Родилась в с. Вани Кутаисской губернии 17 мая 1909 г. Ее детские и юношеские годы прошли на Украине в городке Вознесенске, близ Херсона. Первым учителем музыки был отец – профессиональный виолончелист. С 6 лет она обучалась в частной школе игре на скрипке и фортепиано, в 9 лет начала сочинять, в 14-летнем возрасте поступила в Одесскую народную консерваторию по классу фортепиано, но смерть отца прервала систематические занятия музыкой. С 1925 г. Л.Б. Никольская работала в качестве аккомпаниатора в рабочих клубах, театрах, радиокомитетах различных городов страны, а с 1929 г. занимала пост музыкального руководителя ТЮЗа в Актюбинске. С 1935 по 1937 г. она обучалась по классу композиции Б.И. Зейдмана в музыкальном техникуме при Ленинградской консерватории, а затем окончила Ленинградскую консерваторию как теоретик (1941). В числе ее преподавателей были такие известные музыканты, как М.О. Штейнберг, Ю.Н. Тюлин, С.Л. Гинзбург. С началом войны она эвакуируется в Актюбинск, затем в Ташкент, куда была направлена и Ленинградская консерватория. Здесь Л.Б. Никольская поступает в теоретическую аспирантуру к М.О. Штейнбергу. Вернувшись в Ленинград после эвакуации, она с 1944 г. преподает в музыкальном училище при ЛГК композицию и теоретические дисциплины, заведует отделением; в консерватории становится ассистентом в классе специального сочинения у М.О. Штейнберга и ведет курс анализа музыкальных произведений. В 1945 г. она окончила консерваторию как композитор, представив в качестве дипломной работы кантату для солистов, хора и оркестра «Украïна рiдна» на стихи украинских поэтов, и вскоре стала членом Союза композиторов СССР. После смерти М.О. Штейнберга (1946) Л.Б. Никольская начала писать кандидатскую диссертацию «М.О. Штейнберг. Жизнь и творчество». В 1947 г. Л.Б. Никольская была направлена в Свердловск и с осени приступила к работе в Уральской консерватории, с которой связана вся ее последующая жизнь. В консерватории она вела теоретические дисциплины и класс композиции, в 1964 г. была утверждена в ученом звании доцента, позднее исполняла обязанности профессора. Одновременно она преподавала в музыкальном училище имени П.И. Чайковского и в специальной музыкальной школе-десятилетке при консерватории, где с 1960 г. начала заниматься с юными композиторами. Целый ряд выпускников ее консерваторского класса стали известными профессиональными композиторами: О.Я. Ниренбург, М.Д. Смирнов, возглавлявшие Уральскую и Челябинскую композиторские организации; нынешний профессор консерватории, заслуженный деятель искусств России М А. Басок, продолжающий дело своего учителя в области детского музыкального театра; лауреат многочисленных композиторских конкурсов Е.Н. Самарина; начальник отдела музыкального искусства Минкультуры РФ Т.Б. Камышева.
Значительное место в творчестве Л.Б. Никольской занимают произведения для музыкального театра. Только в 50-е гг. ею были написаны пять детских опер, которые успешно ставились в самодеятельных коллективах. Опера «Девушка-семиделушка» более 40 лет шла в театральном коллективе Свердловского Дворца пионеров (муз. руководитель М.А. Мебель). Музыкальная комедия «Это было у моря» увидела свет рампы в народном театральном коллективе Уралмашзавода.
Л.Б. Никольская умерла 13 февраля 1984 г. в Свердловске. В 2007 г. ее ученик М. Басок отредактировал и подготовил к изданию клавир детской оперы «Серебряное копытце». Фрагменты оперы были поставлены в студенческом театре «Лукоморье» Свердловского областного музыкально-педагогического эстетического колледжа в ноябре 2007 г. (рук. В. Гражданова и И. Анохина).
СОЧИНЕНИЯ
Произведения для музыкального театра
1952
|
«Девушка-семиделушка», дет. оп. в 1 д., либр. Е. Хоринской
|
п-ра
|
|
1954
|
«Петух и Лиса», дет. оп. в 1 д., либр. А. Лумповой по одноим. рус. сказке
|
кл.
|
|
1956
|
«Угомон», дет. оп. в 1 д., либр. Ю. Клюшникова по сказке С. Маршака
|
кл.
|
АСК (к.р.)
|
1958
|
«Аленький цветочек», дет. оп. в 1 д., либр. Ш Ибрагимова и комп. по сказке С. Аксакова
|
п-ра;
о.п.
|
АСК (р.а. – 2 и 3 д.); УГК (р. – ария Царевича)
|
1959
|
«Серебряное копытце», дет. оп. в 1 д., либр. А. Лумповой по сказу П. Бажова
|
п-ра;
кл.
|
Екатеринбург, 2007. Редакция и послесловие М. Баска и А. Ермакова
|
1965
|
«Жар-птица», оп.-новелла в 1 д., либр. И. Шепелева по пов. Г. Медынского
|
кл.
|
АСК (р.а. – фрагм.)
|
1965
|
«Это было у моря», муз. комедия в 3 д., либр. М. Логиновской, ст. Е. Хоринской
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
1970
|
«Королева д’Ампеццо», муз. комедия, либр. А. Таршиса по пов. Л. Кассиля «Ход белой королевы» (неоконч.)
|
кл.
|
|
1970
|
«Репка», дет. балет в 1 д., либр. А. Лумповой по рус. нар. сказке
|
кл.
|
|
1975
|
«Олино колечко», дет. балет по С. Маршаку
|
|
|
1981
|
«Тим и Том», дет. оп.-интермедия
|
кл.
|
|
1983
|
«Случай в лесу», дет. оп. в 1 д., либр. И. Трамбицкой
|
кл.
|
|
Симфонические произведения
1939
|
Концерт №1 для фп и симф. орк. в 3 ч
|
п-ра
|
|
1940
|
«Ашик-Кериб», симф. сюита в 6 ч. по сказке М. Лермонтова
|
п-ра
|
|
1950
|
Концертная фантазия на укр. темы для фп с орк.
|
п-ра;
кл.
|
УЧ (р.)
|
1952
|
Концерт № 2 для фп и симф. орк.
|
|
|
1961
|
Концерт для готово-выборн. баяна и симф. орк. в 3 ч. (2-я ред. – 1982)
|
п-ра; кл.
|
АСК (к.р.);
УГК (р.; к.р.; ред. Ю. Клюкина)
|
1974
|
Концерт для домры и симф. орк., 1 ч.
|
п-ра; кл.
|
|
1977
|
«Стойкий оловянный солдатик», симф. сюита
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
1978
|
Концертино для фагота и стр. орк. в 3 ч.
|
п-ра; кл.
|
АСК (р.а.);
//Концерты для дерев. дух. инстр. Вып. 3. М. : Сов. комп., 1983. С. 83-102; УГК
|
1980
|
«Дюймовочка», симф. сюита
|
п-ра
|
|
Вокально-симфонические произведения
|
1945
|
«Украïна рiдна», кант. в 3 ч. на ст. укр. поэтов
|
п-ра
|
|
1977
|
«Заре навстречу», вок.-симф. поэма для хора, сол. и симф. орк., 1 ч.
|
п-ра;
кл.
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Марш свердловских строителей» для муж. дуэта в сопров. симф. орк.
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Фестивальная» для муж. трио и симф. орк.
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
Произведения для эстрадного оркестра
|
б/д
|
Марш
|
п-ра;
о.п.
|
АСК (р.а.)
|
Произведения для народных инструментов
1968
|
Соната для домры и фп, 1 ч.
|
|
|
1970
|
Романт. сюита для домры и фп в 2 ч.
|
|
|
1972
|
Концертная фантазия для 4-стр. домры и орк. рус. нар. инстр.
|
п-ра;
кл.
|
АСК (р.а.)
|
1976
|
Экспромт для баяна
|
|
|
б/д
|
«Комусь курличать журавли» для гол. в сопров. орк. нар. инстр.
|
о.п.
|
АСК (р.)
|
б/д
|
«Танец Чудо-птицы» из балета «Конек-Горбунок», перелож. для баяна
|
|
// Синецкий Б. Сб. произв. заруб. и сов. комп. Челябинск, 1966. С. 42-44; УГК
|
Хоровые произведения
1974
|
«У эпохи есть свои горнисты», сюита для дет. хора а’ cappella на ст. Д. Костюрина
|
п-ра
|
АСК (к.р.)
|
1978
|
«Всегда с нами», кант. для хора а’ cappella памяти П. Бажова на ст. Е. Хоринской, 1-ч.
|
п-ра
|
|
б/г
|
«По лесной тропинке», сюита для дет. хора а’ cappella на ст. А. Ткаченко
|
п-ра
|
|
б/г
|
«Мы пионеры-ленинцы» на ст. разн. авт.
|
п-ра
|
|
б/д
|
«Весенний дождь» для смеш. хора и фп, ст. Х. Черняева
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Откуда» для хора и фп, ст. Р. Фархади
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Родное поле русской славы» для смеш. хора и сол. (баритон), сл. Е. Клюшниковой
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Советский человек» для гол. и однород. 3-гол. хора, ст. В. Васильева
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Лыжная песня» для сол. и 3-гол. хора или однород. трио, ст. М. Левашова
|
п-ра
|
АСК (к.р.)
|
Камерно-инструментальные произведения
1938
|
Прелюдии для фп
|
|
|
|
1944
|
Соната для фп
|
|
|
|
1949
|
Трио для скр., виолонч. и фп в 3 ч.
|
п-ра
|
|
|
1949
|
Вступление и скерцо для кварт. дерев. дух. инстр.
|
|
|
|
1950
|
Танцевальная сюита для 2 фп
|
|
|
|
1950
|
Экспромт для тромбона и фп
|
|
|
|
1951
|
Сюита на укр. темы для фп
|
|
УЧ (р.)
|
|
1952
|
Фантазия памяти П. Бажова для скр., виолонч. и фп
|
п-ра
|
|
|
1957
|
Сонатина для фп
|
|
|
|
1962
|
Прелюдии для фп
|
|
|
|
1970
|
Сонатина для виолонч. и фп в 3 ч.
|
|
УГК (к.р.)
|
|
1973
|
Две пьесы в башкир. стиле
|
|
УЧ (р.)
|
|
1977
|
Песня и пляска для фагота и фп
|
|
|
|
1977
|
Три миниатюры для фп
|
|
|
|
1978
|
Прелюдия и фуга для флейты, кларн., фагота и фп
|
п-ра
|
|
|
1978
|
«Два настроения» для гобоя, кларн. и фп
|
п-ра
|
УГК (р.)
|
|
1978
|
«У ворот, ворот», обр. для флейты, кларн. и фп
|
п-ра
|
УГК (к.р.)
|
|
б/д
|
«Плясовая» для фп в 4 руки
|
|
АСК (к.р.); ББ (к.р.); УЧ (к.р.)
|
|
б/д
|
«За рекой, для фп в 4 руки
|
|
АСК (к.р.); ББ (к.р.); УЧ
|
|
б/д
|
Колыбельная для 2 фп
|
|
АСК (к.р.); ББ (к.р.); УЧ (к.р.)
|
|
б/д
|
Полька для 2 фп
|
|
АСК (к.р.); УЧ (к.р.)
|
|
б/д
|
Фантазия на башкир. темы для гобоя и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
|
б/д
|
Песня без слов для виолонч. и фп
|
|
ББ (к.р.); УЧ (к.р.)
|
|
б/д
|
Маленький вальс для виолонч. и фп
|
|
ББ (к.р.); УЧ (к.р.)
|
|
б/д
|
Две пьесы, посв. 300-летию воссоедин. Украины с Россией: Хоровод, Пляска
|
|
// Сб. фп пьес. М., 1963. С. 30-40. ББ; УГК; УЧ
|
|
б/д
|
«Зимняя дорога», ст. А.С. Пушкина, для фп
|
|
Там же.
|
|
б/д
|
Кадриль для флейты и фп
|
|
УГК (р.; к.р.)
|
|
|
|
|
|
|
Камерно-вокальные произведения
1962
|
Три романса на ст. Н. Рыленкова для гол. и фп
|
|
|
1963
|
Четыре романса на ст. Л. Шкавро для гол. и фп
|
|
|
1964
|
Три романса на ст. М. Лермонтова для гол. и фп
|
|
|
1967
|
Две баллады на ст. Е. Хоринской для гол. и фп: «Баллада о партизане» для баритона и фп,
«Баллада о мастере» для выс. гол. и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
Песни
|
б/д
|
«Какими красивыми были» для гол. и фп, ст. В. Соколова (а также для гол. в сопров. орк. нар. инстр., инстр-ка Н. Олейникова)
|
п-ра
|
АСК (р.)
|
б/д
|
«Ждуть солдати листiв» для гол. в сопров. орк. нар. инстр. (инстр-ка Н. Олейникова)
|
п-ра
|
АСК (р.)
|
б/д
|
«Гибель сокола» для низ. гол. и фп, сл. И. Шамова
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Утро Урала» для жен. гол. и фп, сл. Л. Сорокина
|
|
// Песни свердл. комп. Свердловск, 1964. С. 12-13; АСК (к.р.); УГК
|
б/д
|
«Вновь калина над речкой уснувшей» для выс. гол. и фп, ст. Н. Рыленкова
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Улица Ленина» для жен. голоса и фп, ст. Ю. Клюшникова
|
|
АСК (р.)
|
б/д
|
«Ящерка» для жен. гол. и фп, ст. Ю. Клюшникова (а также для гол. в сопров. орк. нар. инстр., инстр-ка Н. Олейникова)
|
п-ра
|
АСК (р.)
|
б/д
|
«Солдатская шуточная» для муж. дуэта и фп, ст. Ю. Клюшникова
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Писем ждет ваш солдат» для жен. трио и фп, ст. П. Кухтицкого
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Камни не спят» для жен. дуэта и фп, сл. Ю. Клюшникова
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Уральская быль» для жен. голоса и фп, ст. Е. Клюшниковой
|
|
АСК (р.а.); УГК (р.)
|
б/д
|
«Незакатное солнце» для муж. голоса и фп
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Вьется путь-дорога» для жен. кварт., ст. И. Тарабукина
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Три солдата» для баритона и фп, сл. Ю. Клюшникова
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Память моя» для жен. голоса и фп, ст. М. Танка
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Заметает ветер след», ст. Е. Хоринской
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Над рекой закат клубится» для сопр. и фп, ст. Е. Хоринской
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Бабье лето», ст. Е. Хоринской
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Лось выходит» для жен. гол. и фп, сл. Е. Хоринской
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Песня об Азине», ст. Ю. Клюшникова
|
|
АСК (ф.к.)
|
б/д
|
«Почтальон» для жен. гол. и фп, сл. В. Хомзе
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Пускай тебе припомнится» для жен. гол. и фп, ст. Е. Хоринской
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«И на сердце – весна» для жен. гол. и фп, ст. Ю. Клюшникова
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Солдатская дружба» для муж. дуэта и фп, ст. Я. Шведова
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Шумит береза над рекою» для выс. гол. и фп», ст. Е. Клюшниковой
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Бессмертие» для муж. гол. и фп, сл. А. Жарова
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Поле русской славы», сл. Е. Клюшниковой
|
|
// Песни комп. Урала. М., 1964; ББ; УГК
|
б/д
|
«Какими красивыми были...» для гол. и фп, ст. В. Соколова
|
|
УГК (к.р.)
|
Научные труды
Гомофонные формы и приемы развития в полифонических произведениях русских композиторов XIX – нач. XX в. // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып. 8. Свердловск, 1973; О полифонии А. Глазунова // То же. Вып. 4. Свердловск, 1961; Обработки народных мелодий М. Штейнберга // То же. Вып. 5. Свердловск, 1963; Симфоническое творчество М. Штейнберга // То же. Вып. 2. Свердловск, 1959; Узбекские народные музыканты // Пути развития узбекской музыки. Л.; М., 1946.
Библиография
Басок М. // Л. Б. Никольская. «Серебряное копытце». Клавир детской оперы (ред., закл. ст.). Екатеринбург, 2007; Он же. Любовь Борисовна Никольская // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 132-139; Он же. Обаяние душевности // Ур. рабочий. 1980. 10 апр.; Он же. Чтобы с музыкой дружить // Веч. Свердловск. 1989. 20 окт.; Он же. Все как в настоящей опере // На смену. 1983. 20 мая; Марченко О. «Серебряное копытце» для детей и взрослых // Обл. газета. 2007. 9 дек.; Сокольская Ж. И большим, и детям // Веч. Свердловск. 1969. 5 нояб.; Тарасов Г. Любовь Борисовна Никольская // Композиторы Урала. Свердловск, 1968. С. 62-64; Шабалина Л., Басок М. Любовь Борисовна Никольская // УГК: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 89-91.