Родился 26 октября 1951 г. в Свердловске. Учился в средней специальной музыкальной школе-десятилетке при Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского на теоретическом отделении, где и начал заниматься в кружке композиции сначала у Н.М. Хлопкова, а затем у Л.Б. Никольской. Занятия у Л.Б. Никольской – высоко эрудированного музыканта, ученицы М.О. Штейнберга, были продолжены в Уральской консерватории (1970–1975). Еще будучи студентом, М.А. Басок начинает свою педагогическую деятельность в консерватории, которая продолжается до сих пор, – проводит индивидуальные занятия по полифонии для студентов дирижерско-хорового отделения. За годы учебы молодым композитором были написаны произведения разных жанров: вокальные циклы, два струнных квартета, сонаты для фортепиано и для кларнета и фортепиано, хоры на стихи С. Есенина, дивертисмент для струнного оркестра. Центральным событием консерваторских лет стало исполнение в рамках пленума Союза композиторов, посвященного творчеству молодых, его первой камерной оперы «Диалоги за стеной» по Г. Аполлинеру (1973, дир. Е. Колобов, реж. Ю. Федосеев). В качестве дипломной работы композитором были представлены оратория «Слушайте звуки века!» на стихи Р. Саниной и Б. Дижур, прозвучавшая в интерпретации хора студентов консерватории под управлением Н. Якуничева, и концерт для фортепиано с оркестром, исполненный симфоническим оркестром Свердловской филармонии (дир. А.Г. Фридлендер) и Б.Б. Бородиным (фп). По окончании консерватории М.А. Басок был принят на должность преподавателя кафедры теории музыки УГК, но работу прерывает служба в армии (1975–1976). После демобилизации в 1977 г. он поступает в заочную аспирантуру ГМПИ (ныне Российская академия музыки) им. Гнесиных и в 1984 г. в Киеве защищает кандидатскую диссертацию «Современная камерная опера. К проблеме специфики жанра» (науч. рук. проф. Ю.Н. Рагс). Из композиторских премьер конца 70-х наибольший резонанс вызвала постановка в консерватории второй камерной оперы композитора – «Последний лист» по новелле О’ Генри (1979, дир. В. Вишневский, реж. Ю. Федосеев).
В 80-е гг. М.А. Басок обращается к сочинению музыки для детей и начинает активно сотрудничать с такими коллективами, как екатеринбургский хор «Аврора» (рук. Н. и В. Булановы) и московский детский хор «Пионерия» (рук. Г. Струве). В 1982 г. он был принят в Союз композиторов. В 1987 г. в концертном зале свердловской ДМШ №2, по инициативе ее тогдашнего директора Р.А. Николаева, прошел первый полномасштабный авторский концерт детской музыки М.А. Баска. В 1989 г. вместе с хором «Аврора» он выступает во Всесоюзном Доме композиторов и в столичном Концертном зале имени П.И. Чайковского. Появляются первые записи: на пластинке (еще виниловой) хора «Аврора», вышедшей в 1990 г., два номера – сочинения Баска. В начале 90-х гг. значительный масштаб приобретает его концертная деятельность по линии Свердловской филармонии: авторские вечера и творческие встречи (их было более 800) проходят в самых разных аудиториях города, области и Урало-Сибирского региона. В консерватории М.А. Басок назначается деканом историко-теоретического факультета, композиторского и заочного отделений (1985). На этой должности он проработал до 2006 г. С 2005 г. М.А. Басок – профессор консерватории. Продолжая дело своего учителя Л.Б. Никольской, занимается с юными композиторами в десятилетке (ныне Уральский музыкальный колледж), где воспитал пять лауреатов всероссийских и международных конкурсов.
В 90-е гг. центром творческих устремлений композитора становится детский музыкальный театр. Он создает целый ряд детских опер и мюзиклов, которые с удовольствием исполняются и профессиональными артистами, и самими детьми («Денискины рассказы», «Цветное молоко», «Аленушкины сказки»). Более 200 раз мюзикл «Денискины рассказы» прозвучал в концертах Свердловской филармонии и более 150 – в Белгородской. Он был также поставлен в студенческом «Театре на Академической» (музыкально-педагогическое училище №2) и показан в Московском детском музыкальном театре имени Н. Сац. При финансовой поддержке Уральской горно-металлургической компании Басок осуществляет уникальный проект – музыкальный самодеятельный театр «Слоненок» в Верхнепышминском детском доме. Театр просуществовал около пяти лет (сентябрь 2000 – май 2005), и специально для него были написаны три музыкальные сказки о Слоненке по пьесам Д. Самойлова. Коллектив театра стал лауреатом международной выставки-форума «Школа – 2002» (Москва, Сокольники). Премьерные показы оперы «У Слоненка режется клык» прошли в С.-Петербурге (Дом-музей А.С. Пушкина на Мойке, Дом композиторов). В сезонах 2000–2005 гг. М.А. Баском были проведены циклы авторских абонементов в Камерном зале филармонии «Тайны композиторского ремесла», в которых участвовали и его ученики по композиторскому кружку Уральского музыкального колледжа. В Большом концертном зале Свердловской филармонии с неизменным успехом прошли его «полнометражные» авторские концерты (сезоны 1995–2006 гг.).
В 2003 г. композитор был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РФ». Продолжая создавать музыку для детей, он обращается к жанру «взрослой» камерной оперы – пишет одноактную оперу «Галочка» по рассказу А. Аверченко, поставленную силами кафедры оперной подготовки УГК (2005, дир. Б. Нодельман, реж. С. Ключка). Плодотворным стало его сотрудничество с хоровыми коллективами Омска (хор музыкального училища и хор «Музыка для всех», рук. Н. Якуничев) и Екатеринбургским муниципальным хором «Доместик» (рук. В. Копанев). В последние годы им написан целый ряд крупных хоровых произведений на стихи отечественных поэтов – К. Батюшкова, К. Бальмонта, Н. Клюева, Н. Рубцова. Важным этапом композиторской биографии М.А. Баска явилось прикосновение к традициям православной культуры – создание цикла хоров на канонические тексты православных молитв «Величит душа моя Господа», премьера которого состоялась в декабре 2009 г. в Большом зале Уральской консерватории.
М.А. Басок является дипломатом Международного конкурса композиций для фортепианных дуэтов в Токио (1997; 1999) и лауреатом Всероссийского конкурса «Русская музыка ХХI века для детей и юношества. Хоровая лаборатория» (С.-Петербург, 2010).
СОЧИНЕНИЯ
Произведения для музыкального театра
1972
|
«Диалоги за стеной», оп. в 1 д., либр. комп. по расск. Г. Аполлинера
|
п-ра
|
АА
|
35’
|
1978
|
«Последний лист», оп. в 1 д., либр. комп. Ю. Федосеева по новелле О.Генри.
|
п-ра
|
АА
|
40’
|
1990
|
«Первая дорожка», вок.-хореогр. сюита на ст. В.Орлова в 7 ч.
|
кл.
|
АА
|
25’
|
1992
|
«Денискины рассказы», мюзикл в 2 д. по расск. В.Драгунского, либр. Б. Бородина
|
кл.
|
ББ (р.; к. р.); БГ («Он живой и светится»)
|
90’
|
1995
|
«Цветное молоко», дет. оп. в 1 д., либр. В. Орлова
|
кл.
|
ББ (р.); УЧ (к.р.)
|
55’
|
1997
|
«Аленушкины сказки», дет. оп. в 1 д. по сказкам Д. Мамина-Сибиряка, либр. Б. Бородина
|
п-ра
|
АА
|
65’
|
1998
|
«Приключения Каштанчика», дет. мюзикл, либр. В. Орлова
|
кл.
|
АА
|
80’
|
1999
|
«Беда от нежного сердца», мюзикл по водевилю В. Соллогуба, ст. В. Соллогуба и М. Баска
|
п-ра;
кл.
|
АА
|
65’
|
1999-2004
|
Четыре детских оперы про Слоненка по сказкам Д. Самойлова:
|
|
|
|
1999
|
«Слоненок пошел учиться»
|
кл.
|
АА
|
25’
|
2001
|
«У Слоненка день рождения»
|
кл.
|
АА
|
35’
|
2002
|
«У Слоненка режется клык»
|
кл.
|
АА
|
40’
|
2003
|
«Слоненок-турист»
|
кл.
|
АА
|
35’
|
2001
|
«Калиф-аист», оп. в 2 д. по мотивам сказки В. Гауффа, либр. Б. Бородина
|
кл.
|
АА
|
80’
|
2005
|
«Галочка», камер. оп. в 1 д., либр. авт. по расск. А. Аверченко
|
кл.
|
АА
|
25’
|
2005
|
«Городок в табакерке», дет. оп.-балет по мотивам пов. В. Одоевского, либр. И. Колчиной
|
кл.
|
АА
|
40’
|
2006
|
«Дудочка и кувшинчик», дет. оп. по сказке В. Катаева, либр. авт.
|
кл.
|
АА
|
40’
|
2009
|
«Коза-Дереза», дет. оп. по рус. нар. сказке в переск. А.Н. Толстого, либр. авт.
|
кл.
|
АА
|
35’
|
Симфонические произведения
1974
|
Дивертисмент для стр. орк. в 3 ч.
|
п-ра
|
АА
|
15’
|
1975
|
Концерт для фп с орк. в 3 ч.
|
п-ра; кл.
|
АА
|
28’
|
1983
|
Шесть уральских нар. песен для стр. орк.
|
п-ра
|
АА
|
12’
|
1987
|
Адажио для камер. орк.
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
5’
|
1987
|
Симфониетта-дивертисмент (Дивертисмент №2) для стр. орк. в 4 ч.
|
п-ра
|
Свердловск, 1989; ББ
|
17’
|
1997
|
Колыбельная и Марш для камер. орк.
|
п-ра
|
АА
|
6’
|
Произведения для народных инструментов
1974
|
Четыре прелюдии для баяна
|
|
// Баян в муз. школе. Вып.40. М.: Сов. комп., 1981; АСК (к.р.); ББ (р.)
|
9’
|
1990
|
Три вок. дуэта в сопров. орк. рус. нар. инстр. на сл. Э. Вериго
|
п-ра
|
КНИ
|
8’
|
1991
|
Увертюра для орк. рус. нар. инстр.
|
п-ра
|
КНИ
|
6’
|
1991
|
Сюита для домры и фп (или орк. рус. нар. инстр.) в 4 ч.
|
п-ра; кл.; о.п.
|
ББ (к.р.) – Танец
КНИ
|
10’
|
1994
|
Прелюдия, фуга и токката для баяна
|
|
УГК (к.р.)
|
8’
|
б/д
|
Шуточный хоровод для двух домр и фп
|
|
ББ (к.р.)
|
|
Вокально-симфонические произведения
1975
|
«Слушайте звуки века!», орат. на ст. Р. Саниной и Б. Дижур для хора, солистов и симф. орк в 6 ч.
|
п-ра; кл.
|
АА
|
40’
|
1981
|
«Письмо в 1941 год Тане Савичевой», кант. на ст. И. Сарайлича и К. Чуковского для тенора, хора и симф. орк., 1 ч.
|
п-ра; кл.
|
АА
|
12’
|
1989
|
«Восемь добрых тропок», кант. на ст. А. Екимцева для дет. хора и симф. орк. в 8 ч.
|
п-ра; кл.
|
ББ (к.р.)
|
22’
|
2004
|
«Венок поэту», кант. для жен. хора и камер. орк. в 6 ч. на ст. К. Батюшкова
|
п-ра;
кл.
|
АА
|
|
б/д
|
«Полечка про скрипку» для дет. хора, стр. орк. и фп, сл. А. Екимцева
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
|
Хоровые произведения
1970
|
Три хора на ст. С. Есенина для жен. хора a cappella: «За темной прядью перелесиц», «Нивы сжаты», «Ой, купало!..»
|
п-ра
|
//Хрест. для хорового класса / Сост. В. Завадский. Екатеринбург: [б.и.], 1995. С. 52–58; ББ (к.р.); УЧ
|
6’
|
|
1978
|
Три хора a cappella на ст. Н. Рубцова: «Наступление ночи», «Осени стужа и стон», «Таковы на Руси леса»
|
п-ра
|
АА
|
7’
|
|
1982
|
«Мальчик со свирелью», цикл для жен. хора a cappella на ст. А. Погосяна в 3 ч.
|
п-ра
|
АА
|
7’
|
|
1983
|
«Солнечная кантата» для дет. хора и фп на ст. В. Довжика, 1 ч.
|
п-ра
|
АА
|
5’
|
|
1987
|
Четыре хора на ст. А. Кушнера для дет. хора и фп: «Два листа», «Хищник», «Облака», «Петровские пушки»
|
п-ра
|
ББ (р.)
|
8’
|
|
1987
|
«Прощай, лето!» для жен. хора a capella, сл. Г. Георгиева
|
п-ра
|
ББ (р.)
|
|
|
1988
|
«Так далеко...», цикл для жен. хора a cappella в 3 ч. на ст. М. Никулиной: «Так далеко…», «Снится людям тишина», «Глазами всех солдат…»
|
п-ра
|
М.: Сов. комп., 1990; ББ (к.р.); УГК
|
9 ’
|
1989
|
«Мы читаем», кант. для дет. хора и фп в 8 ч.на ст. А. Кушнера
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
12’
|
|
1990
|
«Времена года», четыре хора a cappella на ст. В. Шабанова
|
п-ра
|
ББ (р.)
|
8’
|
|
1991
|
Прелюдия и фуга для хора «Аврора» для жен. или дет. хора a cappella
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
4’
|
|
1992
|
«Нет ничего прекраснее зари...», цикл для жен. хора a cappella в 5 ч. на ст. Т. Белозерова
|
п-ра
|
//«Берестень». Хоровые соч. М. Баска. Омск: Амфора, 2009; ББ (р.); УЧ (отд. №)
|
8’
|
|
1992
|
Пять хор. миниатюр на слова Ф. Грубина
|
п-ра
|
//Басок М., Бызов А., Нименский А. Хоры и песни для детей/ Свердл. обл. упр культуры; Методкабинет по учеб. завед. культ. и искусства, 1992; УЧ
|
|
|
1993
|
Пять хоров для жен. (дет.) хора a cappella на ст. В. Орлова: «Зимняя ночь», «Скажи мне, реченька…», «На печи», «Бахрома», «Разгорается денек»
|
п-ра
|
Там же; ББ (р.); УЧ
|
7’
|
|
1994
|
Фантазия на темы сов. песен времен Вел. Отеч. войны. для жен. или дет. хора и фп (баяна)
|
п-ра
|
АА
|
22’
|
|
1996
|
«Прокачу!», 9 песен для дет. хора и фп на ст. Ю. Конецкого
|
п-ра
|
Музыка / Сл. М. Баска // Произв. для дет. хора. Вып. 2. Екатеринбург: УрОСКР, 2004 (отд. №); ББ; УЧ
|
11’
|
|
1996
|
Два хора для жен. хора a cappella на ст. В. Микушевича
|
п-ра
|
АА
|
5’
|
|
1997
|
«Времена года»,4 хора для дет. хора и фп на ст. И. Павловой
|
п-ра
|
АА
|
7’
|
|
1998
|
«Фейныя сказки» для дет. хора и фп в 5 ч. на ст. К. Бальмонта
|
п-ра
|
Омск: Амфора, 2005; УГК
|
11’
|
|
2000
|
«Четыре чудесных коня», песни для дет. хора и солистов на ст. В. Орлова
|
п-ра
|
УЧ (к.р.)
|
|
|
2003
|
«Зимние песни», хоровой цикл для жен. хора без сопров. в 7 ч. на ст. Н. Рубцова
|
п-ра
|
УГК; АА
|
|
|
1995-2003
|
«Солнечный зайчик», 16 песен для гол. (хора) в сопр. фп на ст. Р. Сефа: «Солнечный зайчик», «Рыбалка», «Подсолнышек…», «Чудо», «Кот-радуга», «Облака», «Кот и мышка», «Мечтает котенок», «Весенняя песенка», «Пользуйтесь услугами химчистки», «Ночь», «Осина», «Снежная песенка», «Шоколадный поезд», «Колыбельная», «Я сделал крылья и летал»
|
п-ра
|
М.: Комп., 2003; ББ; УГК
|
|
|
2004
|
«Музыка», сл. М. Баска
|
п-ра
|
// Произв. для дет. хора. Вып. 2; ББ
|
|
|
2004
|
«Весенняя лирика», 3 хора для жен. хора без сопров. на ст. С. Маршака
|
п-ра
|
АА
|
|
|
2005
|
3 хора на ст. Н. Клюева для жен. хора без сопров.
|
п-ра
|
АА
|
|
|
2007
|
«Высоко на тереме сижу», обр. нар. песнидля хора пес Омск. обл. для жен. хора
|
п-ра
|
АА
|
|
|
2008
|
«Берестень», кант. в 8 ч. для жен. хора
на ст. Т. Белозерова
|
п-ра
|
// Берестень: Хор. соч. Максима Баска. Омск: Амфора, 2009.
|
|
|
2008
|
«Жемчуга», хор. сюита для жен. хора в сопров. фп в 6 ч. на ст. Н. Гумилева
|
п-ра
|
Омск: Амфора, 2008
|
|
|
2009
|
«Рождественская звезда», кант. в 7 ч. на ст. Б. Пастернака для смеш. хора в сопров. Органа
|
п-ра
|
АА
|
|
|
2009
|
«Величит душа моя Господа», 16 молитв. песнопений для смеш. хора без сопров.
|
п-ра
|
АА
|
|
|
б/д
|
«Блюз американского сироты» для дет. хора в сопров. Фп, сл. Ленгстона Хьюза (из негр нар. поэзии, пер. Н. Воронель)
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
|
|
б/д
|
«Вечер» для жен. хора без сопров., сл. Г. Георгиева
|
п-ра
|
ББ (р.)
|
|
|
б/д
|
«Вечерняя песенка» для дет. хора и фп
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
|
|
б/д
|
«Герои живут в наших буднях и песнях» для дет. хора, сл. Э. Вериго
|
п-ра
|
ББ (р.а.)
|
|
|
б/д
|
«Гимн хлебу» для дет. хора в сопров. фп, сл. В. Орлова
|
п-ра
|
ББ (р.а.)
|
|
|
б/д
|
«Ехал дождик на коне…» для дет. хора в сопров. фп, сл. А. Екимцева
|
п-ра
|
ББ (р.)
|
|
|
б/д
|
«Задумала Галка иголку купить» для дет. хора в сопров. фп, сл. А. Костецкого
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
|
|
б/д
|
«Здравствуй, жизнь!..» для дет. или жен. хора в сопров. фп, сл. В. Шабанова
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
|
|
б/д
|
«Кто кого боится?» для дет. хора в сопров. фп, сл. В. Орлова
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
|
|
б/д
|
«Ой ты, поле» для жен. хора без сопров., сл. С. Сомовой
|
п-ра
|
ББ (р.)
|
|
|
б/д
|
«Светлая песенка» для дет. хора или анс. в сопров. фп, сл. В. Орлова
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
|
|
б/д
|
«Радужный шар» для дет. хора в сопров. фп, сл. Р. Сефа
|
п-ра
|
ББ (р.)
|
|
|
б/д
|
«Пугало» для дет. хора в сопров. фп, сл. Т. Эльчина, пер. А. Ахундовой
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
|
|
б/д
|
«Снова осень!» для дет. хора в сопров. фп, сл. А. Екимцева
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
|
|
б/д
|
Два хора для жен. хора без сопров., сл. Л. Осокиной: «Прогулка», «Ночь»
|
п-ра
|
ББ (р.)
|
|
|
б/д
|
«Что такое весна?» для солистки и дет. хора в сопров. фп, сл. В. Инбер
|
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
|
|
Камерно-инструментальные произведения
1963
|
«Из сказок 1001 ночи» для фп
|
|
//Пьесы урал. комп. для фп. Екатеринбург: Ур ОСКР 1995; АСК (к.р.); ББ; УГК
|
|
1963
|
«Робот» для фп
|
|
// Там же; АСК (к.р.); ББ; УГК
|
|
1971
|
Рыцарская соната (1 ч.)
|
|
АА
|
|
1971
|
Пять прелюдий для фп
|
|
ББ (р.)
|
|
1972
|
Прелюдия и фуга для фп
|
|
АСК (к.р.); УГК
|
|
1972
|
Струнный квартет № 1 в 3 ч.
|
п-ра
|
АА
|
12’
|
1972
|
Соната для фп, 1 ч.
|
|
АА
|
10’
|
1973
|
Соната для кларнета и фп в 3 ч.
|
|
АА
|
15’
|
1974
|
Струнный квартет № 2, 1 ч.
|
п-ра
|
АА
|
9’
|
1974
|
«При лужке», урал. нар. песня для фп в 4 руки
|
|
ББ (р.)
|
|
1981
|
Струнный квартет № 3 в 3 ч.
|
п-ра
|
АА
|
12’
|
1986
|
Две дет. пьесы для фп: «Элегия», «Колыбельная с боем часов»
|
|
//Детям о детях. Екатеринбург, 1995; АСК; ББ; УЧ
|
|
1991
|
Концертный вальс для фп в 4 руки
|
|
ББ (к.р.)
|
4’
|
1995
|
«Пять кошачьих историй» для фп в 4 руки
|
|
АА
|
6’
|
1998
|
«Старинный русский водевиль», цикл пьес для фп в 4 руки в 3 ч.
|
|
АА
|
10’
|
2005
|
«Городок в табакерке», сюита в 7 ч. для фп в 4 руки
|
|
Екатеринбург: Ур ОСКР, 2007; АСК; ББ; УГК; УЧ
|
16’
|
2006
|
«Снежный вальс», пьесы для флейты и фп: «Элегия» для двух флейт и фп, Колыбельная, «Снежный вальс», Рондо, «Грустное скерцо»
|
|
Екатеринбург: Ур ОСКР, 2007; АСК (к.р.); ББ; УГК; УЧ
|
|
2008
|
Сонатина для флейты и фп
|
|
Екатеринбург: Ур ОСКР, 2008; АСК (к.р.); ББ
|
|
Камерно-вокальные произведения
1969
|
Вок. цикл на ст. Р. Бернса (пер. С. Маршака) для сопр., тенора, баритона и фп в 7 ч.
|
|
АА
|
12’
|
1971
|
«Попытка найти», вок. цикл на ст. Ю. Марцинкявичуса для баритона и фп, 1 ч.
|
|
АА
|
5’
|
1974
|
«Благодарение», вок. цикл на ст. А. Воловика и Р. Саниной для баритона и фп в 5 ч.
|
|
АА
|
10’
|
1984
|
Два монолога о войне на ст. В. Семенова для баса и фп.
|
|
АА
|
4’
|
|
1987
|
«Любовь», вок. цикл на ст. Х. де Ибарбуру (пер. И. Чежеговой) для сопр. и фп в 7 ч.
|
|
АА
|
12’
|
|
1991
|
Четыре стихотворения Десанки Максимович для сопр. и фп. (пер. Н. Стефановича, Б. Ахмадулиной, В. Тушновой, А. Ахматовой)
|
|
ББ (р.)
|
8’
|
|
1992
|
«Ах, любовь!» для гол. в сопров. фп; сл. Э. Вериго (вар-т для гол. и орк. нар. инстр.)
|
|
// Огонь рябиновый: Песни урал. композиторов. Свердловск, 1992. С. 44-47; УГК; КНИ
|
3’
|
|
1992
|
«Баллада о золотом поле» для гол. в сопров. фп, сл. Э. Вериго
|
|
Там же. С. 22-27; УГК
|
|
|
1995
|
«Осенние пейзажи», два дуэта на ст. Н. Заболоцкого для сопр., меццо-сопр. и фп
|
|
АА
|
5’
|
|
1996
|
«Увижу тебя…», вок. цикл на ст. П. Вегина для сопр., баритона и фп в 7 ч.
|
|
ББ (р.)
|
21’
|
1983-2010
|
«Дон Жуан», вок. цикл в 6 ч. на ст. М. Цветаевой для сопр. в сопров. фп
|
|
АА
|
11’
|
б/д
|
«Когда я буду взрослым…» для гол. и фп, сл. А. Кушнера
|
|
ББ (к.р.)
|
|
б/д
|
«Ты, Россия, вся в росе...» для гол. и фп, сл. Г. Георгиева
|
|
УГК (к.р.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Музыка к драматическим спектаклям
1998
|
«Барышня-крестьянка», пьеса М. Баска по мотивам пов. А.С. Пушкина.
|
Дискография
2 хора на ст. А.Кушнера: «Облака», «Петровские пушки»
|
Мелодия, С-10 30029 001
|
Хор «Аврора»
|
Авторский диск «Он живой и светится» (мюзикл; хор. произв.).
|
Студия «Урал», UL 96245
|
Муз т-р ДМШ-11, мл. коллект. хора «Аврора», солисты Свердл. филарм. Ю. Яковлев, П. Зверев, Т. Радченко, Н. Пентина
|
Авторский диск «Нет ничего прекраснее зари». Хор. произв.: кант. «Мы читаем», хор «Глория», песни на ст. Б. Бородина, Ю. Конецкого, фрагм. из мюзикла «День без родителей», кант. «Лет лебединый», хоры на ст. В. Микушевича.
|
Студия «Урал», UL 98167
|
Хор «Аврора»; хор А. Козлова, жен. гр. хора «Доместик»; хор «Глория»
|
«Нет ничего прекраснее зари», хор. цикл
|
Студия «Урал», UL 98607
|
Жен. гр. хора «Доместик»
|
Авторский диск «Слоненок и его друзья»: дет. оп. «Слоненок пошел учиться», кант. «Фейные сказки», 3 цикла фп дуэтов, хоры для детей
|
Студия «Урал», 2002
|
Муз. театр «Слоненок»; хор «Глория»; А. Бородин, Б. Бородин (фп); мл. гр. хора «Аврора»
|
«Зимние песни», хор. цикл на ст. Н. Рубцова
|
// Задержись, заря. Студия «Урал», 2004
|
«Музыка для всех» (Омск)
|
Венок песен Великой Отечественной войны
|
«Автора» – ветеранам. Студия «Урал», 2005
|
Хор «Аврора»
|
«Старинный русский водевиль», цикл для фп в 4 руки
|
// Камерная музыка уральских композиторов. CD 1. Студия «Урал», 2007
|
А. Бородин, Б. Бородин (фп)
|
Концерт для фп с орк. в 3 ч.
|
//Фридлендер А. Камер. опера «Снег»; Басок М. Концерт для фп с орк. Екатеринбург; компания Laser Craft, 2009
|
Симф. орк. Свердл. филарм., дир. А. Фридлендер, Б. Бородин (партия фп, зап. 1975 г.)
|
Нотные публикации
«Некогда солнышку в небе лениться!»: Песни для детей на стихи В. Орлова, Б. Бородина, Ю. Конецкого, Р. Сефа. Екатеринбург: Гор. упр. нар. образ., 1999; «Я сделал крылья и летал»: Песни и хоры для детей. М.: Комп., 2001; Детская сюита в 5 ч. для фп в 4 руки. Екатеринбург: УрОСКР, 2002; Ария и Гротеск для четырехструнной домры и фп // Оригинальные произв. для домры и фп. Екатеринбург, 2003; «Почему я так медленно расту?»: Сб. песен и хоров для дет. (жен.) хора юных комп. Екатеринбургской муз. школы-лицея класса М.А. Баска /Сост., ред., хор «Музыка». Метод. каб. Свердл. обл. мин-ва культ., 2003; «Солнечный зайчик»: Хоры и песни для дет. хора на ст. Романа Сефа. М.: Комп., 2003; «Зимние песни»: Хор. цикл в 7 ч. для жен. хора на ст. Н. Рубцова. Омск, 2004; Четыре детские песни («Я дождиком работаю», «Снегурка из подъезда», сл. Ю. Конецкого; «Песенка про маму», «Песенка друзей», сл. В. Орлова) // Произв. для дет. хора. Вып. 1. Екатеринбург: УрОСКР, 2004; «Музыка», хор на сл. М. Баска // То же. Вып. 2. Екатеринбург: УрОСКР, 2004; «Снежный вальс», пьесы для флейты и фп. Екатеринбург: УрОСКР, 2004; «Фейныя сказки»: Кант. для жен. (дет.) хора в 6 ч. на ст. К. Бальмонта. Омск: Амфора, 2005; «Венок поэту», кант. в 6 ч. на ст. К. Батюшкова. Омск, 2006; Л.Б. Никольская. «Серебряное копытце»: Клавир дет. оп. /Ред., закл. ст. Екатеринбург, 2007; Сонатина для флейты и фп. Екатеринбург: УрОСКР, 2008; «Наша добрая земля»: Песни и хоры для дет. хора и солистов. Упр. обр. адм. Екатеринбурга, 2008; «Жемчуга»: Хор. сюита для жен. хора в сопров. фп в 6 ч. на ст. Н. Гумилева. Омск: Амфора, 2008; Хоровые сочинения Максима Баска. Омск: Амфора, 2009; «Волшебная скрипка» на ст. К. Бальмонта // «Русская музыка ХХI века для детей и юношества. Хор. лаборатория». СПб, 2009. С. 197-201.
Научные труды
Современная камерная опера. К проблеме специфики жанра: Дисс. ... канд. искусствоведения. Киев, 1984; Камерная жанровая опера как разновидность оперы ХХ века // Проблемы муз. жанра: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 54. М., 1981; Вопросы методики анализа камерной оперы // Актуальные проблемы вузовской педагогики: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 76. М., 1984; Некоторые особенности драматургии камерной оперы как следствие сокращения фактора времени // Вопр. муз. драматургии / УГК. Екатеринбург, 1991; Любовь Борисовна Никольская // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998; Сборник музыкальных диктантов. Екатеринбург: УГК, 1996; Уральская опера в контексте отечественных традиций жанра // Проблемы муз. культ. Рубеж веков. Екатеринбург, 1999; Об особенностях полифонического стиля инструментальных фуг Г.Ф. Генделя, написанных на одинаковую тему // Культура эпохи Барокко. Екатеринбург, 2000; Парадоксы романтической фуги // Культура эпохи романтизма. Екатеринбург, 2002; Уральское отделение Союза композиторов России // Екатеринбург: Энциклопедия. Екатеринбург: Академкнига, 2002; Композиторское образование на Урале: истоки, традиции, перспективы // Традиции муз. культуры Урал.-Сиб. региона. Тюмень, 2003; Полифония в композиторских техниках ХХ века // Культура ХХ века. Екатеринбург, 2003; Музыкальный театр «Слоненок» в жизни детей-сирот // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2003. №1. С.47-51; Воспоминания о композиторе М.И. Гальперине. Екатеринбург, 2003 (ред.-сост., авт. воспом.); Традиции с.-петербургской композиторской школы и педагогические принципы Л.Б. Никольской // Екатеринбург, 2003; К проблеме сохранения творческого наследия уральских композиторов // Уральская организация Союза композиторов России: прошлое и современность: мат-лы регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004. С. 11-13; Полифония в раннем фортепианном творчестве С. Прокофьева // Русская фортепианная музыка начала ХХ века. Екатеринбург, 2005; К проблеме специфики современного нотного письма // Музыка в системе культуры. Теор. и ист. проблемы музыкознания. Вып. 1. Екатеринбург, 2005; Дирижеры М.И. Паверман и А.Г. Фридлендер (субъективный взгляд из 70-х годов века прошедшего // М. Паверман. Музыкант. Педагог. Человек. Екатеринбург, 2006; Традиции отечественного любительского детского музыкального театра и творчество Л.Б. Никольской // Худ. культура и образование Урала. ХХ столетие. Екатеринбург, 2006 (в соавт. с А. Ермаковым); Произведения для детского любительского театра уральского композитора Л.Б. Никольской // Музыкальные традиции совр. России. Челябинск, 2006; Путь Н.Я. Мясковского-полифониста: от новаторства к традиции // Неизвестный Мясковский. Взгляд из XXI века. М.: Комп., 2006; Молодежная секция при Уральской организации Союза композиторов России – «второе поколение» //Актуальные проблемы муз. и худ. образования: Мат-лы второй междунар. Интернет-конф. Екатеринбург: УрГПУ, 2010; О роли молодежной секции при Уральской организации Союза композиторов России в образовательном процессе кафедры композиции УГК // История музыкального образования как область научного знания. Пермь, 2010. С. 138-142.
Избранные публикации в СМИ (всего около 100)
Народный оперный: премьеры и проблемы // Сов. муз. 1979. №3. С. 140-141; Беседа с Г.Д. Цомыком // Сов. муз. 1979. №6. С. 134-135; Авторский концерт А. Бызова // Народник. 1994. №1. С.28; По гамбургскому счету // ВЕ. 2001. 14 дек.; Сезоны «Слоненка» // Учительская газета. 2002. №51; Вечер фортепианных транскрипций // Муз. обозрение. 2010. №4 (316); Надежда Урала // Обл. газета. 2010. 28 мая.; Виват «Аврора» // Обл. газета. 2010. 27 июля; Оперная студия приглашает // Обл. газета. 2010. 2 нояб.; Не мемуары // Веси. 2010. №6. С. 52-59.
Библиография
Бородин А. Методические рекомендации к сюите «Городок в табакерке» М.А. Баска // Фортепианная музыка – детям: учеб.-метод. пособие. Вып. 2: Произв. урал. комп. Екатеринбург: УрГПУ, 2006; Бородин Б. Максим Андреевич Басок // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 285-290; Он же. Максим Басок и «наше счастливое детство» // Веси. 2006. №10. С. 66-68; Он же. Два этюда о екатеринбургском композиторе Максиме Баске // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт. Вып. 7. Жанр – Форма – Направление. Кемерово, 2009. С. 274-283; Вильнер Н. Молодежи – пристальное внимание // Сов. муз. 1973. №12; Гранковская И. Он живой и светится // ВЕ. 1996. 24 окт.; Громова И. Хорошо! // Обл. газета. 1997. 12 марта; Ермаков А. Опера «малой» жанровой разновидности в творчестве уральского композитора М. Баска // Уральская музыка в контексте современной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 34-36; Он же. Поет коза рогатая // ВЕ. 2010. 28 окт.; Ивановская О. Фортепианная музыка уральских композиторов для детей // Уральская музыка в контексте совр. культуры. Екатеринбург, 2009. С. 36-40; Марченко Л. От песни до симфонии // На смену. 1977. 5 янв.; Марченко О. К проблеме интерпретации поэзии К. Батюшкова в кантате «Венок поэту» М. Баска // Уральская музыка в контексте совр. культуры. Екатеринбург, 2009. С. 29-33; Марченко О. Цветное молоко лучше, чем «Милки Уэй» // ВЕ. 1996. 1 июня; Муртазина М. Колыбельная сыну // Новый мир (Курган). 1995. 10 февр.; Осипова К. Дениска и КО // ВЕ. 1996. 21 февр.; Петрова Н. Волшебная сила искусства // На смену. 1979. 2 мая; Провозина Н. Творчество композиторов уральской школы: История, стиль, жанры. Ханты-Мансийск, 2007. С. 198-202; Романова Л. Музыка уральских композиторов в культурологических координатах // Актуальные проблемы муз. и худ. образ.: Мат-лы второй междунар. Интернет-конф. Екатеринбург, 2010. С. 27-34; Рубаха Е. «Бюро медвежуслуг», «Робот» и другие... // Веч. Свердл. 1987. 31 марта; Он же. О диске компактном замолвите слово // ВЕ. 1997. 4 февр.; Рудица Р. Зайчик мой, борись с волками // Театр. 2006. № 4. С.65-67; Рудица Р. Максим Басок. «Фейныя сказки». Кантата на стихи К. Бальмонта // CD-магазин, 2003; Серебрякова Л. В движеньи музыкант живет... // На смену. 1988. 18 февр.; Она же. Кому нужен детский хор // На смену. 1989. 23 мая; Она же. Максим Андреевич Басок // Беляев С., Серебрякова Л. Музыкальная культура Среднего Урала. Екатеринбург, 2005. С. 188-191; Она же. Музыка уральских композиторов: Учебник для муз. вузов. Екатеринбург: УГК, 2011. С. 250-259; Сокольская Ж. Время – камертон творчества // На смену. 1973. 31 мая; Степанова Н. Пять кошачьих историй для рояля в четыре руки // Местное время (Нижневартовск). 2001. 21 февр.; Шабалина Л. Максим Андреевич Басок // Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского: 75 лет истории. Екатеринбург, 2009. С. 132-133; Шакшина Е. Д.К., штиблеты Кабалевского и МХК // ВЕ. 1994. 26 марта; Шахрай В. «Денискин» мюзикл: вторая серия // ВЕ. 1993. 16 апр.