Родился 12 декабря 1908 г. в г. Владимире в семье рабочего. С восьми лет пел в церковном хоре, в 1922 г. поступил в детскую музыкальную школу, а затем учился на оркестровом отделении Томского музыкального техникума по классу скрипки (1927–1931). По окончании техникума переезжает в Новосибирск, где работает скрипачом-солистом, дирижером симфонического оркестра и оркестра народных инструментов при первой Сибирской радиовещательной станции. Специально для этого народного коллектива им были сделаны монтажи опер «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, которые звучали по радио. К этому времени относятся и первые композиторские опыты молодого музыканта – романсы, скрипичные и фортепианные пьесы, детская радиоопера «Репка». В 1937 г. Н.М. Хлопков поступает на композиторское отделение Свердловской консерватории, где обучается сначала в классе М.П. Фролова, а с 1939 г. – в классе В.Н. Трамбицкого. Среди произведений консерваторских лет выделяются струнный квартет, высоко оцененный Р.М. Глиэром, Фантазия для скрипки с оркестром и Рапсодия для фортепиано с оркестром. В 1940 г. Н.М. Хлопкова принимают в Союз композиторов. 21 июня 1941 г. в зале Свердловской филармонии состоялся его государственный экзамен, на который он представил свою Первую симфонию. С началом Великой Отечественной войны композитор добровольцем отправляется на фронт, руководит армейским ансамблем, выступавшим на передовых позициях, сочиняет марши и патриотические песни. В 1943 г. после ранения он был демобилизован. Награжден орденом Красной Звезды и медалями: «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы».
Вернувшись в Свердловск, Н.М. Хлопков поступает в аспирантуру в класс оперно-симфонического дирижирования М.И. Павермана (1944). С 1945 г. он преподает на кафедре теории музыки, назначается деканом историко-теоретического факультета (1946), одновременно руководит музыкальным вещанием Свердловского радиокомитета (1945–1951). Композитор увлекается собиранием и изучением уральского фольклора, выезжает в фольклорные экспедиции по Свердловской области. Собранный материал войдет позднее в сборник «Сто русских народных песен» и станет основой целого ряда обработок. Фольклорные мелодии становятся также основой ряда его симфонических опусов (например, Первого и Второго концертов для скрипки с оркестром). Наиболее значительным произведением этого периода стала симфоническая поэма «Девушка и смерть», созданная по мотивам одноименной поэтической сказки М. Горького. В 1950 г. Н.М. Хлопков вступает в должность художественного руководителя Уральского народного хора, в которой проработает до 1953 г. В годы его руководства хор активно гастролирует по стране, получает звание лауреата за успешное выступление на Третьем фестивале молодежи и студентов в Берлине (1951). Перейдя на работу в консерваторию, Н.М. Хлопков становится секретарем ученого совета, в 1957 г. избирается на должность заведующего кафедрой теории музыки и композиции, а в 1959-м утверждается в ученом звании доцента. В его классе композиции обучаются такие впоследствии известные музыканты, как В.И. Казенин (ныне председатель Союза композиторов России, народный артист РФ), Е.Г. Гудков, С.С. Манжигеев (теперь заслуженные деятели искусств РФ). Н.М. Хлопков ведет групповые занятия по сольфеджио, руководит симфоническим оркестром студентов консерватории. В Уральском отделении Союза композиторов занимает должность ответственного секретаря. В 1964 г. он был приглашен на работу в Краснодарский институт культуры и начинает свою педагогическую деятельность в этом учебном заведении. В 1966 г. Н.М. Хлопков избирается председателем Краснодарского отделения Союза композиторов РСФСР. Живя на Кубани, он обращается к многонациональному фольклору этого региона, претворяя его в своих новых произведениях (вокально-симфоническая поэма «Кубанское море», симфоническая сюита «Кубанские зарисовки»). Последним крупным сочинением Н.М. Хлопкова стала оратория «Слово матери», исполнявшаяся в Краснодаре и Москве, за которую он был удостоен звания лауреата премии имени Н. Островского. В 1981 г. Н.М. Хлопков возвращается в Свердловск. Композитор умер 24 февраля 1986 г. в Свердловске.
СОЧИНЕНИЯ
Симфонические произведения
1938
|
Романс для трубы и симф. орк.
|
п-ра
|
|
1940
|
Фантазия для скр. и симф. орк.
|
п-ра
|
АСФ (р., № 2912)
|
1940
|
Русская рапсодия для фп и симф. орк. (др. назв. – Фантазия на уральские темы)
|
пр-а;
кл.
|
УЧ (р.)
|
1941
|
Симфония № 1 си минор
|
п-ра
|
|
1942
|
Симфония № 2
|
п-ра
|
|
1945
|
Концерт № 1 для скр. и симф. орк. в 3 ч.
|
п-ра
|
|
1946
|
«Девушка и смерть», симф. поэма
|
п-ра
|
АСФ (р., № 2916)
|
1949
|
Концерт № 2 (ля минор) для скр. и симф. орк.
|
п-ра; о.п.
|
АСК (р.а.)
|
1971
|
«Кубанские зарисовки», симф. сюита
|
п-ра
|
|
1973
|
Скерцо для симф. орк.
|
п-ра
|
|
б/д
|
Мелодия и концерт. вальс для скр. с орк.
|
п-ра
|
|
б/д
|
Романс для трубы с орк.
|
п-ра
|
|
Вокально-симфонические произведения
1964
|
«Баллада о березах», вок.-симф. композ. для чтецов, солистов, хора и орк. на ст. Ю. Зубарева
|
п-ра
|
|
1969
|
«Кубанское море», поэма для хора и симф. орк. на ст. В. Бакалдина.
|
п-ра
|
|
1973
|
«Слово о матери», оратория для баса, чтеца, хора и симф. орк. на ст. И. Белякова
|
п-ра;
кл.
|
УГК (р.)
|
б/д
|
«Широки соколиные крылья» для баса и симф. орк., сл. И. Беляева,
|
п-ра;
о.п.
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Сталинский Урал» для баритона, хора и орк.
|
п-ра
|
АСФ (р., № 2913-2914)
|
Произведения для хора
1947
|
«Горы уральские», песня для вок. трио, нар. хора и баяна на ст. И. Беляева
|
п-ра
|
УГК (к.р.)
|
1950
|
«На северном Урале» для жен. хора без сопров, сл. И. Улина
|
п-ра
|
// Уральские песни: для хорового и сольного пения / Сост. Б. Яхтман. Свердловск: Обл. гос. изд-во, 1950. С. 46-48; УГК
|
б/д
|
«Ой ты, речка, река» для нар. хора в сопров. 3 баянов, сл. Л. Татьяничевой
|
п-ра
|
АСК (к.р.)
|
Камерно-инструментальные произведения
1925
|
Медленный вальс «Ми-Ля» для скр. и фп.
|
|
|
1929
|
«Колыбельная» для стр. трио
|
п-ра
|
|
1929
|
«Ориенталь» для стр. кварт.
|
п-ра
|
|
1939
|
Струнный квартет в 4 ч.
|
п-ра
|
|
1939
|
«Татарский танец» для стр. кварт.
|
п-ра
|
|
1939
|
Скерцо для скр. и фп
|
|
|
1939
|
«Листок из альбома» для фп
|
|
|
1945
|
Прелюдия и фуга для фп
|
|
УГК (р.)
|
1949
|
«Сюита в старинном стиле» для скр. и фп в 3 ч.: Мелодия, Юмореска, Концертный вальс
|
|
АСК (к.р.) - №№1, 3
|
1959
|
«В старой Бухаре» для фп
|
|
|
1961
|
Фуга для кварт. дерев. дух. инстр.
|
|
|
1961
|
Пьесы для фп: Прелюдия, Листок из альбома, Прелюдия, Восточный танец, Прелюдия; Русский напев
|
|
УГК (р.)
|
1966
|
Тема с вариациями для скр. и фп
|
|
|
1972
|
Камер. сюита для фп в 5 ч. («Раздумье», «Легенда», Хроматическая фуга, Ноктюрн, Шутка)
|
|
УГК (к.р.); УЧ (к.р.)
|
1974
|
«Дедушка скучает (открытое письмо внуку Антоше)», пьеса для фп
|
|
|
|
Прелюдии для фп (1937–1938; 1976)
|
|
|
б/д
|
Романс для скр. и фп
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
Юмореска для скр. и фп
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
Листок из альбома для фп
|
|
УГК (р.)
|
б/д
|
«Русские напевы» для трио баянистов
|
|
|
Камерно-вокальные произведения
1952
|
«Весенний вальс» для гол. с фп, ст. Е. Ружанского
|
|
УГК (р.)
|
1952
|
«Возвращение» для гол. с фп
|
|
УГК (р.)
|
1968
|
«Дума солдата», вок. цикл в 5 ч. на ст. А. Говоркова, А. Гусева, Ф. Мирошниченко, В. Суслова и Н. Хлопкова
|
|
АСК (к.р.) - №2
|
1970
|
«Лирические миниатюры», вок. цикл из 7 песен на ст. В. Бакалдина, М. Ермакова, М. Карима, З. Нури, В. Трушечкина: «Со всеми бывает такое», «Обнимает ветер», «Девичья песня», «Поверь же песне этой», «Разговор», «Вновь гаснет хороший вечер», «Ты и я»
|
|
М.: Сов. комп., 1980; УГК
|
1971
|
«На земле, в облаках и в море», вок. цикл на ст. И. Детушева, И. Калужского, А. Коваль-Волкова.
|
|
|
б/д
|
«Сказ о Малой земле» для выс. гол. и фп, ст. Гитмана
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Баллада о неизвестном солдате» для сред. гол. и фп, сл. С. Орлова
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«У могилы бойца» для тенора и фп, ст. С. Щипачева
|
|
АСК (к.р.); УГК (ф.р.)
|
б/д
|
«Все говорят» для меццо-сопр. и фп, сл. С. Васильева
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Сокол», обр. нар. песни
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Изумруд» для выс. гол. и фп, сл. И. Матвеевой
|
|
АСК (р.)
|
б/д
|
«Вьется речка» для сред. жен. гол. и фп, сл. Г. Ладонщикова,
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Пришло пьсьмо» для сред. гол. и фп, сл. А. Говоркова
|
|
АСК (к.р.); УГК (ф.р.)
|
б/д
|
«Рассвет» для сред. гол. и фп, сл. К. Колесникова
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«На рассвете ты идешь» для гол. с фп, ст. И. Беляева
|
|
УГК (ф.р.)
|
б/д
|
«Твоя улыбка» для муж. гол. с фп, ст. М. Карима
|
|
УГК (р.)
|
б/д
|
«Тракторист» для гол. с фп, ст. Г. Васильева
|
|
УГК (р.)
|
Романсы и песни (всего более 100), в т.ч.:
1931
|
Лирический романс на ст. Н. Хлопкова
|
|
|
1937
|
«Комсомольская песня» на ст. Е. Ружанского
|
|
|
1941
|
«Враг будет бит, мы победим», на ст. Н. Хлопкова
|
|
|
1968
|
«Ой ты, речка, река» («Словно лодка на причале...), сл. Л. Татьяничевой
|
|
// Песни, частушки, страдания. Свердловск, 1968. С. 32-38; УГК
|
1973
|
«Россия», песня для тенора, баритона и хора с фп
|
|
|
б/д
|
«Песня о любимой» для гол. и фп
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Я твой солдат, Родина», сл. В. Калинина
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Родина Октября», сл. И. Калужского
|
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«На гору да под гору», сл. В. Бокова
|
|
АСК (р.)
|
б/д
|
«Мельник», шут. песенка, сл. И. Латышева
|
|
УГК (ф.р.)
|
б/д
|
«Советский Урал» для сред. гол. с фп
|
|
УГК (ф.р.)
|
Обработки
б/д
|
«Зайка, зайка-горностайка», урал. нар. песня для жен. трио в сопров. флейты, кларн. и фп; перел. Н. Хлопкова и Б. Певзнера
|
|
УГК (р.)
|
б/д
|
«Зайка-горностайка», шутка для жен. кварт. или жен. хора, сл. нар.
|
п-ра
|
// Репертуар юнош. хора / Сост. Г. Ковалев. Вып. 2. М., 1970. С. 40; АСК (р.а.); УГК
|
б/д
|
«Потеряла я колечко», рус. нар. песня (урал.вар-т в зап. и обр. Н. Хлопкова
|
|
УГК (р.)
|
б/д
|
«Звёздочка», нар. песня в обр. для хора и солистки
|
п-ра
|
АСК (к.р.)
|
б/д
|
«Сокол», рус. нар. песня в обр. для хора
|
|
// Библиотека хормейстера. Вып. 25. М., 1967. С. 26-29
|
б/д
|
Э. Григ «Кукушка» («Маргарита»), перел. для скр. и фп
|
|
УГК (р.)
|
Переложения произведений разн. авторов для стр. квартета (около 100).
Переложения и обр. нар. песен для разл. инструментов и инстр. ансамблей.
Научные труды
Практический курс развития музыкального слуха (рук., 1959); Тысяча сто десять музыкальных диктантов (рук., 1950); Музыкальный слух и вопросы хорового интонирования // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып. 5. Свердловск, 1969. С. 170-203.
Библиография
Консон И. Николай Хлопков // Композиторы РФ. Вып 4. М., 1987. Локшин Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. М., 1953. С. 131-133; Мезрина В., Сокольская Ж. Николай Михайлович Хлопков // Уральская историческая энциклопедия. / УрО РАН, Ин-т истории и археологии; Гл. ред. В.В. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Академкнига, 2000; Нестерова Е. Николай Михайлович Хлопков // Композиторы Урала. Свердловск, 1968. С. 55-61; Провозина Н. «И звучит мелодия…» [Творческий портрет Н. Хлопкова] // Комсомолец Кубани. 1966. 2 нояб.; Она же. Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 131-134; Сокольская Ж. Николай Михайлович Хлопков // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998; Шабалина Л. Николай Михайлович Хлопков // Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 92-93.