E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

История

Наши достижения

СОБЫТИЯ сезона 2009

Шестой детско-юношеский конкурс "Музыкальные звездочки"

"Юбилейный фестиваль "70 лет уральской музыке".

Создана Молодежная секция Уральского отделения Союза композиторов РФ, председатель Жемчужников Александр.
На основе Молодежной секции функционирует ПИНГВИН-КЛУБ, который проводит интересные неординарные нестандартные проекты.

 

СОБЫТИЯ сезона 2008

Дни новой музыки в Екатеринбурге:
Фестиваль Музыка екатеринбургских композиторов для детей и юношества (посвящение Году семьи)

Третий конкурс молодых музыкантов Екатеринбурга на лучшее исполнение произведений уральских композиторов «Взгляд в будущее»

 

СОБЫТИЯ сезона 2007

Пятый детско-юношеский конкурс "Музыкальные звездочки"

РОССИЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ФОРУМ

 

СОБЫТИЯ сезона 2006-2007
Музыковеду Татьяне Калужниковой присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РФ»
Композитор Евгений Щекалёв стал лауреатом премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за 2006 год (проект «Пятнадцать посвящений родному краю» для солистов, трех хоров, симфонического оркестра, чтеца, синтезатора и фортепиано). Кроме того, на премию Губернатора номинировалось сочинение Владимира Кобекина – Симфоническая сказка для детей «Колобок».
Лауреат Международных конкурсов, композитор и пианистка Елена Самарина была удостоена Диплома на Международном конкурсе фортепианных дуэтов в Японии (Токио, март 2007).
22 февраля в Екатеринбургской музыкальной гостиной «ЛЕЯ» с большим успехом прошло первое исполнение камерной оперы «Галочка» заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Максима Баска, написанной на сюжет одноименного рассказа А. Аверченко.
27 февраля в Екатеринбурге (ДК им. М. Лаврова) и 16 марта в Органном зале г. Челябинска прошел авторский вечер заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Евгения Щекалева. 18 марта в Камерном зале Свердловской государственной академической филармонии состоялся творческий вечер заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Андрея Бызова.
25 марта, в Париже, в рамках фестиваля «Музыка нашего времени» прозвучал хоровой цикл композитора Ольги Викторовой «Homo cantans» (Исполнители: Камерный хор «Артемис», руководитель Сирил Ролт-Грегорио и женский хор «Pour raison de beaute», руководитель Бернар Тома).
27 марта в Саратовском государственном академическом театре оперы и балета состоялась мировая премьера оперы «Маргарита» заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Владимира Кобекина.
Вышла в свет книга «Нейгаузы: Густав. Генрих. Станислав», одним из ав-торов которой является член нашей организации, музыковед, доктор искусствоведения, профессор Борис Бородин. Презентация названной книги прошла в Москве: 19 марта – в Государственном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки, 21 марта – в Московской государственной консерватории им. П. И.Чайковского, 23 марта – в музее Б. Пастернака в Переделкино.

 

Декабрь 2006 года
«Дни новой музыки в Екатеринбурге».

 

ноябрь 2006 года
5 ноября исполнилось 70 лет заслуженному деятелю искусств РФ, композитору Леониду Гуревичу. Его юбилейный творческий вечер прошел в Большом концертном зале Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. В концерте прозвучали сочинения разных лет. Участвовали: симфонический оркестр студентов УГК (дирижер Энхе), оркестр народных инструментов студентов УГК (дирижер В. Петушков), хор студентов дирижерско-хорового факультета УГК (руководитель – профессор В. Завадский), Концертный детский хор «Глория» (руководитель Е. Бартновская). Солисты: Н. Капленко, И. Паращук, С. Позднякова, Ю. Кравчук.

 

сентябрь 2006 года
Уральский академический филармонический оркестр в связи с 70-летием со дня основания объявил Международный конкурс на создание симфонической музыки для детей. От УрО СК России участвовали композиторы А. Жемчужников («Каникулы льва» для чтеца и симфонического оркестра), В. Кобекин (Симфоническая сказка «Колобок»), А. Красильщикова («Нехитрая история о маленьком Людвиге», лесные зарисовки для симфонического оркестра), А. Пантыкин (сказка для чтеца, флейты, фагота, 3-х тромбонов, тубы и симфонического оркестра «Флюм-пам-пам»).


А. Пантыкин удостоен Второй премии и Приза зрительских симпатий
А. Красильщикова стала Дипломантом конкурса

 

октябрь 2005 года
Дни новой музыки в Екатеринбурге.

 

сентябрь 2003 года
Фестиваль новой музыки "Festspiel".

 

май 2002 года
Международный фестиваль "Линии Авета Тертеряна".

 

декабрь 2001 года
Фестиваль камерной музыки "Декабрьские вечера".

 

сентябрь 2001 года
Фестиваль "Звук и Пространство".

 

сентябрь 1999 года
Фестиваль "60 лет уральской музыки".

 

ноябрь 1998 года
Фестиваль "Музыкальное приношение Екатеринбургу". Приуроченный к 275-летнему юбилею города, он включает камерные, хоровые и симфонические премьеры. Звучат и произведения, участвовавшие в Конкурсе на создание увертюры, посвященной юбилею Екатеринбурга, в том числе победившие "Юбиляции" А.Нименского.

 

октябрь 1998 года
Выходит в свет книга "Композиторы Екатеринбурга" [автор проекта и составитель Ж.Сокольская] – фундаментальное 400-страничное издание, где впервые отражена история становления композиторской организации на Урале. Серия очерков-портретов о каждом из членов СК написана музыковедами разных поколений. Книга снабжена серьезным справочным материалом и богато иллюстрирована.

 

сентябрь 1998 года
Под руководством молодых композиторов Ольги Викторовой и Олега Пайбердина возникает Клуб современной музыки, который впоследствии был реорганизован в Мастерскую новой музыки "AUTOGRAPH". Регулярные встречи посвящаются прослушиванию и обсуждению новой европейской музыки. Многочисленные концерты и акции в Екатеринбурге, Москве, виртуальный журнал Мастерской знакомят слушателей с творчеством молодых уральских авторов.

 

апрель 1998 года
По инициативе Союза композиторов проходит Конкурс на лучшее исполнение произведений екатеринбургских авторов среди учащихся музыкальных школ города. Апрельский концерт юных лауреатов – итог конкурсных отборов.

 

декабрь 1997 года
Фестиваль "Музыка перед Рождеством". Муниципальный камерный оркестр "BACH", Уральский оркестр народных инструментов, Муниципальный хор "Доместик" и другие исполнители знакомят публику с новой музыкой композиторов из Екатеринбурга, Перми, Челябинска.

 

апрель 1996 года
Фестиваль "Новая музыка – новые имена". Звучат произведения студентов и недавних выпускников Уральской консерватории. Завершает фестиваль концерт-встреча с участниками Молодежной секции 60-х годов.

 

июнь 1995 года
Выход в свет альбома фортепианных пьес екатеринбургских авторов "Детям о детях". Этой акцией Уральское отделение Союза композиторов России начинает собственную издательскую деятельность: сборник полностью поготовлен своими силами. Альбом "Детям о детях" – первое профессиональное музыкальное издание, осуществленное в городе.

 

апрель 1994 года
Международный фестиваль "Три дня новой музыки в Уралськой консерватории". В большом зале Консерватории звучит музыкальный авангард из Австрии, Швеции и Екатеринбурга; фестиваль включает также авторский вечер армянского композитора Авета Тертеряна.

 

октябрь 1993 года
Первый в Екатеринбурге Международный фестиваль новой музыки "Игра и созерцание". В пяти филармонических концертах звучат произведения композиторов из Аргентины, Бразилии, Германии, Канады, а также музыка москвичей и уральцев; в Консерватории проходят творческие встречи с гостями. Фестиваль предлагает новую концепцию жизни уральской музыки: теперь она звучит в контексте с мировыми новинками, в исполнении музыкантов экстракласса [ансамбль М.Пекарского и др.] и привлекает небывалое внимание публики.

 

15 июня 1993 года
Организация Пермского отделения Союза композиторов России. Его основу составили члены Уральской композиторской организации – И.Ануфриев, О.Белогрудов, В.Грунер, И.Машуков, Н.Широков.

 

апрель 1992 года
Фестиваль "Современные композиторы – детям и юношеству". Наряду с маститыми исполнителями и коллективами во многих концертах принимают участие и дети – учащиеся музыкальных и хоровых школ города. А ведь им приходится выходить на сцены Консерватории и Филармонии! Кроме того, в рамках Фестиваля проходит Концерт-презентация нового сборника "Пьесы уральских композиторов для фортепиано" [издательство "Советский композитор"] и авторский концерт М.Баска – композитора, активно работающего в жанрах музыки для юных.

 

март 1992 года
На сцене Всесоюзного дома композиторов в Москве вновь звучит музыка уральских авторов. На сей раз отчитываются молодые. Исполняются камерные сочинения И.Ануфриева, В.Барыкина, В.Грунера, Е.Самариной, Д.Суворова, А.Тлисова, Н.Широкова.

 

декабрь 1990 года
Фестиваль "Молодые композиторы Урала". Размах творческих исканий, галерея новых и уже знакомых имен, жанровое многообразие концертов и последующий резонанс сделали Фестиваль своеобразным итогом многолетней деятельности Молодежной секции 80-х.

 

1 октября 1990 года
В Уральской консерватории создана Студия электро-акустической музыки. С тех пор произведения ее руководителя Т.Комаровой, а также выпускников В.Волкова и Ш.Гайнетдинова не раз включались в программы российских и зарубежных фестивалей электронной музыки [Беллажио, Италия, 1994; Де Калб, США, 1994; Бурже, Франция, 1995, 1997].

 

апрель 1990 года
Ставший уже традиционным за предыдущие годы творческий отчет Уральской композиторской организации в Москве. На сцене Всесоюзного дома композиторов звучат произведения А.Бызова, В.Горячих, Л.Гуревича, К.Кацман, М.Кесаревой, В.Кобекина, О.Ниренбурга, Н.Пузея, Е.Самариной.

 

декабрь 1989 года
Музыкальный фестиваль, посвященный 50-летию Уральской композиторской организации. Ретроспектива лучших произведений прошлого и премьеры. Концерты симфонической, камерной, хоровой, органной и детской музыки, оперный спектакль, выступление Уральского народного хора, и Оркестра русских народных инструментов на сцене Оперного театра; песенный концерт-встреча с участием А.Пахмутовой, Л.Лядовой, Е.Родыгина, В.Казенина, В.Бибергана и др. Кроме того, впервые в рамках Фестиваля проходит региональная научно-практическая конференция "Проблемы современной музыкальной культуры и творчество композиторов Урала".

 

ноябрь 1987 года
Присуждение Государственной премии СССР опере Владимира Кобекина "Пророк" [Свердловский театр оперы и балета, режиссер А.Титель, дирижер Е.Бражник, постановка 1984 года].

 

февраль-март 1987 года
XIV Пленум правления Уральской композиторской организации "Музыка и жизнь". Два симфонических, три камерных, хоровой, песенный, студенческий, детский и фольклорный концерты. За несколько дней свердловская публика встретилась с уже знакомыми произведениями и стала свидетелем большого количества премьер на самых разных концертных площадках [Филармония, Консерватория, Музыкальное училище, Музыкально-педагогический институт, Окружной дом офицеров, Дворец культуры УЗТМ и др.].

 

май 1985 года
Союз композиторов РСФСР проводит в Свердловске Пленум правления. Большой музыкальный фестиваль назван "Великий подвиг фронта и тыла" [Композиторы России – 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне]. Переполнены залы Оперного театра ["Пророк" В.Кобекина и "Сестры мои" К.Кацман], Театра музкомедии ["Царица и велосипед" С.Сиротина], Филармонии, Консерватории, Киноконцертного театра "Космос", ДК УЗТМ, Дворца молодежи. Наряду с произведениями уральцев звучит музыка ведущих советских композиторов – Р.Щедрина, А.Петрова, Б.Тищенко, А.Шнитке, М.Таривердиева, М.Кажлаева и многих других.

 

декабрь 1983 года
XII Пленум правления Уральской композиторской организации "Творчество молодых". Концертные залы Филармонии, Консерватории, Дворца пионеров предоставлены молодым авторам – недавним выпускникам и студентам композиторского факультета.

 

23 мая 1983 года
В Челябинске создается самостоятельное отделение Союза композиторов России. Его основу составили члены Уральской композиторской организации – В.Веккер, Е.Гудков, В.Семененко, М.Смирнов и другие.

 

май 1982 года
Под руководством А.Нименского возникает Молодежная секция "новой волны". В ее состав вошли композиторы В.Барыкин, А.Бызов, Т.Камышева, Т.Комарова, А.Коробова, Н.Морозов, Е.Самарина, С.Сидельников, М.Сорокин, А.Тлисов, музыковед Л.Барыкина, а также пермяки И.Ануфриев, В.Грунер, И.Машуков, В.Пантус, Н.Широков. Регулярные заседания секции посвящаются показу и обсуждению новых, в том числе и незаконченных произведений, прослушиванию новинок современной музыки. Многочисленные концерты в городах Свердловской области, в Перми, радио- и телепередачи знакомят слушателей с творчеством молодых уральских авторов.

 

март 1982 годаXI Пленум правления Уральской композиторской организации "Навстречу 60-летию образования СССР". В девяти концертах фестиваля развернута впечатляющая панорама творчества композиторов Урала. Два симфонических [один из них – в Челябинске], два камерных, хоровой, детский, песенный концерты, прослушивание опер в записи и показ музыки студентов композиторского факультета – здесь представлены наиболее значительные сочинения последних лет, задействованы лучшие исполнительские силы региона.

 

ноябрь 1981 года
Рождение клуба современной музыки "Камерата". Автор идеи и постоянная ведущая – музыковед Ж.А.Сокольская – так определяет концепцию "Камераты": "Исполнение камерных произведений современных композиторов, встречи с уральскими авторами и ведущими исполнителями города, премьерные показы новых сочинений, дискуссии по проблемам камерной музыки".

 

ноябрь 1981 года
Рождение клуба современной музыки "Камерата". Автор идеи и постоянная ведущая – музыковед Ж.А.Сокольская – так определяет концепцию "Камераты": "Исполнение камерных произведений современных композиторов, встречи с уральскими авторами и ведущими исполнителями города, премьерные показы новых сочинений, дискуссии по проблемам камерной музыки".

 

декабрь 1979 года
Уральская композиторская организация отмечает 40-летие. X Пленум Правления включает шесть разножанровых концертов, от симфонического в Филармонии до песенного в совхозе "Бородулинский", показ новой музыки в записи и дискуссию по итогам.

 

апрель 1979 года
В Москве проходит IV Съезд Союза композиторов РСФСР, большой успех имеет музыка уральских авторов, критика особенно выделяет Четвертую симфонию Геральда Топоркова.

 

апрель 1975 года
Первый из цикла концертов уральской музыки в городе-побратиме Свердловска Пльзени [Западная Чехия]. Впервые творчество уральских авторов так широко представлено за рубежом. Впоследствии подобные концерты, в том числе и совместные с чешскими композиторами, стали традицией: в 70-80-х годах их прошло более двадцати и в Свердловске, и в Пльзени.

 

апрель 1975 года
Первый из цикла концертов уральской музыки в городе-побратиме Свердловска Пльзени [Западная Чехия]. Впервые творчество уральских авторов так широко представлено за рубежом. Впоследствии подобные концерты, в том числе и совместные с чешскими композиторами, стали традицией: в 70-80-х годах их прошло более двадцати и в Свердловске, и в Пльзени.

 

октябрь 1973 года
Выход грампластинки "Уральский сувенир", приуроченный к 250-летию Свердловска. На двух дисках записаны симфонические и камерные произведения В.Бибергана, Б.Гибалина, М.Кесаревой, Г.Топоркова.

 

май 1972 года
IV Пленум правления Уральской композиторской организации "Навстречу 50-летию образования СССР". Пять дней вместили два симфонических концерта, оперный спектакль ["Мальчиш-Кибальчиш" К.Кацман], концерты камерной, хоровой, детской музыки и выступления студентов-композиторов, концерт оркестра народных инструментов.

 

январь 1966 года
Свердловская организация СК СССР преобразована в Уральскую организацию СК РСФСР, объединив композиторов и музыковедов трех крупнейших областей Урала – Свердловской, Челябинской, Пермской, а также Тюменской и Оренбургской. С тех пор регулярно, раз в несколько лет, проводятся большие творческие отчеты, так называемые Пленумы правления, представляя слушателям широкую панораму уральской музыки.

 

сентябрь 1961 года
Первое заседание Молодежной секции при Свердловском СК, а уже через месяц – первый из серии многочисленных концертов. Вдохновленные идеей пропаганды новой музыки, в секцию вошли композиторы Н.Берестов, В.Биберган, Е.Гудков, В.Казенин, М.Кесарева, С.Манжигеев, Г.Селезнев; музыковеды Н.Вильнер, Л.Марченко; исполнители Л.Белобрагина, Л.Болковский, В.Горелик, А.Ковалева, Ю.Морозов и др. Молодежная секция просуществовала до 1965 года.

 

конец 50-х годов
Под руководством Б.И.Певзнера молодые музыковеды Н.Андреева, М.Блинова, И.Гранковская, Л.Марченко, В.Мезрина, В.Пальмова, Ж.Сокольская, В.Хлопкова, Л.Шабалина, Г.Тарасов и др. начали работу над книгой очерков "Композиторы Урала" [вышла в свет в Среднеуральском книжном издательстве в 1968 году].

 

5 августа 1944 года
В Свердловском оперном театре состоялась премьера первого уральского балета. "Каменный цветок" Александра Фридлендера на либретто по сказам П.Бажова поставил балетмейстер К.Муллер, за дирижерским пультом стоял сам композитор.

 

ноябрь 1941 года
Свердловское отделение ССК совместно с Областным управлением по делам искусств, Литературным центром Союза писателей Урала и Союзом композиторов СССР объявляют конкурс на создание массовой красноармейской песни, а также песни об Урале – кузнице боевого оружия. Уже к началу 1942 года поступило множество заявок. Первую премию получила песня жившего в ту пору в Свердловске Тихона Хренникова "Уральцы бьются здорово" на стихи Агнии Барто.

 

осень 1935 года
В недавно открытой Консерватории [1934] ее первый директор М.П.Фролов организует композиторское отделение, на котором руководит классом сочинения [теория композиции]. Первыми студентами становятся впоследствии известные уральские композиторы: Б.Д.Гибалин, Г.Н.Белоглазов, затем Н.М.Хлопков, Н.М.Пузей, В.А.Лаптев и другие.

 

16 мая 1939 года
Дата рождения композиторской организации на Урале: в этот день состоялось первое собрание Союза Советских композиторов города Свердловска. Первым председателем Свердловской организации был избран М.П.Фролов.

 

1932 год
В тот же год, когда в стране решением партийной власти создается Союз Советских композиторов, в Свердловске образуется его Оргкомитет. Вошедшие в него композиторы Фролов, Золотарев, Трамбицкий так формулировали его цель: "...объединить композиторские силы Урала, организовать их на создание музыкальных произведений на советскую тематику...".

 

13 апреля 1929 года
Премьера первой уральской оперы на сцене Свердловского оперного театра. Ее автором был молодой Виктор Трамбицкий. По мнению критики тех лет, успех оперы "Овод" обеспечила, в первую очередь, музыка, а также замечательная работа дирижера В.Лосского.

 

конец 20-х — начало 30-х годов
В Свердловск приезжают первые профессиональные композиторы: В.Н.Трамбицкий, М.П.Фролов, В.А.Золотарев, Н.Р.Бакалейников, В.И.Щелоков. Именно благодаря их деятельности на Урале возникает своя композиторская школа.

Творческий состав

Левит Владимир Аврельевич

Левит Владимир Аврельевич
Окончил Тбилисскую конс. в 1957 по кл. скр. Л. Н. Шиукашвили, в 1964 по кл. композиции Д. А. Торадзе. В 1972 окончил Уральскую конс. по кл. оперно-симф. дирижирования М. И. Павермана. Артист оркестра Оперной студии в Тбилиси (1954—1955), оркестра Груз. радиокомитета (1955—1956), оркестра Тбилисского т-ра оперы и балета (1956—1958). В 1957—1960 преподаватель муз. школы № 3 в Тбилиси. С 1973 преподаватель кафедры оперно-симф. дирижирования Уральской конс.

Бакалейников Николай Романович

Бакалейников Николай Романович
Н. Р. Бакалейников - исполнитель, композитор, педагог, общественный деятель - родился в Москве в 1881 г. в семье оркестранта-кларнетиста, воспитавшего двух известных музыкантов. В 1900 г. Николай окончил Московскую консерваторию по классу флейты В. Кречмана, а его брат Владимир - у скрипача И. Гржимали. По гармонии и контрапункту Николай Романович брал уроки у композитора С. И. Танеева. В 1900-1905 гг. работал дирижером и хормейстером в театральных труппах Москвы и Петербурга, объездив с ними города Поволжья и юга России. С 1905 по 1919 г. он солист оркестра Большого театра, вместе с которым в 1910 г. участвует в «Русских сезонах» С. Дягилева в Париже, а по возвращении дирижирует балетными спектаклями. В 1914-1919 гг. служит капельмейстером военных оркестров в Москве, с 1919 г. - в Киеве, где в 1920-е гг. становится начальником оркестров штаба Киевского военного округа.

Кобекин Владимир Александрович

Кобекин Владимир Александрович
Сугубо современные по интонационному строю произведения Кобекина отличает мелодическая выразительность и пластичность, присутствие неизъяснимо-проникновенного начала, которое составляет лирическую суть праосновы музыки как искусства. ... Идея ограничения выразительных средств представляет творчество композитора в русле минимализма – направления, активно развивающегося в мировом музыкальном искусстве последних десятилетий. Однако кобекинский минимализм – это полнозвучный мир, покоряющий всеохватностью и богатством образов. В сочинениях Кобекина данного направления самобытно отражается интерес композитора к религиозным сюжетам, к жанрам духовной музыки, демонстрируется широта осмысления вопроса.

Фомина Нина Владимировна

Фомина Нина Владимировна
В 1971 окончила отд. истории музыки Уральской конс. В 1965—1971 преподаватель в Дет. муз. школе, в Муз. училище. С 1971 редактор Комитета по телевидению и радиовещанию Свердловского облисполкома. Автор статей по проблемам сов. музыки, очерков (творческие портреты В. Трамбицкого, В. Щелокова и др.), о молодых композиторах, радио- и телепередач.

Гальперин Михаил Иосифович

Гальперин Михаил Иосифович
Большинство произведений М.И.Гальперина – а работал он в разных жанрах – было посвящено отражению чувств и настроений его современников, раскрытию их богатого духовного мира. Творческая мысль устремлялась и в область песенно-романсовой лирики, и фортепианной миниатюры, и симфонической музыки, и камерно-инструментальных сочинений. Фортепианное творчество М.И.Гальперина, представленное прелюдиями, сюитой старинных жанров, полифоническими пьесами, воспринимается как музыка педагогического репертуара и бытового исполнительства.

Калужникова Татьяна Ивановна

Калужникова Татьяна Ивановна
Доктор искусствоведения (2005), профессор кафедры теории музыки УГК (2006 г), руководитель кабинета народной музыки УГК, член СК РФ (1984)Автор многочисленных научных публикаций о фольклоре и русской профессиональной музыке, музыкально-критических статей о композиторах Урала в журналах "Советская музыка", "Музыкальная жизнь", "Российская провинция", в местной печати. Автор монографии «Акустический текст ребенка» (Екатеринбург, 2005), книги «Улей, полный звенящих пчел» (Екатеринбург, 2007). Участник международных, всесоюзных, республиканских и региональных конференций (Москва, Ленинград – Санкт-Петербург, Воронеж, Пермь, Екатеринбург и др.), Лауреат премии губернатора Свердловской области, стипендиат Министерства культуры Свердловской области (2008). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2007) Лауреат Премии губернатора Свердловской области за книгу «Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала» (1997). Лауреат Премии губернатора Свердловской области за книги «Причитания и песни традиционной уральской свадьбы» и «Уральская свадьба» (2014) Лауреат Всероссийской литературной премии им. П. П. Бажова за книгу «Уральская свадьба» (2014) Обладатель грантов Президиума Уральского отделения РАН (1993), Президента РФ (1999).

Киселев Григорий Леонидович

Родился 19 апреля 1901 г. в Овруче Житомирской губернии. Окончил научно-теоретический факультет Киевской консерватории по классу A. А. Альшванга (1927) и аспирантуру Московской консерватории (1932-1935). Преподавал теорию, затем историю музыки в муз. училищах им. Н. Д. Леонтовича в Киеве и им. Гнесиных в Москве, в Московской (1934-35), Свердловской (1935-39) и Киевской (1939-40) консерваториях. Руководил научной работой в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину (1940-1941). С 1945 работал в Киеве: заведовал кафедрой истории русской музыки в Киевской консерватории, был старшим научным сотрудником Института искусствознания, фольклора и этнографии АН УССР. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Музыка в жизни и творчестве Леси Украинки». Умер в Киеве 10 апреля 1952 г. В годы работы в Свердловске вел широкую культурно-просветительскую работу, стал организатором и первым деканом историко-теоретического факультета Свердловской консерватории, в 1939 г. был принят в Уральское отделение Союза композиторов.

Рычкова Евгения Григорьевна

Рычкова Евгения Григорьевна
Родилась 23 марта 1984 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 2002 г. окончила историко-теоретическое отделение Свердловского областного музыкального училища имени П.И. Чайковского, где занималась композицией под руководством В.Д. Барыкина. В 2002–2007 гг. обучалась в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского по классу композиции и инструментовки профессора Л.И. Гуревича. Дипломное сочинение – Концерт для флейты с оркестром в 3 частях (Урал. акад. филарм. орк., дир. Энхе, сол. В. Шукуров). В декабре 2004 г. была удостоена Гран-при в номинации «Композиция» на XIX Всероссийском конкурсе молодых музыкантов в Самаре. В декабре 2007 г. на Всероссийском молодежном композиторском форуме в Екатеринбурге была исполнена кантата «Звоны» на стихи Э. По в эквиритмическом переводе В. Брюсова (хор студентов и инстр. ансамбль УГК под рук. засл. артиста РФ, проф. В. Завадского). Преподавала музыкально-теоретические дисциплины в музыкальной школе при училище им. П.И. Чайковского (2001–2004) и Хоровом колледже (2004–2007). Член Союза композиторов России с 2008 г.

Лаптев Валентин Александрович

Лаптев Валентин Александрович
Доверительность и естественность высказывания абсолютно во всех жанрах – от песни до развернутого инструментального сочинения, – такова характерная примета художественного почерка Лаптева. "Направленность музыки на самого широкого слушателя" для него служила отражением внутреннего убеждения о назначении искусства в жизни, утверждением своей эстетической позиции, его личных представлений о " нормальном режиме взаимодействия" композитора и публики.

Щекалев Евгений Степанович

Щекалев Евгений Степанович
Евгений Степанович Щекалёв - Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов России. Композитор успешно работает в самых разнообразных музыкальных жанрах. Он автор симфоний, камерно-инструментальной музыки, произведений для хоров, музыкальных и драматических театров, популярных песен. Евгений Щекалёв - лауреат различных теле и радиоконкурсов, губернаторской премии, Всероссийского конкурса "Победа" и телефестивалей "Песня Года". Его песни и хоровые произведения включают в свой репертуар многие известные исполнители. Они звучат по заявкам радиослушателей и на телевидении.

Морозов Николай Александрович

Морозов Николай Александрович
Родился 6 августа 1956 г. в Куйбышеве (ныне Самара) в семье инженеров. С детства проявлял музыкальные способности, учился игре на аккордеоне, самостоятельно освоил гитару, баян, блок-флейту, увлекался импровизацией. Окончил теоретическое отделение Сызранского музыкального училища (1982) и Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского по классу композиции Н. М. Пузея (1987). Во время учебы принимал участие во Всесоюзном конкурсе студентов и аспирантов-композиторов: 1985 г. – вторая премия в номинациях «Камерная музыка» и «Фортепианная музыка»; 1987 – вторая премия в номинации «Симфоническая музыка». После окончания консерватории совмещал учебу в ассистентуре-стажировке с преподавательской деятельностью на кафедре композиции и с должностью заведующего музыкальной частью Театра кукол. В 1989 г. Н. А. Морозов был принят в члены Союза композиторов. В 1993 г. он переезжает в Санкт-Петербург, преподает в Академии театрального искусства (доцент с 2001 г.). С 1998 г. и по настоящее время работает заведующим музыкальной частью Академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова, пишет музыку к спектаклям театров Москвы, Вильнюса, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Челябинска, Ярославля, Петрозаводска и др.

Гудков Евгений Георгиевич

Гудков Евгений Георгиевич
В 1964 окончил Свердловскую конс. по кл. композиции Н. М. Хлопкова. В 1961—1964 преподаватель Свердловской конс. В 1964—1968 преподаватель теоретич. предметов в Челябинском муз. училище. В 1968—1971 зав. муз. частью Челяб. т-ра юного зрителя, муз. редактор Челяб. филармонии.

Штелманис Оливер Карлович

Штелманис Оливер Карлович
Родился 4 мая 1928 г. в семье латышских переселенцев. Окончил Свердловское областное музыкальное училище имени П.И. Чайковского (1957, класс композиции Л.Б. Никольской). Учился в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (1957–1962) у В.Н. Трамбицкого, а после его отъезда в Ленинград – у Л.Б. Никольской. Работал старшим лаборантом кабинета истории музыки УГК (1967–1968), затем ответственным секретарем Уральского отделения Союза композиторов (1968–1970). В творчестве О.К. Штелманиса преобладают камерно-инструментальные произведения. Его фортепианные сочинения исполняли заслуженная артистка РФ Н.Я. Атлас и В.А. Кобекин.

Басок Максим Андреевич

Басок Максим Андреевич
Творчество М.А.Баска прочно укоренено в традиции. Он не пытается поразить слушателя поиском необычных интонаций, нарочито усложненных гармонических комплексов. Его партитуры практичны, их технические сложности мудро соизмеримы с возможностями исполнителей. При всей непосредственности в них чувствуется созидательный педагогический дух, направляющее и воспитывающее начало, выраженное не прямо, с дидактической безаппеляционностью, а в тактичной художественной форме. Его музыкальной речи присуща определенная театральность, которая проявляется в точных "интонационных жестах".

Щекалева Юлия Евгеньевна

Щекалева Юлия Евгеньевна
Выпускница Уральской государственной консерватории (2003 г., класс Н.М. Пузея). Стипендиат Министерства культуры Свердловской области и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Автор оркестровых, хоровых и камерных произведений, исполнявшихся в г. Екатеринбурге. Основные произведения: «Эскиз» для оркестра (1995); «Северная легенда» для фортепиано с оркестром (2000); Вариации для струнного оркестра (2001); Соната для фортепиано (1998); «Шорохи и крики» для струнного квартета (1999); Прелюдии для фортепиано (2001); «Триптих» на слова Н. Рубцова (1996); Рождественская кантата (2000); Детские хоры на слова И. Бунина (2003) и Ю. Мориц (2004).

Сорокин Михаил Иванович

Сорокин Михаил Иванович
Надо отметить, что техника композиции в сочинениях Сорокина достаточно традиционна. Художнические поиски композитора направлены, прежде всего, на разработку новых для него тем и образов. Большое внимание Сорокин уделяет поиску новых колористических эффектов, необычных тембровых сочетаний в инструментовке. ... Как считает Сорокин, композитору очень важно найти "своих" исполнителей, что чрезвычайно трудно. ... " Каждую ноту я должен пропустить через себя. А она прежде всего проверяется в общении со слушателями. И здесь главный критерий – искренность."

Кичанов Евгений Павлович

Кичанов Евгений Павлович
Член Союза композиторов СССР (1951 г.). После школы работал на заводе. В 1941 г. поступил в Свердловское музыкальное училище; по окончании работал в нём преподавателем. Окончил Уральскую консерваторию. Написанные в тот период струнная симфония и первый концерт для балалайки с оркестром сделали имя композитора известным. В 1965 г. переехал в г. Березники и до конца жизни преподавал в Березниковском музыкальном училище.

Хлопков Николай Михайлович

Хлопков Николай Михайлович
Его произведения, будь то "высокие жанры" [симфония, оратория, квартет] или простая песня, пронизаны естественным, почвенным мелодизмом, заставляют ощутить органичную связь с народными истоками. Являясь замечательным знатоком современной музыкальной техники, Хлопков, тем не менее, не стремится безоглядно следовать ее канонам. Такова принципиальная позиция Хлопкова – художника XX века.