Родилась 1 июня 1955 г. в Курской области. В 1974 г. окончила среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку при Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского по классу фортепиано (преп. Н.П. Холоденко) и в этом же году поступила на факультет композиции (класс Л.Б. Никольской). Ее дипломной работой стал Первый фортепианный концерт, в июне 1979 г. исполненный в зале Свердловской филармонии Уральским академическим филармоническим оркестром (дир. А. Чистяков) и автором. По окончании консерватории Е. Самарина преподавала в ней на кафедре теории музыки. В 1983 г. проходила ассистентуру-стажировку в Институте им. Гнесиных в классе Н.И. Пейко.
С 1988 г. Е.Н. Самарина – член Союза композиторов СССР. Значительное место среди ее сочинений занимают опусы для фортепиано и фортепианных ансамблей. Она нередко выступает в качестве пианиста со своими произведениями. В вокальных жанрах представлено фольклорное направление ее творчества («Трудовые припевки енисейских лесосплавщиков», «Причитания и песни уральских горных заводов»). В Екатеринбургском академическом театре оперы и балета много лет с успехом шел ее балет для детей по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Авторскому концерту Е.Н. Самариной был посвящен один из вечеров в Екатеринбургской музыкальной гостиной «ЛЕЯ» (23. 03. 2006).
Е.Н. Самарина является лауреатом ряда международных конкурсов: первая премия и Национальная премия Кодама на III Международном конкурсе композиций для фортепианных дуэтов в Токио (1995); специальный приз на исполнительском конкурсе фортепианных дуэтов в Токио, в обязательную программу которого входило ее сочинение «Образы Древней Руси» (1996); первая премия на IV Международном конкурсе композиций для фортепианных дуэтов в Токио (1997); Гран-при на Международном конкурсе композиторов в Токио (2005–2006); лауреат 2-го международного конкурса «Современное искусство и образование» в номинации «Композитор-исполнитель» (2007, Москва); победитель Международного конкурса композиторов на создание обязательного сочинения для III Всероссийского конкурса ансамблей духовых инструментов (2010, Казань).
СОЧИНЕНИЯ
Произведения для музыкального театра
1988
|
«Небылицы в лицах», монооп. для меццо-сопр. и фп, сл. нар.
|
|
|
30’
|
1993
|
«Снежная королева», балет в 3 д., либр. М. Когана.
|
п-ра кл.
|
|
100’
|
Симфонические произведения
1979
|
Концерт № 1 для фп и симф. орк. в 3 ч.
|
п-ра кл.
|
|
22’
|
1983
|
Концерт № 2 для фп, трубы, литавр и камер. орк. в 3 ч.
|
п-ра кл.
|
ББ (к.р.)
|
11’
|
1989
|
Маленькая сюита для камер. орк. в 3 ч.
|
п-ра
|
ББ (р.)
|
9’
|
1990
|
Концерт № 3 для фп и симф. орк., 1-ч.
|
п-ра л.
|
ББ (к.р.)
|
14’
|
1995
|
«Гимны», симф.-фреска для 2 фп, органа и симф. орк., 1-ч.
|
п-ра кл.
|
|
18’
|
2002-2003
|
«Сёгун» для 2 фп с орк.
|
п-ра
кл.
|
|
|
2003
|
«Гимны», симф.-фреска для 2 фп, органа и орк. (2-я ред.)
|
п-ра
кл.
|
ББ (р.)
|
18’
|
2005
|
«Пассакалья» для фп и стр. орк.
|
п-ра
|
|
6’
|
2008
|
«Звездная радуга» для фп и стр. орк. (версия орган. соч.)
|
п-ра
|
|
6’
|
2009
|
«Пересвет» для фп и стр. орк.
|
п-ра
|
|
6’
|
Вокально-симфонические произведения
1979
|
«Трудовые припевки енисейских лесосплавщиков», кант. для баса, муж. хора и симф. орк., сл. нар., 1-ч.
|
п-ра. кл.
|
|
12’
|
1986
|
«Уральские свадебные сцены», кант. для меццо-сопр., тенора, баритона и симф. орк. в 5 ч., сл. нар.
|
п-ра. кл.
|
АСК (р.)
|
15’
|
2003
|
«Аллилуйя» для хора, органа и орк.
|
п-ра
|
|
|
Хоровые произведения
1980
|
«Орленок», поэма для хора а’ cappella на ст. Б. Ручьева.
|
|
|
5’
|
1985
|
«Весна-красна», сюита для хора а’ cappella в 7 ч., сл. нар.
|
|
ББ (к.р.); АСК (р.)
|
13’
|
1996
|
«Четыре ветра», обр. рус. нар. песни для жен. хора и фп
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2006;
ББ (р.)
|
5’
|
Камерно-вокальные произведения
1981
|
«Небылицы в лицах», вок. цикл для меццо-сопр. и фп, сл. нар.
|
|
|
12’
|
1984
|
«Причитания и песни уральских горных заводов», вок. цикл для меццо-сопр. и фп в 5 ч., сл. нар.
|
|
АСК (р.)
|
13’
|
1986
|
Вок. трипт. для тенора и фп на ст. К. Курбаннепесова
|
|
ББ (к.р.)
|
11’
|
1990
|
Вок. цикл для тенора и ф-п на ст. Г. Георгиева в 4 ч.
|
|
|
10’
|
Камерно-инструментальные произведения
1978
|
«Три наигрыша» для фп
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2006;
ББ (к.р.); АСК; УГК
|
7’
|
1983
|
Соната для фагота и фп в 3 ч.
|
|
// Произв. сов. комп., вып 5. М.: Сов. комп., 1990. (1-я ч.); АСК (р.)
|
13’
|
1984
|
Трио для кларн., фагота и фп в 2 ч.
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
|
1986
|
Соната №1 для фп в 2 ч.
|
|
ББ (р.)
|
9’
|
1987
|
Соната для флейты и фп в 3 ч.
|
|
ББ (к.р.)
|
14’
|
1988
|
Соната-фантазия для фп, 1-ч.
|
|
ББ (р.)
|
6’
|
1989
|
Три прелюд. и фуги (a-moll, C-dur, e-moll) для фп
|
|
ББ (к.р.)
|
15’
|
1990
|
Соната № 3 для фп в 3 ч.
|
|
ББ (р.)
|
15’
|
1991
|
Прелюдия и фуга g-moll для фп
|
|
ББ (к.р.)
|
5’
|
1991
|
«Весенние зарисовки», цикл пьес для фп в 4 ч.
|
|
ББ (к.р.)
|
9’
|
1991
|
Соната № 4 для фп в 3 ч.
|
|
|
14’
|
1993
|
Соната № 5 (полифон.) для фп в 4 ч.
|
|
ББ (р.)
|
15’
|
1994
|
«Образы древней Руси», конц. фантазия для 2 фп
|
|
ББ (к.р.); АСК
|
12’
|
1995
|
Соната для фп в 4 руки, 1 ч.
|
|
ББ (р.)
|
12’
|
1996
|
Партита для 2 фп в 8 рук в 5 ч. (версия орган. партиты)
|
|
|
12’
|
1997
|
«Японские эскизы», цикл пьес для фп в 5 ч.
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2005;
ББ (к.р.); АСК; УГК
|
10’
|
1999
|
«Японская рапсодия» для 2 фп
|
|
|
12’
|
2000
|
«Интродукция и ричеркар» для 2 фп
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2003; АСК; УГК
|
7’
|
2005
|
Концертный трипт. для фп в 4 руки
|
|
АСК (к.н.)
|
12’
|
2006
|
Токката для 2 фп (версия орган. токкаты)
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2007; АСК; УГК
|
6’
|
2007
|
«Маяк на краю света» для фп
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2007
|
5’
|
2007
|
«Голгофа», прелюд. и фуга для фп
|
|
|
7’
|
2008
|
«Снежная королева», балет. сцены для 2 фп по мотивам Г.Х. Андерсена
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2008
|
14’
|
2009
|
«Былина» для фп (обяз. соч. на втором Междунар. конкурсе фп подготовки студ. муз. вузов)
|
|
|
5’
|
2010
|
Квинт. для дерев. дух.
|
п-ра
|
|
4’
|
2010
|
Квинт. для медн. дух. «Русь изначальная»
|
п-ра
|
|
6’
|
Органные произведения
1988
|
Прелюдия и фуга d-mol
|
|
ББ (р.)
|
7’
|
1990
|
Прелюдия и двойная фуга с-moll на тему рус. нар. песни
|
|
|
10’
|
1991
|
Концерт для органа соло в 3 ч.
|
|
ББ (к.р.)
|
18’
|
1994
|
Пять фантазий на темы протестант. Хоралов
|
|
ББ (к.р.)
|
12’
|
1994
|
Партита для орг. в 4 руки в 5 ч.
|
|
ББ (к.р.)
|
15’
|
1998
|
«Halleluja» для орг. в 4 руки
|
|
|
13’
|
2001
|
Токката для орг. в 4 руки
|
|
|
5’
|
2004
|
Вар. для орг. в 4 руки
|
|
|
29’
|
2008
|
«Лунная радуга» для орг. в 4 руки
|
|
|
7’
|
Дискография
«Образы древней Руси» для 2 фп // Камерная музыка урал. комп., CD 2 (Студ. «Урал», 2007). Исп. В. Игнатенко и авт.
Библиография
Барыкина Л. В. Елена Николаевна Самарина // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 300-304; Горбовец Л. Фортепианные дуэты композиторов Урала. Екатеринбург: НМЦ повышения квалификации УГК, 1997. С. 149; Ивановская О. Фортепианная музыка уральских композиторов для детей // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 36-40; Провозина Н. Творчество композиторов урал. школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 52-53; Романова Л. Музыка уральских композиторов в культурологических координатах // Актуальные проблемы муз. и худ. образ.: Мат-лы второй междунар. Интернет-конф. Екатеринбург, 2010. С. 27-34; Сафиуллина С. Трактовка полифонии в творчестве современных композиторов Екатеринбурга // Краеведение и художественная культура Урала: Творчество, исполнительство, образование. Магнитогорск, 2008. С. 352; Серебрякова Л. А. Елена Николаевна Самарина // Беляев С. Е., Серебрякова Л. А. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 198-201; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 285-296; Хацкелевич Л. Музыка уральских композиторов в программах Екатеринбургской музыкальной гостиной «ЛЕЯ» // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 76-80.