E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Титанический труд завершён

Несколько лет назад (после выхода из печати 2-го тома «Хроники») автору настоящей статьи уже довелось подробно и по существу анализировать в рецензии, опубликованной на страницах нашего журнала, труд Михаила Мугинштейна, как с фактологической точки зрения, так и в методологическом ракурсе, отмечать среди важнейших его достоинств плодотворную повествовательную триаду: содержание – комментарий – воплощение. Нет смысла повторяться, как и выискивать недочеты 3-го тома. Главное в другом: Издание «Хроники мировой оперы» – воистину творческий подвиг Михаила Мугинштейна, беспрецедентное явление в оперном мире, значение которого трудно переоценить!

 

 

Свершилось – опубликован заключительный 3-й том «Хроники мировой оперы» Михаила Мугинштейна. Масштабный хронологический обзор 4-х вековой истории оперного искусства, развернувшейся перед читателем как величественная череда из четырех сотен лучших оперных произведений, представленных автором сквозь призму их сценической судьбы, завершен.

На публикацию этого воистину циклопического труда автору потребовалось 11 лет (1-й том «Хроники» вышел в 2005 году) и огромная многолетняя подготовительная работа. Особую, можно даже сказать уникальную ценность «Хронике», наряду с впечатляющим массивом исторических фактов, придает колоссальный зрительский опыт Мугинштейна – тысячи (без преувеличения) просмотренных им спектаклей в разных странах мира. Это обстоятельство прибавляет труду дополнительную чувственную достоверность, пускай и пропущенную сквозь горнило личности автора.

Противоречия объективного и субъективного взора в работах такого энциклопедического масштаба – неизбывная проблема, когда за нее берется один автор, а не коллектив. В этом есть свои плюсы и минусы. Однако неизбежный субъективизм и пристрастность в данном случае полностью компенсируется цельным эстетическим взглядом на такой сложный феномен, каковым является опера как культурная форма европейской цивилизации. Тем более, что индивидуальный подход Мугинштейна вполне убедительно огранен многими объективными критериями. Достаточно взглянуть на перечень опусов, удостоившихся чести быть включенными в число наилучших оперных шедевров, чтобы подтвердить этот вывод – он, практически, не вызывает возражений, за незначительными исключениями. И уже одно это – большая заслуга автора.

Конечно, всегда найдется оперный гурман, который будет сокрушаться, что в списке опер 19-го века не нашлось, например, места для произведений С.Меркаданте, К.Гомиша, К.Гольдмарка, в свое пользовавшихся большим успехом у публики, или весьма популярной «Федоры» Джордано, а среди сочинений 20-го столетия автор обошел стороной оперы Д'Альбера, Р.Дзандонаи или О.Респиги (перечень можно продолжить), упомянул лишь два произведения весьма плодовитого и удачливого Д.-К.Менотти, при этом сочтя достойными для включения в энциклопедию целых пять (!) опусов Ханса Вернера Хенце. Но вопросы эти, по большому счету, риторические – при любом отборе приходится «резать по живому».

Несколько лет назад (после выхода из печати 2-го тома «Хроники») автору настоящей статьи уже довелось подробно и по существу анализировать в рецензии, опубликованной на страницах нашего журнала, труд Михаила Мугинштейна, как с фактологической точки зрения, так и в методологическом ракурсе, отмечать среди важнейших его достоинств плодотворную повествовательную триаду: содержание – комментарий – воплощение. Нет смысла повторяться, как и выискивать недочеты 3-го тома. Главное в другом: Издание «Хроники мировой оперы» – воистину творческий подвиг Михаила Мугинштейна, беспрецедентное явление в оперном мире, значение которого трудно переоценить!

Текст Евгения Цодокова 

Источник: http://www.operanews.ru/16031401.html

21 мар 2016

Творческий состав

Никольская Любовь Борисовна

Никольская Любовь Борисовна
Композитор, педагог и музыкальный ученый Л.Б.Никольская связала свою жизнь с Уралом уже в зрелом возрасте. Много творческих сил отдала она не только сочинению, но и воспитанию нескольких поколений уральских композиторов и исполнителей, созданию музыковедческих работ, отражающих местную тему. ... Совершенно особая тема – композитор Л.Б.Никольская и дети. Вплоть до сегодняшнего дня ее сочинения постоянно включаются в учебный и концертный репертуар музыкальных школ и училищ. ... Нельзя не вспомнить и о том, что Никольская в совершенстве владела четырьмя языками [французским, немецким, украинским, польским], обладала литературным даром.

Котов Борис Николаевич

Родился 11 марта 1938 года в г. Первоуральске Свердловской области. В 1968 окончил Московскую консерваторию по классу композиции М.И. Чулаки. По окончании консерватории преподавал теорию музыки и композицию в Киргизском институте искусств (г. Фрунзе, ныне Бишкек, 1968—1970). Работал на кафедре теории Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (1970-1973), в музыкальных училищах г. Краснотуринска (1973-1974) и г. Асбеста (1975-1976).