Родился 30 января 1902 г. в г. Ревде (Пермской губернии Екатеринбургского уезда, согласно тогдашнему административно-территориальному делению). Обучался в ремесленной школе при Ревдинском заводе, а затем в Первом городском училище в Екатеринбурге. Несмотря на то, что музыку любил с раннего детства, в музыкальную школу смог поступить только в 1920 г. С 1923 по 1927 г. занимался в Свердловском музыкальном техникуме по классу скрипки у М.И. Лидского, одновременно обучаясь в Художественных мастерских (ныне Художественное училище им. И. Шадра) у знаменитых мастеров – скульптора С. Эрьзи и живописца Л. Туржанского. К этому периоду относятся и первые композиторские опыты Г.Н. Белоглазова – пьесы для фортепиано, скрипки, оркестра. По окончании техникума молодой музыкант пробует себя в дирижировании – он организовал и возглавил самодеятельный оркестр при клубе Профинтерна. Важным эпизодом в жизни Г.Н. Белоглазова стала учеба в горном институте (1930–1935), на время отодвинувшая занятия музыкой на второй план. В геологоразведочных экспедициях он в полной мере ощутил величие и красоту уральской природы, которая всегда будет вдохновлять его творчество.
В 1935 г. Г.Н. Белоглазов поступает в недавно открывшуюся Свердловскую (ныне Уральскую) консерваторию в класс композиции М.П. Фролова. Наиболее значительным произведением консерваторских лет станет поэма для тенора и симфонического оркестра на стихи В. Маяковского «Екатеринбург – Свердловск». С 1939 г. начинается его преподавательская деятельность в консерваторском классе инструментовки. Одновременно он продолжает руководить самодеятельным симфоническим оркестром при политехническом институте. В годы войны композитор служит капельмейстером пехотного полка, организует концерты фронтовой самодеятельности, пишет песни, марши, инструментует для духового оркестра. Деятельность музыканта была высоко оценена – он был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями. Демобилизовавшись в 1946 г., композитор вернулся к преподавательской работе в Уральской консерватории (с.1958 г. – доцент). Военная страда оставила глубокий след в его душе, и ряд его сочинений крепко связан с этой драматической страницей отечественной истории. В 1957 г. он создает программную сюиту «Фронтовые эпизоды», позднее, в 1967 г., – трехактную оперу «Тревожная память».
Центральным сочинением 50-х гг. стала эпико-драматическая опера «Охоня» по повести Д.Н. Мамина-Сибиряка «Охонины брови». Она дважды ставилась Свердловским оперным театром (1956; 2-я ред. – 1957), исполнялась на московских гастролях театра. Хоровые и сольные фрагменты из этой оперы до сих пор время от времени звучат в концертных залах и учебных классах консерваторий. Вторая опера композитора – «Тревожная память» – дважды шла в зале Свердловской филармонии в концертном исполнении под управлением М.И. Павермана и самого автора. В премьере участвовали ведущие певцы Свердловска: Я. Вутирас, Н. Голышев, О. Агафонов, Г. Зелюк. Сюита «Фронтовые эпизоды» была исполнена симфоническим оркестром под управлением В. Кожина. В 50-х – начале 60-х гг. композитор активно сотрудничает с театрами города, сочиняет музыку к кинофильму Свердловской киностудии «Тайна зеленого бора» по рассказу П.П. Бажова «Зеленая кобылка», пишет теоретическое исследование «О системе музыкально-звуковых явлений», получившее лестный отзыв Д.Д. Шостаковича. Среди учеников Г.Н. Белоглазова по классу композиции – В. Лаптев, В. Горячих (Екатеринбург), Г. Селезнев (Краснодар), Н. Берестов (Якутия), Г. Курина (С.-Петербург). Умер Г.Н. Белоглазов 18 февраля 1988 г.
СОЧИНЕНИЯ
Произведения для музыкального театра
1965
|
«Охоня», оп. в 4 д., либр. М. Логиновской по пов. «Охонины брови» Д. Мамина-Сибиряка
|
п-ра;
о.п.
кл.
|
АСК (фрагм. р.); ББ (р.)
М.: Сов. комп., 1982;
ББ; УГК; УрГПУ
|
1967
|
«Тревожная память», оп. в 2 д., либр. Г. Белоглазова и Б. Марьева по пов. И. Голосовского «Хочу верить»
|
п-ра; кл.
|
СА; АСК (3 неполн. д.; р.); УГК (р.а., фрагм.)
|
б/д
|
Монолог и сцена из оп. «Эхо войны» (первый вар. оперы «Тревожная память»)
|
о.п.
|
АСК (р.)
|
Оркестровые произведения
1923
|
«Воспоминание» для стр. орк.
|
п-ра
|
|
1924
|
Анданте для стр. орк.
|
п-ра
|
|
1937
|
«Екатеринбург — Свердловск», поэма для симф. орк. с гол.
|
п-ра
|
СА (р.а.)
|
1941
|
Два марша для дух. орк. (строевой и торжеств.)
|
п-ра
|
|
1947
|
«Фронтовые эпизоды», сюита в 5 ч. для симф. орк.: «В боевом походе», «Прощай, боевой друг», «Ночной поиск», «Ранний снег», «На отдыхе»
|
п-ра
|
СА (р.а.)
|
1948
|
Концертный вальс
|
п-ра
|
|
Вокально-симфонические произведения
б/д
|
Память земли», вок.-симф. поэма на сл. Б. Марьева и А. Прокофьева для баритона и симф. орк.
|
о.п.
|
АСК (р.)
|
б/д
|
«Песня об Урале» для хора и симф. орк. на сл. Н. Куштума
|
п-ра;
х.п.
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Вершины Урала» для хора и симф. орк.
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
1957
|
«Песня ветеранов», сл. Г. Варшавского, для гол. и мал. симф. орк.
|
п-ра;
кл.
|
АСК (р.а.)
УГК (р.)
|
Произведения для хора
б/д
|
«В снегах», сл. П. Шубина, для хора и солистов
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Солдаты Отчизны» для сол. и хора
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Ты взойди, взойди», сл. Т. Логиновской, для хора без сопров.
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Ай да Федя!», сл. Г. Белоглазова, для муж. хора и фп, а также для гол. и фп
|
п-ра;
кл.
|
АСК (р.а.); УГК
|
б/д
|
«Наш город», сл. Е. Хоринской, кант. для дет. хора и фп
|
п-ра
|
АСК (р.); СА (р.а.)
|
б/д
|
«Песня гвардейской пехоты», сл. А. Суркова, для хора и сол. в сопров. фп
|
п-ра
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
Песня о России («Россия и долы и горы») для смеш. хора, сл. Е. Ружанского
|
п-ра
|
УГК (р.)
|
Вокальные произведения
1950
|
«Дружки-товарищи» для двух гол. в сопров. фп, сл. Н. Куштума
|
кл.
|
// Уральские песни: для хорового и сольного пения / Сост. Б. Яхтман. Свердловск: Свердл. обл. гос. изд-во, 1950; УГК
|
|
«Сталевар», для двух гол. (хора) в сопров. фп, сл. Е. Долматовского
|
кл.
|
Там же; УГК
|
1964
|
Песня о маяках («Пусть шумит и ревет океан...»), сл. А. Макарова
|
кл.
|
//Песни свердл. композиторов. Свердловск, 1964. С. 25-27; УГК
|
б/д
|
«Не грусти, моя гармошка», сл. С. Шитина для вок. дуэта в сопров. фп
|
кл.
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Вдоль по Питерской», обр. Г. Белоглазова для низ. гол. в сопр. фп
|
кл.
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Дума о любимой», сл. И. Байкова, для гол. и фп
|
кл.
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Весенний привет» для муж. гол. с фп, сл. Самобытника
|
|
УГК (р.)
|
б/д
|
Два вокализа для гол. с фп
|
|
УГК (р.)
|
|
«Тебя забыть я не могу» («Когда над листвой молодой») для гол., сл. В. Будяшкина
|
|
//Наша песня. Свердловск, 1974. С. 41; УГК; УрГПУ
|
Камерно-инструментальные произведения
1926
|
«Вечное движение» для скр. и фп
|
|
|
1935
|
Прелюдии для фп
|
|
|
1936
|
«Турецкий марш» для скр. и фп
|
|
|
1938
|
«Легенда», фантазия на урал. темы для фп
|
|
|
1939
|
Соната для скр. и фп
|
|
СА (р.а.)
|
1947
|
Два этюда для фп
|
|
|
б/д/
|
Прелюдия на бетховенскую тему для фп
|
|
АСК (р.а.)
|
б/д
|
«Колыбельная» для фп
|
|
АСК (р.а.); УЧ
|
б/д
|
Прелюдия ля мажор для фп
|
|
АСК (р.)
|
|
Прелюдия ми минор для фп
|
|
//Сб. фп пьес. М., 1963. С.23-27; ББ; УГК;
|
Музыка к кинофильму
1960
|
«Тайна зеленого бора»
|
п-ра
|
Свердл. киностудия, реж. О. Николаевский
|
Научные труды
О первичных средствах муз. искусства // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып. 5. Свердловск, 1963; Загляни в основы музыки // Науч.-метод. записки УрГК. Вып. 6. Свердловск, 1970; О системе музыкально-звуковых явлений / Свердл. отд. пед. об-ва РСФСР. Свердловск, 1973; Что такое подголосок // Сов. муз. 1977. №2.
Библиография
Глаголев В.Уральский композитор Г. Белоглазов и его хоровое творчество // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып 5. Свердловск, 1963; Горбовец Л. Жанр фортепианного дуэта в творчестве композиторов Урала. Екатеринбург: НМЦ повышения квалификации УГК, 1997. С. 141; Попов И. Две оперы // Сов. культура. 1956. Дек.; Протасова А.Григорий Никандрович Белоглазов // Композиторы Урала. Свердловск, 1968; Она же. Опера Г. Белоглазова «Охоня» // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып 2. Свердловск, 1959; Она же. Творчество искреннее, народное: [к 75-летию Г. Белоглазова] // Сов. музыка. 1978. № 1. С. 143; Сокольская, Ж. Белоглазов Г.Н. // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург: [б. и.], 1998. С. 101–107; Она же. Урал музыкальный: вчера и сегодня. Екатеринбург, 2008. С. 144; Шабалина Л. Григорий Никандрович Белоглазов // Урал. гос. консерв. им. М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 91-92.