E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Титанический труд завершён

Несколько лет назад (после выхода из печати 2-го тома «Хроники») автору настоящей статьи уже довелось подробно и по существу анализировать в рецензии, опубликованной на страницах нашего журнала, труд Михаила Мугинштейна, как с фактологической точки зрения, так и в методологическом ракурсе, отмечать среди важнейших его достоинств плодотворную повествовательную триаду: содержание – комментарий – воплощение. Нет смысла повторяться, как и выискивать недочеты 3-го тома. Главное в другом: Издание «Хроники мировой оперы» – воистину творческий подвиг Михаила Мугинштейна, беспрецедентное явление в оперном мире, значение которого трудно переоценить!

 

 

Свершилось – опубликован заключительный 3-й том «Хроники мировой оперы» Михаила Мугинштейна. Масштабный хронологический обзор 4-х вековой истории оперного искусства, развернувшейся перед читателем как величественная череда из четырех сотен лучших оперных произведений, представленных автором сквозь призму их сценической судьбы, завершен.

На публикацию этого воистину циклопического труда автору потребовалось 11 лет (1-й том «Хроники» вышел в 2005 году) и огромная многолетняя подготовительная работа. Особую, можно даже сказать уникальную ценность «Хронике», наряду с впечатляющим массивом исторических фактов, придает колоссальный зрительский опыт Мугинштейна – тысячи (без преувеличения) просмотренных им спектаклей в разных странах мира. Это обстоятельство прибавляет труду дополнительную чувственную достоверность, пускай и пропущенную сквозь горнило личности автора.

Противоречия объективного и субъективного взора в работах такого энциклопедического масштаба – неизбывная проблема, когда за нее берется один автор, а не коллектив. В этом есть свои плюсы и минусы. Однако неизбежный субъективизм и пристрастность в данном случае полностью компенсируется цельным эстетическим взглядом на такой сложный феномен, каковым является опера как культурная форма европейской цивилизации. Тем более, что индивидуальный подход Мугинштейна вполне убедительно огранен многими объективными критериями. Достаточно взглянуть на перечень опусов, удостоившихся чести быть включенными в число наилучших оперных шедевров, чтобы подтвердить этот вывод – он, практически, не вызывает возражений, за незначительными исключениями. И уже одно это – большая заслуга автора.

Конечно, всегда найдется оперный гурман, который будет сокрушаться, что в списке опер 19-го века не нашлось, например, места для произведений С.Меркаданте, К.Гомиша, К.Гольдмарка, в свое пользовавшихся большим успехом у публики, или весьма популярной «Федоры» Джордано, а среди сочинений 20-го столетия автор обошел стороной оперы Д'Альбера, Р.Дзандонаи или О.Респиги (перечень можно продолжить), упомянул лишь два произведения весьма плодовитого и удачливого Д.-К.Менотти, при этом сочтя достойными для включения в энциклопедию целых пять (!) опусов Ханса Вернера Хенце. Но вопросы эти, по большому счету, риторические – при любом отборе приходится «резать по живому».

Несколько лет назад (после выхода из печати 2-го тома «Хроники») автору настоящей статьи уже довелось подробно и по существу анализировать в рецензии, опубликованной на страницах нашего журнала, труд Михаила Мугинштейна, как с фактологической точки зрения, так и в методологическом ракурсе, отмечать среди важнейших его достоинств плодотворную повествовательную триаду: содержание – комментарий – воплощение. Нет смысла повторяться, как и выискивать недочеты 3-го тома. Главное в другом: Издание «Хроники мировой оперы» – воистину творческий подвиг Михаила Мугинштейна, беспрецедентное явление в оперном мире, значение которого трудно переоценить!

Текст Евгения Цодокова 

Источник: http://www.operanews.ru/16031401.html

21 марта 2016

Творческий состав

Христиансен Лев Львович

Христиансен Лев Львович
Родился 28 февраля (12 марта) 1910 г. в Пскове в семье служащего. В детстве и юности семья много переезжала: он жил с родителями в Хвалынске, Аткарске, Саратове, Красноармейске, Покровске (ныне Энгельс). В 1929 году Л.Л. Христиансен поступил в Саратовский музыкальный техникум и, окончив его в 1932-м, преподавал там же, был заведующим отдела народных инструментов. В 1938 он окончил историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу М.С. Пикелиса. В 1939 г. вступил в члены ВКП(б), работал начальником Отдела музыкальных учреждений Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР (1939-1941), затем управляющим и художественным руководителем Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. В 1941-1947 гг. руководил различными концертными организациями, в том числе был художественным руководителем филармонии в Свердловске. В 1943 г. организовал Уральский народный хор, художественным руководителем которого оставался до 1959 г. Участниками этого коллектива стали народные певцы - носители живых песенных традиций из сел Измоденово, Покровское, Катарач Свердловской области, привнесшие в репертуар хора песни своего края в их подлинном виде. Уральский народный хор начал активную гастрольную деятельность и в августе 1951 года триумфально выступил на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. В 1956 г. Л.Л. Христиансен был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Мезрина Вера Михайловна

Мезрина Вера Михайловна
Окончила в 1949 ф-п. отд., в 1955—историко-теоретич. ф-т Уральской конс. (рук. Л. Л. Христиансен), в 1960—здесь же аспирантуру (рук. В. Н. Трамбицкий). Преподаватель в 1945—1950 муз. школы в Свердловске, с 1954 Средней спец. муз. школы при Уральской конс., с 1956 Уральской конс. С 1972 лектор Свердловской филармонии.