E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Критерии композитора Евгения Щекалёва

Премия имени Людмилы ТАТЬЯНИЧЕВОЙ учреждена «Цехом поэтов» и Уральским фондом социальных исследований в 2005 году к 90-летию поэтессы. В конце 2015-го исполнилось 100 лет со дня рождения Людмилы Константиновны. И тогда же известный екатеринбургский композитор Евгений ЩЕКАЛЁВ стал лауреатом Всероссийской литературной премии имени Л. К. Татьяничевой. Он награждён памятной медалью и лауреатским дипломом — «За творческую поддержку русской реалистической гражданской поэзии и создание цикла песен на стихи Людмилы Константиновны Татьяничевой».

Евгений Степанович Щекалёв, обладатель множества творческих наград, автор крупных музыкальных произведений, песен, театральной музыки, — тоже юбиляр 2015-го (только, конечно, гораздо младше поэтессы). Он не останавливается на достигнутом в творчестве, продолжает осуществлять задуманные проекты и пытаться своей музыкой сделать мир хотя бы чуточку лучше.

Мы встретились с композитором в знаковом для него месте — в Екатеринбургской детской музыкальной школе № 9 (ул. Карельская, 82). Знаковом по нескольким причинам: здесь начался его творческий путь, здесь теперь преподаёт его дочь Юлия ЩЕКАЛЁВА, тоже композитор и член Союза композиторов, а ещё потому, что Евгений Степанович до сих пор поддерживает связь с родной ДМШ, где инициировал творческий конкурс «Уральский эдельвейс». Разговор с лауреатом Всероссийской поэтической премии начался, естественно, с поэзии.

— Ваши музыкальные произведения написаны на стихи очень разных поэтов. Как же вы делаете свой выбор?

— Если в поэтическом произведении слово никаким другим нельзя заменить, то стихотворение написано правильно. Таким критерием я руководствовался всегда. Конечно, когда писал музыку на такие великолепные стихи, проходил большой экзамен — должен был соответствовать в музыке поставленной планке.

— Увлечение поэзией пришло к вам с музыкой или раньше?

— Трудно разделить. Увлёкся поэзией в ранней юности, был частым посетителем специализированного магазина поэзии, который находился в ту пору около цирка. Особенно я увлекался классиками. Написал романс «Порыв» на стихи Валерия БРЮСОВА, конечно, была и композиторская тяга к любимым ЛЕРМОНТОВУ, ПУШКИНУ, хотя на их стихи, кажется, всё уже было написано. Позже заинтересовался поэзией ХХ века, современными авторами.

— Какие-то открытия подвигли к этому интересу?

— Вот Владимира МАЯКОВСКОГО считают немузыкальным поэтом, однако же Георгию СВИРИДОВУ удалось написать «Патетическую ораторию» на его стихи, которые соединились с музыкой свежо и современно. Однажды я узнал, что Маяковский был в Свердловске, посвятил нашему городу несколько стихотворений, очень мощных, образных. В них поэт воспел даже реку Исеть, а я ведь родился рядом с Исетским озером. Поэтому я и взялся за «маяковскую» кантату, которая стала моим выпускным дипломным сочинением в Уральской консерватории. После окончания консерватории стал часто ездить в Москву с песнями, показывал их на радио, телевидении, и мне как-то повезло. Побывал в гостях у Роберта РОЖДЕСТВЕНСКОГО и показал ему песни, написанные на его стихи. Поэт меня похвалил, сказал, что надо этим песням дать возможность звучать. Но реализовать наши планы так и не удалось, мы встречались в последние годы его жизни, и вскоре Роберта Ивановича не стало, а мне без его поддержки было бы непросто это сделать.

— У вас есть песни и на стихотворения поэтов-земляков…

— Песня «Где ты, счастье, задержалось?..» на стихи свердловского поэта Льва СОРОКИНА даже попала на телефестиваль «Песня года». Так как Лев Леонидович был не только поэтом, но и председателем правления Свердловского отделения Союза писателей, он и познакомил меня со своими коллегами, на стихи которых я создал немало песен. К примеру, «Исетский вальс», написанный с Владимиром БЛИНОВЫМ, вошёл в сборник песен о нашем городе на CD. Очень горжусь песней «Похолодало» на стихи Вадима СЕМЕРНИНА. Она, что называется, пошла в народ, поётся туристами в походах, ветеранами и детьми на музыкальных конкурсах и просто в застольях.

— Очень многие ваши произведения связаны смыслом и духом с Уралом — вокально-хоровая композиция «Пятнадцать посвящений родному краю», «Песня об Уральском крае», пьеса «Екатеринбург в лицах»... А не было ли соблазна остаться в столице, куда вы постоянно приезжали?

— Примерно до начала 2000-х годов бывал в Москве очень часто, и у меня время от времени появлялась мысль остаться там. Но в конце концов понял для себя: нет, я не могу творчески работать в этой московской бесконечной суете. Урал — любимый мой край. Я уже привык к местному говору, этому уральскому «чо», особенностям уральского характера, климату. А ещё когда я впервые попал на репетицию Уральского народного хора, то просто влюбился в него. До сих пор дружу с этим коллективом, который, в свою очередь, не забывает меня. Недавно хор из ста человек, в составе которого были и артисты Уральского народного хора, исполнил мою песню «Колокола»  на слова Александра ДАРМАСТУКА. Было очень приятно.

— Ваши песни с удовольствием исполняли и исполняют и уральские, и столичные певцы, артисты. С кем работалось особенно интересно?

— Около 25 лет сотрудничал с Валентиной ТОЛКУНОВОЙ. Она спела более десятка моих песен и всегда была желанной гостьей в Свердловске-Екатеринбурге. Я много раз участвовал в её концертах. Она усаживала меня за рояль на место Игоря КРУТОГО, руководителя музыкантов, с которыми выступала, а затем я либо пел с Валентиной дуэтом, либо аккомпанировал ей. И это, конечно же, было незабываемо. С Екатериной ШАВРИНОЙ я знаком с конца 1980-х годов, и моя песня «На пароме» на стихи Анатолия ПОПЕРЕЧНОГО в её исполнении попала на телефестиваль «Песня года». Знаете, я всегда репетировал вместе с артистами, а вот Дмитрий ХАРАТЬЯН самостоятельно разучил мою песню «Кони в ночном» и исполнил её на авторском концерте Поперечного. Приятный сюрприз.

— Какие проекты сейчас в работе?

— Работаю над произведением смешанного жанра. Что-то между мюзиклом и комической оперой по мотивам чеховских рассказов. Там много диалогов, как в мюзикле и оперетте, где сочетаются музыка, речь и оркестровые фрагменты. Нужны были и стихи, нашёл их у Афанасия ФЕТА. Пока не знаю, где мне удастся исполнить это сочинение. Возможно, в Камерном театре, где сейчас играют «Каменный цветок», музыку которого написал совместно с дочерью Юлией. Теперь это своеобразная визитная карточка театра. В течение нескольких сезонов там же играли и «Графа Нулина» с моей музыкой. Написал также автобиографические мемуары «А прошлое кажется сном», где рассказал не только о творчестве, о встречах, о серьёзном, но и разнообразные несерьёзные случаи.

— Пожалуйста, поделитесь в финале беседы этим несерьёзным…

— Как-то в наш город приехал на гастроли столичный Театр сатиры. Спектакли шли в Оперном театре и Театре музкомедии, да ещё вдобавок артисты давали концерты по городу и в области. Конечно, им нужен был музыкант, причём не просто пианист, ведь фортепиано есть не везде, а ещё и баянист. Вот на эту должность меня и пригласили, и я без сомнений согласился. Тогда в Театре сатиры играли Вера ВАСИЛЬЕВА, Андрей МИРОНОВ, Борис НОВИКОВ… Аккомпанировать им было огромным удовольствием. Ну, и к их славе я, консерваторский студент, тогда забавно приобщился. Борису Новикову надо было получить гонорар за концерты, города он не знал, разумеется, и попросил его проводить. Мы шли с ним вместе по улицам, все узнавали известного артиста, и я, идя рядом, испытывал гордость причастности.

Миновало время, и уже я приехал в Москву, чтобы записать «Песню настройщика роялей» на стихи Владимира КОСТРОВА. Хотел предложить это Андрею Миронову, прихожу в Театр сатиры, а он мне говорит: «Я тебя знаю. Ты нам аккомпанировал». Меня узнал такой артист! Правда, у Андрея тогда было много съёмок, и он предложил осуществить мою задумку через полгода. Но я же нетерпеливый! Ждать не стал, записал песню с Леонидом СЕРЕБРЕННИКОВЫМ, о чём потом ни на минуту не пожалел. Песня прозвучала в очень популярной радиопередаче «Доброе утро» и тоже стала популярной.

 

Беседовала Дарья Рябова

 

Ссылка на материал: "Вечерний Екатеринбуг" 

 

 

29 янв 2016

Творческий состав

Пузей Николай Михайлович

Пузей Николай Михайлович
Есть немного людей, чей "микрокосм" абсолютно созвучен их "макрокосму", – краю, где они родились и выросли. Именно таков Н.М.Пузей. Всякая попытка определить его человеческий облик в категориях официальной лексики ["ведущий", "выдающийся" и др.] чревата опасностью не только впасть в трюизмы, но и не сказать самого главного, существенного. ... Музыкальные впечатления от уральского горнозаводского музыкального быта, полученные еще в детстве, обусловили тяготение композитора к фольклорным истокам. Пузей принадлежит к числу музыкантов, осваивающих народное искусство не по песенным сборникам или фонозаписям, а в его живом бытовании. ... Какой бы ни была конкретная тема того или иного произведения Пузея, все его творчество глубоко лирично и по тому строю чувств, который в нем запечатлен, и по своему стилю. Одно из наиболее привлекательных ее качеств – богатейший мелодизм, восходящий, с одной стороны, к народно-песенным истокам, с другой – воплощпющий характерную для современного музыкального мышления тенденцию к линеарности. Мелос наполняет всю фактуру в сочинениях Пузея, сообщая им свободу и органичность в развертывании музыкальной мысли.

Вакарь Лариса Владимировна

Вакарь Лариса Владимировна
Главный специалист по театральному и исполнительскому искусству Управления культуры г. Екатеринбурга. Выпускница Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Работала преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ, экскурсоводом Дома-музея П.И.Чайковского в Клину, преподавателем курса "Общественная история художественной и музыкальной культуры" в Свердловском горном институте, на кафедре звукорежиссуры Уральской консерватории.