Родился 22 июля 1947 г. в г. Березники Пермской области. С детства проявлял склонность к сочинению музыки. Окончил музыкальную школу в г. Березники и Березниковское музыкальное училище как пианист (1965). Последующие три года обучался на фортепианном отделении Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (класс М.Г. Богомаз). После ряда успешных выступлений с собственными сочинениями в Свердловске и Ленинграде в 1968 г. перевелся в Ленинградскую консерваторию на композиторское отделение в класс С.М. Слонимского. По окончании консерватории (1971) возвратился на Урал и начал преподавательскую деятельность в Уральской консерватории на кафедре композиции (1971–1980; 1992–2010), с 2008 г. – профессор этой кафедры. Для студентов-композиторов им разработан курс «Основы мелодики». Среди учеников В.А. Кобекина – лауреат Всероссийского фестиваля молодых композиторов «Опус первый», конкурса Мариинского театра на сочинение оперы по произведениям Н.В. Гоголя А. Беспалова (2006); руководитель молодежной секции Уральского отделения Союза композиторов России А. Жемчужников (2003).
В творчестве композитора центральное место занимают произведения для музыкального театра. В.А. Кобекин является автором значительного числа опер, большинство которых увидели свет рампы в театрах России и Германии. «Лебединая песнь», «Дневник сумасшедшего» (1980) и «Игра про Макса-Емельяна, Алену и Ивана» (1989) шли на сцене Московского камерного музыкального театра под руководством Б. Покровского, «Сапожки» (1982) ставились на Свердловском телевидении (реж. И. Ширяева, дир. Е. Бражник), «Пугачев» (1983) – в Ленинградском академическом малом театре оперы и балета (реж. С. Гаудасинский, дир. В. Кожин). Значительным достижением отечественного музыкального театра стал спектакль Свердловского академического театра оперы и балета им. А. Луначарского «Пророк» (1987), получивший Государственную премию СССР (реж. А. Титель, дир. Е. Бражник). Позднее этот же театр обратился к партитурам опер «Шут и король», «Счастливый принц» (1991 г. – режиссерские дебюты композитора) и «Колдовская сказка» (1992). На фестивале «Сакро-арт» (Локкум, Фрайбург, Германия) была поставлена одноактная опера «Н.Ф.Б.» по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» (1995, реж. К. Гинкас, дир. А. Чистяков), прозвучали оперы «Молодой Давид» и «Моисей» (1997; 1999, дир. Е. Бражник). «Молодой Давид» стал серьезным успехом Новосибирского академического театра оперы и балета (1998, реж. А. Черняков, дир. А. Людмилин, премия «Золотая маска» за 2000 г.). Моноопера «Моисей» (1999) вошла в репертуар московской «Геликон-оперы» (реж. Д. Бертман). За оперу «Маргарита», поставленную в Саратовском академическом театре оперы и балета (2007, дир. Ю. Кочнев, реж. Д. Исаичев), В.А. Кобекин получил «Золотую маску» в номинации «Лучшая работа композитора» (2008). В декабре 2007 г. в Москве были впервые показаны две оперы – «Александр Македонский» и «Кудангса Великий», написанные по заказу якутского театра по мотивам рассказов основоположника якутской литературы Платона Ойунского. Совсем недавно Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представил созданную еще в 2001 г. оперу «Гамлет (датский) (российская) комедия» (ноябрь 2008, дир. Ф. Коробов, реж. А. Титель; «Золотая маска», 2010). В музыкальном театре имени Н. Сац прошла премьера оперы «Принцесса и свинопас» (март 2011, дир. К. Хватынец, реж. В. Меркулов).
Симфоническую инструментальную музыку В.А. Кобекина отличает масштабность замыслов и сложная ассоциативность образов, нередко связанных с сюжетами Священного Писания и различными явлениями мировой культуры. Помимо многочисленных фестивалей в городах России, его произведения исполнялись в Англии, Германии, Канаде, Финляндии, Франции, Чехии, занимали призовые места на престижных конкурсах: Каприччио для фортепиано «В красном и синем» (III премия, II международный конкурс имени С. Прокофьева, С.-Петербург, 1995); симфоническая картина «Золотые купола» (III премия, конкурс композиторов имени А. Петрова, С.-Петербург, 2007); фортепианный концерт (III премия, V междунар. конкурс имени С. Прокофьева), «Сказка про репку» (I премия, Второй открытый Всероссийский конкурса композиторов на создание симфонических произведений для детей и юношества «Петя и Волк-2010», Екатеринбург, 2010). В.А. Кобекин неоднократно избирался в правление Уральской организации Союза композиторов России, был заместителем председателя (1984–1988), председателем (1992–1995) и сопредседателем (2001–2006, совместно с Л.И. Гуревичем) этого творческого содружества. В настоящее время входит в секретариат Союза композиторов России (куратор региона Урала и Зауралья). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).
СОЧИНЕНИЯ
Произведения для музыкального театра
1978
|
«Лебединая песня», оп. в 1 д. по одноим. драм. этюду А. Чехова, либр. комп.
|
п-ра; кл.
|
БГ (к.р.)
|
40'
|
1980
|
«Дневник сумасшедшего», оп. в 1 д. по одноим. повести Лу Синя, либр.комп.
|
п-ра; кл.
|
ББ (к.р.); БГ (к.р.)
|
50'
|
1981
|
«Сапожки», оп. в 1 д. по расск. В. Шукшина, либр. комп.
|
п-ра; кл.
|
УЧ (к.р.)
|
50'
|
1982
|
«Пугачев», оп. в 2 д. по поэме С. Есенина, либр. комп.
|
п-ра; кл.
|
|
120'
|
1983
|
«Пророк», оп. триптих по трагедиям А. Пушкина
|
п-ра; кл.
|
БГ (к.р.)
М.: Комп., 1995; УГК
|
150'
|
1984
|
«Игра про Макса-Емельяна, Алену и Ивана», оп. в 2 д. по поэме С. Кирсанова, либр. комп.
|
п-ра; кл.
|
БГ (к.р.)
|
120'
|
1988
|
«Крещение Руси», оп. в 2 д., либр. комп. по мотивам летописей и нар. сказаний
|
п-ра; кл.
|
|
120'
|
1989
|
«Шут и король», оп. в 1 д. по пьесе М. де Гельдероде «Эскориал», либр. комп.
|
п-ра; кл.
|
БГ (к.р.)
|
60'
|
1991
|
«Счастливый принц», оп. в 1 д. по сказке О. Уайльда, либр. А. Парина
|
п-ра; кл.
|
|
50'
|
1992
|
«Колдовская сказка», оп. для детей в 2 д., либр. комп.
|
п-ра; кл.
|
БГ (к.р.)
|
100'
|
1995
|
«Н.Ф.Б.», оп. по роману «Идиот» Ф.Достоевского, либр. А. Парина
|
п-ра; кл.
|
БГ (к.р.)
|
90'
|
1997
|
«Молодой Давид», оп. в 2 д., либр. А. Парина по Ветхому Завету
|
п-ра; кл.
|
БГ (к.р.)
|
90'
|
1999
|
«Моисей», оп. в 1 д. для баса и фп, либр. А. Парина по Ветхому Завету
|
кл.
|
УГК (р.)
|
50'
|
2001
|
«Гамлет (датский) (российская) комедия», оп. в 2 д. по пьесе А. Застырца «Гамлет», либр. комп.
|
п-ра; кл.
|
|
120'
|
2003
|
«Холстомер», оп. в 2 д. по одноим. расск. Л. Толстого, либр. комп.
|
п-ра; кл.
|
|
120'
|
2005
|
«Маргарита», оп.-мюзикл в 2 д., либр. Е. Фридмана по мотивам нем. нар. легенд о докторе Фаусте
|
п-ра; кл.
|
|
120'
|
2006
|
«Александр Македонский», оп. в 1 д. по одноим. расск. П. Ойунского, либр. А. Застырца
|
п-ра; кл.
|
|
90'
|
2007
|
«Кудангса Великий», оп. в 1 д. по одноим. расск. П. Ойунского, либр. А. Застырца
|
п-ра; кл.
|
|
70'
|
2007
|
«Арденский лес», оп. в 2 д. по комед. У. Шекспира «Как вам это понравится», либр. комп.; др. назв. «Ну как вам это нравится!»
|
п-ра; кл.
|
БГ (к.р.)
|
120'
|
2008
|
«Ах, наш милый Андерсен, Андерсен, Андерсен», оп. в 2 д. по мотивам сказок Г.Х. Андерсена, либр. Р. Сац и В. Рябова (др. название «Принцесса и свинопас»)
|
п-ра; кл.
|
|
120'
|
б/д
|
«Интермедия о Дон Гуане», либр. В. Кобекина по «Каменному гостю» Пушкина: версия для камер. состава орк.
|
п-ра
|
БГ (к.р.)
|
|
Симфонические произведения
1979
|
Симфония с тремя сол. для больш. симф. орк. в 2 ч.
|
п-ра
|
БГ (к.р.)
|
25'
|
1985
|
Вариации на тему Ф.Г.Лорки для фп с орк.
|
п-ра
|
|
20'
|
1985
|
«Благовест» для 2 фп с орк.
|
п-ра
|
ББ (р.а.)
|
12'
|
1986
|
Симфония в 3 песнях для больш. симф. орк.
|
п-ра
|
ББ (р.)
|
33'
|
1986
|
Концерт для гобоя с орк. в 3 ч.
|
п-ра
|
БГ (к.р.)
|
18'
|
1988
|
«Языческие песни», конц. для виолонч. с орк.
|
п-ра
|
ББ (р.а.)
|
|
1991
|
«Несение Креста» для стр., 2 фп и литавр
|
п-ра
|
БГ (к.р.)
|
15'
|
1997
|
Концерт для виолонч. и стр. орк.
|
п-ра
|
УГК; МКОБ
|
18'
|
1998
|
«Голгофа», симф. для камер. орк.
|
п-ра
|
ББ (р.а.)
|
|
2001
|
«Токката камней («Время собирать камни и время разбрасывать камни»)» для стр. орк. и альт-сакс. ad libitum
|
п-ра
|
|
15'
|
2001
|
«Кортеж трех царей» для больш. симф. орк.
|
п-ра
|
|
15'
|
2002
|
Концерт для виолонч. с орк. № 2
|
п-ра
|
ББ (р.а.)
|
20'
|
2002
|
Короткие пьесы для стр. орк.: «Ночь», «Недотыкомка», «Dolcissimo», «Драма», «Misterioso», «Немножко нервно», «Феникс и голубка»
|
п-ра
|
|
6'
|
2003
|
«Всадник» для больш. симф. орк.
|
п-ра
|
|
7'
|
2005
|
Концертная фантазия для виолонч. и стр. орк. на тему рус. нар. песни «То не пава»
|
п-ра
кл.
|
МКОБ
Екатеринбург: УрОСКР, 2005; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ;
|
10'
|
2006
|
«Из Моцарта нам что-нибудь» для стр. орк.
|
п-ра
|
|
4'
|
2006
|
«Бесы. Седьмое сентября» для больш. симф. орк.
|
п-ра
|
БГ (к.р.)
|
16'
|
2006
|
«Новые приключения отважного колобка» для больш. симф. орк. и чтеца
|
п-ра
|
|
29'
|
2007
|
«Золотые купола» для больш. симф. орк.
|
п-ра
|
|
14'
|
2009
|
Бурлеска («Вакханки») для виолонч. и симф. орк.
|
п-ра
|
|
6’
|
2010
|
«Сказка про Репку», инстр. театр для 7 музыкантов и орк.
|
п-ра
|
|
|
Хоровые произведения
1979
|
«Панта рей», семь изречений Гераклита Эфесского для хора а’ cappella
|
п-ра
|
|
14'
|
1989
|
«Аника-воин и смерть» для хора а’ cappella на ст. С. Кирсанова
|
п-ра
|
|
15'
|
1997
|
«Екатеринбург», кант для сол., чтеца, дет. и смеш. хоров и симф. орк. на ст. А. Застырца.
|
п-ра
кл.
|
БГ (к.р.)
|
18'
|
1998
|
«Екатеринбургские элегии». Тетр.3 для хора а’ cappella в 4 ч. на ст. А. Застырца: «Над городом», «Весенний сонет»
|
п-ра
|
ББ (р.); УГК (к.р.)
|
16'
|
б/д
|
«Баня», муз. буффон. по расск. М. Зощенко для сол. и хора
|
кл.
|
БГ (к.р.)
|
|
б/д
|
«Из истории Пугачева», пять симф. карт. для чтеца, меццо-сопр. и большого симф. орк.
|
п-ра
|
БГ (к.р.)
|
|
б/д
|
«К друзьям», застол. песни на ст. А. Пушкина для сол., хора и орк.
|
|
БГ (к.р.)
|
|
Камерно-инструментальные произведения
1974
|
Двойные вариации для скр. и подвешенной тарелки
|
|
// Новые соч. сов. комп. Вып. 3. М.: Сов. комп., 1980; УГК
|
12'
|
1976
|
15 казах. песен для фп
|
.
|
// Конц. произв. сов. комп. Вып. 9. М.: Сов. комп., 1980; УГК
|
12'
|
1980
|
«Деревенская тетрадь», прелюдии для фп
|
.
|
// Концертные пьесы сов. комп. Вып.11.: М.: Музыка, 1981; УГК
|
12'
|
1982
|
Вариации на тему Даргомыжского для фп
|
|
// Концертные произв. сов. комп. Вып 5.: М.: Музыка, 1985; ББ; УГК
|
13'
|
1983
|
Двенадцать пьес для детей для фп
|
|
// Начинающему пианисту: Пьесы совр. комп. Вып 3. М.: Музыка, 1983.
|
7'
|
1988
|
Три элегии для стр. кварт.
|
п-ра
|
ББ (р.а.)
|
|
1988
|
Соната для скр. и фп
|
|
ББ (р.а.)
|
|
1989
|
«Из первых летописей», девять пьес для фп: «Призыв», «Дружина Святослава», «Лодьи на рассвете», «Куря – князь печенежский», «Византийцы», «Хоровод», «Монахи- воины», «Всадники в степи», «Ночь»
|
|
ББ (р.а.)
|
21'
|
1989
|
«Соната памяти Павла Флоренского (Соловки)» для скр. соло
|
|
ББ (р.а.)
|
12'
|
1989
|
«Уход и возвращение», соната для скр.и фп
|
|
|
12'
|
1989
|
Праздник-соната для фп
|
|
ББ (р.а.)
|
17'
|
1990
|
Пастораль-соната для фагота и фп
|
|
ББ (р.а.)
|
|
1991
|
«Шут, Плут и Дурак», соната для двух фп
|
|
ББ (р.а.)
|
13'
|
1991
|
«Феофан Грек», соната для фп
|
|
ББ (р.а.)
|
12'
|
1991
|
«Песнь кифареда» для флейты соло
|
|
|
3'
|
1991
|
Вариации на тему Генделя для двух фп
|
|
ББ (р.а.)
|
|
1991
|
«Большой хоровод», концерт для
фп в 4 руки и ударн.
|
|
ББ (р.а.)
|
|
1992
|
«Три античных напева» для скр. соло (tamburino)
|
|
|
6'
|
1993
|
«Лесными тропами» для флейты соло
|
|
ББ (р.) - 1994
|
9'
|
1993
|
Три сонаты Нового Завета: «Соната пастухов», «Соната пустыни», «Соната Крестного пути» для фп
|
|
1) Екатеринбург: УрОСКР, 2000; 2-3) ББ (р.а.); УГК (к.р.)
|
35'
|
1993
|
«Колокольчики», фантазия для флейты и фп
|
|
ББ (р.а.)
|
|
1993
|
«Праздник», фантазия для двух фп
|
|
ББ (р.а.)
|
|
1994
|
«Екатеринбургские элегии». Тетр. 1 для флейты и фп в 4 ч.: «Вечерний путь», «У мостиков в парке», «Ветер и птицы», «Утро на верхнем пруду»
|
.
|
М.: Комп., 2001; ББ
№4 – ББ (р.а.); УГК
|
27'
|
1994
|
«Веле! Веле!». Игра для фп в 4 руки и чтеца на ст. В. Хлебникова; вар. для двух фп
|
|
ББ (р.а.)
|
13'
|
1994
|
«Праздник для двоих» для баяна и ударн.
|
|
|
9'
|
1994
|
Рапсодия для виолонч. соло
|
|
ББ (к.р.)
|
|
1995
|
Фортепианный альбом для детей: Семь пьес [цикл]: «Хоровод», «Всадник» «Ария», «Странники», «Вечерняя музыка», «Вечное движение», «Музыка ночи». Три фуги [цикл]: «Набат», «Лесная поляна», «Радуйтеся!». Пять этюдов [цикл]: «Вьюга за окнами», «Репетиции», «Назойливая муха», «Световые переливы», «Юла». Вариации на тему И. Гайдна, Сонатина
|
.
|
Екатеринбург: УрОСКР, 1995; М.: Комп., 1996; ББ (р.); УЧ
|
27'
|
1995
|
«Дамаскин-соната» для виолонч. и фп
|
|
ББ (р.а.)
|
14'
|
1996
|
«В красном и синем», каприч. для фп в 2 ч.
|
|
|
10'
|
1996
|
Из сюиты для фп «В арденском лесу»: «Волынка», «Игры», «Раненый олень»
|
|
//Пьесы урал. комп. для фп. М.: Сов. комп., 1992.; ББ; УГК; УрГПУ
|
|
1998
|
«При свете пламени», концерт. фантазия для фп
|
|
УГК (р.а.)
|
12'
|
2000
|
«Стрижи», концерт. фантазия для фп
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2003; АСК; ББ; УГК (р.а.); УЧ
|
7'
|
2000
|
Четыре прелюдии для фп: «Рассвет», «Всадники», «Мелодия», «Снежная пляска»
|
.
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2000; АСК; ББ; УГК
|
|
2000
|
Пьесы для фп в 4 руки: «Гренадеры», «Хоровод осенних листьев», «Тихая обитель», «Скифы»
|
.
|
Екатеринбург, 2002; АСК; ББ; УГК; УЧ
|
15'
|
2000
|
«Н.Ф.Б.-сюита» для стр. кварт. и фагота
|
п-ра
|
|
22'
|
2001
|
«В магическом круге». 1-я версия для виолонч. соло; 2- я версия для скр. соло
|
|
УГК (к.р.)
|
7'
|
2001
|
«Nomos» для стр. кварт.
|
|
|
10'
|
2001
|
Шесть коротких пьес для стр. кварт.
|
п-ра
|
|
6'
|
2001
2002
|
«Сафо I» для альт-сакс. соло
«Сафо II» для виолонч. и фп
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2004; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ
|
6'
5'
|
2002
|
«Мир Велемира», муз. извлеч. из творений В. Хлебникова для декламатора и 5 сакс.
|
|
|
20'
|
2002
|
«Плач Иеремии» для альт-сакс. соло и ноты ре в записи
|
|
|
10'
|
2002
|
«Песня слепого лирника» и «Русский танец» для виолонч. и фп
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2002; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ
|
|
2003
|
Три пьесы для кварт. сакс.: «Феникс и голубка», «Немного нервно», «Маленькая ночная серенада»
|
п-ра
|
|
4'
|
2003
|
«Вверх по спирали», 1-я версия для альт-сакс. и фп; 2-я версия для скр. и фп
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2005; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ
|
6'
|
2003
|
«Романтический эскиз» для альт-сакс. и фп
|
|
|
6'
|
2003
|
«Над вечным покоем» для альт-сакс. и фп
|
|
|
6'
|
2003
|
«Городской романс» для альт-сакс. и фп
|
|
|
4'?'
|
2003
|
«Токката для Даниила Хармса» для альт-сакс. и фп
|
|
|
6'
|
2003
|
«И жизнь хороша! И жить хорошо!», регтайм для фп
|
|
|
5'
|
2003
|
«…Ни о чем никогда никому…», блюз для фп
|
|
|
4'
|
2004
|
«С Востока на Запад», концерт-фантаз. для фп
|
|
|
6'
|
2004
|
Четыре концертных этюда для виолонч. соло
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2006; АСК (к.р.); ББ (ред. С. Пешкова); УГК; УЧ
|
15'
|
2007
|
Гальярда для виолонч. соло (tamburino)
|
|
|
3'
|
2007
|
«Романтическая музыка» для виолонч. и фп
|
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2007; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ
|
|
б/д
|
«Пять мимолетных картинок для баяна» (исп. ред. Ю. Клюкина)
|
|
АСК (р.)
|
|
б/д
|
«Постой! Здесь хорошо!» для фп
|
|
ББ (р.а.)
|
|
б/д
|
Две элегии из цикла «Екатеринбургские элегии» для фп в 2 и 4 руки
|
|
ББ (р.а.)
|
|
б/д
|
Вариации на петровский кант для фп
|
|
ББ (р.а.)
|
|
б/д
|
«Античные напевы I» для скр.:
«Плач Орфея (Эпибат)»; «Песня флейты»;
«Вакханки (Бакхий)»
|
|
ББ (р.а.)
|
|
б/д
|
Ария для виолонч. и фп
|
|
УГК (к.р.)
|
|
Камерно-вокальные произведения
1975
|
Элегия в 5 ч. на ст. Н. Рериха. 1-я версия для баритона, виолонч. и фп; 2-я версия для баса, виолонч. и фп
|
|
// Произв. для голоса и камер. анс. Вып. 2. М.: Сов комп., 1983
|
25'
|
1993
|
«Иду в неведомый мне путь», элегия для тенора, виолонч.и фп на ст. А. Толстого
|
|
ББ (р.а.) –1992
|
10'
|
1995
|
«Екатеринбургские элегии». Тетр. 2 для муж. сопр., меццо-сопр., флейты, фагота и фп в 8 ч. на ст. А. Фета.
|
|
|
40'
|
1996
|
«Песнь Песней» для муж. сопр., двух сопр. и инстр. анс. в 7 ч.
|
|
|
65'
|
Дискография
Симфония с тремя сол. и Элегия в 5 ч. на ст. Н. Рериха.
|
Мелодия, С-10-1796-70, 1983.
|
Исп. Гос. акад. симф. орк. СССР, дир. В. Вербицкий; В. Кобекин (фп) и др.; зап. 1981 г.
|
«Панта Рей». Семь изречений Гераклита Эфесского для хора
|
Мелодия, С-10-21409-001, 1984.
|
Перм. камер. хор, дир. Владислав Новик; зап. 1984 г.
|
«Песнь Песней»
|
Студия «Урал», UL 98653.
|
О. Рябец (муж. сопр.); Е. Вознесенская (сопр.); Е. Лисенкова (сопр.); дир. Е. Бражник; Камер. анс.: А. Доркин (флейта); В. Гусельников (валторна); И. Паращук (сакс.); С. Уманская (скр.); О. Горелова (скр.); Л. Соколова (альт); С. Пешков (виолонч.)
|
Концерт для виолонч. и стр. орк.
|
Студия «Урал», UL 98608
|
Екатеринб. муницип. камер. орк. BACH, дир. Энхе; С. Пешков (виолонч.)
|
Кантата «Екатеринбург» и «Екатеринбургские элегии» (3-я тетр.) для хора
|
Студия «Урал», UL 98607
|
Екатеринб. муницип. хор «Доместик», дир. В. Копанев
|
«Седьмое сентября. Бесы» для симф. орк.
|
СD «40 лет Союзу комп. России. 60 лет урал. музыки». Студия «Урал», UL
|
Урал. акад. симф. орк., дир. Д. Лисс
|
«Всадник» для симф. орк.
|
CD «Симф. музыка урал. комп». Студия «Урал», UL
|
Урал. акад. симф. орк., дир. Д. Лисс
|
«Мир Велемира»
|
СD 1 «Камер. музыка урал. комп.»
Студия «Урал», UL
|
Инстр. анс. под рук. И. Паращука
|
«Праздник для двоих»
|
СD «Cinema». Сер. «Российские виртуозы» – Студия записи: РАО, Silen
|
Ф. Липс (баян), М. Пекарский (ударн.)
|
Статьи и интервью о музыке:Кое-что об опере // Сов. муз. 1987. № 7; Мелодизм — развитие — суггестия. Беседы с композитором // Муз. академия. 1993. № 1; Загадка Орфея // Муз. академия. 1995. № 3; Н.Ф.Б. — Идиот // «Opern Welt» (ФРГ). 1995. № 10; «Мир суггестии — суггестия мира», «Суггестия. Спонтанность»// НИО УГК № 2734, 2768; Пространство творчества: излучения и перезвоны // Региональное композиторское творчество в контексте современного музыкознания: Мат-лы науч.-практ. конф. Пятого пленума Челяб. отд. СК России. Челябинск 2005; С появлением искусственных алмазов настоящие подорожали: Интервью с Владимиром Кобекиным – Л. Барыкина // Эксперт-Урал. 2007. 24 дек.; Энергия музыкальных структур: теория и практика // Музыка в системе культуры: Сб. статей. Вып. 3: Теоретические и исторические проблемы музыкознания / УГК им. М.П. Мусоргского. Екатеринбург, 2008; Большое событие // Муз. академия. 2010. № 3. С. 10-11.
Библиография
Ангелов Т.Звездный час в церкви Локкума. Сакро-арт 95: Камерная опера Владимира Кобекина «Н.Ф.Б.» с выдающимися исполнителями // Die Woche (ФРГ). 1995. 9 авг.; Афанасьева А. Саратовцы опередили столичных звезд. Саратовскому театру оперы и балета присудили престижную «Золотую Маску» // Комс. правда. 2008. 16 апр.; Бабалова М. Клистир для Гамлета. Состоялась мировая премьера оперы екатеринб. авт. Владимира Кобекина «Гамлет (датский). (российская) комедия» // Известия. 2008. 18 нояб.; Бедерова Ю. «Семь шагов», «Шесть ступеней» и другие игры фестиваля Sacro art-97» // Мариинский театр. 1997. № 7-8; Баева А. Оперный триптих «Пророк» В.А. Кобекина // Музыка России: альманах. М.: Сов. комп., 1989. Вып. 8. С. 111–135; Булычева А. Прозревая незримое // Мариинский театр. 1999; Велижева Н. Симфония земляка // Ур. рабочий. 1976. 14 янв.; Вильнер Н. Многообещающее начало // Сов. муз. 1977. № 3. С. 39–40; Она же.Приглашение к диалогу // Ур. рабочий. 1984. 13 окт.; Она же.Соприкосновение с Пушкиным. // Сов. муз. 1985. № 10; Гайкович М. О двух героях замолвили слово: премьера одноактных опер Владимира Кобекина по рассказам основоположника якутской литературы Платона Ойунского // Независимая газета. 2007. 12 дек.; Она же. Японский бог! Вот это русский Гамлет! Мировая премьера оперы Владимира Кобекина в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко // Независимая газета. 2008. 20 нояб.; Галушко М. От партитуры к постановке [о новой опере В.А. Кобекина «Пугачев»] // Сов. муз. 1984. № 12. С. 62–68; Горбовец Л. В. Кобекин. «Деревенская тетрадь» (К проблеме интерпретации современной музыки) // Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 114. М., 1990; Она же. Особенности фортепианного стиля В. Кобекина // Краеведение и художественная культура Урала: Творчество, исполнительство, образование. Магнитогорск, 2008. С. 309-312; Она же. Фортепианная музыка композиторов Екатеринбурга: проблемы интерпретации. Екатеринбург, 2007. С. 66-76; 90-105; Гребнев Б. Радость встречи // Веч. Свердл. 1987. 4 мая; Гучмазова Л. Как бы Гамлет. Мировая премьера хулиганской оперы в МАМТе // Итоги. 2008. 24 нояб.; Девятова О. Магия музыки. К 60-летию В.А. Кобекина // УРФО. 2007. № 8-9; Журавлев В. Камень для Голиафа. В Новосибирске поставили оперу «Молодой Давид» Владимира Кобекина // Известия. 1999. 23 марта; Закс Л. «И видеть жизнь и смерть...» // На смену. 1984. 17 окт.; Зетель И. Свежий голос молодости // Веч. Свердл. 1984. 18 июля; Измайлова Е. Фестиваль смелых. идей и решений, постановок и концертных программ, проектов и акций, взглядов и оценок // Волга XXI век. 2007. № 5-6; Кичин В. Признание (На соискание Гос. премии СССР) // Сов. культура. 1986. 22 июля; Коглер Х. Психологический триллер с религиозным содержанием. Кобекин: Н.Ф.Б. — «Идиот» // Opern Welt (ФРГ). 1995. № 10; Колесова Н. Бомж из Эльсинора. «Гамлет, принц датский, российская комедия» – название пьесы и подзаголовок самой нескучной, мягко говоря, оперной постановки нынешнего сезона // Планета Красота. 2009. № 1-2; Кордунер А. Вызов не ради вызова. Свердл. театр оперы и балета, «Пророк» // Театр. жизнь. 1985. №1; Корев Ю. Дыхание оперы // Правда. 1986. 22 сент.; Коробков С. Поэт перед лицом судьбы // Театр. 1986. №10; Крылова М. «Ни фига себе любовник». В Музыкальном театре поставили «Гамлета» на молодежном сленге // Новые известия. 2008. 17 нояб.; Манаева О. К сердцу слушателя // Ур. рабочий. 1979. 16 нояб.; Морозов Д. Датский принц из Азиопы. Мировая премьера в Театре Станиславского и Немировича-Данченко // Культура. 2008. 27 нояб.; Он же. Открытый сосуд олонхо. В Москве прошла мировая премьера якутских опер Владимира Кобекина // Культура. 2007. 20-26 дек.; Он же. «Восстань, Пророк...» // Известия. 1984. 17 авг.; Мугинштейн М. «...И каждый миг — частичка бытия» // На смену. 1983. 26 апр.; Муравьева И. Была не была: В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко подготовили мировую премьеру оперы «Гамлет» Владимира Кобекина // Рос. газета. 2008. 12 нояб.; Она же. Опера с роком. В Саратове открылся ХХ Собиновский музыкальный фестиваль // Рос. газета. 2007. 24 мая; Она же. Чуб, чуб, чуб Гамлета! В Москве спели не по Шекспиру // Рос. газета. 2008. 21 нояб.; Муравьева И., Седов Я. Голос древности. Дни Якутии в Москве завершились оперой-олонхо // Рос. газета. 2007. 11 дек.; Нестьева М. В союзе с композитором // Сов. муз. 1985. № 8; Она же. Советская опера 70–80-х (на примере некоторых образцов многоакт. оперы) // Музыкальный театр. События. Проблемы: Сб. науч. тр. / Ин-т искусствозн. М, 1990; Нименский А. Владимир Александрович Кобекин // УГК им. М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 103-105; Новоселова Е. В диалоге с Фаустом // Муз. академия. 2007. № 4; Павлова Т. «Александр Македонский» и «Кудангса» в Новой опере // Муз. обозрение. 2008. № 1; Парин А. Духовной жаждою томим... Размышления об оперных спектаклях Свердловского театра оперы и балета им. Луначарского // Муз. жизнь. 1987. № 23; Он же. Фантом русской оперы // Сов. культура. 1990. 14 июля; Поплавский Г. С думой о народе. Новые спектакли Ленинградского театра оперы и балета. «Пугачев» // Театр. жизнь. 1984. № 24; Поспелов П. Золотая маска-2000. Ч. 2: Опера и оперетта // Рос. журнал. 2000. № 4; Он же. Трагедия не боится смеха, а комедия – крови и слез // Ведомости. 2008. 19 нояб.; Потапова Н. Родом из старых легенд //Муз. жизнь. 2007. № 8 (об опере «Маргарита»); Преображенская Ю. Тихая музыкальная революция. В Локкуме открылся фестиваль «Сакро-арт 97» – опера, балет, музыка и литература Восточной Европы // Сегодня. 1997. 2 авг.; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 174-194; Растворова Н. Владимир Александрович Кобекин // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 265-271; Она же. В поисках сакрального: творчество В. Кобекина в контексте духовных устремлений уральской композиторской школы // Уральская организация Союза композиторов России: прошлое и современность: Мат-лы регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004. С. 7-9; Она же. О концепции новой мелодики уральского композитора Владимира Кобекина // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22. С. 177-182; Она же. Единство в многообразии // О поэтике музыкального театра Владимира Кобекина // Муз. академия. 1999. № 3; Она же. Творчество В.А. Кобекина в диалоге с петербургской музыкальной традицией // История музыкальных контактов: Санкт-Петербург – Екатеринбург: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2003; Она же. Сюжеты и образы творчества Владимира Кобекина // Композитор в современном мире: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: ЧГАКиИ, 2009; Она же. Кортеж трех царей Владимира Кобекина (к вопросу о претворении традиций русского программного симфонизма) // Уральская музыка в контексте современной культуры: Мат-лы регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2009: Растворова Н., Серебрякова Л. Владимир Кобекин // Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов – Урал LTD, 2001; Роев Ю. Обретенное единство. На спектаклях Камерного муз. театра // Театр. 1981. №4; Романова Л. Музыка уральских композиторов в культурологических координатах // Актуальные проблемы муз. и худ. образ.: Мат-лы второй междунар. Интернет-конф. Екатеринбург, 2010. С. 27-34;Романцова Р. Гамлет из-под ног. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы Владимира Кобекина «Гамлет» // Газета. 2008. 17 нояб.; Она же. Интервью с Владимиром Кобекиным // Газета. 2007. 12 дек.; Ромах С. Опера «Маргарита» В. Кобекина на сцене Саратовского театра оперы и балета // Музыка и время. 2008. № 1. С. 29-30. ( Концерты и фестивали); Савенко С. Наши снова все тут. В Германии. Sacro-art по-русски // Лит. газета. 1995. 30 авг.; Селицкий А. Советская моноопера: транформация родовых признаков жанра // Музыкальный театр. События. Проблемы: Сб. науч. тр. / Ин-т искусствозн. М, 1990; Семеновский В. Драма, выраженная музыкой // Правда. 1987. 14 сент.; Сендерова И. Дерзание молодости. Заметки о новых работах Свердловского театра оперы и балета // Сов. Россия. 1984. 30 нояб.; Она же.Навеяно гением Пушкина // Веч. Свердл. 1984. 13 окт.; Серебрякова Л. Владимир Александрович Кобекин // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 180-184; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 202-222; Сокольская Ж. Лебединая песня // Муз. жизнь. 1982; Ходнев С. Александр Македонский дошел до Якутии. Музыка Владимира Кобекина на сцене «Новой оперы» // Коммерсантъ. 2007. 12 дек.; Он же. Шекспир – это по-нашему. «Гамлет» Владимира Кобекина в Музтеатре Станиславского // Коммерсант. 2008. 17 нояб.; Черевань С. Клеймо для Гретхен и ее оправдание. Премьера оперы екатеринбургского композитора В. Кобекина на сцене театра // Муз. академия. 2007. № 4.