Родился 12 февраля (31 янв. по ст. ст) 1895 г. в Брест-Литовской крепости. Начальное музыкальное образование получил в семье. К юности относятся его первые попытки сочинять музыку на сюжеты «Ундины» В.А. Жуковского и «Бориса Годунова» А.С. Пушкина. В 1914 г. в Вильно (ныне Вильнюс) оканчивает гимназию и музучилище РМО и переезжает в Петроград, где поступает на юридический факультет университета. В 1915 г. берет уроки композиции у В.П. Калафати, с 1917 по 1919 г. занимается в его классе в Петроградской консерватории. В годы учебы работает в студии В.Э. Мейерхольда, участвует в музыкальном оформлении массового празднества «Взятие Зимнего», поставленного режиссером на Дворцовой площади (1918), работает инструктором музыкального отдела Наркомпроса, участвует в создании оркестровой редакции «Интернационала». С 1919 по 1929 г. В.Н. Трамбицкий – дирижер и музыкальный руководитель передвижных театральных коллективов. К этому периоду относится создание утраченной комической оперы «Бианка». В 1925 г. композитор получает заказ от Свердловского оперного театра на создание оперы «Овод» по роману Э. Войнич, которая была им завершена в 1926 г. Премьера состоялась 13 апреля 1929 г. (дир. – И.О. Палицин, реж. – В.А. Лосский). С 1929 по 1961 г. В.Н. Трамбицкий живет в Свердловске. Своей многогранной деятельностью он внес значительный вклад в развитие музыкальной культуры Урала. Здесь созданы его самые значительные произведения: оперы «Гнев пустыни» (1930), «Орлёна (1934), «Гроза» по драме А.Н. Островского (1940) и др., симф. поэма «Капитан Гастелло». Он становится организатором и старшим редактором музыкального радиовещания (1930–1933), много времени уделяет собиранию и изучению народных песен, чему посвящает свои теоретические труды. В 1936–1961 гг. преподает композицию и музыкально-теоретические предметы в Свердловской (ныне Уральской) консерватории (с 1939 г. – профессор, с 1944 г. – завкафедрой). Среди его учеников по композиции – В.Д. Биберган, Л.А. Лядова, А.А. и Ю.А. Муравлёвы, О.А. Моралёв, Е.П. Родыгин, Г.Н. Топорков; по оркестровке – Б.Д. Гибалин, Э.С. Колмановский, Д.Д. Аюшеев, Б.Б. Ямпилов. В 1962 г. композитор переезжает в Ленинград. В последние годы в его творчестве преобладают вокальные жанры. Умер В.Н. Трамбицкий 13 августа 1970 г., похоронен в Ленинграде.
В.Н. Трамбицкий – основоположник уральской композиторской школы. В 1944– 1948 гг. – председатель Свердловского отделения CK, в 1960–1968 гг. – секретарь правления CK РСФСР. Заслуженный деятель иск-в РСФСР (1946).
СОЧИНЕНИЯ
Произведения для музыкального театра
1921
|
«Карнавал жизни» («Бианка»), ком. оп.
|
|
утрачена
|
1926
|
«Овод», оп. в 4 д., 6 к., либр. В. Трамбицкого по роману Э. Войнич
|
п-ра кл.
|
|
1930
|
«Гнев пустыни», оп., либр. В. Трамбицкого
|
п-ра кл.
|
Арабские танцы № 1, 2 АСФ (р.)
|
1932
|
«Великий путь», оп., либр. В. Трамбицкого
|
|
|
1934
|
«Орлёна», оп. в 4 д., 6 к., либр. И. Келлера (1‑я ред.)
|
п-ра кл.
|
Фрагм. АСФ (р.)
|
1938
|
«За жизнь» (2-я ред. оп. «Орлёна»)
|
п-ра кл.
|
Ария старого углежога; УГК (к.р.)
|
1968
|
«Орлёна» (3-я ред.)
|
п-ра кл.
|
Фрагм., УГК (р.)
|
1940
|
«Гроза», оп. в 5 д., 6 к., либр. И. Келлера по драме А.Н. Островского
|
п-ра
пр
кл.
|
Арии Катерины из 2-го д. АСК (к.н.); Ария Катерины из 4-го д. АСК (р.);
Полн. кл. УГК (р.); М. : Сов. комп., 1959
|
1957
|
«Гроза» (2-я ред.)
|
п-ра
кл..
|
Уверт., фрагм. АСФ (р.)
М.: Сов. комп., 1959
|
1950
|
«Дни и ночи», оп., либр. А. Арнштама и В. Гришаева по пов. К. Симонова
|
п-ра кл.
|
Монолог Сабурова и песня Ани АСК (р.а.)
|
1963
|
«Кружевница Настя», оп. в 3 д., 8 к., либр. К. Паустовского и В. Трамбицкого по одноим. новелле К. Паустовского
|
п-ра
кл.
|
Карт.3, 5, 7, 8 АСК (р.а.)
Кл. Л.: Музыка, 1979; УГК
|
1967
|
«Память сердца», оп. в 3 д., 8 к. с прол. и эпил.., либр. А. Машистова, В. Трамбицкого и А. Пикара по пов. Ф. Кнорре «Одна жизнь»
|
п-ра
пр
кл..
|
Ария Елены из 7-й карт. АСК
Л.: Сов. комп., 1985; УГК; УрГПУ
|
Симфонические произведения
1920
|
Концерт для скр. и симф. орк.
|
п-ра
|
АСФ (р.)
|
1926
|
«Весна», симф. поэма
|
п-ра кл., пр
|
АСК (р.)
|
1929
|
Героическая прелюдия
|
п-ра
|
АСФ (р.)
|
1932
|
«В пути», симф. сюита
|
п-ра;
о.п.
|
АСК (р.)- 3 ч.;
АСК
|
1933
|
Два симф. эскиза на темы татар. песен
|
п-ра
|
АСФ (р.)
|
1942
|
Фантазия на урал. нар. тему для скр. с орк.
|
п-ра
|
АСФ (р.)
|
1943
|
«Капитан Гастелло», симф. поэма
|
п-ра; о.г.
|
АСК (р.)
|
|
«Фронт и тыл», радиокомпоз.
|
п-ра
|
АСФ (р.)
|
1945
|
Симфония «Памяти Н.Островского» в 4 ч.
|
п-ра.
|
Л.; М.: Сов. комп., 1976; УГК
|
1954
|
Симфонические картины в 5 ч.
|
п-ра
|
|
1970
|
«Спите, любимые братья», посв. Брестской крепости-герою. Сюита для тенора, хора и симф. орк. на ст. С. Есенина
|
п-ра.
|
Л., 1974;
УГК (к.р.)
|
б/д
|
Симфонические этюды: «У памятника»,
«Повесть о матери», «Там, у реки»
|
п-ра
пр
|
АСК (р.)
|
б/д
|
Две рус. песни для симф. орк.: «Не на месте садик вырос», «Над серебряной рекой»
|
п-ра кл., пр
|
АСК (р.)
|
б/д
|
Юношеский марш
|
п-ра
|
АСФ (р.)
|
б/д
|
«Октябрь», марш
|
п-ра
|
АСФ (р.)
|
б/д
|
«В праздничных колоннах», уверт.
|
п-ра
|
АСФ (р.)
|
б/д
|
«Песня о мире»
|
п-ра
|
АСФ (р.); АСК (р.)
|
Хоровые произведения
б/д
|
«Песня о Чапаеве»
|
пр
|
АСК (р.)
|
|
«Попевки сплавщиков» («Трудовая»), зап. и обр. для хора В. Трамбицкого
|
|
// Рус. нар. песни в обработке сов. комп. / Сост. Н. Котиков. Л., 1970; УГК; УрГПУ
|
|
«Не на месте садик вырос», рус. нар. хоровод. песня / обр. В. Трамбицкого; перел. для смеш. хора Е. Красотиной
|
|
// Хрест. по дириж. хором. Вып. 4 / Сост. Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит. 2-е изд., испр. и доп. М.: Музыка, 1982. С. 7-8; УГК; УрГПУ
|
Камерно-инструментальные произведения
1920
|
Прелюдии для фп
|
|
|
б/г
|
Струнный квартет
|
п-ра
|
Л.: Сов. комп., 1982; УГК
|
1925
|
Сюита для стр. кварт.
|
п-ра
|
|
1935
|
«Из детской жизни», цикл пьес для фп
|
|
УГК (к.р.)
|
б/г
|
«Женская провожальная» («Уезжает мой миленький во сибирскую сторонушку»), пьеса для фп
|
|
М., 1963; УГК
|
1937-1965
|
Хороводы для фп
|
.
|
М.; Л.: Музгиз, 1946; М.; Л.: Музыка, 1966; АСК (р.); УГК (р.)
|
1963
|
Обр. урал. нар. песен «Наш хозяин нерадив» для фп
|
|
// Лира. Т. 3. М., 1963. С. 118-119
|
|
|
|
|
б/г
|
«Жалоба», пьеса для фп
|
|
// Пьесы сов. комп./ Сост. З.Я. Виткинд. Л.: Музыка, 1974. С. 25–27; УГК
|
Камерно-вокальные произведения
1939
|
«Как у дедушки Петра», урал. нар. песня (шуточная) для сред. гол. с фп
|
|
М.; Л. : Гос. муз. изд-во, 1939; УГК
|
1941
|
«Северные сказы», вок. цикл на тексты нар. сказительниц для меццо-сопр. и фп в 5 ч.;
«Уж как были б у меня крылья сокола», сл. сказительницы Волковой
|
|
М.; Л.: Музгиз, 1942;
//Романсы сов. комп.: для голоса с фортепиано / Сост. М. А. Матвеев. Л., 1985. С. 59-63; УГК
|
б/д
|
«Таня», песня на ст. М. Кримкер (памяти З. Космодемьянской)
|
|
АСК (р.а.)
|
1950
|
«Из военной лирики» вок. цикл для баритона и фп в 4 ч. на ст. Е. Винокурова.
|
|
М.: Музыка, 1966; УГК
|
1969
|
«Из неоглядных далей», вок. цикл для баритона и фп в 8 ч. на ст. М. Дудина.
|
.
|
М.; Л.: Сов. комп., 1982;
УГК (к.р.)
|
1970
|
«Сердце женское с тобою», вок. цикл на ст. отечеств. поэтесс
|
|
УГК (к.р.)
|
1970
|
Пять романсов на ст. С. Есенина
|
|
|
1970
|
Четыре романса на ст. А. Ахматовой: «Светлых глаз не подымать», «Здравствуй», «И упало каменное слово», «Горькую обновушку другу сшила я»
|
|
УГК (к.р.)
|
Песни, романсы и музыка к драм. спектаклям свердл. театров.
Публикации
Из выступления на Всесоюзном совещании по вопросам оперы и балета // Сов. муз. 1947. №1; Мысли вслух // Сов. муз. 1947. №12; О народности // Сов. муз. 1953. №4; Полифоническая основа русской песенной гармонии // Советская музыка: Сб. М., 1954; Плагальность и родственные ей связи в русской песенной гармонии // Вопросы музыкознания. Вып. 2. М., 1955; Гармонические системы семиступенных звукорядов, применяемых в русской песне // Науч.-метод. зап. Урал. гос. консерв. Вып. 1. Свердловск, 1957; Возможности теоретического музыкознания // Сов. муз. 1957. № 2; О народности // Сов. муз. 1959. №1; Значение замысла // Сов. муз. 1959. № 2; О «фразе» в опере // Сов. муз. 1960. №11; Над чем Вы работаете? В.Трамбицкий (Ленинград) // Сов. муз. 1967. № 5; Труд исторического значения (об «Основах оркестровки» Н.А. Римского-Корсакова) // Сов. муз. 1969. № 3; Как же готовить оперную премьеру? // Сов. муз. 1969. №10; Возможности теоретического музыкознания // Сов. муз. 1977. №2; Гармония русской песни: Моногр. М., 1981.
Библиография
Ананьев В. Память сердца: о творчестве В.Н. Трамбицкого // Музыка и музыканты Ленинграда. М.; Л.: Сов. комп., 1972. С. 18–32; Биберган В. Вспоминая учителя // Муз. академия. 1996. № 2; Биберган В., Марченко Л. Память сердца // Муз. акад. 2010. №4. С. 119-122; Бялик М. Благородное сердце художника // Муз. жизнь. 1970. № 20. С. 22-23; Бялик М. Гармония гражданского и личного // Сов. муз. 1975. № 4. С. 94-96; Гаврилин В. Жизнь поучительная и достойная // Сов. муз. 1975. № 4. С. 93-94; Гейлиг М. Творчество В. Трамбицкого // Сов. муз. 1946. № 1; Иванчук Н. В.Н. Трамбицкий – личность и творческая судьба // История музыкальных контактов: С.-Петербург – Екатеринбург: Мат-лы Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2003. С. 8-10; Кабалевский Д. Из писем композитора // Сов. муз. 1975. №4; Карышева Т. Виктор Николаевич Трамбицкий // Книга о музыке / Сост. В. Очаковская. М.: Музыка, 1971. С. 105-106; Келлер И. Репетиции. Спектакли. Встречи. Пермь, 1977; Корев Ю. Кружевница Настя // Корев Ю. Музыкально-критические статьи. М.: Сов. комп., 1974. С. 223–241; Костарев В. (отв. ред.) Виктор Николаевич Трамбицкий: Воспоминания. Статьи. Исследования. Екатеринбург, 2002; Манжора Б. Симфонические этюды-картины В.Н. Трамбицкого (опыт исследования) // Бюллетень №18 (октябрь 1956 г.). НИО УГК; Марченко Л. Основоположники Уральской композиторской школы М.П. Фролов и В.Н. Трамбицкий // Проблемы современной музыкальной культуры: рубеж веков. Екатеринбург, 1999; Она же. Художник и учитель // Сов. муз. 1975. № 4. С. 88–93; Мясковский Н. В. Трамбицкий. Фрагменты из оперы «Гроза» // Н.Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания. Т. 2. М., 1960; Певзнер Б. Виктор Николаевич Трамбицкий // Композиторы Урала. Свердловск, 1968. С. 16-26; Он же. Оперное творчество В.Н. Трамбицкого // О музыке и музыкантах Урала. Свердловск: [б. и.], 1959. С. 24-47; Поздравляем юбиляров [70 лет комп. В.Н. Трамбицкому] // Сов. муз. 1965. № 2. С. 154; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 23-27; Свиридов Г. Новая опера // Правда. 1958. 29 июня; Серебрякова Л. Виктор Николаевич Трамбицкий // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2006. С. 117-125; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 45-58; Сокольская Ж. Виктор Николаевич Трамбицкий // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 86-100; Она же. Музыка жизненной правды // Урал музыкальный: вчера и сегодня. Екатеринбург, 2008. С. 460-471; Соллертинский И. О культуре советской оперы // Известия. 1940. 21 дек.; Толстой Д. Трамбицкий В.Н. [к 75-летию со дня рождения композитора] // Сов. муз. 1970. № 5. С. 38-42; Трамбицкая В. Мне мало одной жизни // Муз. жизнь. 1973. № 22; Она же. Композитор и опера // Композиторы РФ. Вып. 3. М., 1984. С. 262-300; Трамбицкая И. Такое прекрасное, но забытое слово память [фрагм. из рук. одноим. кн.: к 100-летию сов. комп. В.Н. Трамбицкого] // Муз. академия. 1996. № 1. С. 196-205; № 2. С. 131-136; Тюлин Ю. Путь музыканта // Сов. муз. 1975. №4. С. 86-87; Gojowy D. Trambitsky, Viktor Nikolayevich // Grove Dictionary of Music and Musicians.