Родился в 13 ноября 1975 г. в г. Березники (Пермский край). Учился в Березниковском музыкальном училище (1994–1998) по классу балалайки (преподаватель – В.С. Задорин). Выпускник кафедры композиции Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, класс профессора В.А. Кобекина (2003). Лауреат Всероссийского конкурса молодых композиторов России (1999), дипломант Всероссийского конкурса молодых композиторов «Камерная опера на сюжет Н.В. Гоголя» (С.-Петербург, Мариинский театр, 2006). Участник фестивалей «Молодежные академии России-2004» (Казань – Екатеринбург – Москва, 2004; Ростов-н/Д. – С.-Петербург, 2005); Российский молодежный композиторский форум (Екатеринбург, 2007); «70 лет уральской музыки» (Екатеринбург, 2009). Стипендиат министерства культуры Свердловской области (2004; 2008) и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (2006). Член Союза композиторов России (2004). Среди исполнителей произведений А. Жемчужникова – Уральский филармонический оркестр (дир. Энхе), оркестр Московской филармонии, Симфонический оркестр Государственной академической капеллы С.-Петербурга им. М.И. Глинки (дир. А. Сладковский), екатеринбургские коллективы и музыканты «Паращук-квартет», «Имидж-квартет», И. Паращук – саксофон, А. Бородин – фортепиано и др. Является организатором ряда проектов, прошедших на базе Уральской консерватории и Уральской филармонии и предполагавших нетрадиционные формы ведения концертов, в которых звучали как произведения классиков, так и современная музыка (4’33’’; ARTRESTLING). Ныне является руководителем молодежной секции Уральского отделения Союза композиторов РФ и творческого сообщества «Пингвин-клуб», объединившего композиторов и исполнителей, ищущих новые формы привлечения молодежи к музыкальному искусству академического направления. В центре культуры «Урал» этим сообществом были реализованы проекты «Концерт для DJ с оркестром» с участием Муниципального камерного оркестра BACH (октябрь 2009), «Музыка, которую никто никогда нигде не слышал» (март 2010) и «От классики до drum & bass, или искусство владения ударной установкой» (сентябрь, 2010).
СОЧИНЕНИЯ
Произведения для музыкального театра
2005
|
«Шинель», одноакт. оп. по одноим. пов. Н.В. Гоголя (-4AZ)[1]
|
п-ра
|
АА
|
45’
|
Симфонические произведения
2002
|
«Чингисхан-сюита» для симф. орк. (-11AZ)
|
п-ра
|
АА
|
22’
|
2003
|
«Заир», диптих (концерт) для сакс. и симф. орк. (-10AZ)
|
п-ра
|
АА
|
12’ 45’’
|
2003
|
«Дорога» для баритона и симф. орк. (-9AZ)
|
п-ра
|
АА
|
8’ 40’’
|
2004
|
«Субудай» для большого симф. орк. (-6AZ)
|
п-ра
|
АА
|
7’ 30’’
|
2004
|
Два причета для симф. орк. (-5AZ)
|
п-ра
|
АА
|
14’ 20’’
|
2005
|
«Шинель-сюита» для больш. симф. орк. (-3AZ)
|
п-ра
|
АА
|
21’
|
2006
|
«Каникулы льва», сюита для чтеца и симф. орк. (-2AZ)
|
п-ра
|
АА
|
|
2007
|
«Музыка» для стр. орк. (2AZ)
|
п-ра
|
АА
|
10’ 20’’
|
2010
|
«Музыка три» для бол. симф. орк. (8AZ)
|
п-ра
|
АА
|
7’
|
2010
|
«Post scriptum, оставленный Курмангазы в пятом письме к Йозефу Гайдну» для стр. орк. (10AZ)
|
п-ра
|
|
7’
|
2010
|
«4 события» для кам. орк. и электроники (NCN). Совместно с Максимом Одоевским - electronica
|
п-ра
|
АА
|
22’
|
2011
|
«Видения Абылай хана» для симф. орк. (14AZ)
|
п-ра
|
АА
|
13’
|
2011
|
«Музыка Е» для фп и кам. орк. (15AZ)
|
п-ра
|
АА
|
10’
|
Произведения для хора
2000
|
«Военно-морская» для смеш. хора на ст. В. Маяковского (-21AZ)
|
п-ра
|
АА
|
4’
|
2000
|
«Стихотворения Гумилева, Анненского, Цветаевой, Бунина» для смеш. хора (NCN)
|
п-ра
|
АА
|
18’
|
2009
|
«Убийство барана Улля» для муж. хора на ст. Тимура Зульфикарова( 3AZ)
|
п-ра
|
АА
|
6’
|
2009
|
«Три стихотворения Бориса Рыжего» для баритона соло и муж. хора (NC)
|
п-ра
|
АА
|
10’
|
2010
|
«Угасшим звездам» для смеш. хора, фп и флейты на стихотворение А.А.Фета (NCN)
|
п-ра
|
АА
|
4’
|
Камерно-инструментальные произведения
1999
|
«Ой, как отным да топереци…», причет для балалайки и фп (-23AZ)
|
|
АА
|
4’
|
2000
|
«Акбара», соната для фп (-22AZ)
|
|
АА
|
10’
|
2000
|
Вариации для классич. гитары (NCN)
|
|
АА
|
4’
|
2001
|
«Мысль о тебе удаляется…» для сакс. и фп (-20AZ)
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2006; УГК
|
4’ 20’’
|
2001
|
Стр. кварт. «Там, где лошади плачут» (-19AZ)
|
п-ра
|
АА
|
10’
|
2001
|
«Слов моих сухие листья…» для сакс.-соло (-18AZ)
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2006; УГК
|
4’
|
2001
|
«И я буду пить чай с ореховым вареньем» для сакс. и фп
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2006; УГК
|
|
2001
|
«Безмерное», пьеса для альт-саксофона соло (NCN)
|
|
АА
|
5’
|
2002
|
Причет для кварт. флейт (-17AZ)
|
п-ра
|
АА
|
5’
|
2002
|
Причет для кварт. сакс. (-13AZ)
|
п-ра
|
АА
|
3’ 20’’
|
2002
|
Пьеса для шести саксофонов (NCN)
|
п-ра
|
|
4’
|
2002
|
«Ты говори, не затаивай дакы…», причет для ударн. (-12AZ)
|
|
АА
|
5’ 10’’
|
2003
|
«Три кюйя» для казах. домбры (NCN)
|
|
АА
|
8’
|
2003
|
Соната для трехстр. домры и фп в 4 ч. (-8AZ)
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2007; УГК; УЧ
|
16’
|
2007
|
«Как если бы Доменико Скарлатти жил в степях», восемь пьес для фп (1AZ)
|
|
АА
|
24’
|
2007
|
Причет-соната для альт. сакс. и фп (-1AZ)
|
|
АА
|
9’
|
2007
|
Причет-соната, версия для балалайки и фп (NCN)
|
|
АА
|
9’
|
2009
|
«Музыка два» для альт. сакс. и фп (5AZ)
|
|
АА
|
5’ 30’’
|
2009
|
«РНП для фп, или вариации на "избитую" рус. нар. песню "Во поле береза стояла"» (4AZ)
|
|
АА
|
6’
|
2010
|
«Размышления старика Йозефа после дружеской беседы с Курмангазы» для кварт. виолонч. (4 ч.) (6AZ)
|
п-ра
|
АА
|
16’
|
2010
|
«Из письма Йозефа Гайдна к Курмангазы» для стр. кварт. (7AZ)
|
п-ра
|
АА
|
9’
|
2010
|
«В ту ночь звезда была чиста» для стр. кварт. и фп (NCN)
|
п-ра
|
АА
|
10’
|
2010
|
«1+3» для флейты и трех инстр. ad libitum (NCN)
|
п-ра
|
|
10’
|
2010
|
«Шепот шорох шелест» для фп и импровиз. музыканта на ударн. инстр. (9AZ)
|
|
|
7’
|
2010
|
«BLUES IN THE SCRATCH TONES» для квартета виолонч. и turntable (NCN)
|
п-ра
|
АА
|
4’
|
2010
|
«Музыка 4» для балалайки и 4 виолонч. (11AZ)
|
п-ра
|
АА
|
7’
|
2011
|
«Музыка 5» для 4 тромбонов и 4 виолонч. (16AZ)
|
п-ра
|
АА
|
6’
|
2011
|
«Мне снился сон, и в нем Даулеткерей рассказывал о небе», в 8 ч/ для фп (12AZ)
|
|
|
28’
|
2011
|
«Четыре кюнагрика» для кварт. саксофонов (13AZ)
|
п-ра
|
АА
|
14’
|
2011
|
«Пять минут музыки» для флейты, скр., альтового сакс., виолонч. и фп (17AZ)
|
п-ра
|
АА
|
5’
|
Камерно-вокальные произведения
1997
|
«Вам одеваться было лень...»,
романс для голоса и фп (NCN)
|
|
АА
|
3’
|
1999
|
«Три стихотворения Осипа Мандельштама» для голоса и фп (NCN)
|
|
АА
|
10’
|
2002
|
«Причеты темной реки» для баритона и фп на ст. Д. Кленова и Ю. Маркова (-15AZ)
|
|
АА
|
12’
|
2002
|
«Хармс-реквием» для сопр. и фп на ст. Д. Хармса (-14AZ)
|
|
АА
|
14’
|
2010
|
«Кто-то», что-то по Хармсу для голоса, флейты, виолонч. и фп (NCN)
|
|
АА
|
2’
|
Произведения для народных инструментов
1998
|
«Во поле береза лежала»
для рус. нар. орк. (NCN)
|
|
|
6’
|
2002
|
«О, это мене да што слава да слава Богу…», причет для рус. нар. орк. (NCN)
|
|
АА
|
6’
|
2002
|
«Всю даль полей окинуть взором» для балалайки-соло (-16AZ)
|
|
АА
|
5’
|
Все ноты композитора находятся на сайте www.antitezis.com
Дискография
«Мысль о тебе удаляется…» для сакс. и фп // Камерная музыка урал. композиторов. Студия «Урал». CD 2. Исполнители: И. Паращук – сакс.; В. Кобекин – фп.
Библиография
Бородин А. Композитор Александр Жемчужников // Уральская музыка в контексте современной культуры: мат-лы регион. науч-практ. конф. Екатеринбург, 2009. С. 47-50; Он же. Диджей играет с «Бахом» // ВЕ. 2009. 31 окт.; Романова Л. Музыка уральских композиторов в культурологических координатах // Актуальные проблемы муз. и худ. образ.: Мат-лы второй междунар. Интернет-конф. Екатеринбург, 2010. С. 27-34.
[1] Аббревиатуры обозначают авторскую нумерацию произведений