1982 году в городе Екатеринбурге. В 2001 году закончил с отличием Екатеринбургский Музыкальный Лицей по классу композиции профессора А. Н. Нименского. В 2001 году поступил в Уральскую Государственную Консерваторию имени М. П. Мусоргского (класс профессора А. Н. Нименского), которую и закончил с отличием в 2006 году. В 2007 году поступил в аспирантуру Уральской Государственной Консерватории (класс профессора А. Н. Нименского). С 2007 года приступил к работе в должности преподавателя композиции, музыкально-теоретических дисциплин и информатики в Уральском музыкальном колледже, где и работает в настоящее время. В 2012 году подготовил первого выпускника по специальности «композиция».

Щелоков Вячеслав Иванович

Щелоков Вячеслав Иванович
Сочинения В.И.Щелокова – одного из ведущих композиторов Урала, широко известны в нашей стране. В его творческом наследии – программные симфонические поэмы, сочинения для трубы, виолончели, кларнета и фортепиано, музыка к спектаклям, песни. При всем разнообразии художественных интересов композитора ведущую линию в его творчестве прочертила стойкая привязанность к любимому инструменту – трубе. С совершенной определенностью можно сказать, что в мировом музыкальном искусстве не было и нет композитора, который бы так значительно обогатил репертуар для трубы сольными и концертными сочинениями, как это удалось В.И.Щелокову. ... Щелоков не скупился на проявление чувств. Его музыка лишена холодноватого интеллектуализма, рассудочности. <...> Ему удалось создать сочинения, где угадывается безбрежность просторов земли русской, свежесть ее ветров, неповторимое сочетание суровой мужественности, волевого напора и светлого лиризма.