E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Ниренбург Олег Яковлевич композитор [1928-1993]

Родился 3 января 1938 г. в Севастополе. Профессиональное образование получил в Свердловском музыкальном училище им. П.И. Чайковского (класс композиции О.А. Моралёва) и Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (1961–1966, сначала класс композиции В.Н. Трамбицкого, затем Л.Б. Никольской). Работал методистом музыкального сектора Свердловского областного дома народного творчества,   преподавал теоретические дисциплины в Свердловском государственном педагогическом институте (1962–1970) и свердловском консультационном пункте Челябинского института культуры (с 1990 г. – доцент). В 1970–1973 гг. состоял в должности консультанта Уральской организации Союза композиторов РСФСР. С 1988 по 1992 г. – председатель Уральского отделения Союза композиторов России. В 1992 г. награжден почётным званием «Заслуженный деятель искусств России».

 

Уже в консерваторские годы проявилась склонность композитора к масштабным инструментальным жанрам. В это время созданы: симфоническая поэма «Макбет» (1959), струнный квартет (1961), цикл фортепианных пьес по мотивам сказов П.П. Бажова (1962), фортепианный квинтет (1964), Симфония, ставшая дипломной работой (1966). И после окончания консерватории инструментальная сфера станет ведущей в его творчестве. Именно инструментальные сочинения О.Я. Ниренбурга получили широкое признание среди исполнителей и слушателей. Его Квинтет звучал во многих городах и странах, был записан для фонда Всесоюзного радио, опубликован в издательстве «Композитор». Его фортепианные опусы вошли в репертуар народной артистки России, проф. Натальи Панковой, в педагогический репертуар училищ и консерваторий. В 1991 г. О.Я. Ниренбург был удостоен первой премии на Первом международном конкурсе композиторов имени С.С. Прокофьева (С.-Петербург) за фортепианную Сонату соль минор.

 

Стиль композитора определяется сплавом полифонических принципов организации музыкальной ткани – он был великолепным знатоком полифонии – с народно-песенной интонационной основой. Это качество ярко проявилось в его фортепианных циклах прелюдий и фуг, и особенно в органных произведениях, которые преобладают среди сочинений 80-х гг. Внешним побудительным мотивом обращения к этому инструменту стала установка органа в зале Свердловской филармонии (1972) и общение с органистом В. Арсеевым, который стал первым исполнителем его органных произведений. Сочинения уральского автора привлекли внимание крупнейших отечественных органистов: Г. Гродберга, Г. Коняева, С. Диденко, А. Фисейского, зазвучали на отечественных и зарубежных фестивалях и концертах органной музыки, публиковались в различных издательствах, в том числе в выпусках «Антологии органной музыки» (Berenreiter-Verlag, Kassel), стали обязательными на международных конкурсах органистов.

 

О.Я. Ниренбург умер 24 марта 1993 г. 6 февраля 1998 г. в зале Свердловской филармонии состоялся концерт, посвященный его 60-летнему юбилею и 5-летию со дня кончины.

                                       

СОЧИНЕНИЯ

 

Симфонические произведения

1959

«Макбет», поэма для симф. орк.

п-ра

 

1966

Симфония

п-ра

 

1972

«Памяти народовольцев», поэма-элегия

п-ра

 

1973

Уральская увертюра

п-ра

 

б/д

Элегия: поэма для симф. оркестра

п.ра

ББ (р.а.)

 

Произведения для народных инструментов

б/д

Маленькая сюита для орк. баянов

п-ра

ББ (к.р.); УЧ (к.р.)

 

Органные произведения

1979

«Полифонические вариации»

 

// Сов. орг. музыка. Вып. 6. М.: Музыка, 1982; ББ (к.р.) / Ред. В. Арсеева; БГ

1979

«Ария»

 

 

1980

Фантазия №1 на темы рус. нар. песен

 

 

1980

Прелюдия, фуга и постлюдия

 

ББ (к.р.); БГ

1980

Фантазия № 2 на рус. нар. песню «Сро­нила колечко» (урал. вар-т)

 

// Произв. совр. комп. для органа. Вып. 1. М.: Музыка, 1985; ББ (к.р.); БГ

1981

Прелюдия и фуга ре мажор, трой­ной канон

 

ББ (к.р.); БГ

1982

Фантазия на англ. нар. песню «Веселый мельник Джон»

 

// Антология орг. муз. Орг. муз в России. Т. 2. Kassel: Berenreiter-Verlag, 1998

1982

Фантазия на тему старин. застоль­ной песни

 

 

1983

Рондо на тему нар. песни

 

 

1983

Прелюдия и фуга ре мажор

 

// Произв. совр. комп. для органа. Вып. 1.

1983

«Обелиск», пьеса памяти погибших в Великой Отечеств. войне

 

 

1984

Трио-соната №1 (к 300-летию со дня рожд. И.С. Баха)

 

// Произв. совр. комп. для органа. Вып. 2. М.: Музыка, 1986; ББ (к.р.); БГ

1984

Концерт №1 для органа соло: Аллегро. Фантазия на англ. нар. песню. Финал

 

ББ (к.р.); БГ (к.р.)

1985

Трио-соната № 2

 

// Антология орг. муз. Т.1, 1997; ББ (к.р.); БГ

1985

Прелюдия и фуга ми минор

 

// Произв. совр. комп. для органа. Вып. 2; ББ (к.р.); БГ

1985

Интродукция и двойная фуга

 

ББ (к.р.)

1985

Прелюдия и фуга ля минор

 

ББ (к.р.)

1986

«Славянский марш» для органа в 4 руки

 

ББ (к.р.); БГ

1987

Концерт №2 для органа соло

 

 

1988

Шесть полифон. пьес

 

ББ (к.р.); БГ

1989

Прелюдия и фуга до-диез минор

 

ББ (к.р.); БГ

1989

Прелюдия и фуга фа минор

 

ББ (к.р.); БГ

1991

Прелюдия и фуга до мажор

 

ББ (к.р.); БГ

б/д

Прелюдия и фуга фа мажор

 

ББ (к.р.)

 

Камерно-инструментальные произведения

1957

Квартет для флейты, гобоя, кларн. и фагота, 1-ч.

п-ра

 

1958

Дуэт для скр. и фп

 

 

1961

Стр. кварт. на темы узб. танцев, 1 ч.

п-ра

 

1962

«Горные баллады», цикл пьес для фп в 4 ч.

 

 

1963

Три фуги для фп

 

 

1964

Квинтет для 2 скр., альта, виолонч. и фп в 4 ч.

п-ра

М.: Комп., 1997; ББ (к.р.)

1969

Двенадцать легких пьес для фп: Элегия, Шутка, Мелодия, Английская песенка, Фугетта, «Шехеразада», «Грустный напев», «Балалаечка», Полифоническая пьеса, «Робкая», Интермеццо, Ария

 

Свердловск, Сред.-Урал. кн. изд-во, 1970; ББ; УЧ; УГК

1970

Маленькая сюита для дерев. дух. инстр. в 3 ч.

п-ра

 

1976

Интермеццо для баяна

 

 

1976

Прелюдия и фуга до-диез минор для фп

 

// Полиф. произв. сов. комп. М.: Сов. комп., 1980; ББ; УЧ

1977

«Памяти ПП. Бажова», сюита для фп в 3 ч.: «У старого рудника»: элегия; «Самоцвет – радость мастера»: этюд; «Элегия памяти П.П. Бажова»

 

АСК (к.р.); УЧ; БГ

1978

Девять легких пьес для фп

 

// Дет. альбомы сов. комп. Вып. 5. М.: Сов. комп., 1982

1979

Прелюдия и фуга до мажор для фп

 

// Конц. произв. сов. комп. М.: Музыка, 1983; АСК, УЧ

1979

Дивертисмент для флейты, гобоя, кларн. и фагота в 4 ч.: Марш, Пастораль, Дуэт, Финал

п-ра

ББ (к.р.); УЧ

1980

Инвенция для фп

 

ББ (к.р.); УЧ

1981

Соната соль мажор для фп

 

ББ (к.р.); УЧ

1981

Соната до мажор

 

ББ (к.р.)

1981

Соната соль минор для фп

 

АСК; УЧ

1981

«Русская песня» для фп

 

// Конц. произв. сов. комп. Вып. 3. М.: Музыка, 1983; ББ (к.р.); УЧ

1984

Этюд-фантазия №1 для фп

 

// Фортеп. произв. Олега Ниренбурга. М.: Комп., 1998; ББ (к.р.); УЧ; БГ

1986

Сонатина для фп

 

УЧ (к.р.)

1987

Соната до мажор для фп

 

УЧ

1990

Три полиф. пьесы «Из напевов уральской старины» для фп: «Комара муха любила» (мал. прелюдия и фуга); «Пойду-выйду за ворота» (страдания)

 

// Пьесы урал. комп. М.: Сов. комп., 1992; АСК; ББ (к.р.); ББ; УЧ; УГК

1990

Этюд-фантазия № 2 для фп

 

ББ (к.р.); БГ

1992

Пять пьес «Крымские акварели» для фп

(др. название «Воспоминание: Крымские зарисовки»)

 

БГ (к.р.)

б/д

Вариации на тему С.С. Прокофьева из оперы «Дуэнья» для фп

 

ББ (к.р.); УЧ

б/д

Прелюдия и фуга си минор

 

ББ (к.р.), УЧ

б/д

Три прелюдии для фп

 

ББ (к.р.); УЧ; БГ

 

Хоровые произведения

б/д

«Вересковый мед», кант. на ст. Р. Стивенсона (пер. С. Маршака) для сол., хора и фп

п-ра

 

б/д

«Из всех ветров» на ст. Р. Бернса для хора а’ cappella

п-ра

 

б/д

«Белой ночью» на ст. А. Блока для хора а’ cappella

п-ра

 

б/д

«Любовь как роза красная» на ст. Р. Бернса для хора а’ cappella

п-ра

 

 

Камерно-вокальные произведения

б/д

 «Милый друг» на ст. А. Блока

 

 

б/д

«Белая роза» на ст. В. Брюсова

 

 

б/д

«Зимнее утро» на ст. Р. Макдональда

 

 

б/д

Колыбельная на ст. А. Блока

 

 

б/д

Ноктюрн на ст. А. Фета

 

 

б/д

«Вечер­ний свет» на ст. С. Щипачева

 

 

б/д

«Прости» на ст. Н. Некрасова

 

 

б/д

«Где-то вдалеке» на ст. Л. Карташова

 

 

б/д

«В тумане наважде­ния» на ст. Р. Тагора

 

 

б/д

Романс на ст. А. Блока

 

 

б/д

«Колумбьяна» на ст. Л. Никольской

 

 

б/д

«У лесочка у зеленого» на ст. Г. Мостового

 

 

б/д

«По дороге в совхоз» на ст. С. Щипачева

 

 

б/д

«Парни русые» на ст. В.Елисеева

 

 

б/д

«С Новым годом» на ст. А. Ганакерьяна

 

 

б/д

Колыбельная на ст. Г. Яндиева

 

 

б/д

Английская песенка на ст. В. Вордсворда

 

 

б/д

«Подо льдом реки не видно» на ст. Г. Дробиза

 

 

 

Научно-методические труды

Сборник диктантов по сольфеджио / Методкабинет Свердл. обл. упр. культуры. Свердловск, 1985; Классификация сложного контрапункта в курсе полифонии // Там же; Введение в курс чтения партитур для оркестра русских народных инструментов // Метод. рекоменд. для ст. заоч. фак-та культ.-просвет. работы Свердл. учеб.-консультац. пункта ЧГИКа / Сост. О.Я. Ниренбург. Свердловск: [б.и.], 1986; Методика чтения партитуры за фортепиано в курсе чтения партитур для оркестра русских народных инструментов // Там же. Свердловск: [б.и.], 1988.

 

Публикации в СМИ

Музыка молодых (интервью с композитором Олегом Ниренбургом) // Уральский рабочий. 1990. 12 дек.

 

Библиография

Авторы рассказывают (Интервью О. Ниренбурга) // Сов. муз. 1975. № 7; [Б.п.] О. Ниренбург  // Советские композиторы и музыковеды. Т. 2. М., 1981; Викторова А. День как праздник // Веч. Свердл. 1989. 4 дек.; Логуа В. Звучи, орган! // Сов. Абхазия. 1986. 24 июля; Лукьянов А. Педагогический потенциал фортепианных произведений екатеринбургских композиторов для детей (метод. рекоменд.) // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 41-45; Наши интервью. Олег Ниренбург. Творчество // Вестник композитора. М., 1973; Серебрякова Л. Олег Яковлевич Ниренбург // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 165-167; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 153-158; Сокольская Ж. Не прервется живая нить // Урал музыкальный: вчера и сегодня. Екатеринбург, 2008. С. 502-506; Она же. Олег Яковлевич Ниренбург // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 226-233; Фисейский А. Вступительный очерк // Антология ор­ганной музыки. Органная музыка в России. Ч. 1. Kassel. L.; N-Y., 1997.

 

Полный список имён