Родился 7 декабря 1892 г.[1] в г. Бобруйске Минской губернии в семье инженера путейца. Первые занятия музыкой прошли под руководством матери. С 1904 по1912 г. обучался в Коммерческом училище (г. Харбин), продолжая занятия музыкой с частными учителями. В 1913–1918 гг. учился в Петербургской (Петроградской) консерватории по классу фортепиано у H.H. Позняковской (уроки теории музыки брал у С.С. Богатырева), в 1918–1921 гг. – в Киевской консерватории у И.А. Турчинского и Ф.М. Блуменфельда (фортепиано), Р.М. Глиэра (композиция), в 1921–1924 гг. – в Петроградской консерватории, которую окончил по классу фортепиано у И.С. Миклашевской. Выступал как пианист до 1937 г. С 1924 г. преподавал игру на фортепиано в Киеве в Высшем музыкально-драматическом институте им. Н.В. Лысенко, в консерватории и музыкальных школах, в 1928–1934 гг. – в Свердловском музыкальном техникуме им. П.И. Чайковского, где вел также музыкально-теоретические дисциплины. В 1931 г. создает при техникуме музыкальную школу, ставшую впоследствии городской детской музыкальной школой №1, существующей и поныне. В 1932 г. вступает в ряды ВКП(б), избирается председателем оргкомитета Уральского отделения Союза советских композиторов, становится одним из инициаторов организации Свердловской филармонии. В 1939 г. учреждается Свердловский Союз советских композиторов (в настоящее время – Уральское отделение Союза композиторов России), неизменным председателем которого М.П. Фролов остается до конца своих дней. 1 ноября 1934 г. во многом благодаря активной деятельности М.П. Фролова открывается Свердловская государственная консерватория. Композитор назначается ее первым директором, одновременно ведет класс специального фортепиано и композиции, с 1935 г. возглавляет кафедру теории музыки и композиции. В 1937 г. в рамках кампании против «врагов народа» его исключают из ВКП(б) и увольняют с поста директора. В 1939 г. он получает звание профессора и в 1943 г. восстанавливается в должности директора консерватории, в 1944-м организует при ней национальные отделения – бурят-монгольское, якутское и башкирское. Среди его учеников по композиции – Д.Д. Аюшеев, Ж.А. Батуев, Г.Н. Белоглазов, Б.Д. Гибалин, H.M. Хлопков, Б.Б. Ямпилов. Умер М.П. Фролов 30 октября 1944 г.
М.П. Фролов – один из крупнейших уральских композиторов, автор первой бурятской оперы «Энхэ-Булат-батор» (по мотивам национального эпоса; исполнена на открытии Декады бурят-монгольского иск-ва в Москве, 1940). В 1944 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
СОЧИНЕНИЯ
Произведения для музыкального театра
1918-1921
|
«Эльза» («Музыкальная легенда»), оп. в 1 д., по Л. Андрееву (неоконч.), б.о.
|
|
СА
|
1918-1921
|
«Жизнь человека», оп. в 1 к. «Рождение», по Л. Андрееву (неоконч.), б.о.
|
|
СА
|
1940
|
«Энхэ Булат-батор», оп. в 4 д., либр. Н. Балдано и авт. (на осн. бурят. эпоса); рус. текст С. Городецкого, Л. Ошанина, Я. Родионова и Т. Спендиаровой; муз. конс. по фольклору Д. Аюшеева, ор. 19
|
п-ра
кл.
|
Изд. фрагм.
М.: Музгиз, 1940;
АСК
УГК (р.а.)
|
Симфонические произведения
1924
|
Поэма-концерт (Концерт № 1) для фп с орк. соль-диез минор, ор. 7
|
п-ра
о.п.
|
АСК
УГК (р.)
|
1934
|
«Седой Урал», симф. поэма (на осн. 1-й ч. «Поэмы об Урале» для орк.), ор. 14
|
п-ра
|
СА
|
1940
|
«Залушудай хатар», симф. танец для орк. бурят-монгол. инстр., б.о.
|
п-ра
|
СА
|
1942
|
«Братство народов», уверт. для симф. орк. на монгол. и две бурят-монгол. темы, ор. 23
|
п-ра
|
М.; Л.: Музгиз, 1951; АСК
|
1944
|
Второй концерт для фп и симф. орк. (неоконч.)
|
|
|
б.д.
|
«Лагерная песня» для симф. орк.
|
о.п.
|
УГК (р.)
|
б.д.
|
«На страже республики» для симф. орк.
|
о.п.
|
УГК (р.)
|
Вокально-симфонические произведения
1921
|
«Мистерия голода», муз. к театр. действу для фп, хора и чтеца, б.о.
|
п-ра
|
СА
|
1932
|
«Поэма об Урале», орат. для хора, солистов и симф. орк. на ст. О. Высотской, М. Фролова и др. в 3 ч., ор. 12
|
п-ра
|
СА
|
1943
|
«С именем Сталина» («Русь»), кант. для хора, солистов и орк., ст. О. Высотской, И. Садофьева и М. Фролова, ор. 25
|
п-ра
|
СА
|
1943
|
«Клятва уральцев», гимн для смеш. хора в сопров. симф. орк., ор. 30
|
п-ра
|
СА
|
Произведения для хора
1935
|
«Гимн стахановцам» для смеш. хора, ст. Вас. Каменского, ор. 16
|
п-ра
|
УГК (р.)
|
1938
|
«Потеряла я колечко», обр. рус. нар. песни для хора в сопров. фп, ор. 17
|
п-ра
|
СА
|
1939
|
«Песня о друзьях» для смеш. хора и фп, сл. М. Спирина, б.о.
|
п-ра
|
СА
|
1941
|
«Отчизна» для хора а’ cappella на ст. Е. Хоринской, ор. 19
|
п-ра
|
СА
|
1942
|
«Песня гвардейцев» для хора и фп, сл. К. Мурзиди. Посв. Третьей Уральской гвардейской дивизии, ор. 24
|
п-ра
|
СА
|
1943
|
«Советский гимн», сл. М.П. Фролова, б.о.
|
|
СА
|
Камерно-инструментальные произведения
1915
|
«Шутка» («Байка»), пьеса для стр. кварт., б.о.
|
п-ра
|
СА
|
1918
|
Пять прелюдий для фп: ре минор, ор. 1; соль-диез минор, ор. 2; си минор, си-бемоль минор, ор. 3; до-диез минор, ор. 4
|
|
М.: Музгиз, 1947; // Пьесы урал. комп. / Сост. Т. Макоха, И. Ганелин. М. : Сов. комп., 1992. С. 84–88
|
1918
|
Две сказки для фп, ор. 5
|
|
М.: Музгиз, 1925; АСК
|
1919
|
Легенда для фп, ор. 6
|
|
КМП, 1927; УГК (мн.)
|
1919
|
Этюд до-диез минор для фп, б.о.
|
|
СА
|
1926
|
Два фрагмента для фп: «Искание», «Порыв», б.о.
|
|
СА
|
1927
|
Вальс для фп, б.о.
|
|
СА
|
1928
|
Классическая сюита для фп в 6 ч., ор. 10: Прелюдия, Сарабанда, Аллеманда, Интермедия, Буре, Жига. Посв. Г.Г. Нейгаузу
|
|
М.: Музгиз, 1930
УГК
|
1929
|
Маленькая сюита для стр. кварт. ор. 11
|
|
СА
|
1932
|
«Уральская симфония», перел. для 2 фп, 1-ч. «Поэмы об Урале», б.о.
|
|
СА
|
1940
|
Соната для фп ля минор в 3 ч., ор. 20
|
|
М.: Музгиз, 1946
|
1943
|
«Танец с луками», «Танец борцов», две транскр. из оп. «Энхе Булат-батор» для фп, ор. 29
|
|
М.: Музгиз, 1948; УГК
|
Камерно-вокальные произведения и песни
1919
|
«Долина-храм», ноктюрн для гол. и фп, ст. В. Брюсова, б.о.
|
|
СА
|
1919
|
«Засни, моя деточка», поэма для гол. и фп, ст. А. Ремизова, б.о.
|
|
СА
|
1919
|
«Голос», драм. этюд для гол. и фп, ст. В. Брюсова, б.о.
|
|
СА
|
1927
|
«Народы идут», песня на ст. П.Тычины к 10-летию Окт. револ., ор. 9
|
|
КМП, 1927; СА
|
1932
|
Три песни Красной Армии на сл. урал. поэтов: «Боевые товарищи» (сл. Л. Носова), «Нет жизни краше нашей» (сл. Н. Грозина), «На страже республики» (сл. Л. Носова), ор. 13
|
|
Свердловск: СвердОГИЗ, 1932; СА
|
1935
|
«Бродит молодость кудрявая», романс на ст. Н. Куштума, ор. 15
|
|
СА
|
1935
|
Песня-дуэт «Приволжский городок», сл. нар. К 20-летию Красной Армии, б.о.
|
|
СА
|
1942
|
«На синих морях», «С нами Сталин», две песни для гол. и фп, ст. И. Брук, ор. 21
|
|
СА
|
1942
|
«Уральцы бьются здорово», песня на ст. А. Барто, ор. 22
|
|
СА
|
1943
|
«Письмо с Урала», песня на ст. Н. Славина; «Идут орлы уральские», походная песня (ор. 26)
|
|
СА
|
1943
|
«С победой ожидай», песня на ст. Н. Куштума, ор. 27
|
|
СА
|
1943
|
Три украинские песни («Та зелёная горошiна», «Ой, свiтi мiсяцю», «По пiд гаем») для вок. анс. и фп, ор. 28
|
|
СА
|
Дискография
Ария Бумал-хана из оп. «Энхэ-булат батор»
|
//Солисты Бурят. гос. акад. театра оп. и балета. Мелодия, 1980; С 10 14593-4;
// По родным посторам (музыкальный сувенир Сибири и Дальнего Востока). Мелодия, 1980; С30 15119-22
|
Орк. Бурят. гос. театра оп. и балета п/у И. Айзиковича, сол. Лхасаран Линховоин
|
Ария Арюун Гоохон из оп. «Энхэ-булат батор»
|
Там же
|
Дамдин-Сурун Дашицыренова
|
Рондо Эрхе Мэргэна из оп. «Энхэ-булат батор»
|
//Солисты Бурят. гос. акад. театра оп. и балета. Мелодия, 1980; С10 14593-4
|
Саян Раднаев
|
Статьи
Уральская филармония // Ур. рабочий. 1933. 28 марта; Теснее связь с творцами музыки // Однодневная свердловская газета юбилейного комитета. 1934. 17 февр.; Об Уральской консерватории // Ур. рабочий. 1934. 1 февр.; Будущие мастера // Ур. рабочий. 1935. 11 февр.; Чудесная музыка великих дней // Ур. рабочий. 1936. 13 июля; О нуждах консерватории // Ур. рабочий. 1937. 24 марта; Искусство Урала сегодня // Труд. 1943. 6 янв.; Накануне декады Бурят-монгольского искусства // Ур. рабочий. 1940. 6 окт.; Радость творчества // Ур. рабочий. 1940. 16 нояб.; Как создавалась опера // Ур. рабочий. 1941. 20 апр.; Опыт руководства по курсу сочинения с начинающими (рук.)[2].
Библиография
Бэлза И. Маркиан Фролов. Пять прелюдий для фп // Сов. муз. 1947. № 5; Бэлза И. Маркиан Фролов. Соната для фп // Сов. муз. 1946. № 5-6; Бэлза И. Выдающийся музыкант Урала // Сов. муз. 1950. № 4; Винкевич И. В. Проблемы изучения творческого наследия М.П. Фролова // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования: Мат-лы второй междунар. Интернет-конф., декабрь 2009 г. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2010. С. 6-19; Глиэр Р. М. Увертюра Маркиана Фролова // Сов. муз. 1951. №12; Глиэр Р. М. Зрители о спектакле «Энхе Булат-батор» // Веч. Москва. 1940. 21 окт.; Горбовец Л. Фортепианная музыка композиторов Екатеринбурга: проблемы интерпретации. Екатеринбург, 2007. С. 31-41; Гринберг М. «Энхе Булат-батор» // Правда. 1940. 20 окт.; Корев С. «Энхе Булат-батор» // Веч. Москва. 1940. 22 окт.; Марченко Л. У истоков уральской композиторской школы // История муз. культуры Сибири. М., 1978. С. 29-37; Марченко Л. Основоположники уральской композиторской школы М.П. Фролов и В.Н. Трамбицкий // Проблемы современной музыкальной культуры: рубеж веков. Екатеринбург, 1999; Мацкевич И. Творчество М. Фролова // Сов. муз. 1947. №3; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: история, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 19-22; Серебрякова Л.А. Маркиан Петрович Фролов // Беляев С.Е., Серебрякова Л.А. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 108-117; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 27-44; Сокольская Ж. Выдающаяся роль М.П. Фролова в развитии музыкальной культуры Урала // Уральская организация Союза композиторов России: прошлое и современность: Мат-лы регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004. С. 3-5; Она же. Созидая, он вел за собой…// Сокольская Ж. Урал музыкальный: вчера и сегодня. Екатеринбург, 2008. С. 456-459; Сокольская Ж., Фролова С. Значение деятельности М.П. Фролова в становлении музыкальной культуры Урала ХХ века //История музыкальных контактов: С.-Петербург – Екатеринбург: Мат-лы Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2003. С. 5-7; Они же. Маркиан Петрович Фролов // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 73-85; Трамбицкий В. Вечер профессора М. Фролова // Ур. рабочий. 1936. 26 янв.; Фролова С. М. Композитор М.П.Фролов // Науч.-метод. зап. УрГК им. М.П. Мусоргского. Вып. 2. Свердловск, 1959; Она же. Маркиан Петрович Фролов // Композиторы Урала. Свердловск: 1968. С. 3-15; Она же. Жизнь, отданная музыке // Урал. 1984. № 11; Она же. Маркиан Петрович Фролов – жизнь на crescendo. Екатеринбург, 2009; Rayskin I.G. Frolov, Markian Petrovich // Grove Dictionary of Music and Musicians.
[1] В Музыкальной энциклопедии указывается дата 24 ноября (по старому стилю)
[2] По материалам книги «Композиторы Екатеринбурга», с. 323.