E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Белоглазов Григорий Николаевич композитор, [1902-1988]

Родился 30 января 1902 г. в г. Ревде (Пермской губернии Екатеринбургского уезда, согласно тогдашнему административно-территориальному делению). Обучался в ремесленной школе при Ревдинском заводе, а затем в Первом городском училище в Екатеринбурге. Несмотря на то, что музыку любил с раннего детства, в музыкальную школу смог поступить только в 1920 г. С 1923 по 1927 г. занимался в Свердловском музыкальном техникуме по классу скрипки у М.И. Лидского, одновременно обучаясь в Художественных мастерских (ныне Художественное училище им. И. Шадра) у знаменитых мастеров – скульптора С. Эрьзи и живописца Л. Туржанского. К этому периоду относятся и первые композиторские опыты Г.Н. Белоглазова – пьесы для фортепиано, скрипки, оркестра. По окончании техникума молодой музыкант пробует себя в дирижировании – он организовал и возглавил самодеятельный оркестр при клубе Профинтерна. Важным эпизодом в жизни Г.Н. Белоглазова стала учеба в горном институте (1930–1935), на время отодвинувшая занятия музыкой на второй план. В геологоразведочных экспедициях он в полной мере ощутил величие и красоту уральской природы, которая всегда будет вдохновлять его творчество.

 

В 1935 г. Г.Н. Белоглазов поступает в недавно открывшуюся Свердловскую (ныне Уральскую) консерваторию в класс композиции М.П. Фролова. Наиболее значительным произведением консерваторских лет станет поэма для тенора и симфонического оркестра на стихи В. Маяковского «Екатеринбург – Свердловск». С 1939 г. начинается его преподавательская деятельность в консерваторском классе инструментовки. Одновременно он продолжает руководить самодеятельным симфоническим оркестром при политехническом институте. В годы войны композитор служит капельмейстером пехотного полка, организует концерты фронтовой самодеятельности, пишет песни, марши, инструментует для духового оркестра. Деятельность музыканта была высоко оценена – он был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями. Демобилизовавшись в 1946 г., композитор вернулся к преподавательской работе в Уральской консерватории (с.1958 г. – доцент). Военная страда оставила глубокий след в его душе, и ряд его сочинений крепко связан с этой драматической страницей отечественной истории. В 1957 г. он создает программную сюиту «Фронтовые эпизоды», позднее, в 1967 г., – трехактную оперу «Тревожная память».

 

Центральным сочинением 50-х гг. стала эпико-драматическая опера «Охоня» по повести Д.Н. Мамина-Сибиряка «Охонины брови». Она дважды ставилась Свердловским оперным театром (1956; 2-я ред. – 1957), исполнялась на московских гастролях театра. Хоровые и сольные фрагменты из этой оперы до сих пор время от времени звучат в концертных залах и учебных классах консерваторий. Вторая опера композитора – «Тревожная память» – дважды шла в зале Свердловской филармонии в концертном исполнении под управлением М.И. Павермана и самого автора. В премьере участвовали ведущие певцы Свердловска: Я. Вутирас, Н. Голышев, О. Агафонов, Г. Зелюк. Сюита «Фронтовые эпизоды» была исполнена симфоническим оркестром под управлением В. Кожина. В 50-х – начале 60-х гг. композитор активно сотрудничает с театрами города, сочиняет музыку к кинофильму Свердловской киностудии «Тайна зеленого бора» по рассказу П.П. Бажова «Зеленая кобылка», пишет теоретическое исследование «О системе музыкально-звуковых явлений», получившее лестный отзыв Д.Д. Шостаковича. Среди учеников Г.Н. Белоглазова по классу композиции – В. Лаптев, В. Горячих (Екатеринбург), Г. Селезнев (Краснодар), Н. Берестов (Якутия), Г. Курина (С.-Петербург). Умер Г.Н. Белоглазов 18 февраля 1988 г. 

 

                             СОЧИНЕНИЯ

 

Произведения для музыкального театра

1965

«Охоня», оп. в 4 д., либр. М. Логиновской по пов. «Охонины брови» Д. Мамина-Сибиряка

п-ра;

о.п.

кл.

АСК (фрагм. р.); ББ (р.)

М.: Сов. комп., 1982;

ББ; УГК; УрГПУ

1967

«Тревожная память», оп. в 2 д., либр. Г. Бело­глазо­ва и Б. Марьева по пов. И. Голосовского «Хочу верить»

п-ра; кл.

СА; АСК (3 неполн. д.; р.); УГК (р.а., фрагм.)

б/д

Монолог и сцена из оп. «Эхо войны» (первый вар. оперы «Тревожная память»)

о.п.

АСК (р.)

Оркестровые произведения

1923

«Воспоминание» для стр. орк.

п-ра

 

1924

Анданте для стр. орк.

п-ра

 

1937

«Екатеринбург — Свердловск», поэма для симф. орк. с гол.

п-ра

СА (р.а.)

1941

Два марша для дух. орк. (строевой и торжеств.)

п-ра

 

1947

«Фронтовые эпизоды», сюита в 5 ч. для симф. орк.: «В боевом походе», «Прощай, боевой друг», «Ночной поиск», «Ранний снег», «На отдыхе»

п-ра

СА (р.а.)

1948

Концертный вальс

п-ра

 

 

Вокально-симфонические  произведения

б/д

Память земли», вок.-симф. поэма на сл. Б.  Марьева и А. Прокофьева для баритона и симф. орк.

о.п.

АСК (р.)

б/д

«Песня об Урале» для хора и симф. орк. на сл. Н. Куштума

п-ра;

х.п.

АСК (р.а.)

б/д

«Вершины Урала» для хора и симф. орк.

п-ра

АСК (р.а.)

1957

«Песня ветеранов», сл. Г. Варшавского, для гол. и мал. симф. орк.

п-ра;

кл.

АСК (р.а.)

УГК (р.)

 

Произведения для хора

б/д

«В снегах», сл. П. Шубина, для хора и солистов

п-ра

АСК (р.а.)

б/д

«Солдаты Отчизны» для сол. и хора

п-ра

АСК (р.а.)

б/д

«Ты взойди, взойди», сл. Т. Логиновской, для хора без сопров.

п-ра

АСК (р.а.)

б/д

«Ай да Федя!», сл. Г. Белоглазова, для муж. хора и фп, а также для гол. и фп

п-ра;

кл.

АСК (р.а.); УГК

б/д

«Наш город», сл. Е. Хоринской, кант. для дет. хора и фп

п-ра

АСК (р.); СА (р.а.)

б/д

«Песня гвардейской пехоты», сл. А. Суркова, для хора и сол. в сопров. фп

п-ра

АСК (р.а.)

б/д

Песня о России («Россия и долы и горы») для смеш. хора, сл. Е. Ружанского

п-ра

УГК (р.)

 

Вокальные произведения

1950

«Дружки-товарищи» для двух гол. в сопров. фп, сл. Н. Куштума

кл.

// Уральские песни: для хорового и сольного пения / Сост. Б. Яхтман.  Свердловск: Свердл. обл. гос. изд-во, 1950; УГК

 

«Сталевар», для двух гол. (хора) в сопров. фп, сл. Е. Долматовского

кл.

Там же; УГК

1964

Песня о маяках («Пусть шумит и ревет океан...»), сл. А. Макарова

кл.

//Песни свердл. композиторов.  Свердловск, 1964. С. 25-27; УГК

б/д

«Не грусти, моя гармошка», сл. С. Шитина для вок. дуэта в сопров. фп

кл.

АСК (р.а.)

б/д

«Вдоль по Питерской», обр. Г. Белоглазова для низ. гол. в сопр. фп

кл.

АСК (р.а.)

б/д

«Дума о любимой», сл. И. Байкова, для гол. и фп

кл.

АСК (р.а.)

б/д

«Весенний привет» для муж. гол. с фп, сл. Самобытника

 

УГК (р.)

б/д

Два вокализа для гол. с фп

 

УГК (р.)

 

«Тебя забыть я не могу» («Когда над листвой молодой») для гол., сл. В. Будяшкина

 

//Наша песня. Свердловск, 1974. С. 41; УГК; УрГПУ

 

Камерно-инструментальные произведения

1926

«Вечное движение» для скр. и фп

 

 

1935

Прелюдии для фп

 

 

1936

«Турецкий марш» для скр. и фп

 

 

1938

«Легенда», фантазия на урал. темы для фп

 

 

1939

Соната для скр. и фп

 

СА (р.а.)

1947

Два этюда для фп

 

 

б/д/

Прелюдия на бетховенскую тему для фп

 

АСК (р.а.)

б/д

«Колыбельная» для фп

 

АСК (р.а.); УЧ

б/д

Прелюдия ля мажор для фп

 

АСК (р.)

 

Прелюдия ми минор для фп

 

//Сб. фп пьес. М., 1963. С.23-27; ББ; УГК;

 

Музыка к кинофильму

1960

 «Тайна зеленого бора»

п-ра

Свердл. киностудия, реж. О. Николаевский

 

Научные труды

 О первичных средствах муз. искусства // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып. 5. Свердловск, 1963; Загляни в основы музыки // Науч.-метод. записки УрГК. Вып. 6. Свердловск, 1970; О системе музыкально-звуковых явлений / Свердл. отд. пед. об-ва РСФСР. Свердловск, 1973; Что такое подголосок // Сов. муз. 1977. №2.

 

Библиография

 Глаголев В.Уральский композитор Г. Белоглазов и его хоровое творчество // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып 5. Свердловск, 1963; Горбовец Л. Жанр фортепианного дуэта в творчестве композиторов Урала. Екатеринбург: НМЦ повышения квалификации УГК, 1997. С. 141; Попов И. Две оперы // Сов. культура. 1956. Дек.; Протасова А.Григорий Никандрович Белоглазов // Компо­зиторы Урала. Свердловск, 1968; Она же. Опера Г. Белоглазова «Охоня» // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып 2. Свердловск, 1959; Она же. Творчество искреннее, народное: [к 75-летию Г. Белоглазова] // Сов. музыка. 1978. № 1. С. 143; Сокольская, Ж. Белоглазов Г.Н. // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург: [б. и.], 1998. С. 101–107; Она же. Урал музыкальный: вчера и сегодня. Екатеринбург, 2008. С. 144; Шабалина Л. Григорий Никандрович Белоглазов // Урал. гос. консерв. им. М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 91-92. 

Полный список имён