E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Никольская Любовь Борисовна композитор [1909-1994]

Родилась в с. Вани Кутаисской губернии 17 мая 1909 г. Ее детские и юношеские годы прошли на Украине в городке Вознесенске, близ Херсона. Первым учителем музыки был отец – профессиональный виолончелист. С 6 лет она обучалась в частной школе игре на скрипке и фортепиано, в 9 лет начала сочинять, в 14-летнем возрасте поступила в Одесскую народную консерваторию по классу фортепиано, но смерть отца прервала систематические занятия музыкой. С 1925 г. Л.Б. Никольская работала в качестве аккомпаниатора в рабочих клубах, театрах, радиокомитетах различных городов страны, а с 1929 г. занимала пост музыкального руководителя ТЮЗа в Актюбинске. С 1935 по 1937 г. она обучалась по классу композиции Б.И. Зейдмана в музыкальном техникуме при Ленинградской консерватории, а затем окончила Ленинградскую консерваторию как теоретик (1941). В числе ее преподавателей были такие известные музыканты, как М.О. Штейнберг, Ю.Н. Тюлин, С.Л. Гинзбург. С началом войны она эвакуируется в Актюбинск, затем в Ташкент, куда была направлена и Ленинградская консерватория. Здесь Л.Б. Никольская поступает в теоретическую аспирантуру к М.О. Штейнбергу. Вернувшись в Ленинград после эвакуации, она с 1944 г. преподает в музыкальном училище при ЛГК композицию и теоретические дисциплины, заведует отделением; в консерватории становится ассистентом в классе специального сочинения у М.О. Штейнберга и ведет курс анализа музыкальных произведений. В 1945 г. она окончила консерваторию как композитор, представив в качестве дипломной работы кантату для солистов, хора и оркестра «Украïна рiдна» на стихи украинских поэтов, и вскоре стала членом Союза композиторов СССР. После смерти М.О. Штейнберга (1946) Л.Б. Никольская начала писать кандидатскую диссертацию «М.О. Штейнберг. Жизнь и творчество». В 1947 г. Л.Б. Никольская была направлена в Свердловск и с осени приступила к работе в Уральской консерватории, с которой связана вся ее последующая жизнь. В консерватории она вела теоретические дисциплины и класс композиции, в 1964 г. была утверждена в ученом звании доцента, позднее исполняла обязанности профессора. Одновременно она преподавала в музыкальном училище имени П.И. Чайковского и в специальной музыкальной школе-десятилетке при консерватории, где с 1960 г. начала заниматься с юными композиторами. Целый ряд выпускников ее консерваторского класса стали известными профессиональными композиторами: О.Я. Ниренбург, М.Д. Смирнов, возглавлявшие Уральскую и Челябинскую композиторские организации; нынешний профессор консерватории, заслуженный деятель искусств России М А. Басок, продолжающий дело своего учителя в области детского музыкального театра; лауреат многочисленных композиторских конкурсов Е.Н. Самарина; начальник отдела музыкального искусства Минкультуры РФ Т.Б. Камышева.

 

Значительное место в творчестве Л.Б. Никольской занимают произведения для музыкального театра. Только в 50-е гг. ею были написаны пять детских опер, которые успешно ставились в самодеятельных коллективах. Опера «Девушка-семиделушка» более 40 лет шла в театральном коллективе Свердловского Дворца пионеров (муз. руководитель М.А. Мебель). Музыкальная комедия «Это было у моря» увидела свет рампы в народном театральном коллективе Уралмашзавода.

 

Л.Б. Никольская умерла 13 февраля 1984 г. в Свердловске. В 2007 г. ее ученик М. Басок отредактировал и подготовил к изданию клавир детской оперы «Серебряное копытце». Фрагменты оперы были поставлены в студенческом театре «Лукоморье» Свердловского областного музыкально-педагогического эстетического колледжа в ноябре 2007 г. (рук. В. Гражданова и И. Анохина).  

                          

    СОЧИНЕНИЯ 

 

Произведения для музыкального театра

1952

«Девушка-семиделушка», дет. оп. в 1 д.,
либр. Е. Хоринской

п-ра

 

1954

«Петух и Лиса», дет. оп. в 1 д.,
либр. А. Лумповой по одноим. рус. сказке

кл.

 

1956

«Угомон», дет. оп. в 1 д., либр. Ю. Клюшникова по сказке С. Маршака

кл.

АСК (к.р.)

1958

«Аленький цветочек», дет. оп. в 1 д.,
либр. Ш Ибрагимова и комп. по сказке С. Аксакова

п-ра;

о.п.

АСК (р.а. – 2 и 3 д.); УГК (р. – ария Царевича)

1959

«Серебряное копытце», дет. оп. в 1 д.,
либр. А. Лумповой по сказу П. Бажова

п-ра;

кл.

 

Екатеринбург, 2007. Редакция и послесловие М. Баска и А. Ермакова

1965

«Жар-птица», оп.-новелла в 1 д., либр. И. Шепелева по пов. Г. Медынского

кл.

АСК (р.а. – фрагм.)

1965

«Это было у моря», муз. комедия в 3 д.,
 либр. М. Логиновской, ст. Е. Хоринской

п-ра

АСК (р.а.)

1970

«Королева д’Ампеццо», муз. комедия, либр. А. Таршиса по пов. Л. Кассиля «Ход белой королевы» (неоконч.)

кл.

 

1970

«Репка», дет. балет в 1 д., либр. А. Лумповой по рус. нар. сказке

кл.

 

1975

«Олино колечко», дет. балет по С. Маршаку

 

 

1981

«Тим и Том», дет. оп.-интермедия

кл.

 

1983

«Случай в лесу», дет. оп. в 1 д., либр. И. Трамбицкой

кл.

 

 

Симфонические произведения

1939

Концерт №1 для фп и симф. орк. в 3 ч

п-ра

 

1940

«Ашик-Кериб», симф. сюита в 6 ч. по сказке М. Лермонтова

п-ра

 

1950

Концертная фантазия на укр. темы для фп с орк.

п-ра;

кл.

УЧ (р.)

1952

Концерт № 2 для фп и симф. орк.

 

 

1961

Концерт для готово-выборн. баяна и симф. орк. в 3 ч. (2-я ред. –  1982)

п-ра; кл.

АСК (к.р.);

УГК (р.; к.р.; ред. Ю. Клюкина)

1974

Концерт для домры и симф. орк., 1 ч.

п-ра; кл.

 

1977

«Стойкий оловянный солдатик», симф. сюита

п-ра

АСК (р.а.)

1978

Концертино для фагота и стр. орк. в 3 ч.

п-ра; кл.

АСК (р.а.);

//Концерты для дерев. дух. инстр. Вып. 3. М. : Сов. комп., 1983. С. 83-102; УГК

1980

«Дюймовочка», симф. сюита

п-ра

 

Вокально-симфонические произведения

1945

«Украïна рiдна», кант. в 3 ч. на ст. укр. поэтов

п-ра

 

1977

«Заре навстречу», вок.-симф. поэма для хора, сол. и симф. орк., 1 ч.

п-ра;

кл.

АСК (к.р.)

б/д

«Марш свердловских строителей» для муж. дуэта в сопров. симф. орк.

п-ра

АСК (р.а.)

б/д

«Фестивальная» для муж. трио и симф. орк.

п-ра

АСК (р.а.)

Произведения для эстрадного оркестра

б/д

Марш

п-ра;

о.п.

АСК (р.а.)

 

Произведения для народных инструментов

1968

Соната для домры и фп, 1 ч.

 

 

1970

Романт. сюита для домры и фп в 2 ч.

 

 

1972

Концертная фантазия для 4-стр. домры и орк. рус. нар. инстр.

п-ра;

кл.

АСК (р.а.)

1976

Экспромт для баяна

 

 

б/д

«Комусь курличать журавли» для гол. в сопров. орк. нар. инстр.

о.п.

АСК (р.)

б/д

«Танец Чудо-птицы» из балета «Конек-Горбунок», перелож. для баяна

 

// Синецкий Б. Сб. произв. заруб. и сов. комп. Челябинск, 1966. С. 42-44; УГК

 

Хоровые произведения

1974

«У эпохи есть свои горнисты», сюита для дет. хора а’ cappella на ст. Д. Костюрина

п-ра

АСК (к.р.)

1978

«Всегда с нами», кант. для хора а’ cappella
памяти П. Бажова на ст. Е. Хоринской, 1-ч.

п-ра

 

б/г

«По лесной тропинке», сюита для дет. хора а’ cappella на ст. А. Ткаченко

п-ра

 

б/г

«Мы пионеры-ленинцы» на ст. разн. авт.

п-ра

 

б/д

«Весенний дождь» для смеш. хора и фп, ст. Х. Черняева

п-ра

АСК (р.а.)

б/д

«Откуда» для  хора  и фп, ст. Р. Фархади

п-ра

АСК (р.а.)

б/д

«Родное поле русской славы» для смеш. хора и сол. (баритон), сл. Е. Клюшниковой

п-ра

АСК (р.а.)

б/д

«Советский человек» для гол. и однород. 3-гол. хора, ст. В. Васильева

п-ра

АСК (р.а.)

б/д

«Лыжная песня» для сол. и 3-гол. хора или однород. трио, ст. М. Левашова

п-ра

АСК (к.р.)

 

Камерно-инструментальные произведения

1938

Прелюдии для фп

 

 

 

1944

Соната для фп

 

 

 

1949

Трио для скр., виолонч. и фп в 3 ч.

п-ра

 

 

1949

Вступление и скерцо для кварт. дерев. дух. инстр.

 

 

 

1950

Танцевальная сюита для 2  фп

 

 

 

1950

Экспромт для тромбона и фп

 

 

 

1951

Сюита на укр. темы для фп

 

УЧ (р.)

 

1952

Фантазия памяти П. Бажова для скр., виолонч. и фп

п-ра

 

 

1957

Сонатина для фп

 

 

 

1962

Прелюдии для фп

 

 

 

1970

Сонатина для виолонч. и фп в 3 ч.

 

УГК (к.р.)

 

1973

Две пьесы в башкир. стиле

 

УЧ (р.)

 

1977

Песня и пляска для фагота и фп

 

 

 

1977

Три миниатюры для фп

 

 

 

1978

Прелюдия и фуга для флейты, кларн., фагота и фп

п-ра

 

 

1978

«Два настроения» для гобоя, кларн. и фп

п-ра

УГК (р.)

 

1978

«У ворот, ворот», обр. для флейты, кларн. и фп

п-ра

УГК (к.р.)

 

б/д

«Плясовая» для фп в 4 руки

 

АСК (к.р.); ББ (к.р.); УЧ (к.р.)

 

б/д

«За рекой, для фп в 4 руки

 

АСК (к.р.); ББ (к.р.); УЧ

 

б/д

Колыбельная для 2 фп

 

АСК (к.р.); ББ (к.р.); УЧ (к.р.)

 

б/д

Полька для 2 фп

 

АСК (к.р.); УЧ (к.р.)

 

б/д

Фантазия на башкир. темы для гобоя и фп

 

АСК (р.а.)

 

б/д

Песня без слов для виолонч. и фп

 

ББ (к.р.); УЧ (к.р.)

 

б/д

Маленький вальс для виолонч. и фп

 

ББ (к.р.); УЧ (к.р.)

 

б/д

Две пьесы, посв. 300-летию воссоедин. Украины с Россией: Хоровод, Пляска

 

// Сб. фп пьес. М., 1963. С. 30-40. ББ; УГК; УЧ

 

б/д

«Зимняя дорога», ст. А.С. Пушкина, для фп

 

 Там же.

 

б/д

Кадриль для флейты и фп

 

УГК (р.; к.р.)

 

 

 

 

 

 

 

Камерно-вокальные произведения

1962

Три романса на ст. Н. Рыленкова для гол. и фп

 

 

1963

Четыре романса на ст. Л. Шкавро для гол. и фп

 

 

1964

Три романса на ст. М. Лермонтова для гол. и фп

 

 

1967

Две баллады на ст. Е. Хоринской для гол. и фп: «Баллада о партизане» для баритона и фп,

«Баллада о мастере» для выс. гол. и фп

 

АСК (р.а.)

Песни

б/д

«Какими красивыми были» для гол. и фп,
ст. В. Соколова (а также для гол. в сопров. орк. нар. инстр., инстр-ка Н. Олейникова)

п-ра

АСК (р.)

б/д

«Ждуть солдати листiв» для гол. в сопров. орк.  нар. инстр. (инстр-ка Н. Олейникова)

п-ра

АСК (р.)

б/д

«Гибель сокола» для низ. гол. и фп, сл. И. Шамова

 

АСК (р.а.)

б/д

«Утро Урала» для жен. гол. и фп, сл. Л. Сорокина

 

// Песни свердл. комп. Свердловск, 1964. С. 12-13; АСК (к.р.); УГК

б/д

«Вновь калина над речкой уснувшей» для выс. гол. и фп, ст. Н. Рыленкова

 

АСК (к.р.)

б/д

«Улица Ленина» для жен. голоса и фп, ст. Ю. Клюшникова

 

АСК (р.)

б/д

«Ящерка» для жен. гол. и фп, ст. Ю. Клюшникова (а также для гол. в сопров. орк. нар. инстр., инстр-ка Н. Олейникова)

 

п-ра

АСК (р.)

б/д

«Солдатская шуточная» для муж. дуэта и фп, ст. Ю. Клюшникова

 

АСК (р.а.)

б/д

«Писем ждет ваш солдат» для жен. трио и фп,
ст. П. Кухтицкого

 

АСК (р.а.)

б/д

«Камни не спят» для жен. дуэта и фп, сл. Ю. Клюшникова

 

АСК (р.а.)

б/д

«Уральская быль» для жен. голоса и фп, ст. Е. Клюшниковой

 

АСК (р.а.); УГК (р.)

б/д

«Незакатное солнце» для муж. голоса и фп

 

АСК (р.а.)

б/д

«Вьется путь-дорога» для жен. кварт., ст. И. Тарабукина

 

АСК (к.р.)

б/д

«Три солдата» для баритона и фп, сл. Ю. Клюшникова

 

АСК (р.а.)

б/д

«Память моя» для жен. голоса и фп, ст. М. Танка

 

АСК (р.а.)

б/д

«Заметает ветер след», ст. Е. Хоринской

 

АСК (р.а.)

б/д

«Над рекой закат клубится» для сопр.
 и фп, ст. Е. Хоринской

 

АСК (р.а.)

б/д

«Бабье лето», ст. Е. Хоринской

 

АСК (р.а.)

б/д

«Лось выходит» для жен. гол. и фп, сл. Е. Хоринской

 

АСК (р.а.)

б/д

«Песня об Азине», ст. Ю. Клюшникова

 

АСК (ф.к.)

б/д

«Почтальон» для жен. гол. и фп, сл. В. Хомзе

 

АСК (р.а.)

б/д

«Пускай тебе припомнится» для жен. гол. и фп, ст. Е. Хоринской

 

АСК (р.а.)

б/д

«И на сердце – весна» для жен. гол. и фп,
ст. Ю. Клюшникова

 

АСК (к.р.)

б/д

«Солдатская дружба» для муж. дуэта и фп, ст. Я. Шведова

 

АСК (р.а.)

б/д

«Шумит береза над рекою» для выс. гол. и фп», ст. Е. Клюшниковой

 

АСК (к.р.)

б/д

«Бессмертие» для муж. гол. и фп, сл. А. Жарова

 

АСК (р.а.)

б/д

«Поле русской славы», сл. Е. Клюшниковой

 

// Песни комп. Урала. М., 1964; ББ; УГК

б/д

«Какими красивыми были...» для гол. и фп, ст. В. Соколова

 

УГК (к.р.)

 

Научные труды

Гомофонные формы и приемы развития в полифонических произведениях русских композиторов XIX – нач. XX в. // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып. 8. Свердловск, 1973; О полифонии А. Глазунова // То же. Вып. 4. Свердловск, 1961; Обработки народных мелодий М. Штейнберга // То же. Вып. 5. Свердловск, 1963; Симфоническое творчество М. Штейнберга // То же. Вып. 2. Свердловск, 1959; Узбекские народные музыканты // Пути развития узбекской музыки. Л.; М., 1946.

 

Библиография

Басок М. // Л. Б. Никольская. «Серебряное копытце». Клавир детской оперы (ред., закл. ст.). Екатеринбург, 2007; Он же. Любовь Борисовна Никольская // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 132-139; Он же. Обаяние душевности // Ур. рабочий. 1980. 10 апр.; Он же. Чтобы с музыкой дружить // Веч. Свердловск. 1989. 20 окт.; Он же. Все как в настоящей опере // На смену. 1983. 20 мая; Марченко О. «Серебряное копытце» для детей и взрослых // Обл. газета. 2007. 9 дек.; Сокольская Ж. И большим, и детям // Веч. Свердловск. 1969. 5 нояб.; Тарасов Г. Любовь Борисовна Никольская // Композиторы Урала. Свердловск, 1968. С. 62-64; Шабалина Л., Басок М. Любовь Борисовна Никольская // УГК: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 89-91.

  

Полный список имён