Родился 28 февраля (12 марта) 1910 г. в Пскове в семье служащего. В детстве и юности семья много переезжала: он жил с родителями в Хвалынске, Аткарске, Саратове, Красноармейске, Покровске (ныне Энгельс). В 1929 году Л.Л. Христиансен поступил в Саратовский музыкальный техникум и, окончив его в 1932-м, преподавал там же, был заведующим отдела народных инструментов. В 1938 он окончил историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу М.С. Пикелиса. В 1939 г. вступил в члены ВКП(б), работал начальником Отдела музыкальных учреждений Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР (1939-1941), затем управляющим и художественным руководителем Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. В 1941-1947 гг. руководил различными концертными организациями, в том числе был художественным руководителем филармонии в Свердловске. В 1943 г. организовал Уральский народный хор, художественным руководителем которого оставался до 1959 г. Участниками этого коллектива стали народные певцы - носители живых песенных традиций из сел Измоденово, Покровское, Катарач Свердловской области, привнесшие в репертуар хора песни своего края в их подлинном виде. Уральский народный хор начал активную гастрольную деятельность и в августе 1951 года триумфально выступил на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. В 1956 г. Л.Л. Христиансен был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Л.Л. Христиансен положил начало целенаправленной профессиональной деятельности по записи, изучению и концертному исполнению уральского музыкального фольклора. Он организовал большую серию фольклорных экспедиций (собственноручно им собрано и обработано свыше двух тысяч напевов). На базе собранных материалов им были созданы песенные сборники двух типов - научные и репертуарные. К первому типу принадлежит собрание «Уральские народные песни» (М., 1961), которое объединяет записи, сделанные на протяжении 1943-1957 гг. в трех областях Урала - Пермской, Свердловской, Челябинской, и неизданная работа «Обряд русской народной свадьбы на Урале. Описание обряда с приложением записей слов и музыки обрядовых свадебных песен Пермской, Свердловской и Челябинской областей» (1971). К сборникам второго типа относятся собрания, адресованные, прежде всего, самодеятельным хоровым коллективам. В них включены в основном песни из репертуара Уральского народного хора, и наряду с фольклорными образцами Пермской, Свердловской и Челябинской областей они содержали также произведения профессиональных свердловских композиторов и участников семинаров народных сказителей и певцов.
На протяжении 1943-1944 и 1949-1958 гг. Л.Л. Христиансен преподавал историю музыки и народное музыкальное творчество в Уральской консерватории, где пользовался большим авторитетом и оказал значительное влияние на творческое становление таких впоследствии известных композиторов как В.И. Горячих, М.А. Кесарева, В.Д. Биберган. По классу Л.Л. Христиансена окончила консерваторию музыковед В.М. Мезрина. В 1958 г. Л.Л. Христиансен успешно защищает кандидатскую диссертацию «К вопросу о современной стадии русского народного музыкального творчества: исследование на материале народных песен, записанных в 1930 - 1949 г.». В 1959 г. он переезжает в Саратов. С этим городом и с Саратовской консерваторией будет связан последний период его жизни, вплоть до кончины, последовавшей 13 октября 1985 г. С 1959 по 1964 г. он являлся ректором Саратовской консерватории, с 1960 г. - доцентом кафедры истории музыки, с 1967 г. - заведующим отделением руководителей народного хора, с 1977 г. - профессором кафедры хорового дирижирования. В 1979 г. он был назначен заместителем председателя художественно-методического совета по профессиональным национальным коллективам Министерства культуры РСФСР. Как музыкально-общественный деятель, он входил в состав советских делегаций Международного конгресса этнографов и Международного совета ЮНЕСКО, участвовал в научных конференциях в Будапеште, Берлине, Бухаресте, Софии. В память Л.Л. Христиансена в Саратовской консерватории имени Л. Собинова регулярно проводятся Всероссийские научные чтения «История, теория и практика фольклора» (2005; 2007; 2010). Последнее, третье мероприятие этого цикла было посвящено 100-летию со дня рождения ученого. К этой же дате был приурочен и Открытый Региональный конкурс молодых исполнителей народной песни им. Л.Л. Христиансена. В Саратове открыта музыкальная школа им. Л.Л. Христиансена, где главным направлением является фольклорное воспитание учащихся.
Основные научные труды и публикации:
К вопросу об интонационном словаре в русских народных песнях: опыт исследования на материале 151 народных песен, записанных в Свердловской области в период 1943 - 1948 г. Свердловск: [б. и.], 1948. 80 с. Машинописн.; Народные песни Свердловской области, М.-Л., 1950; Современное народное песенное творчество Свердловской области. М.: Гос. муз. изд-во, 1954. 155 с.; Советы руководителю народного хора. Молотов: Молотовское кн. изд-во, 1955. 28 с.; Процесс складывания напева и его многоголосного распева у народных певцов // Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып. 2: 1953 - 1954. М.: Гос. муз. изд-во, 1955; Русские песни из репертуара Уральского народного хора, М., 1960; Уральские народные песни / под общ. ред. С. В. Аксюка. М. : Сов. композ., 1961. 220 с.; Талант с мастерством не спорят! Круглый стол «СК» // Сов. культура. 1970. 1 сент.; Из наблюдений над творчеством композиторов «новой фольклорной волны» // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. М.: Сов. композ., 1972. C. 198-218; Ладовая интонационность русской народной песни: исследование. М.: Сов. композ., 1976. 390 с.; Работа с народными певцами // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. М., 1976; В гостях у Л.Л. Христиансена: [интервью] // Сов. музыка. 1980. №4. С. 133-135; Встречи с народными певцами. Воспоминания. М., 1984; Das Кlassenmäβige, Volksverbundene und Allgemeinmenschliche in der russischen Arbeiter-Folklore // Arbeitshefte Akademie der Кunste der Deutschen Demokratischen Republik, В., 1977 (доп. изд. на рус. яз.: Общенародное и общечеловеческое как классовая сущность рабочего фольклора // Социологические аспекты изучения музыкального фольклора. A.-A., 1978.
Библиография
Беляев С. Перечитывая Л.Л. Христиансена // Народно-песенная культура: исполнительство и педагогика: материалы научно-практ. конференции, 27-28 апреля 2006 г., Свердл. обл. муз. училище им. П.И. Чайковского / УГК им. П. М. Мусоргского, СОМУ им. П.И. Чайковского; [ред.-сост.: В.Ф. Виноградов, С.А. Жилинская; науч. ред. Т.И. Калужникова]. Екатеринбург, 2006. С. 68-70; Гилёва Р. «Бойтесь снобизма. Отбирайте истинно прекрасное». К 100-летию Льва Христиансена — основателя Уральского народного хора // «Урал». 2010. №12; Егорова И. Опыт многоголосного народного распева песни по методу Л.Л. Христиансена // Памяти Л.Л. Христиансена. Саратов, 2005; Локшин Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. М., 1953; Манжора Б. Уральский народный хор. Свердловск, 1958; Памяти Л.Л. Христиансена: Сб. статей. М.: Композитор, 2010. 456 с.; Ярешко А. Лев Христиансен // Композиторы и музыковеды Саратова: Сб. статей. М.: Композитор, 2008. С. 86-99.