Родился 7 августа 1950 г. в Екатеринбурге. С 5 лет начал регулярно заниматься музыкой. Обучался в музыкальной школе при Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского по классу фортепиано, в Свердловской школе музыкантских воспитанников (класс трубы, преп. Ю. Шешин), с 1965 г. – в специальной музыкальной школе-десятилетке при Уральской консерватории на теоретическом отделении. С 1968 по 1973 г. учился в Уральской консерватории по классу композиции сначала у Н.М. Пузея, затем у В.Д. Бибергана. За годы учебы им были написаны произведения различных жанров, из которых наиболее значительными стали вокальный цикл «Антимиры» и Фортепианный секстет. В качестве дипломной работы композитор представил «Драматическую фреску» для симфонического оркестра и кантату «Себежские песни». Эти сочинения были исполнены оркестром Свердловской филармонии (дир. А.Г. Фридлендер) и хором консерватории (рук. Т.С. Матвеева).
Еще будучи студентом, в 1972 г. А.Н. Нименский начинает преподавательскую деятельность на кафедре композиции и инструментовки Уральской консерватории. С 1977 по 1989 г. выполнял обязанности секретаря кафедры. Творческой удачей конца 70-х гг. стал Первый струнный квартет. В 1980 г. А.Н. Нименский был принят в Союз композиторов СССР. В 1982–1989 гг. входил в состав правления Уральской композиторской организации, руководил творческим объединением молодых композиторов и музыковедов Уральского региона, был делегатом VII (1986) и VIII (1991) съездов Союза композиторов СССР, V (1984) и VI (1990) съездов СК РСФСР, а также VII (1995) и VIII (2000) съездов СК России. Активно участвовал в пропаганде музыки уральских авторов на Свердловском радио (цикл передач «Урал музыкальный») и телевидении. В 1989 г. был избран на должность заведующего кафедрой композиции УГК. В ноябре – декабре 1991 г. прошел стажировку в консерваториях Кельна и Дюссельдорфа (ФРГ). В 1995 г. ему было присвоено ученое звание доцента. В 1995–2001 гг. дважды избирался на пост председателя Уральского отделения Союза композиторов России. С 2000 г. занимал должность профессора УГК, в 2011 г. утвержден в ученом звании профессора. За 27 лет работы со студентами в классе композиции А.Н. Нименским подготовлены 24 профессиональных композитора (еще пятеро под его руководством окончили аспирантуру по специальности «Композиция»), из них 15 стали членами Союза композиторов. Среди его учеников: Х. Билегжаргал – лауреат Государственной премии 1996 г. (Монголия); О. Пайбердин – лауреат III междунар. конкурса по комп. им. С. Прокофьева (С.-Петербург, 1999); А. Пантыкин – лауреат премии губернатора Свердловской области (Екатеринбург, 2002, 2007, 2008, 2011), лауреат междунар. кинофестивалей в Германии, Японии, США; обладатель Гран-при фестиваля «Киношок» и спец. приза фестиваля «Кинотавр» (1996–2000); А. Красильщикова – лауреат междунар. конкурсов по композиции (Болгария, 2004, Екатеринбург, 2010); С. Патраманский – обладатель Гран-при конкурса ICMSN (Англия, Йорк, 2007). Двое из учеников А.Н. Нименского удостоены почетного звания «Заслуженный деятель искусств РФ» – А.Д. Кривошей и А.А. Пантыкин. В 1998 г. по инициативе А.Н. Нименского официально открыто композиторское отделение в Екатеринбургском музыкальном лицее при УГК (с первого дня он назначен руководителем этого отделения). А.Н. Нименский участвует в научных конференциях различного уровня, приглашается в качестве председателя и члена жюри междунар., всерос. и регион. конкурсов, в частности Международного конкурса трубачей имени В.И. Щёлокова (Екатеринбург, 2004).
Музыку А.Н. Нименского отличает строгий отбор выразительных средств. Важной приметой его стиля является творческое претворение отечественного фольклора. В 70–80-е гг. композитор много сотрудничает с различными театральными коллективами Свердловска, Челябинска, Москвы, а также со Свердловской киностудией, работает с известными режиссерами – Д. Астраханом, Р. Виндерманом, К. Стрежневым. Театральное начало становится одной из примет его стиля. Излюбленным жанром композитора является жанр концерта, который представлен в его творчестве хоровыми («Игральные вечерки», Концерт для хора а’ cappella) и инструментальными партитурами («Канты», Концерт-реквием памяти Г. Тери). Значительное место среди инструментальных опусов занимают сочинения для ансамблей духовых («Хороводы» для трех труб и трех тромбонов, «Пасторальная сюита» для трех валторн). Музыка А.Н. Нименского звучала во многих городах России и за рубежом (Германия, Монголия, Финляндия, Чехия, Швеция, Япония). Его оркестровые сочинения исполнялись под управлением таких известных дирижеров, как М. Паверман, А. Фридлендер, А. Чистяков, А. Борейко, Е. Бражник, Д. Лисс. Его хоровые партитуры входят в репертуар Камерного хора Московской консерватории (рук. Б. Тевлин), Уральского камерного хора (Пермь, рук. В. Новик), Концертного хора Мужского хорового лицея (Екатеринбург, рук. С. Пименов). Ноты его сочинений печатались в центральных издательствах. В 1998 г. А.Н. Нименский стал обладателем Гран-при конкурса «Музыкальное приношение Екатеринбургу» (за создание «Юбиляций» для симфонического оркестра). В 2000 г. – стипендиат Президента РФ в номинации «Выдающиеся деятели культуры и искусства». В 2002 г. ему присуждена премия губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства». Дипломант Всероссийского конкурса (Челябинск, 2008). В 2010 г. композитор удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
СОЧИНЕНИЯ
Оркестровые произведения
1973
|
«Драматическая фреска», симф. поэма
|
п-ра
|
|
16’
|
1984
|
«Русские фанфары» для симф. орк.
|
п-ра
|
АСК (р.), АСФ (р. № 4472)
|
4’
|
1992
|
Концерт для 12 дух. инстр. в 3 ч.
|
п-ра
|
АА
|
9’
|
1994
|
«Канты», концерт для стр. орк. в 4 ч.
|
п-ра
|
М.: Композитор, 2000; УГК; АСК (к.р.);
|
13’10’’
|
1996
|
«Виват», уверт. для орк. рус. нар. инстр.
|
п-ра
|
АА
|
5’
|
1998
|
«Юбиляции» для симф. орк.
|
п-ра
|
//Оркестровые выписки для литавр. Екатеринбург: ООО «ИРА УТК», 2007 АСК (р.);
|
4’
|
2000
|
Камерная симфония для стр. орк. в 3 ч.
|
п-ра
|
АА
|
13’22’’
|
2001
|
«Концерт-реквием. Памяти Г.И. Тери» для альта и симф. орк. в 4 ч.
|
п-ра;
кл.
|
// Екатеринбург: УрОСКР, 2002. УГК;
|
23’12’’
|
2003
|
«Старинные предания» для орк. рус. нар. инстр.
|
п-ра
|
АА
|
|
2005
|
«Козлатория о любви и смерти» для смеш. хора и симф. орк. на тексты лит. пародий
|
п-ра
|
АА
|
|
2006-2007
|
«Симфония таинств» для симф. орк.
|
п-ра
|
АА
|
|
Оркестровые и камерные транскрипции
1995
|
Х. Родриго. Концерт для гитары и симф. орк.
|
п-ра
|
ББ (р.)
|
25’
|
1996
|
Л. Бетховен. Концерт №1 для фп и стр. орк.
|
п-ра
|
АА
|
|
1997
|
Р. Щедрин «Кадриль» из оп. «Не только любовь» для виолонч., фп и стр. орк.
|
п-ра
|
ББ (к.р.),
|
8’
|
1998
|
Ф. Мендельсон. Концерт №1 для фп и стр. орк.
|
п-ра
|
АА
|
|
1999
|
М. Глинка. «Вальс-фантазия» для стр. орк.
|
п-ра
|
ББ (к.н.)
|
07’50’’
|
2001-2002
|
Ж. Бизе. «Арлезинка», первая сюита для стр. орк.
|
п-ра
|
АА
|
|
2003
|
Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оп. «Сказка о царе Салтане» для флейты, скр., маримбы и симф. орк.
|
п-ра
|
АА
|
|
2006
|
М. Регер. Сюита для альта соло в 4 ч., транскр. для кварт. альтов
|
п-ра
|
АА
|
|
2007
|
З. Хабибуллин. «Поэма» для балалайки и симф. орк.
|
п-ра
|
АА
|
07’50’’
|
Хоровые произведения
1972
|
«Себежские песни», кант. для сол., хора и симф. орк. в 3 ч., сл. нар.
|
п-ра;
кл.
|
АА
|
25’
|
1980
|
«Игральные вечерки», концерт для смеш. хора и ударн. инстр., сл. нар.
|
п-ра
|
//Хоры комп. РСФСР. Вып. 1: Комп. Урала / Сост. А. Литвина. М.: Сов. комп., 1987. С. 43-64. УГК
|
12’
|
1983
|
«Ермаковы лебеди», сюита для смеш. хора без сопров., сл. нар.
|
п-ра
|
АА
|
|
1986
|
«Девять историй для маленьких и взрослых», концерт для дет. хора и инстр. анс. на ст. Д. Хармса.
|
п-ра;
кл.
|
// Хоры и песни для детей. Свердловск, 1991.
|
26’
|
1988
|
Цикл хоровых поэм на ст. Н.Заболоцкого для хора а’ cappella в 4 ч.
|
п-ра
|
ББ (р.)
|
19’
|
2008
|
«Концертные песнопения в четырех кантах» для смеш. хора а’ cappella
|
п-ра
|
АА
|
|
2010
|
«Литургия красоты и печали» на ст. К. Бальмонта для смеш. хора а’ cappella
|
п-ра
|
АА
|
|
Камерно-инструментальные произведения
1967
|
Соната для флейты и фп, 1-ч.
|
|
АА
|
16’
|
1968
|
Вариации на тему урал. нар. песни для кларн. и фп
|
|
АА
|
18’
|
1969
|
«Контрасты», 3 пьесы для фп
|
|
АА
|
9’
|
1970
|
Секстет для флейты, фагота, 2 скр., виолонч. и фп в 3 ч.
|
п-ра
|
АА
|
27’
|
1976
|
Струнный квартет №1 в 3 ч.
|
п-ра
|
М.: Комп., 1998; УГК
|
12’02’'
|
1978
|
«Перегудки», конц. пьеса для 3 флейт
|
п-ра
|
//Пьесы для духовых анс. Вып. № 4. М.: Сов. комп., 1982. С. 194-199. ББ
|
5’
|
1979
|
«Коллаж-бурлеска» для трубы и фп
|
|
АА
|
4’
|
1981
|
«Элегия» для 3 кларн.
|
п-ра
|
АА
|
5’
|
1982
|
«Хороводы», конц. пьеса для 3 труб и 3 тромб.
|
п-ра
|
АА
|
7’
|
1983
|
«Уральские предания», сюита для фп в 4 ч.
|
|
АСК (р.); Екатеринбург: УрОСКР, 2000; ББ, УГК;
|
11’
|
1984
|
То же. Перел. для баяна
|
|
АА
|
11’
|
1985
|
Сонатина для фп, 1 ч.
|
|
АА
|
7’
|
1987
|
«Пасторальная сюита» для 3 валторн в 5 ч.
|
п-ра
|
АА
|
10’
|
1989
|
Струнный квартет № 2 в 2 ч.
|
п-ра
|
АА
|
17’
|
1989
|
Семь этюдов для фп
|
|
ББ (р.)
|
15’
|
1990
|
Соната для фп, 1-ч.
|
|
|
22’
|
1993
|
«Летний день», сюита для фп в 5 ч.
|
|
ББ (р.)
|
10’
|
2001
|
«Речитатив и токката» для альта и фп
|
|
АА
|
|
2002
|
«Pezzo concertato», для 12 альтов и контрабаса
|
п-ра
|
АА
|
|
2004
|
Струнный квартет № 3
|
п-ра
|
АА
|
|
2008
|
«Pro et contra» для маримбы и фп
|
|
АА
|
|
б/д
|
Рондо для фп
|
|
УЧ (р.)
|
|
б/д
|
Танец для фп
|
|
УЧ (р.)
|
|
Камерно-вокальные произведения
1971
|
«Антимиры», вок. цикл для баритона и фп в 5 ч. на ст. А. Вознесенского
|
|
АА
|
17’
|
Музыка к спектаклям ТЮЗов, драматических и кукольных театров.
Музыка к мультфильмам Свердловской киностудии
1974
|
«Горящие паруса»
|
СТК, реж. Р. Виндерман
|
АА
|
1975
|
«Недоросль»
|
СТК, реж. Р. Виндерман
|
АА
|
1977
|
«Золотой волос»
|
СТК, реж. Р. Виндерман
|
АА
|
1978
|
«Концерт для Мольера с оркестром»
|
СГТРК, реж. К. Стрежнев
|
АА
|
1979
|
«Да и Нет не говорите»
|
ТЮЗ, реж. Б. Кац
|
АА
|
1979
|
«Баня»
|
СТК, реж. Р. Виндерман
|
АА
|
1979
|
«Стойкий оловянный солдатик»
|
СТК,реж. Г. Шатковская
|
АА
|
1980
|
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»
|
ЧТК, реж. Р. Виндерман
|
АА
|
1981
|
«Улыбнись, малыш»
|
СТК, реж. Г. Чеснова
|
АА
|
1981
|
«Гуманоид в небе мчится»
|
ТЮЗ, реж. В. Толкачев
|
АА
|
1981
|
«Стрела Робин Гуда»
|
ТЮЗ, реж. В. Толкачев
|
АА
|
1982
|
«А вы знаете, что…»
|
СТК, реж. Г. Чеснова
|
АА
|
1982
|
«Ермаковы лебеди»
|
СТК, реж. Р. Виндерман
|
АА
|
1984
|
«Кот в колпаке»
|
Св. киностуд., реж. А. Караев
|
АА
|
1985
|
«Воробьишко»
|
Св. киностуд., реж. А. Караев
|
АА
|
1986
|
«Добро пожаловать»
|
Св. киностуд., реж. А. Караев
|
АА
|
Дискография
1984
|
«Игральные вечерки», концерт для смеш. хора и ударн. в 3 ч.
|
Мелодия, С-10-21409 001
|
Перм. камер. хор, дир. В. Новик
|
08.40
|
1995
|
«Канты», концерт для стр. орк. в 4 ч.
|
// CD «Гала-концерт в Урал. гос. консерватории» (к 60-летию со дня основания)», Студия «Урал», UL 95048
|
Оркестр Лицей камерата, дир. В. Усминский
|
13.10
|
1998
|
«Гадания», для смеш. хора из концерта «Игральные вечерки»
|
// CD «Музыкальное приношение Екатеринбургу» Студия «Урал», UL, 98607
|
Екатеринб. муницип. хор мальчиков и юношей, дир. С. Пименов
|
02.30
|
1998
|
«Канты», концерт для стр. орк. в 4 ч.
|
//CD «Музыкальное приношение Екатеринбургу» Студия «Урал», UL 98608
|
Екатеринб. муницип. камер. орк. BACH, дир. В. Усминский
|
12.40
|
1998
|
«Русские фанфары» для симф. орк.
|
Там же
|
Урал. акад. симф. орк., дир. Д. Лисс
|
04.03
|
2000
|
«Юбиляции» для симф. орк.
|
//CD «40 лет Союзу композиторов России». СК 00017
|
Урал. акад. симф. орк., дир. Д. Лисс
|
04.07
|
2002
|
Транскр. для стр. орк. «Вальса-Фантазии» М. Глинки
|
//CD «Оркестр Лицей камерата». Студия «Урал», UL 011536
|
Оркестр Лицей камерата, дир. В. Усминский
|
07.50
|
2006
|
«Русские фанфары», для симф. орк.
|
CD «Симфоническая музыка урал. комп». Студия «Урал», UL 063266
|
Урал. акад. симф. орк., дир. Д. Лисс
|
04.00
|
2007
|
Струнный квартет №1
|
//CD «Камерная музыка урал. комп». Студия «Урал», UL 075489
|
Стр. кварт. под рук. С. Пешкова
|
12.02
|
2008
|
Транскр. для балалайки и симф. орк. «Поэмы» З. Хабибуллина
|
CD «Виват балалайка. Шаукат Амиров». Студия «Урал», UL 088854D5
|
Орк. студ. УГК, дир. Энхе
|
07.50
|
Научно-методические труды
Выявление характерных особенностей дублирования голосов при чтении партитур для оркестра народных инструментов (в соавт. с И.В. Забегиным) // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во,1990; Искусство чтения партитур: Учеб. пособие (в соавт. с И.В. Забегиным). Рук. 1994; Современная нотография: Практ. пособие. Рук. 1996; Очерки по истории кафедры композиции УГК // УГК имени М.П. Мусоргского. 75 лет истории. Екатеринбург, 2009.
Выступления в СМИ
Хрустальный юности «Напев»: интервью // Обл. газета. 1999. 28 мая; Я человек мажора: интервью // Пульс культуры. 1999. Май; Музыка к юбилею // Музыкальное обозрение. 1999. № 2; Глядя вперед, оглядываясь назад: интервью //Обл. газета. 1999. 22 сент; 60 лет уральской музыки (размышления в преддверии фестиваля) // ВЕ. !999. 8 окт; «Если бы в сутках еще побольше времени…»: интервью // Обл. газета. 2000. 5 авг.; «Композитор – товар штучный»: интервью // Аргументы и факты (регион. вып. «Урал»). 2000. Ноябрь; «О Родыгине говорят…»: интервью // Сокольская Ж. Напев об уральской рябине. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. С. 294-295; Музыку можно видеть: интервью // Вечерний Челябинск. 2008. 23 апр.; Беседа с А.Н. Нименским: радиопередача // Попова В. Диалоги о гитаре. И не только о ней. СПб: ИД «Петрополис», 2009. Кн.2. С. 27-33; «Праздник творчества и познания…»: интервью // Обл. газета. 2010. 28 апр.
Библиография
Альбинский В. О некоторых попытках включить народно-фольклористический термин «перегудка» в современный литературный язык // Литературный язык и народная речь: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Изд-во ТГУ. Перм. отд., 1991. С. 112-121; Белякова Т., Городилова М. «Жанр и имя» в оркестровом творчестве А. Нименского // Уральская организация Союза композиторов России: прошлое и современность: Мат-лы регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004. С. 13-16; Ганелин И. Уральская фортепианная музыка в репертуаре муз. училищ и детских муз. школ: Метод. рекоменд. / УГК. Свердловск, 1985; Городилова М., Панкова Т. А.Н. Нименский: композитор в меняющемся мире // Пути отечественной музыкальной культуры. Екатеринбург: Изд-во УГК, 2005. С. 19-22; Они же. Жанровые взаимодействия в оркестровом творчестве А.Н. Нименского // Музыка в системе культуры. Вып.3. Екатеринбург: Изд-во УГК, 2008. С.267-290; Вильнер Н. Анатолий Николаевич Нименский // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 278-285; Она же.На пути к слушателю // Сов. муз. 1975. № 3; Она же. Многообещающее начало // Сов. муз. 1977. №3; Вильнер Н., Мезрина В. Праздник в будние дни //ВЕ. 1994. 6 апр.; Они же. Совершенствовать оценочные критерии // Сов. муз. 1979. № 4; Ивакина А. Фольклорные истоки хорового концерта «Игральные вечерки» Анатолия Нименского // Уральская музыка в контексте современной культуры: Мат-лы регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2009. С. 62-67; Калужникова Т. Анатолий Николаевич Нименский // УГК имени М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 106-107. Она же. «Клич радости бессловесной…» // Обл. газета. 1999. 29 янв.; Она же. «Любовью и горем опетый Урал» // Российская провинция. 1995. №3. С. 141-143; Она же. Магический круг откровений // ВЕ. 2001. 28 дек.; Она же. Праздник музыки // Сов. муз. 1984. №11; Кулемина А. Претворение современных тенденций отечественной полифонии в творчестве А.Н. Нименского // Краеведение и художественная культура Урала: Творчество, исполнительство, образование. Магнитогорск, 2008. С. 357-362; Мезрина В., Визель З. Заметки с пленума уральцев // Сов. муз. 1970. № 8; Мугинштейн М. Праздник композиторов // На смену. 1984. 5 янв.; Провозина Н. Анатолий Нименский // Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск: Изд. РИЦ ЮГУ, 2007. С. 194-198; Сафиуллина С. Трактовка полифонии в творчестве современных композиторов Екатеринбурга // Краеведение и художественная культура Урала: Творчество, исполнительство, образование. Магнитогорск, 2008. С. 352; Сендерова И. Дарить неожиданное // Ур. рабочий. 1982. 5 дек.; Серебрякова Л. Анатолий Николаевич Нименский // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 186-188; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 238-249; Шахрай В. Чувство сцены // На смену. 1980. 26 марта; Шахрай В. Играет музыка, играют куклы // На смену. 1983. 11 янв.