Родился 3 января 1938 г. в Севастополе. Профессиональное образование получил в Свердловском музыкальном училище им. П.И. Чайковского (класс композиции О.А. Моралёва) и Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (1961–1966, сначала класс композиции В.Н. Трамбицкого, затем Л.Б. Никольской). Работал методистом музыкального сектора Свердловского областного дома народного творчества, преподавал теоретические дисциплины в Свердловском государственном педагогическом институте (1962–1970) и свердловском консультационном пункте Челябинского института культуры (с 1990 г. – доцент). В 1970–1973 гг. состоял в должности консультанта Уральской организации Союза композиторов РСФСР. С 1988 по 1992 г. – председатель Уральского отделения Союза композиторов России. В 1992 г. награжден почётным званием «Заслуженный деятель искусств России».
Уже в консерваторские годы проявилась склонность композитора к масштабным инструментальным жанрам. В это время созданы: симфоническая поэма «Макбет» (1959), струнный квартет (1961), цикл фортепианных пьес по мотивам сказов П.П. Бажова (1962), фортепианный квинтет (1964), Симфония, ставшая дипломной работой (1966). И после окончания консерватории инструментальная сфера станет ведущей в его творчестве. Именно инструментальные сочинения О.Я. Ниренбурга получили широкое признание среди исполнителей и слушателей. Его Квинтет звучал во многих городах и странах, был записан для фонда Всесоюзного радио, опубликован в издательстве «Композитор». Его фортепианные опусы вошли в репертуар народной артистки России, проф. Натальи Панковой, в педагогический репертуар училищ и консерваторий. В 1991 г. О.Я. Ниренбург был удостоен первой премии на Первом международном конкурсе композиторов имени С.С. Прокофьева (С.-Петербург) за фортепианную Сонату соль минор.
Стиль композитора определяется сплавом полифонических принципов организации музыкальной ткани – он был великолепным знатоком полифонии – с народно-песенной интонационной основой. Это качество ярко проявилось в его фортепианных циклах прелюдий и фуг, и особенно в органных произведениях, которые преобладают среди сочинений 80-х гг. Внешним побудительным мотивом обращения к этому инструменту стала установка органа в зале Свердловской филармонии (1972) и общение с органистом В. Арсеевым, который стал первым исполнителем его органных произведений. Сочинения уральского автора привлекли внимание крупнейших отечественных органистов: Г. Гродберга, Г. Коняева, С. Диденко, А. Фисейского, зазвучали на отечественных и зарубежных фестивалях и концертах органной музыки, публиковались в различных издательствах, в том числе в выпусках «Антологии органной музыки» (Berenreiter-Verlag, Kassel), стали обязательными на международных конкурсах органистов.
О.Я. Ниренбург умер 24 марта 1993 г. 6 февраля 1998 г. в зале Свердловской филармонии состоялся концерт, посвященный его 60-летнему юбилею и 5-летию со дня кончины.
СОЧИНЕНИЯ
Симфонические произведения
1959
|
«Макбет», поэма для симф. орк.
|
п-ра
|
|
1966
|
Симфония
|
п-ра
|
|
1972
|
«Памяти народовольцев», поэма-элегия
|
п-ра
|
|
1973
|
Уральская увертюра
|
п-ра
|
|
б/д
|
Элегия: поэма для симф. оркестра
|
п.ра
|
ББ (р.а.)
|
Произведения для народных инструментов
б/д
|
Маленькая сюита для орк. баянов
|
п-ра
|
ББ (к.р.); УЧ (к.р.)
|
Органные произведения
1979
|
«Полифонические вариации»
|
|
// Сов. орг. музыка. Вып. 6. М.: Музыка, 1982; ББ (к.р.) / Ред. В. Арсеева; БГ
|
1979
|
«Ария»
|
|
|
1980
|
Фантазия №1 на темы рус. нар. песен
|
|
|
1980
|
Прелюдия, фуга и постлюдия
|
|
ББ (к.р.); БГ
|
1980
|
Фантазия № 2 на рус. нар. песню «Сронила колечко» (урал. вар-т)
|
|
// Произв. совр. комп. для органа. Вып. 1. М.: Музыка, 1985; ББ (к.р.); БГ
|
1981
|
Прелюдия и фуга ре мажор, тройной канон
|
|
ББ (к.р.); БГ
|
1982
|
Фантазия на англ. нар. песню «Веселый мельник Джон»
|
|
// Антология орг. муз. Орг. муз в России. Т. 2. Kassel: Berenreiter-Verlag, 1998
|
1982
|
Фантазия на тему старин. застольной песни
|
|
|
1983
|
Рондо на тему нар. песни
|
|
|
1983
|
Прелюдия и фуга ре мажор
|
|
// Произв. совр. комп. для органа. Вып. 1.
|
1983
|
«Обелиск», пьеса памяти погибших в Великой Отечеств. войне
|
|
|
1984
|
Трио-соната №1 (к 300-летию со дня рожд. И.С. Баха)
|
|
// Произв. совр. комп. для органа. Вып. 2. М.: Музыка, 1986; ББ (к.р.); БГ
|
1984
|
Концерт №1 для органа соло: Аллегро. Фантазия на англ. нар. песню. Финал
|
|
ББ (к.р.); БГ (к.р.)
|
1985
|
Трио-соната № 2
|
|
// Антология орг. муз. Т.1, 1997; ББ (к.р.); БГ
|
1985
|
Прелюдия и фуга ми минор
|
|
// Произв. совр. комп. для органа. Вып. 2; ББ (к.р.); БГ
|
1985
|
Интродукция и двойная фуга
|
|
ББ (к.р.)
|
1985
|
Прелюдия и фуга ля минор
|
|
ББ (к.р.)
|
1986
|
«Славянский марш» для органа в 4 руки
|
|
ББ (к.р.); БГ
|
1987
|
Концерт №2 для органа соло
|
|
|
1988
|
Шесть полифон. пьес
|
|
ББ (к.р.); БГ
|
1989
|
Прелюдия и фуга до-диез минор
|
|
ББ (к.р.); БГ
|
1989
|
Прелюдия и фуга фа минор
|
|
ББ (к.р.); БГ
|
1991
|
Прелюдия и фуга до мажор
|
|
ББ (к.р.); БГ
|
б/д
|
Прелюдия и фуга фа мажор
|
|
ББ (к.р.)
|
Камерно-инструментальные произведения
1957
|
Квартет для флейты, гобоя, кларн. и фагота, 1-ч.
|
п-ра
|
|
1958
|
Дуэт для скр. и фп
|
|
|
1961
|
Стр. кварт. на темы узб. танцев, 1 ч.
|
п-ра
|
|
1962
|
«Горные баллады», цикл пьес для фп в 4 ч.
|
|
|
1963
|
Три фуги для фп
|
|
|
1964
|
Квинтет для 2 скр., альта, виолонч. и фп в 4 ч.
|
п-ра
|
М.: Комп., 1997; ББ (к.р.)
|
1969
|
Двенадцать легких пьес для фп: Элегия, Шутка, Мелодия, Английская песенка, Фугетта, «Шехеразада», «Грустный напев», «Балалаечка», Полифоническая пьеса, «Робкая», Интермеццо, Ария
|
|
Свердловск, Сред.-Урал. кн. изд-во, 1970; ББ; УЧ; УГК
|
1970
|
Маленькая сюита для дерев. дух. инстр. в 3 ч.
|
п-ра
|
|
1976
|
Интермеццо для баяна
|
|
|
1976
|
Прелюдия и фуга до-диез минор для фп
|
|
// Полиф. произв. сов. комп. М.: Сов. комп., 1980; ББ; УЧ
|
1977
|
«Памяти ПП. Бажова», сюита для фп в 3 ч.: «У старого рудника»: элегия; «Самоцвет – радость мастера»: этюд; «Элегия памяти П.П. Бажова»
|
|
АСК (к.р.); УЧ; БГ
|
1978
|
Девять легких пьес для фп
|
|
// Дет. альбомы сов. комп. Вып. 5. М.: Сов. комп., 1982
|
1979
|
Прелюдия и фуга до мажор для фп
|
|
// Конц. произв. сов. комп. М.: Музыка, 1983; АСК, УЧ
|
1979
|
Дивертисмент для флейты, гобоя, кларн. и фагота в 4 ч.: Марш, Пастораль, Дуэт, Финал
|
п-ра
|
ББ (к.р.); УЧ
|
1980
|
Инвенция для фп
|
|
ББ (к.р.); УЧ
|
1981
|
Соната соль мажор для фп
|
|
ББ (к.р.); УЧ
|
1981
|
Соната до мажор
|
|
ББ (к.р.)
|
1981
|
Соната соль минор для фп
|
|
АСК; УЧ
|
1981
|
«Русская песня» для фп
|
|
// Конц. произв. сов. комп. Вып. 3. М.: Музыка, 1983; ББ (к.р.); УЧ
|
1984
|
Этюд-фантазия №1 для фп
|
|
// Фортеп. произв. Олега Ниренбурга. М.: Комп., 1998; ББ (к.р.); УЧ; БГ
|
1986
|
Сонатина для фп
|
|
УЧ (к.р.)
|
1987
|
Соната до мажор для фп
|
|
УЧ
|
1990
|
Три полиф. пьесы «Из напевов уральской старины» для фп: «Комара муха любила» (мал. прелюдия и фуга); «Пойду-выйду за ворота» (страдания)
|
|
// Пьесы урал. комп. М.: Сов. комп., 1992; АСК; ББ (к.р.); ББ; УЧ; УГК
|
1990
|
Этюд-фантазия № 2 для фп
|
|
ББ (к.р.); БГ
|
1992
|
Пять пьес «Крымские акварели» для фп
(др. название «Воспоминание: Крымские зарисовки»)
|
|
БГ (к.р.)
|
б/д
|
Вариации на тему С.С. Прокофьева из оперы «Дуэнья» для фп
|
|
ББ (к.р.); УЧ
|
б/д
|
Прелюдия и фуга си минор
|
|
ББ (к.р.), УЧ
|
б/д
|
Три прелюдии для фп
|
|
ББ (к.р.); УЧ; БГ
|
Хоровые произведения
б/д
|
«Вересковый мед», кант. на ст. Р. Стивенсона (пер. С. Маршака) для сол., хора и фп
|
п-ра
|
|
б/д
|
«Из всех ветров» на ст. Р. Бернса для хора а’ cappella
|
п-ра
|
|
б/д
|
«Белой ночью» на ст. А. Блока для хора а’ cappella
|
п-ра
|
|
б/д
|
«Любовь как роза красная» на ст. Р. Бернса для хора а’ cappella
|
п-ра
|
|
Камерно-вокальные произведения
б/д
|
«Милый друг» на ст. А. Блока
|
|
|
б/д
|
«Белая роза» на ст. В. Брюсова
|
|
|
б/д
|
«Зимнее утро» на ст. Р. Макдональда
|
|
|
б/д
|
Колыбельная на ст. А. Блока
|
|
|
б/д
|
Ноктюрн на ст. А. Фета
|
|
|
б/д
|
«Вечерний свет» на ст. С. Щипачева
|
|
|
б/д
|
«Прости» на ст. Н. Некрасова
|
|
|
б/д
|
«Где-то вдалеке» на ст. Л. Карташова
|
|
|
б/д
|
«В тумане наваждения» на ст. Р. Тагора
|
|
|
б/д
|
Романс на ст. А. Блока
|
|
|
б/д
|
«Колумбьяна» на ст. Л. Никольской
|
|
|
б/д
|
«У лесочка у зеленого» на ст. Г. Мостового
|
|
|
б/д
|
«По дороге в совхоз» на ст. С. Щипачева
|
|
|
б/д
|
«Парни русые» на ст. В.Елисеева
|
|
|
б/д
|
«С Новым годом» на ст. А. Ганакерьяна
|
|
|
б/д
|
Колыбельная на ст. Г. Яндиева
|
|
|
б/д
|
Английская песенка на ст. В. Вордсворда
|
|
|
б/д
|
«Подо льдом реки не видно» на ст. Г. Дробиза
|
|
|
Научно-методические труды
Сборник диктантов по сольфеджио / Методкабинет Свердл. обл. упр. культуры. Свердловск, 1985; Классификация сложного контрапункта в курсе полифонии // Там же; Введение в курс чтения партитур для оркестра русских народных инструментов // Метод. рекоменд. для ст. заоч. фак-та культ.-просвет. работы Свердл. учеб.-консультац. пункта ЧГИКа / Сост. О.Я. Ниренбург. Свердловск: [б.и.], 1986; Методика чтения партитуры за фортепиано в курсе чтения партитур для оркестра русских народных инструментов // Там же. Свердловск: [б.и.], 1988.
Публикации в СМИ
Музыка молодых (интервью с композитором Олегом Ниренбургом) // Уральский рабочий. 1990. 12 дек.
Библиография
Авторы рассказывают (Интервью О. Ниренбурга) // Сов. муз. 1975. № 7; [Б.п.] О. Ниренбург // Советские композиторы и музыковеды. Т. 2. М., 1981; Викторова А. День как праздник // Веч. Свердл. 1989. 4 дек.; Логуа В. Звучи, орган! // Сов. Абхазия. 1986. 24 июля; Лукьянов А. Педагогический потенциал фортепианных произведений екатеринбургских композиторов для детей (метод. рекоменд.) // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 41-45; Наши интервью. Олег Ниренбург. Творчество // Вестник композитора. М., 1973; Серебрякова Л. Олег Яковлевич Ниренбург // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 165-167; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 153-158; Сокольская Ж. Не прервется живая нить // Урал музыкальный: вчера и сегодня. Екатеринбург, 2008. С. 502-506; Она же. Олег Яковлевич Ниренбург // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 226-233; Фисейский А. Вступительный очерк // Антология органной музыки. Органная музыка в России. Ч. 1. Kassel. L.; N-Y., 1997.