E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

«Музыка уральских композиторов в структуре дополнительного образования» – новый сборник ЕДШИ № 11 имени Е.Ф. Светланова к юбилею Союза композиторов Свердловской области

Изданный ЕДШИ № 11 имени Е.Ф. Светланова сборник заслуживает особого внимания, прежде всего, как убедительный результат творческой инициативы педагогов и обучающихся школы. А если учесть, что и проведение научно-практической конференции учащихся (21 мая 2019 г.), и подготовка сборника к изданию совпали и были скорректированы условиями мировой пандемии COVID-19 (дистанционное обучение), то становится очевидным, что значение сборника выходит за границы публикации собственно методического издания, связанного с конкретной датой и учебным процессом, и приобретает более глубокий содержательный смысл. Безусловно, сборник стал далеко не рядовым событием уже в силу того, что, как указано в аннотации к нему, это издание представляет собой «первый и пока единственный в нашем регионе опыт теоретического осмысления музыки уральских композиторов в структуре дополнительного образования учащимися детской школы искусств. В сборнике раскрыты 18 монографических тем, посвященных творчеству уральских композиторов, музыковедов, балетмейстеров, исполнителей-инструменталистов, чьи имена стали гордостью культуры Уральского региона». Надо отметить, что основой данного сборника являются выступления участников научно-практической конференции учащихся, состоявшейся 21 мая 2019 года в Екатеринбургской детской школе искусств № 11 имени Е.Ф. Светланова, посвященной 80-летию Союза композиторов Свердловской области.

 

Редактором сборника стала директор ЕДШИ №11 имени Е.Ф. Светланова Любовь Григорьевна Чепайкина, уже в течение ряда лет оказывающая большую поддержку всестороннему изучению творчества уральских композиторов в своей школе. Автором и руководителем детско-юношеского проекта к юбилею СК СО выступила музыковед Оксана Марченко, член Союза композиторов России и Союза композиторов Свердловской области, заведующая теоретическим отделом ЕДШИ № 11 имени Е.Ф. Светланова. Под ее руководством учащимися были подготовлены статьи об истории Уральской композиторской организации, ее основателях, продолжателях, а также представителях нынешнего творческого состава. Целый ряд статей посвящен Евгению Павловичу Родыгину (1925 – 2020), под чьим именем прошел 2020 год в Свердловской области.

 

Все статьи сборника расположены согласно музыкально-исторической перспективе – от основателей до сегодняшнего дня, в связи с чем возникает стройная картина исторической преемственности и развития традиций в уральской музыке. Учащиеся под руководством преподавателя О.Г. Марченко, опиравшиеся на работы ведущих музыковедов-исследователей уральской региональной тематики, среди которых Л.В. Барыкина, С.Е. Беляев, Б.Б. Бородин, И.В. Винкевич, Н.Н. Иванчук, Т.И. Калужникова, Л.В. Романова, Л.А. Серебрякова, Ж.А. Сокольская, Л.К. Шабалина, привнесли на страницы своих статей многие их идеи и концепции. Такое глубокое знакомство учащихся с музыковедческой литературой по уральской проблематике само по себе заслуживает похвалы, поддержки, а также продолжения, которое, возможно, выразится в новых творческих проектах и открытиях.

 

Ряд статей учащихся содержат в себе открытия. Написанная учащимся Вадимом Плуталовым, Лауреатом стипендии «Талантливые дети – талантливый город», в соавторстве с О.Г. Марченко статья «Живые традиции учителей – лучший рецепт музыки будущего» – это первая аналитическая статья о композиторе Евгении Перевалове, юбиляре Года-2020 (р.1970). В этом сборнике находится и первая объемная публикация о музыковеде Жанне Абрамовне Сокольской (1932 – 2019), всю жизнь посвятившей изучению уральской темы. Статья написана учащейся 7 класса Дианой Сисанбаевой в соавторстве с О.Г. Марченко, в завершение статьи поместившей свои стихи памяти Жанны Сокольской, впервые прочитанные на панихиде 27 марта 2019 года.

 

В статье самой О.Г. Марченко – «Бажовская тема в музыке уральских композиторов и новая песня о Бажове» – затронута тема взаимодействия уральской музыки и уральской хореографии, а также приведены ценные исторические факты о творчестве выдающегося балетмейстера А.П. Поличкина (1910 – 1999), о претворении бажовской тематики в его хореографических постановках.

 

Большой интерес представляют помещенные в сборнике воспоминания композитора Евгения Перевалова о своем педагоге по композиции, профессоре Уральской консерватории Маргарите Александровне Кесаревой (1936 – 2017), яркой представительнице поколения уральских «шестидесятников».

 

Тема преемственности в уральской музыке – одна из определяющих в проблематике данного сборника – раскрывается в целом ряде публикаций, в первую очередь, в статье «Программная симфоническая музыка для детей в XXI веке. «Дудочка и кувшинчик» Максима Баска в оркестровке Евгения Перевалова». Первоначально созданная М. Баском детская опера «Дудочка и кувшинчик» превратилась в произведение нового жанра – симфоническую сказку – именно в их совместном с учеником по десятилетке Е. Переваловым творчестве. В этом виде она прозвучала в проекте СК СО «Симфонические сказки», представленном екатеринбургской публике 28 октября 2014 года на сцене зала Маклецкого.

 

Вступительная статья к сборнику статей «Музыка уральских композиторов в структуре дополнительного образования» написана Заслуженным деятелем искусств РФ, профессором, заведующей кафедрой истории музыки Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского Любовью Алексеевной Серебряковой. В своей статье «На пути к творчеству» она отметила огромную увлеченность учащихся ЕДШИ № 11 исследуемыми темами, «близкое знакомство с самой уральской музыкой, понимание ее специфики, образности и языка, а также индивидуальных авторских стиле композиторов».

 

Появление сборника статей учащихся Екатеринбургской детской школы искусств № 11 имени Е.Ф. Светланова – событие глубоко знаковое и оптимистичное. Впечатляет не только сам факт знакомства большого числа учащихся с уральской музыкой, но и искренняя их заинтересованность в ее изучении, увлеченность историей и днем сегодняшним музыкальной культуры Екатеринбурга и шире – Уральского региона в целом.

 

Материал подготовлен Пешковой Галиной Николаевной, кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского

Творческий состав

Морозов Николай Александрович

Морозов Николай Александрович
Родился 6 августа 1956 г. в Куйбышеве (ныне Самара) в семье инженеров. С детства проявлял музыкальные способности, учился игре на аккордеоне, самостоятельно освоил гитару, баян, блок-флейту, увлекался импровизацией. Окончил теоретическое отделение Сызранского музыкального училища (1982) и Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского по классу композиции Н. М. Пузея (1987). Во время учебы принимал участие во Всесоюзном конкурсе студентов и аспирантов-композиторов: 1985 г. – вторая премия в номинациях «Камерная музыка» и «Фортепианная музыка»; 1987 – вторая премия в номинации «Симфоническая музыка». После окончания консерватории совмещал учебу в ассистентуре-стажировке с преподавательской деятельностью на кафедре композиции и с должностью заведующего музыкальной частью Театра кукол. В 1989 г. Н. А. Морозов был принят в члены Союза композиторов. В 1993 г. он переезжает в Санкт-Петербург, преподает в Академии театрального искусства (доцент с 2001 г.). С 1998 г. и по настоящее время работает заведующим музыкальной частью Академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова, пишет музыку к спектаклям театров Москвы, Вильнюса, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Челябинска, Ярославля, Петрозаводска и др.

Кобекин Владимир Александрович

Кобекин Владимир Александрович
Сугубо современные по интонационному строю произведения Кобекина отличает мелодическая выразительность и пластичность, присутствие неизъяснимо-проникновенного начала, которое составляет лирическую суть праосновы музыки как искусства. ... Идея ограничения выразительных средств представляет творчество композитора в русле минимализма – направления, активно развивающегося в мировом музыкальном искусстве последних десятилетий. Однако кобекинский минимализм – это полнозвучный мир, покоряющий всеохватностью и богатством образов. В сочинениях Кобекина данного направления самобытно отражается интерес композитора к религиозным сюжетам, к жанрам духовной музыки, демонстрируется широта осмысления вопроса.