E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Гибалин Борис Дмитриевич композитор [1911-1982]

Родился 11 (24) апреля 1911 г. в Нязепетровске Пермской губернии. С раннего возраста жил и учился в Златоусте. В юности работал аккомпаниатором в клубе металлистов, выступал в рабочих агитколлективах. Окончил Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского по классу композиции В.А. Золотарева (1932). Учебу продолжил на композиторском отделении Свердловской (ныне Уральской) консерватории в классе М.П. Фролова, работая одновременно редактором на радио. Именно для исполнения на радио были написаны его первые оперные партитуры: детские оперы «О рыбаке и рыбке», «Репка», «Колобок». Б.Д. Гибалин стал первым выпускником консерватории по классу композиции. В качестве дипломной работы представил Первую симфонию (1939). Окончив консерваторию с отличием, он, по совету Р.М. Глиэра, поступает в аспирантуру Московской консерватории в класс выдающегося отечественного композитора Н.Я. Мясковского, окончить которую помешала война. Б.Г. Гибалина мобилизуют и откомандировывают в Свердловский областной оборонный театр, выступавший перед бойцами, уходящими на фронт, перед ранеными в госпиталях.

 

В 1944 г. Б.Д. Гибалин завершает обучение в аспирантуре при Свердловской консерватории по классу М.П. Фролова и до 1949 г. преподает здесь же, на кафедре композиции. На протяжении последующих одиннадцати лет (1948–1959) Б.Д. Гибалин был художественным руководителем Свердловской филармонии и одновременно председателем правления Свердловского отделения Союза композиторов РСФСР (1952–1959), затем художественным руководителем Уральского государственного русского народного хора (1959–1962). Его деятельность была высоко оценена – в 1956 г. он удостаивается почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

 

Фольклор с консерваторских времен был центром притяжения для композитора. Еще в 1939 г. на основе записанных им самим уральских мелодий он создает симфоническую сюиту «Уральские песни». Уральская песня «Отставала лебедь белая» лежит в основе струнного квартета «Памяти Бажова», народные интонации пронизывают кантаты 50-х гг. В консерватории, помимо класса композиции, он вел также занятия по народному творчеству. Поэтому вполне закономерно, что мелодии композитора находили отклик у широкого слушателя, а песня «Зовет гора Магнитная» из сборника «Уральская слава» стала подлинно народной.

 

В 1963 г. Б.Д. Гибалин назначается ректором Уральской консерватории. В этой должности он проработал до 1975 г. Во время его ректорства была произведена реконструкция исторического здания, возведен Большой концертный зал и пристроено новое крыло, выходящее на ул. 8 Марта. Эти годы были для него плодотворны и в сфере педагогики: из класса композиции Б.Г. Гибалина вышли такие музыканты, как М.И. Гальперин, С.И. Сиротин, А.А. Андреев, С.С. Манжигеев, В.А. Усович, Т.В. Комарова. В 1971 г. Б.Д. Гибалин был утвержден в ученом звании профессора и за успехи в подготовке национальных кадров удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР». Его общественная деятельность распространяется далеко за рамки Уральского региона – он был членом Комиссии при Совете министров РСФСР по присуждению Государственных премий (1966–1976), входил в экспертный совет Высшей аттестационной комиссии (1968–1976). На свой 60-летний юбилей композитор был награжден орденом Октябрьской Революции и медалью Дружбы Монгольской Народной Республики.

 

В творчестве Б.Д. Гибалина ощутимо преобладают жанры, связанные с вокалом. Это песни, камерные вокальные произведения, кантатно-ораториальные опусы и, наконец, оперные партитуры – от опер для детской аудитории до полнометражных исторических полотен. Одно из лучших произведений композитора – кантата «Родники» для меццо-сопрано, тенора, смешанного хора и симфонического оркестра, основанная на мелодиях фольклорного сборника «Торопецкие песни. Песни родины М. Мусоргского» (Л., 1967). К 50-летию Октябрьской революции в Свердловском академическом театре оперы и балета им. А.В. Луначарского была поставлена опера Б.Г. Гибалина «Товарищ Андрей», посвященная деятельности Я.М. Свердлова. Во второй половине 70-х гг. композитор создает целый ряд оперных партитур: «Федор Протасов» (по драме Л.Н. Толстого «Живой труп», поставлена в Татарском академическом театре оперы и балета), «Завещание» (по повести Г. Маркова), «Не бросай огонь, Прометей». Его творческий путь завершают масштабные произведения итогового характера: Симфония №3 «Монологи» на стихи А. Твардовского и симфоническая поэма «Посвящение» (к 100-летию Н.Я. Мясковского). Б.Г. Гибалин умер в Свердловске 5 мая 1982 г.   

                             

                                   СОЧИНЕНИЯ

 

Произведения для музыкального театра

1936

«О рыбаке и рыбке», дет. оп.

 

 

1937

«Репка», дет. оп.

 

 

1938

«Колобок», дет. оп.

 

 

1942

«Кот, петух и лиса», дет. оп.

 

 

1944

«О глупом мышонке», дет. оп.

 

 

1945

«Алёнушка», дет. оп.

п-ра

АСК (р.)

1945

«Зайкино горе», дет. оп.

 

 

1967

«Товарищ Андрей», оп. в 10 к. с прол. и эпил., либр. Б. Певзнера

п-ра;

кл.

ТОиБ

УГК (к.р.)

1976

«Федор Протасов», оп. в 2 д. (5 к., 5 просцен.), либр. И. Келлера по драме Л. Толстого «Живой труп»

п-ра;

кл.

ТТОиБ

1977

«Завещание», оп. в 2 д. (8 к., 3 просцен., пролог, послесл), либр. И. Келлера и Г. Маркова

п-ра;

кл.;

о.п.

 

 

УГК (к.р.)

1980

«Не бросай огонь, Прометей!», оп.

кл.

УГК (к.р.)

б/д

«Робин Гуд», радиокомп.

 

АСФ (р.)

 

Произведения для симфонического оркестра

1939

Симфония №1

п-ра;

о.п.

 

АСК (р.)

1939

«Уральские песни», сюита для симф. орк.

п-ра

АСК (р.)

1956

Симфония № 2 в 3 ч.

п-ра;

о.п.;

кл.

АСК (р.а.)

 

2 и 3-я ч.

1959

Концерт для фп с орк. в 3 ч.

п-ра; о.п.

АСФ (р.); АСК (р.а.)

1959

«Наш привет», уверт. для симф. орк.

п-ра

 

1968

Концерт для домры, стр. орк., флейты и кларн. в 2 ч.

п-ра; Кл.

 

1968

То же. Вариант для домры и орк. нар. инстр.

п-ра

 

1977

Торжественная прелюдия для органа и орк.

п-ра

 

1978

Симфония № 3 («Монологи») для баса и камер. орк. в 5 ч. на ст. А. Твардовского

п-ра;

о.п.

 

АСК (р.)

1981

«Посвящение», симф. поэма к 100-летию со дня рожд. Н.Я. Мясковского

п-ра;

о.п.

 

АСК (р.)

б/д

Маленькая сюита для скр. с орк.

п-ра

АСФ (р.)

б/д

Сюита «Уральский день»

п-ра

АСФ (р.)

б/д

«Праздничная увертюра» на темы урал. нар. песен

п-ра;

о.п.

АСК (р.а.)

б/д

«Счастливая звезда», сюита для симф. орк. (3 ч.)

о.п.

АСК (р.)

б/д

«Праздничный день», уверт. для симф. орк.

о.п.

АСК (р.)

 

Произведения для оркестра народных инструментов

1964

«Уральская думка» для орк. нар. инстр.

п-ра;

кл.

М.: Сов. комп., 1965; УГК (р.)

1968

(вар.) Концерт для домры и орк. нар. инстр.

о.п.

// Концертные пьесы. Вып. 8. М., 1980. С.2-32; ББ; АСК (р.); КНИ

б/д

«С годами подвиги видней», ст. В. Грибанова, для сол. и орк. нар. инстр.

п-ра

АСК (р.а.)

б/д

«Уходят вглубь шахтеры» («Дума о земле»), ст. В. Демидова, для гол. с орк. нар. инстр. (инстр-ка Н. Олейникова)

п-ра

АСК (р.)

б/д

«Поле» ст. С. Острового, для гол. и орк. нар. инстр. (инстр-ка Н. Олейникова)

п-ра

АСК (р.)

б/д

«Умирает солдат», ст. Э. Межелайтиса, для гол. и орк. нар. инстр., а также для гол. и фп

п-ра;

кл.

АСК (р.)

б/д

«Когда говорят о России», ст. Л. Татьяничевой, для гол. и орк. нар. инстр. (инстр-ка Н. Олейникова), а также для гол. и фп, для гол. и камер. орк.

п-ра;

кл.

АСК (р.а.); УрГПУ

б/д

«Песня о верном друге, сл. И. Тарабукина, для орк. нар. инстр. (инстр-ка А. Захарова)

п-ра

АСК (к.р.)

б/д

«Песня тагильских металлургов», сл. В. Масленникова для гол. в сопров. орк. нар. инстр. (инстр-ка Н. Олейникова)

п-ра

АСК (р.а.)

 

Вокально-симфонические произведения

1949

«Счастливая земля», сюита для сопр., хора и симф. орк. в 2 ч., сл. нар.: «По-иному светит солнце», «В саду яблоня»

п-ра; кл.

М.;Л.: Музгиз, 1949; ББ; УГК

1951

«Уральские были», сюита для сопр., хора и симф. орк. в 5 ч. на ст. разн. поэтов: «Любимый наш Урал», «Трудовая песня», «Песня юности», «Певца народ благодарит», «Мирные люди»

п-ра;

кл.; о.п.

М.;Л.: Музгиз, 1951; ББ; УГК

АСК (р.)

1952

«Поля родные». Кант. для хора и симф. орк.
на ст. Е. Хоринской и А. Болонского

п-ра

АСФ (р.)

1957

«Уральские зори», кант. для хора, солистов,
чтецов и симф. орк. на ст. Е. Покровской, Л. Татьяничевой и Е. Хоринской

п-ра

АСФ (р.); АСК (р.а.)

1967

«Октябрьская весна», кант. для дет. хора и симф. орк. на ст. В. Маяковского

п-ра;

о.п.

 

АСК (р.)

1970

«Родники», кант. для хора, сол. и симф. орк. в 7 ч., сл. нар.: «Путеводная», «А мы Масленицу сострекали», «Ах ты пташечка полевая», «В новом городе», «Вился вихор», «Что же ты закрыл, мой милый?», «Как во месяце…»

п-ра; кл.;

о.п.

М.: Сов. комп., 1975; АСК (р.а.); ББ; УГК

(к.н.); УрГПУ

1973

«Весна и город», кант. для хора и симф. орк.
в 3 ч. на ст. В. Маяковского и Е. Хоринской

п-ра;

о.п.

АСК (р.а.)

1973

«Весенняя кантата» для дет. хора и фп
на ст. В. Маяковского

п-ра

// Кантаты сов. комп. М.: Сов. комп., 1973. С. 3-23; УГК; УрГПУ

б/д

«Песня матерей мира»

п-ра

АСФ (р.)

б/д

«Думы о Родине», кант. для хора и симф. орк.

о.п.

АСК (р.)

б/д

«Сталевары», цикл для хора и симф. орк.: «Мой город», ст. А. Арнаутова; «На смене», ст. И. Беляева; «Слово сталевара», ст. М. Анчарова; «Лирическая песня», ст. А. Арнаутова

п-ра

АСК (р.а.)

 

Хоровые произведения

1950

«Ответ на послание А.С. Пушкина» для хора a cappella на ст. А. Одоевского

п-ра

М.; Л.: Музгиз, 1951;

АСК (к.р.); ББ; УГК

1956

Песня о нашей дружбе «От Урала до Британии», для сол., хора и фп на ст. Г. Варшавского (на рус. и англ. яз.)

п-ра

Свердловск: Кн. изд-во, 1956; ББ

1957

«Фестивальный марш» для хора и фп на ст. В. Хомзе

п-ра

Свердловск: Кн. изд-во, 1957

1960

«Ой, вы, горы синие», сл. И. Тарабукина

п-ра

// Песни и хоры из репертуара Гос. Урал. нар. хора. М.: Сов. комп., 1960. С. 21

1962

«Счастье трудных дорог». Хор. цикл в 10 ч. на ст. Л. Татьяничевой: «Наступила пора», «Что ты сделал хорошего?», «В мартеновском цехе», «Этой ночью», «Серп», «Нагорные озера», «Здесь раздолье», «Острова плавучие», «Одуванчик цветет», «Посевам зеленеть»

п-ра

М.: Музыка, 1966; ББ; УГК; УрГПУ

1962

«Мой друг – сталевар», ст. Л. Татьяничевой, для нар. хора

п-ра

АСК (к.р.)

1963

«Уральская слава», сб. песен для гол. и хора без сопров. и в сопров. баяна. Ст. Г. Варшавского, И. Тарабукина и др.

п-ра

М.: Сов. комп., 1963; ББ; УГК

1963

«Зовет гора магнитная», песня для гол., хора и баяна (фп) на ст. И. Тарабукина

п-ра

// М.: Сов. комп., 1985; УГК; УрГПУ

1964

«Кедр», сл. и мелод. Е. Клюшниковой; обр. для рус. нар. хора Б. Гибалина

п-ра

// Библиотека хормейстера. Вып. 7. М., 1964. С. 17

1964

«Ты сошей-ка мне, матушка», рус. нар. песня; обр. для хора Б. Гибалина

п-ра

// Библиотека хормейстера. Вып. 7. М., 1964. С. 31

1965

«Вечный огонь», хор. цикл в 5 ч. на ст. А. Прокофьева: «Земля», «Все дали, дали вековые…», «Плиты Ленинграда», «Песня-клятва», «Отблеск славы»

п-ра

М.: [ПК Музфонда СССР]; УГК, 1965; М.: Сов. комп., 1969;

АСК; ББ; УрГПУ

1970

«Места, священные навек», хор. цикл в сопров. флейты, кларн. и фагота в 5 ч. на ст. У. Брауна и Н. Филиппова

п-ра;  Кл.

АСК (р.); УГК (к.р.)

70-е гг.

«Осенние гармонии», цикл для хора a cappella
в 7 ч. на ст. Ф. Тютчева: Вокализ,  Ноктюрн («Тихой ночью»), Баллада («Сентябрь холодный бушевал»), Интермеццо  («Пусть сосны и ели»), Вальс («Есть в осени первоначальной»),  Элегия («Слезы людские»),  Постлюдия («Нам не дано предугадать»)

п-ра

М.: Сов. комп., 1983; ББ; УГК; УрГПУ

1974

«Хлеб», две песни для нар. хора на. ст. Н. Тряпкина и Н. Тихонова

п-ра

 

б/д

«Родина зовет» для хора

п-ра

АСФ (р.)

б/д

«Чуть выйдешь в поле», ст. Н. Рыленкова, для сол., хора в сопров. баяна

п-ра

АСК (к.р.)

б/д

«Дружба», сл. М. Анчарова, для хора в сопров. Фп

п-ра

АСК (к.р.)

б/д

«Подружки-ровницы», ст. Е. Ружанского из цикла «Земляки», для жен. хора без сопров.

п-ра

АСК (к.р.)

б/д

«Солдатский реквием», ст. К. Симонова, для баритона, смеш. хора, баяна и вибрафона

п-ра

АСК (к.р.)

б/д

«Парни из России», сл. В. Федорова, для муж. трио или хора в сопров. фп

п-ра

// Песни комп. Урала. М., 1964. С. 3; УГК; АСК (р.а.); ББ; УрГПУ

б/д

«Песня друзей-студентов», ст. Г. Варшавского, для вок. кварт.

п-ра

АСК (р.а.); УЧ (к.р.)

Вокально-инструментальные произведения

1941

Пять песен для детей на ст. А. Донниковой, С.  Михалкова и Л. Квитко

 

 

1949

«Дума» для выс. гол. и фп на ст. С. Стальского

 

М.: Музгиз, 1949; УГК

1950

Два романса: «Еще глаза отводишь с болью», «Грачи отстали с донесеньем». Для сопр. и фп на ст. К. Мурзиди

 

М.; Л.: Музгиз, 1950;  1976; ББ; УГК

1950

«Зимний вечер» для гол. и фп на ст. М. Исаковского

 

М.: Музгиз, 1950; ББ

1950

«Попрощаться с теплым летом», сл. М. Исаковского, для выс. гол. в сопров. фп

 

М.; Л.: Музгиз, 1950;

АСК; ББ; УГК

1950

«Уральские страдания» для сред. гол. с фп., сл. нар.

 

М.: Музгиз, 1950; УГК

1950

«Уральский лес» («Глухарь встречает на току серебряный рассвет…»), лир. песня для сред. гол. с сопров. фп, сл. Е. Хоринской

 

М.: Музгиз, 1950

1951

«Что не ветер шумит во сыром бору», песня для баса и фп на ст. М. Бестужева

 

М.; Л.: Музгиз, 1951; ББ; УГК

1951

Уральская лирическая «Зеленые горы, скажите вы мне…», песня из пьесы «Опасный спутник»,  сл. Л. Салынского

 

М.: Музгиз, 1955

1957

Две дет. песни: «Про Федю», «Как я рыбачил» на ст. Б. Усиевича

 

М.: Сов. комп., 1957; ББ; УГК

1957

«Бабье лето», ст. Е. Хоринской, для сред. гол. и фп, а также для низ. гол. и фп

 

Там же; АСК (р.а.); ББ

1957

Уральское колечко («Весенними деньками…»), песня для гол. и жен. хора в сопров. баяна, ст. В. Хомзе

 

Там же; УГК

1957

«А сердце ждет», ст. Ю. Зимина

 

// Сверкает солнце: 50 масс. и эстрад. песен сов. комп. М., 1959. С. 155-158; УГК

1957

Фестивальный марш», сл. В. Хомзе

 

 

Свердловск, 1957; М.: Сов. комп., 1967; АСК; ББ; УГК

1958

«Я люблю», вок. цикл для выс. гол. и фп
в 3 ч. на ст. С. Капутикян: «Ты устал», «Приди», «Я люблю»

 

М.: Сов. комп., 1958; ББ

1960

«Березка», песня для гол. и фп на ст. А. Пришельца

 

М.: Сов. комп., 1960; АСК; ББ; УГК; УрГПУ

1962

«Родное», лир. тетр. для выс. гол. в сопров. фп, сл. Н. Рыленкова: «Морозы – декабрю», «Прощание с юностью», «Золотое облако зноя», «Русская песня», «Синица», «Счастье», «Август»

 

М.: Сов. комп., 1962; АСК (к.р.); ББ; УГК; УрГПУ

1962

«Страницы поэзии», вок. цикл для гол. и фп
в 15 ч. на ст. А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, А. Жарова, Ф. Кривина, Д. Родари, Н. Рыленкова, И. Сельвинского, Л. Татьяничевой

 

 

1962

«Детские песни», вок. цикл для гол. и фп в 4 ч. на ст. С. Гершуни и А. Тумаровской

 

 

1964

«Рябиновый свет», вок. цикл для баритона и фп
в 5 ч. на ст. Н. Рыленкова: «В кругу друзей», «Ты в венке из колосьев», «Иволга», «С собой наедине», «Рябиновый свет»

 

М.: Сов. комп., 1967; АСК; ББ; УГК; УрГПУ

1969-1970

«Песни тревожных лет», вок. цикл для гол. и фп в 5 ч. на ст. В. Грибанова, Э. Межелайтиса, С. Острового, Я. Смелякова, И. Тарабукина

 

 

1971

«Простые песни», вок. цикл для гол. и фп
в 6 ч. на ст. Л. Татьяничевой

 

Романсы // М.: Сов. комп., 1977; ББ; УГК

1972

«Баллады и песни», вок. цикл для гол. и фп
в 4 ч. на ст. М. Карима

 

 

1972

«В час прощания», вок. цикл для гол. и фп
на ст. А. Твардовского и С. Щипачева: 1. «Отчизне»; 2. «Человеку»; 3. «Другу»; 4. «Стою у окна»

 

УГК (к.р.)

1972

«Две кукушки», романс для выс. гол. и фп на ст. И. Сельвинского

 

// Романсы сов. комп. для высокого голоса. М., 1972. С. 23; УГК

1972

«Когда замрут отчаянье и злоба» для гол. и фп на ст А. Блока

 

//  Там же. С. 19; УГК

1973

«Земляки», вок. цикл для гол. и фп на ст. урал. поэтов

 

 

1974

«Баллады и песни», вок. цикл для сред. гол. и фп в 8 ч. на ст. К. Кулиева (в пер. Н. Гребнева)

 

УГК (к.р.)

1974

«Песня старых друзей» («Нас надолго разлучили годы»)  для гол., сл. М. Карима

 

// Наша песня. М., 1974. С. 78; УрГПУ

1974

«И ясные, и пасмурные дни», вок. цикл для баритона и фп в 8 ч. на ст. П. Неруды

 

М.: Сов. комп., 1977; ББ; УГК

1980

Пять стихотворений, вок. цикл для гол. и фп на ст. М. Дудина

 

 

б/д

«Письма в далекое», вок. цикл для гол. и фп
в 5 ч. на ст. А.Суркова

 

 

б/д

«Журавли», ст. В. Фирсова, для сопр. с фп

 

АСК (к.р.)

б/д

«Апрельское утро», сл. Пронина

 

АСК (к.р.)

б/д

«Добро пожаловать», сл. М. Найдича, из цикла «Земляки», для сопр. и фп

кл.

АСК (к.р.)

б/д

«Возвращаются птицы», сл. М. Найдича, из цикла «Земляки», для гол. и фп

кл.

АСК (р.а.)

б/д

«Лишь в России», сл. А. Мартынова, для гол. и фп

 

// Уральские песни.  Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1981. С.59–61; АСК (к.р.); УрГПУ

б/д

«В нашем подъезде», сл. Е. Хоринской, лир. песня для  гол. и фп

 

АСК (р.а.)

б/д

Три романса на стихи Л. Татьяничевой: «Санный путь», «Напев», «Снег» для низ. гол. и фп

 

АСК (р.а.)

б/д

«Мать мне пела эту песню», ст. М. Карима, песня-баллада для выс. гол. и фп

 

// Романсы сов. комп. Вып. 5. М., 1978. С. 18; УГК; АСК (к.р.)

б/г

Три романса из цикла «Перед рассветом»: «Пробуждение», «Яснеет даль» на  ст. Ф. Шкулёва; «Не робей», ст. А. Ульянова

 

АСК (к.р.)

б/д

«Песни у костра», сл. М. Дудина

 

АСК (к.р.)

б/д

«Бродит молодость кудрявая», сл. Н. Куштума

 

АСК (р.а.)

б/д

«Кама», сл. Л. Сорокина, для гол. и фп

 

АСК (к.р.)

б/д

«Товарищ мой» («Марш молодых уралмашевцев»), сл. Е. Хоринской

 

АСК (р.а.)

б/д

«Уральский лес», лир. песня для сред. гол. в сопров. Фп

 

АСК (р.а.)

б/д

«Саша с Уралмаша», ст. И. Тарабукина

 

АСК (р.а.)

б/д

«Утренний вальс» из цикла «БАМ», ст. В. Масленникова

 

АСК (р.а.)

б/д

«В час прощанья», песни на ст. А. Твардовского и С. Щипачёва: «Отчизне», «Человеку», «Другу», «Стою у окна»

 

АСК (р.)

б/д

«Если солнце в зените», ст. М. Карима (инстр-ка Н. Олейникова)

п-ра;

кл.

АСК (р.)

б/д

Две песни из цикла» «Интересно помогать», ст. Е. Букова: «Я и бабушке помог», Как я дереву помог»

 

АСК (р.)

б/д

«Песня о нашей дружбе», сл. Г. Варшавского

 

Свердловск:. Кн. изд-во, 1956

б/д

«Не грусти», сл. М. Карима

 

АСК (р.)

б/д

«Зовет гора Магнитная», сл. И Тарабукина

 

//  Песни радио и кино. Вып. 14. С. 8-13; ББ; АСК (р.)

б/д

«Пять стихов М. Дудина» для гол. и фп

 

АСК (р.а.)

б/д

«Дружба», сл. К. Мурзиди, из цикла «Сталевары»

 

АСК (р.а.)

б/д

«Слава людям труда», сл. А. Яшина, для вок. дуэта и фп

 

АСК (р.а.)

б/д

«Испытательный срок», ст. Я. Смелякова, для гол. и фп

 

АСК (р.а.)

б/д

«Признание», сл. М. Найдича, лир. песня для выс. гол. и фп

 

АСК (к.а.)

б/д

«Песни тревожных лет», ст. В. Грибанова, для низ. гол. с фп

 

АСК (к.р.)

б/д

«Песенка фонарщика», ст. А. Иванушкина

 

АСК (р.а.)

б/д

«И нет безымянных солдат», ст. М. Дудина

 

АСК (р.а.)

б/д

«Шел охотник», песня для гол. и фп (баяна), сл. В. Пухначева

 

// Пою Сибирь. М., 1962. С. 37; ББ; УГК

         

 

Камерно-инструментальные произведения

1953

Струнный квартет «Памяти Бажова»

п-ра

 

 

Две прелюдии для фп

 

М.: Сов. комп., 1957; УГК

1967

Стр. кварт. на темы урал. и чеш. нар. песен

п-ра

АСК (к.р.)

1972

«Раздумье», поэма для альта и фп  («Памяти Г. Талаляна»)

 

АСК (к.р.)

1977

Квинт. для 2 скр., альта, виолонч. и фп «Памяти Я. Вутираса»

п-ра

АСК (к.р.)

1978

Скерцо для флейты и фп

 

 

1978

Пьесы: «Новелетта», «Напев» и «Бурлеска» для флейты и фп

 

//Гитлиц В.М. и Месснер В.О. Хрест. по аккомп. (2); ББ

1979

Три пьесы для фп: «У обелиска», «Голос матери», «Мудрость века»

 

УГК (р.)

1980

«Далекая песня» для скр. и фп

 

 

1981

«Утренний хоровод», интермеццо для флейты, кларн., фагота и фп

п-ра

 

 

Сонатина для флейты и фп 

 

// Пьесы сов. комп.  Вып. 1. М., 1981. С.18-34

б/д

Соната для фп

 

 

б/д

Прелюдии для фп

 

М.: Сов. комп., 1953

б/д

Полифонические пьесы для фп

 

 

б/д

«Русская душа», секст. для нар. инстр.

п-ра

 

 

Дискография

«Песня о Магнит-горе», ст. Б. Ручьева

//Гос. Урал. рус. нар. хор. М.: Мелодия, 1976; С20 07345-6

Урал. нар. хор, худ. рук. В. Горячих

«Наш привет», уверт.

//Свердловский сувенир. СМ 04332-6. М.: Мелодия, 1973

Орк. Свердл. гос. филармонии, дир. М. Паверман

 

Статьи

Познание подлинного искусства доставляет радость // На смену. 1956. 14 окт.; Любить и понимать музыку // Сов. культура. 1956. 15 нояб.; Выступление на II Всесоюзном съезде сов. композиторов // Сов. культура. 1957. 2 апр.; Музыкальный вкус надо воспитывать // Ур. рабочий. 1958. 28 февр.; Музыкальная весна в Свердловске // Веч. Свердл. 1954. 4 мая; Поиски таланта. О муз. воспитании в Свердловске // Известия. 1964. 26 авг.; Шесть дней музыки // Ур. рабочий. 1967. 14 мая; Говорят участники пленума // Муз. жизнь. 1975. № 23.

 

Библиография

 Белорусец И.Удачное произведение «Счастливая земля»: Сюита для хора и симф. орк. Б. Гибалина // Сов. муз. 1951. № 1; Гранковская И. Герои оперы — сибиряки // Сов. культура. 1978. 15 сент.; Горбовец Л. Звучащие строки // Ур. рабочий. 1986. 26 нояб.; Дориновская Л. Романсы Б.Д. Гибалина: дипломная работа. Свердловск: УГК, 1955;  Дотлибов М. «Федор Протасов». Постановка в Казани оперы Б. Гибалина // Муз. жизнь. 1979. №16; Мезрина В.Авторский концерт композитора Б.Д. Гибалина // Сов. муз. 1981. № 10; Она же. Так много вспоминается... // Ур. рабочий. 1981. 23 апр.; Певзнер Б.Мастер хорового жанра // Сов. муз. 1971. № 10; Он же. Борис Гибалин // Композиторы РФ. Вып 1. М., 1981; Он же.Борис Гибалин // Композиторы Урала. Свердловск, 1968. С. 39-48; Романовский Н. Б.Д. Гибалин // Хоровой словарь. Л., 1968; Рубин С. Новый форте­пианный концерт // Ур. рабочий. 1959. 3 дек.; Он же. «Уральские зори» – кантата Б. Гибалина // Ур. рабочий. 1957. 24 нояб.; Он же. Первая симфония Бориса Гибалина // На смену. 1939. 10 сент.; Серебрякова Л. Борис Дмитриевич Гибалин // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 138-142; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 80-86; Сокольская Ж. Борис Дмитриевич Гибалин // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 140-149; Она же. «Не жалел беспокойного сердца». Завтра известному уральскому композитору Борису Гибалину исполнилось бы сто лет // Обл. газета. 2011. 25 апр.; Она же. Победу славят уральцы // Сов. муз. 1975. № 5.

 

 

 

Знаток музыкального фольклора, тонко понимающий его природу и неисчерпаемые возможности, Гибалин неоднократно обращался к народно-песенному материалу, видя в нем могучий источник для воссоздания картин окружающей его жизни, самобытных характеров. <...> Многие из сочинений Гибалина, создававшиеся вроде бы "на случай", смогли обобщить и передать важные общечеловеческие чувства радости, ликования, торжества, которые не подвластны идеологическим регламентам.

Полный список имён