Родился в г. Нижнем Тагиле Свердловской области 7 декабря 1951 г. Окончил с отличием Нижнетагильское областное музыкальное училище по классу фортепиано (преп. Э.Е. Яковлева и С.И. Сиротин) и Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского (класс С.Г. Белоглазова). Работал в Свердловской государственной филармонии пианистом-солистом и аккомпаниатором, выступал во многих городах СССР. Среди партнеров – народная артистка России В. Баева (сопрано), заслуженные артисты В. Беляев (скрипка), Ю. Яковлев (баритон). С 1984 г. работает в Уральской государственной консерватории, сначала на кафедре общего фортепиано, затем (с 1993 г.) на кафедре специального фортепиано (30 выпускников). В 1988 г. закончил аспирантуру при ВНИИ искусствознания (Москва), где защитил кандидатскую диссертацию «Генезис комического в творчестве Д.Д. Шостаковича» (науч. рук. – доктор искусствоведения, проф. М.Д. Сабинина). В 2006 г. в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского защитил докторскую диссертацию «Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования» (науч. консультант – доктор искусствоведения, проф. Е.Б. Долинская). С 1993 по 2013 г. параллельно с консерваторией преподавал в Уральском государственном педагогическом университете; с 2004 по 2013 гг. – заведовал кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ. С 2013 г. – заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства УГК.
Автор свыше 150 научных работ, средикоторых сборник очерков «Композитор и исполнитель», 5 монографий: «Комическое в музыке», «Три тенденции в инструментальном искусстве», «Траектория творчества», «История фортепианной транскрипции», «Уральская композиторская организация: история и современность»; «Очерки по истории фортепианного искусства», публикации о творчестве уральских композиторов А.Г. Фридлендера, М.А. Баска, Л.И. Гуревича. Регулярно участвует в международных и всероссийских научных конференциях (Москва, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Магнитогорск, Кемерово, Алматы, Душанбе). Руководит диссертационными исследованиями, является членом трех докторских советов. Выступал в качестве оппонента в диссертационных советах Москвы, С.-Петербурга, Челябинска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Саратова, Ростова-на-Дону, Магнитогорска.
Занимается концертно-просветительской деятельностью, является первым исполнителем фортепианных произведений уральских композиторов А.Г. Фридлендера, А.Б. Бызова и М.А. Баска (запись на CD). Б.Б. Бородин читает курсы лекций по истории и теории исполнительского искусства в вузах Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Тюмени, Магнитогорска, Глазова. Постоянно приглашается в качестве председателя государственных аттестационных комиссий в музыкальные училища и вузы региона (Пермь, Тюмень, Н-Тагил, Асбест), участвует в жюри региональных, всероссийских и международных конкурсов в Екатеринбурге, Снежинске, Ханты-Мансийске, Сургуте, Чайковском.
Выступал в качестве либреттиста опер М.А. Баска «Денискины рассказы», «Аленушкины сказки», «Калиф-аист». Является автором фортепианных транскрипций произведений Оффенбаха, Сенс-Санса, Р. Штрауса, Римского-Корсакова, Малера, Дебюсси, Шумана, исполнявшихся в России и за рубежом (Израиль, Германия, США). Два сборника фортепианных транскрипций Б. Бородина изданы в Москве (Дека-ВС, 2008, 2011) в серии «Шедевры фортепианной транскрипции». Творческие вечера Б. Бородина проходили в Концертном зале Мемориального дома-музея А.Н. Скрябина (Москва, 2007, 2008) и в Большом зале Уральской консерватории (2010).
Член Союза композиторов с 2002 г., с 2006 г. – заместитель председателя Уральского отделения СК, дважды лауреат премии фонда «Русское исполнительское искусство» (2007, 2008), стипендиат министерства культуры Свердловской области (2006) и Министерства культуры РФ (2010).
Транскрипции и фантазии
1975
|
«Фокус» из балета «Петрушка» И. Стравинского
|
АА
|
1998
|
Г. Малер «Воспоминание»
|
АА
|
1998
|
Г. Малер «Весеннее утро»
|
АА
|
1998
|
Г. Малер «Песни странствующего подмастерья»
|
М.: Дека-ВС, 2008; ББ; УГК; БГ
|
2000
|
Воспоминание о «Турандот» Дж. Пуччини
|
АА
|
2001
|
Ария Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила»
|
М.: Дека-ВС, 2008; ББ; УГК; БГ
|
2002
|
Антракт и Баркарола из оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана»
|
АА
|
2003
|
Р. Штраус «Ночь» (ор. 10, № 3)
|
АА
|
2003
|
Импровизация на тему «Песни индийского гостя» из оп. Н.А. Римского-Корсакова «Садко»
|
АА
|
2005
|
Густав Нейгауз «Песня девушки»
|
//Волгоград–фортепиано–2008. Волгоград: «МИРИА», 2008. С. 230-231; УГК
|
2005
|
Густав Нейгауз «Туман»
|
//Там же. С. 235-236; УГК
|
2007
|
К. Дебюсси. Три песни Билитис: «Флейта Пана», «Шевелюра», «Гробница наяд»
|
М.: Дека-ВС, 2008; ББ; УГК; БГ
|
2007
|
К. Дебюсси «Поле битвы», сцена из балета «Ящик с игрушками»
|
Там же
|
2007
|
А.П. Бородин. Романс «Море»
|
АА
|
2007
|
Толибхон Шахиди. Два фрагм. из балета «Смерть ростовщика»: «Дуэт» и «Царица денег»
|
АА
|
2008
|
Р. Штраус «День всех усопших»
|
АА
|
2008
|
Р. Штраус «Посвящение»
|
АА
|
2008
|
И.С. Бах. Crucifixus из Мессы си минор
|
АА
|
2009
|
И.С. Бах. Et incarnates из Мессы си минор
|
АА
|
2009
|
С. Рахманинов «Сон», ор. 8, № 5
|
АА
|
2009
|
С. Рахманинов «Я жду тебя», ор. 14, № 1
|
//Рахманинов С. Романсы в обработке для ф-п.М.: П. Юргенсон, 2012. С. 12-13.
|
2009
|
С. Рахманинов «Все отнял у меня…», ор. 26, № 2
|
//Рахманинов С. Романсы в обработке для ф-п.М.: П. Юргенсон, 2012. С. 37-38.
|
2009
|
С. Рахманинов «Они отвечали», ор. 21, № 4
|
//Рахманинов С. Романсы в обработке для ф-п.М.: П. Юргенсон, 2012. С. 28-31.
|
2009
|
С. Рахманинов «У моего окна», ор. 26, № 10
|
АА
|
2009
|
В.А. Моцарт. Andantino из Концерта для флейты и арфы (KV 299)
|
АА
|
2009
|
Г. Малер. Adagietto из Симфонии № 5
|
АА
|
2010
|
Р. Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта», ор. 48
|
М.: Дека-ВС, 2011; ББ; УГК; БГ
|
2012
|
П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», обработка для 2-х ф-п
|
М.: Музыка, 2013
|
Каденции
|
2003
|
Каденция к 1-й ч. Концерта № 5 (KV 175) В.А. Моцарта
|
АА
|
2004
|
Каденция к 1-й ч. Концерта № 8 (KV 246) В.А. Моцарта
|
АА
|
2005
|
Каденция к 1-й ч. Концерта № 22 (KV 482) В.А. Моцарта
|
АА
|
Разное
|
1990
|
Ф. Шуберт. Соната фа-диез минор (реставрация и комментарии)
|
Екатеринбург: Студия «Урал», 1995; ББ; УГК
|
2005
|
Толибхон Шахиди. Концерт № 3 для фп с орк. Перелож. для 2 фп
|
М.: Комп., 2006; УГК
|
Основные публикации
Античные образы Дебюсси // Муз. академия. 2009. №3; Апология фортепиано // Фортепиано. 2009. №1-2; Виртуозность: история понятия // Искусство и искусствознание. Вып. 4. Кемерово, 2005; Два этюда о екатеринбургском композиторе Максиме Баске // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Жанр – форма – направление: Сб. науч. тр. Кемерово: КемГУКИ, 2009. Вып.7; Два этюда о композиторе Толибхоне Шахиди // Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве. Ростов-н/Д., 2009; «Демоническая» виртуозность: генезис явления // Музыка в системе культуры. Екатеринбург: УГК, 2005; Дифференциация комического и жанрово-бытового: от Баха к Моцарту // От барокко к классицизму. М., 1993; Из истории фортепианного искусства в Екатеринбурге-Свердловске (факты и размышления) // Музыка, музыкальная культура, музыканты Урала. Екатеринбург: УГК, 1996; История фортепианной транскрипции: монография. М.: Дека-ВС, 2011; Кинематограф Владимира Горовица // Фортепиано. 2008. №1; Комическое в музыке: монография. М.: Композитор, 2004; Композитор и исполнитель (очерки). Пермь: ПГИИК, 2001; Л. Годовский: «пианист пианистов» и его «этюды этюдов» // Фортепиано. 2008. № 3-4; Мир Брамса и русская культура: некоторые параллели // Муз. академия. 2002. №2; Музыкально-исполнительская виртуозность в эпоху античности // Античный вестник: Вып. 3. Алматы, 2006; Мусическое искусство в свете «абсолютного скептицизма» Секста Эмпирика // Проблемы истории Древнего мира и раннего средневековья: Межвуз. сб. Вып.1. Алматы, 2009; Мысли о Бетховене. М.: Классика XXI, 2010; На каком музыкальном инструменте играл Аполлон?//Старинная музыка. 2013. №2; О клавирном творчестве Й. Гайдна // Фортепиано. 2004. №4; О технике инструментальной транскрипции и особенностях ее применения в фортепианных транскрипциях вокальных произведений // Из прошлого и настоящего музыкальной культуры. Ч. 2. Магнитогорск, 2004; О фортепианной фактуре эпохи романтизма // Фортепиано. 2003. №4; Очерки по истории фортепианного искусства. М.: Дека-ВС, 2009; Первая фортепианная соната Д.Д. Шостаковича – черты традиций и новаторства // Традиционное и новое в отечественном музыкальном искусстве. М., 1987; «Потерянный рай»: образ России в русской зарубежной культуре // Вестник КЕМГУКИ. 2012, №21; Принцип симметрии и техника пианиста // Фортепиано. 2010. № 1-2; Смех Моцарта и его резонансы в мировой культуре // От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2010; Сны о России // Муз. академия. 2003. №3; Специфика фортепианных транскрипций и проблемы терминологии // Из прошлого и настоящего музыкальной культуры. Ч. 2. Магнитогорск, 2004; Траектория творчества: композитор Л. Гуревич и его музыка: монография. Екатеринбург: Урал. лит. агентство, 2006; Три тенденции в инструментальном искусстве: монография. Екатеринбург: БКИ, 2004; Ф. Шуберт. Соната фа-диез минор (реставрация и комментарии). Екатеринбург: Ст. «Урал», 1995; Уральская композиторская организация: история и современность. Екатеринбург: Урал. лит. агентство, 2012; Ферруччо Бузони и Леопольд Годовский: эскиз двойного портрета // Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство ХIХ - ХХ веков: идеи, личности, школы. Сб. статей по мат-лам междунар. науч. конференции. Науч. труды Московской гос. консерватории. М.,2013. С. 105 – 132; Фортепианная транскрипция как объект семиотического анализа и проблемы терминологии // Семиотика худ. культуры: образ России в межкультурной коммуникации: Сб. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2009; Шарль Алькан – «Берлиоз фортепиано» // Музыкальная академия. 2004. №4; Экстравагантность в исполнительском искусстве как культурологический феномен // Проблемы города в культурной антропологии: история и современность (УрГУ, III Колосницынские чтения). Екатеринбург, 2006; Этюды Шарля Алькана // Фортепиано. 2006. № 3-4.
Библиография
Басок М. Вечер фортепианных транскрипций // Музыкальное обозрение. 2010. №4 (316); Он же. По гамбургскому счету // ВЕ. 2001. 14 дек.; Борейко И. Б.Б. Бородин как историк фортепианного искусства // Краеведение и художественная культура Урала: Творчество, исполнительство, образование. Магнитогорск, 2008. С. 435-347; Громова И. Обретение зрелости // Веч. Свердловск. 1989. 15 марта; Знаменская П. Старинный жанр фортепианной музыки жив и сегодня // ВЕ. 2001. 1 февр.; Иванчук Н. Человек играющий // Областная газета. 2007. 23 янв.; Мышкина З. Борис Борисович Бородин // Люблю гармонию. Екатеринбург, 2000. С. 218-220; Она же. Пианист Борис Борисович Бородин // Музыка – отрада и счастье моей жизни. Екатеринбург, 2009. С. 160-162; Нейгауз Г.-младший. [вступ. ст.] // Шедевры фортепианной транскрипции. Вып. 13. Бородин Б. Концертные обработки произведений К. Сен-Санса, Г. Малера, К. Дебюсси. М.: Дека-ВС, 2009; Петрова Н. Мастер колдовал не зря // Уральский рабочий. 1992. 5 дек.; Сегельман М. [Рец. на кн. «Очерки по истории фортепианного искусства] // Piano-форум. 2010. №2; Сегельман М. [Рец. на кн. «Мысли о Бетховене»] // Piano-форум. 2010. №3; Сегельман М. Станислав и другие // Музыкальное обозрение. 2007. № 4 (280); Скурко Е.Р. О новом источнике информации // Музыкальная академия. 2012. №2; Умнова И.Г. Уральская композиторская организация: история и современность (рецензия на книгу)// Музыка и время. 2012. №12.