E-mail: scomposers@mail.ru
Телефон: (343) 350-67-85
Пантыкин Александр Александрович

Пантыкин Александр Александрович

(председатель союза)

Русский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года».

Племянник Георгия Свиридова поведал о своем гениальном дяде. Интервью с Александром Белоненко

 

Празднование 100-летия величайшего композитора Георгия Васильевича Свиридова прошло в Екатеринбурге. В этом проекте принял участие его племянник, заслуженный деятель искусств России,  кандидат искусствоведения, директор Свиридовского института в Санкт-Петербурге Александр Сергеевич Белоненко, который многие годы посвятил изучению творчества Свиридова, провёл большую работу по собранию его сочинений и написал о композиторе книгу «Музыка как судьба». В ней можно получить полную и достоверную информацию о жизни и творчестве Георгия Васильевича, но нам удалось получить ответы на самые важные вопросы от самого автора произведения и близкого Георгию Васильевичу, Свиридову человека, который знает о нем абсолютно всё.

 

Какие отношения были между Вами и Георгием Васильевичем?

 

За пятьдесят лет нашего общения в разные периоды он мне виделся по-особенному. Когда я был еще чижиком-пыжиком, дядя казался мне большим, огромным человеком, отношение у меня к нему было как к старшему, и я даже боялся его. Потом к этому прибавилось еще и ощущение, что это грандиознейшая личность, рядом с ним я себя чувствовал просто маленьким человечком и прибывал в состоянии постоянного смущения. Ближе к концу его жизни и когда я уже сам встал на ноги, наши отношения приобрели уже не просто родственный, а уже более профессиональный характер. К примеру, Свиридов делился со мной самыми сокровенными мыслями, поэтому я знаю оценки, которые он давал многим людям.

 

Как на Вас повлияла музыка дяди?

 

Музыка Свиридова на многие годы засела в моей душе, она во многом определила мои  предпочтения и даже повлияла на мое мировоззрение, несмотря на то, что в молодости я увлекался авангардом, а диссертацию писал по православной музыке

 

Что вы помните из детства о Ваших взаимоотношениях с Георгием Васильевичем?

 

Он приходил к бабушке (его матери), у которой меня часто оставляли, и работал, а я играл под роялем в спички, воображая их солдатиками. Каждый раз дядя приносил коробку конфет «Сказки Пушкина», которые я получал и замолкал на весь вечер. Так я, когда мне было примерно пять лет, на всю жизнь запомнил, как он сочинял свои знаменитые песни на слова Роберта Бернса. В 1955 году я слышал их уже на концерте и вспоминал, как Георгий Васильевич сочинял их при мне еще в начале 50-х годов. Мы с дядей любили рассказывать друг другу анекдоты. Однажды я сказал при нем выражение «Отца в зубы, жизнь – копейка», которое он запомнил и даже записал в дневнике. А его любимая фраза была «Мы с братом», которая являлась сокращенной перефразированной репликой из «Ревизора» Гоголя «Ну, как брат Пушкин?».

 

Как Вы можете охарактеризовать его?

 

Еще Гоголь говорил о великом писателе-современнике: «Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он может явиться через двести лет», то же можно сказать и о Свиридове. Во-первых, он человек глубокого ума, русский человек во всех его проявлениях. Во-вторых, характер у него был очень сильный, знаете, есть такие люди -«волевики» с колоссальной энергетикой, подчиняющие себе других. Но при этом Георгий Васильевич был очень внимательным собеседником. И часто я видел, как мысли, которые люди приносили с собой,  приходя к нему, становились его достоянием. У Свиридова была феноменальная память. Однажды во время войны, когда была эвакуация, он соревновался с Александром Вертинским, кто больше вспомнит стихотворений, так как считалось, что память – это признак гения.

 

И у Свиридова была хорошая память?

 

Георгий Васильевич помнил практически все произведения, на которые он писал музыку. Еще в детстве учительница в 20-е годы дала Свиридову книжку Сергея Есенина, и он, будучи мальчишкой, прочитал, и у него засело в голове стихотворение «Я последний поэт в деревне», на которое в 1956 году он написал музыку, и это была одна часть его поэмы памяти Сергея Есенина. Представляете, около тридцати лет он помнил это стихотворение, и, конечно, не только его.

 

Наверное, у Георгия Васильевича было много книг…

 

Библиотека Свиридова может стать предметом исследования. Я пытаюсь организовать музей в Курске, для этого объездил и изучил музеи всех великих композиторов в Европе: у Роберта Шумана в Цвиккау, у Георга Генделя в Галле, у Людвига Бетховена в Бонне, у Иоганнеса Брамса в Гамбурге, у Ференца Листа в Веймаре. И каждый раз я особенно интересовался библиотеками, и больше всего меня потрясла сокровищница книг у Рихарда Вагнера в Байройте. У Свиридова тоже внушительная библиотека, насчитывающая 2-2,5 тысячи томов отборнейшей литературы. Причем Георгий Александрович был активным читателем: он подчеркивал понравившиеся мысли и на полях писал впечатления о прочитанном.

 

Какую позицию Свиридов занимал по отношению к политике, государству, власти?

 

Должен сказать, что это был человек с глубоким духовным внутренним миром, со своими взглядами, порой субъективными, личным отношением ко всему. И в поведении, и в образе он всегда был очень оригинален и стремился докопаться до истины в его понимании, иногда его мнение было противоположно господствующему. Он добивался правды и в творчестве, но одновременно писал так, чтобы давать людям надежду, поэтому его произведения и любимы народом.

 

Какие идеи присутствуют в музыке Георгия Васильевича?

 

Его музыка несет в себе идею добра, хотя может быть и трагическое содержание, и грустнейшие мысли, ведь он не питал иллюзий по отношению к состоянию в России. В гимне о родине на стихотворения Сологуба: «Победа, свобода ликует в чужой беспечальной дали, но русское сердце тоскует, не видя родимой земли», - это его квинтэссенция, то есть он испытывал тоску по русской жизни, глядя на происходящие в стране беспорядки. Он не мог покинуть родной край, ведь его главной идеей была «тайная связь с землей», даже не «патриотизм» - слово, которое он терпеть не мог. На этой почве у него возникало противостояние с интернационалистами, которые были уверены, что искусство должно быть достоянием всего человечества. Свиридов же понимал, что у музыки, как и у мысли, существует свой язык, доступный одному народу. Он очень тревожно относился к этому языку, негативно относился к его порче.

 

Какие темы в музыке были для Георгия Васильевича излюбленными?

 

Главными были Россия и Санкт-Петербург. Этот город исторически всегда являлся центральным, многие события, происходящие в нем, определяли судьбу всей Родины. Также ключевым моментом в его произведениях была революция, в то время как войну он ненавидел. Он считал, что русских и немцев столкнули. Согласно его теории, есть победители,  и те, кто выиграл войну. Вот русские победили в Великой Отечественной, но мы не выиграли ее, выиграли – другие, страны, у которых сейчас высокий уровень благосостояния народа. Судьба России и всего народа очень волновала Свиридова, и он был первым композитором, который поднял эту проблему в своей музыке.

 

Какую музыку предпочитал композитор?

 

Был открыт всякой музыке, кроме искусственной, которая создана для снобов. Ему была близка простонародная музыкальная речь, песня городская и крестьянская, слушал и рок. Внимательно следил за массовой советской песней. Его жанр – это песня. Не случайно он любил цитировать высказывание Аполлона Григорьева о дубе, который растет один. Таким однобоким композитором был и он сам. Обычно принято, что композиторы должны писать во всех жанрах, но это полная ерунда: Шопен писал фортепианную музыку, Вагнер – оперы, а Свиридов писал только вокальную музыку для хора или для солистов.

 

На какие тексты Георгий Васильевич писал музыку, по каким критериям отбирал?

 

Свиридов избирательно подходил к выбору текста. Он энциклопедически знал многих классиков, так как с детских лет воспитывался на их произведениях. Но помимо этого Георгий Васильевич очень внимательно следил за современным поэтическим процессом. Хорошо знал новых поэтов, с некоторыми был лично знаком, например, Прокофьевым, Тихоновым, Твардовским, Маршаком. Свиридов умел находить даже у поэтов не первого ряда такие поэтические строчки, которые, с его точки зрения, обладали художественными достоинствами. И, как правило, он не ошибался, ведь вкус у него был великолепный. Он презирал Евтушенко за то, что тот прислуживал власти и писал «газетную» лирику, на дух не переносил Вознесенского, считая его поэтом без глубокой идеи. Так что он писал музыку далеко не на всех. Из любимых же поэтов у него были Рубцов и Клюев, на стихотворения которых он создал маленькие кантаты,  ценил Кузнецова и Фета, хотя на их произведения не сочинял музыку. Но конечно главные авторы для Георгия Васильевича – это Блок, Есенин, Пушкин, Некрасов, Алексей Толстой, Кольцов.

 

Что вдохновляло Георгия Васильевича на написание музыки?

 

Свиридов мог годами носить в своей памяти стихотворения, которые, лишь спустя время, обретали в его голове мелодию, и он стремился скорее запечатлеть ее. Ему приходилось писать много прикладной музыки для кино и театра. Самый яркий пример - композиции «Время, вперед!» и «Метель», которые изначально были киномузыкой, а потом из нее уже родились сюиты и музыкальные иллюстрации. Касательно больших замыслов Георгия Васильевича – основных вокальных сочинений, то ясно можно увидеть, что сам дух времени подсказывал, что от него требуется. Например, годы Хрущевской «оттепели» были эпохой общественного оживления, и поэзия, соответственно, вышла на стадионы. В это время Свиридов стал писать музыку под оратории - большие, крупные сочинения, рассчитывая на огромную аудиторию. Например, в Екатеринбурге у памятника Ленину стоял хор из 800 человек. Потом, когда уже закончилась эта бурная «весна» и начались годы «застоя», Свиридов продолжал трудиться. Он не считал это время бесплодным, а был уверен, что оно как раз и создано для углубленной работы русского ума, было разбужено национальное самосознание.

 

Что музыка значила для Свиридова?

 

Он считал, что музыка является не просто замкнутым искусством, а она принимает участие в духовной жизни нации. Хочется отметить, что не только известные нам историки, такие как Соловьев, Ключевский и Карамзин, но и талантливые композиторы, Глинка, Мусоргский, Бородин, обладали своей «историософией» России. Они создали миф – легенда «Китеж-град» Римского-Корсакова, мыслили исторически, понимая, что их музыка служит своеобразным инструментом воздействия на общественное самосознание.  И для Свиридова музыка никогда не была просто искусством игры или забавой, как сейчас, он стремился обращаться к большой аудитории. Для него музыка была средством беседы с людьми.

 

Вы посетили празднование 100-летия Георгия Свиридова в Екатеринбурге, понравилось Вам, как оно прошло?

 

Я видел разные варианты отмечания юбилея композитора: в Санкт-Петербурге недавно прошли «Невские хоровые ассамблеи», где в капелле исполнялись все сочинения  Свиридова, в Новосибирске состоялся фестиваль «Покровская осень», где выступал хор из 250 человек. Но то, что сделал Александр Александрович Пантыкин, мне страшно понравилось. Такого я нигде не видел – неожиданная и очень симпатичная форма. Особенно понравился хор консерватории, а маленькие детишки пели славно и живо. Конечно, стоит сказать и о работе Александра Александровича, который аранжировал музыку Свиридова, хотя я услышал не все композиции, но сам ход работы мне принес большое удовольствие. Я слышал, как Олег Погудин исполняет «Невесту» Свиридова на стихи Блока, встречался с джазовыми обработками, но то, что сделал «дедушка уральского рока», получилось совершенно оригинально. Однако хочу заметить, что он еще робко подошел к аранжировке. Если любимая Свиридовым электро-гитара будет звучать еще ярче, то получится великолепный номер. Но все эти новые обработки говорят о том, что Свиридов является предметом народного творчества, и его музыка обладает внутренней притягательностью».

 

Беседовала Дарья Рябова

 

16 дек. 2015

Творческий состав

Кобекин Владимир Александрович

Кобекин Владимир Александрович
Сугубо современные по интонационному строю произведения Кобекина отличает мелодическая выразительность и пластичность, присутствие неизъяснимо-проникновенного начала, которое составляет лирическую суть праосновы музыки как искусства. ... Идея ограничения выразительных средств представляет творчество композитора в русле минимализма – направления, активно развивающегося в мировом музыкальном искусстве последних десятилетий. Однако кобекинский минимализм – это полнозвучный мир, покоряющий всеохватностью и богатством образов. В сочинениях Кобекина данного направления самобытно отражается интерес композитора к религиозным сюжетам, к жанрам духовной музыки, демонстрируется широта осмысления вопроса.

Марченко Любовь Васильевна

Родилась 1 июля 1939 г. Окончила Магнитогорское музыкальное училище (1957) и Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского (1962), где обучалась в классе В.Н. Трамбицкого, а после его отъезда в Ленинград – в классе Е.Н. Корчинского. Ее дипломная работа была посвящена творчеству Прокофьева. Уже с 4 курса Л.В. Марченко начинает свою педагогическую деятельность на кафедре теории музыки. В 1961 г. она явилась одним из инициаторов открытия при Уральском отделении СК СССР первой в стране молодежной секции, совместно с музыковедом Н.М. Вильнер готовила программы и вела лекции-концерты этой группы в городах и селах Урала. Перу Л.В. Марченко принадлежит целый ряд публицистических статей о творчестве композиторов Урала и о концертной жизни Свердловска, опубликованных в местных и центральных изданиях. В 1977 году переезжает в Ленинград, преподает в Ленинградском институте искусств и культуры. В настоящее время Л.В. Марченко работает в Музее-квартире Ф. Шаляпина в Санкт-Петербурге.