E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

НОВАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА

Поздравляем нашего уважаемого музыковеда, члена "Союза композиторов" Урала, ТАТЬЯНУ ИВАНОВНУ КАЛУЖНИКОВУ с выходом нового научного труда "ВОКАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПТИЦ. ОПЫТ СРАВНЕНИЯ". В своей аннотации музыковед пишет следующее 

Голосовому поведению младенцев и птиц свойственно исключительное интонационное богатство и разнообразие, что само по себе вкупе с невербальным характером обозначенных феноменов даёт определённые основания для их сравнения. Но самое поразительное заключается в наличии у этих феноменов сходных черт, таких как «словари» типовых единиц мелодики, принципы координации семантики сигналов с их структурой, взаимные соответствия в механизмах общения и др.

Предпринятое автором сравнительное изучение обозначенных областей в интердисциплинарном поле музыкознания, биоакустики и психологии на базе аудио- и нотных материалов привело к выводу о наличии структурных совпадений в мелодике младенческих и птичьих сигналов. В ходе исследования из комплекса звучаний по ряду признаков были выделены и систематизированы мельчайшие синтаксические единицы вокализаций. Весь массив обнаруженных стереотипных мелооборотов удалось соотнести с восемью моделями (мелодемами), к числу которых принадлежат крик, восхождение, нисхождение, волна, зигзаг, маятник, скачок, репетиция. Типологически родственными компонентами изучаемых «словарей» являются также звукоподражания и ансамблевое интонирование.

По всей видимости, глубинной причиной отмеченного сходства является близость генетических механизмов человеческой речи и пения птиц. Эта закономерность была открыта участниками масштабного международного научного проекта, которые выявили около 50 совпадающих генов, устанавливающих связи между корой мозга и вокальным трактом и изменяющих свою активность в тот период, когда ребёнок учится говорить, а птица – петь.

Симптоматично, что мелодические формулы, аналогичные тем, что представлены в младенческих и птичьих голосовых сигналах: фанфарная, опевающая, ступенчатая, качельная, или маятниковая, – зафиксированы в фольклоре разных народов и композиторском творчестве различных исторических периодов, в том числе современном. Из сказанного следует, что в данном случае мы имеем дело с универсалиями, регулирующими организацию мелоса во многих, притом напрямую не связанных друг с другом акустических сферах.

Семантике сравниваемых звуковых сигналов также свойственны некоторые сходные закономерности. Можно констатировать, что мелодические единицы демонстрируют в изучаемых материалах широкозонный характер значений, и лишь в ансамбле с тембром, регистром, громкостью, темпом, ритмом они наполняются определённой информацией в основном психосоматического свойства. Три сегмента составляют «план содержания» рассматриваемых вокализаций. К ним принадлежат комплексы физиологического / «социального» дискомфорта, физиологического / «социального» комфорта и промежуточного между ними «нейтрального» состояния. Единственной акустической сферой, которой присуща относительная стабильность в координации структурного и семантического аспектов, является группа реакций дискомфорта, базирующихся в основном на мелодемах крика, иногда – репетиции. В конкретизации смыслового облика мелодических структур важную роль в обоих случаях играет направленность интонирования – центробежная (дистантная) либо центростремительная (контактная). Для сигналов первого типа, как правило, отличающихся напряжённостью, характерны энергетически насыщенные средства выразительности, тогда как оборотам второго типа, отражающим среднюю или слабую «температуру» эмоций, свойственно привлечение приёмов умеренной и низкой динамической наполненности.

Рассматривая сферу голосовой коммуникации младенцев и птиц, автор учитывает комплексный характер рассматриваемых невербальных систем

общения, где звучание взаимодействует с пластикой тела, позами, мимикой и т. п. В онтогенетической эволюции акустической активности детей и пернатых прослеживается общая направленность, связанная с переходом от кратких ранних реакций к развёрнутым глоссолалиям у младенцев, от простейших позывов к сложноорганизованным песням у птиц. Существенно, что при формировании аудиального поведенческого поля в обоих случаях наблюдается сочетание врождённых и приобретённых элементов. Благодаря контактам детей и пернатых со своим окружением у них складываются дуэтные (диалогические) и групповые формы общения. Сближению младенческих и птичьих вокализаций способствуют также тождество их ведущих функций (ситуативной и сигнализационной) и существование в условиях аналогичных контекстов (бытового, ритуализированного и игрового).

Приведённые факты и сформулированные выводы дают основание считать осмысление заявленной темы не только правомерным, но и продуктивным. Представляется, что работа в этом направлении будет способствовать решению сложнейшей проблемы эволюционных параллелизмов в развитии интонирования, разностороннее исследование которой видится перспективной задачей будущих интердисциплинарных изысканий.

Калужникова Т.И.

Калужникова Т.И.

Вокализация детей и птиц.

 

13 ноя 2018

Творческий состав

Никольская Любовь Борисовна

Никольская Любовь Борисовна
Композитор, педагог и музыкальный ученый Л.Б.Никольская связала свою жизнь с Уралом уже в зрелом возрасте. Много творческих сил отдала она не только сочинению, но и воспитанию нескольких поколений уральских композиторов и исполнителей, созданию музыковедческих работ, отражающих местную тему. ... Совершенно особая тема – композитор Л.Б.Никольская и дети. Вплоть до сегодняшнего дня ее сочинения постоянно включаются в учебный и концертный репертуар музыкальных школ и училищ. ... Нельзя не вспомнить и о том, что Никольская в совершенстве владела четырьмя языками [французским, немецким, украинским, польским], обладала литературным даром.

Нестеров Александр Сергеевич

Нестеров Александр Сергеевич
Родился 27 января 1949 г. в Кирове. Окончил Оренбургское музыкальное училище (1968), а затем Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского (1973) по классу композиции В.Д. Бибергана. Годы учебы А.С. Нестерова в консерватории совпали с активной деятельностью студенческой организации – молодежной секции Уральского отделения Союза композиторов России, в которую входили композиторы М.А. Басок, А.Н. Нименский, Е.С. Щекалёв, музыковеды Т. Савушкина, Г. Антонова, Э. Касымова. Большой резонанс вызвала премьера в студенческом театре оперы А.С. Нестерова «Алиса в стране чудес» по сказке Л. Кэрролла (1973, дир. Е. Колобов, реж. Ю. Федосеев). По окончании консерватории А.С. Нестеров преподает в Барнаульском музыкальном училище (1973-1978), избирается членом правления Сибирской организации Союза композиторов (1978-1998). С 1994 г. преподает в Санкт-Петербургском музыкальном колледже имени Н.А. Римского-Корсакова. Председатель правления Музыкального фонда Союза композиторов Санкт-Петербурга (с. 1994 г.). Заслуженный деятель искусств РФ (2001).