Ушла из жизни Маргарита Александровна Кесарева – последний из живших и творивших на Урале композиторов, которые в начале 60-х гг. прошлого века составили легендарную «молодежную секцию» союза композиторов. Они заявили о себе так ярко и звонко, что стали предметом зависти и примером для подражания у молодых во многих региональных композиторских сообществах всего Советского Союза. Талантливые, весёлые, озорные и изобретательные, они были очень разными и только начинали выстраивать собственные голоса. Самобытность Кесаревой сказалась раньше большинства других.
Все студенты композиторы и музыковеды тех поколений (Кесарева закончила УГК в 1962 г.) ездили в фольклорные экспедиции. Для многих это было просто обязательным выполнением учебного плана. Для Маргариты, это стало обретением собственной планеты. Стоит перечислить хотя бы некоторые произведения, а названия у них «говорящие»:
- «Горе моё», «Наговорная легенда» для голоса, слова народные в обработке Колотушкиной,
- «Уральские бытовые наговоры», «Уральские заклички» - вокальные циклы,
- «Таганай», «Мансийские были», «Чудьи курганы», «Зелен чад» - хоровые поэмы,
- «Булатов камень» - поэма для ф-но,
- «Уральская концертная кадриль» для 2-х ф-но…
Не только выдающийся её учитель, композитор В.Н Трамбицкий, сам чуткий знаток фольклора, приваживал её к тому, чтобы слушать и слышать, постягать и напитываться богатствами народной музыки, но и незабвенная бабка Лукерья (главный «трофей» фольклорной экспедиции, чья фотография всегда стояла у Кесаревой на рояле), вела её то шажками, то шагами в бескрайний мир мудрости, поэзии, красоты, страстей, страхов и утешений, из которых сплетены не только песни, но и сказы, и присловье, и наговоры, и заговоры, и…, и…
Травам научила, лекарским уменьям поделилась. Маргарита оказалась ученицей пригодной и достойной. Хоть и не выпытывала, по природной деликатности, лишнего, но старалась ничего не упустить. При этом, уж конечно, не просто знания копились, личность складывалась особенная. Много лет спустя, в 2000 году профессор консерватории М.А. Кесарева напишет научную работу – фольклорный очерк об уральской промысловой поэзии – назовёт «Магия земли и высота небес». Именно такими словами можно определить и её собственную натуру.
Прежде всего, это сказалось в музыке. Про этого композитора не скажешь, что она близка к народному материалу – она просто не существует вне его. И у студентов (а преподавательский стаж профессора Кесаревой более 50 лет) во время занятий возникало редкое ощущение, что они получают знания не опосредованно, а черпают их прямо из первоисточника.
Знаниями делилась она очень щедро. Она всё делала очень щедро – кормила обильно и настойчиво, очень много времени тратила на многочисленных знакомых, всегда готова была помогать – учить, лечить и особенно делать подарки. Из её дома вы непременно уходили с подарком, и в другой дом она обязательно входила с подарком. И большой мир она впитывала тоже щедро. Настоящее и прошлое в её восприятии были неразрывны. Преклонение перед природой и стремление вдохнуть её тайных смыслов были необходимы, и география её увлечений постепенно расширялась. Жгучий интерес к жизни народов севера, к шаманству, модулировался в увлечение тайнами Тибета, книги по эзотерики тщательно изучались и дарились гостям, сиддха-йога заняла много лет и принесла новые знакомства, новые странствия и новые жанры в сочинении музыки…
«Магия земли и высота небес»… Именно магия земли, и никогда приземлённость. Она была не просто равнодушна к быту, она была пренебрежительна по отношению к нему. Доминировала всё-таки высота небес. Наверное поэтому в наши дни она кому-то казалась несколько странной. Может быть даже чуть экзотичной. Но не было ни одного человека, испытавшего по отношению к ней враждебность. Сама же Маргарита Александровна просто не ведала, что такое враждебность.
Она была светлым человеком.
Музыковед, заслуженный деятель искусств РФ, Наталия Вильнер
18 июн 2017