E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

100 ЛЕТ КОМПОЗИТОРУ ГЕОРГИЮ СВИРИДОВУ

 

Хор студентов уральской консерватории 

 

Великому русскому композитору Георгию Васильевичу Свиридову 16 декабря исполнилось бы сто лет. Этому знаменательному событию были посвящены мероприятия во многих городах страны: в Иркутске,  Новосибирске, Владимире, Ульяновске, Уфе, Красноярске, в родном для композитора Курске. Екатеринбург не стал исключением. Всемирный центр Композитора, Детская школа искусств №14 им. Г.В. Свиридова, Детская художественная школа им. Г. Мосина при поддержке Министерства культуры Российской федерации пригласили в Екатеринбург племянника композитора, директора Свиридовского института, доктора искусствоведения Александра Сергеевича Белоненко, который большую часть своей жизни посвятил изучению творчества великого дяди. Так он определил идею музыки Георгия Васильевича: «Его очень волновала судьба России и соотечественников, и он был первым композитором, который поднял эту проблему в своей музыке. Его главной идеей была «тайная связь с землей». Своей музыкой Свиридов стремился пробудить национальное самосознание, в том числе, через патетические оратории – большие сочинения, рассчитанные на огромную аудиторию. Например, на главной площади Екатеринбурга – площади 1905 года в 1963 году его ораторию исполнял хор из 800 человек».

 

Программа у Александра Сергеевича в столице Урала была насыщенная. 17 ноября он провел лекции в Консерватории имени М.П.Мусоргского, Свердловском музыкальном училище имени П.И.Чайковского и Доме журналистов, где поведал о взаимоотношениях Георгия Свиридова с его выдающимся учителем Дмитрием Шостаковичем. На следующий день состоялась встреча в детской школе искусств №14. Вечером 18 ноября Александр Сергеевич отправился в Музей истории Екатеринбурга на уникальный проект –  «100-летие Георгия Свиридова», в котором исполнялась музыка композитора, и выставлялись работы уральского художника, друга Георгия Васильевича Геннадия Мосина. «Этот вечер был  данью памяти художникам, которые жили в одно время и беззаветно служили своей родине», - поведала ведущая концерта, музыковед Марина Анисимова.

 

Хор «Сириус» екатеринбургской детской школы искусств  им. Г.В.Свиридова исполнил два хора на стихи А. Барто «Песенка о Москве», «Звенигород». Юный музыкант Илья Штадлер в дуэте с концертмейстером Еленой Старостиной исполнил сюиту «Время, вперед!», которая известна каждому россиянину как музыкальная заставка в новостной программе «Время». Ансамбль скрипачей «Комплимент» из музыкальной школы № 9 ( руководитель Светлана Фирсова), вместе с ансамблем «Виолинка» (руководитель -  Надежда Глухова) выступили с музыкальными иллюстрациями «Романс» и «Вальс» из повести Пушкина «Метель». Состоялась мировая премьера вокального цикла «Отчалившая Русь» на стихи С.Есенина в рок-редакции композитора Александра Пантыкина  в исполнении оркестра Союза композиторов, бас-гитариста Андрея Мурашева, гитариста Юрия Мишкова, пианиста Платона Газелериди и солиста Алексея Петрова. В завершении вечера Хор студентов уральской консерватории под руководством Владимира Завадского исполнили «Запевку» на слова Северянина, три хора на стихи Пушкина и знаменитый «Балаганчик» на стихи Блока.  Александр Пантыкин: «Зал музея истории Екатеринбурга стал традиционным для нас, но в то же время и новаторским, так как именно здесь мы показываем свои самые смелые произведения. Я как Дедушка уральского рока знаю, что Георгий Васильевич в последние годы особое внимание обращал на современную песню, слушал рок-группы. Поэтому я решил соединить один из самых замечательных вокальных циклов Свиридова - цикл «Отчаливая Русь» с рок-инструментами».

 

Перед отъездом Александр Белоненко поделился впечатлениями об организации празднования 100-летия композитора в столице Урала: «Мне очень приятно, что в Екатеринбурге, городе большой культуры, в значительном городе с точки зрения вклада в жизнь всей страны, имя композитора не забыто и его столетие тоже отмечается. Я видел разные варианты празднования юбилея композитора: в Санкт-Петербурге недавно прошли Невские хоровые ассамблеи, где исполнялись все сочинения  Свиридова, в Новосибирске был фестиваль «Покровская осень», где выступал хор из 250 человек. Такого я нигде не видел – неожиданная и очень симпатичная форма. Особенно понравился хор консерватории, а маленькие детишки пели славно и живо. Конечно, стоит сказать и о работе Александра Александровича, который аранжировал музыку Свиридова, хотя я услышал не все композиции, но сам ход работы мне принес большое удовольствие. Я слышал, как Олег Погудин исполняет «Невесту» Свиридова на стихи Блока, встречался с джазовыми обработками, но то, что сделал «Дедушка уральского рока», получилось совершенно оригинально. Однако хочу заметить, что он еще робко подошел к аранжировке. Если любимая Свиридовым электро-гитара будет звучать еще ярче, то получится великолепный номер. В любом случае, все эти новые обработки говорят о том, что Свиридов является предметом народного творчества, и его музыка обладает внутренней притягательностью».

 

Но на этом празднование 100-летия Свиридова в Екатеринбурге не закончилось. В музыкальном училище имени П.И.Чайковского 4 декабря прошел грандиозный хоровой концерт. На нем прозвучали камерные сочинения в исполнении академического хора музыкального училища, солистов и вокальных ансамблей,  детского хора «Соловушки», а также  произведения для симфонического оркестра и хора: фрагменты из сюиты «Время вперед» и кантата «Курские песни». Зал был полон зрителей, что говорит о любви горожан к музыке Георгия Васильевича. Некоторые песни, например «Бороду» из цикла «Курские песни» и лирическую песню «Святая любовь» музыканты исполняли на «бис». Ведущая концерта, член Союза композиторов Свердловской области и России, музыковед Наталия Иванчук объяснила эффект, производимый музыкой композитора на слушателей: «Когда слушаешь музыку Свиридова, возникает чувство озарения и даже чуда. В ней есть великое свойство открытости, поэтому она способна мгновенно вызывать живой эмоциональный отклик». Финальные концерты, завершающие Юбилейный год Свиридова в России пройдут  16 декабря в Большом театре в Москве и 21 декабря в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

 

Георгий Свиридов творил по велению сердца, поэтому и по сей день, композитор не забыт и любим многими людьми. Музыка никогда не была для него просто искусством игры или забавой, она была средством беседы с людьми. Поэтому сейчас, спустя годы, мы до сих пор можем понимать язык мелодий этого великого композитора.

 

Дарья Рябова

16 дек. 2015

Творческий состав

Марченко Любовь Васильевна

Родилась 1 июля 1939 г. Окончила Магнитогорское музыкальное училище (1957) и Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского (1962), где обучалась в классе В.Н. Трамбицкого, а после его отъезда в Ленинград – в классе Е.Н. Корчинского. Ее дипломная работа была посвящена творчеству Прокофьева. Уже с 4 курса Л.В. Марченко начинает свою педагогическую деятельность на кафедре теории музыки. В 1961 г. она явилась одним из инициаторов открытия при Уральском отделении СК СССР первой в стране молодежной секции, совместно с музыковедом Н.М. Вильнер готовила программы и вела лекции-концерты этой группы в городах и селах Урала. Перу Л.В. Марченко принадлежит целый ряд публицистических статей о творчестве композиторов Урала и о концертной жизни Свердловска, опубликованных в местных и центральных изданиях. В 1977 году переезжает в Ленинград, преподает в Ленинградском институте искусств и культуры. В настоящее время Л.В. Марченко работает в Музее-квартире Ф. Шаляпина в Санкт-Петербурге.

Манжора Борис Георгиевич

Манжора Борис Георгиевич
Родился 14 мая 1921 года в городе Шадринске Курганской области в семье потомственных железнодорожников. Начал заниматься на тромбоне в самодеятельном духовом оркестре в 1932 г. В 1936 г. поступил в Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, где его педагогами были А. Г. Волков и И. М. Жилинский и консультантом — В. И.Щёлоков. Уже с третьего курса, в 17 лет, был принят в группу тромбонов оркестра Свердловского театра оперы и балета им. А.В. Луначарского. В 1990 г. Б.Г. Манжора был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1992 г. он становится членом Союза театральных деятелей России. Более сорока лет продолжалась его исполнительская и просветительская деятельность как тромбониста и музыковеда. В его классе подготовлено более двухсот учеников — тромбонистов, тубистов, музыковедов. Им опубликовано более трёхсот музыковедческих и методических работ, среди которых книги «Саратовский академический театр оперы и балета» (в 2-х томах), «Государственный Уральский русский народный хор», «Методика обучения игре на тромбоне» (Киев, 1976). Среди музыкальных произведений, написанных Б.Г. Манжорой, известность получили произведения для тромбона: «Концертный этюд», «Эскиз», «Концерт для тромбона и фортепиано».18 апреля 2011 г. в Большом зале Саратовской консерватории имени Л. Собинова состоялся мемориальный концерт, посвященный 90-летию профессора Б.Г. Манжоры.