Родилась 3 марта 1927 в Ижевске. Окончила Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского по классу фортепиано проф. Б.С. Маранц (1949). С 1948 г. стала работать концертмейстером в вокальных классах профессоров О.И. Егоровой, З.В. Щелоковой и З.Г. Тарасенко, а также в классе камерного пения проф. Б.И. Певзнера. С 1950 по 1955 г. училась на историко-теоретическом отделении, которое окончила по классу Л.Л. Христиансена (дипломная работа – «Песни борьбы за мир»). Значительное воздействие на формирование молодого музыковеда оказали лекции В.Дж. Конен. В 1960 г. В.М. Мезрина поступила в аспирантуру к проф. В.Н. Трамбицкому для работы над диссертационным исследованием «Тональные связи в оперной драматургии», которое не было завершено. На кафедре истории музыки В.М. Мезрина с 1955 г. вела курсы истории музыки, семинар по современной музыке и самостоятельно разработанный курс оперной драматургии, а на кафедре теории – курс анализа музыкальных форм (1969– 1969). Под ее руководством писали дипломные работы ныне известные уральские музыковеды: проф. УрГУ, д-р культурологии О.Л. Девятова; проф. УГК, канд. иск. В.А. Пальмова; проф. УГК, канд. иск. Л.П. Синявская; проф. УГК, канд. иск. Е. Рубаха; доц. УГК Е.А. Уфимцева; доц. института музыкального и художественного образования УрГПУ; канд. пед. наук Л.В. Романова; лекторы филармонии, заслуженные работники культуры РФ И.И. Нестерова и И.Г. Сендерова; театровед, член жюри фестиваля «Золотая маска» Л.В. Барыкина, – всего 49 выпускников. Параллельно с консерваторией В.М. Мезрина преподавала в средней специальной музыкальной школе-десятилетке при УГК (ныне Уральский муз. колледж), где у нее учились многие будущие теоретики и композиторы, в частности, канд. иск., засл. деятель искусств России, проф. консерватории, комп. М.А. Басок; секретарь ученого совета УГК, зав. кафедрой теории музыки, канд. иск., проф. УГК М.В. Городилова; канд. иск., член жюри фестиваля «Золотая маска», основатель международной оперной премии “Casta diva” М.Л. Мугинштейн. В конце 1950-х гг. в течение трех лет В.М. Мезрина была постоянным автором передач о классической и современной музыке на Свердловском радио. В качестве члена Союза композиторов России она была постоянным участником его творческой жизни. Ее материалы о творчестве уральских авторов регулярно публиковались в региональных и центральных изданиях. В 1972 г. В.М. Мезрина из консерватории перешла в Свердловскую государственную филармонию, где 20 лет проработала в качестве лектора-музыковеда. Ее деятельность на этом поприще отличалась высоким профессионализмом – безупречным вкусом, творческим подходом к разработке программ музыкального лектория, умением устанавливать контакт с самой различной аудиторией. В 1983 г., в связи с отъездом дочери на постоянное жительство в США, она была вынуждена покинуть Свердловскую филармонию и некоторое время работала в лекторийных бригадах Курганской филармонии. В середине 80-х гг. ею были написаны два оперных либретто для композитора К.А. Кацман – «Сон о белых горах» по повести В. Астафьева и «Сестры мои». С 1994 г. В.М. Мезрина живет в США, проводит лекции-концерты в дневном профилактории для пожилых людей.
Публикации
Авторский концерт композитора Б.Д. Гибалина // Сов. муз. 1981. №10; Александр Григорьевич Фридлендер // Композиторы Урала. Свердловск, 1968. С. 65-72; Заметки с пленума уральцев (совм. с З. Визелем) // Сов. музыка. 1970. № 8. С. 22-26; Значение тональных связей в драматургических контрастах // Науч.-метод. зап. Урал. гос. консерватории. Вып. 5. Свердловск, 1963; Интонационный анализ партии Фигаро в опере «Свадьба Фигаро» Моцарта // То же. Вып. 4. Свердловск, 1961; Итоги и надежды // Веч. Свердловск. 1982. 18 июня; Маргарита Александровна Кесарева // Композиторы Урала. Вып. 2. (Рук. 1980); Николай Михайлович Хлопков // Уральская историческая энциклопедия. / УрО РАН, Ин-т истории и археологии; Гл. ред. В.В. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000; Оратория «Семь белых журавлей» // Ур. рабочий. 1970. 24 дек.; Певзнер Борис Ильич // Мезрина В.М., Сокольская Ж.А. Екатеринбург: энциклопедия. Екатеринбург, 2002. С. 430–431; Пишет, как чувствует (о IV симфонии Г. Топоркова) // Сов. музыка. 1968. № 5; По страницам уральского фольклора // Сов. музыка. 1971. № 5; Так много вспоминается... // Ур. рабочий. 1981. 23 апр; Творчество уральских композиторов // Творчество: альманах. М., 1971; Этого забыть нельзя // Сов. музыка. 1970. № 5; Ян Вутирас // Урал. 1961. № 2.
Библиография
Мышкина З. Ее все любили, любят и будут любить // Мышкина З. Люблю гармонию. Екатеринбург, 2000. С. 269-272; Она же. Музыка – отрада и счастье моей жизни. Екатеринбург, 2009. С. 202-205; Рубаха Е. Вера Михайловна Мезрина // УГК имени М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 170-172.