E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Ушла из жизни Маргарита Александровна Кесарева

Ушла из жизни Маргарита Александровна Кесарева – последний из живших и творивших на Урале композиторов, которые в начале 60-х гг. прошлого века составили легендарную «молодежную секцию» союза композиторов. Они заявили о себе так ярко и звонко, что стали предметом зависти и примером для подражания у молодых во многих региональных композиторских сообществах всего Советского Союза. Талантливые, весёлые, озорные и изобретательные, они были очень разными и только начинали выстраивать собственные голоса. Самобытность Кесаревой сказалась раньше большинства других.

Все студенты композиторы и музыковеды тех поколений (Кесарева закончила УГК в 1962 г.) ездили в фольклорные экспедиции. Для многих это было просто обязательным выполнением учебного плана. Для Маргариты, это стало обретением собственной планеты. Стоит перечислить хотя бы некоторые произведения, а названия у них «говорящие»:

- «Горе моё», «Наговорная легенда» для голоса, слова народные в обработке Колотушкиной,

- «Уральские бытовые наговоры», «Уральские заклички» - вокальные циклы,

- «Таганай», «Мансийские были», «Чудьи курганы», «Зелен чад»  - хоровые поэмы,

- «Булатов камень» - поэма для ф-но,

- «Уральская концертная кадриль» для 2-х ф-но…

Не только выдающийся её учитель, композитор В.Н Трамбицкий, сам чуткий знаток фольклора, приваживал её к тому, чтобы слушать и слышать, постягать и напитываться богатствами народной музыки, но и незабвенная бабка Лукерья (главный «трофей» фольклорной экспедиции, чья фотография всегда стояла у Кесаревой на рояле), вела её то шажками, то шагами в бескрайний мир мудрости, поэзии, красоты, страстей, страхов и утешений, из которых сплетены не только песни, но и сказы, и присловье, и наговоры, и заговоры, и…, и…

Травам научила, лекарским уменьям поделилась. Маргарита оказалась ученицей пригодной  и достойной. Хоть и не выпытывала, по природной деликатности, лишнего, но старалась ничего не упустить. При этом, уж конечно, не просто знания копились, личность складывалась особенная. Много лет спустя, в 2000 году профессор консерватории М.А. Кесарева напишет научную работу – фольклорный очерк об уральской промысловой поэзии – назовёт «Магия земли и высота небес». Именно такими словами можно определить и её собственную натуру.

Прежде всего, это сказалось в музыке. Про этого композитора не скажешь, что она близка к народному материалу – она просто не существует вне его. И у студентов (а преподавательский стаж профессора Кесаревой более 50 лет) во время занятий возникало редкое ощущение, что они получают знания не опосредованно, а черпают их прямо из первоисточника.

Знаниями делилась она очень щедро. Она всё делала очень щедро – кормила обильно и настойчиво, очень много времени тратила на многочисленных знакомых, всегда готова была помогать – учить, лечить и особенно делать подарки. Из её дома вы непременно уходили с подарком, и в другой дом она обязательно входила с подарком. И большой мир она впитывала тоже щедро. Настоящее и прошлое в её восприятии были неразрывны. Преклонение перед природой и стремление вдохнуть её тайных смыслов были необходимы, и география её увлечений постепенно расширялась. Жгучий интерес к жизни народов севера, к шаманству, модулировался в увлечение тайнами Тибета, книги по эзотерики тщательно изучались и дарились гостям, сиддха-йога заняла много лет и принесла новые знакомства, новые странствия и новые жанры в сочинении музыки…

«Магия земли и высота небес»… Именно магия земли, и никогда приземлённость. Она была не просто равнодушна к быту, она была пренебрежительна по отношению к нему. Доминировала всё-таки высота небес. Наверное поэтому в наши дни она кому-то казалась несколько странной. Может быть даже чуть экзотичной. Но не было ни одного человека, испытавшего по отношению к ней враждебность. Сама же Маргарита Александровна просто не ведала, что такое враждебность.

Она была светлым человеком.

 

Музыковед, заслуженный деятель искусств РФ, Наталия Вильнер

 

 

18 июн 2017

Творческий состав

Трамбицкий Виктор Николаевич

Трамбицкий Виктор Николаевич
Художественное мировоззрение Трамбицкого сформировалось в первые десятилетия XX века в контексте идей эпохи, предшествовавшей Октябрьской социалистической революции. Он ценил в искусстве идейную значительность замысла, глубину, благородство чувств и мыслей. Высокие этико-нравственные идеалы, которые композитор воспевал в своем творчестве, были присущи и его личности. Создание образов современников, литературных и исторических героев, которые бы заставили сопереживать воплощенному в операх, камерных и симфонических произведениях, – так можно определить главную цель творческих устремлений Трамбицкого. Индивидуальная система выразительных средств, выработанная Трамбицким, придавала своеобразие и неповторимость его почерку, отражавшему многогранность его дарования, – талант живописца, наличие цветного слуха. По словам Ю.Тюлина, музыкальный стиль Трамбицкого "чужд нарочитого оригинальничания и в то же время свободен от оков изжитого академизма, которые нередко стесняют полет фантазии композиторов старшего поколения".

Нименский Анатолий Николаевич

Нименский Анатолий Николаевич
"Понятность" [в лучшем смысле этого слова] в более ранних произведениях композитора у некоторых даже вызывала мнение, что его музыку можно совместить с определенным "видеорядом". ... С первых творческих шагов А.Нименский как свою принял одну из самых очевидных традиций отечественной музыки – постоянный интерес к фольклору как живому источнику современной художественной идеи. ... Среди недавних сочинений А.Н.Нименского центральным, пожалуй, является концерт для струнного оркестра "Канты", концентрирующий в себе многие принципиальные черты стиля композитора. Первое впечатление – яркость, увлекательность и серьезность музыки, ощущение многомерности. ... Есть такой словесный штамп: "кристаллизация замысла". По отношению к творчеству А.Нименского он применим в своем буквальном, физическом смысле. Длинноты и пустоты в его манере исключены.